1. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних
2. Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних
Сложившаяся в стране ситуация с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних является крайне напряженной. Число подростков, доставленных в 2002 г. в милицию за различные правонарушения, превысило 1 млн. 140 тыс. Среди доставленных - 301 тыс. подростков, едва достигших 13 лет, 295 тыс., которые нигде не работали и не учились, а 45 тыс. совсем не имели образования.
Около 300 тыс. детей, требующих помощи со стороны государства, были изъяты органами внутренних дел из чердачных и подвальных помещений, задержаны на вокзалах. Ежегодно увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.
В прошлом году 96,7 тыс. несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств. Почти 4 тыс. подростков погибли от рук преступников, а 4,6 тыс. получили тяжкие увечья.
Однако эти цифры далеко не в полной мере отражают фактическую ситуацию, так как многие дети, находящиеся в социально опасном положении, своевременно не выявляются, государственная помощь им не оказывается. На местах не отлажен механизм взаимодействия и взаимного информирования органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, что не позволяет обеспечить своевременность и адресность комплекса мер помощи семье и детям.
Единая система учета семей, находящихся в социально опасном положении, не выработана. Банки данных о них не сформированы, поэтому, как показывают проверки, ни одно ведомство или учреждение системы профилактики не располагает исчерпывающими сведениями о семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в поддержке государства. Принятые на местах программы профилактики правонарушений несовершеннолетних в большинстве своем формальны, зачастую содержат лишь перечень функциональных обязанностей должностных лиц органов системы профилактики.
Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав крайне слабо используются полномочия, представленные ст. 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Не все комиссии перешли от административных функций к координации и реализации общепрофилактических мероприятий.
Благодатной почвой для катастрофического роста детской безнадзорности и беспризорности является неблагополучная семья, ввиду чего особого внимания и контроля требуют проблемы, связанные с преступлениями против семьи и несовершеннолетних. Однако подразделения, осуществляющие надзор за данной категорией преступлений, не располагают необходимой информацией, специальные анализы и обобщения не проводят, поэтому влияние на выполнение общей задачи по ликвидации причин безнадзорности подростков ослаблено.
Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в ущерб профилактике правонарушений несовершеннолетних продолжают выполнять несвойственные им обязанности. Практически не принимают участия в профилактике преступного поведения подростков сотрудники служб криминальной милиции и следствия.
Таким образом, создалась ситуация, при которой все заинтересованные государственные органы, вовлеченные законом в процесс предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних не справляются с возложенными на них обязанностями. Органы внутренних дел, безусловно, являются главным, цементирующим звеном цепи государственных органов, осуществляющих работу в обозначенном направлении.
О вышеизложенном свидетельствует тот факт, что даже Президент Российской Федерации сделал заключение, что детская безнадзорность и беспризорность, криминализация подростковой среды в стране достигли угрожающих размеров, и потребовал от Правительства России и министерства внутренних дел принятия незамедлительных мер.
В Российской Федерации, как и в остальных государствах - участниках СНГ, все более опасным становится процесс распространения детской безнадзорности и беспризорности, зачастую приводящих несовершеннолетних в криминальную среду. Эти явления представляют собой один из факторов угрозы национальной безопасности России.
Число безнадзорных детей все возрастает. По официальным данным социальной статистики РФ, их около 700 тыс., а по неофициальным - до 4 млн. Источник - главным образом неполные и неблагополучные семьи, которых около 20 процентов.
Конечно, такая тревожная ситуация во многом основывается на общем (сложном) экономическом и социальном положении страны. Дети из неблагополучных семей, из сельской местности уезжают в большие города, часто под воздействием фактической бедности, пьянства и побоев со стороны родителей. Пособия на детей крайне незначительны и не обеспечивают прожиточного минимума. Подростки зачастую вынуждены сами добывать питание воровством, попрошайничеством. И это лишь часть причин беспризорности.
Существующие способы охраны интересов брошенных родителями детей или сирот не достигают своей цели из-за недостатка интернатов, спецшкол. Институт приемной семьи, несмотря на его закрепление в Семейном кодексе РФ не нашел должного развития ввиду сложности процесса усыновления. Слабо, иногда во вред юношеству, работают средства массовой информации, поощряющие насилие, жестокость и разврат среди молодежи, показывающие негативные криминальные сюжеты.
Поэтому в последние годы в России на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними как со стороны родителей, семьи, так и педагогических и правоохранительных органов.
Новый этап противодействующих мероприятий со стороны органов внутренних дел - борьба с распространяющейся криминализацией молодежи, особенно в подростковом возрасте, но усилий одних органов внутренних дел в данном направлении мало.
Так, на местах предпринимаются попытки принизить статус комиссий по делам несовершеннолетних, а то и совсем их ликвидировать. Федеральный закон об указанных комиссиях пока не принят, а Положение об их деятельности, утвержденное 30 лет назад, устарело. С учетом этого необходимо инициировать принятие региональных законов, регламентирующих деятельность комиссий. Такие законы уже приняты в Республике Карелия, г. Москве и др.
Кроме того, ряд положений Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп. от 13 января 2001 г.) противоречит требованиям единой концепции прав человека, а также Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. С большинством выводов трудно не согласиться, тем более что они основываются на конкретных решениях Европейского Суда. Так, эксперты справедливо указывают на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для лишения свободы несовершеннолетних, что на практике может привести к грубым нарушениям ст.5 ЕКПЧ.
1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"// РГ.2002.№125
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп. от 13 января 2001 г.)// СЗ РФ.-1999.- №2.- СТ. 3177
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)// СЗ РФ.- 2003г.- №2
4. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 6 августа 1986 г.) (с изм. и доп. от 25 февраля 1993 г.)
5. Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732) // Советская Россия.2002. №187
6. Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 418-р Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2003 г. // Российская Газета.2003.№86
7. Постановление Губернатора Хабаровского края от 3 марта 2003 г. N 66 "О плане краевых первоочередных мероприятий по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2003 год"// Тихоокеанская Звезда. 2003.
8. Постановление Губернатора Хабаровского края от 22 июля 2002 г. N 346 "Об утверждении Положения об основах организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Хабаровского края"
9. Приказ МВД РФ от 12 января 2002 г. N 23 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
10. Приказ МВД РФ от 15 марта 2002 г. N 240 "Об утверждении Концепции развития Службы общественной безопасности МВД России"// Российская газета. 2002. № 67
11. Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. N 569 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел"".// Сборник милицейского законодательства.- М.: 2002.
12. Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2002 г. N 21-17-02 "Об исполнении законодательства о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних"// Вестник Генеральной прокуратуры РФ.- 2002. №4
13. Коренев А.П. административная деятельность органов внутренних дел.- М.: Щит.2002.- с. 123-126
14. Лончаков А.П. Административно- правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях: Уч. пособие.- Владивосток,1996.
15. Лончаков А.П. Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности: Уч. пособие.- Владивосток.1996
16. Берестнев Ю. Российская правовая система и европейские стандарты // "Российская юстиция", N 1, январь 2001 г.
17. Волкова Н., Величко О. профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних// Законность.- 2000.- №7.- С.2-5
18. Галкин А. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // "Российская юстиция", N 7, июль 2002 г.