Административная ответственность несовершеннолетних
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовой анализ административной ответственности несовершеннолетних 7
1.1 Понятие и сущность административной ответственности несовершеннолетних 7
1.2 Виды административных правонарушений несовершеннолетних 14
Глава 2 Организационный аспект привлечения к административной ответственности 20
2.1 Особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних 20
2.2 Производство по отдельным видам административного правонарушения несовершеннолетних 28
2.3 Ответственность родителей (законных представителей) за действия несовершеннолетних правонарушителей 34
Глава 3 Проблемы административной ответственности несовершеннолетних и пути их решения 42
3.1 Проблемы привлечения несовершеннолетних и их законных представителей к административной ответственности 42
3.2 Направления профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 59
Заключение 77
Список использованной литературы 81
Глава 1 Теоретико-правовой анализ административной ответственности несовершеннолетних 7
1.1 Понятие и сущность административной ответственности несовершеннолетних 7
1.2 Виды административных правонарушений несовершеннолетних 14
Глава 2 Организационный аспект привлечения к административной ответственности 20
2.1 Особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних 20
2.2 Производство по отдельным видам административного правонарушения несовершеннолетних 28
2.3 Ответственность родителей (законных представителей) за действия несовершеннолетних правонарушителей 34
Глава 3 Проблемы административной ответственности несовершеннолетних и пути их решения 42
3.1 Проблемы привлечения несовершеннолетних и их законных представителей к административной ответственности 42
3.2 Направления профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 59
Заключение 77
Список использованной литературы 81
Важным условием развития общества является эффективная борьба с правонарушениями, устранение причин их совершения и способствующих им факторов, что осуществляется, в том числе, через изучение различных групп правонарушителей.
Одной из самых сложных групп субъектов правонарушений являются несовершеннолетние.
С одной стороны, начиная с 14 лет по мере взросления, им предоставляется достаточно большое количество прав и обязанностей, на них возлагается ответственность за совершенные ими действия, в то же время в силу возраста они зачастую не вполне осознают правовые границы дозволенного им поведения. Несовершеннолетние подвержены влиянию внешних факторов, которые не всегда имеют позитивный характер, склонны к противопоставлению себя обществу, не в полной мере поддерживают общепризнанные нормы и принципы, что подталкивает их к совершению правонарушений.
Государство неизменно руководствуется идеями гуманизма и особой охраны несовершеннолетних, даже в случае совершения им правонарушений. Однако вред, причиненный их действиями, не отличается от вреда, причиненного совершеннолетним, совершившим аналогичное деяние, более того, отсутствие должной реакции на неправомерный поступок несовершеннолетнего может стать причиной ощущения безнаказанности и совершения более тяжких деяний, что подтверждает необходимость искоренения совершения правонарушений несовершеннолетними.
В то же время статистика, свидетельствующая о неизменно высоком числе административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, говорит о существовании пробелов и недостатков в системе профилактики, а также о возможном несовершенстве системы правового регулирования, касающейся несовершеннолетних.
Так согласно данным ЕМИСС по всей территории Российской Федерации в 2015 году сотрудниками подразделений органов внутренних дел по работе с несовершеннолетними было выявлено 278 451 правонарушение, совершенное несовершеннолетними, в 2017 г. - 283 882, в 2019 г. - 233 941, в 2021 г. - 203 197, в 2022 г. - 203 898 .
Можно сделать вывод, что количество административных правонарушений, совершаемых подростками в настоящие время, и уровень их правового регулирования является не только отражением действительного правового порядка на сегодняшний день, но и его динамика в будущем. Органы государственной власти именно поэтому так встревожены поиском способов и средств для разрешения сложившейся ситуации .
Традиционно считается, что лица, которые не достигли совершеннолетнего возраста, являются социально незащищённой категорией населения. На сознание подростков оказывают влияние множество внешних факторов как позитивного, так и негативного характера. Однако, к сожалению большинство факторов являются отрицательными, которые формируют у несовершеннолетних лиц стандарты поведения, отличающиеся кардинально от привычных обществу идеалов.
