Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникации власти и бизнеса в современном обществе 7
1.1. Основные концепции и понятия коммуникации власти и бизнеса 7
1.2. Исследование коммуникации власти и бизнеса на современном этапе развития
Китая 12
Глава 2. Действия предприятий в системе коммуникации власти и бизнеса в Китае
40
2.1 GR-коммуникация китайских предприятий 40
2.2 Стратегия GR-коммуникации транснациональных компаний 54
Глава 3. Правовая поддержка в системе коммуникации власти и бизнеса в Китае
65
3.1. Китайское законодательство в коммуникации власти и бизнеса 65
3.1.2. Законодательство о малых и средних предприятиях 68
3.1.3. Законодательство о иностранных предприятиях 75
3.2. Анализ коммуникации власти и бизнеса на примере провинции Чжэцзян 77
Заключение 86
Приложение 1 94
Приложение 2 100
Приложение 3
Успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между властью и бизнесом, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп при выработке и проведении социально-экономической политики. А коммуникация власти и бизнеса становится всё более важной, особенно в развивающихся странах с переходной экономикой.
Для стран с переходной экономикой, из-за несовершенства правовой и финансовой систем, также присутствует существенное административное вмешательство, а взаимодействие власти и бизнеса становится неофициальной альтернативой правовой системе рыночной экономики, действующей на территории государства. Китайская Народная Республика является типичным представителем подобных стран, но по мере того, как Китай становится важной частью глобальной экономики все больше внимание уделяется механизмам коммуникации власти и бизнеса.
За последние 30 лет Китай быстрыми темпами трансформируется, очевидно, не в последнюю очередь из-за политики экономических реформ и открытости для инвесторов, и вступления в ВТО. Модели коммуникации власти и бизнеса переходили от традиционной модели «отец и сын» к прямому управлению, от прямого к косвенному, до сегодняшнего взаимоотношения сотрудничества между государством и предприятиями. Хотя коммуникация власти и бизнеса в Китае претерпела некоторые изменения после вступления в должность Председателя КНР Си Цзиньпина, все равно ключевыми ограничениями для экономического развития в Китае представители бизнеса называют: коррупцию, (количество связанных с коррупцией дел, заслушанных китайскими судами в 2016 году, выросло на одну треть по сравнению с 2015 годом); неэффективность государственного аппарата; высокие налоговые ставки и отсутствие эффективных и удобных каналов для коммуникации с властью. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют улучшению коммуникации власти и бизнеса Китая. По данным исследования Всемирного банка 2005 года, проведенного среди более чем 12000 компаний в 30 провинциях Китая, каждая компания в среднем тратит 58 дней на решение вопросов, связанных с налоговыми органами, общественной безопасностью, охраной окружающей среды и социальным обеспечением. Среди топ-5 организаций из данного списка компаний было выявлено, что каждый год компании тратят около 170 дней, чтобы решить все необходимые вопросы с правительственными органами, а это составляет почти полгода.
Главным рычагом для содействия коммуникации власти и бизнеса являются активное общение с правительством и правовое регулирование взаимодействия государства и предприятий. Такого рода исследования актуальны особенно на современном этапе развития китайской экономики.
Исходя из этого, определим, что объектом настоящего исследования являются власть и бизнес в Китае, а предметом - коммуникация власти и бизнеса в Китае, а также меры по ее совершенствованию.
Целью работы являются разработка способов и каналов коммуникации бизнеса и власти, и анализ различных программ правовой поддержки в коммуникации власти и бизнеса в Китае.
В связи с этим автором решаются следующие задачи исследования:
1) рассмотрение содержания ключевых понятий коммуникации власти и бизнеса;
2) анализ моделей взаимоотношения власти и бизнеса в Китае;
3) выделение ключевых особенностей коммуникации власти и бизнеса в Китае;
4) анализ способов и каналов коммуникации власти и бизнеса в Китае;
5) анализ нормативно-правовой базы о государственных и иностранных предприятиях, в том числе о мерах поддержки малого и среднего бизнеса в Китае;
6) анализ коммуникации власти и бизнеса в провинции Чжэцзян.
Актуальность темы данного исследования состоит в недостаточной изученности эволюции власти и бизнеса в Китае. Актуальна работа также для выявления основных каналов коммуникации власти и бизнеса в Китае.
