Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сказкотерапия как средство развития речи у старших дошкольников (Сахалинский Государственный Университет)

Работа №129813

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы87
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: подготовительная группа №10 МАДОУ «Детский сад № 9 «Зеленый остров» (Сахалинская область, г. Анива).
Выборка: 19 человек (8 мальчиков и 11 девочек в возрасте 6-7 лет).
Есть приложение.

Введение…………………………...………………………………………………3
Глава1. Теоретические аспекты изучения речи у старших дошкольников...…7
1.1. Категория «речь, ее виды и специфика изучения в психологической литературе»…7
1.2. Когнитивное развитие старшего дошкольника….………………………..16
1.3. Особенности развития речи у старших дошкольников…...…...…………22
Глава 2. Зависимость развития речи у старших дошкольников от сказкотерапии……30
2.1. Понятие сказкотерапии ее роль в психическом развитии дошкольника…30
2.2.Сказкотерапия как средство, способствующее развитию речи в старшем дошкольном возрасте……………………………………33
Глава 3.Экспериментальное исследование по изучению сказкотерапии как средства развития речи у старших дошкольников с ОВЗ…….………………44
3.1. Краткая характеристика группы испытуемых. Описание методов исследования. Анализ констатирующего этапа исследования………...……..44
3.2. Содержание программы сказкотерапии способствующей развитию речи у дошкольников.53
3.3 Динамика влияния сказкотерапии на речь дошкольников……..…………57
Заключение……………………….………………………………………………63
Список используемой литературы………65
Приложения……………………….……………………………………………..69

