Гендерные стереотипы в масс-медийном спортивном дискурсе
|
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования. 6
1.1. Проблема определения понятия «гендер». 6
1.2. История становления гендерных исследований 13
1.3 Понятие дискурса и его классификация. 20
1.4 Функции и типологии стереотипов 29
Глава 2. Особенности гендерных стереотипов в англоязычных и русскоязычных СМИ. 34
2.1. Особенности спортивных СМИ 34
2.2. Средства массовой коммуникации как источник гендерных стереотипов 39
2.3. Основные виды стереотипов маскулинности/феминности СМИ 48
2.4 Анализ гендерных стереотипов в русскоязычных спортивных СМИ 66
2.5. Анализ гендерных стереотипов в англоязычных спортивных СМИ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования. 6
1.1. Проблема определения понятия «гендер». 6
1.2. История становления гендерных исследований 13
1.3 Понятие дискурса и его классификация. 20
1.4 Функции и типологии стереотипов 29
Глава 2. Особенности гендерных стереотипов в англоязычных и русскоязычных СМИ. 34
2.1. Особенности спортивных СМИ 34
2.2. Средства массовой коммуникации как источник гендерных стереотипов 39
2.3. Основные виды стереотипов маскулинности/феминности СМИ 48
2.4 Анализ гендерных стереотипов в русскоязычных спортивных СМИ 66
2.5. Анализ гендерных стереотипов в англоязычных спортивных СМИ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
Самым важным компонентом социализации в современном мире принято считать средства массовой коммуникации. При формировании представления о социуме обязательно транслируется такое понимание маскулинности и феминность, какое принято в данной культуре. Данный факт объясняет всплеск работ по изучению образов мужчин и женщин в средствах массовой информации.
Большое внимание в этих работах уделяется изменениям в гендерных стереотипах с течением времени: Авторы пытаются понять, действительно ли образы мужчин и женщин в средствах массовой коммуникации стали менее консервативными, или это попытка адаптировать вековые традиции к реалиям сегодняшней жизни, внеся лишь незначительные внешние корректировки и оставив прежней суть. Этот вопрос чрезвычайно важен не только для анализа общей динамики социальных изменений, происходящих в российском обществе за последние десятилетия. Он имеет огромное значение также и с точки зрения повышения эффективности программ по достижению гендерного равенства у нас стране. Российской науке на данный момент не хватает единого понятийного аппарата и методологической базы, необходимых для проведения теоретических исследований по проблеме гендерных стереотипов в средствах массовой коммуникации.
В век новейших технологий женщина всегда идет рядом с сильной стороной человечества. Это заметно не только в деталях одежды, манере поведения, но и во всем образе жизни в общем. Практически не существует сферы деятельности, которую бы женщина полностью освоила. На страницах газет и журналов стали появляться все больше мужчин и женщин, занимающихся физической культурой и спортом. Все это говорит о том, что технический прогресс не обошел стороной такое массовое явление как спорт. У многих из них уже есть уже достигнутые, более достойные результаты в физической культуре и спорте. И это не смотря на возраст, физические недостатки и хрупкость.
К 90-м годам прошлого века в спортивной прессе стали очень часто появляться темы гендерного равенства, интимного отношения, спортивные, философские и политические т.д. Язык спортивной прессы — это особый язык, который использует в своем арсенале несколько особенных технических средств. Именно поэтому в отличие от обычной журналистики здесь часто приходится иметь дело с цифрами, которые обычно трудно воспринять как важную информацию. Большинство журналистов используют различные необычные и неумело формы и средства для того, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес у читателя, аудиторию и сделать сообщение интересным и более интересным, и эффективным. Они часто прибегают к шаблонам и стереотипам, не формируют убеждений. Нередко, журналисты и политики используют новые выражения, приемы и средства массовой информации, иногда и вовсе их «откладывают». В спорте между мужчинами и женщинами равенство, они не только соперники, но также победители проигравшие. культурный и гендерный стереотип будет постоянно присутствовать в печати, потому что современная эпоха по-прежнему влияет на женщин и мужчин, а мужчина остается мужчиной.
Актуальность исследования заключается в том, что с помощью новейших электронных и печатных СМИ спорт стал именоваться «массовой культурой». Из-за того, что раньше спорт был исключительно мужской, на сегодняшний день значительно больше женщин занимаются спортом. Именно по этой причине изучение гендерной лексики в спортивном дискурсе представляется перспективным направлением современной лингвистики. В случае, если мы говорим о письменных видах дискурса данное исследование будет иметь огромное значение. Ведь оно поможет проследить динамику и изменение в значениях той или иной лексики.
