ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПИНДОКТОРИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ PR-ТЕХНОЛОГИЯ
1.1. Сущность и трактовки спиндокторинга в системе PR 7
1.2. Основные приемы работы и техники применения 22
1.3. Возможности применения спиндокторинга органами государственной
власти 38
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПИНДОКТОРИНГА В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ 45
2.1. Анализ возможности применения техник спиндокторинга органами исполнительной власти РФ 45
2.2. Специфика использования СМИ в PR-деятельности пресс-службы органов исполнительной власти РФ 53
ЗАКЛЮЧНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В силу сложившейся внутри- и внешнеполитической обстановки очень важно чувствовать общественные настроения в стране и избегать протестной деятельности, в том числе имею-щей явно выраженный деструктивный характер. Органам государственной власти всегда необходимо доверие населения. В последние годы в Российской Федерации, со стороны, в первую очередь, федеральной власти к использованию механизма взаимодействия с общественностью, наблюдается положительная тенденция.
Отсюда следует понятное стремление не пускать информационные потоки на самотек, поскольку в противном случае, как отмечает профессор Георгий Почепцов, «действует, как правило, закон бутерброда: ситуация реализуется по наихудшему сценарию. Спиндоктор как раз и призван опровергнуть универсальность закона падающего бутерброда. При участии спиндоктора и бутерброд упадет как следует».
Помимо вышеизложенного указанная тема представляется актуальной, поскольку в русскоязычной литературе по коммуникациям и связям с общественностью спиндокторинг изучен мало и односторонне - как технология, с помощью которой недобросовестные политики и их политические консультанты манипулируют общественным мнением.
Согласно Cambridge Dictionary, спиндоктор - специалист в сфере поли-тики, деятельность которого направлена на предоставление информации в лучшем, чем она является на самом деле, виде. Данное определение достаточно универсально, а также позволяет балансировать между представлениями о спиндокторинге российских и европейских ученых. В рамках дипломного исследования мы будем опираться на данное определение.
В англоязычной же литературе, на которой во многом базируется данное исследование, современный спиндокторинг определяется не только как манипулятивная технология в политическом PR, но и как менеджмент новостей, который может принести реальную пользу и защиту интересам организации при угрозе кризисной ситуации либо ее развитии. Для кризисной ситуации характерны разрывы стандартных коммуникативных процессов, нейтрализовать которые можно посредством интенсификации новых процессов. Интенсивная коммуникация характеризуется не только работой в сжатые сроки, но и работой в агрессивной среде, настроенной против данной коммуникации и коммуникатора. При этом необходимо постоянство реакции и противодействия, и это не только постоянный мониторинг информационного пространства, но и проведение тех или иных действий в ответ на то или иное развитие событий. Другими словами, спиндокторинг - контроль формата новостного потока, который определяет отношение аудитории к описываемому в новости событию. Технологии спиндокторинга заслуживают внимания хотя бы тем, что дают рецепт работы в кризисной агрессивной коммуникационной среде, т. е. понимание коммуникационных аспектов кризиса.
Появление словосочетания «спин-доктор» в американском словаре политических терминов относят к 1984 году. Тогда оно впервые было использовано в статье «Нью-Йорк Таймс». Так были названы в ней агенты по связям с общественностью высокой квалификации, которые стремились предложить журналистам использование готовых интерпретаций для освещения завершившихся только что телевизионных дебатов между Уолтером Мондейлом и Рональдом Рейганом.
Предмет: Анализ возможностей применения технологий спиндокторинга.
Объект: Спиндокторинг как современная PR-технология.
Цель исследования: выявление особенностей и механизмов процесса работы PR-служб в органах исполнительной власти с использованием техник спиндокторинга.
Для достижения цели автором решаются следующие задачи:
1) рассмотреть сущность спиндокторинга в системе PR;
2) выявить основные приемы работы и техники применения;
3) проанализировать PR-деятельность на федеральном уровне, на при-мере пресс-службы Председателя Правительства РФ;
4) рассмотреть актуальные технологии спиндокторинга для пресс- службы Председателя Правительства РФ.