Помимо этого, ситуация усугубляется деформацией семейных стандартов и ценностей, что становиться причиной увеличения количества неполных семей. На мировоззрение и воспитание подростка такие семьи тоже накладывают определенный отпечаток. Из-за недостатка внимания со стороны родителей и иных законных представителей подростки идут на антиобщественные действия и противоправное поведение.
Поэтому государство формирует специальную систему мер, которая направлена на борьбу с противоправным поведением несовершеннолетних лиц. Привлечение подростков к административной ответственности является одной их таковых.
Таким образом, актуальность исследования вопросов административной ответственности несовершеннолетних не вызывает сомнения.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением несовершеннолетних лиц к административной ответственности.
В качестве предмета исследования выступают нормы действующего законодательства, определяющие основания и порядок привлечения несовершеннолетних лиц к административной ответственности, регулирующие вопросы применения к ним административных наказаний и мер воспитательного характера.
Целью исследования является комплексное изучение вопросов административной ответственности несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить понятие и сущность административной ответственности несовершеннолетних;
2) рассмотреть виды административных правонарушений несовершеннолетних;
3) проанализировать особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних;
4) охарактеризовать производство по отдельным видам административного правонарушения несовершеннолетних;
5) рассмотреть особенности ответственности родителей (законных представителей) за действия несовершеннолетних правонарушителей;
6) исследовать проблемы административной ответственности несовершеннолетних и определить пути их решения.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы: диалектический метод познания, анализ, синтез; используются также следующие частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, структурно-функциональный и др.
В качестве нормативной базы использовались международно-правовые акты, в частности Конвенции Международной организации труда (далее - МОТ), законодательство Российской Федерации.
Теоретической базой работы выступили труды таких авторов как М.П. Авдеснкова, А.Д. Баранов, А.А. Беженцев, И.Р. Бец, Ж.А. Бикситова, А.Л. Боренштейн, А.А. Быкова, С.Б. Верещак, Д.С. Ветошкин, Ж.П. Дорофеева, А.К. Дубровин, О.Н. Дядькин, Т.М. Занина, В.И. Кайнов, И.Н. Колчина, К.А. Кононов, В.А. Минор, З.П. Морозова, С.С. Нехорошева, Ю.Л. Попова, Д.Д.Прищепов, Э.Ф. Самигуллина, О.Ю. Таибова, Т.Р. Танаева и др.
Структура настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целью и задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Одной из самых сложных групп субъектов правонарушений являются несовершеннолетние.
С одной стороны, начиная с 14 лет по мере взросления, им предоставляется достаточно большое количество прав и обязанностей, на них возлагается ответственность за совершенные ими действия, в то же время в силу возраста они зачастую не вполне осознают правовые границы дозволенного им поведения. Несовершеннолетние подвержены влиянию внешних факторов, которые не всегда имеют позитивный характер, склонны к противопоставлению себя обществу, не в полной мере поддерживают общепризнанные нормы и принципы, что подталкивает их к совершению правонарушений.
Государство неизменно руководствуется идеями гуманизма и особой охраны несовершеннолетних, даже в случае совершения им правонарушений. Однако вред, причиненный их действиями, не отличается от вреда, причиненного совершеннолетним, совершившим аналогичное деяние, более того, отсутствие должной реакции на неправомерный поступок несовершеннолетнего может стать причиной ощущения безнаказанности и совершения более тяжких деяний, что подтверждает необходимость искоренения совершения правонарушений несовершеннолетними.
В то же время статистика, свидетельствующая о неизменно высоком числе административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, говорит о существовании пробелов и недостатков в системе профилактики, а также о возможном несовершенстве системы правового регулирования, касающейся несовершеннолетних.
Так согласно данным ЕМИСС по всей территории Российской Федерации в 2015 году сотрудниками подразделений органов внутренних дел по работе с несовершеннолетними было выявлено 278 451 правонарушение, совершенное несовершеннолетними, в 2017 г. - 283 882, в 2019 г. - 233 941, в 2021 г. - 203 197, в 2022 г. - 203 898 .