Цель данной работы - определить особенности гендерных стереотипов в спортивных новостях прессы.
Задачи:
1) выявить особенности спортивного дискурса как особого типа
2) рассмотреть гендерные стереотипы в спортивной прессе
3) дать ответы на вопросы: какие гендерные стереотипы преобладают в данном типе дискурса? каковы цели их употребления? появляются ли в прессе новые стереотипы?
Объектом данного исследования является спортивный дискурс прессы, который будет подвергнут анализу в контексте гендерных стереотипов.
Предмет исследования составляет специфика гендерных стереотипов в спортивной прессе.
Метод исследования. Исследование проводилось на материале спортивной прессы. Для достижения поставленных целей были использованы различные словари, а также проведен сравнительно-сопоставительный анализ.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты могут служить основой для дальнейших исследований гендерных стереотипов в спортивном дискурсе, а также для изучения структуры и языковых особенностей спортивных статей. Использование полученных результатов также имеет практическую ценность при написании выпускных квалификационных работ.
Размер и структура диссертации. Основная часть работы состоит из введения, двух глав и выводов. После этого следуют заключение, список литературы. Данные материалы являются методическими материалами исследования и результатами первичной обработки эмпирических данных.
Большое внимание в этих работах уделяется изменениям в гендерных стереотипах с течением времени: Авторы пытаются понять, действительно ли образы мужчин и женщин в средствах массовой коммуникации стали менее консервативными, или это попытка адаптировать вековые традиции к реалиям сегодняшней жизни, внеся лишь незначительные внешние корректировки и оставив прежней суть. Этот вопрос чрезвычайно важен не только для анализа общей динамики социальных изменений, происходящих в российском обществе за последние десятилетия. Он имеет огромное значение также и с точки зрения повышения эффективности программ по достижению гендерного равенства у нас стране. Российской науке на данный момент не хватает единого понятийного аппарата и методологической базы, необходимых для проведения теоретических исследований по проблеме гендерных стереотипов в средствах массовой коммуникации.
В век новейших технологий женщина всегда идет рядом с сильной стороной человечества. Это заметно не только в деталях одежды, манере поведения, но и во всем образе жизни в общем. Практически не существует сферы деятельности, которую бы женщина полностью освоила. На страницах газет и журналов стали появляться все больше мужчин и женщин, занимающихся физической культурой и спортом. Все это говорит о том, что технический прогресс не обошел стороной такое массовое явление как спорт. У многих из них уже есть уже достигнутые, более достойные результаты в физической культуре и спорте. И это не смотря на возраст, физические недостатки и хрупкость.
К 90-м годам прошлого века в спортивной прессе стали очень часто появляться темы гендерного равенства, интимного отношения, спортивные, философские и политические т.д. Язык спортивной прессы — это особый язык, который использует в своем арсенале несколько особенных технических средств. Именно поэтому в отличие от обычной журналистики здесь часто приходится иметь дело с цифрами, которые обычно трудно воспринять как важную информацию. Большинство журналистов используют различные необычные и неумело формы и средства для того, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес у читателя, аудиторию и сделать сообщение интересным и более интересным, и эффективным. Они часто прибегают к шаблонам и стереотипам, не формируют убеждений. Нередко, журналисты и политики используют новые выражения, приемы и средства массовой информации, иногда и вовсе их «откладывают». В спорте между мужчинами и женщинами равенство, они не только соперники, но также победители проигравшие. культурный и гендерный стереотип будет постоянно присутствовать в печати, потому что современная эпоха по-прежнему влияет на женщин и мужчин, а мужчина остается мужчиной.
Актуальность исследования заключается в том, что с помощью новейших электронных и печатных СМИ спорт стал именоваться «массовой культурой». Из-за того, что раньше спорт был исключительно мужской, на сегодняшний день значительно больше женщин занимаются спортом. Именно по этой причине изучение гендерной лексики в спортивном дискурсе представляется перспективным направлением современной лингвистики. В случае, если мы говорим о письменных видах дискурса данное исследование будет иметь огромное значение. Ведь оно поможет проследить динамику и изменение в значениях той или иной лексики.
Цель данной работы - определить особенности гендерных стереотипов в спортивных новостях прессы.
Задачи:
1) выявить особенности спортивного дискурса как особого типа
2) рассмотреть гендерные стереотипы в спортивной прессе
3) дать ответы на вопросы: какие гендерные стереотипы преобладают в данном типе дискурса? каковы цели их употребления? появляются ли в прессе новые стереотипы?
