Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные стереотипы в масс-медийном спортивном дискурсе

Работа №129319

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования. 6
1.1. Проблема определения понятия «гендер». 6
1.2. История становления гендерных исследований 13
1.3 Понятие дискурса и его классификация. 20
1.4 Функции и типологии стереотипов 29
Глава 2. Особенности гендерных стереотипов в англоязычных и русскоязычных СМИ. 34
2.1. Особенности спортивных СМИ 34
2.2. Средства массовой коммуникации как источник гендерных стереотипов 39
2.3. Основные виды стереотипов маскулинности/феминности СМИ 48
2.4 Анализ гендерных стереотипов в русскоязычных спортивных СМИ 66
2.5. Анализ гендерных стереотипов в англоязычных спортивных СМИ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93

Самым важным компонентом социализации в современном мире принято считать средства массовой коммуникации. При формировании представления о социуме обязательно транслируется такое понимание маскулинности и феминность, какое принято в данной культуре. Данный факт объясняет всплеск работ по изучению образов мужчин и женщин в средствах массовой информации.
Большое внимание в этих работах уделяется изменениям в гендерных стереотипах с течением времени: Авторы пытаются понять, действительно ли образы мужчин и женщин в средствах массовой коммуникации стали менее консервативными, или это попытка адаптировать вековые традиции к реалиям сегодняшней жизни, внеся лишь незначительные внешние корректировки и оставив прежней суть. Этот вопрос чрезвычайно важен не только для анализа общей динамики социальных изменений, происходящих в российском обществе за последние десятилетия. Он имеет огромное значение также и с точки зрения повышения эффективности программ по достижению гендерного равенства у нас стране. Российской науке на данный момент не хватает единого понятийного аппарата и методологической базы, необходимых для проведения теоретических исследований по проблеме гендерных стереотипов в средствах массовой коммуникации.
В век новейших технологий женщина всегда идет рядом с сильной стороной человечества. Это заметно не только в деталях одежды, манере поведения, но и во всем образе жизни в общем. Практически не существует сферы деятельности, которую бы женщина полностью освоила. На страницах газет и журналов стали появляться все больше мужчин и женщин, занимающихся физической культурой и спортом. Все это говорит о том, что технический прогресс не обошел стороной такое массовое явление как спорт. У многих из них уже есть уже достигнутые, более достойные результаты в физической культуре и спорте. И это не смотря на возраст, физические недостатки и хрупкость.
К 90-м годам прошлого века в спортивной прессе стали очень часто появляться темы гендерного равенства, интимного отношения, спортивные, философские и политические т.д. Язык спортивной прессы — это особый язык, который использует в своем арсенале несколько особенных технических средств. Именно поэтому в отличие от обычной журналистики здесь часто приходится иметь дело с цифрами, которые обычно трудно воспринять как важную информацию. Большинство журналистов используют различные необычные и неумело формы и средства для того, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес у читателя, аудиторию и сделать сообщение интересным и более интересным, и эффективным. Они часто прибегают к шаблонам и стереотипам, не формируют убеждений. Нередко, журналисты и политики используют новые выражения, приемы и средства массовой информации, иногда и вовсе их «откладывают». В спорте между мужчинами и женщинами равенство, они не только соперники, но также победители проигравшие. культурный и гендерный стереотип будет постоянно присутствовать в печати, потому что современная эпоха по-прежнему влияет на женщин и мужчин, а мужчина остается мужчиной.
Актуальность исследования заключается в том, что с помощью новейших электронных и печатных СМИ спорт стал именоваться «массовой культурой». Из-за того, что раньше спорт был исключительно мужской, на сегодняшний день значительно больше женщин занимаются спортом. Именно по этой причине изучение гендерной лексики в спортивном дискурсе представляется перспективным направлением современной лингвистики. В случае, если мы говорим о письменных видах дискурса данное исследование будет иметь огромное значение. Ведь оно поможет проследить динамику и изменение в значениях той или иной лексики.
Цель данной работы - определить особенности гендерных стереотипов в спортивных новостях прессы.
