Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Понятие субъективного опыта в контексте современного натуралистического детерминизма

Работа №128971

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4935 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА 5
1.1. Натурализм как тенденция в современных теориях сознания 5
1.2. Гегемония натурализма в современной философии сознания 15
1.3. Субъективный опыт - камень преткновения на пути
натуралистического объяснения сознания 21
ГЛАВА 2.УНИКАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА 30
2.1. Место личностного в современной натуралистической картине мира. 30
2.2. Возможность субъективности за пределами человеческого существа..38
2.3. Моральный компонент субъективного опыта как поведенческая
детерминанта 44
ГЛАВА 3.СВОБОДНОЕ ВОЛЕНИЕ В ДЕТЕРМИНИРОВАННОМ МИРЕ. 53
3.1. Переосмысление свободы воли в современных аналитических теориях
сознания 53
3.2. Субъективное переживание свободы воли и ее отсутствия 64
3.3. Потенциал нарративных практик для развития ощущения свободы воли 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78


“Что не так с философией сознания?”1- такими словами начинает свою книгу Джон Серл, один из ведущих философов сознания второй половины XX века. Подобный вопрос кажется удивительным: ведь благодаря прогрессивному развитию современных технологий, науки о мозге непрерывно сообщают все новые данные о высшей нервной деятельности человека, что должно вести к прояснению вопросов, связанных с сознанием. Ученые и философы, располагающие большими объемами актуальной информации, становятся перед необходимостью радикального пересмотра традиционных представлений о самом человеческом в человеке - его сознании и самости. Однако затерявшись в “дебрях физикализма, объективизма, бихевиоризма, элиминативизма” исследователи уходят далеко от интуитивных представлений о внутреннем мире человека, в том числе ставя под сомнения идею свободно волящего субъекта, лежащую в основе современной культуры. Натуралистический взгляд на определенном этапе вынуждает философов вытеснить личное из человека, оставляя ему лишь социальное и биологическое. Значимость субъективного опыта постепенно сводится на нет, вплоть до отведения сознанию эпифеноменальной побочной роли. Распространение подобных “токсичных меме-вирусов” может привести к катастрофическим последствиям как на уровне индивидуальной жизни, так и на уровне общества: начиная от тяжелых психических состояний и заканчивая крахом культуры (ссылка на статью).
Автор данной работы ставит перед собой цель рассмотреть подходы к осмыслению понятия субъективного опыта в натуралистическом парадигме, подразумевающей детерминистическое устройство Вселенной. По предположению автора, развитость морального компонента субъективного опыта человека отличает его от других потенциальных носителей сознания и оказывает значительное влияние на поведение и самоощущение. В связи с этим необходимо реабилитировать значимость субъективного опыта и вкладываться в укрепление чувства агентности. Одним из способов развития ощущения самости, власти над своей судьбой автор видит в нарративных практиках, в частности, психотерапии.
Для реализации поставленной цели автор выделяет следующие задачи:
1. Определить характерные черты натуралистических тенденций в современной аналитической философии.
2. Проанализировать, как осмысляется понятие субъективного опыта с точки зрения философского натурализма.
3. Выявить и рассмотреть уникальные свойства субъективного опыта человека.
4. Определить каким образом уникальные свойства субъективного опыта человека вписываются в натуралистическую детерминистскую картину мира.
5. Выявить способы развития и укрепления уникальных свойств субъективного опыта человека.
Методологической базой исследования являются стандартные историко-философские методы, а также концептуальный анализ.
