Влияние «теневого» и «криминального» секторов экономики на состояние экономической безопасности государства (Оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов по раскрытию преступлений в сфере экономики, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты «теневого» и «криминального» секторов экономики 5
1.1. Определения «теневой» и «криминальной» экономик и их характеристики 5
1.2. Влияние «теневого» сектора экономики на состояние экономической безопасности государства 6
1.3. Влияние «криминального» сектора экономики на состояние экономической безопасности государства 11
Глава 2. Государственный механизм противодействия «теневому» и «криминальному» секторам экономики в рамках ОРД 15
2.1. Методы борьбы с теневой экономикой в рамках ОРД 15
2.2. Оценка перспектив противодействия теневой экономике 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Тема данного реферата является актуальной по нескольким причинам. В целом, национальная экономика любого государства представляет собой интеграцию легального и нелегального секторов экономики. Теневая и криминальная экономика является давней проблемой, за последние десятилетия многие налоговые органы активизировали свои усилия по выявлению и устранению различных ее аспектов, и в определенной степени им это удалось. К тому же, «теневая» и «криминальная» экономика существенно оказывают влияние на политическую и социальную сферы. Коррупция, отмывание денег, незаконная торговля и другие незаконные действия могут разрушить структуры государства и создать нестабильность. Это, в свою очередь, может привести к экономическим кризисам, подрыву веры в институты и ухудшению качества жизни населения. Также оба сектора экономики имеют транснациональный характер, то есть международные организованные преступные группировки используют международные сети для перемещения капитала, незаконной торговли и отмывания денег.
Объектом исследования в данном реферате является влияние «теневого» и «криминального» секторов экономики на экономическую безопасность государства.
Предметом исследования являются меры противодействия «теневому» и «криминальному» секторам экономики.
Цель реферата заключается в изучении процесса сбора образцов для сравнительного исследования.
Задачи реферата будут включать в себя:
1. Изучение теоретического базиса ОРД и ОРМ.
2. Анализ теоретических основ «теневого» и «криминального» секторов экономики.
3. Анализ практического применения противодействия правовыми органами «теневому» и «криминальному» секторам экономики.
4. Оценка важности данного вида ОРМ.
Степень разработанности темы данного реферата представлена трудами следующих ученых: Аслаханова А. А., Бурова В. Ю., Грибова П. Г., Корнилова М. Я., Соколовского А. А., Сперанского М. М., Федотова Д. Ю., Худайназарова А. К., Юшина И. В., Адама Смита, Карла Маркса, Джона Мейнарда Кейнса.
Теоретическая значимость состоит в расширении теоретических знаний о различных видах образцов и методах их сбора, в рассмотрении деятельности правоохранительных органов (в рамках ОРМ), используемых методов и техник противодействия данным секторам экономики.
Практическая значимость состоит в том, что теневой и криминальный сектора экономики влияет на протекание большинства экономических явлений и процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Поскольку это является одной из основных угроз не только для экономической безопасности, но и непосредственно для суверенитета государства в целом, то рассмотрение теневой экономики как объекта обеспечения национальных интересов экономической безопасности Российской Федерации и способов минимизации данного экономического явления, требует научно-практической значимости.
По Стратегии экономической безопасности «экономическая безопасность» представляет собой состояние защищенности национальной экономики от внутренних и внешних угроз.
Теневой и криминальный сектор экономики – это та часть экономики, которая не учитывается в официальной статистике и не контролируется государством. Он включает в себя широкий спектр незаконных и полузаконных видов деятельности, таких как контрабанда, торговля наркотиками, оружием и людьми, отмывание денег, кибер-преступность, мошенничество и другие виды незаконной деятельности.
Основные причины, влияющие на существование и дальнейший рост теневого сектора экономики: высокий уровень налогообложения, бюрократические процедуры, высокие угрозы со стороны государства закрытия фирм, производств и других форм организаций, отсутствие в легальном секторе экономики высоких заработных плат, попытка работников и собственников избежать излишнего государственного регулирования, а также нестабильное законодательство по налогам, платежам и экономической деятельности.