Степень теоретической разработанности темы. Изучением явления спиндокторинга занимаются многочисленные авторы, в том числе журналисты, работники пресс-служб, отделов по PR. Особенно отметим работу ученого Говарда Курца, который в предисловии к своей книге «How the White House and the Media Manipulate the News» отмечает, что Белый дом обладает довольно большим опытом в сфере спин-операций. Д. Уотте довольно убедительно освещает состояние спиндокторинга в Соединенных Штатах Америки. Он приводит точное определение понятия «спиндоктор», а также знакомит нас с работой профессионала - спиндоктора в своем труде «Political Communication Today». Из западных же исследователей спиндокторинга стоит, также, отметить Дж. Мальтиза, результаты его наблюдении были опубликованы в книге «Spin Control. The White House Office of Communications and the Management of Presidential News» в 1992 году.
Среди российских исследователей первым термином «спиндокторинг» заинтересовался издателя И. Новиков, о котором В. Ключевский сказал, что впервые русский дворянин вышел на службу отечеству с пером и книгой, а не с огнем и мечом. Отдельно отметим исследования в области PR, журналистики и спиндокторинга профессора Г. Почепцова и М.А. Шишкиной.
Методы исследования: системный подход и общенаучные методы познания: сравнение, обобщение, контент-анализ, синтез.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В данной работе мы провели попытку систематизации знаний, двигаясь от теоретических принципов существования PR-служб в государственных органах управления к анализу PR-подразделений в ряде крупных государственных структур и использования на практике главных технологий спин-докторинга.
Исследовав особенности PR-деятельности в государственных учреждениях, следует подчеркнуть, что PR-деятельность в государственных организациях является одной из функций управления, благоприятствующих установлению, а также поддержанию взаимного понимания и сотрудничества между учреждениями и общественностью. Детальное исследование теоретических аспектов PR-деятельности в государственной структуре, оказало помощь в достижении намеченных целей - рассмотрение подходов к понятию паблик рилейшнз в государственном управлении, описание общих принципов организации, а также работы служб по связи с общественностью, анализ PR-деятельности пресс-службы Правительства РФ.
Осуществленный анализ выявил, что власть в своей деятельности находится в тесном взаимодействии с общественными учреждениями, стремясь к привлечению к важнейшей работе всех заинтересованных сторон и ведомств, а также расширению круга аудитории, до которой необходимо донесение нужной информации. Арсенал работы обладает: консультационными пунктами, клиентскими службами, едиными юридическими службами, общественными пунктами сбора вопросов граждан, «горячими линиями».
Первый представитель власти, практиковавший применение служб по связям с общественностью был Борис Николаевич Ельцин. Инструментарий, а также набор техник PR формировались на практике, первые сотрудники служб по связи с общественностью преимущественно - профессионалы в сфере журналистики и политологии. Проведя анализ интервью первых пресс- секретарей, а также сотрудников PR-служб при президенте, сформировалось представление по первоначальным функциям пресс-секретаря.
Проведя ознакомление с официальными сайтами, федеральными постановлениями, а также указом Президента РФ «О формировании Администрации Президента РФ», нами выявлены особенности, а также функция и структура пресс-службы.
Для того чтобы оценить эффективность работы в государственных органах власти во время работы использовались сведения о доверии населения к новостям, об источниках получения новостей, отношении населения к конкретным действиям властей, а также характеристике личности Д. А. Медведева в общем. Для этой цели изучались итоги социологических опросов ВЦИОМ, российской негосударственной исследовательской компании «Левада центр», учреждения, занимающегося социологическими опросами «Фонд Общественное Мнение».
Нами проведен анализ теоретических основ и рекомендаций деятельности политических консультантов, проанализирована практическая реализация при рассмотрении российского рынка консалтинговых услуг в области политики, рассмотрены технологии, подходящие для использования пресс-службой Председателя Правительства РФ в PR-деятельности, что дало возможность сделать вывод о возможностях развития данной отрасли PR- деятельности.
Актуальным остается вопрос отношения правительства, а также средств массовой информации. Изучение масс-медиа может дать представление о возможностях государства оказывать влияние на общественное сознание посредством СМИ. В процессе работы рассмотрены приемы создания и усиления новостей, а также проанализирована возможность практики приме-нения техник спиндокторинга пресс-службой Председателя Правительства РФ.
