Проведен эмпирическое исследования.
База исследование: психолого-консультативный центр «ЦТР» (г. Москва).
Выборка: 106 женщин в возрасте от 18 до 54 лет.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ТИПОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН………………………10
1.1. Подходы к определению понятия "самореализация" и его особенности….10
1.2. Типы самореализации женщин……12
1.2.1. Семья как вариант самореализации женщин…………………..……….…16
1.2.2. Карьера и гендерные особенности как способ самореализации…………17
1.2.3. Иные сферы самореализации женщин…28
Выводы по главе 1……30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ТИПОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ…31
2.1. Описание выборки, методик исследования психологических особенностей и типов самореализации женщины…31
2.2.Интерпретация результатов исследования………………………………33
Выводы по главе 2………………………43
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В РОССИИ………………………………………………..44
3.1.Рекомендации по осуществлению самореализации женщинами.………….44
3.2. Возможности самореализации женщин в современной России…………...59
Выводы по главе 3…………………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…76
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….………81
Актуальность исследования. Многие исследователи считают, что на протяжении всей жизни, на разных этапах, мы испытываем определенное давление и требования со стороны общества, семьи и нашей собственной личности. Эти проблемы различны для обоих полов. По этой причине женщины испытывают различные конфликты, связанные с выполнением своей социальной роли.
Каковы особенности психологии современной женщины?
В последние десятилетия женщины в большей степени страдают от сильного социального стресса. В связи с тем, что перед ними открывалось все больше и больше возможностей, женщины все чаще испытывают чувство незащищенности и противоречия. В психологии выделяют психические расстройства, которые являются специфическими женскими проблемами. В этой области особое внимание уделяется формам психологических конфликтов, вызванных ролью женщины в современном обществе. К таким формам относятся многие профессиональные конфликты и социально-ролевые конфликты матерей, а также чрезмерная сосредоточенность на отношениях, страх потерять любовь, трудности в поиске работы, сексуальный стресс, неспособность проявлять агрессию, чувство беспомощности и депрессия. Кроме того, психические расстройства современной женщины могут быть связаны с половым и репродуктивным циклами, например, предменструальный синдром или ПМС, менопауза и послеродовая депрессия. Существует также множество других психических расстройств, с которыми сталкиваются только женщины.
Современные женщины, находящиеся под сильным социальным давлением, в ответ на эти влияния разрабатывают различные способы адаптации, адаптации и поведения. В определенных случаях эти техники оказываются очень успешными, и такая женщина полностью реализует свои возможности и личностный потенциал. Однако часто методы адаптации имеют различные недостатки. В этом случае развиваются определенные нежелательные психические расстройства.
Главными стремлениями каждой женщины, находящейся в гармонии с самой собой, являются желание, способность любить и быть любимой. Женщины часто формируют и поддерживают различные долгосрочные связи, такие как дружба, которые имеют большое значение для их психического здоровья. Исследования показали, что овдовевшие женщины гораздо лучше приспосабливаются к потере супруга, чем овдовевшие мужчины. Это связано с их способностью поддерживать связь с друзьями, что значительно уменьшает боль утраты.
Исходя из психологии женщины, жизнь не может быть полной без другого человека. Это отражается в том факте, что процесс поиска любви и заботы о поддержании любовных отношений очень важен для самоутверждения женщины. Проявление реакции женщины на различные трудности во многом зависит от ее социального статуса и положения, личностных особенностей, психического состояния, а также частично от конфликтов у детей и подростков.
Однако, несмотря на то, что реальные трудности и давление, с которыми сталкиваются современные женщины, значительно возросли из-за определенных защитных механизмов, развитие психологических реакций в ответ на эти стрессы остается таким же, как и несколько десятилетий назад.
