Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Новейшие психологические подходы к изучению религии: культурная психология религии

Работа №129388

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Культурная психология и исследования религии 7
1.1 Проект культурной психологии религии 7
1.2 Психологические интерпретации взаимодействия религии и культуры 16
1.3 Истоки культурной психологии религии 22
1.3.1 «Психология народов» В. Вундта 22
1.3.2 Культурно-историческая психология Л. С. Выготского 24
1.3.3 Теологические и психологические интерпретации культуры 27
1.4 Различия между культурной психологией религии и культурной, кросс-культурной, социокультурной психологиями 30
1.4.1 Проблемные аспекты современной психологии религии 30
1.4.2 Социокультурная психология религии 37
1.4.3 Культурная и кросс-культурная психология 40
1.4.4 Этнопсихологии 44
1.5 Научные взгляды Я. Белзена 48
Глава 2 Перспективы развития культурной психологии религии 53
2.1 Феномен религиозной конверсии и изучение спиритуальности 53
2.1.1 Дискуссии о статусе концепта спиритуальности 53
2.1.2 Феномен религиозной конверсии 58
2.2 Психологические интерпретации религиозного опыта 60
2.3 Различные оценки культурной психологии религии 64
2.4 Возможные пути развития культурной психологии религии 75
Заключение 78
Список использованной литературы 80


Актуальность исследования и степень изученности вопроса
В последние годы вышел целый ряд научных работ (особенно на английском языке), посвященных тем или иным аспектам взаимодействия религии и культуры в обществе. В этой связи, особый интерес вызывает проект культурной психологии религии, предложенный голландским психологом религии Якобом Белзеном. Тем не менее, важно заметить, что степень изученности этого вопроса все еще остается недостаточной, тем более в отечественной науке 1. Культурную психологию религии в своих работах исследовали: Э. Дьюк2, Б. Бейт-Халлами3, Р. Худ, Т. Зиттун5. Вопросами культурной психологии также занимались: К. Ратнер6, А. Коуэн7, В. Сароглу8, Г. Триандис9. Перспективами дальнейшего развития психологии религии интересовались такие исследователи, как Р. Палутзиан10, Э. Тавес, Д. Ребер12, П. Хилл13, К. Паргамент. Представляется, что анализ научной литературы, посвященной непосредственно культурной психологии религии, а также возможному применению методологии культурной психологии для исследования различных религиозных феноменов должен обозначить новые возможности для психологического изучения религии, что достаточно актуально всей науки о религии в целом.
Объект исследования - новейшие психологические подходы к изучению религии
Предмет исследования - культурная психология религии.
Цель исследования - изучить проект культурной психологии Я. Белзена, выявив перспективы его развития и обозначив сферы его возможного применения в рамках психологии религии как значимой части науки о религии.
В ходе исследования предполагается решение следующих задач:
1. Проанализировать проект культурной психологии Я. Белзена
2. Сопоставить противоречивые оценки, которые получил проект культурной психологии религии от различных исследователей.
3. Сравнить методологии культурной, социокультурной и кросс-культурной психологии, чтобы обозначить область их возможного применения в науке о религии.
4. Обозначить перспективы развития психологии религии, чтобы найти то место, которое культурная психология может занять среди других новейших психологических подходов к изучению религии .
5. Рассмотреть возможность применения методологии культурной психологии религии для изучения феноменов религиозной конверсии, спиритуальности и религиозного опыта. Именно эти темы исследований Я. Белзен называет наиболее важными для культурной психологии религии.
Научная новизна работы определяется важностью включения проекта культурной психологии религии Я. Белзена и других новейших психологических подходов к изучению религии в широкий религиоведческий дискурс, необходимостью их анализа и знакомства с ними отечественных исследователей.
Источники и методология исследования
Основным источником в данной магистерской диссертации являются работы Я. Белзена, посвященные культурной психологии религии. Однако без внимания не остаются и работы, анализирующие перспективы развития современной психологии религии. Помимо этого, рассматриваются и такие актуальные для культурной психологии религии темы как психологическая интерпретация религиозного опыта, понимание концепта спиритуальности и феномена религиозной конверсии. Также анализируются работы В. Вундта и Л. С. Выготского, рассмотрение которых поможет понять те основные идеи, которые легли в основу концепции культурной психологии религии.
