Введение 3
Глава I. Современное состояние и проблемы развития судостроительной отрасли в РФ 6
1.1. Факторы развития и проблемы судостроения в России 6
1.2. Структура судостроительной отрасли 12
1.3. География судостроительной отрасли России 20
Глава II. Состояние и динамика судостроительной отрасли в Северо -
Западном Федеральном округе 23
2.1. Судостроение Северо-Запада и Объединенная судостроительная
корпорация 23
2.2. Состояние, структура и динамика производства судостроительной
отрасли по компаниям 29
2.3. Территориальная структура и специализация судостроительных
предприятий СЗФО 40
Глава III. Перспективы развития судостроительной отрасли 47
3.1. Перспективы развития и проблематика гражданского и военного
судостроения в СЗФО 47
3.2. Программные инициативы российского Правительства по развитию
судостроительной отрасли 51
Заключение 60
Список источников 63
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к глобализации и интернационализации, а также к расширению мировой торговли. Морским путем осуществляется 90% от общего объема мировой внешней торговли, поэтому судостроение является стратегически важной отраслью для развития экономики стран. Государства заинтересованы в поддержке судостроительной отрасли для укрепления мировых оборонных позиций, повышения конкурентоспособности продукции отрасли на мировом рынке и промышленного потенциала страны. В России издавна сложился ресурсный и экономический потенциал для развития судостроения, при этом гражданское судостроение на территории России всегда было развито слабо, в отличие от военного.
Поэтому изучение приморских регионов, для которых судостроение является отраслью специализации, безусловно, весьма актуально. На территории Северо-Западного федерального округа сосредоточен основной научно-технический, производственный и экспортный потенциал судостроения. Он обеспечивает выполнение более 80% НИОКР и свыше 70% промышленного производства отечественного судостроения.
Объектом исследования выступает судостроительная отрасль Северо-Западного Федерального округа, как одна из базовых отраслей транспортного машиностроения. Выгодное экономико-географическое положение, богатый опыт развития судостроения, диверсифицированный рынок труда и наличие необходимых смежных предприятий являются основными факторами для формирования мощной отраслевой базы, способной конкурировать на внешнем рынке.
Предмет исследования - современное состояние и перспективы развития судостроительной отрасли СЗФО.
Целью является выявление перспектив и региональных фокусов развития судостроения на основе актуальных стратегических документов национального и регионального уровня.
Задачи работы:
1. Оценить современное состояние, структуру и географию судостроительной отрасли в России
2. Актуализировать современную структуру отрасли на основе различных типологических признаков
3. Выявить факторы, влияющие на состояние и развитие отрасли
4. Оценить динамику производственных показателей крупнейших компаний СЗФО за 2013-2020 годы
5. Выявить особенности территориальной структуры отрасли и предложить собственную картографическую визуализацию: а) уточнить региональный портфель заказов на судостроительную продукцию в регионах СЗФО; б) конструкторских бюро и НИИ; в) структуры сданных судов за период с 2013 по 2019 годы
6. Оценить перспективы и проблемы развития отрасли
7. Определить основные программные инициативы российского Правительства по развитию судостроительной отрасли
В работе были использованы разнообразные методы, в том числе: сравнительно-географический метод, историко-географический метод, система аналитических методов, картографический метод и методы графической визуализации пространственных данных, статистические методы, метод классификации, метод типологий.
В первой главе данной дан общий обзор отрасли в стране на современном этапе. А именно факторы развития, проблемы судостроительной отрасли и структура отрасли по различным типологиям, а также рассмотрена география судостроительной отрасли в России.
Во второй главе будут затронуты региональные особенности судостроения в пределах СЗФО. Исследуются конкретные предприятия отрасли, их особенности развития, специализация и динамика показателей производства. По итогам исследования производственных показателей крупнейших судостроительных компаний была разработана и выполнена группировка произведенных судов по четырем категориям: военные (РФ), гражданские морские и речные и иностранные заказы, включая военные. Также рассматривается территориальная структура судостроительной отрасли в рамках СЗФО, изучается пространственное положение промышленных предприятий и структура размещения по картосхемам. В третьей главе основной упор делается на перспективы развития судостроительной отрасли, а также изучение госпрограмм .
Судостроение Российской Федерации за последние годы сохраняет отрицательную динамику спроса при росте тоннажа производимых судов, как и во всем мире. Позиции России на мировой арене судостроения очень слабы, в доле мирового экспорта это всего 0,6 %. Характерными особенностями российского судостроения является ориентация на военное производство, неполная загрузка мощностей предприятий и большая доля импорта. Высокая доля импорта в стране является показателем нереализованного спроса на внутреннем рынке, так как в стране мало компаний, которые производят необходимые высококачественные комплектующие для судостроения. Способом решения этой проблемы является импортозамещение и строительство новых компаний, или же модернизация уже существующих. Также следует отметить системообразующую роль судостроения, которое аккумулирует в своей продукции достижения большого числа отраслей промышленности, тем самым способствуя технологическому развитию всей цепочки поставок комплектующих.
