Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие физических качеств у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Работа №128935

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы40
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ 5
1.1 Описание проблем умственных отклонений. 5
1.2 Педагогика физического развития для обучающихся с интеллектуальными проблемами. 8
1.3 Улучшение физического потенциала детей, имеющие интеллектуальные отклонения 9
1.4 Важность активных игр для детского развития с интеллектуальными нарушениями 10
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 14
2.1. Методы исследования 14
2.2. Структурирование исследовательских процессов 16
2.3 Детализация методов проведения исследования 18
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 22
3.1. Итоги исследования медицинской документации 22
3.2. Анализ физической подготовленности учеников в начале исследования 22
3.3. Анализ физической подготовленности учеников по завершении исследования 23
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЯ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Актуальность исследования. Большое внимание к категории лиц с умственной отсталостью не случайно, так как, по последним данным, их количество в мире заметно прогрессирует. По статистическим сведениям, 60 % детей из всех детей с отклонениями в состоянии здоровья - это дети с умственной отсталостью. По данным А.Ю. Асанова (2003), большинство умственно отсталых детей страдают олигофренией. Согласно учениям Т.Г. Неретиной (2010), большую группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети. К этой категории относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта. Причем данное нарушение носит стойкий, необратимый, не прогрессирующий характер и ведет к трудностям социальной адаптации [1, 27].
О.В. Елецкая считает, что умственная отсталость – это стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга. По мнению автора, к существенным признакам понятия «умственная отсталость» относятся органические нарушения психического развития, их необратимость, нарушение познавательной сферы» [15]. Причем, умственное и психическое недоразвитие сопровождаются отставанием или нарушением физического развития.
По данным Е. А. Стребелевой (2022), различные подвижные и спортивные игры способствуют развитию двигательных способностей. Исходя из этого, нами предпринято исследование влияния подвижных игр на физическое состояние детей с умственной отсталостью [34].
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование подвижных игр в уроки физической культуры школьников с нарушением интеллекта будет способствовать развитию их физических качеств и моторных навыков.
Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования - развитие физических качеств и моторных навыков учащихся специальной коррекционной школы восьмого вида ?
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, аннотирование, сравнение, обобщение, систематизация, интерпретация, синтез, наблюдение, изучение педагогического опыта.
Цель исследования: обосновать методику развития физических качеств школьников с нарушением интеллекта на основе подвижных игр.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме развития физических качеств у школьников с нарушениями интеллекта.
2. Разработать методику проведения уроков физической культуры с включением подвижных игр.
3. Оценить эффективность предложенной методики.
4. Разработать практические рекомендации для развития физических данных детей с нарушением интеллекта.
Теоретическая значимость исследования: в работе проведен комплексный анализ анатомо-физиологических особенностей детей с интеллектуальными нарушениями развития. Показано влияние подвижных игр на физические показатели обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения развития.
Практическая значимость: материалы выполненной работы, могут быть полезны в практической работе учителей физической культуры в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения развития.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, библиографии (в количестве 44 источников) и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследуя разнообразные источники, включая научную, учебно-методическую и специальную литературу, направленную на изучение развития физических способностей детей, можно обнаружить множество значимых идей. Посредством глубокого анализа стало возможно сделать вывод, о том, что подвижные игры не только помогают детям правильно развивать свое двигательное пространство, но и благоприятно воздействуют на всю психическую сферу. Например, они помогают детям лучше координировать свои движения и развивать мышление, а также обеспечивают их эмоциональную и социальную интеграцию.
Применение подвижных игр, занимающих примерно пятую часть учебного времени, оказывается высокоэффективным способом стимуляции развития физических способностей детей с интеллектуальными нарушениями. Результаты исследования позволяют говорить о статистически значимом росте многих показателей, связанных с развитием скоростных и силовых качеств у детей, участвующих в подвижных играх на уроках, по сравнению с теми, кто занимается по обычной программе (Р<0,05).
Таким образом, применение подвижных игр как методологического инструмента в работе с детьми, страдающими отклонениями в интеллектуальном развитии, является не только обоснованным, но и эффективным подходом.
В заключение следует отметить, что все эти упражнения демонстрируют важность регулярной физической активности для повышения общей физической формы. Также это подтверждает, что даже регулярные тренировки могут значительно улучшить результаты в физических упражнениях.



1. Асанов, А. Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей: учеб. пособие для студентов вузов / А. Ю. Асанов, Н. С. Демикова, С. А. Морозов; под ред. А. Ю. Асанова. – М., 2003. С. 170–190.
2. Бгажнокова И.М. Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство "Просвещение", 2013 г. С. 256.
3. Большая медицинская энциклопедия. [Текст]: / Главный редактор академик Б.В. Петровский. Том 7. Издание третье. - М.: Советская энциклопедия, 1977.- 549 с.
4. Ванюшкин В.А. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития: дис. канд. пед. наук. [Текст]: /В. А. Ванюшкин / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1994.-142 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
6. Горбачев А.Л. Аутизм. Медико-биологические маркеры // Вестник СВГУ, 2019. Вып. 32. С.6-12.
7. Горбачев А.Л., Луговая Е.А. Особенности элементного статуса у детей с расстройством аутистического спектра // Микроэлементы в мед., 2019. Т.20. Вып. 3. С.20-40.
