Предикторы девиантного поведения у подростков (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Новоякуповская основная общеобразовательная школа.
Выборка: 60 человек.
ВВЕДЕНИЕ ...стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ............стр. 6
1.1. Развитие представлений о понятии «девиантное поведение» в зарубежной и отечественной психологии...стр. 6
1.2. Причины, обуславливающие девиантное поведение подростков……….стр. 10
1.3.Предикторы девиантного поведения подростков….………………..стр.14
Выводы по первой главе...стр.23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ...стр. 25
2.1.Методы диагностики предикторов девиантного поведения………стр. 25
2.2.Организация исследования…стр. 28
Выводы по второй главе....стр. 37
Заключение...стр. 38
Логическая схема исследования....стр. 41
Список литературы...стр. 44
База исследования: МБОУ Новоякуповская основная общеобразовательная школа.
Выборка: 60 человек.
ВВЕДЕНИЕ ...стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ............стр. 6
1.1. Развитие представлений о понятии «девиантное поведение» в зарубежной и отечественной психологии...стр. 6
1.2. Причины, обуславливающие девиантное поведение подростков……….стр. 10
1.3.Предикторы девиантного поведения подростков….………………..стр.14
Выводы по первой главе...стр.23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ...стр. 25
2.1.Методы диагностики предикторов девиантного поведения………стр. 25
2.2.Организация исследования…стр. 28
Выводы по второй главе....стр. 37
Заключение...стр. 38
Логическая схема исследования....стр. 41
Список литературы...стр. 44
Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях поведение детей обращает на себя внимание нарушением общественных норм, которые не укладываются в требования семьи, школы и общества. В последние годы в связи с общественным кризисом общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, диагностики девиантного поведения.
Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире остается актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением причин и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.
Цель исследования: изучить детерминанты девиантного поведения у подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: детерминанты девиантного поведения у подростков.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что одной из составляющих причин отклоняющего поведения подростков, может являться агрессивное поведение.
При выполнении курсовой работы были поставлены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть представления о понятии «девиантное поведение» в зарубежной и отечественной психологии;
2) изучить причины, обуславливающие девиантное поведение подростков;
3) рассмотреть эмпирические методы исследования причин девиантного поведения у подростков.
Степень разработанности проблемы: причины девиантного поведения изучалась такими учеными, как Я.И. Гилинский, А.С. Атрошкина, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, В.С. Узгорова.
Методологическую основу исследования составили работы таких авторов, как А. Коэн, В.В. Загребин, О. Конт, Р. Мертон, А.Д. Ишков, С.А. Игумнов, Е.В. Понкратова, Р. А. Назмутдинов, Л. Выготский, В.В. Педченко, Ю. Клейберг, О.И. Татунец, М.Ю. Кондратьев.
Методы и методики исследования:
I. Теоретические методы: теоретико-методологический анализ, обобщение, синтез научной литературы по проблеме исследования.
II. Методы эмпирического исследования: тестирование с использованием следующих психодиагностических методик: «Диагностика эмоциональности» В.М. Русалова; личностный опросник Г.Ю. Айзенка; опросник враждебности А. Басса-Дарки.
Эмпирическая база исследования: МБОУ Новоякуповская основная общеобразовательная школа.
Выборка исследования: в исследовании примут участие школьники в
возрасте 12-15 лет в количестве 60 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам образовательных учреждений при проведении консультаций и родителям для анализа воздействия применяемых ими методов воспитания детей.
Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире остается актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением причин и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.
Цель исследования: изучить детерминанты девиантного поведения у подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: детерминанты девиантного поведения у подростков.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что одной из составляющих причин отклоняющего поведения подростков, может являться агрессивное поведение.
При выполнении курсовой работы были поставлены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть представления о понятии «девиантное поведение» в зарубежной и отечественной психологии;
2) изучить причины, обуславливающие девиантное поведение подростков;
3) рассмотреть эмпирические методы исследования причин девиантного поведения у подростков.
Степень разработанности проблемы: причины девиантного поведения изучалась такими учеными, как Я.И. Гилинский, А.С. Атрошкина, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, В.С. Узгорова.
Методологическую основу исследования составили работы таких авторов, как А. Коэн, В.В. Загребин, О. Конт, Р. Мертон, А.Д. Ишков, С.А. Игумнов, Е.В. Понкратова, Р. А. Назмутдинов, Л. Выготский, В.В. Педченко, Ю. Клейберг, О.И. Татунец, М.Ю. Кондратьев.
Методы и методики исследования:
I. Теоретические методы: теоретико-методологический анализ, обобщение, синтез научной литературы по проблеме исследования.
II. Методы эмпирического исследования: тестирование с использованием следующих психодиагностических методик: «Диагностика эмоциональности» В.М. Русалова; личностный опросник Г.Ю. Айзенка; опросник враждебности А. Басса-Дарки.
Эмпирическая база исследования: МБОУ Новоякуповская основная общеобразовательная школа.
Выборка исследования: в исследовании примут участие школьники в
возрасте 12-15 лет в количестве 60 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам образовательных учреждений при проведении консультаций и родителям для анализа воздействия применяемых ими методов воспитания детей.
В последние годы в связи с общественным кризисом общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, диагностики девиантного поведения.
Девиантное или отклоняющееся поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это определённый стиль поведения и образ жизни, не соответствующий принятым в данном обществе, среде, группе. Поведение идет вразрез с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы. Девиантными могут быть не только действия, но и идеи, взгляды.
