ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Экологически ориентированное инвестирование: теоретические основы,
мировая практика 6
1.1 Содержание экологически ориентированного инвестирования 6
1.1.1 Объективная обусловленность экологической проблематики в
инвестировании 6
1.1.2 «Зеленый» рынок инвестиций: содержание, законодательное регулирование,
организационное обеспечение 13
1.2 Инвестиционная привлекательность экологически ориентированных проектов ..22
1.2.1 Факторы инвестиционной привлекательности экологически
ориентированных проектов 22
1.2.2 «Зелёное» инвестиционное проектирование: особенности организации 28
Глава 2 Экологически ориентированное инвестирование: практика организации в современной России 35
2.1 Экологические проекты современной России: особенности и проблемы организации 35
2.1.1 Структурирование российских «зелёных» проектов: факторный анализ 35
2.1.2 Географический фактор в формировании и реализации природоохранных проектов 42
2.2 Инвестирование в экологически ориентированные проекты: эффективность,
современные тенденции 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список использованных источников 58
Приложение 64
Стремительный процесс глобализации, как показывает мировая практика, обострил проблему нарушения баланса социально-экономических и экологических интересов общества. Такие негативные последствия, как изменение климата, утрата биоразнообразия, опустынивание, загрязнение окружающей среды, истощение природного капитала, создают угрозу для экономического и социального прогресса нынешнего и будущего поколений и делают очевидной необходимость перехода к гармоничному развитию общества в единстве его экономической, социальной и экологической составляющих, к «зелёной» экономике. Актуальность проблемы оздоровления планеты, как основы прогресса общества, официально декларирована мировым сообществом в 2015 году в Резолюции Генеральной Ассамблеей ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» .
Признание превалирования проблем сохранения экологических систем для стран и будущих поколений обусловливает необходимость разработки и активизации инструментов и способов финансового стимулирования переориентации экономики в более экологичную модель функционирования. Особое место в системе финансового стимулирования экологически ориентированных проектов занимает инвестирование, разработка проблематики оценки условий привлечения инвестиций, формирования инвестиционной привлекательности данного сегмента деятельности. В реалиях современной России вопросы экологического инвестирования, охраны окружающей среды, забота о качестве природного капитала приобретают особую значимость, что зафиксировано в ряде национальных программ соответствующей направленности.
Цель работы - исследование мирового опыта организации экологически ориентированного инвестирования; оценка практики нормативного, организационного и финансового обеспечения рынка «зеленых» инвестиций современной России; разработка подходов к оценке эффективности природоохранного инвестирования в России, выявление современных трендов экологически ориентированного инвестирования.
Соответственно, для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• раскрыть теоретические аспекты экологической проблематики в инвестировании;
• представить содержание понятия «зелёный» рынок инвестиций, его законодательное регулирование и организационное обеспечение;
• проанализировать факторы инвестиционной привлекательности экологически ориентированных проектов;
• изучить особенности организации «зелёного» инвестиционного проектирования;
• дать оценку практики экологически ориентированного инвестирования в России;
• представить структурирование российских «зелёных» проектов;
• описать степень влияния географического фактора в формировании и реализации природоохранных проектов;
• оценить эффективность и современные тенденции инвестирования в экологически ориентированные инвестиционные проекты в России.
Тема экологически ориентированного инвестирования исследуется как зарубежными, так и российскими авторами. Теоретическую основу перехода к «зелёной» экономике в своих работах рассматривают Берденова К. А., Бобылев С. Н, Захарова Т. В., Кожевникова Т. М., Штанг В. В., Синцов С. В., и др. Исследователи новой модели экономики выделяют проблематичность перехода, необходимость инвестирования и компенсирующие затраты преимущества. Страновые особенности экологической политики исследуют Гулиев И. А., Гурьева М. А., Клейман А. В, Радионова С.Г., Рябова М. И., Салыгин В.И., Субботин А. К., Чернявская Н. В., Чжань Чжан.
Теоретической базой исследования явились разработки зарубежных и российских ученых- исследователей, нормативную базу составили регулятивные документы международных организаций, нормативно-правовые акты органов власти ряда зарубежных государств и Российской Федерации. Информационной базой для данной работы являются разработки международных организаций и объединений, таких как UN, UNEP, UNCTAD, World Health Organization; OECD, EU, международных и национальных финансовых структур, например, Worldbank, KfW, неправительственных организаций: Finance Watch, WWF, World Economic Forum, аналитических агентств: Bloomberg, Deloitte, Агентства стратегических инициатив, официального сайта правительства, инвестиционных порталов субъектов Российской Федерации. Данные ресурсы предоставляют доступ как к статистическим данным, так и к информационным.
Исследование, проведенное автором, позволяет сделать следующие выводы.
