Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение языкам малочисленных народов в средних общеобразовательных школах России (на примере электива «Язык и культура саамов России»)

Работа №129422

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В СРЕДНИХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ
ЭЛЕКТИВА «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА СААМОВ РОССИИ») .............................. 6
§1.1 ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА РФ В ОТНОШЕНИИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ КИЛЬДИНСКОГО СААМСКОГО ЯЗЫКА) ....... 6
§1.2 ИСТОРИЯ СААМСКОГО НАРОДА И КУЛЬТУРНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ СААМОВ ............................................................................. 14
§1.3 СААМСКИЙ ЯЗЫК И ЕГО ДИАЛЕКТЫ .............................................. 20
§1.4 ОБУЧЕНИЕ СААМСКОМУ ЯЗЫКУ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ .. 23
§1.5 МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ
ИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ .............................................................. 29
ВЫВОДЫ ............................................................................................................... 33
Глава II. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КИЛЬДИНСКОМУ
СААМСКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТИВА «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
СААМОВ РОССИИ»)........................................................................................... 35
§2.1 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ КИЛЬДИНСКОМУ СААМСКОМУ
ЯЗЫКУ ................................................................................................................ 35
§2.1.1 ОТБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КИЛЬДИНСКОМУ СААМСКОМУ ЯЗЫКУ ................. 42
§2.2 КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВА «ЯЗЫК И
КУЛЬТУРА СААМОВ РОССИИ»................................................................... 50
ВЫВОДЫ............................................................................................................ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................... 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1............................................................................................... 73

Россия — многонациональная страна. По данным переписи населения
2010 в РФ проживает более 180 этнических групп.
Официальным языком Российской Федерации является русский язык,
обучение на нём ведётся в большинстве образовательных учреждений. Россия
отличается языковым многообразием: мегрельский язык, эвенкийский язык,
саамский язык и многие другие. Среди языков разнообразных народов нашей
страны есть те, которые носят статус исчезающих, например, саамский язык,
а именно кильдинский диалект саамского языка, на котором говорят коренные
жители Кольского полуострова — саамы.
Согласно данным, которые представлены на официальном сайте
правительства Мурманской области, по результатам переписи населения 2010
г. в России проживает 1599 саамов (0,2%). Более 82 % коренного
малочисленного народа Кольского полуострова считают своим родным
языком русский, более 17 % саамов высказались о том, что их родной язык – саамский.
По информации, которая представлена в «Атласе языков мира,
находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО, кильдинский диалект
саамского языка (далее «кильдинский саамский язык») носит статус „severely
endangered’’ (находящийся под серьезной угрозой исчезновения) [Атлас
языков мира, находящихся под угрозой исчезновения: ЭР].
Доктор филологических наук, профессор Мурманского Арктического
Государственного Университета (МАГУ) О.Н. Иванищева утверждает, что
саамский находится в более бедственном положении, чем это указано в
«Атласе языков мира...». Данный язык находится на грани исчезновения
(“critically endangered”) [Иванищева 2016: 6].
Многие исторические, политические, экономические и другие факторы
способствовали его текущему статусу. Не так много молодых людей
проявляют интерес к данному языку.
Саамский преподается в школе села Ловозеро в формате
факультативных занятий 1 раз в неделю, но этого недостаточно. Язык может
исчезнуть в ближайшие годы, а без языка нет и культуры народа, поэтому так
важно его сохранить, передать его молодому поколению и создать языковую
среду, где люди смогут общаться на саамском.
Цель: теоретическое обоснование обучения языкам малочисленных народов в средних общеобразовательных школах России (на примере электива «Язык и культура саамов России») и практическая разработка комплекса упражнений для данного электива.
Задачи:
1. изучить и описать ключевые положения языковой политики РФ;
2. дать определение терминов «исчезающий язык», «малочисленные
народы», «коренные народы»;
3. изучить региональные практики по поддержке языкового
многообразия в России;
4. изучить практики по поддержке кильдинского саамского языка в
Мурманской области (на примере МБОУ «Ловозерская средняя
общеобразовательная школа»);
5. определить положение саамского языка в настоящее время;
6. описать особенности культуры саамов;
7. рассмотреть перспективы внедрения электива “Язык и культура
саамов” в обучение учащихся средних школ, находящихся на территории
проживания кольских саамов;
8. разработать программу электива “Язык и культура саамов России”;
9. разработать серию методических приемов как пример реализации
предложенного электива в заданных условиях.
Актуальность исследования заключается в том, что правительство РФ
уже давно обратило внимание на проблему сохранения языков и культурной
идентичности малочисленных народов. По данным, приведенным в «Атласе
языков мира, находящихся под угрозой исчезновения", в России в опасности
находятся около 140 языков [Атлас языков мира, находящихся под угрозой
исчезновения: ЭР]. В 2020 г. в Конституцию РФ была принята поправка,
касающаяся коренных малочисленных народов. Среди разнообразных языков
таких народов есть саамский, который носит статус исчезающего, и, если не
принять меры, он может исчезнуть, а без языка нет и культуры народа.
В школах обучение саамскому языку проходит лишь факультативно, а
многие материалы по обучению саамскому являются устаревшими. Мы
считаем, что элективный курс для учеников средней школы (5 класс), который
будет наполнен творческими упражнениями, имеющими коммуникативную
направленность и включающими в себя культурно-маркированные
лексические единицы, сможет заинтересовать учащихся. Важно донести не
только знания о языке саами, но и погрузить обучающихся в их уникальную
самобытную культуру.
Научная новизна данного исследования состоит в следующем:
- доказана необходимость введения электива «Язык и культура саамов»
в программу обучения учащихся средних школ, находящихся на территории
проживания кольских саамов;
- разработан комплекс культурно-ориентированных упражнений в
рамках электива «Язык и культура саамов».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- работы, посвященные саамскому языку (О.Н. Иванищева, Г.М. Керт, В.
Б. Бакула, Э. Шеллер и др.);
- исследования по теории и практике преподавания иностранных языков
(И.Л. Бим, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, А.Н. Щукин, Р.К. Миньяр-Белоручев,
Е.Н. Соловова, Л.П. Тарнаева, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, J. Scrivener и др.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Российская Федерация принимает различные меры по развитию и
сохранению языков малочисленных народов, особенно тех языков, которые
находятся на грани исчезновения. Одним из языков, который имеет все шансы
на ревитализацию, является саамский. Он обладает потенциалом к
сохранению и развитию, и молодые люди вновь начинают интересоваться
кильдинским саамским языком, несмотря на бо́льшую популярность
северносаамского языка.
В первой главе были рассмотрены теоретические предпосылки обучения
языкам малочисленных народов в средних общеобразовательных школах
России и языковая политика РФ. Также были рассмотрены региональные
практики по сохранению языков малочисленных народов, в частности,
кильдинского саамского языка. Было выявлено, что в с. Ловозеро, где живут
саамы России, на обучение саамскому выделен 1 час в неделю. Занятия,
которые проходят в формате факультатива, посещают ученики начальных
классов; для более старших классов занятия не проводятся. Существует
проблема устаревших учебных материалов по изучению кильдинского
саамского языка. Помимо этого, такие материалы представлены, в основном,
только для учащихся начальной школы.
Нами был сделан вывод о том, что для саамской молодежи остро стоит
проблема личной и культурной идентичности. Они изучают язык не только
для того, чтобы общаться, но и для того, чтобы отнести себя к какой-либо
культуре. Этот фактор следует учитывать при создании комплексов
упражнений и учебных пособий.
Во второй главе нами был предложен комплекс языковых и условно-
речевых упражнений, которые могут быть включены в электив «Язык и
культура саамом России» для пятого класса. Помимо того, что в рамках
данного электива учащиеся получат знания о языке и смогут применить их на
практике, они получат лингвострановедческие и страноведческие знания,
которые помогут им более полно познать саамскую культуру. В рамках
электива представлены творческие упражнения, которые позволят
обучающимся сохранить мотивацию и изучать язык с удовольствием.
В заключение хотелось бы отметить, что нашему государству следует
обратить внимание на профессиональную подготовку учителей саамского, а
также помогать активистам и энтузиастам, которые занимаются
популяризацией кильдинского саамского языка, т. к. любые мероприятия
требуют финансирования. Совместными усилиями государства,
правительства Мурманской области, а также методистов, учителей языка и
активистов, можно добиться того, что кильдинский саамский язык укрепит
свои позиции.


