Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование управления безопасностью

Работа №12918

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы65стр.
Год сдачи2005
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
831
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Организационно – правовые основы управления безопасностью………................................................................................................................7
1.1. Понятие и виды безопасности…………………………………………….…..7
1.2. Содержание управления безопасностью…………………………………….13
1.3. Нормативно – правовое регулирование управления безопасностью…………………………………………………………………………………21
Глава 2. Система государственного управления безопасностью………………33
2.1 Система федеральных органов управления безопасностью………………..33
2.2. Защита и охрана государственной границы………………………………...43
2.3. Актуальные проблемы правового регулирования управления в сфере безопасности…………………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………....56
Список использованных источников……………………………………………..60


Актуальность темы исследования. Разработке основ совершенствования правового регулирования в сфере управления безопасностью в Российской Федерации уделяется все больше внимания. Потребность в такой разработке диктуется как растущим количеством законодательных и других нормативных правовых актов, имеющих целью обеспечить безопасность Российской Федерации, так и повышенным интересом к изучению проблем правового регулирования безопасности не только юристов, но и представителей других наук - экономистов, политологов, социологов.
В этой связи неизбежны различные подходы к научным изысканиям в данной области. Ученые вполне обоснованно отмечают в своих научных изы-сканиях, что до настоящего времени в отечественной науке нет единой обще-принятой методологии формирования стратегии управления в сфере безопасности, понятийного аппарата, раскрывающего такие категории, как "национальная безопасность", "национальные интересы", "основные угрозы национальной безопасности", "обеспечение национальной безопасности". Отсутствует также целостность и системность в исследовании проблем управления в сфере безопасности. Внутриведомственная ориентированность научных разработок (ФСБ, МВД), с одной стороны, выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, с другой - является причиной фрагментарности и разрозненности научных исследований в данной сфере.
В российском законодательстве не отражены реальные и действенные правовые механизмы адекватного противодействия новым вызовам и угрозам безопасности Российской Федерации. Требуют уточнения и классификации сферы деятельности государства по обеспечению безопасности. Противоречия, двойное толкование и декларативность положений соответствующих законов препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.
Полностью соглашаясь с этими общими выводами, необходимо выделить особую актуальность выбранной темы исследования.
Следует отметить, что сложившаяся научная база в основном сформировала правовые основы для обеспечения и дальнейшего развития управления в сфере безопасности Российской Федерации. И стратегическим шагом в направлении решения этой проблемы стала сама Концепция национальной безопасности Российской Федерации .
Законодательное обеспечение управления в сфере безопасности - это тот краеугольный камень в фундаменте государственного строительства, не заложив который, мы всегда будем ощущать дефицит продуманных и взвешенных решений, направленных на обеспечение национальной безопасности России. Российское законодательство в области управления безопасностью в целом решает задачи правового регулирования в данной сфере.
Федеральные законы "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О внешней разведке" "О государственной охра-не", обеспечивают правовое регулирование деятельности этих ведомств.
В теоретическом отношении некоторые вопросы административно - правового регулирования в сфере безопасности в современных условиях получили определенное развитие в работах А.Е. Зюскевича, Ю.Д.Казанчева, Р.А. Каламкаряна, Н.П. Кириллова, И.М. Мацкевича, Ю.И. Мигачева, Б.Ф. Старова, В.Г. Стрекозова, А.А. Тер-Акопова, С.В. Тихомирова, К.В. Фатеева и других.
Названные авторы внесли значительный вклад в разработку теоретиче-ских проблем административно-правового регулирования в сфере безопасности, сформулировали ряд предложений, направленных на совершенствование данной деятельности. Вместе с тем исследования рассматриваемой проблемы осуществлялись в конце 80-х – начале 90-х годов, когда не был сформирован механизм административного регулирования в сфере безопасности в том виде, в каком он существует в настоящее время. За прошедшее время в России проведены кардинальные политические, экономические и социальные реформы, сопровождавшиеся значительным обновлением ее правовой системы. К сожалению, активная нормотворческая работа последнего десятилетия не должным образом повлияла на степень научной разработанности выбранной темы.
Таким образом, необходимость комплексного изучения административно-правового регулирования в сфере управления безопасностью предопределила выбор темы и основные направления настоящего дипломного исследования. Этим объясняется актуальность данной темы.
Следовательно, данная тема требует своего дальнейшего изучения и теоретического обоснования. Работа по обновлению российского законодательства, регламентирующего управление в сфере безопасности обуславливает необходимость рассмотрения проблемы на основе анализа нормативной базы как на федеральном, так и на отраслевом уровне.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере административно-правового регулирования управления безопасностью.