По теме магистерской диссертации автором были опубликованы статьи, входящие в перечень рецензируемых научных изданий РИНЦ:
1. Заславская Е.А. Самость как центр нарративной гравитации постчеловека ближайшего будущего // Материалы Международного молодежного научного форума “Ломоносов 2019”, секция “Философия. Культурология. Религиоведение”, подсекция “Проблема постчеловека в современной философской антропологии”. М: МАКС Прес- 2019. ISBN 978-5-317-06100-5
2. Заславская Е.А. Современные аналитические теории сознания как концептуальное основание психотерапии // Vita cogitans. - 2019. - №11 [Принято к публикации]

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной философии сознания прослеживается тенденция к натуралистичности, которую можно охарактеризовать в общих чертах как отвергающую идеи субстанциального дуализма, ориентированную на естественные науки, но не сводящуюся к редукционизму. Развитие натуралистической направленности можно объяснить совокупностью факторов: с одной стороны, кризисом лингвистического поворота, с другой стороны гегемонией научного дискурса в современном обществе, с третьей - исторически сложившейся натуралистической базой американской философской школы. К ключевым фигурам, философии которых свойственен натурализм, можно отнести Д. Деннета, Д. Чалмерса, Р. Рорти и Дж. Серла. Несмотря на общую натуралистическую направленность, нельзя говорить о единообразии осмысления субъективный опыта современными философами сознания: споры идут о подходах к решению множества проблем, в том числе проблемы соотношения сознания и мозга, тождества личности, ментальной каузальности, проблемы других сознаний. Многие идеи, основанные на осмыслении достижений современной науки, носят радикальный характер: человек рискует потерять свою уникальность в мире животных и роботов. Однако обнаруживается значительное отличие человека - моральная составляющая субъективного опыта, которая в полной мере не реализована у других живых существ или объектов, обладающих искусственным интеллектом. Мораль подразумевает возможность личного выбора из альтернативных способов поведения, но можно ли говорить о свободном выборе в натуралистическом детерминистском мире? Осмысляя проблему свободы воли, такие философы как Д. Деннет и Дж. Серл находят возможность для совмещения детерминизма и свободы воли. Д. Деннет отводит значимую роль переживанию ощущения свободы воли для поддержания культуры и моральности общества. Множество современных исследований подкрепляют идею значимости ощущения агентности, связывая веру в свободу воли с моральным, альтруистическим поведением, честностью, а также общим ощущением удовлетворенностью жизнью. Укрепление чувства агентности - важнейшая задача, стоящая перед обществом, и одним из способов достижения результата становятся нарративные практики, в частности психотерапия. Развитие психотерапии, увеличение эффективности процесса в том числе возможно за счет переосмысления терапевтического процесса с учетом актуальных концептуализаций сознания, осуществляемых аналитическими философами. Современные аналитические теории сознания имеют потенциал в качестве концептуального основания психотерапии, однако, остается открытым вопрос - возможно ли модифицировать текущие подходы с учетом современных теорий или же необходимо создать принципиально новую нарративную практику, выполняющую функцию укрепления самости и чувства агентности субъекта?
В ходе выполнения магистерской работы получены следующие результаты:
1. Выделены характерные черты, свойственные современным натуралистическим подходам в аналитической философии: отвержение идеи субстанциального дуализма, ориентированность на естественные науки, уход от редукционизма. Произведено исследование возможных причин возникновения натуралистических тенденций, среди возможных причин выделяется кризис лингвистического поворота, гегемония научного дискурса в современном обществе, исторически сложившаяся натуралистическая база американской философской школы.
2. Проделан анализ подходов к осмыслению понятия субъективного опыта с точки зрения философского натурализма в рамках таких проблем, как соотношение сознания и мозга, ментальной каузальности, тождества личности, вопроса о других сознаниях.
3. Выявлено уникальное свойство субъективного опыта человека - моральность, рассмотрена возможность субъективности за пределами человеческого существа. Рассмотрена роль морального компонента субъективного опыта на примере классических мысленных экспериментов в философии сознания: «Комната Мэри», «Китайская комната», «Мозги в бочке», «Философский Зомби».
4. Проанализировано, как в современной аналитической философии сознания возможность свободного морального воления вписывается в натуралистическую детерминистскую картину мира. Приведены исследования, демонстрирующие значимость ощущения свободы воли для благосостояния индивида и общества.
5. Выявлены способы развития ощущения агентности у субъекта: нарративные практики, в том числе воспитание, обсуждение моральных вопросов и прочие. Рассмотрена психотерапевтическая нарративная практика как потенциально перспективный метод для реализации данной цели.
Проблемы, связанные с субъективным опытом, до сих пор не находят однозначных решений в современной философии сознания. Можно говорить об активном полилоге, взаимной критике и комментировании, в процессе которых рождаются новые взгляды и корректируются позиции. Рассмотрение субъективного опыта ставит перед исследователями все новые задачи, требующие разработки.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.
2. Анохин К. В. Последний великий рубеж наук о жизни // Эконом. стратегии. - 2010. - №11. - С. 56-63.
3. Боковиков А. М. Основные направления современной психотерапии. - М., 2019.
4. Бостром Н. Искусственный интеллект. - М., 2015.
5. БуберМ. Проблема человека. - Киев, 1998.
6. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. - СПб, 2001.
7. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. - М., 2009.
8. Волков Д. Б. Бостонский зомби. Д. Деннет и его теория сознания. - М., 2012.
9. Газзанига М. Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии. - М., 2017.
10. Гарнцева Н.М. Современные нередуктивные подходы к
психофизической проблеме (Макгинн, Нагель, Чалмерс). Философские науки. 2012;(11):129-139.
11. Гаспаров И. Г., Левин С.М. Современная аналитическая философия сознания: вызовы и решения // Epistemology &Philosophy of Science. 2015. №2 (44) . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya- analiticheskaya-filosofiya-soznaniya-vyzovy-i-resheniya(дата обращения: 11.05.2020).
12. Гулин К. А., Фалалеева О. И., Ослопова Ю. Е. К вопросу о социальных предпосылках депрессивных расстройств // Проблемы развития территории. - 2003. - Т. 23. - №. 4.
13. Деннет Д. Сладкие грезы. Чем философия мешает науке о сознании. - М., 2017.
14. Дубровский Д. И. Проблема «Другого сознания // Проблема сознания в философии и науке. М., 2009. С. 153 - 171.
15. Дубровский Д. И. Субъективная реальность и мозг: два вопроса, требующих теоретического решения // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №334. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnaya-realnost-i-mozg- dva-voprosa-trebuyuschih-teoreticheskogo-resheniya(дата обращения: 11.05.2020).
16. Дубровский Д.И. Зачем субъективная реальность или «почему информационные процессы не идут в темноте?» (ответ Д.Чалмерсу) // Вопр. Философии. 2007. № 3.
17. Жучков В. А. Кант и проблема сознания // Философия сознания: история и современность. М., 2003. С. 52-74.
18. Заславская Е.А. Самость как центр нарративной гравитации постчеловека ближайшего будущего // Материалы Международного молодежного научного форума “Ломоносов 2019”, секция “Философия. Культурология. Религиоведение”, подсекция “Проблема постчеловека в современной философской антропологии”. М., 2019.
19.Заславская Е.А. Современные аналитические теории сознания как концептуальное основание психотерапии // Vita cogitans. - 2019. - №11 [Принято к публикации]
20.Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности . - СПб, 1997.
21. Иванов Д. В. Природа феноменального сознания - М., 2018.
22. Криман А.И. Трансгуманизм и постгуманизм. Ракурсы рассмотрения идеи человека будущего//Конференция “Ломоносов 2018” - 2018.
23. Кузнецов А. В. Конститутивный панпсихизм и проблема ментальной каузальности //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2015. - №. 6.
24. Кузнецов А. В. Локальный интеракционизм. Новое решение проблемы ментальной каузальности // Вопросы философии. — 2016. — № 1. — С. 148-161.
25. Кузнецов А. В. Онтология сознания: Натурализм vs
Трансцендентализм //
https://www.hardproblem.ru/posts/sobytiya/ontologiya-soznaniya-naturalizm-vs-transtsendentalizm-/, 11.05.20.
26. Кузнецов А.В. Лекция «Стратегии решения проблемы сознание-тело в философии» //https://youtu.be/l63XCHL90ig, 11.05.2020.
27. Левин С. М. Сознание, организм и объективация личности //Epistemology &Philosophy of Science. - 2013. - Т. 38. - №. 4.
28. Логинов Е. В. Прагматическое истолкование свободы воли //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2015. - №. 6.
29. Марков Б. В. Мораль и сознание //http://libelli.ru/works/coinsc.htm, 11.05.2020.
30. Марков Б.В. Философия: учебник для ВУЗов - СПб , 2013.
31. Нагель Т. Каково быть летучей мышью? // Глаз разума: фантазии и размышления о самосознании и о душе - Самара, 2003.
32. Нариньяни А. С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего //Информационные технологии. - 2010. - №. 1. - С. 65-77.
33. Никоненко С. В. Аналитиечская философия. Основные концепции. - СПб., 2007.
34. Никоненко С. В. Интенциональность: американская точка зрения //HORIZON. Феноменологические исследования. - 2017. - Т. 6. - №. 1. - С. 9-44.
35. Паткуль А. Б. , Артёменко Н. А., Публичный диспут онтология сознания: натурализм/трансцендентализм 27 марта 2015 г. , СПбГУ, Институт философии (модератор: А. Паткуль, материал подготовлен: Н. Артёменко) // HORIZON. Феноменологические исследования. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnyy-disput-ontologiya- soznaniya-naturalizm-transtsendentalizm-27-marta-2015-g-spbgu-institut- filosofii-moderator-a-patkul(дата обращения: 11.05.2020).
36. Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум. - Спб., 2008.
37. Пинкер С. Чистый лист. - М., 2018.
38. Радеев Д. Н. Ложные воспоминания и тождество личности // http://vphil.ru/index.php?
option=com content&task=view&id=1075&Itemid=52, 11.05.2020.
39. Райл Г. Понятие сознания. - М., 1999.
