Введение 3
Глава 1 Теоретические основания исследования 8
1.1 О границах и взаимодействии поэзии и живописи 8
1.2 К проблеме интермедиальности 12
1.3 О природе экфрасиса 14
1.4 Функции интермедиальности 19
Глава 2 Интермедиальность в русской поэзии XX века 22
2.1 Маяковский и Малевич 22
2.2 Айги и Ларионов 30
2.3 Бродский и Боччони 35
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 50
Вопрос о взаимодействии литературы и живописи стоит еще с
античных времен, и по этому поводу существуют различные точки зрения.
Одни исследователи стремятся провести как можно более четкую границу
между искусствами с целью выявления и обострения их специфики; другие
же, напротив, выступают за взаимодействие искусств, дающее возможность
их взаимного обогащения. С конца XX века не перестают быть актуальными
исследования проблемы интермедиальности: имеют место теоретические
исследования, как нацеленные на более полное и подробное определение
этого понятия, так и призванные проанализировать интермедиальные
отношения между искусствами в рамках конкретных произведений.
Результатом изучения интермедиальности в искусстве должно стать
выявление общих закономерностей возникновения взаимовлияния
литературы и изобразительного искусства и их зависимость от исторического
процесса. В настоящей работе мы не стремимся представить новый
теоретический взгляд на проблему интермедиальности, но на примерах
поэтических произведений и их аналогов в живописи анализируем
механизмы перевода произведения с языка одного искусства на язык другого.
В качестве материала для исследования мы выбрали футуристическую
живопись, так как именно в ней доведены до предела конструктивные
принципы организации изобразительной плоскости. Поэзия становится
неотъемлемой частью футуристического движения в России в начале XX
века и нередко обращается к опыту футуризма в дальнейшем.
Актуальность настоящего исследования заключается в активной
разработке проблемы интермедиальности в наши дни, обусловленной
динамичным развитием современной медиакультуры – вследствие этого
поднимается важный вопрос о возможностях человека переводить
информацию с вербального языка на визуальный и наоборот.
На данный момент нет трудов, в полной мере отражающих
проблематику интермедиальности в изучаемых нами стихотворениях – «Ист
Финчли» Иосифа Бродского, «Уличное» Владимира Маяковского и «Н. Х.
среди картин» Геннадия Айги. Этим обуславливается новизна настоящего исследования.
Объектом исследования являются стилистические и композиционные
приемы, описательные фрагменты и особенности центральных образов,
обнаруживающие отсылки к визуальным источникам, в указанных стихотворениях.
Предмет исследования – интермедиальность в вышеназванных произведениях.
Методология исследования предполагает проведение историко-
культурного, лингвостилистического и рецептивно-эстетического анализа.
Цель работы – исследовать специфику интермедиальных отношений футуристической живописи и русской поэзии XX века на примере произведений трех поэтов начала, середины и конца столетия – Маяковского, Айги и Бродского.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ явления «интермедиальность»: раскрыть специфику
проблемы взаимодействия литературы и живописи, выявить генезис
интермедиальности, рассмотреть различные точки зрения на это
явление, а также выделить его типы и функции;
2. Провести анализ интермедиальных отношений предложенных
стихотворений и произведений изобразительного искусства с точки
зрения их влияния на поэтический язык и смысловое содержание текста.
Структура исследования определяется поставленными задачами.
Первая глава является теоретической. В ней рассматриваются
понятие, виды и функции литературно-визуальной интермедиальности.
Вторая глава посвящена сравнительному анализу произведений
Маяковского и Малевича, Айги и Ларионова, Бродского и Боччони.
Работа состоит из 46 страниц; в приложении приводится
анализируемый материал: тексты стихотворений и репродукции картин.
В основу сравнительного анализа произведений поэтического и
изобразительного искусства положен обильный и разнообразный
фактический материал. Теоретическая база исследования строится на
научных статьях и монографиях, посвященных проблеме интермедиальности
и ее видов (в частности, экфрастическому описанию); а также на трудах,
посвященных творчеству поэтов, произведения которых мы анализируем в
практической части работы.
Важными для нашего исследования являются труды, обращенные к
проблеме соотношения словесного и изобразительного искусства,
включающие как общие теоретические обоснования вопроса, так и анализ
произведений конкретных авторов в их связи с произведениями живописи.