Девиантное поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритики, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, внушаемостью, подражательностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью возбуждения и торможения.
На личность подростка воздействует совокупность как объективных средовых факторов (нарушения в социуме, педагогической среды, ближайшего окружения и, главное, семьи), так и внутренне обусловленных, субъективных (биогенетические предпосылки, особенно при их атогенности, выраженность акцентуаций характера, дефициты эмоционально-волевой, познавательной и социально-коммуникативной сфер).
Выделяют психологические и социальные факторы, влияющие на развитие девиантного поведения, которые переплетены и связаны друг с другом: наследственные, социальные, характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний, правосознание человека.
Выделяют психологические и социальные причины девиантного поведения.
Психологические причины девиантного поведения зависят от типа ориентации. Бывает корыстная, агрессивная, социально-пассивная.
Социальные причины девиантного поведения: социальное неравенство, низкая духовность общества, окружающая среда.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания.
В настоящее время отмечается не достаточное количество знаний по предмету «девиантного поведения», к тому же ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение».
Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые - социальное творчество.
При диагностике «девиантного поведения» нам необходимо было исследовать проявления эмоциональности подростка в сферах психики, коммуникации и интеллекта; уровни экстраверсии - интроверсии, эмоциональную стабильность - нестабильность (нейротизм), а также уровень агрессивности и враждебности.
Среди эмпирических методов исследования причин девиантного поведения у подростков применены следующие диагностические инструменты: «Диагностика эмоциональности» В.М. Русалова; личностный опросник Г.Ю.Айзенка; опросник враждебности А.Басса и А.Дарки.
По результатам эмпирического исследования и сравнения результатов в группах с девиантным и конструктивным поведением выявлено, что участники группы с девиантным поведением более склонны к агрессии и враждебно настроены к окружающим, что проявляется в их поведении. Предикторами отклоняющегося поведения в этой группе подростков можно определить эмоциональную холодностью и отсутствие среды для нормального коммуникативного развития. В то же время подростки также проявляют определенные признаки агрессивного настроя и враждебности, однако полученные показатели являются некритичным.
По результатам исследования мы можем перечислить основные предикторы девиантного поведения, выявленные в ходе исследования: несформированность эмоциональной сферы, отсутствие возможностей для развития эмоционального интеллекта в детстве; отсутствие эмоциональной связи с родителями; социальное, материальное неблагополучие; нарушение структуры и функций семьи; деструктивное воздействие среды на ребенка; влияние информационной среды.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Девиантное или отклоняющееся поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это определённый стиль поведения и образ жизни, не соответствующий принятым в данном обществе, среде, группе. Поведение идет вразрез с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы. Девиантными могут быть не только действия, но и идеи, взгляды.
Девиантное поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритики, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, внушаемостью, подражательностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью возбуждения и торможения.
На личность подростка воздействует совокупность как объективных средовых факторов (нарушения в социуме, педагогической среды, ближайшего окружения и, главное, семьи), так и внутренне обусловленных, субъективных (биогенетические предпосылки, особенно при их атогенности, выраженность акцентуаций характера, дефициты эмоционально-волевой, познавательной и социально-коммуникативной сфер).
Выделяют психологические и социальные факторы, влияющие на развитие девиантного поведения, которые переплетены и связаны друг с другом: наследственные, социальные, характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний, правосознание человека.
Выделяют психологические и социальные причины девиантного поведения.
Психологические причины девиантного поведения зависят от типа ориентации. Бывает корыстная, агрессивная, социально-пассивная.
Социальные причины девиантного поведения: социальное неравенство, низкая духовность общества, окружающая среда.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания.
В настоящее время отмечается не достаточное количество знаний по предмету «девиантного поведения», к тому же ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение».
Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые - социальное творчество.
При диагностике «девиантного поведения» нам необходимо было исследовать проявления эмоциональности подростка в сферах психики, коммуникации и интеллекта; уровни экстраверсии - интроверсии, эмоциональную стабильность - нестабильность (нейротизм), а также уровень агрессивности и враждебности.
Среди эмпирических методов исследования причин девиантного поведения у подростков применены следующие диагностические инструменты: «Диагностика эмоциональности» В.М. Русалова; личностный опросник Г.Ю.Айзенка; опросник враждебности А.Басса и А.Дарки.
По результатам эмпирического исследования и сравнения результатов в группах с девиантным и конструктивным поведением выявлено, что участники группы с девиантным поведением более склонны к агрессии и враждебно настроены к окружающим, что проявляется в их поведении. Предикторами отклоняющегося поведения в этой группе подростков можно определить эмоциональную холодностью и отсутствие среды для нормального коммуникативного развития. В то же время подростки также проявляют определенные признаки агрессивного настроя и враждебности, однако полученные показатели являются некритичным.
По результатам исследования мы можем перечислить основные предикторы девиантного поведения, выявленные в ходе исследования: несформированность эмоциональной сферы, отсутствие возможностей для развития эмоционального интеллекта в детстве; отсутствие эмоциональной связи с родителями; социальное, материальное неблагополучие; нарушение структуры и функций семьи; деструктивное воздействие среды на ребенка; влияние информационной среды.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции агрессивного поведения подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - Развитие мотивации достижения у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ
ВЕЩЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019



