Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвокультурные особенности текстов СМИ, создаваемых для российских немцев

Работа №129423

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы86
Год сдачи2021
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.......................................................................................4
Глава 1. Теоретические основы исследования........................................7
1.1. Тексты СМИ как объект лингвистического
исследования..................................................................................7
1.2. Языковые особенности текстов СМИ............................................10
1.2.1. Лексические особенности публицистического стиля.................10
1.2.2. Грамматические особенности публицистического стиля............11
1.3. Культура российских немцев.......................................................12
1.3.1 Российские немцы как этническая общность............................12
1.3.2. СМИ, создаваемые для российских немцев.............................18
Выводы по главе 1.................................................................................................21
Глава 2. Анализ текстов СМИ для российских немцев............................23
2.1. Подготовка к анализу лингвокультурных особенностей в текстах СМИ
для российских немцев ........................................................................................23
2.2. Источники языкового материала..................................................26
2.3. Описание проведения исследования с помощью компьютерных
методов.......................................................................................29
2.3.1. Сбор данных по статьям....................................................29
2.3.2. Предварительная обработка данных по статьям.......................31
2.3.3. Агрегатные таблицы по статьям..........................................34
2.3.4. Построение графиков «актуальных» рубрик...........................35
2.3.5. Поиск фразеологических единиц..........................................36
2.3.6. Поиск аббревиатур...........................................................39
2.3.7. Построение графиков по лексико-семантическим группам.........40
2.3.8. Оценка точности использованных моделей............................40
2.4. Анализ газет для российских немцев, издающихся в ФРГ..................41
2.4.1. Анализ газеты «Русская Германия»......................................41
2.4.2. Анализ интернет-платформы «RusVerlag»..............................46
2.4.3. Анализ газеты «Новые земляки»..........................................50
2.5. Анализ газет для российских немцев, издающихся в РФ....................54
2.5.1. Анализ газеты «Moskauer Deutsche Zeitung»............................54
2.5.2. Анализ газеты «Königsberger Express»...................................58
2.5.3. Анализ газеты «Zeitung für dich»..........................................62
Выводы по главе 2.................................................................................................65
Глава 3. Сопоставление полученных результатов..................................66
3.1. Культурные особенности ...........................................................66
3.2. Лингвистические особенности.....................................................73
Выводы по главе 3.................................................................................................76
Заключение...................................................................................78
Библиография.................................................................................81
Приложение 1................................................................................86

Данная работа посвящена изучению лингвокультурных особенностей в
текстах СМИ для российских немцев на немецком и русском языках. В
качестве языкового материала были выбраны СМИ для российских немцев,
издаваемые в ФРГ и РФ.
Этническая общность российских немцев, проживающих на территории
России, на сегодняшний день становится всё более малочисленной. В России
предпринимаются попытки создать устойчивую систему самоорганизации
российских немцев, позволяющую обеспечивать национально-культурное
развитие этноса. Но, несмотря на это, большая часть российских немцев
покидает страну, мигрируя на генетическую Родину. Актуальность работы
обусловлена тем, что сведения, полученные из текстов газет для российских
немцев, могут позволить определить условия, которые помогут обеспечить
российским немцам более комфортную среду для проживания в России.
Цель данной работы: выявить культурные и лингвистические особенности в газетных текстах РФ и ФРГ, предназначенных для российских немцев.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности публицистического стиля.
2. Рассмотреть особенности этнической общности российских немцев, их
историю и географию.
3. Отобрать и подготовить для анализа языковой материал, а именно:
тексты СМИ из России и Германии, предназначенные для российских немцев.
4. Произвести поиск моделей, которые помогут осуществить проведение
анализа некоторых аспектов с помощью компьютерных методов.
5. Описать и проанализировать культурные и языковые особенности СМИ
для российских немцев на немецком языке.
6. Описать и проанализировать культурные и языковые особенности СМИ
для российских немцев на русском языке.
7. Провести сопоставление полученных результатов.
8. Сделать выводы о лингвокультурных особенностях текстов СМИ для
российских немцев в РФ и ФРГ.
Объектом исследования являются тексты СМИ для российских немцев.
Предмет исследования составляют лингвокультурные особенности
текстов СМИ для российских немцев.
Методологическую основу данного исследования составили труды
российских и немецких филологов и лингвистов (В. Г. Адмони, С. И.