1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята
всенародным голосование 12 декабря 1993 г..: (с изменениями, одобренными
в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС «Консультант
плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 12.11.2020).
2. Распоряжение «Об утверждении плана мероприятий по реализации в
2016-2025 гг. Концепции устойчивого развития коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (с
изменениями на 30 ноября 2018 г.) [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru:
электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/420372893 (дата обращения: 24.11.2020).
3. Федеральный Базисный Учебный План [Электронный ресурс] //
http://docs.cntd.ru: электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации. Режим доступа: https://tinyurl.com/ya72n7kj (дата обращения: 25.11.2020).
4. Федеральный государственный образовательный среднего общего
образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные
образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в
образовании РАО. Режим доступа:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 30.10.2020).
5. Федеральные государственные образовательные стандарты
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 15.08.2020).
6. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных
народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102059473 (дата обращения: 5.09.2020).
Специальная литература
2.1. Книги
1. Алымов В.К. Доклады и сообщения: выпуск 1 / В.К. Алымов. –
Мурманск, 1927. – 22 с.
2. Афанасьева Н.Е. Саамско-русский разговорник / Е.Н. Афанасьева. –
Мурманск: ООО “МИП-999”, 2010. – 51 с.
3. Бакула В.Б. Духовная культура саамов и ее отражение в языке / В.Б.
Бакула. – Мурманск: OOO" Print-2", 2017. – 288 с.
4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и
проблемы школьного учебника (Опыт системно-структурного описания) / И.Л.
Бим. – Рус. яз., 1977. – 288 с.
5. Большакова Н.П. Октябрина. Повествование о первой саамской
поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. — Мурманск:
Государственное областное бюджетное учреждение «Мурманский областной
центр коренных малочисленных народов Севера». – Опимах, 2012. — 112 с.
6. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три
лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих
тактик и сапиен-темы / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: Индрик, 2014. – 1035.
7. Воронова О. В. Жизнь: первая поэтическая книга на саамском языке /
Воронова О.В. – Мурманск: Всероссийский фонд культуры, Мурманское
отделение, 1989. – 37 c.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д.
Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2007. –336 с.
9. Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации: монография / О.Н. Иванищева. – Мурманск: МАГУ, 2016.– 134 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