Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональный сепаратизм во Франции: причины и последствия

Работа №129634

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы58
Год сдачи2021
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава 1. Историко-географический аспект французского регионального сепаратизма 14
1.1. Административно-территориальное устройство Франции в контексте регионального сепаратизма 14
1.2. Регионы Франции с высоким уровнем сепаратистской активности 17
1.3. Регионы Франции с низким уровнем сепаратистской активности 28
Глава 2. Современные очаги национализма во Франции: политическая активность сепаратистских партий и движений 35
2.1. Сепаратизм в регионе Бретань 35
2.2. Сепаратизм на острове Корсика 39
Заключение 49
Список источников и литературы 54

Актуальность работы. Проблема регионального сепаратизма, стремления определённых частей государства к политической, экономической автономии или независимости, чрезвычайно важна для современной Европы и Франции, как её составляющей. На сегодняшний день сепаратизм в одной стране не может считаться вопросом исключительно её внутренней политики. Факт наличия сепаратистских настроений или проявлений радикальных форм освободительных движений в том или ином государстве часто снижает его авторитет на международной арене и становится камнем преткновения в межгосударственном сотрудничестве. Особенно остро это проявляется в рамках Европейского Союза, где сецессия региона может означать не только дезинтеграцию по отношению к центральной власти страны, но и нежелание подчиняться наднациональной власти структур ЕС. Иными словами, европейский региональный сепаратизм усложняется проблематикой евроскептицизма.
Последствия референдума о независимости Каталонии, прошедшего в октябре 2017 года, в очередной раз подтвердили актуальность вопроса о сепаратизме в Европе. Конфликт испанского правительства с властями автономии привёл к введению прямого управления в регионе и массовым протестам. Верховный суд Испании приговорил девятерых бывших лидеров Каталонии к срокам от 9 до 13 лет заключения за организацию референдума о независимости, а также выдал международный ордер на арест бывшего президента Женералитета Каталонии Карлеса Пучдемона. Всё это в очередной раз указывает на наличие основной проблемы сепаратизма, которая состоит в неспособности, нежелании центра и региона идти на сотрудничество, искать компромиссные, взаимовыгодные пути выхода из ситуации.
Чтобы постараться предотвратить подобные кризисные сценарии, представляется важным изучать проблемные точки, в которых противоречия между государственными и региональными властями достигают значительных масштабов. Во Франции к таковым, прежде всего, относятся регион Бретань и территориальная общность Корсика, где в декабре 2017 г. на парламентских выборах абсолютное большинство получила националистическая коалиция «Ре a Corsica». Также сепаратистские движения функционируют в департаментах Савойя и Верхняя Савойя; в Эльзасе (сейчас часть региона Гранд-Эст), французской Стране Басков, Фландрии, Нормандии, Ницце, Окситании. Отдельно стоит выделить сепаратистские активности в Заморских территориях Франции: Новая Каледония, Французская Полинезия, Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон.
Цель работы. Цель работы состоит в том, чтобы выявить причины и последствия развития регионального сепаратизма во Франции на современном этапе.
Задачи работы. Для того, чтобы реализовать цель работы, необходимо поэтапно выполнить следующие поставленные задачи:
1. Определить историко-географический аспект французского регионального сепаратизма:
• разобрать административно-территориальное устройство страны;
• рассмотреть процесс зарождения и роста сепаратистских настроений в разных регионах, частях государства;
2. Определить современную ситуацию с сепаратизмом в регионах Франции:
• рассмотреть наиболее крупные движения за независимость, автономию;
• проанализировать их требования, политическую активность и поддержку, которой они располагают со стороны населения.
3. Провести исследование социологических опросов с целью установить уровень сепаратистских настроений в современном французском обществе.
4. Выявить последствия, к которым может привести французский сепаратизм на сегодняшний день. Под последствиями, в первую очередь, подразумевается вероятность получения полной, частичной автономии или независимости тем или иным регионом.
Объектом работы является общественно-политическое развитие Франции.
Предмет исследования — проявления сепаратистских настроений в регионах Франции: на политической арене и среди граждан.
Хронологические рамки работы: основная часть исследования затрагивает период с 1960-х гг. по май 2021 г.