Можно сделать вывод, что количество административных правонарушений, совершаемых подростками в настоящие время, и уровень их правового регулирования является не только отражением действительного правового порядка на сегодняшний день, но и его динамика в будущем. Органы государственной власти именно поэтому так встревожены поиском способов и средств для разрешения сложившейся ситуации .
Традиционно считается, что лица, которые не достигли совершеннолетнего возраста, являются социально незащищённой категорией населения. На сознание подростков оказывают влияние множество внешних факторов как позитивного, так и негативного характера. Однако, к сожалению большинство факторов являются отрицательными, которые формируют у несовершеннолетних лиц стандарты поведения, отличающиеся кардинально от привычных обществу идеалов.
Помимо этого, ситуация усугубляется деформацией семейных стандартов и ценностей, что становиться причиной увеличения количества неполных семей. На мировоззрение и воспитание подростка такие семьи тоже накладывают определенный отпечаток. Из-за недостатка внимания со стороны родителей и иных законных представителей подростки идут на антиобщественные действия и противоправное поведение.
Поэтому государство формирует специальную систему мер, которая направлена на борьбу с противоправным поведением несовершеннолетних лиц. Привлечение подростков к административной ответственности является одной их таковых.
Таким образом, актуальность исследования вопросов административной ответственности несовершеннолетних не вызывает сомнения.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением несовершеннолетних лиц к административной ответственности.
В качестве предмета исследования выступают нормы действующего законодательства, определяющие основания и порядок привлечения несовершеннолетних лиц к административной ответственности, регулирующие вопросы применения к ним административных наказаний и мер воспитательного характера.
Целью исследования является комплексное изучение вопросов административной ответственности несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить понятие и сущность административной ответственности несовершеннолетних;
2) рассмотреть виды административных правонарушений несовершеннолетних;
3) проанализировать особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних;
4) охарактеризовать производство по отдельным видам административного правонарушения несовершеннолетних;
5) рассмотреть особенности ответственности родителей (законных представителей) за действия несовершеннолетних правонарушителей;
6) исследовать проблемы административной ответственности несовершеннолетних и определить пути их решения.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы: диалектический метод познания, анализ, синтез; используются также следующие частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, структурно-функциональный и др.
В качестве нормативной базы использовались международно-правовые акты, в частности Конвенции Международной организации труда (далее - МОТ), законодательство Российской Федерации.
Теоретической базой работы выступили труды таких авторов как М.П. Авдеснкова, А.Д. Баранов, А.А. Беженцев, И.Р. Бец, Ж.А. Бикситова, А.Л. Боренштейн, А.А. Быкова, С.Б. Верещак, Д.С. Ветошкин, Ж.П. Дорофеева, А.К. Дубровин, О.Н. Дядькин, Т.М. Занина, В.И. Кайнов, И.Н. Колчина, К.А. Кононов, В.А. Минор, З.П. Морозова, С.С. Нехорошева, Ю.Л. Попова, Д.Д.Прищепов, Э.Ф. Самигуллина, О.Ю. Таибова, Т.Р. Танаева и др.
Структура настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целью и задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Особенность административной ответственности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, связана с: специальным субъектом производства по делам об административных правонарушениях; особенностями привлечения данной категории правонарушителей к ответственности; применяемыми мерами ответственности, где внимание акцентируется на воспитательном и превентивном воздействии.
Административная ответственность несовершеннолетних представляет собой применение к лицу, совершившему административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, мер административного наказания и других мер воспитательного воздействия для обеспечения частной и общей превенции.