Среди них монография Н. Дмитриевой «Изображение и слово», в которой
искусствовед анализирует специфику изобразительных искусств
(скульптуры, живописи и графики) в их связи с искусством слова;
монография К. Пигарева «Русская литература и изобразительное искусство»,
автор которой, хотя и исследует неактуальное для нашей работы искусство
XVIII – первой четверти XIX века, дает ценные замечания по поводу
взаимодействия литературы и живописи; сборник статей «Литература и
живопись» под редакцией А. Н. Иезуитова, предлагающий разносторонний
взгляд на проблему взаимодействия искусств. Особую ценность для нашей
работы представляет монография В. Альфонсова «Слова и краски. Очерки из
истории творческих связей поэтов и художников», в которой литературовед
обращается к анализу поэзии Блока, Заболоцкого и Маяковского и их связи с
изобразительным искусством.
Анализируя проблему интермедиальности, мы опираемся на статью Н.
В. Тишуниной «Методология интермедиального анализа в свете
междисциплинарных исследований» и статью Э. В. Седых «К проблеме
интермедиальности». В этих работах дано определение интермедиальности,
взятое нами за основу дальнейших рассуждений, описаны типы и обоснована
актуальность этого явления. Одним из типов интермедиальности считают
экфрастическое описание. Генезису экфрасиса и эволюции понимания этого
термина посвящены следующие труды: «Экфрасис как тип текста (к
проблеме структурной классификации)» Н. В. Брагинской, «Миф и
литература древности» О. М. Фрейденберг, «Пластическая радость красоты»
М. О. Рубинс. Особенно стоит выделить сборники статей, посвященных
экфрасису: сборник трудов Лозаннского симпозуима «Экфрасис в русской
литературе» под редакцией Л. Геллера и сборник статей «“Невыразимо
выразимое”: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в
художественном тексте» под редакцией Д. В. Токарева. В них представлены
различные взгляды на определение экфрасиса и его функционирование в
тексте, а также примеры использования экфрасиса в русской литературе.
Кроме того, следует отметить статьи «Поэзия до и после экфрасисов» А.
Маркова и «Ожившие картины: экфрасис и диегезис» Ю. В. Шатина.
О поэтике Маяковского в его связи с живописью пишет В. Альфонсов в
уже названной нами монографии «Слова и краски. Очерки из истории
творческих связей поэтов и художников»; об интерпретации анализируемой
нами картины Малевича «Англичанин в Москве» пишет Н. Фиртич в статье
«“Англичанин в Москве” Казимира Малевича как притча о новом видении».
О поэтике футуристов пишет Е. Бобринская в монографии «Русский
авангард: истоки и метаморфозы», а о становлении Маяковского как поэта
читаем в книге «Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания»,
составленной В. Н. Терехиной и А. П. Зименковым, а также в автобиографии
В. Маяковского «Я сам».
Говоря о поэтике Айги, мы опираемся, в первую очередь, на интервью
«Я – малевичеанец...», опубликованном в книге И. Врубель-Голубкиной
«Разговоры в зеркале». Из рассказа поэта о себе мы узнаем об истоках его
поэзии и взглядах на живописное искусство. Также к работе над
стихотворением Айги мы привлекаем две работы С. Е. Бирюкова:
монографию «Амплитуда авангарда» и статью «Перечитывая Айги».
К анализу поэзии Бродского мы привлекаем, в первую очередь, труды
«Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии» Л. Лосева, «Между
вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа
Бродского «Урания»)» Ю. Лотмана (в сотрудничестве с М. Ю. Лотманом),
«О поэзии Иосифа Бродского» М. Крепса. Не меньшую ценность для нас
имеют сборник интервью «Иосиф Бродский. Большая книга интервью» В.
Полухиной, позволяющая понять истоки поэтики Бродского, и статья «На
подступах к визуальной эстетике Иосифа Бродского» Ю. Левинга, дающая
представление о роли визуального в творчестве поэта.
Исследование, проведенное в данной работе, показало, в каком виде
принципы футуристической живописи могут быть воплощены в поэтическом
произведении. На примере стихотворений Маяковского, Айги и Бродского
мы увидели, как поэты применяют техники построения живописного полотна к тексту.
