Взаимодействие эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 обучающихся подросткового возраста (14-15 лет).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимодействия эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 6
1.1. Обзор основных понятий: «эмоциональный интеллект», «социально-психологическая адаптация» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 11
1.3. Специфика эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимодействия эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 20
2.1. Диагностика эмоционального интеллекта подростков 20
2.2. Диагностика социально-психологической адаптации личности подростков 24
2.3. Изучение взаимодействия эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 28
Заключение 32
Список литературы 34
Выборка: 30 обучающихся подросткового возраста (14-15 лет).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимодействия эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 6
1.1. Обзор основных понятий: «эмоциональный интеллект», «социально-психологическая адаптация» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 11
1.3. Специфика эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимодействия эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 20
2.1. Диагностика эмоционального интеллекта подростков 20
2.2. Диагностика социально-психологической адаптации личности подростков 24
2.3. Изучение взаимодействия эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 28
Заключение 32
Список литературы 34
Актуальность исследования. Современные перемены в обществе, политике и экономике, как на национальном, так и на мировом уровне, оказывают влияние на жизнь каждого человека, усложняя социокультурную обстановку и влияя на развитие личности. Подростковый период – это начало перехода к более самостоятельной жизни, который характеризуется сложными внутренними и внешними вызовами. В это время подросток сталкивается с необходимостью адаптироваться к окружающему миру, принимать социальные нормы и роли, которые не всегда соответствуют его собственным убеждениям.
Подростковый возраст также сопровождается расширением спектра социальных ролей и возникновением психологических трудностей, связанных с процессом взросления. В это время молодые люди могут испытывать противоречия и нестабильность в своем представлении о себе. Следует подчеркнуть важность вопросов социальной адаптации в этом возрасте. Успешная социально-психологическая адаптация подростка означает, что он способен поддерживать позитивные отношения с окружающими, удовлетворять свои социальные потребности и самоутверждаться без серьезных конфликтов, что позволяет ему полноценно реализовать свой творческий потенциал.
Одним из показателей, факторов, обеспечивающих высокий уровень и успешность социально-психологической адаптации личности подростка является способность к эмпатии, пониманию собственных чувств и эмоций и чувств и эмоций окружающих, то есть развитый эмоциональный интеллект. Высокий уровень эмоционального интеллекта проявляется в способности контролировать деструктивные и агрессивные поведенческие тенденции в конфликтных ситуациях, а также в отсутствии стремления к чрезмерному контролю.
Степень разработанности проблемы. Вопросы социально-психологической адаптации являлись предметом исследования многих ученых, таких как Е.А. Горбушина, Е.С. Игнатова, Ю.С. Лейман, И.В. Малышев, А.Р. Орлянская и Ю.С. Ходосок. В своих исследованиях они обращали внимание на эмоциональный интеллект и его роль в социально-психологической адаптации. Также Г.Д. Бабушкин, Р.В. Ершова, И.И. Кобзарева, А.М. Останин и другие исследователи рассматривали эмоциональный интеллект с точки зрения различных теорий интеллекта, включая общий интеллект и множественные интеллекты. Они также изучали его в контексте коммуникативных навыков и способностей.
Однако на сегодняшний день вопросы, связанные с влиянием эмоционального интеллекта на социально-психологическую адаптацию подростков, остаются практически неизученными. Эта область исследования остается актуальной и важной, и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования – уровень эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации подростков.
Предмет исследования – взаимодействие уровня эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации подростков.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить взаимодействие уровня эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации подростков.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Изучить понятия «эмоциональный интеллект», «социально-психологическая адаптация».
2. Представить психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
3. Выявить специфику эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков.
4. Провести эмпирическое исследование уровня эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков.
5. Выявить взаимодействие (взаимосвязь) эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков.
Гипотезы исследования:
показатели социально-психологической адаптации, как «адаптивность», «принятие себя / других», «эмоциональный комфорт» прямо коррелируют с уровнем эмоционального интеллекта подростков;
показатель «эскапизм» имеет обратную корреляцию с общим уровнем эмоционального интеллекта подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
подходы и концепции эмоционального интеллекта личности (А.С. Анохина, Ю.А. Афанасьева, О.С. Бондаренко, О.Т. Борисова, Т.В. Иванова, С.В. Ильина и др.);
исследования сущности, структуры и функций социально-психологической адаптации личности (С.А. Афанасьева, М.В. Санина, В.А. Сидоренко и др.);
положения возрастной психологии и психологии развития личности детей подросткового возраста (Т.П. Авдулова, Е. В. Анисимова, Л.С. Выготский, В.А. Галкин, А.С. Головин, Ю.Р. Федорова и др.);
современные исследования в области взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации личности от уровня развития эмоционального интеллекта (И.В. Бочина, Р.Р. Зинурова, Н.П. Катревич, Д.И. Матренин, И.В. Харитонова и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализ научно-теоретической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, сравнение, синтез, классификация;
эмпирические: анкетирование, тестирование, качественная и количественная обработка данных;
методы математической статистики.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Подростковый возраст также сопровождается расширением спектра социальных ролей и возникновением психологических трудностей, связанных с процессом взросления. В это время молодые люди могут испытывать противоречия и нестабильность в своем представлении о себе. Следует подчеркнуть важность вопросов социальной адаптации в этом возрасте. Успешная социально-психологическая адаптация подростка означает, что он способен поддерживать позитивные отношения с окружающими, удовлетворять свои социальные потребности и самоутверждаться без серьезных конфликтов, что позволяет ему полноценно реализовать свой творческий потенциал.