В качестве методологической основы исследования предлагается использовать текстологический анализ. Представляется, что опора на основные положения приведенного подхода, поможет правильно интерпретировать используемую научную литературу и предложить возможные пути развития культурной психологии религии как самодостаточного междисциплинарного проекта в рамках науки о религии.
Основная часть работы состоит из двух глав. В первой главе приводятся основные положения проекта культурной психологии религии, происходит его сравнение с культурной, социокультурной и кросс- культурной психологией, приводятся психологические интерпретации взаимодействия религии и культуры в обществе. Также анализируются научные взгляды Я. Белзена и проблемные аспекты современной психологии религии. Вторая глава посвящена перспективам развития культурной психологии религии, уделяется внимание феноменам религиозной конверсии и спиритуальности, рассматривается проблема психологической интерпретации религиозного опыта. Помимо этого, анализируются противоречивые оценки проекта культурной психологии религии, предлагаются возможные пути развития этого новейшего психологического подхода к изучению религии.
Положения, выносимые на защиту
1. Культурная психология религии может пониматься как самодостаточный междисциплинарный проект в рамках науки о религии.
2. Культурная психология религии может стать той методологией, которая даст новый импульс психологическим исследованиям религиозного опыта и феномена спиритуальности, определяемого Я. Белзеном как «ряд практик, обозначающих причастность к трансцендентности» . Более подробно противоречивые интерпретации феномена спиритуальности будут рассмотрены в разделе 2.1 представленной работы.
3. Предложенный Я. Белзеном проект, может пониматься как современное переосмысление идей В. Вундта и концепции Л. С. Выготского.
4. Методологии социокультурной и кросс-культурной психологии можно использовать, скорее, как дополнение к проекту культурной психологии религии, когда речь заходит об изучении религиозных феноменов. Приведенные подходы не уделяют должного внимания наличию разнообразных религий и культур, чего нельзя сказать о культурной психологии религии.
5. Психология религии остро нуждается в создании междисциплинарных проектов, которые бы позволили по-другому взглянуть на такие противоречивые феномены , как, например, религиозная конверсия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрение культурной психологии религии как новейшего психологического подхода к изучению религии показало, что она представляет собой самодостаточный междисциплинарный проект в рамках науки о религии. Можно согласиться, что данное направление действительно способно дать новый импульс развитию психологии религии не только в сфере исследований феномена религиозной конверсии, но и в отношении изучения религиозного опыта и концепта спиритуальности.
Возможное взаимодействие этого проекта с «пасторской психологией» все еще остается достаточно дискуссионным вопросом. Понимание культурной психологии религии как своеобразного переосмысления «психологии народов» В. Вундта и подхода Л. С. Выготского, напоминает о том, что культурные предпосылки ни в коем случаем не должны игнорироваться, когда речь идет о психологической интерпретации религиозных феноменов.
Безусловно актуальной остается проблема «излишней тяги к эмпиризму», обозначенная Я. Белзеном. Можно только согласиться с утверждением психолога, что не все многообразие религиозных феноменов может быть исследовано лишь при помощи тестов, опросников, экспериментов. Проект культурной психологии религии призывает психологов религии не только к сотрудничеству с культурной психологией, но и напоминает исследователям о важности подходов социокультурной и кросс-культурной психологии религии.
В заключение следует отметить, что, несмотря на очевидные проблемные поля, проект культурной психологии религии просто не может быть проигнорирован наукой о религии, поскольку он представляет собой такой междисциплинарный подход, в рамках которого исследователь стремится показать уникальность каждой религии и каждой культуры, рассматривая при этом и их взаимодействие. Даже если предположить, что проект Я. Белзена слишком «абстрактен и нереалистичен», это утверждение не опровергает того факта, что современная наука о религии нуждается в таком психологическом подходе, который был бы «чувствительным к культуре», значимой частью которой религия быть не перестала.
