Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 обучающихся подросткового возраста (14-15 лет).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимодействия эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 6
1.1. Обзор основных понятий: «эмоциональный интеллект», «социально-психологическая адаптация» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 11
1.3. Специфика эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимодействия эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 20
2.1. Диагностика эмоционального интеллекта подростков 20
2.2. Диагностика социально-психологической адаптации личности подростков 24
2.3. Изучение взаимодействия эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков 28
Заключение 32
Список литературы 34
Актуальность исследования. Современные перемены в обществе, политике и экономике, как на национальном, так и на мировом уровне, оказывают влияние на жизнь каждого человека, усложняя социокультурную обстановку и влияя на развитие личности. Подростковый период – это начало перехода к более самостоятельной жизни, который характеризуется сложными внутренними и внешними вызовами. В это время подросток сталкивается с необходимостью адаптироваться к окружающему миру, принимать социальные нормы и роли, которые не всегда соответствуют его собственным убеждениям.
Подростковый возраст также сопровождается расширением спектра социальных ролей и возникновением психологических трудностей, связанных с процессом взросления. В это время молодые люди могут испытывать противоречия и нестабильность в своем представлении о себе. Следует подчеркнуть важность вопросов социальной адаптации в этом возрасте. Успешная социально-психологическая адаптация подростка означает, что он способен поддерживать позитивные отношения с окружающими, удовлетворять свои социальные потребности и самоутверждаться без серьезных конфликтов, что позволяет ему полноценно реализовать свой творческий потенциал.
Одним из показателей, факторов, обеспечивающих высокий уровень и успешность социально-психологической адаптации личности подростка является способность к эмпатии, пониманию собственных чувств и эмоций и чувств и эмоций окружающих, то есть развитый эмоциональный интеллект. Высокий уровень эмоционального интеллекта проявляется в способности контролировать деструктивные и агрессивные поведенческие тенденции в конфликтных ситуациях, а также в отсутствии стремления к чрезмерному контролю.
Степень разработанности проблемы. Вопросы социально-психологической адаптации являлись предметом исследования многих ученых, таких как Е.А. Горбушина, Е.С. Игнатова, Ю.С. Лейман, И.В. Малышев, А.Р. Орлянская и Ю.С. Ходосок. В своих исследованиях они обращали внимание на эмоциональный интеллект и его роль в социально-психологической адаптации. Также Г.Д. Бабушкин, Р.В. Ершова, И.И. Кобзарева, А.М. Останин и другие исследователи рассматривали эмоциональный интеллект с точки зрения различных теорий интеллекта, включая общий интеллект и множественные интеллекты. Они также изучали его в контексте коммуникативных навыков и способностей.
Однако на сегодняшний день вопросы, связанные с влиянием эмоционального интеллекта на социально-психологическую адаптацию подростков, остаются практически неизученными. Эта область исследования остается актуальной и важной, и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования – уровень эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации подростков.
Предмет исследования – взаимодействие уровня эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации подростков.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить взаимодействие уровня эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации подростков.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Изучить понятия «эмоциональный интеллект», «социально-психологическая адаптация».
2. Представить психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
3. Выявить специфику эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков.
4. Провести эмпирическое исследование уровня эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков.
5. Выявить взаимодействие (взаимосвязь) эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков.
Гипотезы исследования:
показатели социально-психологической адаптации, как «адаптивность», «принятие себя / других», «эмоциональный комфорт» прямо коррелируют с уровнем эмоционального интеллекта подростков;
показатель «эскапизм» имеет обратную корреляцию с общим уровнем эмоционального интеллекта подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
подходы и концепции эмоционального интеллекта личности (А.С. Анохина, Ю.А. Афанасьева, О.С. Бондаренко, О.Т. Борисова, Т.В. Иванова, С.В. Ильина и др.);
исследования сущности, структуры и функций социально-психологической адаптации личности (С.А. Афанасьева, М.В. Санина, В.А. Сидоренко и др.);
положения возрастной психологии и психологии развития личности детей подросткового возраста (Т.П. Авдулова, Е. В. Анисимова, Л.С. Выготский, В.А. Галкин, А.С. Головин, Ю.Р. Федорова и др.);
современные исследования в области взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации личности от уровня развития эмоционального интеллекта (И.В. Бочина, Р.Р. Зинурова, Н.П. Катревич, Д.И. Матренин, И.В. Харитонова и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализ научно-теоретической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, сравнение, синтез, классификация;
эмпирические: анкетирование, тестирование, качественная и количественная обработка данных;
методы математической статистики.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В результате анализа научно-теоретической литературы по проблеме эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков были сделаны следующие выводы:
Эмоциональный интеллект есть способность осознавать и управлять как своими, так и чужими эмоциями: понимание эмоций включает в себя способность распознавать и идентифицировать различные эмоциональные состояния, а также выявлять их причины; управление эмоциями, в свою очередь, подразумевает способность регулировать интенсивность эмоций и даже вызывать определенные эмоции по желанию.
