Введение 4
Глава 1. Журнал в России XIX века: философия, классическая филология и государственная политика 10
1.1. Журнал как пространство интеллектуальной коммуникации: журнал vs книга 10
1.2. Философия в российских журналах XIX века: от общественно-политической
журналистики к специализированному философскому журналу 12
1.2.1. Философия в общественно-политических журналах XIX века 13
1.2.2. Философия в богословских журналах XIX века 16
1.2.3. Первый специализированный философский журнал 18
1.3. Классическая филология: от семинарии и гимназии до профессиональных
журналов 22
Глава 2. Античная философия и государственная идеология на примере
«Журнала Министерства народного просвещения» 27
2.1. «Журнал Министерства народного просвещения» как выразитель государственной идеологии 27
2.2. Античная философия и христианская религия в «Журнале Министерства
народного просвещения» в 30-50-ые годы XIX века 32
2.3. Платон, Плотин и неоплатонизм в оценке авторов «Журнала Министерства
народного просвещения» в 30-50-е годы XIX века 36
2.4. «Журнал Министерства народного просвещения» в 60-90-ые годы: новое
прочтение античной философии 44
Глава 3. Античная философия в журнале «Вера и разум»: поиски русской национальной философии 49
3.1. Миссия журнала «Вера и разум»: общество и национальная философия ... 49
3.2. История философии как наука: концепция М. Остроумова 53
3.3. Античная философия и христианская религия: концепция А. Сергиевского56
3.4. Античная философия в контексте духовных проблем современности: эпикуреизм, кинизм и философия Сократа 59
Глава 4. Античная философия в журнале «Вопросы философии и психологии»: дискуссии последней трети XIX века 70
4.1. Николай Яковлевич Грот о задачах первого профессионального философского журнала 70
4.2. История философии как проблема: формирование отечественной традиции73
4.3. Античная философия в контексте дискуссии о русской философии: pro et
contra 81
4.4. Античная философия на страницах журнала: специальные исследования .. 87
Заключение 94
Список использованной литературы 96
Актуальность темы исследования. Значимость обращения к истории античной философии, представленной на страницах российских журналов XIX века, обусловлена целым рядом причин.
Прежде всего, следует отметить возросший в последнее десятилетие исследовательский интерес к научному журналу как важному элементу функционирования всей российской университетско-академической системы. Философский журнал не является исключением, привлекая внимание ученых-гуманитариев в качестве своеобразного индикатора состояния дел в философской среде и общественного статуса философии как академической дисциплины. В связи с этим впервые предметом специального изучения становится философская статья как особый формат предъявления общественности результатов философского исследования. В этом отношении обращение к истории создания специализированных философских журналов, к периоду их профессионального становления представляется необходимым, так как позволяет лучше понять дальнейшие перспективы развития философского журнала.
Создание философского журнала является одним из признаков профессионализации философии; процесса, вызывающего сегодня повышенный интерес исследователей, полагающих, что уже можно говорить о новом теоретическом направлении исследований — «специализированном философском знании в России». Знание истории античной философии - необходимое знание для философа-профессионала. Это означает, что изучение журнальных публикаций по античной философии выступает критерием оценки уровня профессионализации философии в России, делая актуальным обращение к XIX веку как времени формирования профессиональных историко-философских традиций.
Обращение к античной философии в России XIX века связано не только с процессом профессионализации философии, но и с попытками создания самобытной национальной философии как подлинной наследницы античной традиции. Для многих русских философов XIX века правильно понять античную философию означало найти истоки русской самобытности. Таким образом, исследование античной философии в журналах XIX века позволяет лучше понять актуальные и сегодня дискуссии о природе философии, о значении истории философии, о возможностях создания национальной философской традиции.
Однако можно с уверенностью констатировать, что вклад философских журналов XIX века в становление и развитие философских традиций в России не только не оценен, но и не изучен. В этом отношении изучение истории античной философии в журналах XIX века следует рассматривать как начало предстоящей большой работы по освоению богатого отечественного наследия.
Степень разработанности темы определяется на пересечении историографических и историко-философских работ. Хотя непосредственно исследований по истории античной философии в российских журналах XIX века не проведено, основания для разработки темы были созданы еще в 1915 году А. С. Ященко, составителем библиографического указателя «Русская библиография по истории древ-ней философии». Значимыми для осмысления истории античной философии представляются работы по истории антиковедения и классического образования таких авторов, как Е. Ю. Басаргина, Э. Д. Фролов, А. И. Любжина, О. В. Кармазина, Т. В. Чугуновай и др.