Необходимость рассмотрения в процессе исследования интернет ауди-тории обуславливает показатель её динамичности. В дипломной работе про-ведено рассмотрение видов политической активности и способов размещения сведений государственными органами власти, что дает возможность разработки тактики воздействия на аудиторию посредством социальных сетей.
Следовательно, проанализировав PR-деятельность на федеральном уровне, мы можем утверждать, что специфика работы служб по связи с общественностью в органах исполнительной власти проявляется в характеристике субъекта, а также средств деятельности, в особенностях эффектов, которые достигаются в результате PR-деятельности.
1. О формировании Администрации Президента РФ: указ Президента РФ от 03.06.2000г. №1013
2. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: ФЗ
3. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая по состоянию на 1 февраля 2016 г. М., 2016
5. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон от 13.01.1995 W-ФЗ (ред. От 12.03.2014)
6. О средствах массовой информации: Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 -М.:Российская газета №32
7. Моргунова, Е.А. Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» /Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев , В.А. Вайпан, А.П. Любимов. - М.: «ЗАО Юстицинформ», 2004 г.
8. Гречишников, С.Е. Избирательные технологии: монография/ Е.С. Гречишников. - М.: Канон+, 2011 - С. 56
9. Гусев, Д.Г. Уши машут ослом. Современное социальное программирование/Д.Г. Гусев, О.А. Матвейчев, Р.Р. Хазеев, С.Ю. Чернаков.- Спб.: Питер, 2013.- С.11-30
10. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб.: Питер. - 2006. - 240 с.
11. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга для менеджера. / А. Б. Зверинцев - СПб. : СОЮЗ, 2009. - 288 с.
12. Инфометр//Итоговый отчет «Открытость федеральной исполнительной власти: результаты экспертного аудита» [Электронный ресурс] URL: http://infometer.org/analitika/foiv_2015(Дата обращения: 04.04.2017)
13. Ключевский В. Курс русской истории. Ч. V. М., 1937.
14. Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью. М.: Академ. Проспект, 2009, с. 101
15. Кузин, С.В. Человек медийный/ С.В. Кузин, О.Г. Ильин.-М.: Альпина Паблишер, 2011. - С.67
16. Ланкин, Е.В. Как выиграть выборы без административного ресурса: Рекомендации опытного политтехнолога/ Е.В. Ланкин.-М.: Альпина Паблишер, 2015.- С.12
17. Левада - центр//Новостные источники и доверие к ним. [Электронный
ресурс] URL: http://www.levada.ru/2015/12/16/novostnye-istochniki-i-
doverie-k-nim/ (Дата обращения: 12.03.2017)
18. ВВС//Кто владеет СМИ в России:ведущие холдинги. [Электронный ресурс] URL:
http: //www. bbc. com/russian/russia/2014/07/140711_russia_media_holdings (Дата обращения: 12.03.2017)
19. Левада-центр//Доверие к СМИ. [Электронный ресурс] URL:
http://www.levada.ru/2015/10/23/doverie-k-smi/ (дата обращения 10.04.2017)
20. Матейчев, О.А. Уши машут ослом. Сумма политтехнологий/ О.А. Матвейчев. - М.: Эксмо, 2008 - С. 114
21. Международный пресс-клуб// М.М. Афанасьева, Особенности функционирования и роль PR- подразделений в государственных органах [Электронный ресурс] URL:
http://www.prclub.com/assets/files/pr_lib/pr_raboty/2012/afanasieva(Дата обращения: 02.04.2017)
22. Морозова Т. Д. Психологические особенности политических консультантов РФ // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 490-494. 13
23. Моррис Д. Новый государь. М.: Никколо М, 2003, с. 35
24. Московский Комсомолец// Валентина Ланцева, первый пресс-секретарь Ельцина: «Простите меня, Борис Николаевич, за то, что я бросила
http://www.mk.ru/politics/2011/01/31/561895-valentina-lantseva-pervyiy- presssekretar-eltsina-prostite-menyaboris-nikolaevich-za-to-chto-ya-brosila- vas.html(Дата обращения: 13.03.2017)
25.Общая газета//ТОП-20. Лучшие политтехнологи России 2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.og.ru/politics/2016/01/19/top-20-
luchshie-polittehnologi-rossii-2016 (Дата обращения: 09.04.2017)
26. Овчинникова, О.В. Мама, ты меня любишь, или это PR/ О.В. Овчинникова, П.А. Малуев, Е.Н. Лебедева.- Воронеж: Научная книга, 2013.- С.11
27. Ольшанский, Д.В. Политический PR/ Д.В. Ольшанский.- СПб.:Питер, 2003.-С.58
28. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL:http://pravo.fso.gov.ru(Дата обращения: 12.03.2017)
29. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок.
[Электронный ресурс] URL:http://zakupki.gov.ru(Дата обращения:
12.03.2017)
30. Официальный сайт РФ для размещения информации о проведении торгов. [Электронный ресурс] URL:http://www.torgi.gov.ru(Дата обращения: 12.03.2017)
31. Портал государственных и муниципальных услуг. [Электронный ресурс] URL:https://www.gosuslugi.ru/(Дата обращения: 12.03.2017)
32. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М. : Ваклер, 1999, с. 68
33. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М. : Ваклер, 1999, c. 69-70
34. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер. 1999
35. Почепцов Г.Г. Спин-доктор и его работа: нетрадиционные методы управления информационным пространством [Электронный ресурс]. URL:http://www.telekritika.ua/lyudi/2001-11-30/1945
36. Пресс-служба // Пресс-секретарь по-российски. [Электронный ресурс]
URL: http://www.press-service.ru/article/95/ (Дата обращения:
13.03.2017)
37. РАПК//Рукоовдящие органы. [Электронный ресурс] URL:
http://rapc.pro/director/(Дата обращения: 12.03.2017)
38. Раскладкина, М. К. Интернет как средство организации информационно-политического пространства России. Дисс. канд. полит. наук./ М.К. Раскладкина. -СПб,2013. -С.52
39. Родькин, П.Е. Медиа и социум. Три попытки вскрыть субъект власти /Е.П. Родькин.-М.: Совпадение, 2016. - С.15
40. Сайт Конституции Российской Федераци [Электронный ресурс] URL: http://constitution. garant.ru( Дата обращения: 12.03.2017)
41. Сервер органов государственной власти. [Электронный ресурс] URL: http://gov.ru(Дата обращения: 12.03.2017)
42. Фирсов А. Кому на Руси агитировать хорошо// Выборы: законодательство и технологии. 2010. N11., С.36.
43. Фонд Общественное Мнение// Интернет в России: динамика проникновения. Осень 2015. [Электронный ресурс] URL: http://fom.ru/SMI-i- internet/12497(Дата обращения: 10.04.2017)
44. Хамраев В. Дмитрий Медведев и Россия. «КоммерсантЪ», 2010, 15 декабря, 18 с.
45. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М. А. Шишкина. - СПб., 2007. - 444 с.
46.Электронная библиотека БГУ//П.Л. Соловьев, К.Э. Погоцкий. Спин- докторинг как технология защиты интересов организации в медиапространстве. [Электронный ресурс] URL:
http://elib.bsu.by/handle/123456789/147769(Дата обращения: 13.03.2017)
47. Bruse В. Images of power. How the Image Makers Shape Our Leaders. Kogan Page Ltd., 1992, p. 136
48. Cialdini R. Influence: The Psychology of Persuasion, Revised Edition.
49. Cialdini R. Influence: The Psychology of Persuasion, Revised Edition. Har¬per Business, 2006, p. 97
50. Esser F., Reinemann C., Fan D. Spin Doctoring in British and German Elec¬tion Campaigns: How the Press is Being Confronted with a New Quality of Political PR // European Journal of Communication. 2000. Vol. 15, iss. , p. 220
51. Jones N. Soundbites and Spin Doctors. How Politicians Manipulate the Me¬dia - and Vice Versa. Indigo: Cassell plc (London), 1996, p. 123
52. Kurtz H. Spin Cycle. How the White House and the Media Manipulate the News. Simon & Schuster; 1st Touchstone edition, 1998, p. 93
53. Safi re W. Satire’s New Political Dictionary. The Defi nitive Guide to the New Language of Politics, 3rd edn. NY: Random House, 1993, p. 740-741
54. Watts D. Political Communication Today. Manchester University Press, 1997, p. 120-121
55. YouTube//«KcTaTn о погоде» 07.10.2015.[Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch? v=d7fqpFVTka8 (Дата обращения:
13.03.2017)