Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Новый тип» женских персонажей в повестях И. С. Тургенева 1860-70-х годов

Работа №129434

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы91
Год сдачи2021
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение .................................................................................................................................... 3
Глава I. Проблемы типологии женских персонажей и изучения поздних повестей
Тургенева в научной литературе .............................................................................................. 9
1.1. Типология женских образов произведений Тургенева в литературной критике и
литературоведении .............................................................................................................. 10
1.2. Повести «Несчастная», «Странная история», «Пунин и Бабурин» в научной
литературе............................................................................................................................ 19
Выводы по первой главе ..................................................................................................... 35
Глава II. «Новый тип» женских персонажей в повестях «Несчастная», «Странная
история», «Пунин и Бабурин» И. С. Тургенева ..................................................................... 36
2.1. «Новый тип» как литературное явление...................................................................... 36
2.2. Анализ образа Сусанны, «Несчастная» ....................................................................... 42
2.3. Анализ образа Софи, «Странная история» .................................................................. 55
2.4. Анализ образа Музы, «Пунин и Бабурин» .................................................................. 66
Выводы по второй главе ..................................................................................................... 77
Заключение.............................................................................................................................. 80
Литература .............................................................................................................................. 83

На открытии выставки «Иван Сергеевич Тургенев в культурном
пространстве Ставрополья» профессор Северо-Кавказского Федерального
университета В. М. Головко высоко оценил значение произведений писателя
для современного человека: «читая Тургенева, мы становимся умнее, лучше,
мы становимся во всех отношениях более развитыми. Писатель, философ
Иван Сергеевич Тургенев именно тем и привлекает наших современников,
что его творчество отвечает на вызовы времени, в том числе и нашего. Это
обстоятельство всякий раз заставляет думать о том, как важно сегодня
прочитывать заново Тургенева... Тургенев — писатель потаённый, это один
из самых непрочитанных классиков XIX века»1.
Принято считать, что пристальное внимание к событиям и настроениям
времени было свойственно Тургеневу с самого начала его творческой
деятельности. Писателя называют голосом эпохи, так как он «чутко
улавливал новые веяния русской и западноевропейской общественной жизни
и с художественным блеском отражал их в своих произведениях»2.
Актуальность произведений Тургенева сегодня объясняют его глубоким
интересом к действительности, которая была для классика «животворным и
неиссякаемым источником искусства», вследствие чего произведения
Тургенева — «неустанные поиски истины, постоянное стремление познать
свою эпоху, свой народ»3. Ввиду того, что под литературным типом
понимается художественный образ, «в индивидуальных чертах которого
воплощены наиболее характерные признаки лиц определённой категории»4,
где важны «обе стороны, составляющие органическое единство — живая
индивидуальность и общезначимость литературного типа»5, появление новых
героев в литературе и в творчестве Тургенева зачастую связывают именно с
фактами социальной действительности. Так, об Инсарове и Базарове говорят
как о людях дела, заменивших героя-дворянина, не способного на
решительные поступки: «Поиски положительного героя определили так
называемую «рудинскую линию» в творчестве Тургенева и способствовали
написанию романов «Рудин» и «Дворянское гнездо»6, в 50-х годах в России
«выступила новая сила — разночинцы, революционные демократы»7 (курсив
автора), в связи с общественно-политической ситуацией середины века на
1859–1862 гг. пришлось появление нового, активного и деятельного героя.
Затем место Инсарова и Базарова заняли революционно настроенные
разночинцы Бабурин и Нежданов — литературные герои, отразившие
социальные изменения и стремления молодёжи 70-х.
Какая роль в этих процессах отводилась женским образам?
Глава «Новые женщины» книги Авдеева «Наше общество (1820–1870)
в героях и героинях литературы» описывает социальное явление «нового
типа» в среде женщин: «С эпохи шестидесятых годов между появившимися
так называемыми «новыми людьми» заняла принадлежащее место и «новая
женщина». Стремление к самостоятельности и самодеятельности,
проявившееся во всём обществе, и на ней отразилось весьма ярко и
определённо»8. Основные изменения в мировоззрении женщины происходят
относительно нескольких положений — это вопрос любви и экономическая
независимость: «Начав дело искания самостоятельности и равноправности с
вопроса о чувствах, женщины последнего десятилетия не остановились на
нём, а повели его дальше, перенося на экономическую почву»9, в результате
чего «искание честным трудом заработать свой кусок хлеба сделалось
преобладающей чертою девушки, выставленной новейшей литературой»10.
