Особенности сформированности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (Методика организации образовательной деятельности в ДОО, Красноярский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № х общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Красноярска. Выборка: 18 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Есть приложения.
Введение………………………………...……………………………………...….3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста………………………………………6
1.1. Ключевые понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»………….……6
1.2. Возрастные особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………….……..12
Вывод по 1 главе……………………………………………………17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста……………19
2.1. Исследование уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста……………19
2.2. Методические рекомендации…………24
Заключение………………………………………………………….…………...27
Список использованных источников……28
Приложение А……………………………………………………………………34
Приложение Б……………………………………………………….……35
Приложение В……………………………………………………………………37
Приложение Г ……………………………………………………………………38
Приложение Д……………………………………………………………………39
Приложение Е……………………………………………………………………40
База исследования: МБДОУ «Детский сад № х общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Красноярска. Выборка: 18 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Есть приложения.
Введение………………………………...……………………………………...….3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста………………………………………6
1.1. Ключевые понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»………….……6
1.2. Возрастные особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………….……..12
Вывод по 1 главе……………………………………………………17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста……………19
2.1. Исследование уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста……………19
2.2. Методические рекомендации…………24
Заключение………………………………………………………….…………...27
Список использованных источников……28
Приложение А……………………………………………………………………34
Приложение Б……………………………………………………….……35
Приложение В……………………………………………………………………37
Приложение Г ……………………………………………………………………38
Приложение Д……………………………………………………………………39
Приложение Е……………………………………………………………………40
Актуальность исследования. В отечественной концепции дошкольного образования вопросы воспитания и развития здорового ребенка рассматриваются как главные, важные и достаточно сложные. Проблема повышения личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активизации осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Исследователи последних десятилетий, такие как А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, Г.И. Царегородцев и другие, всесторонне изучали проблему формирования здорового образа жизни [33].
По мнению И.М. Новиковой, дошкольный период играет решающую роль в формировании основ физического и психического здоровья. В течение первых семи лет у ребенка протекает более интенсивный не повторяемый путь развития, определяющий его будущее. Конкретно в этом временном отрезке происходит активное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Главное на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [33].
Одной из ключевых задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни.
Образовательная область «Физическое развитие» содержит в себе: формирование ценностей здорового образа жизни, овладение простыми общепризнанными нормами и правилами (в питании, физической подготовке, закаливании, полезных привычках и т.д.) [43].
В современной педагогике и валеологии накоплен огромный опыт развития здорового образа жизни человека, нашедший отражение в работах Ю.Ф. Змановского [16], Е.А. Терпуговой [41]. Ученые, в том числе Л.К. Талькова [40], А.О. Стасюк [39] работают над воспитанием здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, обучая их необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Цель исследования: выяснить особенности процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи исследования:
1. Раскрыть ключевые понятия здоровье и здоровый образ жизни.
2. Рассмотреть значимость возрастных особенностей детей дошкольного возраста в формировании представлений о здоровом образе жизни.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить формы и методы формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
Объект исследования: представления о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: особенности представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретической основой исследования являются: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация имеющихся представлений по теме исследования, обобщение.
Эмпирические: полустандартизированная беседа, тестирование знаний, обработка и интерпретация результатов.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что у детей дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни может формироваться при системном и комплексном подходе:
– непрерывность образовательного процесса в образовательной и семейной средах;
– использование эффективных форм, методов и средств воспитательной работы.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № х общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Красноярска. Воспитанники старшей группы «Звездочки» в количестве 18 человек.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что был разработан и реализован комплекс диагностических методик, который позволяет определить уровень сформированности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, а также методические рекомендации по закреплению здорового образа жизни. Данный комплекс может быть использован родителями и педагогами образовательных организаций.
Содержание и структура курсовой работы: в работе представлены введение, две главы, методические рекомендации, заключение и список используемой литературы, включающий 45 источников, приложения А, Б, В, Г, Д, Е.
Исследователи последних десятилетий, такие как А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, Г.И. Царегородцев и другие, всесторонне изучали проблему формирования здорового образа жизни [33].
По мнению И.М. Новиковой, дошкольный период играет решающую роль в формировании основ физического и психического здоровья. В течение первых семи лет у ребенка протекает более интенсивный не повторяемый путь развития, определяющий его будущее. Конкретно в этом временном отрезке происходит активное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Главное на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [33].
Одной из ключевых задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни.
Образовательная область «Физическое развитие» содержит в себе: формирование ценностей здорового образа жизни, овладение простыми общепризнанными нормами и правилами (в питании, физической подготовке, закаливании, полезных привычках и т.д.) [43].
В современной педагогике и валеологии накоплен огромный опыт развития здорового образа жизни человека, нашедший отражение в работах Ю.Ф. Змановского [16], Е.А. Терпуговой [41]. Ученые, в том числе Л.К. Талькова [40], А.О. Стасюк [39] работают над воспитанием здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, обучая их необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Цель исследования: выяснить особенности процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи исследования:
1. Раскрыть ключевые понятия здоровье и здоровый образ жизни.
