ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Ритм и его проявление в американском графическом романе 6
1.1. Понятие, характеристика и история изучения ритма 6
1.2. Ритм в изобразительном искусстве и графическом романе 18
1.2.1. Понятие ритма в живописи и архитектуре 18
1.2.2. Ритм в графическом дизайне 20
1.2.3. Ритм в книге 22
1.2.4. История комикса, его появление и развитие в США 24
1.2.5. Поликодовый текст: определение и история исследования 26
1.2.6. Комикс как креолизованный текст 29
Выводы к Главе 1 35
ГЛАВА 2. Ритмические особенности текста и изображения американского комикса 1980 - 2020 гг 37
2.1. Ритмические особенности текста 37
2.1.1. Графико-фонетические повторы 37
2.1.2. Лексико-синтаксические повторы 38
2.1.3. Лексические повторы 44
2.2. Ритмические особенности изображения 46
2.2.1. Повтор отдельных панелей 46
2.2.2. Повтор силуэта персонажа 51
2.2.3. Частичная редупликация 54
Выводы к Главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Работа посвящена изучению ритмических особенностей американских комиксов, представленных стилистическими приёмами в тексте и повторением различных элементов в пределах одного или нескольких изображений.
Комиксы являются неотъемлемой частью массовой культуры по всему миру. В некоторых странах (например, США и Великобритания) комикс стал культовым, ведущим литературным жанром и в зависимости от тематики повествования популярен у разных возрастных групп. Он сочетает в себе два вида искусства - литература и изобразительное искусство. Если убрать одну из этих составляющих, произведение уже нельзя будет назвать комиксом, так как он требует обязательного взаимодействия двух искусств. Сочетаясь вместе, они образуют динамический комплекс, лёгкий для восприятия и воспроизведения в памяти.
Примечательно, что в век информационных технологий комиксы так же активно продолжают продаваться как в печатном варианте, так и в электронном формате. Крупные компании, издающие комиксы (например, Marvel Comics и DC Comics), помимо поставки тематических журналов и книг, также предлагают их онлайн-приобретение в цифровом виде, используя оплату непосредственно на веб-сайте. Оба способа чтения комикса одинаково позитивно воспринимаются аудиторией, и цифровой файл не умаляет популярность печатного издания, как иногда ошибочно полагают. Тот факт, что спустя почти век после приобретения широкой популярности в США, комиксы продолжают активно продаваться по всему миру и команда художников, сценаристов и дизайнеров продолжает свою активную деятельность в этом направлении, составляет актуальность выбора материала. На рынке комиксов в 2019 году было зафиксировано полное доминирование компании Marvel. Как сообщает издание The Hollywood Reporter со ссылкой на данные компании Diamond Comic Distributors, Marvel заняла почти 40% рынка в долларовом эквиваленте и почти 45% по количеству приобретенных магазинами всех книжных изданий 1. Данная информация помогает сделать вывод, что комиксы являются популярным жанром среди читателей, поэтому лингвистический анализ данного жанра может также считаться актуальным.
В сети Интернет и архивах научных библиотек существует определённое количество работ, посвященных исследованию комиксов, однако новизна заявленной работы состоит в рассмотрении ритмических особенностей комиксов в период с 80-х годов ХХ века по 2020 год. К тому же, материалом для исследования будут являться комиксы преимущественно рейтинга PG-13 и R, другими словами, для подростково-взрослой аудитории. Подавляющая же часть работ, посвящённых данному жанру, специализируется на материале для детской аудитории, и затрагивает в основном проблемы перевода текста комикса на различные языки. В ходе исследования будет применяться стилистический метод анализа.
Цель работы - выяснить, каким образом происходит проявление ритма в тексте и изображении, обозначить характер их зависимости друг от друга, доказать обязательность совокупности двух вышеупомянутых составляющих для образования комикса.
Объектом исследования являются комиксов, выпущенных в США с 1980-го по 2020-й год. Предметом исследования являются графико-фонетические, лексико-синтаксические и лексические повторы в пределах текста, а также виды повтора изображений/частей изображений.
При написании работы автор ставит перед собой следующие задачи:
• проанализировать историю комикса и объяснить его тенденции, характерные для заявленного в работе периода;
• исследовать понятия «ритм» и историю его изучения в лингвистике, в особенности в области литературы;
• рассмотреть взаимодействие ритма текста и изображения;
• перечислить ритмические стилистические приёмы и проанализировать их на примере американского комикса;
• объяснить понятие «креолизованный текст» и доказать, что оно напрямую связано с таким объектом исследования, как комикс;
• выявить ритмические особенности текста и изображения, характерные исключительно для комикса;
Теоретическая ценность работы состоит в том, что такое понятие, как «ритм», относится к разным областям науки, не исключая и лингвистику, в которой он выполняет структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функцию. Понимание и разбор понятия «ритм» позволяет найти новый подход к любой области науки, так как для каждой из них характерны некие повторяющиеся тенденции.