Очень часто мы слышим фразу "Женщина - слабый пол". В прошлом это утверждение касалось не только физической силы женщины, но и ее психики. В 1827 году появилась поговорка, что "женщина более уязвима и уязвима, чем мужчина, и исключительно подвержена болезненным аффектам, которые из-за отсутствия лучших определений и понятий определяются как неврастения". Чтобы объяснить предрасположенность женского организма к психическим расстройствам, особенности его анатомии и физиологии в то время назывались "неврастенией"., связанные с репродуктивной функцией, приводятся в качестве аргумента. Таким образом, было высказано предположение, что существует генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям и слабостям личности.
Знаменитый ученый Зигмунд Фрейд также придерживался основной идеи своих современников о том, что женщины - слабый пол. Он считал, что мужские черты характера - это норма. Фрейд охарактеризовал качества женской личности как регрессивные, поскольку женщины с детства верили, что по естественным причинам они не могут выглядеть как мужчины. Его рассуждения о психике женщины связаны с теорией "зависти к пенису". Из-за этого женщины чувствуют себя неполноценными, и, чтобы устранить этот конфликт, они проявляют такие черты характера, как пассивность, покорность и мазохизм. Фрейд считал, что эти черты женского характера были нормальными и обязательными, что они были прототипом всего женского.
Однако позже психоаналитики пришли к выводу, что подобные суждения являются культурными предрассудками девятнадцатого века. В культуре, ориентированной на мужчин, женщина зависела от мужчины и не имела социально-экономических прав. Она признавала мужскую силу и подчинялась ей. По этой причине у нее были возможности для своего развития только через церковь, кухню и детей. Женщина была ограничена в способности принимать решения. Кроме того, по этой причине и потребности в сексуальной пассивности так часто возникали психические расстройства.
В современном обществе возможности женщин значительно расширились. Вы вольны выбирать и реализовывать свои собственные цели. Важное место в жизни женщины занимает ее профессиональная карьера. Это связано с появлением новых социальных сетей ценностей. Современные женщины стремятся расширить свой кругозор и не ограничиваются лишь собственным домом.
Современные психотерапевты отрицают факт, что предрасположенность женщин к психическим расстройствам и «слабость» объясняется их анатомией или гормонами. Некоторые исследования показали, что особенности развития женщины, ее психические особенности, социально-экономические факторы, биологические конфликты и возникающие нагрузки, наоборот делают женщин сильнее и важны для их гибкости и адаптации. В стрессовых состояниях благодаря этой гибкости и способности к адаптации психически женщины более устойчивы и сильнее мужчин. Поэтому выражение «женщины – слабый пол» весьма oтносительно и в определенных сферах абсолютно не актуально.
Прoблема самoреализации рассматривается в трудах ученых, таких как А.А.Крылов, Е.П.Ильин, Л.А.Коростылева, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, М.И.Воловикова, Н. В. Хoдырева, Ю.Е.Алешина и др.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психолoгoв, социoлoгов, в кoтoрых прoанализированы вoпрoсы пола, полоролевого поведения, самoреализации личности (Ломова Б.Ф., Брушлинского А.В., Петровского В.А., Слободчикова В.И., Исаева Е.И. Маслоу А., Роджерса К., Кона И.С., Берна Ш., Ермолина А.В., Андреевой Т.В., К. Хорни и др.) Методологическая основа исследования: фундаментальные основы в разработку теоретических основ самореализации в зарубежной науке заложили Г. Мюнстерберг, У. Джеймс, Р. Кетелл, Ч. Мейерс, Ч. Спирмен, Дж. Кокс, А. Бине, Т. Симон, В. Анри, А. Пьерон, В. Штерн, О. Липман, Ф. Гизе и многие другие. В России саморазвитию были посвящены многочисленные исследования, проведенные В.А. Бобровым, Т.Т. Джамгаровым, К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым, Е. А. Климовым, А.А. Крыловым, М. А. Дмитриевой, В. Н. Дружининым, В.Д Шадриковым, А. И. Нафтульевым и др. В новейших психологических исследованиях прослеживается направленность на системный подход отражающий взаимозависимость различных составляющих самореализации человека (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов).
Объектом исследования: являются психологические особенности и типы самореализации женщины в современной России
Предмет изучения: женщины в современной России
Цель бакалаврской работы: заключается в выявлении психологических особенностей, типов самореализации и предложение по эффективной самореализации женщин в современной России
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
Рассмотреть подходы к проблеме самореализации в научной психологической литературе;
Рассмотреть самореализацию личности в современных условиях;
Изучить особенности самореализации женщин.
Гипотеза исследования: профессиональная самореализация женщины зависит от определенной структуры личности
Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме; тестирование: 1) «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО); Методика исследования системы жизненных смыслов (В.Ю. Котляков); количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: 106 женщин в возрасте от 18 до 54 лет: клиенты психолого-консультативного центра «ЦТР» (г. Москва); женщины среднего возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Теоретический анализ традиционно научной литературы вестник позволяет деятельностной сделать вывод, что правительство самореализация – это совокупность инструментально-стилевых и профессии мотивационно-смысловых продвижение характеристик, обеспечивающих данный постоянство стремлений и одну готовность которых к самовыражению личности в ускоряющимся различных сферах жизнедеятельности в быстрому процессе условиях онтогенеза. Наиболее присутствие полная самореализация самооценкой состоит оплаты в реализации смысложизненных и найти ценностных ориентаций.
Поведение рабочей людей работали в современном мире этот, с одной стороны, время подчинено выбрать влиянию традиционных защищенным гендерных стереотипов, и с другой, - едва пытается территории освободиться от каких-либо подвергается стереотипов вообще. Во специалистов всей некоторые этой гендерной отмечалось неразберихи, путанице с ролями данный мужчин молодых и женщин важно соболевой определить влияние занятая подобных современных изменений на самореализацию второй личности.
Подобранный комплекс состоит методик всех позволил определить было особенности самореализации реализации женщин рамках.
В ходе исследования мы выполнили поставленные цели и задачи. Результаты нашего исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что профессиональная самореализация женщины зависит от определенной структуры личности - деловая женщина обладает специфическим набором личностных свойств, которые находятся в тесной взаимосвязи. У деловых женщин более ярко выражены такие особенности личности как оптимизм, сила воли, независимость. В мотивационной сфере наиболее выражена потребность в достижении успеха.
Деловые женщины легко примиряются с неприятностями и правильно оценивают случившееся, сохраняя душевное равновесие.
Мотивационная шкала женского бизнеса имеет следующую иерархию: (перечисление снизу вверх) деньги, материальная надежность, интерес, самореализация (93%).
Преимущественными качествами личности деловой женщины являются коммуникабельность, эмоциональная ориентированность на клиента, умение устанавливать доверительные отношения, целеустремленность, самоконтроль, интуиция. Среди черт, мешающих становлению карьеры можно отметить: отсутствие пунктуальности, невозможность перешагнуть через жалость, излишняя эмоциональность, переходящая в несдержанность, доверчивость, стремление сделать все "хорошо" для всех.
Основной проблемой самореализации женщин являются полоролевые стереотипы, существующие в обществе, их давление.
У большинства деловых женщин на психофизиологическом уровне можно констатировать наличие стресса (наличие страха успеха и страха отделения).
Успеха в бизнесе женщина достигает не за счет мимикрии к мужскому стилю управления, а посредством творческого использования своего характера и убежденности в том, что «Для того чтобы преуспеть, не надо становиться мужчиной».
Женщины позитивно оценивают свои собственные достижения и убеждены, что им многое удалось из того, что они задумывали.
Миф о несовместимости женского бизнеса с полноценной семейной жизнью является реальностью, а те женщины, которые считают свою семейную жизнь счастливой, пытаются компенсировать свою занятость в деловой сфере или за счет помощи родителей, или посредством перераспределения семейных забот между мужем и взрослеющими детьми. Многие женщины экспериментальной выборки испытывают вину и страх за детей.