Качественными характеристиками административной ответственности несовершеннолетних являются следующие элементы:
1) такая ответственность выступает в роли составной части института административной ответственности и вида административного принуждения;
2) акцент применяемых мер в рамках административной ответственности должен перемещаться с наказания на использование мер морально-нравственного воздействия;
3) вследствие неполной дееспособности подростков, административная ответственность преследует особы цели, а репрессивные меры к таким правонарушителям применяются достаточно редко, а некоторые и вовсе не применяются;
4) административная ответственность лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, предполагает применение административного наказания и административно-восстановительных мер, которые на виновного накладывают обременительные последствия личного, имущественного и морального свойства, а также мер морально-нравственного воспитательного воздействия;
5) несовершеннолетние по большей части совершают правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
6) для несовершеннолетних характерным является совершение административных правонарушений в группе, т.е. при совместном участии иных лиц;
7) особый характер рассмотрения дел с участием несовершеннолетних правонарушителей.
Законодательство РФ в области административной ответственности несовершеннолетних лиц основывается на нормах международного права, в частности на положения Конвенции о защите ребенка и Пекинских правил.
В настоящее время комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав выступает в роли компетентного органа, который рассматривает дела об административных правонарушениях, которые совершены лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста. Комиссии создаются высшими органами государственной власти субъектов РФ для координации деятельности учреждений и органов ювенальной системы, которые осуществляют обязанности по профилактике правонарушений и безнадзорности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Если КДН не обладает полномочиями по назначению несовершеннолетнему определенного наказания, которое является исключительной компетенцией суда, Комиссия выносит определение о передаче такого дела на рассмотрение судье.
ПДН выступает в роли важного органа, который осуществляет профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Иные подразделения органов внутренних дел также выполняют отдельные полномочия в отношении предупреждения и профилактики совершения несовершеннолетними правонарушений.
Дела об административных правонарушениях, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, КДН рассматриваются согласно общим правила производства, которые предусмотрены КоАП РФ. Лицо, совершившие административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, с учетом определенных обстоятельств дела и данных о таком лице от административной ответственности может быть освобождено Комиссией с применением к нему мер воздействия, которые предусмотрены в федеральном законодательстве о защите прав несовершеннолетних.
Можно выделить следующие особенности применения административных наказаний к несовершеннолетним правонарушителям:
1) лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, не могут быть привлечены к административной ответственности, следовательно, административные наказания к ним не применяются;
2) несовершеннолетние лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут быть освобождены от административного наказания с применением к ним мер воспитательного характера;
3) КоАП РФ не предусматривает специальных видов наказаний, подлежащих применению только к несовершеннолетним лицам;
4) к несовершеннолетним не применяются такие виды наказаний как дисквалификация и административный арест;
5) самыми распространенными видами наказаний, которые назначаются несовершеннолетним, являются предупреждение и административный штраф.
Законодатель предусматривает для родителей и законных представителей различную правовую ответственность при совершении несовершеннолетним лицом административного правонарушения. Так, родители или иные законные представители могут быть привлечены:
1) к выплате административного штрафа, в случае если у лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, отсутствует самостоятельный доход для исполнения назначенного наказания в предусмотренный законом срок;
2) к административной ответственности за ненадлежащие исполнение или неисполнение указанными лицами своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав детей (ст. 5.35 КоАП РФ);
3) к административной ответственности за нахождение лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, либо за потребление им спиртосодержащей и алкогольной продукции, либо за потребление им психотропных веществ, наркотических средств без назначения врача, новых потенциально опасных одурманивающих или психоактивных веществ (ст. 20.22 КоАП РФ);
4) к уголовной ответственности за ненадлежащие исполнение или неисполнение указанными лицами своих обязанностей, если оно связано с жестоким обращением с несовершеннолетним лицом (ст. 156 УК РФ);
5) к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним лицом в результате совершенного им административного правонарушения (ст. 1073 и ст. 1074 ГК РФ).
Административная ответственность несовершеннолетних представляет собой применение к лицу, совершившему административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, мер административного наказания и других мер воспитательного воздействия для обеспечения частной и общей превенции.
