Объект исследования - АО «Руна» (г. Москва).
Основной вид деятельности - адаптация, модификация и сопровождение Справочных Правовых Систем КонсультантПлюс.
Проведен анализ деятельности за 2020-2022 годы.
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Специфика деятельности и факторы, влияющие на объем продаж консалтинговой организации 5
1.2 Методы оценки объема продаж консалтинговой фирмы 11
1.3 Направления повышения объема продаж консалтинговой организации 25
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЪЕМА ПРОДАЖ АО РУНА 32
2.1 Общеэкономическая характеристика АО «Руна» 32
2.2 Динамика объемов и структуры продаж организации АО Руна 37
2.3 Эффективность объемов продаж АО Руна 44
2.4 Организация охраны труда, техники безопасности и профилактики профессиональных заболеваний в организации 51
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ объема продаж АО «РУНА» 56
3.1 Краткая характеристика мероприятий по повышению объема продаж 56
3.2 Расчет экономической эффективности от внедрения мероприятий 64
Заключение 70
Список использованных источников 73
Современный бизнес характеризуется риском и неопределенностью, и такая среда отражается в решениях, принимаемых менеджерами.
Любые компании время от времени нуждаются в привлечении профессиональных сторонних экспертов, имеющих большой опыт решения разноплановых проблем организаций и постоянно обновляющих свои знания, для получения советов по повышению эффективности работы и достижению конкурентных преимуществ. И в настоящее время спрос на такие виды консультационных услуг стремительно растет.
С другой стороны, управленческий консалтинг является одним из наиболее важных методов управления, который интенсивно развивался в течение последних пятидесяти лет. Результатом этого нововведения является быстрое развитие инструментов и методов управления в части управления консультационными услугами, для обеспечения их качества и востребованности. Консалтинг - это одна из сфер бизнеса, предоставляющая услуги по консультированию людей и организаций, оказывающая комплексную помощь в решении широкого круга проблем и достижении поставленных задач (обновление стратегий фирмы, повышение эффективности компании, приобретение определенных компетенций сотрудниками и т.д.) на основе экспертных знаний. Сферами данной деятельности являются вопросы финансов, маркетинга, аудита, бизнеса, менеджмента, инвестиций, страхования и права.
Теме эффективности развития и повышения объема продаж консалтинговых услуг, посвящено множество трудов известных авторов, среди них можно назвать таких, как: Адащик И.Е., Блинов А.О., Еременко Е.С., Колесников С. Н., Лапенков В.Ю., Пахомов Ю.В., Романова М.В., Феофанова Т.И., Щелкунова С.А. и многих други.
Объектом исследования является АО Руна, осуществляющая деятельность в области информационных технологий.
Предмет исследования – объем продаж консалтинговой фирмы, специализирующейся в области информационных технологий.
Цель работы – разработка мероприятий повышения объема продаж.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты повышения объема продаж организации;
провести анализ эффективности объема продаж АО Руна;
разработать мероприятия по повышению объема продаж консалтинговой фирмы.
Методологическую основу составили общенаучные методы познания, включающие методы теоретического исследования отечественных и зарубежных ученых, изучающих проблематику формирования и развития консалтинговой деятельности в области информационных технологий. Также в процессе исследования использовались следующие методы исследования: системного, абстрактно-логического, сравнительного анализа и т.п.
Теоретической и методологической основой исследования служат труды ведущих в данной области ученых (Адащик И. Е., Блинов А.О., Копанева О.Н., Магомедов А.М., Соколова М. М. Шаталова Н.И., Юссуф А.А. и т.д.), федеральное и региональное законодательство и т.д.
Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения и списка использованного источника.
В ходе полученных данных в соответствии с поставленными задачами выпускной квалификационной работы сформированы следующие выводы. В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы повышения объема продаж организаций в сфере предоставления консалтинговых услуг. Консалтингом называют услугу, предоставляемую в виде консультирования. С помощью консалтинга может решаться совокупность задач, например, восстановление или повышение конкурентоспособности бизнеса. Другой вариант - узкое направление консалтинга, например, решение проблем в сфере бухгалтерии. Под консалтинговыми услугами обычно понимают помощь специалистов из аутсорсинговой компании в решении текущих задач клиента. Спектр предлагаемых консалтинговых услуг достаточно широк. В рамках первой главы были исследованы основные методы оценки объема продаж консалтинговой фирмы (анализ динамики изменений, изучение структуры ассортимента, анализ степени рентабельности предлагаемых услуг и т.д.). На современном этапе развития научной экономической мысли существует множество различных методов, которые позволяют оценить объемы продаж компании в консалтинговой области. Не существует единой методики оценки объема продаж консалтинговой организации. Администрация компании делая упор на проблемные области бизнеса самостоятельно определяет необходимы инструментарий анализа. В заключение раздела были выделены направления повышения объема продаж консалтинговой организации. Было установлено, что современное консалтинговое агентство должно быть в первую очередь адаптивным под запросы заказчиков и под быстро меняющуюся внешнюю среду. Для того, чтобы повысить объемы продаж услуг компаний в консалтинговой сфере можно использовать следующие направления: расширить клиентскую базу; подстроить структуру услуг (повысить объем продаж рентабельных услуг) отказаться от нерентабельных услуг; установить контрольные показатели внедрения изменений и т.д.
