Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сетевая модель распределения общественных благ

Работа №129548

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы49
Год сдачи2020
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1 Введение 3
2 Обзор литературы 6
3 Постановка задачи 7
4 «-характеристическая функция 9
4.1 Построение характеристической функции 9
4.2 Построение вектора Шепли 12
4.3 Построение т-вектора 13
4.4 Примеры построения характеристической функции 14
5 у-характеристическая функции 18
5.1 Построение характеристической функции 18
5.2 Построение вектора Шепли 20
5.3 Построение т-вектора 20
5.4 Примеры построения характеристической функции 21
6 Сравнительный анализ 25
6.1 Пример на фиксированном графе 25
6.2 Переход к вероятностной модели 28
6.3 Численный эксперимент 31
7 Заключение 46
Список литературы

Теория игр представляет собой набор математических инструментов, с помощью которых можно выяснить природу конфликта и найти одно из его решений. Первоначально теория игр находила свое применение в рамках экономической науки, но позднее также получила широкое признание и в других сферах. В настоящее время теория игр применима к широкому диапазону поведенческих отношений и является общим термином для науки логического принятия решений.
В данной работе будет рассмотрена игра распределения общественных благ. Существует множество различных примеров подобных игр в реальной жизни: когда человек сажает сад, его соседи также получают выгоду, когда регион устанавливает программу борьбы с загрязнением окружающей среды, выгоду также получают и регионы по соседству, когда одни люди вводят новшества, например, экспериментируют с новой технологией или генерируют новую информацию, то полученные результаты могут быть применены другими.
В контексте игры распределения общественных благ будет рассмотрен сетевой подход для этого класса игр. Будет изучено, как различные параметры формирования связей между игроками в конфликтно-управляемых системах, будут определять выигрыши игроков с учётом этих связей.
В теории игр различают несколько классов игр, среди них всех остановимся на кооперативном. В отличие от некооперативного поведения, согласованный выбор действий игроками приводит к лучшему исходу в смысле большего общего выигрыша игроков. Дополнительно, кооперация дает возможность каждому игроку гарантировать не меньший выигрыш в сравнении с его выигрышем при некооперативном поведении, например, в равновесии по Нэшу.
Игра считается кооперативной, если игроки могут объединяться в коалиции и действовать в соответствии с некоторым заранее определенным принципом оптимальности. Под данным принципом может пониматься соглашения о множестве кооперативных стратегий и способ дележа общего выигрыша между игроками. Большинство кооперативных игр описывается с помощью характеристической функции. Построение данной функции возможно несколькими способами, и потому является одним из основных предметов изучения кооперативной теории игр [1,5,11,14,15]. В данной работе, как уже сказано выше, будет рассмотрена игра общественных благ на графе (сети), для нее будут исследованы два способа построения характеристической функции, «-характеристическая и у-характеристическая функции. Данные характеристические функции были выбраны по следующим причинам: «-характеристическая функция является классическим подходом, при котором игроки коалиции максимизируют выигрыш коалиции, тогда как не вступившие в нее игроки играют против коалиции [11]. С другой стороны, у-характеристическая функция описывает ситуацию, при которой игроки, не вошедшие в коалицию, не играют против нее, а максимизируют свой индивидуальный выигрыш [5,15]. В игре распределения общественных благ данный поход, с точки зрения применений в реальной жизни, может оказаться более подходящим, так как в играх данного типа нет явной конфронтации между игроками, вступившими и не вступившими в коалицию.
Еще одним важным вопросом кооперативной теории игр является выбор правила распределения суммарного выигрыша игроков между собой внутри коалиции. Для возможности свободно разделять выигрыши между игроками, в данной игре будет рассматриваться игра с трансферабельной полезностью. Под данным выражением подразумевается, что полезность может быть оценена по единой шкале для всех участников игры и может передаваться от игрока к игроку без потерь и трансформаций. В играх с трансферабельной полезностью, существуют несколько различных правил распределения суммарного выигрыша (дележей). В работе в качестве дележей будут рассматриваться вектор Шепли (классическое решение теории кооперативных игр) и т-вектор, построенные специальным образом с учётом сетевой структуры взаимодействия [7,16].
Также в работе будут представлены результаты численного эксперимента, в рамках которого были изучены следующие зависимости:
1. среднего выигрыша коалиции от размера коалиции,
2. среднего выигрыша коалиции от заданного уровня издержек,
3. среднего выигрыша коалиции от вероятности создания связи в графе,
4. среднего выигрыша игроков от вероятности создания связи в графе и количества соседей для фиксированного игрока, полученных после процедуры дележа с помощью вектора Шепли,
5. среднего выигрыша игроков от вероятности создания связи в графе и количества соседей для фиксированного игрока, полученных после процедуры дележа с помощью т-вектора.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе были исследованы два способа построения характеристической функции для модели распределения общественных благ. Для каждой из них были рассмотрены два способа построения дележа: вектор Шепли и т-вектор.
При рассмотрении примера на фиксированном графе с числом игроков равным девяти, были замечены следующие, неочевидные результаты: некоторые игроки, сами не затрачивающие какие-либо усилия в гранд- коалиции, но являющиеся соседями нескольким игрокам, эти усилия прилагающими, получают довольно крупную долю в построенных дележах. Таких игроков можно представить как посредников, получающих общественные блага из разных источников. Как пример из реальной жизни можно представить таких игроков-посредников, как редакцию научного журнала, куда учёные (в данном случае, игроки, прилагающие усилия в гранд-коалиции) присылают свои работы, и хоть сами редакторы научного журнала не прилагали усилия для написания работ, сам факт их участия в коалиции приносит большую пользу коалиции и увеличивает её выигрыш.
Была исследована и применена модель построения случайного графа Эрдёша - Реньи G(n,p). Был произведен численный анализ для исследования разных зависимостей среднего значения выигрыша коалиции и игроков при разных параметрах. Эмпирическим путем была показана монотонность среднего выигрыша коалиции по вероятности создания связи в графе. Меняя уровень издержек, также удалось наблюдать монотонность по этому параметру для среднего выигрыша коалиции при обеих характеристических функциях. Была показана монотонность среднего и медианы выигрышей коалиции относительно размера коалиции для двух рассмотренных способов построения характеристической функции. Также был изучен средний выигрыш игрока после дележа методами вектора Шепли и т-вектора в зависимости от вероятности создания связи в графе и количества соседей игрока.
При сравнении стандартного отклонения выигрыша коалиции в зависимости от её размера для «-характеристической функции и д-характеристической функции, было обнаружено, что при малом числе игроков в коалиции (в рассмотренном примере игры десяти игроков, при размере коалиции меньше пяти игроков) стандартное отклонение «-характеристической функции выше, чем для д-характеристической функции, но для коалиций, размером 5 и больше, ситуация противоположная.