Объектом данного исследования является спортивный дискурс прессы, который будет подвергнут анализу в контексте гендерных стереотипов.
Предмет исследования составляет специфика гендерных стереотипов в спортивной прессе.
Метод исследования. Исследование проводилось на материале спортивной прессы. Для достижения поставленных целей были использованы различные словари, а также проведен сравнительно-сопоставительный анализ.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты могут служить основой для дальнейших исследований гендерных стереотипов в спортивном дискурсе, а также для изучения структуры и языковых особенностей спортивных статей. Использование полученных результатов также имеет практическую ценность при написании выпускных квалификационных работ.
Размер и структура диссертации. Основная часть работы состоит из введения, двух глав и выводов. После этого следуют заключение, список литературы. Данные материалы являются методическими материалами исследования и результатами первичной обработки эмпирических данных.
Существует много характеристик, отличающих мужчин и женщин. Наряду с этим имеется множество биологических факторов не позволяющими объяснить различия в их социальных ролях у разных обществ. Безусловно, важнейшим составляющим формирования общественного сознания являются средства массовой коммуникации. Именно они фиксируют в общественном сознании определённые мысли и стереотипы. В современном быстро меняющемся мире, в котором информационная активность возрастает и становится все более интенсивной роль стереотипов помогает нормальному функционированию общества. Они учат нас не только правильно понимать происходящее вокруг, но также принимают важные решения самостоятельно.
Случай проявления гендерных стереотипов в спортивном дискурсе достаточно распространен. Социальное значение спорта заключается в том, что он является большим явлением общественной жизни и имеет множество связей с такими видами коммуникации как деловые звонки, реклама бизнеса или юридическая. Будет это устный или письменной спортивный дискурс. Он может включаться в различные цепочки, такие как календарь спортивных событий и статей о спортсменах, дневники спортсменов с их спортивными рейтингами, а также спортивные сайты.
Спортивный дискурс – многоуровневый коммуникационный конструкт, отображающий коммуникации разных субъектов спорта (спортсменов и тренеров) между собой: от судей до администраторов. Теперь мы можем различать реальных болельщиков, посещающих спортивные мероприятия и виртуальных зрителей получающие информацию о событиях из средств массовой информации. Отдельную роль играют спортивные комментаторы, рассказывая о соревнованиях больше.
С помощью исследования гендерных стереотипов в спорте, было выяснено что пресса больше пишет о мужских видах спорта нежели об женских. Оказывается, 95% спортивных репортажей предназначены для мужчин. Больше зрительское внимание привлекают мужские виды спорта, нежели женские. Несмотря на это, существуют сложные взаимоотношения между интересом фанатам и репортажами. Такие виды спорта, как футбол и бейсбол - исключительно мужские по своей сути. Женских аналогов у них нет в природе. Кроме того, в таких видах спорта как гольф и теннис существуют женские лиги. Помимо этого, проводятся соревнования по баскетболу. В тоже время женщины и мужчины редко участвуют в соревнованиях.
В репортажах о женщинах-легкоатлетках повествование асимметрично и практически не обращаем внимание на такие "мужские" качества, как сила или успех. Наименование спортсменок чаще произносят с фамилией, а их достоинства - амбивалентно. Например "маленькая ростом, но очень эффективная" или даже ", сильная и решительная девочка". Это указывает на то, что многие стереотипы о роли женщины матери и хранительницы домашнего очага по-прежнему крепко сидят в нашем сознании.
Данный вывод можно сделать из проведенного исследования. Несмотря на то, что в современном обществе мужчины и женщины имеют равные возможности для занятий спортом – стереотипы остаются вместе с ними. Самыми распространёнными понятиями о мужчинах-спортсменах в статьях являются: сила, мужественность и агрессивность. Победа и физические качества, а также финансы — вот что главное. Эти черты всегда были ассоциированы с мужчинами. Описание физических характеристик спортсменок из женского пола значительно сокращено. Таким образом внимание акцентируется на их внешности, семейном положении и эмоциях. Это еще больше подтверждает созданный стереотип о женщине как матери, заботливой и эмоциональной.
Основываясь на общем исследовании, можно сделать вывод о том что несмотря ни в коем случае не равноправие мужчин и женщин для спортивных занятий стереотипы всё еще сильны. С помощью данного примера мы продемонстрировали важность изменения общественного сознания и снижения влияния гендерных стереотипов в спортивном дискурсе.