Теоретическая база по диссертационной работе представлена работами таких российских авторов, как Ачкасова В. А., Берлин, А.Д., Бинецкий, А.Э., Болгова А. Н., Васильев, Т.В., Данков, А.Н., Шомко, О.А., Самойленко С. А., Сморгунов, Л. В. и китайских авторов, как Чжоу Юй, Ли Чьи, Хуэй Фен, Ван Чжаосин, Жан Минь, Ли Мужи, Цинь Мин, Ли Янь, Юань Нянь, Цин Янань, Ли Чжан, Хань Янан, Фан Зи, Ан Цинь, Фень ЧиЯнан, Ин Цинь, У Хин, и китайскими законами о взаимодействии власти и бизнеса, и также другими электронными ресурсами.
Методы исследования, используемые автором магистерской диссертации: анализ документов (законодательные акты), метод сравнения, метод case study, метод опроса (анкетирование).
Эмпирическую основу диссертационного исследования составили открытые данные исследований по выбранной теме, анализ 18 сайтов китайских государственных предприятий и результаты опроса по коммуникации власти и бизнеса в 50 китайских компаниях.
Данная диссертационная работа включает введение, три главы (теоретические аспекты изучения коммуникации власти и бизнеса в современном обществе; положение предприятий в системе коммуникации власти и бизнеса в Китае; особенности коммуникации власти и бизнеса в провинции Чжэцзян) заключение, список литературы, приложение. В приложении представлены: исследование GR-коммуникации государственных предприятий, вопросы анкеты по GR - коммуникации власти и бизнеса для ТНК, а также ответы со стороны 10 крупнейших ТНК, работающих на территории Китая. Общий объем работы составил 105 страниц. Объем приложений 11 страниц.
В ходе выполнения магистерской диссертации было проведено исследование коммуникации бизнеса и власти, а также были изучены модели взаимоотношений власти и бизнеса в современном китайском обществе, законодательные акты о государственных, иностранных предприятиях и малом и среднем бизнесе. Были исследованы особенности коммуникации власти и бизнеса и деятельность, направленная на общения с правительством со стороны различных предприятий в Китае, была проанализирована правовая поддержка в системе коммуникации власти и бизнеса в Китае.
Представленные в работе теоретические и практические материалы позволяют сделать следующие выводы:
1. В Китае с 1978 и до сих пор взаимоотношение власти и бизнеса прошло три основных этапа. Первый этап возник в периоде политики реформ открытости, взаимоотношение между властью и бизнесом переходила от традиционной модели «отец и сын» к предприятиям, которые имели больше прав по отношению к автономии от государства, которые могли повлиять на принимаемые государственные решения, хоть и не очень сильно. Второй этап начался в 1991 году. На этом этапе, отношение с властью переходило от прямого управления к косвенному. Предприниматели начали самостоятельно управлять бизнесом, функция представительства переходила от тотального контроля к макрорегулированию экономики. А на третьем этапе цель государства была в создании взаимоотношений сотрудничества между властью и бизнесом, для того чтобы адаптироваться к экономической глобализации.
2. Китайское законодательства о предприятиях является довольно жестким, по сравнению с западными странами. Хотя для разного вида предприятий законодательство немного различается, но играет активную роль в содействии развития бизнеса, который соответствует законам государства. Правовая поддержка предлагает здоровую обстановку для коммуникации власти и бизнеса, в то же время помогает определить границу между властью и бизнесом, содействует развитию атмосферы доверия и сотрудничества власти и бизнеса.
3. Проведение стратегии GR-коммуникации предприятий влияет на разработку и осуществление государственной политики правительства, а также для реализации политических интересов. В Китае разные типы предприятий имеют свои стратегии GR - коммуникации. Так в диссертации, мы исследовали действия предприятий, особенности, технологии и типы стратегии GR - коммуникации. В основе анализа используются материалы о 7 государственных предприятиях, рассмотрено несколько кейсов частных предприятий и проведен опрос транснациональных корпораций, работающих в Китае. У большинства ТНК в Китае есть профессиональные GR - специалисты, которые стремятся создавать прямые или косвенные контакты с властью. С одной стороны их стратегии GR - коммуникации проявляются как мобилизация социальных сил, участие в ассоциациях, формирование корпоративного имиджа предприятий, и оказание поддержки и помощи в деятельность социального обслуживания. С другой стороны, у них также существуют уникальные стратегии GR - коммуникации, учитывающие особенности типа предприятия. Благодаря административному преимуществу у большинства руководителей государственных предприятий Китая есть налаженные связи с органами власти, что в значительной степени способствует эффективной коммуникации бизнеса и власти. Однако, из-за контроля со стороны правительства, действия государственных предприятий направленны на решение конкретных задач органов власти. Если сравнивать государственные и частные предприятия, то частные предприятия имеют больше свободы в принятии решений. А для ТНК в Китае самым главным ключом к успеху GR - коммуникации является реализация стратегии локализации, чтобы получить поддержку правительства и общества.