Предмет исследования составляет комплекс нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование в сфере безопасности.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы изучить правовую регламентацию организации и деятельности органов власти, осуществляющих управление в сфере безопасности, сформулировать предложения по устранению правовых пробелов в данной сфере.
Задачами исследования являются:
- анализ организационно-правовых основ управления безопасностью;
- определение понятия и видов безопасности;
- уяснение содержания управления безопасностью и его нормативно – правового регулирования;
- изучение системы государственного управления безопасностью;
- анализ актуальных проблем правового регулирования управления в сфере безопасности.
Исследование темы базируется на положениях административного, конституционного, военного права. Информационную базу исследования составили нормативные акты конституционного и отраслевого характера.
Новизна исследования определяется комплексным подходом к изуче-нию административно-правового регулирования в сфере безопасности.
Теоретическая значимость заключается в том, что на основе анализа проблем организации и деятельности органов государственного управления в сфере безопасности выявлены недостатки регламентации их правового статуса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итог дипломной работе, сделаем следующие выводы.
Современные проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно-правовом и административно-правовом аспектах обеспечения национальной безопасности нашего государства.
Административное законодательство, принятое по вопросам обеспечения национальной безопасности, берет истоки в нормах Конституции РФ, Закона РФ от 6 марта 1992 г. "О безопасности" и Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает обеспечение безопасности граждан и обеспечение безопасности государства в качестве критериев для ограничения в ряде случаев основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, относит безопасность к предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Закон РФ "О безопасности" вводит такую категорию, как "жизненно важные интересы личности, общества и государства"; определяет безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"; признает основными объектами безопасности "личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность"; закрепляет понятие системы безопасности Российской Федерации и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации вводит такие социально-правовые категории, как "национальная безопасность Российской Федерации" и "национальные интересы".
Концепции национальной безопасности отводится основополагающая роль. Для укрепления научных основ национальной безопасности предлагается законодательно закрепить и конкретизировать "пакетом нормативно-правовых актов" все положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Пакет весьма весомый. Только по вопросам оборонно-промышленного комплекса и обороны Правовое управление Аппарата Совета Федерации предлагает принять 58 новых отраслевых законов. Должно быть приведено в соответствие с Концепцией национальной безопасности все действующее законодательство в сфере национальной безопасности.
Следует все остальное законодательство в области национальной безо-пасности не только подстроить под Концепцию, но и дополнить наименования соответствующих законов прилагательным "национальный".
Говорить о национальной безопасности государства допустимо, разумеется, когда речь идет о национальной доктрине, то есть о наиболее общих представлениях о месте и роли государства в системе международных отношений, об его исторических судьбах, стратегических целях и интересах нации, понимаемой как государство-нация. Анализ Концепции национальной безопасности показывает, однако, что в ней отсутствует понимаемая таким образом национальная доктрина. Недостаточно проработана геополитическая модель (место и роль России в мире), основные составляющие национальной безопасности - народ России, экономика, уклад общественной жизни, духовный потенциал. Эти геополитические понятия подменены абстрактными интересами личности, общества и государства. Не раскрыто определение национальной безопасности Российской Федерации как безопасности ее многонационального народа - носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации, данное в самой же Концепции национальной безопасности 2000 г.
Отсутствие национальной доктрины не позволяет сформулировать стратегические общенациональные интересы России и, как следствие, магистральные целевые установки, что проявляется прежде всего в аморфности официальных взглядов на федеративное устройство Российской Федерации, ее экономику и социальную сферу, оборону и внешнюю политику. В результате законодательная база в области национальной безопасности Российской Федерации носит фрагментарный характер, порождая локальные и разрозненные массивы правовых норм, что говорит об отсутствии целостного представления о том, что же представляет понятие "национальная безопасность". Результатом такого состояния нормативной базы в области национальной безопасности России стала аморфность самой Концепции национальной безопасности.
Необходимы разработка и принятие федерального закона "О пограничных войсках ФСБ России". Подобный законодательный акт не должен был бы дублировать имеющиеся нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения военной службы, а регулировал бы государственно-служебные отношения, связанные с выполнением пограничной службой возложенных на нее задач и функций в сфере обеспечения правового режима государственной границы РФ. Принятие такого закона позволило бы решить ряд вопросов, связанных с обеспечением пограничной безопасности, а также было бы промежуточным этапом на пути создания пограничной полиции.
Требуется разработка научно обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения специальных административно-правовых режимов. Основой внимания к проблеме их формирования является механизм формирования и реализация стратегии государственной безопасности России, призванной обеспечить защиту национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз за счет политических, экономических, военных, правовых, научно-технических и иных возможностей государства.