Качественными характеристиками административной ответственности несовершеннолетних являются следующие элементы:
1) такая ответственность выступает в роли составной части института административной ответственности и вида административного принуждения;
2) акцент применяемых мер в рамках административной ответственности должен перемещаться с наказания на использование мер морально-нравственного воздействия;
3) вследствие неполной дееспособности подростков, административная ответственность преследует особы цели, а репрессивные меры к таким правонарушителям применяются достаточно редко, а некоторые и вовсе не применяются;
4) административная ответственность лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, предполагает применение административного наказания и административно-восстановительных мер, которые на виновного накладывают обременительные последствия личного, имущественного и морального свойства, а также мер морально-нравственного воспитательного воздействия;
5) несовершеннолетние по большей части совершают правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
6) для несовершеннолетних характерным является совершение административных правонарушений в группе, т.е. при совместном участии иных лиц;
7) особый характер рассмотрения дел с участием несовершеннолетних правонарушителей.
Законодательство РФ в области административной ответственности несовершеннолетних лиц основывается на нормах международного права, в частности на положения Конвенции о защите ребенка и Пекинских правил.
В настоящее время комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав выступает в роли компетентного органа, который рассматривает дела об административных правонарушениях, которые совершены лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста. Комиссии создаются высшими органами государственной власти субъектов РФ для координации деятельности учреждений и органов ювенальной системы, которые осуществляют обязанности по профилактике правонарушений и безнадзорности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Если КДН не обладает полномочиями по назначению несовершеннолетнему определенного наказания, которое является исключительной компетенцией суда, Комиссия выносит определение о передаче такого дела на рассмотрение судье.
ПДН выступает в роли важного органа, который осуществляет профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Иные подразделения органов внутренних дел также выполняют отдельные полномочия в отношении предупреждения и профилактики совершения несовершеннолетними правонарушений.
Дела об административных правонарушениях, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, КДН рассматриваются согласно общим правила производства, которые предусмотрены КоАП РФ. Лицо, совершившие административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, с учетом определенных обстоятельств дела и данных о таком лице от административной ответственности может быть освобождено Комиссией с применением к нему мер воздействия, которые предусмотрены в федеральном законодательстве о защите прав несовершеннолетних.
Можно выделить следующие особенности применения административных наказаний к несовершеннолетним правонарушителям:
1) лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, не могут быть привлечены к административной ответственности, следовательно, административные наказания к ним не применяются;
2) несовершеннолетние лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут быть освобождены от административного наказания с применением к ним мер воспитательного характера;
3) КоАП РФ не предусматривает специальных видов наказаний, подлежащих применению только к несовершеннолетним лицам;
4) к несовершеннолетним не применяются такие виды наказаний как дисквалификация и административный арест;
5) самыми распространенными видами наказаний, которые назначаются несовершеннолетним, являются предупреждение и административный штраф.
Законодатель предусматривает для родителей и законных представителей различную правовую ответственность при совершении несовершеннолетним лицом административного правонарушения. Так, родители или иные законные представители могут быть привлечены:
1) к выплате административного штрафа, в случае если у лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, отсутствует самостоятельный доход для исполнения назначенного наказания в предусмотренный законом срок;
2) к административной ответственности за ненадлежащие исполнение или неисполнение указанными лицами своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав детей (ст. 5.35 КоАП РФ);
3) к административной ответственности за нахождение лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, либо за потребление им спиртосодержащей и алкогольной продукции, либо за потребление им психотропных веществ, наркотических средств без назначения врача, новых потенциально опасных одурманивающих или психоактивных веществ (ст. 20.22 КоАП РФ);
4) к уголовной ответственности за ненадлежащие исполнение или неисполнение указанными лицами своих обязанностей, если оно связано с жестоким обращением с несовершеннолетним лицом (ст. 156 УК РФ);
5) к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним лицом в результате совершенного им административного правонарушения (ст. 1073 и ст. 1074 ГК РФ).
Подобные работы
- Освобождение от административной ответственности несовершеннолетних (Ювенальное право, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1550 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности в рамках отдельных составов КоАП РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Административная ответственность несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Несовершеннолетние как субъекты административной ответственности
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность: понятие, основные признаки (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ПРИВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016



