Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сведения о музыке классической эпохи в схолиях к Аристофану

Работа №129631

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы131
Год сдачи2021
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МУЗЫКАНТЫ 7
I. 1. Кратин и Артемон 7
I. 2. Мосх и Дексифей 15
I. 3. Херид 21
I. 4. Фринихи 32
I. 5. Кинесий 46
ГЛАВА II. НОМЫ 71
II. 1. Ном Олимпа 71
II. 2. Ортийский ном 77
II. 3. Полимнестовы номы 88
ГЛАВА III. МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 96
III. 1. «Изгибы» (карлш) 96
III. 2. Сколии 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 120
I. Издания античных авторов 120
II. Словари и справочные издания 123
III. Научная литература 123

В комедиях Аристофана музыке, несомненно, отводится важная роль. Музыкальная проницательность и талант композитора позволяли комедио­графу сочинять узнаваемые пародии и пастиши, создавать каламбуры со сло­вами из музыкальной сферы и даже выступать музыкальным критиком1. Для исследователей античной музыки эти «музыкальные» пассажи представляют большую ценность, однако понять их однозначно не всегда удается: ведь они были рассчитаны на античного зрителя, который имел возможность непо­средственно слышать музыкальные произведения классической эпохи. Для интерпретации того или иного места привлекается широкий спектр античных источников - художественные тексты, научные трактаты, словари и т.п. Не последнее место среди них занимают схолии - античные комментарии.
Схолии к Аристофану можно поделить на две группы: древние (scholia vetera) и более поздние (scholia recentiora). Древние схолии связаны с работой Александрийской школы в первые века ее существовавания (ок. III - I вв. до н.э.). В III в. до н.э. над Аристофаном в той или иной мере работали Лико- фрон, Каллимах и Эратосфен2. Судя по всему, объемные работы о древней комедии Ликофрона и Эратосфена (Athen. 485d; Phot. е 2227) послужили для создания комментариев: ученые неоднократно упоминаются и цитируются в схолиях.
Первый обширный комментарий был создан Эвфронием3. Вероятно, комментарии писал и его ученик, Аристофан Византийский, который стал главой Александрийской библиотеки ок. 200 г. до н. э.4 Его заслугой принято считать издание комедий и введений к ним (сохранившиеся стихотворные onoOeosig - вероятно, потомки этих введений)5.
В младшем поколении пояснения к комедиям, судя по всему, писали Каллистрат, Аристарх (ученики Аристофана) и Тимахид Родосский6. Калли- страт комментировал по меньшей мере шесть комедий Аристофана (Athen. 495a); а Аристарх, занявший в итоге пост главы Александрийской библиоте­ки, как минимум восемь. Тимахид Родосский известен только как коммента­тор «Лягушек»7. Также нужно упомянуть ученика Аристарха, Аммония (род. ок. 170 г. до н. э.8), и его примечательный труд о людях, которые высмеива­ются в комедиях - «Кшрш5обц£УО1». Очевидно, что он сыграл значительную роль в решении проблем просопографии при создании схолиев (см. S Vesp. 1238a; S Av. 1297).
Работы этих и других ученых были собраны в один комментарий Ди­димом в конце I в. до н.э. или начале I века н.э. Затем в I или II веке Симмах составил другой комментарий, используя труд Дидима как главный источник. Вероятно, он и послужил архетипом сохранившихся до нас схолиев, когда стал переписываться9.
Хотя древних схолиастов от классической эпохи отделяло несколько столетий, их объяснения имеют большое значение, в частности, из-за доступа к античным текстам, которые позднее были утрачены. Однако древние схо­лии - не самый связный и логичный комментарий. Часто приводятся несопо­ставимые точки зрения и используются перефразирования уже упомянутого. Внутренняя противоречивость схолиев усугубилась за счет грамматических и риторических примечаний из византийских школ, а также из-за искажений при переписывании.
Поздние схолии представлены в трудах византийских ученых (ок. XIV - XV вв. н. э.): Иоанн Цец, Фома Магистр, Деметрий Триклиний. Эти схолии представляют меньшую ценность, чем древние, поскольку они слишком уда­лены от эпохи Аристофана по времени, а большая их часть является перепи­сыванием древних схолиев. В работе будут рассматриваться почти исключи­тельно древние схолии.
Итак, работа посвящена тем схолиям, которые касаются музыки клас­сической эпохи. Проблематика исследования лежит в области интерпретации античных комментариев и соответствующих комедийных пассажей, опреде­ления степени достоверности сведений схолиастов и их значения для совре­менных изысканий в сфере античной музыки и наследия Аристофана. Выбор темы продиктован недостаточной изученностью, отсутствием комплексных работ по тематике. По этой причине научная литература представлена в ос­новном современными комментариями к комедиям и статьями, подробно разбирающими тот или иной частный вопрос интерпретации.