2. Рассмотреть значимость возрастных особенностей детей дошкольного возраста в формировании представлений о здоровом образе жизни.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить формы и методы формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
Объект исследования: представления о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: особенности представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретической основой исследования являются: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация имеющихся представлений по теме исследования, обобщение.
Эмпирические: полустандартизированная беседа, тестирование знаний, обработка и интерпретация результатов.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что у детей дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни может формироваться при системном и комплексном подходе:
– непрерывность образовательного процесса в образовательной и семейной средах;
– использование эффективных форм, методов и средств воспитательной работы.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № х общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Красноярска. Воспитанники старшей группы «Звездочки» в количестве 18 человек.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что был разработан и реализован комплекс диагностических методик, который позволяет определить уровень сформированности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, а также методические рекомендации по закреплению здорового образа жизни. Данный комплекс может быть использован родителями и педагогами образовательных организаций.
Содержание и структура курсовой работы: в работе представлены введение, две главы, методические рекомендации, заключение и список используемой литературы, включающий 45 источников, приложения А, Б, В, Г, Д, Е.
Забота о здоровье и поощрение здорового образа жизни являются важнейшими аспектами, с которыми сталкиваются педагоги детских садов. В своей работе они осуществляют широкий спектр деятельности по сохранению здоровья детей, обучая, укрепляя здоровье, проводя профилактические мероприятия на разных возрастных уровнях.
Здоровье и здоровый образ жизни — это понятия с неизмеримым значением, охватывающие множество аспектов, включая психологические, социальные и физиологические факторы. Термин «здоровье» означает состояние нормального функционирования всех органов организма, благополучие человека и психосоциальное благополучие. Здоровый образ жизни – это деятельность, которая улучшает условия жизни, чтобы люди могли более полно функционировать как человеческие существа.
Формирование представлений о здоровом образе жизни следует считать, одной из важных задач в физическом развитии дошкольника, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы обучаем их поддерживать бодрое, неунывающее состояние, воспитывать заботливое отношение к своему самочувствию именно с дошкольного возраста.
Исследования, проведенные А.И. Антоновой, Г.А. Бутко, И.В. Журавлевым, Ю.П. Лисицыным, А.А. Покровским, Г.И. Царегородцевым, демонстрируют, что для сохранения и укрепления здоровья детей нужно формировать представления дошкольников о здоровом образе жизни.
В рамках целостного воспитания детей большое внимание следует уделять развитию привычек здорового образа жизни с раннего возраста. Поэтому важно использовать этот период для привития детям здорового образа жизни.
Была проведена исследовательская работа, в которой изучалась сформированность основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № х».
В исследовании для изучения уровня сформированности основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста использовались методики И.М. Новиковой и В.Г. Кудрявцева.
Результаты показывают, что у большинства детей отсутствуют знания об ответственном поведении по отношению к своему здоровью, это говорит о том, что нужно работать над формированием знаний о здоровом образе жизни. Это указывает на необходимость проведения работы, направленной на развитие знаний и представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, а также на формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников.
Здоровье и здоровый образ жизни — это понятия с неизмеримым значением, охватывающие множество аспектов, включая психологические, социальные и физиологические факторы. Термин «здоровье» означает состояние нормального функционирования всех органов организма, благополучие человека и психосоциальное благополучие. Здоровый образ жизни – это деятельность, которая улучшает условия жизни, чтобы люди могли более полно функционировать как человеческие существа.
Формирование представлений о здоровом образе жизни следует считать, одной из важных задач в физическом развитии дошкольника, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы обучаем их поддерживать бодрое, неунывающее состояние, воспитывать заботливое отношение к своему самочувствию именно с дошкольного возраста.
Исследования, проведенные А.И. Антоновой, Г.А. Бутко, И.В. Журавлевым, Ю.П. Лисицыным, А.А. Покровским, Г.И. Царегородцевым, демонстрируют, что для сохранения и укрепления здоровья детей нужно формировать представления дошкольников о здоровом образе жизни.
В рамках целостного воспитания детей большое внимание следует уделять развитию привычек здорового образа жизни с раннего возраста. Поэтому важно использовать этот период для привития детям здорового образа жизни.
Была проведена исследовательская работа, в которой изучалась сформированность основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № х».
В исследовании для изучения уровня сформированности основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста использовались методики И.М. Новиковой и В.Г. Кудрявцева.
Результаты показывают, что у большинства детей отсутствуют знания об ответственном поведении по отношению к своему здоровью, это говорит о том, что нужно работать над формированием знаний о здоровом образе жизни. Это указывает на необходимость проведения работы, направленной на развитие знаний и представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, а также на формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЭЛЕМЕНТА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020