Бикмуканова, И. Н. Блохин, М. П. Брандес, В. Г. Костомаров, М. В. Луканина,
О. В. Платонова, С. И. Виноградов, K. Meng, E. Simon, U. Neuwöhner, S. Albert,
J. Anderssen, R. Bader и других), историков и социологов (В. С. Курске, R.
Burkart, W. Hamberg). Для работы с языковыми источниками были выбраны
описательный, сравнительный методы, а также методы корпусного анализа
текстов с применением компьютерных технологий. Для проведения
исследований с использованием методов компьютерной лингвистики было
решено руководствоваться работами М. Коробова, Д. Г. Анастасьева, H.
Hirschmann и др.
Данная работа включает в себя три главы. Первая глава является
теоретической и в ней рассматривается публицистический стиль, его
особенности. Также в ней представлен краткий экскурс в историю
публицистики для российских немцев, а также попытка рассуждения о
самоопределении российских немцев как отдельной этнической общности.
Вторая глава содержит исследование, которое посвящено выявлению
культурных и лингвистических особенностей в текстах каждой отдельной
газеты. По результатам анализа, проведённого в том числе с помощью
компьютерных методов, были построены таблицы, диаграммы и графики,
иллюстрирующие полученные результаты. В третьей главе проводится
сопоставление особенностей текстов российских СМИ немецкими. Кроме
того, описываются лингвокультурные особенности текстов, выявленные с
помощью сравнительного анализа германских и российских СМИ,
создаваемых для российских немцев.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была предпринята попытка выявить и
проанализировать лингвистические и культурные особенности текстов СМИ,
на основе газет печатного и онлайн-формата, создаваемых для российских
немцев в России и Германии. Для того, чтобы проанализировать и выявить эти
особенности, было подробно рассмотрено понятие публицистического стиля.
При подробном рассмотрении его особенностей ярко выражается такая
характеристика как тесная взаимосвязь с узусом. Публицистические тексты
состоят в тесной взаимосвязи с обществом. Они, с одной стороны, оказывают
на него определённое влияние (информационное, языковое), и, с другой
стороны, являются его отражением как в культурном (для привлечения
аудитории публикуются темы, которые интересны обществу), так и в
языковом плане (используются актуальные и необычные лексические
единицы). Изучение лингвокультурных особенностей на материале текстов
СМИ позволяет сделать выводы об актуальном состоянии общества, о том, что
волнует его в конкретный период времени.
В работе также подробно рассмотрены особенности этнической
общности российских немцев, проживающих в РФ и ФРГ. Относительно
российских немцев, проживающих в РФ, были установлены главные
этнические маркеры, с помощью которых выстраивается их этническая
идентичность. К ним относятся:
• немецкий язык и его диалекты;
• общая историческая судьба;
• участие в национальных общественных организациях.
Для российских немцев, проживающих в ФРГ, напротив, фактором
некого единения, позволяющим чувствовать свою принадлежность к
этнической общности, является русский язык. Большая часть российских
немцев в Германии использует русский язык как для общения в семье, с
друзьями и родственниками, так и для получения информации из СМИ.
Для проведения более точного анализа с использованием компьютерных
программ был проведён тщательный отбор языкового материала, а также
подготовка к его исследованию. При использовании ряда программ, библиотек
и моделей, а также специально написанных скриптов, все тексты были
обработаны, а результаты занесены в таблицы. Это позволило провести
точный анализ как некоторых культурных, так и языковых особенностей в
каждом тексте статей СМИ за выбранный период.
После проведённого анализа выявленные особенности текстов газет,
издающихся в ФРГ, были сопоставлены с особенностями текстов изданий РФ.
В результате была составлена схема, отражающая самые популярные темы
СМИ для российских немцев, общие и различные для газет РФ и ФРГ. Среди
общих тем оказались следующие:
• История,
• Спорт,
• Общество,
• Экономика,
• Политика,
• Происшествия,
• Здоровье.
В схеме отражены также самые популярные темы и рубрики, не
являющиеся общими для СМИ обеих стран. Данная схема позволила сделать
вывод о том, что российские СМИ, в отличие от германских, предоставляют
материалы, которые могут быть использованы родителями для формирования
немецкой идентичности у детей, и, в целом, ориентированы на чтение
молодым поколением. Они обращаются к темам литературы, культуры,
градостроительства, жизни в городах. Газеты, издаваемые в ФРГ, напротив,
адресованы более взрослой целевой аудитории и их главную повестку
зачастую составляют бытовые вопросы.