Одним из показателей, факторов, обеспечивающих высокий уровень и успешность социально-психологической адаптации личности подростка является способность к эмпатии, пониманию собственных чувств и эмоций и чувств и эмоций окружающих, то есть развитый эмоциональный интеллект. Высокий уровень эмоционального интеллекта проявляется в способности контролировать деструктивные и агрессивные поведенческие тенденции в конфликтных ситуациях, а также в отсутствии стремления к чрезмерному контролю.
Степень разработанности проблемы. Вопросы социально-психологической адаптации являлись предметом исследования многих ученых, таких как Е.А. Горбушина, Е.С. Игнатова, Ю.С. Лейман, И.В. Малышев, А.Р. Орлянская и Ю.С. Ходосок. В своих исследованиях они обращали внимание на эмоциональный интеллект и его роль в социально-психологической адаптации. Также Г.Д. Бабушкин, Р.В. Ершова, И.И. Кобзарева, А.М. Останин и другие исследователи рассматривали эмоциональный интеллект с точки зрения различных теорий интеллекта, включая общий интеллект и множественные интеллекты. Они также изучали его в контексте коммуникативных навыков и способностей.
Однако на сегодняшний день вопросы, связанные с влиянием эмоционального интеллекта на социально-психологическую адаптацию подростков, остаются практически неизученными. Эта область исследования остается актуальной и важной, и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования – уровень эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации подростков.
Предмет исследования – взаимодействие уровня эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации подростков.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить взаимодействие уровня эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации подростков.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Изучить понятия «эмоциональный интеллект», «социально-психологическая адаптация».
2. Представить психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
3. Выявить специфику эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков.
4. Провести эмпирическое исследование уровня эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков.
5. Выявить взаимодействие (взаимосвязь) эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков.
Гипотезы исследования:
показатели социально-психологической адаптации, как «адаптивность», «принятие себя / других», «эмоциональный комфорт» прямо коррелируют с уровнем эмоционального интеллекта подростков;
показатель «эскапизм» имеет обратную корреляцию с общим уровнем эмоционального интеллекта подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
подходы и концепции эмоционального интеллекта личности (А.С. Анохина, Ю.А. Афанасьева, О.С. Бондаренко, О.Т. Борисова, Т.В. Иванова, С.В. Ильина и др.);
исследования сущности, структуры и функций социально-психологической адаптации личности (С.А. Афанасьева, М.В. Санина, В.А. Сидоренко и др.);
положения возрастной психологии и психологии развития личности детей подросткового возраста (Т.П. Авдулова, Е. В. Анисимова, Л.С. Выготский, В.А. Галкин, А.С. Головин, Ю.Р. Федорова и др.);
современные исследования в области взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации личности от уровня развития эмоционального интеллекта (И.В. Бочина, Р.Р. Зинурова, Н.П. Катревич, Д.И. Матренин, И.В. Харитонова и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализ научно-теоретической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, сравнение, синтез, классификация;
эмпирические: анкетирование, тестирование, качественная и количественная обработка данных;
методы математической статистики.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В результате анализа научно-теоретической литературы по проблеме эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков были сделаны следующие выводы:
Эмоциональный интеллект есть способность осознавать и управлять как своими, так и чужими эмоциями: понимание эмоций включает в себя способность распознавать и идентифицировать различные эмоциональные состояния, а также выявлять их причины; управление эмоциями, в свою очередь, подразумевает способность регулировать интенсивность эмоций и даже вызывать определенные эмоции по желанию.
Социально-психологическая адаптация с одной стороны, это взаимодействие между личностью и социальной средой, направленное на достижение определенной степени соответствия требованиям общества. С другой стороны, социально-психологическая адаптация представляет собой систему самоорганизации, которая включает в себя как структурные элементы личности, так и особенности социальной среды.
Подростковый период считается сложным и критическим этапом развития личности. В этом возрасте формируются важные личностные качества, такие как ответственность, способность к рефлексии и целостность самопонимания. Взаимодействие в подростковом возрасте строится на основе двух противоречивых потребностей: желания выделиться и быть самостоятельным (приватизации) и потребности в принадлежности к группе или общности (аффилиации).
Эмоциональный интеллект в подростковом возрасте означает умение эффективно управлять своими эмоциями в сложных и нестандартных ситуациях, а также способность понимать и предсказывать эмоциональные реакции других людей. Развитие эмоционального интеллекта содействует более успешной социально-психологической адаптации подростков, улучшая их способности в общении, регуляции эмоций и разрешении конфликтов, а также способствует формированию позитивной самооценки и психологического благополучия.