Можно однозначно согласиться с Белзеном, что психология религии нуждается в различных междисциплинарных проектах, хотя с этим утверждением не спорят даже его критики. Однако представляется, что автор недостаточно четко артикулировал свои интерпретации религии, религиозности и спиритуальности, оставляя эту задачу исследователям религии.
Также нужно подчеркнуть, что Белзен лишь объяснил причины выбора методологии культурной психологии для своего «междисциплинарного проекта», он приглашает своих коллег к сотрудничеству и предлагает безусловно интересный подход. Даже если культурная психология религии так и останется лишь «теоретическим конструктом», многие из высказанных Белзеном предложений все равно способны заставить психологов религии задуматься о том, какие определения культуры и религии подходят для психологического исследования. Представляется достаточно важным выявить то проблемное поле, где культурная психология может «встретиться» с исследованиями религии и что это сотрудничество может привнести в развитие современной науки о религии.



1. Вундт В. Психология народов. М.: Эксмо, 2002. 864 с.
2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2006. 1136 с.
3. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с.
4. Иглтон Т. Идея культуры. М.: Изд-во ВШЭ, 2012. 192 с.
5. Нибур Р. Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Юрист, 1996. 575 с.
6. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. 718 с.
7. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479 c.
8. Фрейд З. Будущее одной иллюзии//Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 94-142.
9. Belzen J. A. Music and Religion: psychological perspectives and their limits// Archive for the Psychology of Religion. 2013. Vol. 35(1). P. 1-29.
Belzen J. A. Religion and Self: notions from a cultural psychological perspective//Pastoral psychology. 2010. Vol. 59. P. 399-409.
10. Belzen J. A. Religion as Embodiment: Cultural-Psychological Concepts and Methods in the Study of Conversion among 'Bevindelijken.'// Journal for the Scientific Study of Religion. 1999. Vol. 38(2). P. 236-253.
11. Belzen J. A. Religion, Culture and Psychopathology: Cultural-Psychological Reflections on Religion in a Case of Manslaughter in The Netherlands// Pastoral psychology. 2000. Vol. 48(6). P. 415-435.
12. Belzen J. A. To read and to be read-the problematic nature of communication: comment on comments // Mental Health, Religion & Culture. 2010. Vol. 13(4). P. 417-436.
13. Belzen J. A. Towards cultural psychology of religion: principles, approaches, applications. Dordrecht: Springer, 2010. 284 p.
14. Belzen J. What, why and how? Meta-reflections on cultural psychological approaches to the scientific study of phenomena called religious// Integrative Psychological and Behavioral Science. 2019. Vol. 53 (1). P. 158-187.
15. Berry J. Cross-cultural psychology: research and applications / J. Berry, Y. Poortings, M. Segall, P. Dasen. New York: Cambridge University Press, 2002. 590 p.
16. Cohen A. Many forms of culture//American Psychologist. 2009. Vol. 64(3). P. 194-204.
17. Hermans H., Kempen H., Loon R. The dialogical self. Beyond individualism and rationalism// American Psychologist. 1992. Vol. 47(1). P. 23-33.
18. Ratner C. Cultural psychology and cross-cultural psychology: the case of
Chinese psychology//
https://www.researchgate.net/publication/276304287_Cultural_Psychology_and _Cross-Cultural_Psychology_The_Case_of_Chinese_Psychology (дата
обращения: 10.05.2020).
19. Saroglou V. Religious bricolage as a psychological reality: limits, structures and dynamics//Social compass. 2006. Vol. 53(1). P. 109-115.
20. Toomela A. What are Higher Psychological Functions?//Integrative Psychological and Behavioral Science. 2016. Vol. 50. P. 91-121.
21. Triandis H. C. Dialectics between cultural and cross-cultural psychology//Asian Journal of Social Psychology. 2000. Vol. 3. P. 185-195.