Все они способствовал появлению исследований рецепции античной философии в России. В настоящее время наиболее детально исследован платонизм русской философии, начало изучению влияния Платона на русскую философию положено А. И. Абрамовым еще в 1976 году. Кроме этого, М. В. Салимгареев раскрыл судьбу стоицизма в России, В. П. Зубов — историю аристотелевского наследия , М. М. Шахнович рассмотрела споры об эпикуреизме . Однако комплексное исследование влияния античной философии на развитие русской мысли XIX века до сих пор не осуществлялось.
Исследователи русской философии XIX века регулярно обращаются к журналам, однако сами журналы редко становятся предметом рассмотрения. Исключение составляет первый профессиональный философский журнал «Вопросы философии и психологии», исследованию которого посвящен ряд работ. Сегодня можно говорить о достаточно хорошо изученном в рамках истории журналистики контексте существования философских журналов; изученной является и научная издательская традиция. Следует отметить возросший сегодня интерес к истории церковной прессы. Отдельное внимание впервые специально уделено значимому для развития русской философии богословско-философскому журналу «Вера и разум». Но если история важных для философии журналов XIX века изучена с различной глубиной, то сравнительный анализ философского содержания журналов этого периода не проводился.
Таким образом, анализ показывает, что, несмотря на определенный исследовательский интерес к значению античной философии для русской мысли, исследований истории античной мысли в отечественных журналах XIX века не предпринималось
Объект исследования — история философии в отечественных журналах XIX века. Его предмет — античная философия в российских журналах XIX века.
Цель исследования — раскрыть особенности осмысления античной философии и ее место в российских журналах XIX века.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть особенности и показать значение журнала для становления и развития философской мысли в России.
2. Проанализировать место философии в российских журналах XIX века.
3. Рассмотреть историю «Журнала Министерства народного просвещения» как выражение государственной идеологии.
4. Показать особенности осмысления античной философии в «Журнале Министерства народного просвещения».
5. На основе анализа статей по античной философии в богословско-философском журнале «Вера и разум» раскрыть связь между осмыслением античной философии и поисками русской национальной философии.
6. Раскрыть историю античной философии в «Вопросах философии и психологии» в контексте дискуссий о философии и задачах истории философии.
7. Показать преемственность и различия в осмыслении античной философии в «Журнале Министерства народного просвещения», «Вере и разуме», «Вопросах философии и психологии».
Поставленные задачи определили совокупность методов исследования: историко-генетического, биографического, герменевтического, историографического и историко-философского.
Эмпирической базой работы послужили все выпуски «Журнала Министерства народного просвещения» с 1833 по 1900 гг., журнала «Вопросов философии и психологии» с 1889 по 1900 гг. и журнала «Вера и разум» с 1884 по 1900 гг. Исследование не могло бы претендовать на полноту без обзора всех статей по античной философии в выбранных журналах. Для этого особенно значимы библиографические указатели А. С. Ященко, Ю. Фолте, А. И. Рубан.
Теоретической базой исследования выступили, прежде всего, работы по истории русской философии (работы В. В. Зеньковского, И. И. Евлампиева, А. А. Ермичева и др.) и исследования по истории профессионализации философии в России (труды В. Ф. Пустарнакова «Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры» и А. Т. Павлова «Философия в Московском университете» ). Для более полного и адекватного понимания истории античной философии использовались работы по истории духовного и классического образования, истории научной и богословской прессы XIX века.
Специально следует отметить работы Ю. В. Синеокой, инициировавшей исследование философского журнала, его статуса и значения, особенностей осмысления философии и ее истории в формате журнальной статьи.
Научная новизна работы состоит в том, что на основе впервые предпринятого исследования материалов по истории античной философии в российских журналах XIX века раскрыты особенности осмысления античной философии и показано ее место в отечественной традиции указанного периода.
Проведенное исследование показывает, что развитие гуманитарного журнала в России XIX века от общественно-политического издания к специализированному философскому журналу можно считать одним из признаков зрелости и профессионализации философии. В целом уровень философской периодики служит адекватным показателем состояния дел в философской среде и общественного статуса философии как академической дисциплины.
Исследование того, как представлена античная философия в том или ином журнале, позволяет не только фиксировать степень профессионализма авторов и журналов, но и понять их мировоззренческие устремления. В работе раскрыты особенности осмысления богатейшего античного наследия на страницах журналов, авторы которых различным образом понимают задачи философии, а, следовательно, место античной мысли в развитии собственных философских учений.
