Введение 3
Глава 1. Участие бизнеса в решении социальных проблем молодежи в
Германии и России 6
1.1. Молодежная политика России и Германии 6
1.1.1. Социальная молодежная политика России 7
1.1.2. Социальная молодежная политика Германии 21
1.2. Молодежь и ее ожидания 36
Выводы к первой главе 40
Глава 2. Сравнительный анализ ведения политики корпоративной социальной ответственности, направленной на решение социальных проблем молодежи Германии и России 43
2.1. Роль бизнеса в решении социальных проблем молодежи 43
2.1.1. Роль бизнеса в решении социальных проблем молодежи в России . 46
2.1.2. Роль бизнеса в решении социальных проблем молодежи в Германии
49
2.2. Социальные проекты бизнеса, направленные на решение проблем
молодежи России и Германии 53
2.3. Сравнительный анализ социальных проектов России и Германии,
направленных на решение основных социальных проблем молодежи 61
Выводы ко второй главе 67
Заключение 70
Список литературы 74
На сегодняшний день, согласно международным нормам, политика корпоративной социальной ответственности является неотъемлемой частью ведения бизнеса. В 1990-2000х годах Европейские компании не только предоставляли комфортные условия работы для своих сотрудников, но и стали принимать участия в проектах, направленных на решение экологических или социальных проблем общественности. В России развитие корпоративной социальной ответственности стало активно проявляться в первом десятилетии 21 века, до этого момента практика проявления социальной ответственности ограничивалась заявлениями компаний о соблюдениях норм этики и разовой благотворительностью.
Молодежь, как «будущее нации», во все времена предоставляла особую ценность для общественности, занимая важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Молодежь строит свое будущее самостоятельно, основываясь на ошибках предыдущих поколений. Однако влияние внешних факторов и не разрешаемые социальные проблемы ограничивают молодое поколение в своем развитии.
В международной практике особый интерес при формировании стратегии корпоративной социальной ответственности представляет организация коммуникаций коммерческих организаций с социальной группой «молодежь». Коммерческие организации заинтересованы принять участие в решении социальных проблем молодого поколения не только в целях формирования имиджа компании, но так же в целях его подготовки к продолжению ведения их деятельности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью выявления методов ведения политики корпоративной социальной ответственности бизнеса и моделей ее стратегий, основываясь на международном и российском опыте ввиду высокой международной конкуренции с целью формирования положительного имиджа компаний у целевых групп общественности.
Целью работы является исследование особенностей ведения политики корпоративной социальной ответственности, направленной на решение социальных проблем молодежи и выявление актуальных эффективных методов в России и Германии.
Достижение цели предполагает выполнение следующих научно-исследовательских задач:
• исследовать политические ситуации в Германии и России;
• выявить актуальные социальные проблемы молодежи в данных странах;
• исследовать вовлеченность и проанализировать деятельность государственных и коммерческих структур в решении социальных проблем молодежи;
• сравнить социальные проекты коммерческих организаций Германии и России, направленные на решение социальных проблем молодежи.
Объектом исследования данной работы является политика корпоративной социальной ответственности бизнеса.
В качестве предмета исследования выбраны методы политики корпоративной социальной ответственности, в рамках реализации стратегии формирования положительного имиджа компании.
Теоретическую базу дипломной работы составили исследования российских и зарубежных ученых по таким направлениям как связи с общественностью, политология, социология, менеджмент, маркетинг. Дипломная работа опирается на труды авторов, исследовавших политику корпоративной социальной ответственности, как работы Дементьевой А.Г. «Корпоративная социальная ответственность», статьи Благова Ю.Е. «Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление» и Мартыновой Т.Н. «Коммуникационные технологии в работе с молодежью в контексте корпоративной социальной ответственности предприятий».
Эмпирическую базу дипломной работы составили положения федеральных законов, федеральных социальных проектов, социальных отчетов международных и российских компаний, аналитические исследования сферы социального положения молодежи, открытые данные социологических и специализированных исследований, материалы ведущих экономических изданий, данные с сайта компаний и некоммерческих организаций.
Новизна выпускной работы заключается в комплексном рассмотрении и выявлении эффективных и актуальных методов ведения политики корпоративной социальной ответственности в рамках решения социальных проблем молодежи.
Методологическую основу исследования составили:
• неформализованный анализ документов, сайтов, официальных отчетов;
• анализ статистических данных;
• анализ вторичных данных по исследованиям в сфере политики КСО;
• case-study;
• сравнительный анализ.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами, описанными выше, и представлена введением, двумя главами, заключением и списком, использовавшихся источников и литературы.
В данном исследовании были изучены особенности ведения политики корпоративной социальной ответственности, направленной на решение социальных проблем молодежи в России и Германии. В ходе исследования были выявлены направления политики КСО, предпосылки их формирования и различия стратегий российских и немецких компаний.
В результате анализа литературы, посвященной развитию корпоративной социальной ответственности на территориях Германии и России, было определено, что политика корпоративной социальной ответственности является нерушимой частью деятельности любой коммерческой организации. Европейские и русские компании осознают необходимость формирования имиджа социально ответственной компании в сознании групп общественности, с целью PR бренда и организации. Соблюдение этических норм по отношению к сотрудникам компании не может быть полным проявлением социальной ответственности, и анализируя деятельность немецких и российских организаций, можно сделать вывод, что данный метод ведения политики КСО становится обязательной частью деятельности любой компании.