Во второй главе выпускной квалификационной работы была произведена оценка эффективности продаж консалтинговой компании АО «Руна». Консалтинговое агентство АО «Руна» осуществляет деятельность в области информационных технологий, включена в Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (номер в Реестре 7606, дата решения об аккредитации 18.09.2017г.). Консалтинговая компания АО «Руна» на текущем этапе является успешной, и финансовой устойчивой, и для сохранения позиций которой необходимо стремиться к дальнейшему развитию. В процессе исследования были выявлены проблемы в части управления объемом продаж, которые негативно влияют на эффективность функционирования всей компании в целом. В качестве первой проблемы эффективности объемов продаж консалтинговой компании необходимо отметить нерациональность предоставляемых услуг компании по уровню рентабельности. В качестве второй проблемы, препятствующей наращивания объема продаж выступает недостаточный уровень компетентности и квалификации персонала. Ознакомление с основными документами компании позволило сделать вывод о том, что серверное оборудование консалтинговой компании АО «Руна» по состоянию на начало 2023 года в силу морального и физического устаревания не справляется с текущим потоком данных, что ведет к частым поломка, и соответственно финансовым потерям компании. В заключение второй главы исследования была рассмотрена область организации охраны труда, техники безопасности и профилактики профессиональных заболеваний в организации
В третьей главе выпускной квалификационной работы были разработаны и экономически обоснованы мероприятия по повышению объема продаж АО «Руна». Были рекомендованы следующие мероприятия: организация мобильной консультационной службы (2 бригады); Модернизация серверного оборудования; Курсы для повышения квалификации специалистов. На наш взгляд выше представленные мероприятия позволят стимулировать интенсивное развитие консалтинговой компании АО «Руна», повысить качество предоставляемых консалтинговых услуг, а соответственно благотворно повлиять на объем продаж и экономическое положение компании в целом. По результатам предварительных расчетов было установлено, что предлагаемые мероприятия по повышению объемов продаж консалтинговой компании АО «Руна» экономически эффективны и целесообразны к внедрению. При разработке и внедрении предложенных мероприятий по повышению эффективности объема продаж консалтинговой компании АО «Руна», организация сможет получить чистую прибыль в размере 1377,83 тыс. руб. После внедрения мероприятия по повышению объемов продаж будет прослеживаться положительная динамика показателей прибыли и рентабельности. Необходимо отметить, что предварительные расчеты были произведены по нижней планке эффективности, поэтому по факту прибыль от реализации мероприятий будет несколько больше. Предлагаемые мероприятия являются эффективными, они помогут нарастить объем продаж, повысить качество предоставляемых консалтинговых услуг, позволят привлечь новых клиентов, и соответственно упрочить финансовую устойчивость компании на рынке.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023)/СПС Консультант Плюс
2. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023 /СПС Консультант Плюс
3. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) О коммерческой тайне /СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 28.12.2022) Об электронной подписи /СПС Консультант Плюс
5. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / О. И. Аверина, Е. Г. Москалева, Л. А. Челмакина [и др.]. - М.: КНОРУС, 2016. - 430 с.
6. Адащик, И. Е. Особенности регулирования рынка консалтинговых услуг. - Санкт-Петербург, 2019. - 156 с.
7. Алексейчева, Е. Ю., Магомедов М. Д., Костин И. Б. Экономика организации (предприятия): учебник – М.: Дашков и К°, 2016. - 291 с.
8. Аль-Нсур, Д.А. Тенденции развития российского рынка консалтинговых услуг на текущем этапе / Д.А. Аль-Нсур. // Российское предпринимательство. - 2018. - №15. - С. 1697-1709.
9. Андрющенко, Г.И. Теоретический анализ конкурентной среды рынка консалтинговых услуг в Российской Федерации / Г.И. Андрющенко, А.В.Котова. // Проблемы современной экономики. - 2019. - №2. - С. 186-190.
10. Аникин, Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 320 с
11. Апенько, С.Н., Гилева, К.В. Содержание, функции и этапы коммуникационного консалтинга. Омск Журнал Вестник Омского университета. Серия «Экономика». Выпуск № 4. 2021. С. 113.
12. Балабанов, И.Т. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]/ И.Т. Балабанов, Е.С. Стоянова. – Москва: Перспектива, 2017. – 656 с.
13. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2019. - 544 c.
14. Берченко, В.С. Особенности развития современного мирового рынка управленческого консалтинга/В.С. Берченко//Инновации и инвестиции. -2021. -№ 6. -С. 66-70.