Задачи:
1) выявить особенности спортивного дискурса как особого типа
2) рассмотреть гендерные стереотипы в спортивной прессе
3) дать ответы на вопросы: какие гендерные стереотипы преобладают в данном типе дискурса? каковы цели их употребления? появляются ли в прессе новые стереотипы?
Объектом данного исследования является спортивный дискурс прессы, который будет подвергнут анализу в контексте гендерных стереотипов.
Предмет исследования составляет специфика гендерных стереотипов в спортивной прессе.
Метод исследования. Исследование проводилось на материале спортивной прессы. Для достижения поставленных целей были использованы различные словари, а также проведен сравнительно-сопоставительный анализ.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты могут служить основой для дальнейших исследований гендерных стереотипов в спортивном дискурсе, а также для изучения структуры и языковых особенностей спортивных статей. Использование полученных результатов также имеет практическую ценность при написании выпускных квалификационных работ.
Размер и структура диссертации. Основная часть работы состоит из введения, двух глав и выводов. После этого следуют заключение, список литературы. Данные материалы являются методическими материалами исследования и результатами первичной обработки эмпирических данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Существует много характеристик, отличающих мужчин и женщин. Наряду с этим имеется множество биологических факторов не позволяющими объяснить различия в их социальных ролях у разных обществ. Безусловно, важнейшим составляющим формирования общественного сознания являются средства массовой коммуникации. Именно они фиксируют в общественном сознании определённые мысли и стереотипы. В современном быстро меняющемся мире, в котором информационная активность возрастает и становится все более интенсивной роль стереотипов помогает нормальному функционированию общества. Они учат нас не только правильно понимать происходящее вокруг, но также принимают важные решения самостоятельно.
Случай проявления гендерных стереотипов в спортивном дискурсе достаточно распространен. Социальное значение спорта заключается в том, что он является большим явлением общественной жизни и имеет множество связей с такими видами коммуникации как деловые звонки, реклама бизнеса или юридическая. Будет это устный или письменной спортивный дискурс. Он может включаться в различные цепочки, такие как календарь спортивных событий и статей о спортсменах, дневники спортсменов с их спортивными рейтингами, а также спортивные сайты.
Спортивный дискурс – многоуровневый коммуникационный конструкт, отображающий коммуникации разных субъектов спорта (спортсменов и тренеров) между собой: от судей до администраторов. Теперь мы можем различать реальных болельщиков, посещающих спортивные мероприятия и виртуальных зрителей получающие информацию о событиях из средств массовой информации. Отдельную роль играют спортивные комментаторы, рассказывая о соревнованиях больше.
С помощью исследования гендерных стереотипов в спорте, было выяснено что пресса больше пишет о мужских видах спорта нежели об женских. Оказывается, 95% спортивных репортажей предназначены для мужчин. Больше зрительское внимание привлекают мужские виды спорта, нежели женские. Несмотря на это, существуют сложные взаимоотношения между интересом фанатам и репортажами. Такие виды спорта, как футбол и бейсбол - исключительно мужские по своей сути. Женских аналогов у них нет в природе. Кроме того, в таких видах спорта как гольф и теннис существуют женские лиги. Помимо этого, проводятся соревнования по баскетболу. В тоже время женщины и мужчины редко участвуют в соревнованиях.
В репортажах о женщинах-легкоатлетках повествование асимметрично и практически не обращаем внимание на такие "мужские" качества, как сила или успех. Наименование спортсменок чаще произносят с фамилией, а их достоинства - амбивалентно. Например "маленькая ростом, но очень эффективная" или даже ", сильная и решительная девочка". Это указывает на то, что многие стереотипы о роли женщины матери и хранительницы домашнего очага по-прежнему крепко сидят в нашем сознании.
Данный вывод можно сделать из проведенного исследования. Несмотря на то, что в современном обществе мужчины и женщины имеют равные возможности для занятий спортом – стереотипы остаются вместе с ними. Самыми распространёнными понятиями о мужчинах-спортсменах в статьях являются: сила, мужественность и агрессивность. Победа и физические качества, а также финансы — вот что главное. Эти черты всегда были ассоциированы с мужчинами. Описание физических характеристик спортсменок из женского пола значительно сокращено. Таким образом внимание акцентируется на их внешности, семейном положении и эмоциях. Это еще больше подтверждает созданный стереотип о женщине как матери, заботливой и эмоциональной.