В завершении, хотелось бы отметить то, что в период нашего времени образ жизни постоянно изменяется и женщины все чаще могут равняться с мужчинами. Женский пол занимается только мужскими делами, при этом одет аналогично и начинает использовать все традиционные мужские привычки. Как и в повседневной жизни, когда дело доходит до спорта, женщины стоят на одной ступени с мужчинами. Но, как бы там ни было, независимо от прогресса в сознании женщин они всегда остаются женщинами со своими недостатками. Нам с детства вбивают стереотипы, которые определяют наше восприятие мира и окружающего нас пространства. Это касается как женщин так мужчин - слабых полам привили неправильные установки не просто потому, что они женского пола, а именно из-за того то женщины являются слабым полом.
Случай проявления гендерных стереотипов в спортивном дискурсе достаточно распространен. Социальное значение спорта заключается в том, что он является большим явлением общественной жизни и имеет множество связей с такими видами коммуникации как деловые звонки, реклама бизнеса или юридическая. Будет это устный или письменной спортивный дискурс. Он может включаться в различные цепочки, такие как календарь спортивных событий и статей о спортсменах, дневники спортсменов с их спортивными рейтингами, а также спортивные сайты.
Спортивный дискурс – многоуровневый коммуникационный конструкт, отображающий коммуникации разных субъектов спорта (спортсменов и тренеров) между собой: от судей до администраторов. Теперь мы можем различать реальных болельщиков, посещающих спортивные мероприятия и виртуальных зрителей получающие информацию о событиях из средств массовой информации. Отдельную роль играют спортивные комментаторы, рассказывая о соревнованиях больше.
С помощью исследования гендерных стереотипов в спорте, было выяснено что пресса больше пишет о мужских видах спорта нежели об женских. Оказывается, 95% спортивных репортажей предназначены для мужчин. Больше зрительское внимание привлекают мужские виды спорта, нежели женские. Несмотря на это, существуют сложные взаимоотношения между интересом фанатам и репортажами. Такие виды спорта, как футбол и бейсбол - исключительно мужские по своей сути. Женских аналогов у них нет в природе. Кроме того, в таких видах спорта как гольф и теннис существуют женские лиги. Помимо этого, проводятся соревнования по баскетболу. В тоже время женщины и мужчины редко участвуют в соревнованиях.
В репортажах о женщинах-легкоатлетках повествование асимметрично и практически не обращаем внимание на такие "мужские" качества, как сила или успех. Наименование спортсменок чаще произносят с фамилией, а их достоинства - амбивалентно. Например "маленькая ростом, но очень эффективная" или даже ", сильная и решительная девочка". Это указывает на то, что многие стереотипы о роли женщины матери и хранительницы домашнего очага по-прежнему крепко сидят в нашем сознании.
Данный вывод можно сделать из проведенного исследования. Несмотря на то, что в современном обществе мужчины и женщины имеют равные возможности для занятий спортом – стереотипы остаются вместе с ними. Самыми распространёнными понятиями о мужчинах-спортсменах в статьях являются: сила, мужественность и агрессивность. Победа и физические качества, а также финансы — вот что главное. Эти черты всегда были ассоциированы с мужчинами. Описание физических характеристик спортсменок из женского пола значительно сокращено. Таким образом внимание акцентируется на их внешности, семейном положении и эмоциях. Это еще больше подтверждает созданный стереотип о женщине как матери, заботливой и эмоциональной.
Основываясь на общем исследовании, можно сделать вывод о том что несмотря ни в коем случае не равноправие мужчин и женщин для спортивных занятий стереотипы всё еще сильны. С помощью данного примера мы продемонстрировали важность изменения общественного сознания и снижения влияния гендерных стереотипов в спортивном дискурсе.
В завершении, хотелось бы отметить то, что в период нашего времени образ жизни постоянно изменяется и женщины все чаще могут равняться с мужчинами. Женский пол занимается только мужскими делами, при этом одет аналогично и начинает использовать все традиционные мужские привычки. Как и в повседневной жизни, когда дело доходит до спорта, женщины стоят на одной ступени с мужчинами. Но, как бы там ни было, независимо от прогресса в сознании женщин они всегда остаются женщинами со своими недостатками. Нам с детства вбивают стереотипы, которые определяют наше восприятие мира и окружающего нас пространства. Это касается как женщин так мужчин - слабых полам привили неправильные установки не просто потому, что они женского пола, а именно из-за того то женщины являются слабым полом.
Подобные работы
- Стереотипы успешной личности в журналах «VOGUE» и «Медведь»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Трансформации образа человеческого тела в современном постиндустриальном обществе
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021