1. Перепелица Г В. Совершенствование взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике // Перепелица Г В. Москва.: Российское предпринимательство. 2006, - 8с.
2. Чжан Цзе, Шен Цзин, Чэнь Лянвэнь. Тенденция к современному отношению власти и бизнеса / Чжан Цзе, Шен Цзин, Чэнь Лянвэнь.- Пекин.: политика и закон, 07.2015. - 160-161 с.
3. Дуань Ган. Размышления о отношении власти и бизнеса после реформ и открытости / Дуань Ган. - Пекин,. экономика, 2001. - 3 с.
4. Чжэн Сяохуа. История о взаимоотношении власти и бизнеса и инновация системы / Чжэн Сяохуа. - Фуцзянь,. политика, 1998. 8 с.
5. Barry Naughton. Growing Out of the Plan: Chinese Economic Reform, 1978-1993 / Barry Naughton. - New York: Cambridge University Press, 1995. - 10p.
6. Lee, J. State Owned Enterprises in China: Reviewing the Evidence / Lee, J. - OECD Working Group on Privatization and Corporate Governance of State Owned Assets (OECD Publishing), 2010. 33p.
7. Ho, D., Young, A. China’s Experience in Reforming Its State-Owned Enterprises: Something New, Something Old and Something Chinese? / international Journal of Economy, Management and Social Sciences, 2(4) April 2013. 22p.
8. Ли Л., Кондрашова Л. Демократизация прав собственности: китайский вариант. - Проблемы теории и практики управления / Ли Л., Кондрашова Л. 2003, № 2, с. 25.
9. Си Цзиньпин. Доглад в Политическом консультативном совете^] // Политический консультативний совет КНР. 2015.
10. Ли Янь. Структурные реформы в сфере предложения / Ли Янь. Пекин.: Народ, 2016. - 45с.
11. Цин Янань. Мнение о создания новой отношения власти и бизнеса / Цин Янань. Пекин.: Изд-во ПУ, 2016. - 87с.
12. Ли Чжан. Канал улучшения контакта власти и бизнеса / Ли Чжан. Пекин,: Народ, 2016. - 213с.
13. Хань Янан. Новая модель “Цин” и “Цинь” / Хань Янан. Пекин.: Изд-во ПУ , 2016. 99с.
14. Фан Зи. Государственная поддержка предприятий / Фан Зи. Шанхай.: Совет, 2016. 124с.
15. Хуэй Фен. Ускорить трансформацию правительнных полномочий // «Го Цзи Цзинь Жун Вао»(«Международная финансовая газета»). 2003. 9 января.
16. Т.А. Алимова, А.В. Ченина, А.Ю. Чепуренко. Бизнес через призму социологии // Т.А. Алимова, А.В. Ченина, А.Ю. Чепуренко. Москва.: Мир России, 2011. № 3 - 3с.
17. А.Ю. Зудин, А.А. Яковлев. «Подснежники» или незаменимые посредники? Сектор «работающих» бизнес-ассоциаций России // А.Ю. Зудин, А.А. Яковлев. Москва.: Мир России. Социология. Этнология, 2011. № 3
18.Чэньчжоу Ван. Государство и предприятия // - Чэньчжоу Ван. Пекин,:
Экономика, 2002. - 54с.
19. Лян Жчонмин, Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в китайской экономике // китайский журнал менеджмента. - П., 2005. № 1.
20. Ан Жонжчуан. Инструмент цивилизованного лоббизма / Ан Жонжчуан. Пекин:. Политика, 2007, - 23с.
21. Lee, J. State Owned Enterprises in China: Reviewing the Evidence, OECD Working Group on Privatization and Corporate Governance of State Owned Assets (OECD Publishing).201
22. Robert Grosse, International Business and Government Relations in the 21st century, Cambridge University press MPH, 2005.
23.luo Xiaodong. Multinational Corporation-Host Government Relations // luo Xiaodong. Beijing.: Economy. 2009,22p.
24. Хе Зхонгли. Стратегия локализации ТНК в Китае // Хе Зхонгли. Пекин.: Политика. 2014, - 8с.