Основываясь на общем исследовании, можно сделать вывод о том что несмотря ни в коем случае не равноправие мужчин и женщин для спортивных занятий стереотипы всё еще сильны. С помощью данного примера мы продемонстрировали важность изменения общественного сознания и снижения влияния гендерных стереотипов в спортивном дискурсе.
В завершении, хотелось бы отметить то, что в период нашего времени образ жизни постоянно изменяется и женщины все чаще могут равняться с мужчинами. Женский пол занимается только мужскими делами, при этом одет аналогично и начинает использовать все традиционные мужские привычки. Как и в повседневной жизни, когда дело доходит до спорта, женщины стоят на одной ступени с мужчинами. Но, как бы там ни было, независимо от прогресса в сознании женщин они всегда остаются женщинами со своими недостатками. Нам с детства вбивают стереотипы, которые определяют наше восприятие мира и окружающего нас пространства. Это касается как женщин так мужчин - слабых полам привили неправильные установки не просто потому, что они женского пола, а именно из-за того то женщины являются слабым полом.



1. Асмус Н.Г. Языковая личность британского футбольного комментатора // Перевод и сопоставительная лингвистика. 2016. № 12. С.148-149. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-lichnost-britanskogo-futbolnogo-kommentatora (дата обращения 09.12.2023)
2. Берн Шон. Гендерная психология; 2-е междун. изд. – М.: Олма-Пресс, 2001
3. В Нижнем пройдут открытые тренировки по женскому футболу // The Village. 2021 [Электронный ресурс]: https://www.the-village.ru%2Fshorts%2Fvnizhnem-proydut-otkrytye-trenirovki-po-zhenskomu-futbolu&cc_key= (дата обращения 08.12.2023)
4. Гийому, Ж. О новых приемах интерпретации, или проблема смысла с точки зрения анализа дискурса [Текст] / Ж. Гийому, Д. Мальдиде // Квадратура смысла. – М.: Прогресс, 1999. – С. 124–136.
5. Грошев И.В. Рекламные технологии гендера // Общественные науки и современность. 2000. №4. С.185
6. Дейк, Т.А Вопросы прагматики текста [Текст] / Тён ван Дейк // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып.8. Лингвистика текста. – М.:Прогресс, 1978. – С. 259-336
7. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. М., 2002. С. 76–95.
8. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М., 2003
9. Дюби Ж., Перро М. Рассказывая историю женщин // История женщин на Западе: В 5 т. Т. 1: От древних богинь до христианских святых / Под ред. П. Шмитт Пантель. М.: Алетейя, 2005 Клименкова Т.А. Насилие как основа культуры патриархатного типа. Гендерный подход к проблеме // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред. М.М. Малышевой. М., 2002. С. 121–146.
10. Евдокимов, П.Г. О социальной сущности и функциях физической культуры и спорта / П.Г. Евдокимов. – Волгоград: ВГИФК, 1991. – 110с.
11. Здравомыслова Е. Хрестоматия феминистских текстов. / Е. Здравомыслова, А. Темкина. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – 178с.
12. История женщин. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / Под ред. Н.З. Дэвис, А. Фарж; Пер. с англ. Н.Л. Пушкаревой. СПб.: Алетейа, 2008
13. Ким С.Г. Историческая антропология в Германии: методологические искания и историографическая практика. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002Липовецкий Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности. СПб., 2003.
14. Корниенко В. Футболистку затравили за сравнение себя с игроком Реала. Он вступился за нее и запустил флешмоб // Афиша.Daily. 2021. [Электронный ресурс]: https://daily.afisha.ru/news/49215-futbolistku-zatravili-za-sravnenie-sebya-s-igrokomreala-on-vstupilsya-za-nee-i-zapustil-fleshmob (дата обращения: 05.12.2023)
15. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова; под ред. К.А. Левинсона, К.В. Петренко. М., 2004. 384 с
16. Ремизова Е. Футболисткам укрепляют защиту // Коммерсантъ. 2020. [Электронный ресурс]: https://www.kommersant.ru/doc/4575533?query=женский%20футбол ( дата обращения : 07.12.2023)
17. Скорнякова С.С. Женщины и власть в России - уроки демократии. СПб., 2000
18. Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Введение в гендерные исследования: В 2 ч. Санкт-Петербург: Алетейа; Харьков: ХЦГИ, 2001. Ч. 2
19. Соловьева Н.В. К вопросу о популярности женского футбола // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №1-3.