22. Turner D. This is not a peace pipe: towards a critical indigenous philosophy. University of Toronto, 2006. 184 p.
23. University of Amsterdam: prof. dr. J.A. (Jacob) van Belzen//
https://www.uva.nl/en/profile/b/e/j.a.vanbelzen/j.a.van-belzen.html (дата
обращения 10.05.2020)
24. Zittoun T. A sociocultural psychological approach to religion// Integrative Psychological and Behavioral Science. 2019. Vol. 53 (1). P. 107-125.
Исследования
25. Колкунова К. А., Малевич Т. В. Понятие «духовность» в современной российской литературе// Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. 2014. №6(56). С. 72-88.
26. Кузнецова О. В., Смолина Н. С. Гендерные аспекты религии и духовности в современных исследованиях//Дискуссия. 2017. № 10(84). С. 50-54.
27. Михельсон О. К. От антагонизма к сотрудничеству: популярная культура в зеркале протестантской теологии//Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. 2014. №1(51). С. 121-130.
28. Фолиева Т., Малевич Т. Психология религии в XX веке: основные вехи развития // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. №4. С. 68-91.
29. Allwood C., Berry J. Origins and development of indigenous psychologies: an international analysis// International journal of psychology. 2006. Vol. 41 (4). P. 243-268.
30. Anczyk A., Grzymala-Moszczynska H. Psychology of religion(s) and religious studies: into the future// Religion. 2020. Vol. 50 (1). P. 24-31.
31. Beckstead Z. Approaching the ineffable: synthesizing discursive and nondiscursive approaches in the study of religion// Culture and psychology. 2016. Vol. 22(1). P. 35-43.
32. Beit-Hallahmi B. Do we need to restart the psychology of religion? Commentary on Belzen (2010) // Mental Health, Religion & Culture. 2010. Vol. 13(4). P. 349-357.
33. Boesch, E.E. The seven flaws of cross-cultural psychology: The story of a conversion//Mind, Culture and Activity. 1996. Vol. 3. P. 2-10.
34. Brandt P. Religious and spiritual aspects in the construction of identity modelized as a constellation //Integrative Psychological & Behavioral Science. 2019. Vol. 53. P. 138-157.
35. Carroll M. P. Review Essay: Towards Cultural Psychology of Religion by J. E. Belzen //Pastoral Psychology. 2017. Vol. 66(3). P. 387-396.
36. Cohen A.B., Hill P. C. Religion as culture: religious individualism and collectivism among American catholics, jews, and protestants// Journal of Personality. 2007. Vol. 75(4). P. 709-742.
37. Cobb K. The Blackwell guide to theology and popular culture. Blackwell, 2005. 324 p.
38. Day J. M. Culture, psychology, and religion: critically appraising Jacob Belzen’s contributions// Mental Health, Religion & Culture. 2010. Vol. 13(4). P. 359-363.
39. Dein S. Religious experience and mental health: anthropological and psychological approaches// Mental health, religion & culture. 2017. Vol. 20(6). P. 558-566.
40. Dengah F. Religion as cultural models: developing an emic measure of religiosity// Journal for the Scientific Study of Religion. 2017. Vol. 56(1). P. 104-125.
41. Dueck A., Ansloos J., Johnson A., Fort C. Western cultural psychology of religion: alternatives to ideology// Pastoral Psychology. 2017. Vol. 66. P. 397-425.
42. Dueck A., Johnson A. Cultural psychology of religion: spiritual
transformation//Pastoral Psychology. 2016. Vol. 65. P. 299-328.
43. Hill P., Pargament K., Hood R., McCullougn M., Swyers J., Larson D., Zinnbauer B. Conceptualizing religion and spirituality: points of commonality, points of departure// Journal for the Theory of Social Behaviour. 2000. Vol. 30(1). P. 51-77.
44. Hill P. Giving religion away: what the study of religion offers psychology//The international journal for the psychology of religion. Vol. 9(4). P. 229-249.
45. Hill P. C. On a cultural psychology of religion: a critical response to Belzen (2010) // Mental Health, Religion & Culture. 2010. Vol. 13(4). P. 373-379.