Актуальность. Вопросы развития связной речи всегда актуальны, потому что являются центральной задачей речевого развития детей, имеющей большое значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его социализации. Предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в образовательной работе ДОУ, формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения.
К старшему дошкольному возрасту происходит усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Монолог более сложная форма речи. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь у старших дошкольников, являются: описание, повествование, элементарные рассуждения.
В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей. Метод работы со сказкой имеет многовековую историю – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Однако научное обоснование и целенаправленное использование этот метод в работе с детьми, в частности в логопедии, получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее перспективных. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли советские психологи Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н.А. Погосова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития связности речи детей. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.
Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Сказкотерапия является одним из методов арттерапии. «Сказка – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К.Д. Ушинский). Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят.
Проблема. Последние статистические данные по России свидетельствуют о том, что до 50% дошкольников страдают нарушениями речи различной тяжести (Н.В. Новотворцева, Л.Р. Давидович, О.А. Степанова) и нуждаются в специальной логопедической помощи. Наблюдения и мониторинг речевого развития детей старшего дошкольного возраста показывает слабое развитие диалогической и монологической речи. К старшему дошкольному возрасту лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню развития связной диалогической и монологической речи, то есть не все дети имеют достаточный словарный запас, инициируют диалоги по теме, могут самостоятельно строить сложные предложения разных типов, составлять описание, повествование или рассуждение, развивать сюжетную линию по серии картинок, соединяя части высказывания разными типами связей. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Объектом данного исследования являются старшие дошкольники.
Предмет исследования – развитие речи у старших дошкольников.
Цель: Изучить процесс развития речи у старших дошкольников с ОВЗ по средствам сказкотерапии.
Задачи:
1. На основе анализа научно-психологической литературы рассмотреть следующие понятия: речь, особенности дошкольников с ОВЗ, сказкотерапия.
2. Теоретически обосновать влияние сказкотерапии на развитие речи у дошкольников с ОВЗ.
3. Эмпирически определить уровень развития речи у дошкольников с ОВЗ.
4. Систематизировать и провести с дошкольниками с ОВЗ программу сказкотерапии.
5. С помощью математической статистики доказать эффективность проведения программы сказкотерапии.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс развития речи у дошкольников с ОВЗ будет проходить эффективнее при соблюдении следующих условий:
1. Учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей с ОВЗ
2. Проведение программы сказкотерапии.
Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого – педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Научная новизна исследования заключается в том, что было определено влияние сказкотерапии на уровень развития речи у старших дошкольников с ОВЗ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были изучены особенности влияния сказкозкотерапии на развитие речи старших дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалами исследования могут воспользоваться педагоги, психологи и логопеды, работающие со старшими дошкольниками с ОВЗ.
В ходе исследования использовались следующие методы:
1. Теоретические (теоретико-методологический анализ научной, психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический (изучение педагогического опыта).
База исследования: подготовительная группа №10, в количестве 19 человек (8 мальчиков и 11 девочек в возрасте 6-7 лет) МАДОУ «Детский сад № 9 «Зеленый остров»).
Структура выпускной квалификационной работы определялась задачами, которые были поставлены в ходе исследования. Работа состоит из введения, отражающего суть, актуальность, значение, научную и практическую ценность данной работы, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Первая глава носит теоретико-методологический характер. На основе изучения литературных источников рассматривается понятие «речь, ее виды и специфика изучения в психологической литературе», охарактеризовано когнитивное развитие старшего дошкольника, выявлены особенности развития речи у старших дошкольников.
Вторая глава носит проблемный характер. В ней рассмотрены зависимость развития речи у старших дошкольников от сказкотерапии, понятие сказкотерапии, ее роль в психическом развитии дошкольника, а также охарактеризовано применение сказкотерапии как средства, способствующего развитию речи в старшем дошкольном возрасте.
Третья глава носит аналитический характер, в ней отражаются диагностика развития речи у старших дошкольников с ОВЗ. Дана краткая характеристика группы испытуемых, дано описание методов исследования, проведен анализ констатирующего этапа исследования. Раскрыто содержание программы сказкотерапии способствующей развитию речи у дошкольников, а также показана динамика влияния сказкотерапии на речь дошкольников.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе работы автора в качестве воспитателя в подготовительной группе №10 МАДОУ «Детский сад № 9 «Зеленый остров»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования нами был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников. Мы выяснили, что речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка уже возможно логическое построение рассуждения в том случае, когда речь идет о знакомой ситуации. Однако познание действительности, ее существенных связей и зависимостей происходит главным образом на основе наглядно-образного мышления –основной формы мышления в этом возрасте. В старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление является доминирующим. Оно играет важную роль в формировании у детей понимания процессов изменения и развития предметов и явлений. У старших дошкольников образуются целостные знания об окружающей деятельности. В деятельности возникает соподчинение основной и вспомогательной целей. Возникают образы, отражающие отношения между производимыми и планируемыми действиями. Благодаря использованию умственного образа ребенок обретает возможность предвосхищения ситуации. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в тесной связи с формированием логического мышления.
При решении второй задачи исследования, мы рассмотрели зависимость развития речи у старших дошкольников от сказкотерапии, понятие сказкотерапии, ее роль в психическом развитии дошкольника, а также охарактеризовано применение сказкотерапии как средства, способствующего развитию речи в старшем дошкольном возрасте. Были построены теоретические предложения, которые легли в основу организации эксперимента.
В ходе эксперимента дана краткая характеристика группы испытуемых, дано описание методов исследования, проведен анализ констатирующего этапа исследования. Раскрыто содержание программы сказкотерапии способствующей развитию речи у дошкольников, а также показана динамика влияния сказкотерапии на речь дошкольников. Работая над проблемой связной речи на занятиях по сказкотерапии, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование сказкотерапии является эффективным средством развития связной речи. Сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Таким образом, мы установили, что данная работа будет полезна для педагогов-практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 400с.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: изд. центр «Академия», 2011. – 158с.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2015. – 127с.
4. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. / В.Г. Белинский. – М.: Худож. лит., 1978. – Т. 3. – С. 62-63.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 255с.
6. Васькова О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова. – М.: Детство – Пресс, 2011.
7. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М.: Академия, 2007.
8. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс и др.; под ред. О.В. Кузьменковой. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. – 288 с.
9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2013.
10. Давыдов В.В. Виды общения в обучении: Логико-психологические проблемы познания: уч. труды /В.В. Давыдов – М.: Педагогика, 1992. – 132с.
11. Дридзе Т.М. Социально-психологические аспекты порождения и интерпретации текстов в деятельности речевого общения / Аспекты изучения текста // Т.М. Дридзе. – М., 1981. – С.129-136.
12. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – М.: Дрофа, 2008.
13. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – СПб., 2010. – 310 с.
14. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии /Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко. СПб., 2013. – 400 с.
15. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками /Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2016.
16. Зинченко В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещериков. – АСТ; АСТ – Москва; Прайм – Еврознак. – 2008. – 467 с.
17. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения / Р.Р. Калинина. – СПб., 2012. – 160 с.
18. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С.Карпинская. – М.: Педагогика, 2012. – 400с.
19. Колшанский Г.В. Коммуникативная структура языка / Г.В. Колшанский. – М., 1984. – 210 с.
20. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П.Короткова .– М.: Просвещение, – 2014. – 398с.
21. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста / Л.Д. Короткова. – М.: Проф – Пресс, 2001.
22. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании / Н.К. Крупская. – М.: Просвещение, 2013.
23. Кудзилов Д. Проективная диагностика в сказкотерапии / Д. Кудзилов. – М.: Академия, 2003.
24. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи дошкольников / Т.А. Ладыженская.– М.: Просвещение, 1995. – 231 с.
25. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М., 2004.
26. Ломакина Г. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем / Г. Ломакина. – М.: Центрполиграф, 2010.
27. Львов М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 211 с.
28. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка / М.Р.Львов.– М.: Просвещение, – 2010.
29. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. – М., 2011.
30. Макарова В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста / В.Н. Макарова. – М.: 2016. – 234с.
31. Максаков А.И. Учите, играя / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Академия, 2015.
32. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2013. – 159с.
33. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога / А.Я. Михайлова. – М.: Проф – Пресс, 2002.
34. Молокова А.В. Электронные учебные материалы для детского сада: справочно – методическое пособие / А.В. Молокова, Т.В. Осколкова; под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2003. – 32 с.
35. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 2015. – 367 с.
36. Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2013. – 128с.
37. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 2014. – 336с.
38. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.
39. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2012. – 432с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – т.2. /С.Л. Рубинштейн – М.: Просвещение, 1989. – 467с.
41. Синицына Е. Умные сказки / Е. Синицына. – М.: Дрофа, 1999.
42. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
43. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – М.:Просвещение, 2013. – 304 с.
44. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И.Соловьева.– М.: Просвещение, 2010. – 176с.
45. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 2011. – 400с.
46. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2010. – 288с.
47. Теория и технологии речевого развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие (Направление подготовки – Педагогическое образование. Психолого-педагогическое образование.) / Авторы: Рослякова Н.И., Голубь М.С. - Краснодар: ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», 2016.
48. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – М.: Детство – Пресс, 2008.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольноого образования.– М.: Просвещение, 2019. – 215 с.
50. Федоренко Л.Д. Закономерности усвоения родной речи: уч. пособие для студ. /Л. Д. Федоренко. – М.: Просвещение, 1984.
51. Юртаев С.В. Основы совершенствования речевой деятельности дошкольников: учебное пособие/ С.В. Юртаев. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 320 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