Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование активного словаря у старших дошкольников с моторной алалией

Работа №129126

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы41
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное областное бюджетный общеобразовательное учреждение «Центр инклюзивного образования» (г. Великий Новгород).
Выборка: 2 ребёнка с моторной алалией старшего дошкольного возраста.

Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования активного словаря у старших дошкольников с моторной алалией 8
1.1Особенности развития старших дошкольников с моторной алалией 8
1.2Особенности формирования активного словаря старших дошкольников с
моторной алалией 12
1.3 Особенности коррекционной работы по формированию активного словаря
старших дошкольников с моторной алалией 15
1.4 Использование словесных игр в коррекционной работе по формированию активного словаря старших дошкольников с моторной алалией 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2 Характеристика актуального уровня сформированности активного
словаря детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 25
2.1Цели и задачи констатирующего эксперимента по формированию активного
словаря старших дошкольников с моторной алалией 25
2.2Диагностическое обследование актуального уровня сформированности
активного словаря детей старшего дошкольного возраста 27
2.3Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
Выводы по второй главе 31
Глава 3 Программа коррекционной работы по формированию активного
словаря старших дошкольников с моторной алалией 33
3.1Цель и задачи программы коррекционной работы по формированию
активного словаря старших дошкольников с моторной алалии 33
3.2Программа коррекционной работы по формированию активного словаря
старших дошкольников с моторной алалией 34
Выводы по третьей главе 49
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения……………………………………………………………………….56


Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребѐнка настолько велико, что задачи по еѐ формированию занимают особое место в воспитании.

Во многих исследованиях в области отечественной специальной педагогики и психологии анализируются различные научные аспекты речевой деятельности детей с нарушениями речи, в том числе и с моторной алалией.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет очень важное значение для становления полноценной личности ребѐнка, а становление активного словаря является одной из предпосылок для успешного обучения ребенка в школе.

С каждым годом увеличивается число детей, у которых плохо сформирован активный словарь. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведѐт к негативным изменениям в развитии

личности ребѐнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в

общении со сверстниками и взрослыми [2].

Алалия как вариант дизонтогенеза интересовала ученых во все времена. Значительный вклад в изучение алалии внесли В.К. Воробьева [6], В.А. Ковшиков [14], Р.Е. Левина [16], Г.В. Мациевская[19], В.К. Орфинская [24], Е.Ф. Соботович [30], Н.Н. Трауготт [34] и другие.

В исследованиях ряда авторов Г.С. Гуменная [10], В.Е. Левина [16], Л.Ф. Спирова [33], Т.Б. Филичева[37], Н.А. Чевелева [38], Г.В. Чиркина [26], С.Н. Шаховская [42], А.В. Ястребова [45] и другие отмечается, что у детей с моторной алалией наблюдаются трудности усвоение лексических закономерностей родного языка.


Прежде чем разбирать особенности словарного запаса и его формирования у детей с моторной алалией, нужно понять, что собой представляет словарь.

Словарь — это слова, основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [23].

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

В работе разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев:

физиологических, клинических, психологических, лингвистических и других. Описаны различные формы алалий, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи

Н.С. Жукова [12], Е. М. Мастюкова [18], Т. Б. Филичева [40], Б. М. Гриншпун [6], Е. Ф. Соботович [31], и другие представители ―языковой‖ концепции выделяют главную задачу логопедического воздействия- воспитание

у детей представлений о закономерностях функционирования языковой системы, о взаимодействии составляющих еѐ компонентов. Они отличают ряд психологических и индивидуальных особенностей, которые не обходимо учитывать при работе с детьми.

Проблема развития словарного запаса занимает важное место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является особо актуальным.

Объект исследования – особенности активного словаря у старших дошкольников с моторной алалией.

Предмет исследования – процесс формирования активного словаря у старших дошкольников с моторной алалией.


5

Цель исследования: создание программы коррекционной работы по формированию активного словаря у старших дошкольников с моторной алалией.

Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические подходы к вопросам изучения моторной алалии; -подобрать диагностику обследования активного словаря старших

дошкольников;

-провести диагностику уровня сформированности активного словаря

старших дошкольников с моторной алалией;

-проанализировать результаты диагностического обследования и

составить программу коррекционной работы;

-разработать программу коррекционной работы по формированию активного словаря у старших дошкольников с моторной алалией.


Гипотеза исследования заключается в том, что мы предполагаем, что использование словесных игр способствует формированию активного словаря у старших дошкольников с моторной алалией.

В качестве методов исследования нами были выбраны анализ теоретических источников психолого-педагогической литературы, изучение практического опыта, конспектирование, тезирование, наблюдение, беседа и статистическая обработка данных.


База исследования Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр инклюзивного образования", город Великий Новгород.

Работа состоит из введения, трѐх глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью работы являлось изучить особенности формирования активного словаря у детей с моторной алалией и разработать коррекционную программу по формированию активного словаря у старших дошкольников с моторной алалией.