В микросреде, а именно: в глазах близкого окружения - друзей, семьи - деловые женщины предпочитают не проявлять своих деловых качеств. Это положение позволяет утверждать, что чем выше степень личностной значимости отношений, тем более женщинами хотят в них быть респондентки, и тем меньше деловых качеств они стремятся проявить в этих отношениях. Очевидно, это обстоятельство обусловлено полоролевыми стереотипами, которые побуждают женщин отказываться от лидерства в отношениях с мужчинами и защищать мужчин от осознания такого положения вещей.
Женская психология, исследуя поведение женщин в сфере предпринимательства и бизнеса, женскую занятость и женскую безработицу в основном исходит из позиции сравнения психологических особенностей женщин с мужчинами. Мы считаем, что наряду с этими исследованиями необходимо исследовательское сравнение и женщин между собой, для того, чтобы понять какие специфические психологические особенности улучшают адаптацию и самореализацию женщин в обществе, с целью проведения коррекционных программ, тренингов и проф. консультаций.
В трудовой сфере для достижения равных прав возможностей женщин и мужчин в плане профессиональной карьеры необходимо разрабатывать механизмы и программы позитивных действий для профессиональной подготовки, повышении квалификации и служебного роста с одинаковой вероятностью продвижения наверх. Для поддержки женщин должны создаваться условия их включения в управление и область высоких профессиональных достижений как равноправных участников конкурентной борьбы.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 304 с.
2. Акмеология : учебное пособие / [Деркач А., Зазыкин В.]. – СПб. : Питер, 2003. – 256 с.
3. Балл Г. А. Концепция самоактуализации личности в гуманистической психологии / Балл Г. А. – К. – Донецк : Ровесник, 1993. – 32 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / Божович Л. И. – М. : Воронеж: МОДЭК, 1995. – 349 с.
5. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л. И.Божович // Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.
6. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика : учеб. пособие для студ. ст. курсов психол. фак. и отд-ний ун-тов. / Бондаренко А. Ф. – К. : Укртехпресс, 1997. – 216 с.
7. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых : учеб. пособие для системы доп. проф. образования ; учеб. пособие для студ. вузов / Громкова М. Т. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 495 с.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебное пособие / Зеер Э. Ф. – М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО “МОДЕК”, 2003. – 480 с.
9. Квинн В. Прикладная психология / Квинн В. – СПб. : Питер, 2000. – 560 с. – С. 7.
10. Колесникова И. А. Педагогическая праксеология : учеб. пособие для студ. высших пед. уч. завед. / И. А.Колесникова, Е. В.Титова. – М. : Академия, 2005. – 256 с.
11. Кон И. С. В поисках себя : личность и её самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с.
12. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования / Кузьмина Н. В. – Л. : ЛГУ, 1984. – 224 с.
13. Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / Кукушин В. С. – М. : МарТ; Ростов–на–Дону : МарТ, 2005. – 256 с.
14. Куликова Л. Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя – основа гуманистической педагогики / Л. Н. Куликова // Педагогика развития. Межвузовский сб. науч. трудов. – Хабаровск : ХГПУ. – 2001. – 146 с.
15. Кулюткин Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. – М. : Педагогика, 1971. – 112 с.
16. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 11–21.
17. Лук А. Н. Психология творчества / Лук А. Н. – М. : Наука, 1978. – 128 с.
18. Майерс Д. Социальная психология / Майерс Д. – СПб. : Питер, 1996. – 684 с.
19. Маригодов В. К. Педагогика и психология: аспекты активизации творчества и готовности к профессиональной деятельности : учеб. пособие / Маригодов В. К., Моторная С. Е. – К. : ИД “Профессионал”, 2005. – 192 с.
20. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / Маслоу А. Г. – СПб. : Евразия, 1999. – 478 с.