Апробация работы. Основные положения, некоторые выводы и отдельные темы работы обсуждались на семинарах и конференциях. В частности, на между-народной философской конференции «Русский логос - 2: Модерн - границы контроля» (Санкт-Петербург, 25-28 сентября 2019 г.) был сделан доклад на тему «Античная философия на страницах журнала “Вопросы философии и психологии”». Были подготовлены и опубликованы материалы выступлений: «Первая профессиональная философская пресса на закате Российской Империи» и «Античная философия на страницах журнала “Вопросы философии и психологии”».
Исследование показало, как в течение XIX века изменялось отношение к античной философии в ведущих гуманитарных журналах России.
Редакционная политика «Журнала Министерства народного просвещения» была напрямую связана с идеологией государства. Этим объясняется религиозно-охранительная позиция в статьях, посвященных языческой философии, в период правления Николая I. На примере неоплатонических учений такие авторы, как И. Г. Михневич, М. Павловский, М. И. Скворцов, И. А. Чистович, показывали несостоятельность философии перед откровенным знанием. С повышением уровня философского образования в стране после 70-х годов предложенные ранее взгляды на достижения античной мысли больше не выглядели убедительно.
В ходе анализа материалов богословско-философского журнала «Вера и разум» показано, что с 80-х годов XIX века в России делаются основательные попытки понять русскую философию как наследницу древнегреческого любомудрия. Особенность осмысления античной философии на страницах «Веры и разума» заключается в стремлении авторов показать ограниченность понимания философии как исключительно рационального знания и огромный духовный потенциал философии, признающей, наряду с рациональным познанием, познание верой (концепция «верующего разума»), от сердца. По этой причине особое место занимает на страницах журнала фигура Сократа, жизнь и философия которого понимаются как воплощение «верующего разума», а гедонизм, кинизм и эпикуреизм рассматриваются как реакция на увлечение рациональной софистикой в афинском обществе.
Мировоззренческие установки большинства авторов специализированного журнала «Вопросы философии и психологии» отличались от взглядов авторов «Веры и разума». Для авторов «Вопросов» философия — это, в первую очередь, строгая работа ума, которая требует исторического воспитания. В исследовании проанализированы развернувшиеся на страницах журнала дискуссии о задачах философии и истории философии, в ходе которых знание истории античной мысли было признано обязательным условием для любого, кто намеривается философствовать всерьез. Этот журнал открыл глубокую связь между изучением античной философии и профессиональным уровнем философии в стране.
Проведенное исследование показывает, что развитие гуманитарного журнала в России XIX века от общественно-политического издания к специализированному философскому журналу можно считать одним из признаков зрелости философии, а уровень осмысления античной философии — показателем профессионализма авторов. Освоение отечественными мыслителями богатейшей античной философской традиции становится значимым фактором развития русской философии, с одной стороны, позволяя на равных войти в общеевропейское философское пространство, с другой — являясь мощным источником создания собственных оригинальных учений.
В работе были рассмотрены три наиболее известных и влиятельных в академической профессиональной среде журнала XIX века. Однако более полное и глубокое понимание того, как русской культурой осваивалась античная философская мысль, может быть достигнуто в ходе привлечения нового эмпирического материала. Для продолжения исследований несомненный интерес представляют общественно-политические журналы «Вестник Европы» и «Отечественные записки», университетская и церковная периодика, педагогические журналы, анализ которых остался за рамками данного исследования. Сделанный вывод о том, что уровень осмысления античной мысли выступает показателем философского профессионализма, может быть использован в качестве критерия оценки состояния дел в области философии и в другие периоды отечественной истории. В этом от-ношении можно указать на перспективу исследований советского и современного периодов развития отечественной философии.
1. Бронзов А. Die Ethik des Stoikers Epictet А. Бонхоффера // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1896. -№ 32. - С. 134-141.
2. Бузескул В. П. Вопрос о новооткрытой AOpvatov ло/ттиа // ЖМНП. - 1892.
- Июль, с. 142-189; 1893, май, с. 134-212; октябрь, с. 450-488.
3. Введенский А. А. «Бесконечное Анаксимандра» М. И. Каринского. // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1891. - № 9. - С. 104-108.
4. Введенский А. И. Демонион Сократа // Вера и разум. - 1891. - №12. -С.483-517.
5. Введенский А. И. Сократ // Вера и разум. - 1892. - № 17. - С. 175-192.
6. Введенский Ал-сей И. Приветствие преосвященному Амвросию, архиепископу Харьковскому, по случаю пятидесятилетия его юбилея // Вера и разум. - 1894. - № 22. - С. 671-672.
