ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РФ 5
1.1 Правовое регулирование транспортной деятельности в рф 5
1.2 Место министерства транспорта российской федерации в структуре органов власти российской федерации 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РФ 15
2.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти, занимающихся регулированием автомобильного транспорта в российской федерации 15
2.2 Трудности в управлении правовым развитием и эффективной работой транспортной системы в России 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Актуальность темы. В современном мире, где транспорт играет важнейшую роль в обеспечении мобильности и развитии экономики, деятельность Министерства транспорта Российской Федерации становится ключевой и актуальной темой. Организационно-правовые аспекты, связанные с функционированием этого ведомства, оказывают существенное влияние на транспортную систему страны и взаимодействие России с мировым сообществом. В данном контексте, рассмотрение роли и задач Министерства транспорта в современных условиях является неотъемлемой частью изучения транспортного права и его актуальных аспектов.
Цель данной курсовой работы заключается в комплексном анализе организационно-правовых аспектов деятельности Министерства транспорта Российской Федерации. Исследование направлено на выявление особенностей структуры, правового статуса, функций и полномочий Минтранса РФ, а также оценку эффективности его работы в контексте текущего законодательства и административной практики.
Задача:
- рассмотреть теоретические основы организационно-правового регулирования деятельности министерства транспорта РФ.
- проанализировать правоприменительной практики министерства транспорта РФ.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Министерства транспорта РФ, включая законы, подзаконные акты, административные регламенты, а также внутренние документы и процедуры, определяющие организационную структуру и функционирование Минтранса.
Объектом исследования выступает Министерство транспорта Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, включая автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт, а также деятельность в сферах использования воздушного и водного пространства Российской Федерации и транспортной безопасности.
В работе использовалась научная литература, статьи, электронные ресурсы, Федеральные законы, нормативные акты, приказы, указы. Благодаря этой литературы можно более глубже рассмотреть данную тему курсовой работы и дать полноценный анализ.
Структура работы состоит из введения, двух заглавных глав, заключения и списка использованной литературы. В введении указана вводная часть данной тематики и указаны основные направления. В первой главе подробно описаны основные законы, нормативные акты и правила, регулирующие транспортную деятельность в РФ, выделены особенности и специфику этого правового регулирования, включая нормы, касающиеся перевозки пассажиров и грузов, безопасности на транспорте, лицензирования и другие аспекты. Во второй главе описаны полномочия и функции федеральных органов исполнительной власти, включая Министерство транспорта РФ, в сфере регулирования автомобильного транспорта. Рассмотрели сложности и вызовы, с которыми сталкивается Министерство транспорта РФ и другие федеральные органы при управлении правовым развитием и обеспечении эффективной работы транспортной системы в России. Это включает в себя анализ проблем в области безопасности на дорогах, управления транспортной инфраструктурой, развития транспортной логистики и других аспектов.
В ходе данной курсовой работы были рассмотрены организационно-правовые аспекты деятельности Министерства транспорта РФ. Исследование позволило глубоко погрузиться в теоретические основы организационно-правового регулирования деятельности ведомства, а также проанализировать его практическое применение.
В первой главе работы было подробно изучено правовое регулирование транспортной деятельности в Российской Федерации, включая анализ законодательства и регламентов, определяющих функционирование транспортной сферы. Особое внимание было уделено месту Министерства транспорта в структуре органов власти РФ, что позволило выявить его ключевые роли и ответственность в системе государственного управления.
Во второй главе исследование сосредоточилось на анализе практического применения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования автомобильного транспорта. Были выявлены основные трудности в управлении правовым развитием и эффективной работе транспортной системы в России, включая проблемы в реализации законодательства и координации деятельности различных подразделений.
Таким образом, можно утверждать, что Министерство транспорта РФ играет важную роль в обеспечении эффективного и законного функционирования транспортной инфраструктуры страны. Однако для повышения эффективности его работы необходимо устранение существующих проблем в правовом регулировании и управлении, а также постоянное обновление законодательных и нормативных баз в соответствии с меняющимися условиями и требованиями времени.
1. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 40 (ред. от 15.05.2018) "Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 6. - ст. 830.
2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.; Указ Президента РФ от 28.09.2017 N 448 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ", 02.10.2017, N 40, ст. 5820.
II. Литература
3. Абызов Виктор Вячеславович. Специфика транспорта как отрасли региональной инфраструктуры // Вестник ТГУ. 2008. №12. – 172 с.
4. Бачило И.Л., Н.Ю. Хаманева, Административно-правовое регулирование экономических отношений. Под ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманева//Компетенция, усмотрение, процедуры. Ю.А. Тихомиров. Академический правовой университет при Институте государства и права РАН, МЗ-Пресс, 2001. - 218 с.
5. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2017. С.135.
6. Дозорцев В.А. Один кодекс или два? (Нужен ли Хозяйственный кодекс наряду с Гражданским?) // Вестник гражданского права. 2018. № 4. С. 23–28.
7. Кузнецов И.Н. Компетенция высших органов власти и управления. М.: «Юридическая литература», 1969. С.13.
8. Юсупов В.А. Научная организация исполнительной власти: Учебное пособие. Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 1998. С.59.
III. Интернет-ресурсы
9. Постановление Правительства РФ от 02.07.2007 N 421 (ред. от 17.05.2017) "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения"// Электронный ресурс. Система Консультант-плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69425/#dst100053 (дата доступа 04.12.2023.)
10. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом”. Электронный ресурс: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071139/( дата обращения: 04.12.2023)
11. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" (с изменениями и дополнениями от 2021 года). Электронный ресурс: https://base.garant.ru/71500596/( дата обращения: 04.12.2023)
12. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 2023). Электронный ресурс: https://base.garant.ru/187263/( дата обращения: 04.12.2023)
13. Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года"// Электронный ресурс. Система Консультант-плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=99374&fld=134&dst= 1000000001,0&rnd=0.2543934279480742#003297829875941227 (дата до-ступа 04.12.2023)
14. Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте". Электронный ресурс: https://base.garant.ru/197837/( дата обращения: 04.12.2023)
15. Указ Президента РФ от 14.01.2013 № 23 "О федеральных органах исполнительной власти, ответственных за определение мер по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусствен¬ных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе российской федерации, а также мер по обеспечению безопасности таких искусственных островов, установок и сооружений"// Электронный ресурс. Система Консультант-плюс. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140728/#dst100008(дата доступа 04.12.2023.)
16. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1999. № 42. Ст. 5005. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-i-pravovye-osnovy-deyatelnosti-vysshego-ispolnitelnogo-organa-gosudarstvennoy-vlasti-subekta-rossiyskoy-federatsii( дата обращения: 04.12.2023)