Социально-психологическая адаптация с одной стороны, это взаимодействие между личностью и социальной средой, направленное на достижение определенной степени соответствия требованиям общества. С другой стороны, социально-психологическая адаптация представляет собой систему самоорганизации, которая включает в себя как структурные элементы личности, так и особенности социальной среды.
Подростковый период считается сложным и критическим этапом развития личности. В этом возрасте формируются важные личностные качества, такие как ответственность, способность к рефлексии и целостность самопонимания. Взаимодействие в подростковом возрасте строится на основе двух противоречивых потребностей: желания выделиться и быть самостоятельным (приватизации) и потребности в принадлежности к группе или общности (аффилиации).
Эмоциональный интеллект в подростковом возрасте означает умение эффективно управлять своими эмоциями в сложных и нестандартных ситуациях, а также способность понимать и предсказывать эмоциональные реакции других людей. Развитие эмоционального интеллекта содействует более успешной социально-психологической адаптации подростков, улучшая их способности в общении, регуляции эмоций и разрешении конфликтов, а также способствует формированию позитивной самооценки и психологического благополучия.
Результаты исследования эмоционального интеллекта подростков показывают, что респонденты демонстрируют преимущественно средний уровень эмоционального интеллекта (33,3%). Очень низкий уровень развития эмоционального интеллекта был диагностирован у 13,3% подростков. Подростки с очень низким уровнем эмоционального интеллекта чаще имеют проблемы в общении, так как попросту не всегда могут понять чувства собеседников, не умеют слушать и обычно сфокусированы на собственных интересах.
Результаты исследования с применением методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показывают, что показатели адаптивность, самопринятие, принятие других и эмоциональный комфорт, либо находятся на уровне нормы, либо выше этого уровня, что указывает на то, что компоненты социально-психологической адаптации, а также способность адаптироваться в коллективе сверстников и умение устанавливать позитивные межличностные отношения сформированы и развиты на адекватном уровне.
Результаты статистического анализа по коэффициенту корреляции Спирмена показывают, что значительное количество показателей социально-психологической адаптации: адаптивность (0.853), принятием себя (0.766) и других (0.499), внешним (0.573) и внутренним (0.745) контролем, эмоциональным комфортом (0.718) и доминированием (0.539). Отсутствие значимой корреляции было выявлено в отношении показателя «эскапизм» (-0.381). Таким образом, нами выявлена прямая связь почти по всем параметрам, между уровнями развития социально-психологической адаптации и уровнями развития эмоционального интеллекта.
1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ дата обращения: 05.09.2023). – Текст : электронный.
Литература
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. П. Авдулова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 394 с. – URL: https://urait.ru/bcode/413130 (дата обращения: 05.09.2023). – Текст : электронный. – ISBN 978-5-9916-9438-4.
3. Анисимова, Е. В. Роль эмпатии в формировании ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте / Е. В. Анисимова. - Текст : непосредственный // Социальная психология и общество: история и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – С. 105-108.
4. Анохина, А. С. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта / А.С. Анохина, О.А. Токарева. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №58-2. – С.311-314. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32636476 (дата обращения: 05.09.2023). - ISSN: 2311-1305.
5. Афанасьева, С. А. Характеристика понятий «адаптация», «социально-психологическая адаптация» и «дезадаптация» / С. А. Афанасьева. - Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 11-2(74). – С. 6-8. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49960011 (дата обращения: 05.09.2023). - eISSN: 2500-1086.