Теневой и криминальный секторы экономики представляют опасность для финансовой стабильности и правового порядка в обществе. Они могут иметь такие негативные последствия, как отток капитала из-за утечки из официальной экономики. Это означает, что налоги и доходы, которые должны попадать в официальные государственные казны, уходят в теневой сектор. Это ведет к убыткам для экономики и отрицательно сказывается на финансировании государственных программ и услуг. Также криминальный сектор экономики может вызвать значительные убытки для бизнесов и граждан. Преступные организации могут заниматься мошенничеством, воровством, контрабандой и другими незаконными действиями, которые наносят ущерб легальным предприятиям и частным лицам. Кроме того, теневая экономика может привести к неэффективному использованию ресурсов и неравномерному распределению богатства, а также к доминированию криминальных организаций и искажению конкуренции. Не стоит забывать, что криминальный сектор экономики может подрывать безопасность и стабильность общества. Преступные организации могут финансировать террористическую деятельность, они могут контролировать определенные регионы и оказывать влияние на политические и экономические процессы.
Борьба с международной теневой экономикой может осуществляться через такие меры, как: ужесточение законодательств, мониторинг операций, международное сотрудничество, создание специализированных организаций и использование современных технологий.
Таким образом, международная теневая и криминальная экономика является важным объектом национальной политики экономической безопасности России. Успешное противодействие нелегальным бизнесу, контрабанде и другим видам теневой экономики поможет России сохранить свою экономическую стабильность и сделать ее более конкурентоспособной на мировой арене. Важным фактором в этом процессе является взаимодействие не только на уровне государств, но и на уровне бизнес-сообществ, а также между специалистами в области экономики и юриспруденции. Однако, для успешной борьбы с теневой и криминальной экономикой необходимы серьезные усилия со стороны государства, законодательные меры и контроль за их исполнением, а также информационная прозрачность и обмен данными между государствами.
В целом, борьба с теневым и криминальным секторами экономики является важной задачей для государства и международного сообщества. Необходимо принимать эффективные меры для борьбы с коррупцией, уклонением от налогов, отмыванием денег и другими нелегальными действиями, чтобы обеспечить финансовую стабильность и поддержать закон и порядок в обществе.
1. Аслаханов А. А. О российской мафии без сенсаций : размышления генерал-майора милиции / Асламбек Аслаханов ; Ассоц.-Юрид. центр. - Изд. 3-е, перераб. и доп.. - Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2004. - 404 с.
2. Буров В. Ю., Федотов Д. Ю., Худайназаров А. К. Противодействие теневой экономике и определение ее масштабов : отечественный и зарубежный опыт (теория и практика) / В. Ю. Буров, Д. Ю. Федотов; А. К. Худайназаров [и др.]; под научной редакцией В. Ю. Бурова ; Забайкальский государственный университет. – Чита : ЗабГУ, 2020. – 152 с.
3. Колесников В. В. Криминальная экономика в системе экономической криминологии: понятие и структура // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - №2 (41).
4. Корнилов М. Я., Юшин И. В. Экономическая безопасность : учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. / М.Я. Корнилов, И.В. Юшин. – М.: Изд-во «Дело», 2018. – 363 с.
5. Панов С. Л. Система субъектов противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции в России // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2009. - №1.
6. Радаев В.В. Сетевой мир // Эксперт. - 2000. - № 12. - С. 34-37.
7. Хлесткова, А. О. Проблема теневой экономики / А. О. Хлесткова // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : Сборник статей по материалам CLXV международной научно-практической конференции, Москва, 11 мая 2020 года. Том 18 (165). – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2020. – С. 273-275.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – ст. 2954.
3. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
5. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями).
6. Федеральный закон от 28.07.2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
7. Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
8. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция)