Правовые основы управления безопасностью
|
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Организационно – правовые основы управления безопасностью………................................................................................................................7
1.1. Понятие и виды безопасности…………………………………………….…..7
1.2. Содержание управления безопасностью…………………………………….13
1.3. Нормативно – правовое регулирование управления безопасностью…………………………………………………………………………………21
Глава 2. Система государственного управления безопасностью………………33
2.1 Система федеральных органов управления безопасностью………………..33
2.2. Защита и охрана государственной границы………………………………...43
2.3. Актуальные проблемы правового регулирования управления в сфере безопасности…………………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………....56
Список использованных источников……………………………………………..60
Глава 1. Организационно – правовые основы управления безопасностью………................................................................................................................7
1.1. Понятие и виды безопасности…………………………………………….…..7
1.2. Содержание управления безопасностью…………………………………….13
1.3. Нормативно – правовое регулирование управления безопасностью…………………………………………………………………………………21
Глава 2. Система государственного управления безопасностью………………33
2.1 Система федеральных органов управления безопасностью………………..33
2.2. Защита и охрана государственной границы………………………………...43
2.3. Актуальные проблемы правового регулирования управления в сфере безопасности…………………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………....56
Список использованных источников……………………………………………..60
Актуальность темы исследования. Разработке основ совершенствования правового регулирования в сфере управления безопасностью в Российской Федерации уделяется все больше внимания. Потребность в такой разработке диктуется как растущим количеством законодательных и других нормативных правовых актов, имеющих целью обеспечить безопасность Российской Федерации, так и повышенным интересом к изучению проблем правового регулирования безопасности не только юристов, но и представителей других наук - экономистов, политологов, социологов.
В этой связи неизбежны различные подходы к научным изысканиям в данной области. Ученые вполне обоснованно отмечают в своих научных изысканиях, что до настоящего времени в отечественной науке нет единой обще-принятой методологии формирования стратегии управления в сфере безопасности, понятийного аппарата, раскрывающего такие категории, как "национальная безопасность", "национальные интересы", "основные угрозы национальной безопасности", "обеспечение национальной безопасности". Отсутствует также целостность и системность в исследовании проблем управления в сфере безопасности. Внутриведомственная ориентированность научных разработок (ФСБ, МВД), с одной стороны, выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, с другой - является причиной фрагментарности и разрозненности научных исследований в данной сфере.
В российском законодательстве не отражены реальные и действенные правовые механизмы адекватного противодействия новым вызовам и угрозам безопасности Российской Федерации. Требуют уточнения и классификации сферы деятельности государства по обеспечению безопасности. Противоречия, двойное толкование и декларативность положений соответствующих законов препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.
Полностью соглашаясь с этими общими выводами, необходимо выделить особую актуальность выбранной темы исследования.
Следует отметить, что сложившаяся научная база в основном сформировала правовые основы для обеспечения и дальнейшего развития управления в сфере безопасности Российской Федерации. И стратегическим шагом в направлении решения этой проблемы стала сама Концепция национальной безопасности Российской Федерации .
Законодательное обеспечение управления в сфере безопасности - это тот краеугольный камень в фундаменте государственного строительства, не заложив который, мы всегда будем ощущать дефицит продуманных и взвешенных решений, направленных на обеспечение национальной безопасности России. Российское законодательство в области управления безопасностью в целом решает задачи правового регулирования в данной сфере.
Федеральные законы "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О внешней разведке" "О государственной охране", обеспечивают правовое регулирование деятельности этих ведомств.
В теоретическом отношении некоторые вопросы административно - правового регулирования в сфере безопасности в современных условиях получили определенное развитие в работах А.Е. Зюскевича, Ю.Д.Казанчева, Р.А. Каламкаряна, Н.П. Кириллова, И.М. Мацкевича, Ю.И. Мигачева, Б.Ф. Старова, В.Г. Стрекозова, А.А. Тер-Акопова, С.В. Тихомирова, К.В. Фатеева и других.
Названные авторы внесли значительный вклад в разработку теоретических проблем административно-правового регулирования в сфере безопасности, сформулировали ряд предложений, направленных на совершенствование данной деятельности.
В этой связи неизбежны различные подходы к научным изысканиям в данной области. Ученые вполне обоснованно отмечают в своих научных изысканиях, что до настоящего времени в отечественной науке нет единой обще-принятой методологии формирования стратегии управления в сфере безопасности, понятийного аппарата, раскрывающего такие категории, как "национальная безопасность", "национальные интересы", "основные угрозы национальной безопасности", "обеспечение национальной безопасности". Отсутствует также целостность и системность в исследовании проблем управления в сфере безопасности. Внутриведомственная ориентированность научных разработок (ФСБ, МВД), с одной стороны, выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, с другой - является причиной фрагментарности и разрозненности научных исследований в данной сфере.
В российском законодательстве не отражены реальные и действенные правовые механизмы адекватного противодействия новым вызовам и угрозам безопасности Российской Федерации. Требуют уточнения и классификации сферы деятельности государства по обеспечению безопасности. Противоречия, двойное толкование и декларативность положений соответствующих законов препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.
Полностью соглашаясь с этими общими выводами, необходимо выделить особую актуальность выбранной темы исследования.
Следует отметить, что сложившаяся научная база в основном сформировала правовые основы для обеспечения и дальнейшего развития управления в сфере безопасности Российской Федерации. И стратегическим шагом в направлении решения этой проблемы стала сама Концепция национальной безопасности Российской Федерации .
Законодательное обеспечение управления в сфере безопасности - это тот краеугольный камень в фундаменте государственного строительства, не заложив который, мы всегда будем ощущать дефицит продуманных и взвешенных решений, направленных на обеспечение национальной безопасности России. Российское законодательство в области управления безопасностью в целом решает задачи правового регулирования в данной сфере.
Федеральные законы "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О внешней разведке" "О государственной охране", обеспечивают правовое регулирование деятельности этих ведомств.
В теоретическом отношении некоторые вопросы административно - правового регулирования в сфере безопасности в современных условиях получили определенное развитие в работах А.Е. Зюскевича, Ю.Д.Казанчева, Р.А. Каламкаряна, Н.П. Кириллова, И.М. Мацкевича, Ю.И. Мигачева, Б.Ф. Старова, В.Г. Стрекозова, А.А. Тер-Акопова, С.В. Тихомирова, К.В. Фатеева и других.
Названные авторы внесли значительный вклад в разработку теоретических проблем административно-правового регулирования в сфере безопасности, сформулировали ряд предложений, направленных на совершенствование данной деятельности.
Таким образом, подводя итог дипломной работе, сделаем следующие выводы.
Современные проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно-правовом и административно-правовом аспектах обеспечения национальной безопасности нашего государства.
Административное законодательство, принятое по вопросам обеспечения национальной безопасности, берет истоки в нормах Конституции РФ, Закона РФ от 6 марта 1992 г. "О безопасности" и Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает обеспечение безопасности граждан и обеспечение безопасности государства в качестве критериев для ограничения в ряде случаев основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, относит безопасность к предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Закон РФ "О безопасности" вводит такую категорию, как "жизненно важные интересы личности, общества и государства"; определяет безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"; признает основными объектами безопасности "личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность"; закрепляет понятие системы безопасности Российской Федерации и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации вводит такие социально-правовые категории, как "национальная безопасность Российской Федерации" и "национальные интересы".
Концепции национальной безопасности отводится основополагающая роль. Для укрепления научных основ национальной безопасности предлагается законодательно закрепить и конкретизировать "пакетом нормативно-правовых актов" все положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Пакет весьма весомый. Только по вопросам оборонно-промышленного комплекса и обороны Правовое управление Аппарата Совета Федерации предлагает принять 58 новых отраслевых законов. Должно быть приведено в соответствие с Концепцией национальной безопасности все действующее законодательство в сфере национальной безопасности.
Следует все остальное законодательство в области национальной безо-пасности не только подстроить под Концепцию, но и дополнить наименования соответствующих законов прилагательным "национальный".
Говорить о национальной безопасности государства допустимо, разумеется, когда речь идет о национальной доктрине, то есть о наиболее общих представлениях о месте и роли государства в системе международных отношений, об его исторических судьбах, стратегических целях и интересах нации, понимаемой как государствонация.
Современные проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно-правовом и административно-правовом аспектах обеспечения национальной безопасности нашего государства.
Административное законодательство, принятое по вопросам обеспечения национальной безопасности, берет истоки в нормах Конституции РФ, Закона РФ от 6 марта 1992 г. "О безопасности" и Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает обеспечение безопасности граждан и обеспечение безопасности государства в качестве критериев для ограничения в ряде случаев основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, относит безопасность к предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Закон РФ "О безопасности" вводит такую категорию, как "жизненно важные интересы личности, общества и государства"; определяет безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"; признает основными объектами безопасности "личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность"; закрепляет понятие системы безопасности Российской Федерации и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации вводит такие социально-правовые категории, как "национальная безопасность Российской Федерации" и "национальные интересы".
Концепции национальной безопасности отводится основополагающая роль. Для укрепления научных основ национальной безопасности предлагается законодательно закрепить и конкретизировать "пакетом нормативно-правовых актов" все положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Пакет весьма весомый. Только по вопросам оборонно-промышленного комплекса и обороны Правовое управление Аппарата Совета Федерации предлагает принять 58 новых отраслевых законов. Должно быть приведено в соответствие с Концепцией национальной безопасности все действующее законодательство в сфере национальной безопасности.
Следует все остальное законодательство в области национальной безо-пасности не только подстроить под Концепцию, но и дополнить наименования соответствующих законов прилагательным "национальный".
Говорить о национальной безопасности государства допустимо, разумеется, когда речь идет о национальной доктрине, то есть о наиболее общих представлениях о месте и роли государства в системе международных отношений, об его исторических судьбах, стратегических целях и интересах нации, понимаемой как государствонация.