Среди комментариев нужно выделить пояснения к комедиям «Ахар- няне» в издании Д. Олсона10, к «Птицам» в издании Н. Данбар11 и к «Осам» в издании З. Байлса и Д. Олсона12. Они часто затрагивают сведения схолиастов и дают им критическую оценку. Среди статей стоит выделить многочислен­ные работы Н. Алмазовой, которые дают всесторонний анализ сведений о номах, затрагивая схолии к Аристофану; подробную статью о Кинесии Дж. Франклина13, а также работу А. Хартвига14 о Хериде, в которой с опорой на схолии выстраивается теория о двух разных музыкантах тезках, высмеянных у Аристофана. Среди общих работ по античной музыке необходимо упомя­нуть ставшую классической работу М. Веста15 и труд Б. Циммермана16 об ис­тории дифирамба. В отношении истории науки полезными оказались труд Р. Пфейффера17, основательно разбирающий сведения об античных ученых; ра­бота Э. Дики18 о традиции античных комментариев и краткий, но содержа­тельный обзор истории схолиев Н. Данбар19.
Круг источников в работе представлен изданиями комедий Аристофана и схолиев к ним; вспомогательными источниками можно назвать издания других античных авторов. Те издания, по которым приводится текст в работе, можно увидеть в списке источников. Текст схолиев и детали о рукописной традиции чаще всего приводится по лучшему на данный момент20 многотом­ному изданию, выходившему в разное время под редакцией В. Костера, Д. Холверды и Н. Вилсона, однако для трех комедий - «Лягушки», «Женщины в народном собрании» и «Лисистрата» - используется стандартный текст Ф. Дюбнера ввиду отсутствия в распоряжении прочего. Метод изучения источ­ников в работе включает в себя филологический анализ, интерпретацию тек­ста, сравнение и сопоставление с другими источниками.
Наконец, цель работы состоит в том, чтобы предоставить критический анализ «музыкальных» схолиев и сделать выводы об их достоверности и зна­чимости; по возможности составить представление о преемственности и из­менении музыки. Необходимо отметить, что задачи исследования ограничи­ваются рассмотрением тех схолиев, которые допускают их проблематизацию (были исключены очевидные и однозначные комментарии). Кроме того, для целесообразности в работу не вошли схолии, которые хотя и относятся к пе­сенным пассажам комедий, не затрагивают их музыкальный аспект.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе был проведен критический анализ связанных с музы­кой схолиев и сделаны выводы об их достоверности и значимости с опорой на античные источники и специальную литературу.
В первой главе схолии рассматривались в связи с музыкантами, упоми­наемыми в комедиях. Сведения о Кратине, уподобляемом Артемону, - хоро­ший пример непоследовательных, порой непонятных схолиев. Было показано, что схолиаст обладал информацией об Артемоне, но не смог найти убеди­тельного объяснения сравнению; о песенном же творчестве Кратина сообща­ется совершенно невнятно, судя по всему, не без помощи выведения из кон­текста.
В комментариях о Мосхе, в отличие от Дексифея, содержатся некото­рые детали о музыке, которые можно признать достоверными. Они незначи­тельны, но удостоверяют наличие неизвестных нам биографических источ­ников.
Схолии о Хериде показали небрежное отношение к музыкальным тер­минам и злоупотребление выведением из контекста. Попытки найти в схоли­ях подтверждение существования двух Херидов признаны несостоятельными.
Часть о Фринихах выявила недостаточную осведомленность схолиаста о биографии Фриниха-трагика, что, судя по всему, привело к выдумыванию Фриниха-танцора; положительный результат работы схолиаста состоит в том, что он смог атрибутировать песни из трагедий Фриниха, хоть и называя его порой мелическим поэтом.
Сведения о Кинесии и его музыке оказались интересными в отношении предоставляемых версий толкования и атрибуции измененных строк Анакре­онта, однако, как показал анализ, биография и сочинения Кинесия были из­вестны схолиастам лишь в общих чертах.
Вторая глава была посвящена сведениям о номах. Было доказано, что у схолиастов было общее представление о характере номов Олимпа, но о му­зыкальном термине «синавлия», судя по всему, приходилось строить догадки.
Ортийский ном в схолиях также представлен лишь в общих чертах; мы показали, что информация о нем выводилась за счет интерпретаций упоми­наний в литературных источниках и вдобавок значений прилагательного «орбюд».