8. Горская И. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: учеб. пособие. [Текст]: / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск: СибГАФК, 1999. - 79 с.
9. Двирский А. А., Двирский А.Е. К истокам формирования концепции раннего слабоумия в работах Э. Крелепина и шизофрении в работах Е. Брейлера. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011. – С. 62-65
10. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей: пособие для учителей и воспитателей школ. [Текст]: / А. А. Дмитриев. - М.: Советский спорт, 1991.- 231 с.
11. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]: / А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002.- 176 с.
12. Долгачева А. В. Инновационная методика физического воспитания детей с задержкой психического развития [Текст] / Долгачева А. В. // Физическая культура. – 2007. - №2. – С.78-79.]
13. Евсеев С.П. Определение и оценка выносливости инвалидов [Текст]/: С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Ю.Ю. Вишнякова, А.В. Шевцов, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. -№ 1(65), 2016. - С. 25-32.
14. Евсеев С.П. Определение и оценка скоростных возможностей инвалидов[Текст]: / / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.И. Черная, Е.Б. Ладыгина, Н.Н. Аксенова// Адаптивная физическая культура. -№ 1(65), 2016. - С. 23-25.
15. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник / О.В. Елецкая. - 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2018. - 500 с.
16. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство для врачей. [Текст]: /Д. Н. Исаев СПб. : Речь, 2003.- 391 с.
17. Козленке Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. / Н.А Козленке. — Киев: Олимпийская литература, 1988. -335 с.
18. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.
19. Костина О.В. Роль железа в патогенезе расстройств аутистического спектра у детей // Вопросы соврем. пе¬диатр. 2018. Т.17. Вып. 4. С.281-286. DOI: 10.15690/vsp.v1714.1920)
20. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутиз-ма: Начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. – М. : Просвещение, 1991. – С. 88–97.
21. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. [Текст]: / Литош Н.Л. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 253 с.
22. Луговикова Е. В. Анализ эффективности спортивно развивающей программы для подростков с нарушением интеллекта / Выпускная квалификационная работа обучающегося по направлению подготовки 49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)/ Белгород, 2018.
23. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]: /А.Р. Маллер, Г. В. Цикото.- М.: Академия, 2003.-208 с.
24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры. [Текст]: / Л.П. Матвеев. М.: Просвещение, 1991.-543 с.
25. Мозговой В. М. Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.: Просвещение, 2009. -256 с.
26. Мозговой В.М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания [Текст] В. М. Мозговой. // Дефектология. - 2004. №6. С. 17-21
27. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс / Т.Г. Неретина. - М.: Флинта, 2010. - 376 с.
28. Никольская, О. С. и др. Аутичный ребенок. Пути помощи /О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : Тере-винф, 2000. – 336 с
29. Петровская А. Ю. развитие физических качеств у школьников с нарушением интеллекта на уроках физической культуры / Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 49.04.02. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Белгород, 2019.
30. Плаксунова, Э. В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / Э. В. Плаксунова //Аутизм и нарушения развития. – 2009. – № 4. – С. 67–72
31. Плешаков А. Н. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физической культуры : автореф. дис. канд. пед. наук. . [Текст]: /А. Н. Плешаков. С-Пб., 2005.- 21 с.
32. Приказ Министерства здравоохранения Российской федерации № 170 от 27 мая 1997 года «О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем X пересмотра».
33. Семаго, М. М. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности /М. М. Семаго, Н. Я. Семаго ; под общ. ред. М. М. Семаго. – М. :Генезис,2011- 108 с.
34. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога: практическое пособие. – Москва: Владос, 2019. - 257 с.
35. Уфимцева Л. П. Коррекция и развитие двигательной сферы подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития [Текст]: / Л.П.Уфимцева, Л.М. Сафонова, Е.Б. Полежаева // Коррекционная педагогика. 2006. № 6 (18).- С. 67–75.
36. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе. [Текст] / Е.С. Черник - М.: Учебная литература, 1997. - 320 с.
37. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. [Текст]: / Л.В. Шапкова.- М.: Советский спорт, 2001. - 334 с.
38. Шпитальная О. А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллектуального развития в условиях детского дома: Автореф. дис. канд. пед. наук. [Текст] / О. А. Шпитальная.- С.-Петербург, 2000. - 22с.
39. Эдельсон С.М. Научные вопросы, связанные с биологией аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 1 (62). С. 4 -14. doi: 10.17759/autdd.2019170101
40. Baio J., Wiggins L., Christensen D.L. et al. Center for Disease Control and Prevention. Prevalence of autism spectrum disorder among children aged 8 years — Autism and developmental disabilities monitoring network, 11 sites, United States, 2014 // Surveillance Summaries, 2018, Vol. 67. P. 1-23.
41. Bjorklund G., Meguid N., El-Ansary A. et al. Diagnostic and Severity-Tracking Biomarkers for Autism Spectrum Disor¬der. J. of Mol. Neurosci. 2018 b; 66(4):492-511.
42. Matelski L., Van de Water J. Risk factors in autism: thinking outside the brain // J Autoimmun. 2016; 67:17.
43. https://studopedia.ru/12_75847_statistika-spetsialnoy-pedagogiki.html
44. https://dmo.econ.msu.ru/Teaching/ru/stat/Student.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