Насущной проблемой является принятие комплекса нормативно-правовых актов, конкретизирующих и детализирующих различные аспекты оснований и порядка введения и реализации административно-правового режима чрезвычайного положения.
Например, отсутствует федеральный закон, определяющий статус Совета Безопасности России. Поспешность конституционного реформирования может привести к тому, что, не решив сегодняшних проблем, мы породим новые трудности в конституционном регулировании общественных отношений. Вместе с тем Конституция РФ не должна быть иконой. В перспективе можно и нужно будет внести поправки в Основной закон по тем проблемам, по которым будет достигнуто согласие между большинством политических сил общества.



1. Конституция РФ. – М., 1999. – 123 с.
2. Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 5. Ст. 769.
3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2003. № 27. Ст. 2697.
4. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
5. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269; 2000. № 1. Ст. 9; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 156; 2004. № 35. Ст. 3607.
6. Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143; 2004. № 35. Ст. 3607.
7. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. «О государственной охра-не» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
8. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2004. № 27. Ст. 2711, № 35. Ст. 3607.
9. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Рос-сий¬ской Федерации» с изм. и доп. // ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861; 1996. № 50. Ст. 5610; 1997. № 29. Ст. 3507; 1998. № 31. Ст. 3805; Ст. 3831; 1999. № 23. Ст. 2808; 2000. № 32. Ст. 3341; № 46. Ст. 4537; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607.
10. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территори-аль¬ном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833; 2004. № 35. Ст. 3607.
11. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991 г. // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. №16. Ст.503; 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964; № 48. Ст. 5456; 1999. № 14. Ст. 1666; № 49. Ст. 5905; 2000. № 31. Ст. 3204; № 46. Ст. 4537; 2001. № 1. Ст. 15; № 31. Ст. 3316; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 19. Ст. 1752.
12. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997. № 6. Ст. 711; 2004. № 35. Ст. 3607.
13. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; 1998. № 46. Ст. 5651; 2004. № 8. Ст. 600, № 17. Ст. 1587, № 18. Ст. 1687, № 25. Ст. 2484, № 27. Ст. 2711, № 35. Ст. 3607, № 49. Ст. 4848; 2006. № 1. Ст. 10, 22.
14. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331; 2004. № 18. Ст. 1687, № 30. Ст. 3089, № 35. Ст. 3607, № 46. Ст. 4491; 2006. № 1. Ст. 2.
15. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030; 2004. № 35. Ст. 3607.
16. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
17. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Федераль-ной службе безопасности и структуре органов федеральной службы безопасности» // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.
18. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 865 "Об утверждении Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2880.
19. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Об утверждении Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.
20. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 870 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2883.
21. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3234.
22. Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Совете Безопасности РФ» и «Об утверждении Положения об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.
23. Указ Президента РФ от 11 марта N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации"// СЗ РФ. 2003. N 12. Ст.1101.
24. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2002 г. N 24 // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст.170.
25. Военная доктрина Российской Федерации, Утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 // СЗ РФ. 2000. N 17. Ст.1852.
26. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М, 1998. С.179.
27. Административное право: Учебник Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2004. – 789 с.
28. Административное право. Академический курс: Учебник под ред. Старилова Ю.Н. – М.: Юрайт, 2004. – 1098 с.
29. Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. Администра-тивное право: Учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 689 с.
30. Бахрах Д.Н. Административное право. - М., 1996. – 890 С.
31. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: НОРМА, 2004. - 741 с.
32. Вахидов А.Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1996 г.
33. Воробьев И.Н., Киселев В.А. Нужны выверенные сценарии анти-террористического противодействия// НВО. - 2000. - № 12. - С. 3.
34. Военная администрация: Учебник/Под ред. П.И.Романова. - М., 1999. – 678 С
35. Воробьев И.Н., Киселев В.А. Слагаемые контртеррористической операции // НВО. - 2000. - № 3. - С.2.
36. Военная реформа нуждается в системности//НВО. - 2000. - № 5. - С. 3.
37. Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - М., 2000. – 598 С.
38. Дьяченко О.Г. Служба по контракту - обязанность или право? // Право в Вооруженных Силах. 1998. N 12. С.62.
39. Золотарев В.А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). 2-е изд. М., 1998. – 607 С.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации/Под ред. В.В.Лазарева. М., 1997. С. 32.
40. Калинин А.Е. Прохождение военной службы по контракту в Воо-руженных Силах Российской Федерации: правовые аспекты. - СПб: Военно-Морская академия, 2001.
41. Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М., 1997. - 789 С.
42. Комментарий к Федеральному закону "Об обороне» /Отв. ред. Парник Р.А. - М., 1998. - 345С.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