Экологическая проблематика сопряжена с рядом методологических проблем: оценка эффективности проводимых экологических мероприятий затруднена в связи с трудностями прогнозирования цен, денежных потоков, темпа инфляции, а также изменения ценности природных ресурсов. Так как оценка воздействия проекта на окружающую среду не отражает реальный эффект, результат от инвестирования в данный проект затруднительно представить в финансовом эквиваленте, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности и притоке инвестиций в данную сферу. В качестве решения может служить оценка экологического эффекта как признак социальной значимости проекта, что стимулирует приток инвесторов, следующих Принципам ответственного инвестирования.
Анализ теоретико-правовых проблем построения экологически ориентированной экономической среды выявил наиболее часто используемые способы стимулирования роста инвестиций в сферу экологии путем государственного регулирования природоохранного сектора: наиболее часто государства поддерживают развитие местных рынков «зелёных» облигаций, также популярно среди стран «Большой 20» содействие международному сотрудничеству в целях укрепления иностранных инвестиций в «зелёные» облигации (табл. 1.1). Наибольшее количество мероприятий по формированию экологически ориентированной экономики проводится в КНР, Великобритании, Франции, Германии и Индонезии.
В рамках поставленных задач выявлены факторы инвестиционной привлекательности с учетом особенностей экологически ориентированных проектов - инновационность, социальность, соответствие программе Ответственного инвестирования. Основным стимулятором роста инвестиционной привлекательности является внедрение в правовое поле государственных мер поддержки экологически-ориентированных проектов, например, налоговых льгот, субсидий, реализация государственных программ поддержки природоохранного инвестирования, так как данные проекты носят в основном социальный характер.
Темпы развития мирового «зелёного» инвестирования, очевидно, опережают российский рынок. Нормативно-правовое и социальное регулирование акцентирует внимание на необходимости экологического переориентирования в инвестиционной сфере. Принципы ответственного инвестирования расширяют сферу своего действия, а международные компании переориентируются на удовлетворение потребностей инвесторов в анализе социальной, экологической и управленческой отчётности. Результаты экологической деятельности на международном уровне становятся признаком финансовой привлекательности, а также стимулируют инвестиционную активность.
Компании, которые являются частью «зеленого движения», могут заниматься сохранением природных ресурсов или открытием новых экологически чистых источников энергии, не проигрывая в финансовом аспекте. Необходимо позиционирование экологичности проекта привести к фактору финансовой привлекательности за счёт таких инициатив, как Принципы ответственного инвестирования, резолюции ООН , локальных мер поддержки и государственных программ.
Рынок «зелёных» инвестиций молод и непредсказуем, а технологии, представляемые на нём, требуют большого объёма финансирования НИОКР, которые не всегда дают положительный результат. Несмотря на меры, предпринимаемые государством, а также растущий интерес социума к проблемам экологии, природоохранные проекты на 2020 год не конкурентоспособны, нестабильны и особо чувствительны к кризисам и другим рыночным явлениям, так как их реализация более рискованная, а достижение целей Устойчивого развития не являются приоритетными для многих стран. Однако, российский рынок экологически ориентированных инвестиций отстаёт от мирового. Ответственность за обеспечение природоохранных мероприятий переложена на местные органы управления, что эффективно ввиду широкого разброса влияния на окружающую среду антропологического воздействия и уровня развития экологических мер по субъектам РФ. Подобное делегирование обязанностей хоть и обосновано географическими характеристиками страны, но нарушает комплексный подход к стимулированию инвестиционной привлекательности природоохранных проектов и предприятий.
Динамика темпов выбросов отходов от производства и потребления в сравнении с инвестициями в основной капитал, направленных на окружающую среду и рациональное пользование природных ресурсов транслирует негативное влияние на экологическую обстановку в стране с 2014 года. Чувствительность экологических инвестиций к экономическим явлениям характеризует данную сферу как наиболее уязвимую и нуждающуюся в государственной поддержке. Россия, как страна с формирующимся рынком, нуждается в обмене экологических технологий с развитыми странами, а также в перенимании положительного международного опыта проведения экологической политики ведущих стран с целью обеспечения экологического переориентирования инвестиционной сферы как со стороны инвесторов-резидентов, так и для иностранных инвесторов.
Из проведённого исследования очевидно, что скорость деградации окружающей среды выше, чем скорость перестройки рынка «сверху». Процесс экологизации происходит искусственно по инициативе небольшой доли заинтересованного сообщества, поэтому неэффективно. Данная тенденция лишь стимулирует к большей интеграции в вопрос внедрения «зеленой» экономики и экспансии экологически ориентированных проектов во все общественно-хозяйственные секторы.
1. «О стратегии экологической безопасности РФ на период до 2024 года»: Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 204;
2. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»: Федеральный закон РФ №39-ФЗ от 25.02.1999;
3. «Об организации проектной деятельности в Правительстве РФ»: Постановление № 1288 от 31.10.2018;
4. «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г.»: утв. Президентом РФ 30.04.2012;
5. «Охрана территорий и обеспечение экологической безопасности Астраханской
области» на 2019 - 2021 годы: Приказ №66 от 18.02.2019 года URL:
http://docs.cntd.ru/document/561519576 (дата обращения: 20.04.2020);
6. «Распоряжение Правительства Камчатского края» №749-РП от 30.12.2015;
7. «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2014-2019 годы: Государственная программа Московской области. Постановление Правительства Московской области №748/37 от 16.09.2014;
8. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1 ru.pdf (дата обращения: 15.04.2020)
9. Социально-экологические принципы Всемирного банка. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. 2016. С. 6 URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/376931518802050637/Environmental-Social-Framework- Russian.pdf (дата обращения: 10.04.2020);
10. Шестое издание доклада «Глобальная экологическая перспектива» ООН. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/27652/GEO6SPM EN.pdf?sequence=1&is Allowed=y (дата обращения: 01.04.2020)
11. Бальчиндоржиева О. Б. Проблема строительства зеленой экономики в Китае // Евразийство и мир. 2019. стр. 37-41;
12. Бахтараева К. Б. Страновые особенности рынка социально-ответственного инвестирования // Финансы и кредит. 2009. С. 72 - 78;
13. Берденова К. А., Штанг В. В., Синцов С. В. «Зелёная» экономика как двигатель устойчивого развития // Сибирский торгово - экономический журнал. 2012. С. 1 - 3;
14. Бобылев С. Н. «Зеленая» экономика: проектный подход // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 64. С. 34-44;
15. Гурьева М. А. Экологическая политика Великобритании // Энергетическая безопасность: национальные, региональные и международные аспекты. Сборник статей по итогам круглого стола. 2013. С. 87-94;
16. Драганов А.С. Сущность, классификация и основные этапы бизнес
планирования инвестиционных проектов // Скиф. 2019. №11 (39). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-klassifikatsiya-i-osnovnye-etapy-biznes-planirovaniya- investitsionnyh-proektov (дата обращения: 25.02.2020);
17. Еремко З. С., Бальжанова Т. М., Бардаханова Т. Б. Экологически ориентированный инвестиционный проект: сущность и классификация / Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент / 2018 / стр. 56 - 63;
18. Захаркина А.О. Особенности экологической политики и системы экологического законодательства США // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2012. № 5. С. 88-90;
19. Захарова Т. В. «Зеленая» экономика как новый курс развития: глобальный и региональный аспекты // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. С. 28 - 38;
20. Кожевникова Т. М. «Зеленая экономика» как одно из направлений устойчивого развития» // Социально-экономические явления и процессы. 2013. С. 78-82;
21. Лавриенко П. А. Анализ инвестиционной привлекательности проектов в экологической сфере // Проблемы прогнозирования. 2013. С. 137-143;
22. Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Малышков Г. Б., Бондаренко Ю. П. «Формирование спроса на экологические инновации: достаточна ли институциональная поддержка?» // Проблемы современной экономики. 2015. С. 15 - 27;
23. Раков И. Д. «Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран» // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. С. 67 - 82;
24. Салыгин В.И., Радионова С.Г., Гулиев И. А., Рябова М. И. Нормативное правовое регулирование экологической и промышленной безопасности трубопроводного транспорта на примере Великобритании и Франции // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 1. С. 102-111;
25. Субботин А. К. Глобальный кризис и экология: механизмы сдерживания катастрофы в Европе, России и США // Актуальные проблемы Европы. 2014. С. 12-48;
26. Тагаева Т. О, Казанцева Л. К. «Зеленые инвестиции» как стратегия социально-экономического развития» // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. С. 269-272;
27. Чернявская Н. В., Клейман А. В. Экологические налоги в зарубежных странах: вопросы применения // Международный бухгалтерский учёт. 2015. С. 38 - 50;
28. Чжань Чжан. «Экологическая политика Китая и реализация целей в области устойчивого развития» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. С. 184-192;
29. Шкиперова Г.Т., Дружинин П. В. Оценка результативности политики в сфере обеспечения экологической безопасности регионов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. №12 (369);