15. Блинов, А.О. Управленческое консультирование: учебник для магистров / В.А. Дресвянников, А.О. Блинов - М. : ИТК «Дашков и К», 2020 .- 212 с.
16. Блюмин, А.М. Информационный консалтинг: Теория и практика консультирования. -Учебник для бакалавров. -М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. -364 с.
17. Васильев, Г. А., Управленческое консультирование/Г.А. Васильев. -СПб.: Питер, 2021. -178 с.
18. Горелов Н. А., Кораблева О. Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт. 2019. 242 с.
19. Григорьева, Н. Н., Организационное консультирование/Н.Н. Григорьева. -М: МГГУ, 2018. -213 с.
20. Завалько, Н.А., Эффективность управленческого консультирования//Экономика и управление народным хозяйством. -2020. -№ 4. -181-184 с.
21. Калюжнова Н. Я., Мрочковский Н. С. Консалтинг как институт новой экономики. Иркутск: ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет, 2019. - 132 с.
22. Клопотовская, П.В. Организационно-методические аспекты использования консалтинга в управлении персоналом в строительной отрасли: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. Государственный университет управления. -Москва, 2020. -235 с.
23. Копанева, О.Н., Юмашева, Е.В. Оценка эффективности управленческого консультирования: проблемы и направления решения / Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (12). С. 112-117.
24. Куклина, Е. А. Консалтинг как элемент инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в России [Электронный ресурс] / Е.А. Куклина, А.А. Коршунова. Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения: 04.01.2021)
25. Лапенков, В.Ю. Факторы конкурентоспособности российских компаний на рынке консалтинговых услуг / В.Ю. Лапенков. // Креативная экономика. - 2020. - № 8. - С. 1549-1562.
26. Лукашенко М. А., Ионова Ю.Г., Михненко П. А. Экономика. Учебник. В 2 частях. Часть 1. М.: Издательский дом Университета "Синергия". 2019. 364 с.
27. Магомедов, А.М. Проблемы и особенности развития российского рынка консалтинговых услуг / А.М. Магомедов, В.Ю. Колыванов. // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - №4. - С 1-9.
28. Мальцева Е.С., Оришев А.Б. Консалтинговые услуги в России и практический опыт организаций // Бизнес и дизайн ревю. 2022. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konsaltingovye-uslugi-v-rossii-i-prakticheskiy-opyt-organizatsiy (дата обращения: 26.10.2023).
29. Материалы сайта Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru (дата обращения: 19.05.2023)
30. Официальный сайт АО «Руна» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.runa.ru/o-kompanii/ (Дата обращения: 16.06.2023).
31. Пахомов, Ю.В., Мингачева, Г.Р. Построение классификации услуг в сфере управленческого консультирования / Электронный научный журнал. 2019. № 2 (2). С. 642-649.
32. Пригожин, А.И. Что такое глубокое консультирование?//Консультант по управлению. 2021. №1. С. 10-21.
33. Роздольская, И.В. Инновационная направленность кадрового консультирования в условиях реального экономического пространства: альтернативные способы формирования и поиск новых возможностей развития: Монография / И.В. Роздольская, М.Е. Ледовская, Н.А. Однорал. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. - 275 с
34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. — М.: Инфра-М, 2021. - 164 c.
35. Ситдикова, Л. Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг /Л. Б. Ситдикова//Юрист. -2021. -№ 6. -С. 18-21
36. Смирнова, Е.А. Управленческий консалтинг. Путеводитель по рынку профессиональных услуг. -М.: Коммерсантъ ХХI, 2019. -С. 82-100.
37. Соколова, М. М. Управленческое консультирование: Учебное пособие / М.М. Соколова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 215 с.
38. Чепурин, М.Н., Киселева, Е.А. Курс экономической теории. Учебник / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. - Изд. 7-е, дополненное и переработанное. - Киров: АСА, 2018. - 880 с.
39. Чуланова, О. Л. Управленческое консультирование: Учебное пособие / О.Л. Чуланова, - 2-е изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 202 с.
40. Шаталова, Н. И. Консультирование в управлении человеческими ресурсами: Уч. пос./Н.И. Шаталова, Н.А. Александрова и др.; Под ред. Н.И.Шаталовой - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021 -221с
41. Шпилева А.А. Процессы цифровизации в компаниях малого и среднего бизнеса в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 299-312.
42. Щелкунова, С.А. Проблемы реализации управленческого консультирования в России / Вестник СамГУПС. 2019. № 2 (32). С. 95-97.
43. Щелкунова, С.А., Симонова, М.В. Сертификация персонала -новый уровень доверия//Вестник Самарского государственного экономического университета. 2021. №9. (107). С. 124-127.
44. Юссуф, А.А. Цифровое консультирование: особенности цифровой трансформации в сфере консалтинга / А.А. Юссуф, Д.С. Тимохина, Е.А. Гребенюк //Вестник университета. - 2020. -№9. - С. 77–84.