7. Вейнберг Я. Николай Коперник и его учение // ЖМНП. - 1873. - Май. - С. 163-210.
8. Виноградов П. Г. И. В. Киреевский и начало московского славянофильства // Вопросы философии и психологии. - 1892. - № 11. - С. 98-126.
9. Владиславлев М. Психология Плотина // ЖМНП. - 1868. - Июль. - С. 1-54.
10. Гарнак А. Взгляд на Сократа церковных писателей первых веков // Вера и разум. - 1905. - № 18. - С. 209-226.
11. Гиляров А. Н. «8 лекций о греческой науке» Л. Мильхода // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1894. - № 24. - С. 551-553.
12. Гиляров А. Н. A Simple History of Ancient Philosophy В. Р. Скотта // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1894. - № 28. - С.365.
13. Гиляров А. Н. Die Philosophie der mittleren Stoa in ihrem geschlichtlichen Zusammenhange Шмекеля // Вопросы философии и психологии: Обзор книг.
- 1894. - № 21. - С. 142-144.
14. Гиляров А. Н. Early Greek Philosophy Джона Бернета // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1893. - № 20. - С.111-114.
15. Гиляров А. Н. Geschichte des antiken Kommunismus und Socializmus Пельмана // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1895. - № 26. - С.64-66.
16. Гиляров А. Н. Plato and Platonism В. Патера // Вопросы философии и психо-логии: Обзор книг. - 1894. - № 23. - С.438-440.
17. Гогоцкий С. С. Аристотель // ЖМНП. - 1857. - Ноябрь, отд. V. - С. 53-84.
18. Грот Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой. - М.: Типолит. тысоч. утвержд. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1893. - 36 с.
19. Грот Н.Я. «История древней философии» Виндельбанда в переводе слушательниц Высших Женских Курсов под редакцией А.И. Введенского // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1893. - № 20. - С. 109-11.
20. Грот Н.Я. О задачах журнала // Вопросы философии и психологии. - 1889. - № 1. - С. V-XX.
21. Зеленогорский Ф. А. Аристипп Киренский, основатель гедонизма // Вера и разум. - 1892. - № 10. - С. 367-379.
22. Зеленогорский Ф. А. Природа и жизнь по природе по Аристотелю // Вера и разум. - 1891. - № 17. - С. 187-208.
23. Зеленогорский Ф. А. Циники (психологический, моральный и социальный этюд) // Вера и разум. - 1891. - № 3. - С. 97-121.
24.Зеньковский В. В. Платон в истолковании Наторпа // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1908. - № 95. - С. 588-619.
25. Златоустовский Ф. А. Парменид. Диалог Платона // ЖМНП. - 1873. - Ап¬
рель, с. 201-238; май, с. 108-162.
26.Зоргенфрей Г. Г. Социальная педагогика Платона // ЖМНП. - 1906. - Декабрь. - С. 188-201.
27. Каринский М. И. Бесконечное Анаксимандра // ЖМНП. - 1890. - Апрель,
с. 314-378; май, с. 74-119; июнь, с. 223-263.
28. Кацаров Г. И. Об отношении афинской политии Аристотеля к Ксенофонту // ЖМНП. -1904, июнь. - С. 270-277.
29. Козлов А. А. Sur une nouvelle methode pour determiner la chronologie des dia-logues de Platon // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1896. - № 34. - С. 472-474.
30. Козлов А. А. Новейшее исследование о Платоне // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1892. - № 11. - С. 46-59.
31. Колубовский Я. Н. Материалы для истории философии в России // Вопросы философии и психологии: Приложение I. - 1890. - № 4. С.1-32.
32. Колубовский Я.Н. М. И. Владиславлев: (некролог) // Вопросы философии и психологии. - 1890. - № 4. - С. 195-200.
33. Корсунский И. Н. Судьбы идеи о боге в истории религиозно-философского миросозерцания древней Греции / Соч. И. Корсунского. — Харьков: тип. Губ. правл., 1890. — 431 с.
34. Корсунский И. Н. Учение Аристотеля о душе, в связи с учением о ней Сократа и Платона // ЖМНП. - 1871. - Июль, с. 62-110; август, с. 237-279.
35. Краснюк М. Смысл учения Сократа о значении знания в добродетельной жизни // Вера и разум. - 1899. - № 21. - С. 366-378.
36. Лейкфельд П. Несколько слов о Сократе и утилитаризме // Вера и разум. - 1889. - № 3, с. 87-106; №4, с. 107-130.