Степень разработанности проблемы. Современный западноевропейский сепаратизм и различные его аспекты регулярно выступают объектом исследований как зарубежных, так и отечественных ученых. Так, теоретические аспекты сепаратизма на примере движений из Великобритании, Франции и Испании рассмотрены в работе Дж. Руана и Дж. Тодд 1. Зачастую исследования касаются сравнения нескольких регионов между собой (не обязательно в рамках одной страны), как, например, у Ф. Шрайвера2. С точки зрения психологии тему сепаратизма изучал И.М. Байрамов3, а проблему его классификации — К.С. Пузырев4. Лингвистический аспект западноевропейского сепаратизма исследован в работах О.Р. Жерновой и О.А. Смирновой5, Э. Бишопа6, Б. Брассу7. Вопросы террористических проявлений данного феномена были изучены Л.В. Пащенко8. Также важным в контексте данной диссертации является исследование И.В. Чернова9 10 11, посвященное французскому языку как идеологическому стержню Французской Республики. Среди отечественных работ, освещающих западноевропейский сепаратизм можно также отдельно выделить исследования Н.В. Ереминой1011, которая уже более 15 лет занимается этнотерриториальными проблемами ЕС в целом и проблемой шотландской независимости в частности.
Исследования, посвященные сепаратизму, в большинстве своем рассматривают наиболее успешные примеры националистических движений — каталонское, шотландское, фламандское. «Корсиканский вопрос», несмотря на свою бесспорную важность, долгое время не получал должного внимания в академической литературе. Проблема так называемой «научной тишины» в отношении корсиканского сепаратизма детально рассмотрена в работе Кристофа Ру12. За последние тридцать лет корсиканский сепаратизм чаще рассматривался в контексте насилия, нежели в качестве политической силы13. Обзор корсиканских партий и движений сепаратистского толка дан в работах И. Моласа14 и Э. Дюпуарье15. Работы некоторых исследователей посвящены отдельно Фронту национального освобождения Корсики (ФНОК), в особенности насилию как основному приему их политической борьбы (Ж.-П. Сантини16, Ф. Пестей и Ф.-М. Чеккальди17). Большинство исследований рассматривают единичные аспекты корсиканского сепаратизма, к примеру, лингвистический (Р. Блэквуд18), национальной идентичности (П. Хоссе19), идеологии инсуляризма (Г. Валдачино и И. Хэпберн20, А. Фаци21). Эволюция административного статуса Корсики прослеживается в работах Ф. Дафтари22 и К.И. Пахорукова23. Относительно большое число исследований посвящены сравнению корсиканского сепаратизма с другими — аландским (Ф. Дафтари24), квебекским (К. Ламмер25), баскским (М. Джонс26), сардинским (К. Касула27), бельгийским (Д.С. Катаев28).
Наиболее общий и комплексный анализ феномена корсиканского сепаратизма дается в работах Э. Валле29, Т. Доминичи30, Л. Де ла Калле и А. Фаци31.
Бретонский сепаратизм в отечественной научной литературе освящен крайне слабо и поверхностно. Среди работ зарубежных авторов наиболее общее описание данного явления дано в монографиях М. О’Кэллагана32 и Д. Фортье33. В некоторых работах бретонский сепаратизм выступает предметом сравнительного анализа, например, с квебекским (П. Хау34), валлийским (Э. Коул35) и галисийским (Ф. Шрижвер36). Развитие сепаратистских движений в Бретани после регионализации 1982 г. рассмотрено в исследовании Э. Коула37. Отдельные работы посвящены сотрудничеству бретонских сепаратистов с силами нацистов во время Второй мировой войны (Д. Лич38). Большая часть исследователей, однако, говоря о бретонском сепаратизме, глубоко рассматривают лишь лингвистический его аспект (М. Бумгаард39, Э. Бишоп40, М. Хорнсби41).
Таким образом, научная новизна работы состоит в том, что она представляет общий обзор всего современного французского сепаратизма, рассматривая его слабые и сильные проявления. Исследование в большей степени фокусируется на актуальных очагах французского сепаратизма, подробно рассматривает движения в Бретани и на Корсике, а также сравнивает их между собой. Кроме того, в работе впервые рассматривается корсиканский сепаратизм в контексте пандемии COVID-19.