Отмечается, что женщина хочет заниматься «настоящим делом», а чтобы это
получилось, снова обращается к мужчине, но «ищет в любви только средства
для достижения своего идеала жизни», по той лишь причине, что «жизнь
скачков не делает, и тот, кому в течение веков не позволялось ходить на
своих ногах, редко и трудно может встать без поддержки дружественной
руки»11. Отражение «нового типа» как социального явления автор книги
описывает на примере Веры Павловны романа Н. Г. Чернышевского «Что
делать?» и Марьи Николаевны Щетининой из «Трудного времени»
В. А. Слепцова, жизнь которых показывает, по мнению Авдеева, что
«единичные усилия отдельных лиц мало помогают делу, что для этого нужны
общие усилия всех женщин и, что важнее всего, усилия правильно
организованные и разумно руководимые»12.
Б. М. Проскурнин при сопоставлении нового типа женщины в
творчестве Джордж Элиот и И. С. Тургенева, ссылаясь на работы других
исследователей, отзывается о Елене («Накануне») как о «новом человеке»:
«Свою весьма своеобразную и подвижную концепцию «новых людей» создал
И. С. Тургенев в романах «Дворянское гнездо» (1858), «Отцы и дети» (1862),
«Новь» (1877), а в романе «Накануне», по мнению ряда российских критиков
позапрошлого века (А. Незеленова, например), он создал женский «вариант»
такого человека, воплотив в образе Елены Стаховой «первую из нового
поколения русских женщин, далеко опередивших русских мужчин»13. В
данном случае под «новым человеком» здесь понимается феномен
общественного порядка.
«Новый тип» как социальное явление более позднего времени
рассмотрен в статье Е. Н. Меньшиковой и М. Ю. Семёнова. Исследуя
конструирование репрезентативного образа женщины «нового типа» на
рубеже ХIХ–ХХ вв. на материале исторических источников (статистические
отчёты, периодические издания), авторы приходят к выводу, который
перекликается, например, с наблюдениями Авдеева об изменении отношения
женщины к традиционным вещам: «Для женщины «нового типа» было
характерно не только и не столько «растворение» в семье (концентрация
своих усилий исключительно на семье), но и конструирование собственного
«я» через возможности, предоставлявшиеся в том числе городской
культурной жизнью»14, отмечается, что у женщин «формировалась
эгоцентричная модель поведения и самоощущения: она готова к творческой
самореализации, самостоятельности в действиях, частичному отказу от
патриархальных семейных/брачных уз, стремлению тратить время на себя,
самостоятельном выбору способа времяпрепровождения»15.
В диссертации «"Новый" тип русской женщины в изображении
И. С. Тургенева и Н. С. Лескова: Романы "Накануне" и "Некуда"»
Т. Н. Иванова называет «новыми женщинами» у Тургенева Елену и
Марианну, вкладывая в это понятие социальную детерминированность: «Это
тип женщины не только с пробудившимся сознанием, но и со стремлением
отстоять свободу собственной личности и выразить себя в активной деятельности»16.
Несомненно, возникновение новых литературных типов социально
обусловлено, а произведения Тургенева являются символическим
отражением и предупреждением действительности, что определяет
общественную значимость художественных образов, но, на наш взгляд, в
некоторых повестях И. С. Тургенева 60–70-х годов, а именно: «Несчастная»,
«Странная история», «Пунин и Бабурин», героини (Сусанна, Софи и Муза)
не только отражают представления о «новом типе» как социальном
феномене, но являются новыми типами как литературные персонажи. И если
сконцентрировать внимание на первой части определения литературных
типов об индивидуальных чертах образов, то живая индивидуальность и
новизна изображения Сусанны, Софи и Музы служат для нас поводом
рассмотрения этих героинь не с точки зрения определивших их появление
социальных факторов, но в ракурсе поэтики тургеневского творчества.
Художественные особенности выбранных нами текстов, мы находим,
связаны с попыткой автора уловить и осмыслить новые тенденции в
обществе и, как следствие, другим видением писателя социальной жизни,
истории, национальной психологии, в связи с чем цель нашей работы —
характеристика нового в героинях посредством анализа представленных
Тургеневым «типов».