Практическая ценность работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве материала для специальных курсов по истории современной литературы, в частности в темах, касающихся графических романов. Также работа может помочь студентам факультета искусств или дизайна для создания комикса в качестве творческого задания.
В ходе текущей работы путём решения поставленных во введении задач была достигнута основная цель исследования, а именно: выяснить, как происходит проявление ритма в тексте и изображении, обозначить характер их зависимости друг от друга и доказать обязательность совокупности данных двух составляющих для существования комикса.
Обзор научной литературы, посвящённой изучению ритма в художественном тексте и изобразительном искусстве, а также описанию поликодовых текстов, позволил раскрыть понятие ритма и его основные характеристики. Для нахождения проявлений ритмических характеристик американского комикса был проведён анализ истории комикса в США и указаны отличительные черты, характерные для каждого из описываемых периодов. Для достоверности и актуальности работы материалом послужили графические романы, опубликованные на территории США в промежутке между 1980 и 2020 годами преимущественно таких издательств, как Marvel Comics и DC Comics. Предпочтение романов указанных издательств объясняется уровнем популярности среди любителей данного литературного жанра.
Ритм графического романа, образованный его вербальной и невербальной составляющими, отличается от ритма любого другого художественного романа по причине тесного взаимодействия текста и изображения. Повтор изображений или частей изображений и повтор ритмических единиц текста могут происходить не одновременно друг с другом, однако в случае повтора графико-фонетических/лексических/синтаксических единиц текста изображение будет «дополнять» текст и служить своеобразным объяснением происходящего. Данный вывод также характерен и для противоположной ситуации: повтор изображений часто объясняется текстом (репликой персонажа или авторским комментарием), а повтор отдельных частей изображения, подразумевающий движение фигуры в пространстве панели, «подкреплён» звукоподражанием, зачастую также несколько раз повторяющимся в пределах одной панели.
Если говорить про перспективу развития графического романа как литературного произведения, можно заметить, что авторы стремятся сделать произведение «сложнее» с точки зрения повествования: они вводят приёмы флешбэков/флешфорвардов, прописывают несколько сюжетных линий одновременно, которые имеют тенденцию переплетаться в кульминации или финале произведения. По сравнению с комиксами начала 80-х годов, когда упор делался на зрелищность и целью авторов была попытка передать торжественный момент в повествовании при помощи большого количества спецэффектов, изображаемых вербально (при помощи звукоподражания) и невербально, современная техника изображения включает в себя более упрощённые панели с меньшим количеством персонажей и спецэффектов. Графический роман стремится стать ближе к прозаическому произведению в его классическом понимании при помощи захватывающего сюжета, философских рассуждений (выраженных речью персонажей) и введении тем, с которыми сталкивается каждое поколение (неразделённые чувства, проблема «отцов и детей», кризис личности при взрослении и т.д.).
Визуализация актуальных для современного мира тем (гендерное и расовое равноправие, национальная толерантность, экологическая осознанность), равно как и сохранение неких характерных для комикса традиций и продолжение выпуска историй о борьбе добра и зла (супергероев со злодеями) позволяет справедливо полагать, что данный литературный жанр ещё продолжает развиваться и не утратит актуальность ещё достаточно долгий промежуток времени.
СЛОВАРИ
1) Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Эллис Лак, 1997. 736 с.
2) Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2005. 944 с.
3) Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. 1600 с.
4) Языкознание: Большой энцикл. словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998. 416 с.
РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ
5) Адамов Е.Б. Ритмическая структура книги. М.: Книга, 1974. 94 с.
6) Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 129 с.
7) Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. М.: ФЛИНТА, 2016. 384 с.
8) Барт Р. Семиотика. Поэтика [Текст] / Р. Барт; пер. с франц. М.: Прогресс, 1989. 617 с.
9) Бенвенист Э. Понятие «ритм» в его языковом выражении // Общая лингвистика. М., 1974. 383 с.
10) Бойчук Е.И. Анализ ритма прозы (на материале французского языка). Ярославль: Канцлер, 2019. 232 с.
11) Бонди С.М. О ритме. М.: Контекст: Литературно-теоретические исследования. 1977. С. 100 - 129.
12) Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. 2007. № 3. С. 180 - 187.
13) Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М.: Советский писатель, 1982. 366 с.
14) Ейгер Г.В. К построению типологии текстов. // Лингвистика текста: материалы науч. конф. При МГПИИЯ им. М. Тореза. Ч. I. М.: 1974. C. 24 - 27.
15) Ефремова Н.И. Ритмика Э. Жак-Далькроза: вчера, сегодня, завтра // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 1 (33). С. 109 - 114.
...