Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное обеспечение в Российской федерации

Работа №12917

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы80 стр.
Год сдачи2005
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2536
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение

Глава 1. Система социального обеспечения в Российской федерации

1.1. Структура социального обеспечения
1.2. Механизм управления системой социального обеспечения

Глава 2. Правовое регулирование социального обеспечения в Российской федерации

2.1. Нормативно-правовое регулирование социального обеспечения на федеральном уровне
2.2. Нормативно-правовое регулирование социального обеспечения на уровне субъектов Российской федерации

Глава 3. Региональные проблемы и перспективы управления системой социального обеспечения

3.1. Опыт регионов России в решении проблем системы социального обеспечения
3.2. Концептуальные подходы к реформированию системы социального обеспечения на уровне субъектов Российской Федерации

Заключение
Список использованных источников


Строй правового государства является строем социального правового государства. Если правовое государство характеризует государственную власть с точки зрения ее организации, взаимоотношений и взаимодействия органов законодательной, исполнительной и судебной власти, пределов вторжения законодателя, исполнительных органов и суда в различные сферы общественной и индивидуальной жизни и т.п., то социальное государство характеризует одно из основных направлений государственной деятельности и означает возложение на государство некоторых социальных задач, обусловленных экономическим и социальным развитием общества, является юридическим выражением ответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью по осуществлению социальной программы, заложенной в экономических, социальных и культурных правах. Иначе говоря, принцип правового государства, означающий формальное равенство и господство права в так называемом материальном смысле, в Конституции Российской Федерации сопрягается с принципом социального государства, заключающемся в перераспределении национального дохода в пользу социально слабых, не способных своим трудом или иным законным способом обеспечить себе достойную жизнь и свободное развитие.
Провозглашение Российской Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека означает закрепление государственного механизма управления системой социального обеспечения на законодательном уровне.
Политика социального государства направлена на создание условий (юридических, организационных, экономических), обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данные реалии возможны только при эффективном управлении социальной сферы.
Продолжающиеся преобразования в Российской Федерации приводят к кардинальному изменению всех сфер жизни. В сложившихся в настоящее время условиях, когда в период проведения реформ органам государственной власти и управления приходится сталкиваться с растущим уровнем безработицы, ухудшением положения многих категорий граждан, необходимо найти разумный баланс между целями проведения реформ и их содержанием.
Например, такое явление как безработица сегодня прочно вошла в социально-экономическую жизнь России. Как свидетельствуют данные одного из опросов населения, у 75% опрошенных среди близких и знакомых есть безработные; 20% — не знакомы ни с одним безработным; 5% — затруднились ответить на такой вопрос. Сегодня безработица — объективный фактор социально-экономической реальности, элемент общественного воспроизводства. Она оказывает существенное и неоднозначное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране.
В течение последних лет неуклонно ухудшается ситуация с выплатой пособий на детей. За 2003 г. в целом по Российской Федерации задолженность увеличилась на 6,3 млн. рублей (с 23,9 млн. рублей на 1 января 2003 г. до 30,2 млн. рублей на 1 января 2004 г.).
Таким образом, управление системой социального обеспечения на сегодняшний день ставится государством на первое место. Причем региональный фактор в данном процессе отражается во многих законодательных актах федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Региональные проблемы в социальной сфере выступают предметом обсуждений в Правительстве России, в Государственной Думе.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Анализом механизма управления системой социального обеспечения занимались такие известные ученые как А.П. Лончаков, Е.Е. Мачульская, Н.А. Волгин, Ю.П. Алексеев, А.И. Щербаков, А.Э. Котляр и многие другие. Но комплексного изучения исследуемой темы проведено не было.
Следовательно, данная тема требует своего дальнейшего изучения и теоретического обоснования. Работа по обновлению российского законодательства, регламентирующего управление системой социального обеспечения обуславливает необходимость рассмотрения проблемы на основе анализа нормативной базы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектом настоящего дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению механизма управления системой социального обеспечения.
Предметом исследования являются нормативные акты и правовые нормы, преимущественно административно-правового характера, влияющие на правовую регламентацию управления системой социального обеспечения.
Основной целью исследования является совершенствование правового регулирования управления таким сложным явлением, как система социального обеспечения, теоретическое обоснование и разработка системы предложений правового характера, направленных на приближение российского законодательства в этой части к международно-правовым стандартам и нормам.
В связи с вышеизложенными целями исследования и определена структура настоящей дипломной работы.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итог настоящей дипломной работе, сделаем следующие выводы.
Понятие «социальное обеспечение» включает, прежде всего, выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определенных социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Согласно Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. № 102 - это медицинская помощь и пособие по болезни, денежные выплаты (пенсии или пособия) в случаях безработицы, старости, инвалидности, потери кормильца, трудового увечья или профессионального заболевания, беременности и родов, а также семейные пособия.
Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нетрудоспособным, нуждающимся в этом гражданам, социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода льгот и преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Чтобы располагать необходимыми денежными средствами для финансирования социального обеспечения работников и их семей, государство традиционно использует институт социального страхования - основной подсистемы в системе социального обеспечения. Как показывают зарубежный опыт и практика Российской Федерации, это наиболее рациональная и оптимальная форма социального обеспечения работников при наступлении социальных страховых рисков, поскольку, с одной стороны, позволяет не включать необходимые для этого средства в состав текущей заработной платы, а с другой - дает возможность распределять собранные средства между теми застрахованными, кому они необходимы сегодня, причем своевременно и в достаточном объеме.
В социальном обеспечении нуждаются также и не работавшие ранее граждане, лишившиеся способности к труду или потерявшие кормильца вследствие войн и военных конфликтов, природных, техногенных (в том числе радиационных) катастроф, незаконных политических репрессий. Материальная поддержка необходима детям, в том числе лишенным попечения родителей, малообеспеченным семьям и лицам, одиноким нетрудоспособным гражданам, которые не были застрахованы. Поэтому параллельно с системой социального страхования в России в настоящее время развивается и та часть социального обеспечения, которая финансируется непосредственно из государственного бюджета. В теоретическом и практическом плане эту часть социального обеспечения можно разделить на несколько подсистем: 1) обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, подлежавших в период своей деятельности обязательному социальному страхованию (и их семей); 2) обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф; 3) обеспечение детей и семей с детьми; 4) социальная помощь (попечительство, вспомоществование) лицам, впавшим в нужду, безотносительно к их прошлой занятости.
Специфика отношений по социальному страхованию, ранее входивших в предмет трудового права, а также по социальному обеспечению лиц, не подлежащих социальному страхованию, включавшихся в свое время в предмет административного права, привела в свое время к осознанию социального обеспечения как самостоятельной отрасли законодательства. Анализ положений действующей Конституции, а также текущего законодательства России свидетельствует о том, что в системе российского законодательства эта самостоятельная отрасль сохраняется.
Вряд ли можно согласиться с мнением, что термин «социальное обеспечение» выходит из обихода.
Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма - статья 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование/создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Определяющее значение для развития системы социального обеспечения имеет конституционное положение о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.