Работа основывается на базе источников, позволившей изучить тему с различных сторон. Во-первых, это политические программы и официальные блоги сепаратистских партий и движений, позволившие выявить их цели и задачи. В частности, бретонских («Adsav!»42, Breizhistance43, UDB44), корсиканских (FLNC45, Femu a Corsica46, Corsica Libera47), окситанских (Partit Occitan48), нормандских (Mouvement Normand49), партий Ниццы (Nissa Rebela50) и других регионов. Во-вторых, для рассмотрения эволюции территориальной политики французского правительства были использованы законодательные акты, касающиеся региональной сферы. В первую очередь, это Конституция Республики51 52 53, законы об устройстве и реформировании административно-территориальной системы страны5253 или изменении полномочий регионов54. Для полноценного выполнения данной задачи были использованы официальные заявления государственных и политических деятелей (Эммануэля Макрона, Кристофа Кастанера, Франсуа Миттерана, Мануэля Вальса, Жерара Коллона, Жана-Ива Ле Дриана, Жиля Симеони, Жан-Ги Таламони, Жозианы Шевалье и т.д.) и интервью с ними. В-третьих, с целью оценки политического потенциала сепаратистских движений во Франции и уровня националистических настроений в обществе были использованы многочисленные статистические источники: справочники и результаты опросов общественного мнения Национального института статистики и экономических исследований (INSEE)55, статистические сборники, опубликованные на официальных сайтах региональных ведомств и советов. Также выполнению этой задачи способствовала информация о результатах национальных, региональных, департаментальных, муниципальных, кантональных выборов с официальных ресурсов Министерства внутренних дел56, Сената57 и Национальной ассамблеи Французской Республики58.
Методы исследования. Методологическую базу исследования составляет историко-хронологический метод, а также метод анализа источников. Первый даёт возможность проведения комплексного анализа рассматриваемых явлений с учетом меняющейся исторической обстановки путем последовательного рассмотрения событий. В свою очередь, анализ источников — поиск, отбор, а также критика их происхождения и содержания, позволяют сформировать обширную эмпирическую базу, подходящую тематике исследования. Также для решения поставленных задач были использованы сравнительный метод (для выявления общего и отличного в изучаемых сепаратистских движениях) и анализ социологических опросов (для изучения уровня националистических настроений среди населения).
В качестве основного подхода к проблеме этнического национализма автор рассматривает теорию конструктивизма. В частности, подход российского историка В. А. Тишкова, который определяет этнос как «группу людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют общее происхождение и историческую память, обладают чувством солидарности, и все эти признаки — результат особых усилий, особенно процесса нациестроительства»59. Данная терминология в наибольшей степени соответствует специфике этнических проблем Франции. В начале XIX века в Республике была создана единая система образования, написан единый учебник истории, в результате чего жители колоний, например, Сенегала, искренне считали себя настоящими природными французами. Тем не менее, особенностью регионов с высоким уровнем сепаратистских настроений является, напротив, оппозиция данной унитарной системе и формирование национального самосознания вне рамок существования во Франции. В частности, одним из главных камней преткновения в отношениях между Корсикой и Парижем всегда была республиканская политика навязывания единого языка, единой французской культуры. Корсиканский язык до сих пор не получил статус второго официального на острове.
Структура работы. Поставленные задачи исследования обуславливают его структуру. В первой главе работы проводится краткий обзор административно-территориального устройства Франции, анализируется его влияние на формирование сепаратистких настроений в стране, а также подробно изучается история зарождения и развития национализма в различных регионах Республики. Во второй главе рассматриваются современные движения французского сепаратизма: их требования, политическая активность, поддержка со стороны населения. В заключении на основании проделанной работы делаются выводы о причинах возникновения французского сепаратизма, об актуальном состоянии националистских, сепаратистких сил и настроений в стране, а также о перспективах их эволюции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Государственное устройство Французской Республики со времен революции 1789 г. отличается сильной централизацией власти и отрицанием разделения страны по национальному признаку. Исторически укоренившаяся во Франции традиция этатизма определяет региональную политику Парижа, нацеленную на подавление лингвистических и региональных особенностей. Несмотря на это, в конце XIX - начале ХХ веков в Республике произошло резкое становление сепаратистских движений (в частности, в Бретани, Эльзасе, Северной стране Басков и Окситании), выражавшихся в основном в защите региональных идентичностей и культуры представителями местной элиты. Париж традиционно категорично относится к любым проявлениям самоопределения внутри страны, считая единственно верным решением интеграцию этнических меньшинств во французское общество. Отдельным пунктом следует выделить лингвистический аспект — Париж традиционно придерживается республиканской стратегии единого языка как политического стержня государства1.