В ранней поэзии Маяковского, к которой относится стихотворение
«Уличное», живопись играет ключевую роль: поэт-художник «рисует»
образы в своем стихотворении. Сопоставление его произведения с картиной
Малевича «Англичанин в Москве» показало сходство используемых техник:
алогизм, симультанность, насыщенность цвета. Кроме того, личное
знакомство и сотрудничество Маяковского и Малевича и близость образов в
самих произведениях допускает возможность того, что одно произведение
было вдохновлено другим.
Поэтический язык, созданный Айги, в некоторой степени
отталкивается от принципов авангардного искусства: Айги не только изучал
его, но и был знаком с такими его представителями, как Д. Бурлюк,
Крученых, Харджиев. Огромное влияние на поэта оказали также Маяковский
и Малевич. В стихотворении «Н. Х. среди картин», приуроченном к выставке
Ларионова и Гончаровой в Музее Маяковского, прослеживаются техники
лучизма. Айги в своем тексте создал насыщенное пространство, использовал
принцип беспредметности, показал не сами вещи, а их отражения в лучах –
буквально написал стихотворение в стиле лучизма. Помимо прочего, Айги
воплотил идею луча в визуально-графическом оформлении: из стройного
ряда строчек вырываются несколько длинных «лучей».
Что же касается Бродского, он не был близок с авангардом, хотя и
выделял некоторых художников начала XX века. В поэтике Бродского, уже
оформившейся к моменту написания «Ист Финчли», обнаруживается
сходство с живописью итальянского футуризма: интерес к форме вещей,
техника монтажа, мотив движения. Привнося в стихотворение
экфрастическое описание картины Боччони «Прощания», Бродский заостряет
внимание на перечисленных техниках и подсказывает читателю визуальный
эквивалент образа.
На этих примерах мы видим, какой разной может быть
интермедиальность в искусстве. Мы приходим к выводу, что, в основном,
поэты заимствуют у художников именно техники, желая сформировать
новый, наполненный дополнительным смыслом поэтический язык. При этом
главной особенностью и, мы бы сказали, необходимостью
интермедиальности является то, что «опыт других искусств не переносится
механически на чуждую ему почву: он претворяется, перерабатывается в
лоне искусства, которое его восприняло»88. Интермедиальность позволяет
расширить возможности как поэтического языка, так и языка
изобразительного искусства (не зря мы говорим о взаимодействии и
взаимовлиянии) и дать читателю новый взгляд на литературу сквозь призму живописи.
Литературные тексты:
1. Айги Г. Собрание сочинений: в 7 т. / Г. Айги; сост. Г. Айги, А.
Макарова-Кроткова. – М.: Гилея, 2009. – Т. 1.
2. Бродский И. Собрание сочинений: в 7 т. / И. Бродский; сост. Г. Ф.
Комаров, общ. ред. Я. А. Гордина. – СПб.: Пушкинский фонд, 2001. – Т. 3.
3. Маяковский В. В. Собрание сочинений: в 12 т. / В. В. Маяковский. –
М.: Правда, 1978. – Т. 1.
Научно-критическая литература:
4. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста. (К проблеме структурной
классификации) / Н. В. Брагинская // Славянское и балканское
языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура
балканского текста. – М.: Наука, 1977.
5. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг.
– М.: Восточная литература, 1998.
6. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации
визуального в художественном тексте: сб. ст. / сост. и науч. ред. Д. В.
Токарева. – М.: Новое литературное обозрение, 2013.
7. Рубинс М. О. Пластическая радость красоты. Акмеизм и Парнас / М. О.
Рубинс. – СПб.: Академический проспект, 2003.
8. Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты...». Экфрасис как
художественно-мировоззренческая модель / Е. В. Яценко // Вопросы
философии. – 2011. – No 11.
9. Лосев Л. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии / Л. Лосев. –
М.: Молодая гвардия, 2006.
10. Полухина В. Иосиф Бродский. Большая книга интервью / В. Полухина.
– М., 2000.
11. Лотман Ю. М., Лотман М. Ю. Между вещью и пустотой: (Из
наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского "Урания") //
Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. – Таллин, 1993. – Т. 3.
12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – М., 1989.
13. Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М.: Гнозис;
Издательская группа «Прогресс», 1992.
14. Альфонсов В. Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей
поэтов и художников / В. Н. Альфонсов. – М., Л.: Советский писатель, 1966.
15. Литература и живопись: сб.ст. / отв. ред. А. Н. Иезуитов. – Л.: Наука.
Ленинградское отделение, 1982.
...