Результаты исследования эмоционального интеллекта подростков показывают, что респонденты демонстрируют преимущественно средний уровень эмоционального интеллекта (33,3%). Очень низкий уровень развития эмоционального интеллекта был диагностирован у 13,3% подростков. Подростки с очень низким уровнем эмоционального интеллекта чаще имеют проблемы в общении, так как попросту не всегда могут понять чувства собеседников, не умеют слушать и обычно сфокусированы на собственных интересах.
Результаты исследования с применением методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показывают, что показатели адаптивность, самопринятие, принятие других и эмоциональный комфорт, либо находятся на уровне нормы, либо выше этого уровня, что указывает на то, что компоненты социально-психологической адаптации, а также способность адаптироваться в коллективе сверстников и умение устанавливать позитивные межличностные отношения сформированы и развиты на адекватном уровне.
Результаты статистического анализа по коэффициенту корреляции Спирмена показывают, что значительное количество показателей социально-психологической адаптации: адаптивность (0.853), принятием себя (0.766) и других (0.499), внешним (0.573) и внутренним (0.745) контролем, эмоциональным комфортом (0.718) и доминированием (0.539). Отсутствие значимой корреляции было выявлено в отношении показателя «эскапизм» (-0.381). Таким образом, нами выявлена прямая связь почти по всем параметрам, между уровнями развития социально-психологической адаптации и уровнями развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект есть способность осознавать и управлять как своими, так и чужими эмоциями: понимание эмоций включает в себя способность распознавать и идентифицировать различные эмоциональные состояния, а также выявлять их причины; управление эмоциями, в свою очередь, подразумевает способность регулировать интенсивность эмоций и даже вызывать определенные эмоции по желанию.
Социально-психологическая адаптация с одной стороны, это взаимодействие между личностью и социальной средой, направленное на достижение определенной степени соответствия требованиям общества. С другой стороны, социально-психологическая адаптация представляет собой систему самоорганизации, которая включает в себя как структурные элементы личности, так и особенности социальной среды.
Подростковый период считается сложным и критическим этапом развития личности. В этом возрасте формируются важные личностные качества, такие как ответственность, способность к рефлексии и целостность самопонимания. Взаимодействие в подростковом возрасте строится на основе двух противоречивых потребностей: желания выделиться и быть самостоятельным (приватизации) и потребности в принадлежности к группе или общности (аффилиации).
Эмоциональный интеллект в подростковом возрасте означает умение эффективно управлять своими эмоциями в сложных и нестандартных ситуациях, а также способность понимать и предсказывать эмоциональные реакции других людей. Развитие эмоционального интеллекта содействует более успешной социально-психологической адаптации подростков, улучшая их способности в общении, регуляции эмоций и разрешении конфликтов, а также способствует формированию позитивной самооценки и психологического благополучия.
Результаты исследования эмоционального интеллекта подростков показывают, что респонденты демонстрируют преимущественно средний уровень эмоционального интеллекта (33,3%). Очень низкий уровень развития эмоционального интеллекта был диагностирован у 13,3% подростков. Подростки с очень низким уровнем эмоционального интеллекта чаще имеют проблемы в общении, так как попросту не всегда могут понять чувства собеседников, не умеют слушать и обычно сфокусированы на собственных интересах.
Результаты исследования с применением методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показывают, что показатели адаптивность, самопринятие, принятие других и эмоциональный комфорт, либо находятся на уровне нормы, либо выше этого уровня, что указывает на то, что компоненты социально-психологической адаптации, а также способность адаптироваться в коллективе сверстников и умение устанавливать позитивные межличностные отношения сформированы и развиты на адекватном уровне.
Результаты статистического анализа по коэффициенту корреляции Спирмена показывают, что значительное количество показателей социально-психологической адаптации: адаптивность (0.853), принятием себя (0.766) и других (0.499), внешним (0.573) и внутренним (0.745) контролем, эмоциональным комфортом (0.718) и доминированием (0.539). Отсутствие значимой корреляции было выявлено в отношении показателя «эскапизм» (-0.381). Таким образом, нами выявлена прямая связь почти по всем параметрам, между уровнями развития социально-психологической адаптации и уровнями развития эмоционального интеллекта.
Подобные работы
- Эмоциональный интеллект и показатели социально-психологической адаптации на примере сотрудников коммерческой компании
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Индивидуальное консультирование как способ повышения социально-психологической адаптации учащихся пятых классов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Современная журналистика как средство социально-психологической
адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь параметров эмоционального интеллекта и компонентов коммуникативного потенциала у подростков (Московский гуманитарный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛИЦЕЙНЫХ КЛАССАХ МЕТОДАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ПЕРВОГО КУРСА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Связь стилевых характеристик мышления с социально-психологическими характеристиками личности у старших подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020