37. Лесевич В. В. Первые провозвестники позитвизма // Отечественные записки. - 1873. - № 12. - С.25-46.
38. Лютославский В. Ф. О значении и задачах истории философии // Вопросы философии и психологии. - 1890. - № 3. - С.45-63.
39. Марков Н. Значение Сократа как философа-педагога // ЖМНП. - 1871. - Март, с. 1-50; апрель, с. 79-150.
40. Миронов А. Высшее благо по учению Эпикура // Вера и разум. - 1887. - №5. - С. 228-242.
41. Михневич И. Г. Об успехах греческих философов в теоретическом и практическом отношениях // ЖМНП. - 1839. - Декабрь, отд.11, с. 129-166.
42. Михневич И. Г. Об успехах греческих философов в теоретическом и практическом отношениях откровения // Сочинения / Михневич И.Г. / ред. Мозговая Н. Г., Волков А. Г. - Киев: НПУ им. М. Драгоманова; Мелитополь: МГПУ им. Б.Хмельницкого. Серия: Антология украинской мысли, 2014. - С. 56-80.
43. Мищенко Ф. Г. Aristot. AOpvatov noXiiela 22,5 Sandys. // ЖМНП. - 1895. -
Январь, с. 16-19.
44. Новгородцев П.И. Об историческом и философском изучении идей // Вопросы философии и психологии. - 1900. - № 54. - С. 658-685.
45. Остроумов М. А. История философии в отношении к Откровению // Вера и разум. - 1885. - № 7. - С. 297-311.
46.Остроумов М. А. О Фалесе // Вера и разум. - 1887. - № 23. - С. 529-556.
47. Остроумов М. Значение Сократа в истории греческой философии // Вера и разум. - 1884. - Август, кн.2. - С. 135-156.
48. Павловский М., протоирей. О необходимости, какую чувствовал в откровенной религии греко-римский мир // ЖМНП. - 1839. - Октябрь, отд. II.,с. 1-16.
49. Покровский М. К вопросу об авторстве новооткрытого трактата AOpvalrov noXiiela // ЖМНП. - 1892. - Октябрь, с. 29-48; ноябрь, с. 49-61.
50. Полисадов В., свящ. Христианство и неоплатонизм // ЖМНП. - 1853. - Февраль, отд. II. - С. 81-118.
51. Радлов Э. Л. Этические отрывки Демокрита // Вопросы философии и психологии: Специальный отдел - 1892. - № 12. - С. 1-19.
52. [Риттер] Взгляд Платона на науку философии (По Риттеру) // ЖМНП. - 1837, февраль, отд. II, с. 265-301.
53. Розанов В. В. Заметки о важнейших течениях русской философской мысли в связи с нашей переводной литературой // Вопросы философии и психологии: Специальный отдел. - 1890. - № 3. - С.1-36.
54. Рыжков Н. Новейшие работы об Эпиктете // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1894. - № 18. - С. 98-102.
55. Савкевич М. Учение Сократа о благе и эвдемонизме // Вера и разум. - 1893. - № 18. - С. 258-282.
56. Саводник В. Die Lehre des Socrates als sociales Reformsystem А. Доринга //
Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1895. - № 30. - С. 610-612.
57. Сватковский В. П. Парадокс Зенона о летящей стреле // ЖМНП. - 1888. - Аапрель. - С. 203-239.
58. Сергиевский А. Отношение первого христианского философа к языческой философии // Вера и разум. - 1885. - 9. - С. 413-429.
59. Скворцов И. М. О философии Плотина // ЖМНП. — 1835. - Ч. VIII, октябрь, отд. II. - С. 1-17.
60. Скворцов М. И. Критическое обозрение учения древних об истинном благе человека // ЖМНП. — 1848. - Март, отд. II. - С. 252-284.
61. Соловьев В. С. «Об авторе диалога Протагор» // Вопросы философии и психологии. - 1900. - № 53. - С. 357-380.
62. Соловьев В. С. Из заметок о диалогах Платона // Вопросы философии и психологии. - 1899. - № 47, 1899. - С. 146-159.
63. Страхов Н. Н. О задачах истории философии // Вопросы философии и психологии: Специальный отдел. -1894. -№ 21. - С.1 - 34.
64. Струве Г. Е. О логике Платона в связи с хронологией и стилометрией его сочинений // Вопросы философии и психологии. - 1899. - № 43, 1898. - С. 187-203.