Большая длительность циклов разработки и постройки и высокая капиталоемкость продукции отрасли являются необходимостью высокой доли участия и поддержки от государства. Оно активно участвует в развитии отрасли путем введения различных госпрограмм, а большинство верфей были консолидированы в Объединенную судостроительную корпорацию - государственный холдинг отрасли, туда входит большинство компаний исследуемого СЗФО. Именно в Северно-Западном регионе находится основная часть предприятий, на долю которых приходится 72% от общего объема производства по всей России. Северо-Западный федеральный округ занимает особое уникальное место в территориальной структуре России, его приморское положение издавна способствовало развитию судостроения и судоремонта. Что касается географии судостроительных и смежных предприятий в рамках Северо-Западного федерального округа, то стоит выделить субъекты - центры консолидации: Санкт-Петербург и Ленинградская область, где исторически сформировался крупный судостроительный центр; север Архангельской области, охватывающий Северодвинск и Архангельск, где вокруг крупного стратегически важного «Севмаша» сосредоточены судоремонтные заводы и конструкторские бюро и Калининградская область.
По итогам исследования производственных показателей крупнейших судостроительных компаний СЗФО была выполнена группировка произведенных судов по четырем категориям: военные (РФ), гражданские морские и речные и иностранные заказы, включая военные. По итогам исследования за период 2013-2019 годы почти половина построенных судов являются военными. Почти 1/3 заказов составили гражданские морские суда и 12 % - на речные суда. На иностранные заказы приходится 4% от всех построенных судов, основными заказчиками были Вьетнам, Алжир, Индия и Скандинавские страны. Что же касается структуры портфеля заказов, то разнообразие довольно ограничено. Военные суда в структуре заказов все также составляют чуть более половины от всех строящихся судов - 52%. Также необходимо отметить подъем в гражданском морском судостроении, что можно объяснить политикой государства в отношении развитии именно гражданского сектора. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что судостроительные компании СЗФО обеспечены заказами на ближайшие годы. Разумеется, рано говорить о резком подъеме производства, но при поддержке государства и грамотном управлении ОСК можно добиться постепенного развития отрасли и повышения ее конкурентоспособности.
Приоритетами в стратегическом планировании отрасли являются модернизация заводов, улучшение производственных показателей и стремление к достижению независимости от иностранных поставщиков. Для этих целей государство использует различные меры поддержки: субсидирование, налоговые льготы, лизинг. Заводы Северо-Западного федерального округа под руководством ОСК постепенно внедряют цифровые технологии, осуществляют техническое переоснащение и модернизацию производственных мощностей.
Правительством разработан ряд инициативных программ по развитию судостроительной отрасли, которые отражены в Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 — 2030 годы», Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года, региональные целевые ориентиры субъектов РФ. Также особое внимание уделяется гражданскому судостроению и увеличению его доли в общем производстве и экспорте, ледокольному и грузовому строительству для развития Северного Морского пути, высокотехнологичным и научно-исследовательским судам для разработки шельфовых месторождений и в целом развитию Арктического региона. Все эти программы относительно новы, и рассчитаны на десятилетие вперед, поэтому мониторинг результатов и реализация программ достаточно преждевременна. Но стоит отметить, что некоторые промежуточные планы уже перевыполнены (например, относительно сдачи гражданских судов), что говорит о положительных результатах правительственных программ.
1. Бельченко М.А. Некоторые направления достижения
импортонезависимости в судостроении Северо-Западного
федерального округа // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (71). С. 41-47.
2. Бельченко М.А., Гарсия Л.В. Особенности развития судостроительного кластера Северо- Западного региона России в современных внешнеэкономических условиях // Ученые записки Санкт- Петербургского имени филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (65). С. 37-43.
3. Волков Г. Ю. Перспективы развития судостроения РФ с учетом санкционной политики // Социосфера. 2019. № 2. С. 24-27.
4. Дружинин А.Г., Лачининский С.С. Место Санкт-Петербургского приморского региона в системе ведущих приморских регионов Европы // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2015. № 4 (49). С. 127-138.
5. Ерохин В. Л. Арктическое судостроение и морская техника России: состояние, потребности, перспективы развития // Маркетинг и логистика. 2019. № 1 (21). С. 12-31.
6. Игнатьева Н.А. Современное состояние и перспективы развития
судостроения в Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-6. С. 1159¬
1162.
7. Коваленко Н.В., Мархайчук М.М., Чекунов А.С. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественного судостроения // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. № 8 (2). С. 4 -11.
8. Левкина Е.В., Пиядина И.И. Анализ и оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность организаций судостроения и судоремонта // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 2. С. 255-264.
9. Левкина Е. В., Попова Е. Г. Проблемы и перспективы развития судостроительной отрасли в России // Карельский научный журнал. 2017. №2 (19). С. 126-130.
10. Никитин В. С. Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений // Труды Крыловского государственного научного центра. 2018. №4 (386). С. 5-10.