25. Li Xiaofei. China’s outward Foreign Investment from a Political Perspective // Li Xiaofei. Beijing.: Economy. 2008, 34p.
26.О экономическом законодательстве [Текст]: Конституция КНР от 4 декабря 1982 г. № 451 // 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го 89
созыва
27.0 экономическом законодательстве [Текст]: О компаниях КНР 29 декабря 1993 г. № 5// 5-е заседание Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва.
28.Чжоу Юй. Реформа государственных предприятий: Учебное пособие / Чжоу Юй. - Пекин.: Изд-во ПУ, 2010. - 54 с.
29.О регулирующем налоге на инвестиции в основные фонды [Текст]: Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Китайской Народной Республике от 24 июля 2007 № 209 // Госсоветом КНР.
30. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства от 19 сентября 2009 г. № 24 // Госсоветом КНР. - 54 с.
31. Ли Чьи. Анализ развития среднего и малого бизнеса в Китае / Ли Чьи. - Пекин.: Экономика, 2014. - 104 с.
32. Хуэй Фен. Ускорить трансформацию правительственных полномочий / Хуэй Фен. Пекин.: Син Хуа, 2003. - 56с.
33.Закон О стимулировании средних и мелких предприятий от 29 июня 2002 г. // 28 сессия Постоянного Комитета ВСНП 9го созыва. 2002. №13 - 45с.
34. Акт об освобождении от уплаты налога на бизнес от 21 апрея 2008 г. // Национальный комитет реформ и развития и Государственное Налоговое Управление. 2008. - 65с.
35. Ван Чжаосин. Анализ реформы финансовых услуг / Ван Чжаосин. Шанхай.: Изд-во ФУ, 2014. - 89с.
36. Жан Минь. Взаимодействие власти и бизнеса по проблемам развития экономики / Жан Минь. Шанхай Свет, 2010. - 145с.
37.Закон О неотложной правовой помощи малому бизнесу от 21 ноября 2015 г. // Госсоветом КНР. 2015. - 156с.
38. Цинь Мин. Китайская налоговая поддержка малого и среднего бизнеса / Цинь Мин. Шанхай.: Свет, 2012. - 234с
39. Цинь Мин. Китайская налоговая поддержка малого и среднего бизнеса / Цинь Мин. Шанхай.: Свет, 2012. - 312с.
40.Закон О налоге на прибыль предприятий от 5 июля 2008 г. // Госсовет КНР. 2008. - 54с.
41. Ан Цинь. Как Чжэцзян поддерживает развития предприятий / Ан Цинь. Чжэцзян.: Новый век, 2010. - 76с.
42. Фень ЧиЯнан. Развитие экономики в Чжэцзян Фень / ЧиЯнан. Чжэцзян.: Новый век, 2014. - 98с.
43. Ин Цинь. Создание местных правительств / Ин Цинь. Чжэцзян.: Изд-во ЧЗУ, 2014. -214с.
44. У Хин. Помощь и поддержка малого и среднего бизнеса / Чжэцзян.: Изд-во ЧЗУ, 2015. -89с.
Электронные ресурсы
45. В Китае за 2016 год рассмотрели 45 тысяч дел о коррупции // на сайте «Интерфакс» URL: http://www.interfax.ru/world/553203
46. Почему в Китае такое сложное отношение власти и бизнеса? // на сайте «FT» URL:http://m.ftchinese.com/story/001062248
47.Определение бизнеса // на сайте «Финансы просто» URL:http://www.finprosto.ru/term/81
48.Что такое бизнес? // на сайте: «azps» URL: http://azps.ru/articles/org/org3.html
49.Экономика и бизнес в Китае // на сайте «Время Востока» URL:http://www.easttime.ru/news/kitai/transnatsionalnye-kompanii-orientiruyutsya-na-kitai/6087
50. Трансформация политики и экономики // на сайте «CSAC». URL:http://zhanlve.org/?p=376
51. Власть и собственность в Китае // на сайте «РЦИТ». URL:http://rcit.su/article058.html
52. Mode of access // на сайте «Law school» URL: https://law.wm.edu/faculty/ documentsAao-653-6431.pdf (last visited 16.11.2014).