65. Трубецкой Е. Н. Политические идеалы Платона и Аристотеля в их всемирно-историческом значении» // Вопросы философии и психологии. - 1890. - № 4. -С. 1-36.
66. Трубецкой Е. Н. Социальная утопия Платона // Вопросы философии и психологии. -1908. - №91, с.1-44; №92, с.119-185.
67. Трубецкой С. Н. Протагор Платона в связи с развитием его нравственной мысли // Вопросы философии и психологии. - 1901. - № 58. - С. 207-228.
68. Трубецкой С. Н. Вера в бессмертие // Вопросы философии и психологии. - 1902 -1904. - №63, с.1195-1220; №70, с.498-515; № 71, с. 62-83; № 75, с. 539-561.
69. Трубецкой С. Н. Пифагор и пифагорейцы // Вопросы философии и психологии. - 1905. - № 77. - С. 303-325.
70. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в древней философии в связи с развитием идеализма // Вопросы философии и психологии. -1897. - № 36. - С. 82-136.
71. Хотинский М. Взгляд на химические теории. Теории древних греков// ЖМНП. - 1847. - Март, отд. II. - С. 241-251.
72.Челпанов Е. «Учение Аристотеля о значении опыта при познании» А. Казанского // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1892. - № 12. - С. 55-62.
73.Челпанов Е. Об «Истолкованиях Аристотеля» Э. Л. Радлова // Вопросы философии и психологии: Обзор книг. - 1891. - № 8. - С. 77-79.
74.Чистович И.А. О значении философии в мире языческом и христианском // ЖМНП. — 1856. - Ч. XCII, отд. II. - С. 64-96.
75. Шредер Л. Пифагор и пифагорейцы // ЖМНП. - 1888. - Октябрь, с. 1-48; ноябрь, с. 49-73.
76. Шубин Н. Я. «Афинское государственное устройство» Аристотеля //
ЖМНП. — 1895. — Май, с. 58-70; июнь, с. 71-79; июль, с. 1-11; август,с. 25-44.
Исследования
77. Абрамов А. И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии // Платон и его эпоха: к 2400-летию со дня рождения / под ред. Ф. Х. Кессиди. - М.: Наука, 1979. - С. 212-237.
78. Азарная М. А. Педагогическая пресса в России во второй половине XIX в.: генезис, предметно-тематические и структурно-функциональные особенности : Автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.10 / Азарная Марина Александровна; Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2006. - 21 с.
79. Афонасина Е. А. Приглашение к сотрудничеству // «ЕХОАН. Философское антиковедение и классическая традиция. - 2007. - Т.1, №1.- С.5-6.
80. Басаргина Е. Ю. Из истории «Журнала Министерства народного просвещения» (1834-1917) // Классическая древность в Журнале Министерства
народного просвещения (ЖМНП): Аннотированный указатель статей 1834-1917 гг. / сост. А.И. Рубан. - СПб: Bibliotheca Classica Petropolitana: «Реноме», 2015. - С. 7-41.
81. Бурлака Л. В., Ермичев А. А. История профессиональной философии в России: попытка инсталляции (на материалах философских журналов конца XIX - начала XX в.) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2012. - Т. 13, № 4. - С.141-151.
82. Быкова М. Ф. О журнальной статье, ее роли и значении в философии // История философии в формате статьи / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. - М.: Культурная революция, 2016. - С. 13-34.
83. Власова О. А. Грани «на грани»: прописные проблемы философских журналов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2010. - Т. 2, № 4. - С.242-249.
84. Волынка Г. И., Мозговая Н. Г. К проблеме об истоках русского космизма // Соловьевские исследования. - 2009. - № 1 (21). - С. 24-34.
85. Волынка Г. И., Мозговая Н. Г. Философия И. Михневича как философия божественного откровения // Сочинения / Михневич И. Г. / ред. Мозговая Н. Г., Волков А. Г. - Киев: НПУ им. М. Драгоманова; Мелитополь: МГПУ им. Б.Хмельницкого. Серия: Антология украинской мысли, 2014. - С.4-16.
86. Ганиянц М. В. Российское любомудрие в первой половине XIX века: философия и история философии в университетах и духовных академиях : Авто- реф. дис... канд. ист. наук: 07.00.02 / Ганиянц Мария Владимировна; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2003. - 24 с.
87. Гегель В. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. - СПб: Наука, 1992 (2006, 2-е изд.). - 349 с.
88. Демин М. Р., Мочалова И. Н. Философский журнал как пространство профессиональной коммуникации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2010. - Т. 2, № 4. - С. 226-234.