21. Михайлов Г. С., Перелыгина Е. Б. Социально-психологическая природа индивидуального имиджа / Г. С. Михайлов, Е. Б. Перелыгина //Акмеология. – № 2 (5). – 2003. – С. 6–17.
22. Михайлычев Е. А. Поэтапная педагогическая деятельность педагога / Е. А. Михайлычев // Педагогическая диагностика. – 2004. – № 4. – С. 22–54.
23. Моляко В. А. Психология творческой деятельности / Моляко В. А. – К. : Знание, 1987. – 48 с.
24. Пономарёв Я. А. Психология творчества и педагогика / Пономарёв Я. А. – М. : Педагогика, 1976. – 280 с.
25. Поташник М. М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: пособие для учителя / Поташник М. М. – К. : Радянська школа, 1988. – 187 с.
26. Почепцов Г. Г. Имиджелогия: теория и практика / Почепцов Г. Г. – К. : СП “АДЕФ – Украина”, 1998. – 384 с.
27. Психологический словарь / [под ред. В. В. Давыдова и др]. – НИИПП АПН СССР. – М. : Педагогика, 1983. – 448 с.
28. Пщоловский Т. Принципы совершенной деятельности (Введение в праксеологию) / Пщоловский Т. ; пер. с польск. В. А. Андреева, Н. Я. Сацкого, А. Е. Шеерталовича. – К. : Ин-т праксеологии, 1993. – 272 с.
29. Развитие и диагностика способностей / [отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков]. – М. : Наука, 1991. – 181 с.
30. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Столяренко Л. Д. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 544 с.
31. Шендрик И. Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования / И. Г. Шендрик // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 36–42.
32. Пучкова Ю.И. Профессиональная самореализация женщины в современных социокультурных условиях России / http://cheloveknauka.com/professionalnaya-samorealizatsiya-zhenschiny-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah-rossii
33. Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности / http://www.dissercat.com/content/samoopredelenie-zhenshchin-s-razlichnymi-tipami-gendernoi-identichnosti-0
Дополнительная литература:
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2005. – 336 с. – ( Гриф МО).
2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учеб. для вузов / В. Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 320 с. – (Гриф МО).
3. Ингенкамп К. М. Педагогическая диагностика / Ингенкамп К. М. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
4. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с. – (Гриф МО).
5. Никандров, В. В. Экспериментальная психология : учеб. пособие. / В. В. Никандров. – Спб. : Речь, 2003. – 480 с.
6. Психология : учеб. / отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012. – 752 с.
7. Розин, В. М. Психология : наука и практика : учеб. пособие / В. М. Розин. – М. : РГГУ : Омега-Л, 2005. – 544 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2005. – 713 с. – (Гриф МО).
9. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике : учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. – 4-е изд, стер. – М. : Изд-во Моск. психолого-социального института, 2009. – 208 с. – (Гриф МО).
10. Глуханюк Н.С., Щипанова Д.Е. Психодиагностика: учебник. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
11. Диагностика развития дошкольников : психологические тесты / сост. Т. Г. Макеева. – 2-е изд, стер. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 125 с.
12. Истратова, О. Н. Психодиагностика : коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – 9-изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013. – 375 с.
13. Пашнев, Б. К. Психодиагностика : практикум школьного психолога / Б. К. Пашнев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 317 с.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2011. – 672 с.
15. Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. – Спб. : Питер, 2008. – 384 с.
16. Ратанова, Т. А. Диагностика умственных способностей детей : учеб. пособие / Т. А. Ратанова. – 4-е изд. – М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 168 с. – (Гриф МО).
17. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А. А. Реан. – Спб. : Прайм-Еврознак, 2008. – 255 с.
18. Романова, Е. С. Психодиагностика : учеб. пособие / Е. С. Романова. – Спб. : Питер, 2008. – 400 с.
19. «Предназначение быть женщиной». Ольга Валяева 2012. Москва