30. Юсупова Г. Ф., Марданова М. М. Классификация природоохранных инвестиций // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Международной научной конференции. 2014. С. 69-72;
31. Abramyan S. G. Construction industry and sustainable development concept // Вестник евразийской науки. 2017. С. 1-12;
32. Elders G., Tyce J., Contractor Sh., Patel J. Blossoming green-bond market growing toward $250 billion year // Bloomberg Sustainable Investing. 2018. URL: https://www.bloomberg.com/professional/blog/blossoming-green-bond-market-growing-toward- 250-billion-year/ (дата обращения: 26.04.2020);
33. Mu Z. et al. Environmental Legislation in China: Achievements, Challenges and Trends // Sustainability. 2014. №6. С. 8967-8979;
34. Ziyadin S., Streltsova E., Borodin A. I., Kiseleva N., Yakovenko I., Baimukhanbetova E. Assessment of Investment Attractiveness of Projects on the Basis of Environmental Factors // Sustainability. 2019. С. 1 - 16;
35. Годовой отчет 2018. WWF России. 2018. Ред. Калиничева Ю. URL: https://wwf.ru/resources/publications/reports/ (дата обращения: 20.03.2020);
36. Статистические данные, публикуемые правительством Великобритании. URL: https://www.ons.gov.uk/economy/environmentalaccounts (дата обращения: 15.05.2020);
37. Экологизация экономики в странах Восточного соседства ЕС. EAP Green. URL: http://www.green-economies-
eap.org/ru/resources/EaPGREEN BR UPDATE 2017 RUS FINAL WEB.pdf (дата обращения: 15.04.2020);
38. Экологичные финансы 2017. Доклад ООН. URL: https://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/resource/Green%20Finance% 20Progress%20Report%202017.pdf (дата обращения: 28.04.2020);
39. «Program Performance Report 2018»: United Nation Environment program. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/27734/PPR 2018 FINAL.pdf?sequence=1 &isAllowed=y (дата обращения: 10.03.20120;
40. Deloitte. 2020 renewable energy industry outlook. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/us/Documents/energy-resources/us-2020- renewable-energy-industry-outlook.pdf (дата обращения: 05.04.2020);
41. Department of Public Utilities annual report 2018 / Submitted to the General Court of the Commonwealth of Massachusetts Pursuant to g.l. c. 25, sec. 2. URL: https://www.mass.gov/files/documents/2019/02/14/DPU%202018%20ANNUAL%20REPORT%20 -%20WEB.pdf (дата обращения: 05.04.2020);
42. Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation, Building and Nuclear
Safety (BMUB). Climate Protection in Figures. Facts, Trends and Incentives for German Climate Policy. URL:
https://www.bmu.de/fileadmin/Daten BMU/Pools/Broschueren/climate action figures 2019 bro chure en bf.pdf (дата обращения: 21.04.2020);
43. Finance Watch. Sustainable finance. May 2019. URL: https://www.finance- watch.org/wp-content/uploads/2019/05/Making-Finance-Serve-Nature Finance-Watch-
Report 24May2019 web.pdf (дата обращения: 10.04.2020);
44. First Impact Report on «Green Bonds - Made by KfW». KfW. 2016. URL: https://www.kfw.de/PDF/Investor-Relations/Pdf-Dokumente-Investor-Relations/KfW-Green-Bond- Impact-Report-2015-16.pdf (дата обращения: 10.04.2020);
45. The Global Risks Report 2017. World Economic Forum. 12th Edition. URL: http://www3.weforum.org/docs/GRR17 Report web.pdf (дата обращения: 20.04.2020);
46. The New Climate Economy Report 2018. URL: https://newclimateeconomy.report/2018/wp- content/uploads/sites/6/2018/09/NCE 2018 ExecutiveSummary FINAL.pdf (дата обращения: 21.04.2020);
47. The Vineyard Wind Power Purchase Agreement: Insights for Estimating Costs of U.S. Offshore Wind Projects // National Renewable Energy Laboratory. 2019. URL: https://www.nrel.gov/docs/fy19osti/72981.pdf (дата обращения: 10.05.2020);
48. UNCTAD report 2018. URL:
https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2018 en.pdf (дата обращения: 28.04.2020);
49. Update on the design of the Green Investment Bank. HM Government. 2011. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment data/file/3 1825/11-917-update-design-green-investment-bank.pdf (дата обращения: 21.04.2020);
50. Инфографика о загрязнении воздуха. Всемирная организация здравоохранения URL: https://www.who.int/phe/infographics/air-pollution/ru/ (дата обращения: 28.03.2020);
51. A US green investment bank for all: Democratized finance for a just transition. URL: https://thenextsystem.org/green-investment-bank (дата обращения: 10.05.2020);
52. Bloomberg. Green Finance Is Now $31 Trillion and Growing. URL: https://www.bloomberg.com/graphics/2019-green-finance/ (дата обращения: 26.04.2020);
53. Bloomberg. Vestas Joins Tesla to Combine Wind With Batteries.
URL:https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-09-01/vestas-joins-with-tesla-to-combine- wind-turbines-with-batteries (дата обращения: 05.04.2020);
54. Green Growth Indicator. OECD. URL: http://www.oecd.org/greengrowth/green- growth-indicators/ (дата обращения: 26.04.2020);