89. Евлампиев И. И. Русская философия в европейском контексте. - СПб: Изд- во РХГА, 2017. - 468 с.
90. Емельянов Б. В. Русский философ Николай Грот. Опыт интеллектуальной биографии // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 2. - С. 19-24.
91. Ермичев А. А. История русской философии в журнале «Вера и разум» // Вестник русской христианской гуманитарной академии. - 2008. - Т. 9, № 2.-С. 143-152.
92. Ермичев А. А. Литературный журнал и философский процесс в России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2010. - Т. 2, № 4. - С.235-241.
93. Ермичев А. А. Русская философия как целое: опыт историко-систематического построения : Автореф. дис... канд. филос. наук : 09.00.03 / Ермичев Александр Александрович; СПбГУ. - СПб, 1998. - 47 с.
94. Есин Б. И. История русской журналистики XIX века: Учеб.-метод. Пособие; 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 304 с.
95. Ждан А. Н. История Психологического общества при Императорском Московском университете (1888-1922). К 125-летнему юбилею МПО // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). - С. 34-38.
96.Закутняя О. В. Журнал «Вопросы философии и психологии»: первые годы издания (1889-1895): Автореф. дис. канд. филол. Наук: 10.01.10 / Закутняя Ольга Валерьевна; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2008. - 24 с.
97. Зеньковский В. В. История русской философии / В.В. Зеньковский. - Ленинград: Эго: Философское наследие России, 1991. - 2 т.
98.Зубов В. П. К истории Аристотеля на Руси // Аристотель / Акад. наук СССР.
-М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - С. 332-349.
99. Иванов В. Вс. Архаизм и новаторство в практике первых русских переводов Платона // Логос. -2012. -№ 6 (90). - С. 46-57.
100. История научно-популярной прессы России в социокультурном кон-тексте: учеб. пособие / Г.В. Жирков, А.Н. Кашеваров, Л. П. Громова и др.; под ред. Л. П. Громовой, Ю.Б. Балашовой. - СПб: СПбГУ, ВШЖМиК, 2017.-271 с.
101. Кадосов П. Илларион Алексеевич Чистович: ученый, преподаватель, государственный деятель // Христианское чтение. - 2016. - № 4. - С. 56-72.
102. Кармазина О. В. Антиковедение в России (1834-1917) по материалам журнала Министерства народного просвещения : Автореф. дис... канд. ист. наук: 07.00.09 / Кармазина Ольга Викторовна; МГУ им. М. В. Ломоносова. - Воронеж, 1999. - 19 с.
103. Карпов В. Н. Введение в философию / В.Н. Карпов. Избранное. СПб.: Академия Самопознания, 2004. - С. 59-199.
104. Классическая древность в журнале Министерства народного просвещения (ЖМНП): аннотированный указатель статей, 1834-1917 гг. / сост. А. И. Рубан; вступ. ст. Е. Ю. Басарагиной. - СПб: Bibliotheca Classica Petropolitana: «Реноме», 2015. - 432 с.
105. Коробов-Латынцев А. Ю. Рефлексия античности в русской философии // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2014. - № 2 (22). - С. 102-108.
106. Куценко Н.А. Профессиональная философия в России первой половины - середины XIX века // Историко-философский ежегодник. - М.: Наука, 2006.-С. 125-131.
107. Лейтуш А. Г. Первая профессиональная философская пресса на закате Российской Империи // Философские опыты. - 2017. - № 10. - С. 103-113.
108. Лейтуш А. Г. Античная философия на страницах журнала «Вопросы философии и психологии» / Русский логос - 2: Модерн - границы контроля. Материалы международной философской конференции, Санкт-Петербург, 25- 28 сентября 2019 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - С. 497-500.
109. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати, 1703-1900 гг. / сост. Н. М. Лисовский; [Репринт.]. - М.: Лит. обозрение, 1995. - 2 т.
110. Любжин А. И. История русской школы императорской эпохи: Монография / А.И. Любжин. - М.: Никея, 2016. - 3 т.
111. Маслин М. А., Авдеева Л. Р., Бердникова А. Ю., Ванчугов В. В. и др. Круглый стол «Единство и многообразие русской философии» // Вестник Вятского государственного университета. - 2015. - № 2. - С. 6-45.
112. Машукова Е. Ю. Проблемы формирования русской самобытной философии в XIX веке // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2016. - Т. 17, № 3. - С. 156-168.