Цель исследования предполагает решение ряда задач:
1. Изучение предлагаемых литературоведами и литературными критиками
типологий центральных женских образов тургеневских произведений;
2. Рассмотрение научных работ о выбранных нами для анализа текстах
Тургенева с целью определения того проблемного поля, в котором
исследуются повести;
3. Анализ женских образов произведений «Несчастная», «Странная
история», «Пунин и Бабурин» и установление черт, отличающих
интересующих нас героинь от других литературных персонажей.
Для решения поставленных задач в работе используются методы
историко-литературного, образного, мотивного анализа.
Научная гипотеза исследования состоит в том, что героини поздних
повестей Тургенева отличаются от прежних женских типов по месту и роли в
тексте, по лежащим в основе образов константам, по принципам
изображения женских характеров и их психологии.
Актуальность магистерской работы заключается в анализе героинь
малоизученных поздних повестей Тургенева. Теоретическая значимость
исследования состоит в углублении представлений о художественной
характерологии тургеневских образов, практическая ценность работы — в
возможности использования полученных результатов на уроках литературы
и спецкурсах по творчеству И. С. Тургенева, при дальнейшем исследовании
поэтики образов писателя.
Магистерская диссертация представлена двумя главами, введением и
заключением, списком литературы из 88 позиций. Первая глава посвящена
обзору литературоведческих и критических статей о типологии женских
образов произведений И. С. Тургенева и о выбранных в качестве материала
исследования повестях «Несчастная», «Странная история», «Пунин и
Бабурин». В этой части проблематизируются понятия «тургеневская
девушка» и «демоническая женщина», ставится вопрос о степени
изученности женских образов поздних текстов писателя. Вторая глава
описывает наш подход к изучению главных героинь трёх повестей и
завершается анализом каждого из персонажей. В конце первой и второй глав
подводятся краткие итоги, цитаты внутри выпускной квалификационной
работы из дореволюционных источников приведены в соответствие с
нормами современной орфографии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучая повести и рассказы Тургенева 1867–1871 годов, А. Б. Муратов
называет писателя особенным и новым: «...не всё было объяснимо в
поступках, характерах, жизни и прежних героев Тургенева. Вспомним хотя
бы «Фауста». Но исключительными их поступки всё же не были. В
«Странной истории» или «Несчастной» мы угадываем прежнего Тургенева,
но здесь он одновременно какой-то особенный и новый» и предлагает
воспринимать такое изменение не как отсутствие «прямой общественной
темы», но как «принципиально иное освещение самой жизни» — «теперь
Тургенев отстаивает право писателя говорить о духовной сфере жизни
человека, не затрагивая при этом непосредственно вопросов
общественных»237.
Изучение научной литературы о типологии женских образов
тургеневских текстов и материалов о повестях «Несчастная», «Странная
история», «Пунин и Бабурин», осуществлённое в первой главе, позволило
проблематизировать вопрос изученности женских образов поздних повестей
Тургенева. Анализ героинь выбранных нами произведений классика 1860–70-
х годов дал возможность сделать ряд выводов относительно характеристики
нового в Сусанне, Софи и Музе по критериям отведённой им в текстах роли,
соотношения доминант внутреннего мира и использования в описании
образов приёмов «тайного» психологизма.
Поздние женские образы занимают новое место в структуре повестей:
не второстепенное, фоновое, а главное. Психология личности героини
находится в центре внимания писателя. Особое историческое время
(сектантсткие общества, революционные настроения) породило не только
появление сильной и независимой женщины в литературе, но девушки, в
основе образа которой лежит особое психическое состояние. Исследование
поведения и образа мышления человека происходило в новом тургеневском
жанре «студии». Пред взором читателя предстали исключительные девушки,
создавшие вокруг себя исключительные истории.
«Новый» тип женских персонажей в повестях 1860–1870-х гг.