6. Афанасьева, Ю. А. Современные модели эмоционального интеллекта личности / Ю. А. Афанасьева. - Текст : непосредственный // Наука в современном обществе : закономерности и тенденции развития: сборник статей. – Уфа : Агентство международных исследований, 2018. – С. 112-116.
7. Бонадренко, О. С. Понятие эмоционального интеллекта и основные подходы к его изучению в современной психологии / О. С. Бондаренко. - Текст : непосредственный // Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде. – Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. – С. 18-20.
8. Борисова, О. Т. Проблемы развития эмоционального интеллекта личности / О. Т. Борисова. - Текст : электронный // Евразийское Научное Объединение. – 2020. – № 12-7(70). – С. 477-478. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44560243 (дата обращения: 05.09.2023).
9. Бочина, И. В. Эмоциональный интеллект в юношеском возрасте / И. В. Бочина, А. Н. Попова. - Текст : электронный // Актуальные проблемы современного образования. – 2019. – № 1 (26). – С. 261-266. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37383130 (дата обращения: 05.09.2023).
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 160 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-06998-3. – Текст : непосредственный
11. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 336 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07532-8. – Текст : непосредственный.
12. Галкин, В. А. Особенности психологии подростка / В. А. Галкин, Ю. Р. Федорова. - Текст : непосредственный // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник статей XXIII Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 14 октября 2021 года. – Иркутск : Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. – С. 264-266.
13. Головин, А. С. Физические и психологические особенности детей подросткового возраста / А. С. Головин, В. Е. Костин. - Текст : непосредственный // Наука. Культура. Искусство : актуальные проблемы теории и практики : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Белгород, 08 февраля 2019 года. – Белгород : Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2019. – С. 193-196.
14. Зинурова, Р. Р. Эмоциональный интеллект подростков как фактор успешной социализации: опыт исследования / Р. Р. Зинурова, Н. П. Катревич. - Текст : непосредственный // Детский сад, школа, вуз: психолого-педагогическое сопровождение развития личности : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 12 апреля 2022 года. – Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2022. – С. 486-489.
15. Иванова, Т. В. Развитие эмоционального интеллекта в контексте проблемы формирования личности / Т. В. Иванова, С. В. Ильина. - Текст : электронный // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия : Лингвистика и педагогика. – 2022. – Т. 12. – № 2. – С. 170-177. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49501531 (дата обращения: 05.09.2023).
16. Кашликова, А. С. Психолого-педагогические воззрения отечественных и зарубежных ученых на проблему эмоционального интеллекта личности / А. С. Кашликова. - Текст : электронный // Взаимодействие науки и общества : проблемы и перспективы : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Челябинск, 04 октября 2018 года. Том Часть 2. – Уфа : Омега сайнс, 2018. – С. 140-144. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35662307 (дата обращения: 05.09.2023).
17. Кобзева, О. В. Эмоциональный интеллект как источник развития в подростковом возрасте / О. В. Кобзева. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 449-451.
18. Кожевникова, И. К. Особенности развития познавательных процессов у школьников-подростков в учебной деятельности / И. К. Кожевникова. - Текст : электронный // Психология личности : сборник научных трудов. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – С. 73-78. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38027305 (дата обращения: 05.09.2023).
19. Крейг, Г. Психология развития / Г. Крейг, Д. Бокум. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 940 с. - ISBN: 978-5-4461-1013-1. - Текст : непосредственный.
20. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин. - Текст : непосредственный // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования : сб. материалов науч. конференций. – Москва : Институт психологии РАН, 2009. – С. 264-278.
21. Матренин, Д. И. Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации у спортсменов подросткового возраста / Д. И. Матренин, И. В. Харитонова. - Текст : электроный // Universum: психология и образование. – 2019. – № 1(55). – С. 9-12. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36852259 (дата обращения: 05.09.2023).
22. Матренин, Д. И. Эмоциональный интеллект как ресурс социально психологической адаптации / Д. И. Матренин, И. В. Харитонова. - Текст : электронный // Universum: психология и образование. – 2019. - №1 (55). – С. 13-15. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36852260 (дата обращения: 05.09.2023).
23. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник / С. В. Молчанов. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 351 с. – ISBN 978-5-534-00488-5. - Текст : непосредственный.