1. Конституция Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2003. – 167 с.
2. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) // Сборник международного законодательства по правам человека. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 865 с.
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». – М.: НОРМА, 2003. – 101 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья). – М.: НОРМА, 2003. – 785 с.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М.: ПИТЕР, 2004. – 306 с.
6. Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 194-ФЗ «О продлении срока действия Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М.: Факт, 2003. – 407 с.
7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М.: Факт, 2003. – 407 с.
8. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» // Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М.: Факт, 2003. – 407 с.
9. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М.: Факт, 2003. – 407 с.
10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М.: Факт, 2003. – 407 с.
11. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М.: Факт, 2003. – 407 с.
12. Указ Президента РФ № 314 от 9.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Российская газета. – 2004. – 11 марта.
13. Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации»// Российская газета. - 2000. - 30 сент.
14. Положение о Министерстве труда и социального развития, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г// СЗ РФ. – 1997. - №17. – Ст. 2019; 2002. - №1. – Ст. 40
15. Положение О Федеральной инспекции труда, утвержденное постановлением Правительства от 28 января 2000 г. // СЗ РФ. – 2000. - №6. – ст. 760
16. Положение О Фонде социального страхования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 – М.: ЮНИТИ, 2002. – 67 с.
17. Закон Хабаровского края от 30 июля 2003 г. № 136 «О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края «Об адресной социальной помощи гражданам в Хабаровском крае» и Закон Хабаровского края «О краевой целевой программе «Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы» // Сборник законов Хабаровского края, регламентирующих вопросы социальной защиты. – Хабаровск.: Пиорит, 2003. –317 с.
18. Закон Хабаровского края от 19 марта 2003 г. № 104 «О прожиточном минимуме в Хабаровском крае» // Сборник законов Хабаровского края, регламентирующих вопросы социальной защиты. – Хабаровск.: Пиорит, 2003. –317 с.
19. Закон Хабаровского края от 26 сентября 2000 г. № 239 «О внесении изменения в Закон Хабаровского края «Об адресной социальной помощи гражданам Хабаровского края» // Сборник законов Хабаровского края, регламентирующих вопросы социальной защиты. – Хабаровск.: Пиорит, 2003. –317 с.
20. Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 10 мая 2001 г. № 178 «О реализации Федерального закона «О государственной социальной помощи» // Сборник законов Хабаровского края, регламентирующих вопросы социальной защиты. – Хабаровск.: Пиорит, 2003. –317 с.
1. Административное право: Учебник под ред. Алехина А.П., Кармолицкого А.А., Козлова Ю.М. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2002. – 640 с.
2. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. – М.: 1987. – 398 с.
3. Алехин А.П. Административное право. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 504 с.
4. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 2. Учебник. - М.: Теис, 2000. – 356 с.
5. Богданов П.Д. Теория социального управления. – СПб.: НЕВА, 2002. – 467 с.
6. Васецкий Н.А., Краснов Ю.А. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Государственной Думы РФ. - М., 2003. – 506 с.
7. Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. концептуальные основы социальной политики // Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. – М.: Дело, 2003. – 300 с.
8. Гущин И.В. Советское право социального обеспечения: вопросы теории. - М.: 1982. – 407 с.
9. Киреев Е.Н. Социальные учреждения. – М.: Питер, 2003. – 295 с.
10. Комментарий к Конституции РФ под ред. Лазарева В.В. – М.: Фонд Правовая культура, 2003. – 704 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