В исторической перспективе сепаратистские движения во Франции можно подразделить на две категории. К первой относятся регионы, которые вошли в состав страны будучи перед этим долгое время независимыми образованиями или частью другого государства; были присоединены насильственным путём; имели значительные этнические, культурные, лингвистические отличия от французской цивилизации; сформировавшие экономические, политические претензии к действиям центральных властей Республики (Бретань, Корсика). В них сепаратизм, национализм проявляется наиболее активно, а порой находит выражение в террористических и преступных актах. Ко второй категории относятся территории, которые по ряду причин проявляют скорее регионалистские, нежели откровенно сепаратистские настроения. Они выступают за сохранение языковых, культурных особенностей; административно-территориальные изменения в рамках региона или департамента (слияние, отделение); незначительные автономные полномочия. В некоторых случаях это объясняется высоким уровнем развития экономики региона, встроенной в структуру французского государства (например, Савойя) или же, напротив, низким уровнем промышленного роста и экономической зависимостью от центра (Страна Басков). Кроме того, многие регионы прошли достаточно долгий путь интеграции, большая часть их населения ассоциирует себя с французами, и поэтому сепаратистские и даже регионалистские идеи в них не находят существенной поддержки (Окситания, Нормандия, Эльзас, Фландрия). Стоит отметить, что практически все вышеупомянутые территории представлены в партийном блоке Солидарные народы и регионы («Regions et peuples solidaires»), имеющем на данный момент 5 депутатских мандатов в Национальной ассамблее Франции2 и 22 в региональных советах3.
На современном этапе наиболее активно сепаратизм, регионализм и национализм материковой Франции проявляется в Бретани и на Корсике. Сепаратистское движение Бретани является более слабым и децентрализованным, нежели корсиканское. Его требования в основном сконцентрированы вокруг культурно-лингвистических вопросов сохранения идентичности. Главные политические представители бретонского регионализма — Бретонская партия, Бретонское движение за независимость и Демократический бретонский союз — действуют разрозненно и имеют весьма небольшой электоральный успех. Тем не менее автономистские высказывания и антиправительственные выступления в Бретани случаются до сих пор и имеют под собой существенные основания. Регион значительно удален от центра страны, что усиливает его изоляцию от Парижа, обеспечивая неполноценность интеграции в Республику, и определяет высокий уровень национального самосознания среди местных жителей. Усиление налогового бремени из-за введения новых налогов (таких как, в частности, экологическая инициатива Ф. Олланда о фискальном сборе с транспортных средств) приводит к постепенному снижению показателей уровня жизни населения. Несмотря на слабость бретонского сепаратизма, за независимую Бретань в ХХ1 в. стабильно выступает 18% местного населения, около 75% поддерживает идеи расширения её автономистских полномочий (в том числе с учетом департамента Атлантическая Луара, не входящего в административный регион Бретань)4. Таким образом, в перспективе бретонский сепаратизм может привести к каким-либо изменениям только при условии серьёзной консолидации политического движения в регионе или появления нового сильного лидера.
Причины существования сепаратистских движений на Корсике многочисленны. Среди основных следует выделить исторический контекст «корсиканской проблемы», расположение острова и относительно низкий уровень жизни. Кроме того, важную роль в развитии местного национализма сыграла непоследовательная политика французского правительства по отношению к Корсике, отсутствие конструктивных решений ее социально-экономических проблем. Зачастую Париж не принимал активного участия в разрешении кризисных ситуаций на острове, пытаясь решить проблему путем увеличения объемов финансирования региона, которое в силу кланового характера корсиканской политической элиты не достигало нужного экономического эффекта. Отсутствие налаженного политического диалога между местными регионалистами и центральной властью провоцировало акты насилия на острове. Успех корсиканского националистического движения на выборах 2015 г. ознаменовал усиление позиций сепаратистов, достигнутое благодаря консолидации сил крупных партий «Свободная Корсика» и «Создадим Корсику». Победа на выборах 2018 г. закрепила у власти «дуэт» Ж. Симеони и Ж-.Г. Таламони, который пытается привести остров к административному статусу заморских территорий Франции (Французская Полинезия, Новая Каледония), де­юре находящихся в составе Французской Республики, но де-факто наделенных значительной внутренней автономией. Первоочередные требования, выдвигаемые коалицией «За Корсику», касаются признания корсиканского яз ыка в качестве официального и создания статуса резидента, являющегося прообразом корсиканского гражданства. На сегодняшний день переговорный процесс между властями острова и Парижем находится в стагнации, так как кабинет Э. Макрона игнорирует принципиально важные для корсиканских представителей вопросы. Инициатива президента о включении в текст Конституции отдельной статьи, закрепляющей специфику существования острова в составе Франции, воспринимается корсиканцами негативно. Они видят в этом жесте стремление центра сформировать статус-кво Корсики, его нежелание двигаться к расширению автономии острова. Проблема дополнительно о сложняется условиями пандемии COVID-19, из-за которой сильно пострадали бизнес и туристический сектор острова. Последний визит главы государства на Корсику был воспринят как заигрывание с избирателями для будущей кампании к президентским выборам 2022 года. В сложившейся ситуации националисты рассматривают возможность проведения референдума по вопросу независимости Корсики, однако стараются отдавать приоритет политическому диалогу5.