24. Пятунина, В. М. Психологические особенности подросткового возраста и проблема агрессивности личности / В. М. Пятунина, А. И. Аджиева. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-2. – С. 318-321. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43150618 (дата обращения: 05.09.2023). – ISSN: 2311-1305.
25. Рашидов, Х. У. Психология подросткового возраста / Х. У, Рашидов. - Текст : непосредственный // Экономика и социум. – 2021. – № 10(89). – С. 1397-1401.
26. Санина, М. В. Социально-психологическая адаптация личности к изменяющимся условиям внешней среды в социуме / М. В. Санина. - Текст : электронный // Современная образовательная психология в подготовке специалистов помогающих профессий : актуальные проблемы теории и практики оказания помощи другим, Могилев, 20 ноября 2018 года. – Могилев : Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2019. – С. 123-128. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37106253 (дата обращения: 05.09.2023).
27. Сарипбекова, А. Т. Развитие эмоционального интеллекта у подростков / А. Т. Сарипбекова, А. К. Жолдасбекова. - Текст : электронный // Наука и современность : материалы XXXI Междунар. науч.-практ. конф. науч. ред. Г.И. Рогалева. – Москва : Перо, 2018. – С. 134-137. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32692214 (дата обращения: 05.09.2023).
28. Седова, Н. В. Эмоциональный интеллект современных подростков в контексте социально-психологической адаптации / Н. В. Седова. - Текст : непосредственный // Мой выбор - наука! : сборник материалов VI Региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов, Барнаул, 17–27 апреля 2019 года. – Барнаул : Алтайский государственный университет, 2020. – С. 1000-1006.
29. Сидоренко, В. А. Особенности социально-психологической адаптации подростков в условиях общественных трансформаций / В. А. Сидоренко. - Текст : электронный // Интериал. – 2019. – № 1(5). – С. 108-110. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42634791 (дата обращения: 05.09.2023).
30. Срещикова, Н. О. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и интеллекта подростков / Н. О. Срещикова. - Текст : непосредственный // Дни науки НГТУ-2019 : Материалы научной студенческой конференции, Новосибирск, 01 января 2018 года. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2019. – С. 210-213.
31. Тамкова, Е. А. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы / Е. А. Тамкова, Н. Ф. Дианова. - Текст : электроный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 5-3(56). – С. 142-145. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46181063 (дата обращения: 05.09.2023).
32. Тихонова, В. А. Социально-психологическая адаптация младших подростков / В. А. Тихонова. - Текст : электроный // Молодой ученый. – 2022. – № 42(437). – С. 223-224. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49609338 (дата обращения: 05.09.2023). - eISSN: 2077-8295.
33. Токарева, А. Ю. Психология подростков : подростковый возраст и его сложности / А. Ю. Токарева. - Текст : непосредственный// Аграрная наука, творчество, рост : материалы XI Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 09–10 февраля 2022 года. – Ставрополь : Издательство «АГРУС», 2022. – С. 143-146.
34. Федотова, К. А. Содержание и показатели социально-психологической адаптации личности / К. А. Федотова. - Текст : электронный // Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства : сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Армавир, 08 октября 2021 года. – Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2021. – С. 92-95. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47188065 (дата обращения: 05.09.2023).
35. Шингаев, С. М. Эмоциональный интеллект: содержание понятия, проблемы, пути решения / С. М. Шингаев, И. К. Симагина, И. В. Нырова. - Текст : электронный // Перспективы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении. – Санкт-Петербург : ООО «НИЦ АРТ», 2018. – С. 98-103. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35254358 (дата обращения: 05.09.2023).
36. Яхин, Ф. Ф. К вопросу о понятии и сущности социально-психологической адаптации личности / Ф. Ф. Яхин, Ф. К. Нуриманова. - Текст : непосредственный // Общество и личность : гуманистическая идея в современном общественном дискурсе и социальных практиках, Ставрополь, 15 мая 2020 года. – Ставрополь : Северо-Кавказский социальный институт, 2020. – С. 312-315.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
37. Расчет критерия корреляции Спирмена (онлайн калькулятор). – URL: https://medstatistic.ru/calculators/calcspirmen.html (дата обращения: 05.09.2023).