Таким образом, выполненное исследование позволило показать
функциональное многообразие СМИ для российских немцев в РФ и ФРГ, а
также их языковые и культурные особенности. Несмотря на разные языки
публикаций и географическое положение, они объединены общими темами и
утоляют потребности этнической общности российских немцев в зависимости
от их географического положения, транслируя как культурные, так и языковые
особенности данной этнической общности, а также важные факты её истории и культуры.


1. Адмони, В. Г. Размер предложения и словосочетания как явление
синтаксического строя / В. Г. Адмони. // Вопросы языкознания No4. — М.:
Издательство «Наука», 1966. — 174 с.
2. Бикмуканова С. И. Публицистический стиль и его
функционирование / С. И. Бикмуканова. // Science Time. 2014. No12 (12).
[Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/publitsisticheskiy-stil-i-ego-funktsionirovanie
(дата обращения: 19.05.2021).
3. Блохин, И.Н. Этнологическая культура журналиста / И. Н.
Блохин. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология.
Востоковедение. Журналистика. No 2–2. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2008. — 223 с.
4. Брандес, М. П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник.
— 3-е изд., перераб. и доп. / М. П. Брандес. — М.: Прогресс-Традиция;
ИНФРА-М, 2004. — 416 с.
5. Галкин, С. И. Техника и технология СМИ: Художественное
конструирование газеты и журнала: Учеб. пособие / С. И. Галкин. — М.:
Аспект Пресс, 2007. — 215 с.
6. Евтюгина, А. А., Родионова, И. В. Функциональные стили
русского языка (для самостоятельной работы студентов дневного и заочного
отделения всех специальностей): Учеб.-метод. пособие / А.А. Евтюгина, И.В.
Родионова. — Екатеринбург, 2003. — 61 с.
7. Информационный портал российских немцев RusDeutsch
[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rusdeutsch.ru/ (дата
обращения: 19.05.2021).
8. Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над
речевой практикой современных масс-медиа / В. Г. Костомаров. – Москва:
Дрофа, 1994 – 247 с.
9. Курске, В. С. Множественная этническая идентичность:
теоретические подходы и методология исследования (на примере российских
немцев) : автореф. дис. – канд. социологических наук: 22.00.01 / В. С.
Курске. – Москва, 2011. – 27 с.
10. Луканина, М. В. Текст средств массовой информации и
конвергенция / М. В. Луканина // Политическая лингвистика. 2006. No20.
[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-
sredstv-massovoy-informatsii-i-konvergentsiya (дата обращения: 19.05.2021).
11. Лысакова, И. П., Рогова, К. А. Современная газетная
публицистика: проблемы стиля / [А. Н. Беззубов, В. И. Коньков, Л. И.
Житенева и др.] ; отв. ред. И. П. Лысакова, К. А. Рогова ; ЛГУ им. А. А.
Жданова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 119 с.
12. Платонова, О.В., Виноградов С.И. Средства массовой
информации и культура речи / О. В. Платонова, С. И. Виноградов. //
Культура речи. — М., 1998. — 560 с.
13. Рормозер, К. Н. Немецкоязычные газеты и газеты русских немцев
в России. Исторический аспект / К. Н. Рормозер. // Молодой ученый.
Международный научный журнал No 23 (313) — Казань: «Молодой ученый»,
2020. — 489 с.
14. Сайт информационного портала RusDeutsch «История
российских немцев» [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://geschichte.rusdeutsch.ru/ (дата обращения: 19.05.2021).
15. Albert, S., Anderssen, J., Bader, R., Becker, S., Bracht, T., Brants, S.,
Brants, Th., Demberg, V., Dipper, S., Eisenberg, P., Hansen, S., Hirschmann, H.,
Janitzek, J., Kirstein, C., Langner, R., Michelbacher, L., Plaehn, O., Preis, C.,
Pußel, M., Rower, M., Schrader, B., Schwartz, A., Smith, G., Uszkoreit, H.
TIGER Annotationsschema // Universität Stuttgart [Электронный ресурс] —
Режим доступа:
https://www.ims.unistuttgart.de/documents/ressourcen/korpora/tiger-
corpus/annotation/tiger_scheme-syntax.pdf (дата обращения: 20.05.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