20. Степанова О.Н., Мореев Д.О., Степанова Д.П., Латушкина Е.Н. Имидж женских Олимпийских дисциплин в гендерно-ассоциируемых видах спорта // ТиПФК. – 2020. – №7.
21. Терпелец Ж.А. Языковые механизмы репрезентации женщин-спортсменок в дискурсе СМИ английского и французского языков: гендерный аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2018. № 2 (217). С. 116-125.
22. Пак Л.Е. О подходах к изучению гендера в лингвистике // Научная дискуссия: Инновации в современном мире. Москва: Издательство ООО «Интернаука», 2016. С. 21-25.
23. Пушкарева Н.П. Гендерная методология в истории // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М.: Академия, 2002
24. Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М.: Б. и., 1999
25. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». 2-е изд. / ред. совет: О. А. Воронина и др. – М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2001
26. Шведова Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М., 2002
27. Шестопалова О. Н. Типология социальных стереотипов // Известия Уральского государственного университета. - № 51., Вып. 3. – 2007. С. 106-110.
28. Adams A., Anderson E., McCormack M. Establishing and challenging masculinity: The influence of gendered discourses in organized sport. Journal of Language and Social Psychology. 2010. № 29 (3). P. 278 -300 (In Russ.)
29. Cambridge University Press (2016). Language, Gender and Sport. Part of the Cambridge Papers in ELT series. [pdf] Cambridge: Cambridge University Press. Available at: https://www.cambridge.org/elt/blog/wp-content/uploads/2016/08/Cambridge_Papers_in_ELT_Language_Gender_and_Sport.pdf (дата обращения: 11.12.2023)
30. Crystal D. The Encyclopedia of the English Language. Cambridge University Press, 2000. 582 p.
31. Ehrlich S., King R. Feminist meanings and the (de)politicization of the lexicon // Language in Society. 1994.
32. Femmes et histoire / Sous la dir. G. Duby, M. Perrot. P.: Plon, 1993
33. Histoire des femmes en Occident / Sous la dir. G. Duby, M. Perrot P.: Plon, 1991–1992. Vol. I–V.
34. Kuo S. Involvement Vs Detachment: Gender Differences in the use of Personal Pronouns in Televised Sports in Taiwan. Discourse Studies 5.4 (2003): 479– 94
35. Messner Michael A., Margaret Carlisle Duncan, Kerry Jensen. Separating the Men from the Girls: The Gendered Language of Televised Sports. Gender & Society 7.1 (1993): 121-137.
36. Robson D. Male & female in the media: are they equally portrayed? 2012 July 16 [Internet]. Available at: https://www.bodybuilding.com/fun/drobson42.htm (дата обращения: 10.12.2023)
37. Russia banned from Olympics, World Cup and all major sporting events for four years by WADA [Электронный ресурс]: https://www.independent.co.uk/sport/olympics/russia-banned-all-sport-drugs-ban-wadaworld-anti-doping-agency-2020-olympics-2022-world-cup-a9238706.html (дата обращения: 09.12.2023)
38. Sanfilippo Jen. Beyond the Binary: Looking Past Gender Stereotypes in Sports (In Rus.).
39. Sharkov F.I., Silkin V.V. (2020). Sociology of sports and the space of sports practices: social genesis and sociological theories / In: RUDN Journal of Sociology. Т. 20. № 1. С. 137-144.
40. Wunder H. Frauen- und Geschlechtergeschichte // Sozial- und Wirtschaftsgeschichte. Arbeitsgebiete-Probleme-Perspektiven. 100 Jahre Vierteljahrschrift für Sozial- und Wirtschaftsgeschichte / Hrsg. G. Schulz. Wiesbaden: Steiner, 2004. Frauengeschichte – Geschlechtergeschichte / Hrsg. K. Hausen, H. Wunder. F-a-M.; N.Y.: Campus, 1992

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