И. С. Тургенева проявляется в том, что невыразимый внутренний мир новых
героинь построен на уникальных и свойственных только им увлечениях и
страстях, травмирующих фактах жизни и idées fixes, будь то переживание
уязвлённого достоинства, крайняя степень религиозности, порывы страсти. В
каждом из случаев подверженность определённым импульсам приводит к
своему трагическому финалу разрешения конфликта героини с собой и
внешними обстоятельствами (только история Музы завершается не смертью,
а некоторой трансформацией юношеских страстей в революционную
страсть). «Новые» героини отличаются от персонажей «классического
периода» отсутствием внутренней гармонии из-за свойственной им
надломленности, нового переживания, которые ложатся в основу образов под
влиянием констант национальной жизни и событий времени, реакции
личности на них. Каждое из переживаний порождает в настоящем и будущем
новое социальное потрясение, как странничество и сектантство,
революционность общества, грозящая смертью деятельность ради общего блага.
Выдвинутая гипотеза о том, что героини поздних повестей Тургенева
отличаются от прежних женских типов по месту и роли в тексте, по лежащим
в основе образов константам, по принципам изображения женских
характеров и их психологии, подтвердилась.
Поздние произведения И. С. Тургенева — повести и романы 60–70-х гг.
пришлись, как принято считать, на «переходный период русской истории»238
— внимание писателя было обращено к современности, когда «на авансцене
появилась принципиально новая личность»239. Действие в выбранных в
качестве материала для работы повестях («Несчастная», «Странная история»,
«Пунин и Бабурин») разворачивается в разные периоды времени: 1835 год
называет рассказчик «Несчастной», предложение, открывающее «Странную
историю»: «Лет пятнадцать тому назад»240, указывает на середину 50-х годов
ХIХ века, 1830, 1837, 1849 и 1861 годами датируются воспоминания Петра
Петровича Б. в повести «Пунин и Бабурин». Несмотря на то, что повести 60–
70-х годов И. С. Тургенева вызывали недоумение современников —
писатель, словами Муратова, «приучил русского читателя к сознанию, что
его произведения неразрывно связаны с животрепещущими проблемами
современности, но поздние повести и рассказы почти не касаются такой
современности»241, выбранное Тургеневым для художественного
изображения время оставило след в истории Российской Империи в
результате действия различных сил и свершения разных по масштабу
событий. Ввиду того, что «Тургенев одним из первых русских писателей
хорошо понял, что каждой фазе общественного развития соответствует
новый тип и новый идеал женской личности, и через своих героинь показал,
как развивается и меняется общество»242, и так как галерея тургеневских
девушек велика и разнообразна, мы находим актуальным и перспективным
изучение женских образов поздних текстов Тургенева.


I. Источники материала исследования
1. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. — М.: ГИХЛ, 1959–1962.
2. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах.
— М.: Наука, 1978–2003.
3. Тургенев И. С. Предисловие к собранию романов в издании 1880 г. //
Собрание сочинений. В 12-ти томах. — М.: Худ. лит., 1976–1979. Т. 12.
II. Монографические исследования
4. Авдеев М. В. Наше общество (1820–1870) в героях и героинях
литературы. — СПб.: тип. К. В. Трубникова, 1874. — 291 с.
5. Анненский И. Ф. Книга отражений // Литературные памятники. — М.:
Наука, 1979. — 680 с.
6. Батюто А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая
мысль его времени Текст. / А. И. Батюто. Избранные труды // Отв.
редактор С. А. Батюто. — СПб.: Нестор-История, 2004. — 960 с.
7. Бродский Н. Л. И. С. Тургенев и русские сектанты. — М.: ЛК
«Никитские субботники», 1922. — 50 с.
8. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. — Л.: Сов. Писатель, 1962. — 246 с.
9. Бялый Г. А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. — Л.: Изд-во
ЛГУ, 1990. — 168 с.
10. Винникова Г. Э. Тургенев и Россия. — М.: Сов. Россия, 1977. — 448 с.
11. Головков Г. З. Женское лицо русской революции, 1861–1917. — М.:
Флинта, 2010. — 517 с.
12. Голубков В. В. Художественное мастерство И. С. Тургенева. — М.:
Учпедгиз, 1955. — 176 с.
13. Дружинин А. В. Повести и рассказы И. Тургенева // Собрание
сочинений А. В. Дружинина. — СПб, 1865. Т. 7.
14. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. Учебное
пособие, 3-е издание. — Л.: Просвещение, 1988. — 176 с.
15. Зайцев Б. К. Жуковский, Жизнь Тургенева, Чехов (Литературные
биографии). — М.: Дружба народов, 1994. — С. 183–356.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