113. Межуев Б. В. Античная тема в русской философской мысли второй половины XIX века // Античное наследие в культуре России / под ред. Г.С. Кнабе. - М.: РНИИ культур. и природ. наследия, 1996. - 260 с.
114. Мочалова И. Н. Алексей Введенский о Сократе и задачах философии / Русский логос - 2: Модерн - границы контроля. Материалы международной философской конференции, Санкт-Петербург, 25-28 сентября 2019 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 502-506.
115. Мочалова И. Н. Феномен сократических школ в «Истории древней философии» С.Н. Трубецкого // Русский логос: горизонты осмысления. Материалы международной философской конференции, Санкт-Петербург, 25¬28 сентября 2017 г. В 2-х т. - Т.2. - С.493-497.
116. Мочалова И. Н. Философия в университетах России XIX века // В сборнике: Философский век. Альманах / Отв. ред. Т.В. Артемьева, М. И. Микешин. - СПб, 2005. - С. 167-175.
117. Нетужилов К. Е. Формирование системы церковной периодической печати в России XIX-начала XX веков: историко-типологический анализ : Автореф. дис. ... д. филол. наук: 10.01.10 / Нетужилов Константин Евгеньевич; СПбГУ. - СПб, 2010. - 48 с.
Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей и учеников, друзей и почитателей. - СПб, 1911. - 444 с.
119. Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Ф. Ф. Зелинский и идея Славянского
возрождения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 3 (37). - С. 107-116.
120. Павлов А.Т. Философия в Московском университете / А.Т. Павлов. - СПб: Издательство РХГА, 2010. - 304 с.
121. Проскурина В. Ю. П. Я. Чаадаев и восприятие античности в 30-х - начале 40-х годов XIX века // Античное наследие в культуре России / под ред. Г.С. Кнабе. - М.: РНИИ культур. и природ. наследия, 1996. - 260 с.
122. Пустарнаков В. Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. - СПб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2003. - 919 с.
123. Русаков В. М. «Свое слово» А. А. Козлова // Дискурс-Пи. -2013. -№ 1¬2 (11-12). -С. 195-197.
124. Русская библиография по истории древней философии / А. С. Ященко. - Юрьев: тип. К. Маттисена, 1915. - 126 с.
125. Салимгареев М. В. Стоя и стоическое наследие в России (середина XIX- начало XX в.): Автореф. дис... канд. ист. наук: 07.00.09 / Салимгареев Максим Владимирович; Казан. гос. ун-т. - Казань, 2004. - 22 с.
126. Семенова Л.А. Русская философская публицистика начала XX века: утопия радикального обновления / А.Л. Семенова; науч. ред. Г.В. Жирков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. - 296 с.
127. Семизоров В. В. Обзор Журнала Министерства народного просвещения за 1861 год // Историко-педагогический журнал. - 2012. - № 1. С. 182-197.
128. Сербиненко В. В. К вопросу о традиции платонизма в русской философии и в творчестве Вл. Соловьева. (Памяти А. И. Абрамова) // Вопросы философии. - 2003. - № 6. - С. 128-135.
129. Синеокая Ю. В. Проблемы трансляции философского знания // История философии в формате статьи / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. - М.: Культурная революция, 2016. - С. 121-140.
130. Синеокая Ю. В. Философия Ницше и духовный опыт России (конец XIX- начало XXI веков) : Автореф. дис... д. филос. наук: 09.00.03 / Синеокая Юлия Вадимовна; Ин-т философии РАН. - Москва, 2009. - 54 с.
131. Тихонова Э. В. Михаил Иванович Владиславлев — основоположник системы философского и психологического образования в Санкт-Петербургском университете // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2011. -№ 2 (22). - С. 194-205.
132. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии /Под общ. ред. М.А. Маслина - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Русский двор, 1997. - 576 с.
133. Трубецкой С. Н. Метафизика в древней Греции / С.Н. Трубецкой. Собр. сочинений в 6 т. Т. 3. - М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1910. - 467 с.
134. Указатель статей в алфавитном порядке, содержащихся в богословско-философском журнале «Вера и разум», с алфавитным списком авторов, помещенных в нем статей, за первое десятилетие его издания (1884-1893 гг.) / Сост. Ю. Фолте. - Харьков: тип. Губ. правл., 1894. - 45 с.
135. Устав Психологического общества, состоящего при Московском Императорском Университете. - М.: Университетская тип. (М.Катков), 1885. — 8 с.
136. Фролов Э. Д. Русская наука об античности: историографические очерки / Э. Д. Фролов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб: Гуманитарная Академия, 2006. - 604 с.