53.Частный сектор экономики создал свыше 80 проц рабочих мест в китайских городах, его доля в ВВП составляет около 60 проц // на сайте «Синьхуа» URL: http://russian.news.cn/economic/2012-12/05/c 132020670.htm
54. Внешняя торговля после вступления в ВТО Китая // на сайте: Развитие Китая 91
URL:http://xn 7kcbipadqfgacqcjvrsbe0cs7af6i3g8c.xn--p1ai/html
55. Требование после вступления в ВТО Китая // на сайте «china org» URL: russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2011-12
56. Китай и ВТО: итоги пяти лет // на сайте «China window» URL:http://www.xinhuanet.com/fortune/13.htm
57. Власть и бизнес в условиях вступления страны в ВТО: китайские уроки // на сайте «МГИМО МИД России» URL:http://mirec.ru/2006-01/vlast-i-biznes-v-usloviah-vstuplenia-strany-v-vto-kitajskie-uroki
58. Ли Кэцян. Доклад о работе правительства / Ли Кэцян. 2016. URL: http://capital.people.com.cn/n1/2016/1226/c405954-28976452.html
59. Восемь запретов // Сайт «Cai Xin». URL: http://opinion.caixin.com/2016-12-08/101024743.html
60. Новая модель коммуникации власти бизнеса в Китае // Сайт «Народ». URL: http://cpc.people.com.cn/n/2013/1115/c64094-23559163.html
61. Доклад « О развитии малого бизнеса Китая» // Сайт «CCTB». URL: http://www.cctb.net/llyj/xswtyj/zfcx/201608/t20160810_344128.htm
62. Взаимодействие власти и бизнеса в Китае // URL:http://cnpolitics.org/2016/08/state-business-relations/
63. Показатель депутатов ВСНП из предприятий и настройки политики в 2000-2008 гг // на сайте: «news.sina» URL:http://news.sina.com.cn/c/sd/2012-07-06/142524726245.shtml
64. Стратегия бизнеса Microsoft^ китае // на сайте: «wangyi» URL: tech.163.com/06/0523/02/2HP9NR5V000915B2.html
65. Успешные кейсы ТНК в Китае // на сайте «Синьхуа» URL: news.xinhuanet.com/employment/2002-09/.../content_555883.htm
66. Сюрприз для «дядюшки» // Сайт «Лента.Ру». URL: https://lenta.ru/articles/2014/11/24/mistress/
67. В Китае расстреляно 10 тысяч чиновников в рамках борьбы с коррупцией // Сайт «Мировое ревю». URL:http://world-review.ru/v-kitae-rasstrelyano-10-chinovnikov-v-ramkax-borby-s-korrupciej/
68. Китайская методичка по борьбе с коррупцией // Сайт «Варламов». URL: http://
varlamov.ru/1253837.html
69. Настоящее положение развития малого и среднего бизнеса в Китае // на сайте «Baidu». URL: http://www.xuebuyuan.com/1183854.html
70. Развитие малых и средних предприятий // на сайте «Син Хуа». URL: http:// wap.cndca.org.cn/mjzysj/lxzn31/czyz93/1112665/index.html
71. Развитие малых и средних предприятий // на сайте «Син Хуа» URL: http://wap.cndca.org.cn/mjzysj/lxzn31/czyz93/1112665/index.html
72. Каталог // сайт « Китайское законодательство». URL: www.ndrc.gov.cn, www.fdi.gov.cn.
73. Государственный комитет по развитию и реформе КНР. Перечень отраслей для размещения иностранных инвестиций. // на сайте URL:http://cnlegal.ru/china incorporation/
74. Исследование экономики провинции Чжэцзян // на сайте: «sina» URL: http:// blog.sina.com.cn/s/blog_54bddca40100e4d6.html
75. Современный средний и малый бизнес провинции Чжэцзян // на сайте «Издательский дом БИБЛИО-ГЛОБУС» URL:https://bgscience.ru/lib/3003/
76. Поддержки развития финансового сектора провинции Чжэцзян // на сайте «sina» http://finance.sina.com.cn/meeting/2016-12-28/doc-ifxyxusa5616869.shtml
77. Положение экономики провинции Чжэцзян // на сайте « shuangchuang» URL: https://www.shuangchuang.org.cn/article/4497.html
78.Экономико-правовые аспекты создания малых инновационных предприятий // на сайте: «sina» URL: http://finance.sina.com.cn/roll/2016-05-12/doc-ifxsehvu8741592.shtml
79.Новое отношение власти и бизнеса в в провинции Чжэцзян // на сайте «Синьхуа» URL:http://news.xinhuanet.com/fortune/2015-01/28/c_1114169055.htm