46. Hood R. W. Towards cultural psychology of religion: principles, approaches, and applications’’: an appreciative response to Belzen’s invitation//Mental Health, Religion & Culture. 2010. Vol. 13(4). P. 397-406.
47. Johnson K., Hill E., Cohen A. Integrating the study of culture and religion: toward a psychology of worldview//Social and Personality Psychology Compass. 2011. Vol. 5(3). P. 137-152
48. King P., Abo-Zena M., Weber J. Varieties of social experience: the religious cultural context of diverse spiritual exemplars// British Journal of Developmental Psychology. 2017. Vol. 35. P. 127-141.
49. Lewis C. A. Comments on Belzen’s (2010) ‘‘Towards cultural psychology of religion: principles, approaches and applications’’: how do we impart pedagogical training in the cultural psychology of religion?// Mental Health, Religion & Culture. 2010. Vol. 13(4). P. 365-371.
50. Misra G., Gergen K. J. On the place of culture in psychological science//International journal of psychology. 1993. Vol. 28(2). P. 225-243.
51. Nelson J. Taking community seriously: a theory and method for a community- oriented psychology of religion // Pastoral Psychology. 2012. Vol. 61. P. 851-863.
52. Pargament K. I. The psychology of Religion and Spirituality? Yes and No// The international journal for the psychology of religion. 1999. Vol. 9(1). P. 3¬16.
53. Paloutzian R. Psychology of religion in global perspective: logic, approach, concepts//The international journal for the psychology of religion. 2017. Vol. 27(1). P. 1-13.
54. Rambo L., Haar Farris M. Psychology of religion: toward a multidisciplinary paradigm// Pastoral Psychology. 2012. Vol. 61. P. 711-720.
55. Rambo L. R. Exploring Cultural Psychology: Introduction to a Book Forum on
Towards Cultural Psychology of Religion: Principles, Approaches,
Applications by Jacob A. Belzen// Pastoral Psychology. 2017. Vol. 66(3). P. 375-379.
56. Reber J. Secular psychology: what’s the problem?//Journal of Psychology and Theology. 2006. Vol. 34(3). P. 193-204.
57. Saroglou V., Cohen A. B. Psychology of culture and religion// Journal of Cross-Cultural Psychology. 2011. Vol. 42(8). P. 1309-1319.
58. Sasaki J. Y., Kim H. S. At the intersection of culture and religion: a cultural analysis of religion’s implications for secondary control and social affiliation//Journal of Personality & Social Psychology. 2011. Vol. 101 (2). P. 404-414.
59. Saucier G., Skrzypinska K. Spiritual but not religious? Evidence for two independent dispositions//Journal of Personality. 2006. Vol. 74(5). P. 1257-1292.
60. Sing O., Neuberg S., Varnum M., Kenrick D. The behavioral ecology of cultural psychological variation// Psychological Review. 2018.
61. Snook D., Williams M., Horgan J. Issues in the sociology and psychology of religious conversion//Pastoral Psychology. 2019. Vol. 68. P. 223-240.
62. Tafjord B. Indigenous religion(s) as an analytical category// Method and Theory in the Study of Religion. 2013. Vol. 25. P. 221-243.
63. Taves A. From religious studies to worldview studies// Religion. 2020. Vol. 50(1). P.137-147.
64. Taves A. No field is an island: fostering collaboration between the academic study of religion and the sciences// Method & Theory in the Study of Religion. 2010. Vol. 22(2). P. 170-188.
65. Valle E. A Brazilian Reading of Belzen’s Towards Cultural Psychology of Religion// Pastoral Psychology. 2017. Vol. 66(3). P. 427-436.
66. Vergote A. Appreciation of the study ‘‘Towards cultural psychology of religion: principles, approaches and applications’’ by J.A. Belzen (2010)// //Mental Health, Religion & Culture. 2010. Vol. 13(4). P. 407-410.
67. Westerink H. Spirituality in psychology of religion: a concept in search of its meaning// Archive for the Psychology of Religion. 2012. Vol. 34(1). P. 3-15.
68. Yamane D. Narrative and religious experience//Sociology of religion. 2000. Vol. 61(2). P. 171-189.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