В ходе нашего исследования были достигнуты следующие задачи

- изучены теоретические подходы к вопросам изучения моторной алалии

- охарактеризован ребенок с моторной алалией старшего дошкольного возраста;

-показаны особенности развития активного словаря у детей с моторной алалией;

-рассмотрены методы формирования словаря у детей с моторной алалией шестого года жизни;

- проведено диагностическое обследование уровня сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией;

-проанализированы результаты диагностического обследования и составлена программа коррекционной работы;

-разработана программа коррекционной работы по формированию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией;

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, которая заключалась в том, что использование словесных игр будет способствовать формированию активного словаря старших дошкольников с моторной алалией.



1 Альбеткова Р.И. Словесные игры. Газета «Русский язык» № 24, 2000г. С.14-19.
2 Александрова К.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с моторной алалией. — М.: Грани науки, 2014. –75-76 с.
3 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 270 с.
4 Белова-Давид Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста. – Спб.: 1995. – 82-129 с.
5 Валитова И.З. Особенности логопедической работы с детьми с моторной формой алалии / И.З. Валитова, Е.А. Цивильская. – М.: Грани науки, 2014. – Казань: КФУ, 2014. – 77-78 с.
6 Воробьева В.К. О принципах логопедической работы над формированием связной контекстной речи у моторных алаликов. – М.: Вопросы логопедии, 1979. –37-43 с.
7 Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб.-метод. пособие для вузов. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. – 311 с.
8 Гриншпун Б.М., Шаховская С.Н. Алалия // Логопедия. учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. доп. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 703 с.
9 Гришпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. – М.: ВЛАДОС, 1979. –32 с.
10 Гуменная Г.С. Изучение коллективной деятельности детей с недоразвитием речи: Теория и практика коррекционного обучения школьников с речевыми нарушениями. — М.: Просвещение, 1991. – 312 с.
11 Данилова Л.А. Коррекция алалии // Дефектология - № 4 – 2012г. С.36-38.
12 Жуковa Н.C. Логопедия. Преодоление общeго нeдорaзвития речи у школьников / Н.C. Жуковa, E.М. Мacтюковa, Т.Б. Филичeвa. — Екатeринбург, 2012. – 320 с.
13 Завгородняя А.С. К вопросу формирования словаря у детей-дошкольников, страдающих моторной алалией. Расстройства речи в детском возрасте// Дефектология - № 17 – 2012г. – С. 37-41
14 Ковшиков В.А. О терминологии «моторной алалии». Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1982. – 3-12с.
15 Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М.: Просвещение,1967. –317 с.
16 Левина Р.Е. Изучение не говорящих детей. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова – М.: ВЛАДОС, 1997. –412 с.
17 Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 327 с.
18 Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Дефектология" / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др; Под ред. Л.С. Волковой – М.: Просвещение, 1989. – С.25-28.
19 Мациевская Г.В. Дифференциальная диагностика моторной алалии. Очерки по патологии речи и голоса. 3-е изд. / под ред. С.С. Ляпидевского.– М., 1967. с.47-58.
20 Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. – 115 с.
21 Моторная В.В. Игры из логопедической шкатулки. Словесные игры. –М.: Книг Ком 2019. –39 с.
22 Мустаева Е.Р. Особенности логопедической работы при моторной алалии / Е. Р. Мустаева // Логопед. - 2014. - № 2. – С.2-7.
23 Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.–20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750 с.
24 Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. –М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 1997. –276.

25 Орфинская В.К. Типы моторной и оптической алалии // Ученые записки ЛГПИ им; АИ. Герцена. –М., 1959.

26 Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / под ред. Г.В.

Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2011 – 240 с.

27 Парфенова И.И. Словесные игры –М.: Эксмо 2014. –144 с.

28 Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

–53 с.

29 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/77677348/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения 21.12.2019)
30 Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией/ Е.Ф. Соботович.-Киев, 1981. –416 с.
31 Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути их коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль. 2009. – 160 с.
32 Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова.-М., 1980. –227 с.
33 Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами. Методическое наследие: Пособие / под ред. Л.С. Волковой. 3 кн. - Спб.: Детство-Пресс, 2014. – С.71-103.
34 Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д.
Ушакова. – М.: ТЕРРА– Книжный клуб, 2007.- 752 с.
35 Федин С.Н. Лучшие игры со словами –М.: Айрис-Пресс, 2001. –256 с.
36 Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи школьников. – Екатеринбург.: АРДЛТД. 2000. –189 с.
37 Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелѐва, Г.А. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. –132 с.
38 Хвалина Е. Н. Исследование по развитию активного и пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С.46-50.
39 Чудикова Л.М./ Филичева Т.Б. Логопедическая работа по развитию речи в старшей группе специального детского сада // Дефектология. 1976. № 6. – С.15-19.
40 Чудинова Л.М. Приемы активизации речи у алаликов.// Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Р.Е.Левиной. М.,1961. –412 с.
41 Шаховская С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / С. Н. Шаховская. - М., 2001. – 316 с.
42 ШаховскаяС.Н., Гриншпун Б.М. Моторная алалия // Логопедия. – М., 1989. –375 с.
43 Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. – М., 1989. –289 с.
44 Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи / А.В. Ястребова. – М., 1999. –359 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