Современные французские сепаратисты не являются евроскептиками и поддерживают многие проекты ЕС и идею европейской интеграции в целом. Даже та независимость, за которую они борются, предполагается в рамках Евросоюза. Стоит также отметить общую тенденцию к значительному снижению радикализма движений — корсиканские и бретонские националисты отказываются от терроризма и выступают за использование исключительно легальных методов на политической арене. В случае возникновения непонимания и конфликтных ситуаций (как, например, визит Э. Макрона на Корсику в феврале 2018 г.) лидеры сепаратистов все равно стараются ставить во главу угла принципы демократии и сотрудничества. Показательной в этом смысле является реакция бретонских националистов на события в Каталонии в октябре 2017 г. «Мы никогда не накладывали реальность, в которой существуют другие территории, на бретонскую ситуацию. Проводить параллели невозможно. У каталонцев и испанской власти тяжелая история взаимоотношений, связанная с франкизмом, — она ни в какое сравнение не идет с современными отношениями французского государства и Бретани» — заявляли представители партии Демократический бретонский союз6. Эдмон Симеони, идеолог корсиканского движения, отец главы исполнительного совета острова Ж. Симеони, отмечает, что несмотря на поведение центральной власти, «ни в коем случае не стоит поддаваться радикализации, устраивать восстание или терять веру в себя и корсиканских политиков»7. Вышеперечисленные факторы, как максимум, способствуют достижению мирного политического компромисса между сепаратистами и Парижем в долгосрочной перспективе или, как минимум, снижают опасную напряженность в их непростых отношениях на данный момент.


1. Charte d'adhesion a l'union democratique breton // Site officiel de 1'Union democratique breton // www.udb-bzh.net/index.php/fr/1-udb/1a-charte-d-adhesion-2
2. Code general des collectivitds territoriales // www.1egifrance.gouv.fr/affichCode.do? idArtic1e=LEGIARTI000034354800&idSectionTA=LEGISCTA000006192780&cidText e=LEGITEXT000006070633&dateTexte=20170427
3. Constitution de la Rdpublique frangaise // http://www.assemblee-nationale.fr/ connaissance/constitution.asp
4. La charte du Partit Occitan // Site officiel du Partit Occitan // partitoccitan.org/archivas/ rubrique23.html?lang=fr
5. Le Livre blanc Per a Nazione Corsa. // Site officiel de FLNC // http://www.f1nc.umta- naziunal e .org/parti e_1_1ivre_b1anc .html
6. LOI n° 2010-1563 du 16 ddcembre 2010 de reforme des collectives territoriales. // www.1egifrance.gouv.fr/affichTexte.do? cidTexte=JORFTEXT000023239624&categorieLien=id
7. Loi n° 82-213 du 2 mars 1982 relative aux droits et libertds des communes, des departements et des regions // www.1egifrance.gouv.fr/affichTexte.do? cidTexte=JORFTEXT000000880039
8. Manifeste-programme // Site officiel du Breizhistance // www.breizhistance.tv/wp- content/uploads/2009/11/manifestonevez.pdf
9. Pourquoi le Mouvement Normand? // Site officiel du Mouvement Normand // www.mouvement-normand.com
10. Presentation // Site officiel de Nissa Rebela // www.nissarebe1a.com/presentation/
11. Proclamation du Front de Liberation de la Bretagne. // www.etoilerouge.chez-alice.fr/ docrevinter/breizh1.html
12. Programme de Gouvernement Breton. Adsav! // Site officiel de l’Adsav! // www.blog.adsav.org/programme-gouvernement-breton/
13. Rattachement des ddputds a un parti ou un groupement politique dans le cadre de la ldgislation sur le financement de la vie politique // Site officiel de l'Assemblde nationale de France // www2.assemblee-nationale.fr/deputes/liste/partis-politiques/(annee)/2018
14. Recensement de la population: 44 - Loire-Atlantique // Paris, INSEE, 2014, p. 17.
15. Rdsultats des dlections regionales 2015 // www.interieur.gouv.fr/Elections/Les-resultats/Regionales/elecresult regionales-2015/(path)/regionales-2015/index.html
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