40. Ревонсуо А. Введение. Сознание и его место в научном взгляде на мир // Психология сознания / Перевод: А. Стативка, З. С. Замчук. - СПб, 2013, С. 13.
41. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. - М., 1996.
42. Рорти Р. Философия и зеркало природы. - Новосибирск, 1997.
43. Сапольски Р. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. - М., 2019.
44. Серл Д. Сознание, мозг и наука //Путь. Международный философский журнал. - 1993. - №. 4. - С. 3-66.
45. Серл Дж. Как решить проблему сознание-тело? - М., 2014.
46. Серл Дж. Открывая сознание заново. - М., 2002.
47. Харрис С. Свобода воли, которой не существует. - М., 2015.
48. ЧалмерсД. Сознающий ум. - М., 2015.
49. Юлина Н. С. Очерки по современной философии сознания. - М., 2015.
50. Юлина Н. С. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. - М., 1998.
51. Юлина Н. С. Философский натурализм: о книге Д.Деннета «Свобода эволюционирует». - М., 2007.
52. Юлина Н.С. Головоломки проблемы сознания: концепция Дэниела Деннета - М., 2004.
53. Якутенко И. Воля и самоконтроль. - М., 2018.
54. Baumeister R. F, Brewer L. E. Believing versus disbelieving in free will: Correlates and consequences //Social and Personality Psychology Compass.
- 2012. - Т. 6. - №. 10. - С. 736-745.
55. Baumeister R. F, Masicampo E. J., DeWall C. N. Prosocial benefits of feeling free: Disbelief in free will increases aggression and reduces helpfulness //Personality and social psychology bulletin. - 2009. - Т. 35. - №. 2. - С. 260-268.
56. Chalmers D. The combination problem for panpsychism //Panpsychism: Contemporary Perspectives. - 2017. - С. 179-215.
57. Chalmers D. Panpsychism and panprotopsychism //Consciousness in the physical world: Perspectives on Russellian monism. - 2015. - С. 246-276.
58. DennettD. Consciousness Explained. - UK., 1992.
59. DennettD. Freedom evolves. - London, 2004.
60. Dennett D. Two Black Boxes: a Fable //Activitas Nervosa Superior. - 2010.
- Т. 52. - №. 2. - С. 81-84.
61. Dimiduk D. M., Holm E. A., Niezgoda S. R. Perspectives on the impact of machine learning, deep learning, and artificial intelligence on materials, processes, and structures engineering //Integrating Materials and Manufacturing Innovation. - 2018. - С. 1-16.)
62. Eichstaedt J. C. et al. Facebook language predicts depression in medical records //Proceedings of the National Academy of Sciences. - 2018. - Т. 115. - №. 44. - С. 11203-11208.
63. Eysenck H. J. The effects of psychotherapy: an evaluation //Journal of consulting psychology. - 1952. - Т. 16. - №. 5. - С. 319.
64. Gert B. , Gert J.,"The Definition of Morality", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2017 Edition), Edward N. Zalta (ed.) // https://plato.stanford.edu/archives/fall2017/entries/morality-definition/, 11.05.2020.
65. Hunsley J., Elliott K., Therrien Z. The efficacy and effectiveness of psychological treatments for mood, anxiety, and related disorders //Canadian Psychology/Psychologie canadienne. - 2014. - Т. 55. - №. 3. - С. 161.
66. Libet B. Unconscious cerebral initiative and the role of conscious will in voluntary action // Behavioral and brain sciences - 1985. 8(4), 529-539.
67. Low Ph. The Cambridge Declaration on Consciousness // http://fcmconference.org/img/CambridgeDeclarationOnConsciousness.pdf, 11.05.2020.
68. Foster J. The Immaterial Self: a Defense of the Cartesian Dualist Conception of the Mind - UK, 1991.
69. Papineau D. Naturalism // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2009 Edition) / Ed. by E. N. Zalta (httpA://plato.stanford.edu/archives/ spr2009/entries/naturalism/)
70. Pinker S. The Better Angels of Our Nature: Why Violence Has Declined - UK, 2012.
71.Searle J. R. Minds, brains, and programs //Behavioral and brain sciences. - 1980. - Т. 3. - №. 3. - С. 417-424.
72.Stiles W. B., Shapiro D. A., Elliott R. Are all psychotherapies equivalent? // American psychologist. - 1986. - Т. 41. - №. 2. - С. 165.
73.Stillman T. F. et al. Personal philosophy and personnel achievement: Belief in free will predicts better job performance // Social Psychological and Personality Science. - 2010. - Т. 1. - №. 1. - С. 43-50.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