1. Громова E. В., Петросян Л. А. Об одном способе построения характеристической функции в кооперативных дифференциальных играх // Математическая Теория Игр и ее Приложения, т. 7, в. 4, с. 19-39.
2. Петросян Л. А., Зенкевич Н. А., Шевкопляс E. В. Теория игр: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — СПБ.:БХВ-Петербург, 2012 — 432 с.
3. Татт У. Теория графов. - Рипол Классик, 1988.
4. Bramoulle Y, Kranton R Public goods in networks // Journal of Economic Theory 135 P. 478-494, 2007.
5. Chander P., Tulkens H. The Core of an Economy with Multilateral Environmental Externalities P. 153-175, 2006.
6. Colin B., Shubhayan S. Triggers for cooperative behavior in the thermodynamic limit: A case study in Public goods game // Chaos: An Interdisciplinary Journal of Nonlinear Science, v-29 n-5, 2019.
7. Driessen TS., Tijs S., The т-Value, The Core and Semiconvex Games // International Journal of Game Theory Vol. 14 lssue 4 P. 229-248.
8. Erdos P., Renyi A. On random graphs // Publicationes mathematicae, 6(26), 290-297, 1959.
9. Jackson, M. Social and Economic Networks. // Princeton: Princeton University Press, 2008.
10. Li Y., Sun H., Han W., Xiong W. Evolutionary public goods game on the birandom geometric graph // Physical Review E. Т. 101. N. 4. 2020.
11. Neumann Von J., Morgenstern O. Theory of games and economic behavior //Princeton University Prress, Princeton. - 1944.
12. Newman M. Networks // Oxford University Press, 2018.
13. Petrosyan L. A., Zaccour G. Cooperative Differential Games with Transferable Payoffs // Handbook of Dynamic Game Theory 2018 P. 595¬632.
14. Petrosjan L. A., Zaccour G. Time-consistent Shapley value allocation of pollution cost reduction // Journal of Economic Dynamics and Control. 2003. Vol. 27. N. 3. P. 381-398.
15. Rajan R. Endogenous Coalition Formation in Cooperative Oligopolies // International Economic Review. 1989. Vol. 30. N. 4. P. 863-876.
16. Shapley L. S. A value for n-person games // Contributions to the Theory of Games, II. Princeton University Press. 1953. P. 307-317.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