Введение
1. Понятие и виды безопасности
2. Система органов государственного управления в сфере обеспечения безопасности государства
3. Защита и охрана государственной границы
Заключение
Список использованных источников
В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Российской Федерации особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом России от фактически унитарного государства к реальной федерации. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.
Динамизм социальных и геополитических процессов, происходящих в современной России и в ее окружении, настолько стремителен, что законодатели и теоретики не успевают осмыслить жизненные потребности возрождения нашей страны. Формационные изменения, смена идеологических ценностей поставили перед наукой конституционного права необходимость выработки путей того, как России сохраниться в качестве мировой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, как обеспечить конституционными средствами могущество и авторитет нашего государства, развитие федерализма, защитить права и свободы граждан, самобытность российских народов.
Нельзя сказать, что вопрос обеспечения безопасности возник для России именно сейчас. Вряд ли можно согласиться с утверждением Ю.В. Голика, что "до 1991 года проблемы безопасности, даже как проблемы выживания, у нас не существовало" . Еще К. Маркс писал, что "безопасность есть высшее социальное понятие гражданского общества". С ним соглашается А.Д. Градовский: ":государство, не дающее гражданам ничего, даже безопасности, несомненно, вызовет сначала равнодушие, потом вражду народа; оно разложится и погибнет или от внешнего врага, поддерживаемого апатией масс, или от внутренних раздоров" .
Комплекс проблем в организации управления безопасностью, включая повышение эффективности статуса государственных органов, становится основной причиной выбора темы исследования.
Состояние научной разработанности проблемы. В настоящее время исследованию правового института управления безопасности уделяется достаточно много внимания.
Однако комплексный характер исследуемой проблемы предполагает многоплановость поставленных в работе вопросов и необходимость обращения к литературе, освещающей различные стороны выбранной темы.
В связи с этим, необходимо отметить научные труды следующих ученых-правоведов: А.П. Лончакова, М.В. Баглая, А.Ю Винокурова, В.П. Виноградова, О.С. Иоффе, И.Я Козаченко, Г.П. Новоселова, Ю.И. Скуратова, М.С. Студеникиной, В.А. Тархова и других.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, , а также ведомственные нормативные акты, принятые по вопросам безопасности.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации по осуществлению управления в сфере безопасности.
Предметом исследования выступают понятие управления в сфере безопасности, его правовая основа, система государственных органов власти, осуществляющих управление в данной сфере, их функции, а также порядок организации указанной деятельности.
Цель исследования. Основная цель исследования заключается в теоретическом исследовании правового регулирования института управления в сфере безопасности.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить имеющиеся научные материалы, определить степень и уровень научной разработанности исследуемой темы в целом и по ее отдельным направлениям;
- выявить недостатки действующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по осуществлению управления в сфере безопасности;
- исследовать организационно-правовое содержание управления в данной сфере, систему и функции органов государственной власти его осуществляющих.
Современные проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно-правовом и административно-правовом аспектах обеспечения национальной безопасности нашего государства.
Административное законодательство, принятое по вопросам обеспечения национальной безопасности, берет истоки в нормах Конституции РФ, Закона РФ от 6 марта 1992 г. "О безопасности" и Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.).
Конституция РФ устанавливает обеспечение безопасности граждан и обеспечение безопасности государства в качестве критериев для ограничения в ряде случаев основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, относит безопасность к предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Закон РФ "О безопасности" вводит такую категорию, как "жизненно важные интересы личности, общества и государства"; определяет безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"; признает основными объектами безопасности "личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность"; закрепляет понятие системы безопасности Российской Федерации и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации вводит такие социально-правовые категории, как "национальная безопасность Российской Федерации" и "национальные интересы".
1. Закон РФ от 05.03 1992 г. «О безопасности» (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г.) // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. №15. – ст.769; 1993.-№2:-ст.77; САПП РФ.-1993. - №52.-ст.5086.
2. Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. №17.-ст.59; СЗ РФ. – 1994. №16. ст.-1861; 1996. - №50. –ст.5610; 1997. - №29. ст.3507; 1998. - №31. – ст.3805, 3831; 1999. -№23. – ст.2808.
3. Федеральный закон то 10.01 1996 г. «О внешней разведке» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №3. – ст.143.
4. Федеральный закон от 27.05.1996 г. (ред. 07.11.2000 г.) «О государственной охране» // Собрание законодательства РФ. – 1996. -№22. – ст.2594; 1997. – №29. – ст.3502.
5. Федеральный закон от 03. 04. 1995 г. (ред. от 07.11.2000 г.) «Об органах федеральной службы безопасности» // Собрание законодательства РФ. – 1995. №15. – ст.1269.
1. Аветисян С.С. Совершенствование норм уголовного законодательства, направленных на охрану военной безопасности государства // "Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
2. Бабурин С.Н. Конституция России: 5 лет по пути к федерализму и местному самоуправлению // Материалы "круглого стола" "5 лет Конституции России: по пути к федерализму и местному самоуправлению". М., 1999. С.8
3. Борисов О.А. Правовое регулирование безопасности военной службы как составная часть национальной безопасности государства // "Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
4. Голик Ю.В. Реинтеграция как основа национальной безопасности // Журнал российского права. 1998. N 2. С.56.
5. Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе // Собр. соч. СПб., 1999. Т. 6. С.31.- 45
6. Иванова О.Н., Симонов А.М. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации. - "Новая Правовая культура", 2004 г.
7. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987.
8. Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России // Конституционное развитие России. Саратов, 1993. С.5.
9. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Учебное пособие. М., 1997.
10. Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // "Журнал российского права", N 6, июнь 2003 г.
11. Стахов А. Концепция национальной безопасности России: административно-правовой аспект // "Российская юстиция", N 3, март 2003 г.
12. Таранов А.П. Военно-профессиональный компонент обеспечения военной безопасности государства // "Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
13. Фатеев К.В. Юридические опасности военной безопасности Российской Федерации (о некоторых аспектах влияния права на военную безопасность) // "Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2003 г.
14. Фатеев К.В. Военная безопасность как институциональное правовое явление и ее место в системе национальной безопасности Российской Федерации // "Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.