О номах Полимнеста, как оказалось, комментатор ничего не знал, од­нако есть вероятность, что один из их схолиев дает ключевую информацию о связи Полимнеста и непрристойного поведения. В целом сведения о номах - слабая сторона схолиев: так, исходя из контекста комедий признаются суще­ствующими «белый» и «ортрийский» номы.
В третьей главе разбирались застольные песни и загадочные «кацлш» в Новой музыке. Толкования в схолиях «кацлш» интересны и не согласуются с тем, как их чаще всего понимают современные ученые. Версии о связи со строфической структурой и пением слабым голосом были отвергнуты в ходе работы, однако по третьей версии - кацла( как «периоды» (neptoSoi) - выне­сти однозначное решение не удалось.
Наконец, схолии о застольных песнях, несмотря на их недостатки, предоставляют нам много уникальной информации: цитату из Дикеарха, не­сколько, как принято считать, правильных атрибуций авторства сколиев, тек­сты застольных песен.
Таким образом, информация о музыке классической эпохи в схолиях не всегда вызывает доверие, а та, что вызывает, представлена в незначительных объемах. Судя по всему, со времен Аристофана ко времени написания ком­ментария музыка сильно изменилась, а упоминаемые в комедиях песни и но­мы перестали исполняться, так что о них оставалось судить лишь по немно­гочисленным письменным свидетельствам.


I. Издания античных авторов
Схолии
1) Dubner F. (ed.). Scholia Graeca in Aristophanem. Hildesheim: Olms, 1969 (repr. Paris: Didot, 1877).
2) Scholia in Aristophanem, Pars I. Prolegomena De Comoedia, Scholia in Acharnenses, Equites, Nubes. Fasc. I B. Scholia in Aristophanis Acharnenses / Wilson N. (ed.). Groningen: Bouma, 1975.
3) Scholia in Aristophanem, Pars I. Prolegomena De Comoedia, Scholia in Acharnenses, Equites, Nubes. Fasc. II. Scholia vetera et Tricliniana in Aris­tophanis Equites / Jones D., Wilson G. (edd.). Groningen: Wolters- Noordhoff, 1969.
4) Scholia in Aristophanem, Pars I. Prolegomena De Comoedia Scholia in Acharnenses, Equites, Nubes. Fasc. III 1. Scholia vetera in Aristophanis Nu­bes / Koster W.J.W., HolwerdaD. (edd.). Groningen: Bouma, 1977.
5) Scholia in Aristophanem, Pars II. Scholia in Vespas; Pacem; Aves et Ly- sistratam. Fasc. I. Scholia vetera et recentiora in Aristophanis Vespas / Koster W.J.W. (ed.). Groningen: Bouma, 1978.
6) Scholia in Aristophanem, Pars II. Scholia in Vespas; Pacem; Aves et Ly- sistratam. Fasc. II. Scholia vetera et recentiora in Aristophanis Pacem. Gro­ningen / Holwerda D. (ed.). Groningen: Bouma, 1982.
7) Scholia in Aristophanem, Pars II. Scholia in Vespas; Pacem; Aves et Ly- sistratam. Fasc. III. Scholia vetera et recentiora in Aristophanis Aves / Hol­werda D. (ed.). Groningen: Egbert Forsten, 1991.
Комедии Аристофана
1) Coulon V., van Daele H. (edd., tr.). Aristophane, T. 1: Les Acharniens; Les cavaliers; Les nuees. Paris: Les Belles Lettres, 1923 (repr. 1967 (1st edn. corr.)). [источник только для «Ахарнян» и «Всадников»]
2) Coulon V., van Daele H. (edd., tr.). Aristophane, T. 2: Les guepes; La paix. Paris: Les Belles Lettres, 1924 (repr. 1969 (1st edn. corr.)). [источник только для «Мира»]
3) Coulon V., van Daele H. (edd., tr.). Aristophane, T. 3: Les oiseaux; Lysistra- ta. Paris: Les Belles Lettres, 1928 (repr. 1967 (1st edn. corr.)).
4) Coulon V., van Daele H. (edd., tr.). Aristophane, T. 4.: Les thesmophories; Les grenouilles. Paris: Les Belles Lettres, 1928 (repr. 1967 (1st edn. corr.)).
5) Dover K. J. (ed.). Aristophanes. Clouds. Oxford: Clarendon Press, 1968 (repr. 1970).
6) MacDowell D. M. (ed.). Aristophanes. Wasps. Oxford: Clarendon Press, 1971.
7) Ussher R. G. (ed.). Aristophanes. Ecclesiazusae. Oxford: Clarendon Press, 1973.
Прочее
1) Adler A. (ed.). Suidae Lexicon. Pars I: A-Г. Leipzig: Teubner, 1928.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