11. Петрова Н.П., Пименов П.В. Анализ современного состояния судостроения в России с использованием бенчмаркинга // Вестник Евразийской науки. 2018 №6. С. 37-38.
12. Полосков С. С. Судостроение России на инновационном пути развития: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. 2018. №3. 465-478.
13. Соловьев Э.В. Анализ рынка судостроения и судоремонта в развитии региональной экономики // Juvenis scientia. 2017. №7. С. 19-22.
14. Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат. - М., 2018. - 101 с.
15. Тресорук А.А., Фролов И.Э. Российское судостроение: проблемы развития и пути повышения его конкурентоспособности // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2015. Т. 13. С. 463-485.
16. Тулякова И. Р. Место Санкт-Петербурга в судостроительной отрасли России // Общество: политика, экономика, право. 2014. №1. С. 100-106.
17. Вологда. рф. Строительство уникального для страны
судостроительного завода началось на Вологодчине года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://vologda.ru/news/economy/35210/?utm source=yxnews&utm medium=desktop&utm referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата
обращения: 30.05.2020).
18. Государственная программа «Развитие судостроения и техники для
освоения шельфовых месторождений на 2013 -2030 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://government.ru/programs/246/events/(дата обращения: 30.05.2020).
19. Информационное агенство INFOLine. INFOLine подготовило
ежегодный рейтинг в судостроительной отрасли INFOLine Shipbuilding Russia TOP по итогам 2018 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://infoline.spb.ru/news/?news=161795(дата
обращения: 01.05.2020).
20. Информационный портал Корабел. ру. События судостроительной
отрасли [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
https://www.korabel.ru/pulse/list2/1.html?company view=0 (дата
обращения: 01.05.2020).
21. Коммерсантъ. Верфи сплавляют долги [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/4344025(дата обращения: 05.05.2020).
22. Коммерсантъ. Рубли сошли со стапелей [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:https://www.kommersant.ru/doc/3924294(дата обращения: 05.05.2020).
23. Конева О.В. Статистический обзор результатов деятельности судостроительной отрасли // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 10 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15296(дата обращения: 29.05.2020).
24. Минпромторг России. Развитие судостроения России 10 [Электронный
ресурс] - Режим доступа: URL:
https ://expert.minpromtorg. gov.ru/sphere/ships?yclid=2876796035858986856(дата обращения: 19.05.2020).
25. Минпромторг России. Состоялось 130-е заседание рабочей группы по
судостроению ОЭСР. Режим доступа: URL:
http://minpromtorg.gov.ru/press-
centre/news/#!sostoyalos 130e zasedanie rabochey gruppy po sudostroeniyu oesr(дата обращения: 19.05.2020).
26. Минпромторг России. Денис Мантуров: стратегия развития
судостроения до 2035 года предусматривает рост экспорта продукции почти в 2 раза [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-
centre/news/#!denis manturov strategiya razvitiya sudostroeniya do 2035
goda predusmatrivaet rost eksporta produkcii pochti v 2 raza (дата
обращения: 28.05.2020).
27. О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие
гражданской морской техники» на 2009-2016 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/7948/(дата
обращения: 29.05.2020).
28. Официальное интернет-представительство президента России.
Совещание о перспективах развития Объединённой судостроительной корпорации [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http ://www.kremlin.ru/events/president/news/18151(дата обращения: 28.05.2020).
29. Официальный сайт ОСК. Предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.aoosk.ru/companies/(дата обращения: 08.05.2020).
30. Постановление Правительства РФ от 27.04.2017 № 502 «Об
утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/71667070/(дата обращения: 30.05.2020).
31. Правительство России. Утверждена Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года [Электронный ресурс] - Режим доступа:http:// government.ru/docs/38218/(дата обращения: 10.05.2020).
32. РБК. Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://marketing.rbc.ru/articles/11265/(дата обращения: 27.05.2020).
33. РБК. На начало марта 2020 года на различных стадиях строительства...
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
https://marketing.rbc.ru/articles/11469/(дата обращения: 27.05.2020).
34. Российская газета. Крыловым завещано [Электронный ресурс] -
Режим доступа: https://rg.ru/2016/06/09/sudostroenie-odin-iz-glavnyh-
placdarmov-podema-ekonomiki-rossii.html(дата обращения: 27.05.2020).
35. Рынок продукции судостроения. Выпуск ВШЭ [Электронный ресурс]
- Режим доступа: URL:
https://dcenter.hse.ru/data/2018/06/07/1149781053/Рынок%20продукции%20судостроения%202018.pdf(дата обращения: 10.05.2020).
36. Северо-Западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://sziu-lib.ranepa.ru/sajt ibo/vistavki/sevzap.html(дата обращения: 08.05.2020).
37. Судостроение.инфо. Российский рынок судостроения в цифрах
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
https://sudostroenie.info/novosti/26426.html(дата обращения: 08.05.2020).
38. Эксперт. Героям судостроительного труда [Электронный ресурс] -
Режим доступа: URL: https://expert.ru/northwest/2016/40/geroyam-
sudostroitelnogo-truda/(дата обращения: 19.05.2020).