В рамках исследования политических ситуаций в России и Германии, были выявлены основные социальные проблемы молодежи, являющиеся характерными для двух стран: наркомания и безработица. Государство каждой страны имеет свои определенные методы по решению данных проблем. Наиболее эффективной, согласно проведенному исследованию, считается политика Германии. Взаимодействуя с бизнесом, некоммерческими организациями, общественными объединениями и, делегируя меры между различными государственными структурами, Правительство ФРГ добивается больших успехов, чем Правительство Российской Федерации. Однако необходимо брать во внимание тот факт, что предпосылки возникновения проблем в Германии и России являются различными, что не дает возможность с точностью определить уровень эффективности той или иной политики.
Согласно данному исследованию, метод вовлечения в решение социальных проблем молодежи других заинтересованных сторон государством, практикуется не только в Германии, но и в России. Создание системы взаимодействия НКО, бизнеса и государства, которая будет направлена на реализацию молодежной политики, обеспечивает ей ее эффективность. Если вовлеченность государства обусловлена ее обязанностями и долгом перед общественностью, а интерес некоммерческих организаций - альтруистичными побуждениями, то в случае с бизнесом, основной целью поддержки социальных проектов является формирование имиджа или его закрепление в сознании целевых групп общественности.
Перед тем как анализировать роль бизнеса в решении социальных проблем молодого поколения, было необходимо определить уровень развития политики корпоративной социальной ответственности в России и Германии. Появление самого понятия КСО и его внедрение в деятельность коммерческих организаций приходится на начало 21 века. Однако в настоящее время политика социальной ответственности бизнеса стала общенациональной идеей Германии и является частью деятельности большинства компаний. В России КСО только начинает свое полноценное развитие, даже несмотря на тот факт, что крупные игроки рынка поддерживают и развивают данную тенденцию с 2004 года.
Выбор решения проблем молодого поколения в качестве направления социальной политики не является характерным ни для немецкого, ни для российского бизнеса. Формирование социальных проектов, направленных на молодежь, в большинстве случаев обусловлено мотивацией со стороны государства или профилем самой коммерческой организации. Несмотря на этот факт, большинство крупных компаний одним из направлений КСО выбирают взаимодействие с молодежью: помощь инвалидам, предоставление образовательных программ, формирование практических программ, спонсирование конкурсов или соревнований для талантливой молодежи и др.
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ четырех крупных социальных проектов, реализуемых на территории России и Германии, которые были направлены на решение двух схожих социальных проблем молодежи - наркомания и безработица. Ориентируясь на основные критерии, были выявлены цели проекта и цели, преследуемые компаний, направления социального проекта, результаты и эффект, который оказал проект после реализации. По результатам анализа были выявлены наиболее эффективные методы и особенности формирования стратегии социальной политики, которые могут позволить добиться всех поставленных целей.
Анализируя социальные проекты компаний, необходимо было определить, что именно понимается под эффективностью социального проекта. Проект является частью политики корпоративной социальной ответственности, что в свою очередь является частью PR деятельности компании. Эффективность может быть определена с точки зрения решения поставленной перед социальным проектом проблемы или же, с точки зрения целей PR-кампании. По результатам исследования можно сделать вывод, что социальный проект компании является успешным и эффективным с точки зрения КСО и PR-деятельности только при условии влияния на решение поставленной перед собой проблемы.
По результатам сравнительного анализа социальных проектов компаний России и Германии были выявлены наиболее эффективные методы реализации проектов. Первоначальной задачей компании при формировании социального проекта стоит сопоставление целей организации и проекта. Только при точном представлении желаемых результатов, компания может определять направления социальных проектов и составлять план его реализации.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что заявленные задачи в исследовании были выполнены, а цель достигнутой.
1. 16 Указ Президента Российской Федерации №690 от 09.06.2010 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Правительство Российской Федерации
2. Доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной
политики в Российской Федерации 2015 год // Министерство образования и науки Российской Федерации // Федеральное агентство по делам молодежи: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://fadm.gov.ru/documents/download/350
3. Заключительный акт конференции ООН для принятия протокола о психотропных веществах, 1971 г.
4. Официальный отчёт «Антинаркотическая политика Российской федерации»
от 10.09.2016 // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.fskn. gov.ru/otchet
5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации
от 2006 года // Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https//www.russia.ru/strateg_gos_moloz_polit
6. Федеральное распоряжение от 29.11.2014 «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Правительство Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fadm.gov.ru/mediafiles
7. Федеральное распоряжение от 29.11.2014 «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Правительство Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fadm.gov.ru/mediafiles
Отечественная литература:
1. Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления. // Журнал «ARS ADMINISTRANDI» («Искусство управления»), 2011 - C. 53.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Москва, 2009. - C. 64
3. Калинкина М.Ю. Государственная политика Германии в сфере социальной и молодежной работы, Москва, 2008.
4. Карнаущенко Л.В. Научная статья «Государство и молодежь в процессе
реализации государственной молодежной политики: проблемы
взаимодействия», Москва, 2010. - С. 35
5. Корпоративная социальная ответственность в современной России: теория и практика // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005 — С. 8.
6. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса. Учебное пособие. Москва, 2011 - С. 56
7. Кравцова Е.М., Матвеева В.Ю. Модели социальной ответственности бизнеса в мировой экономике // Экономика, предпринимательство и право, 2016 — С. 81-98
8. Куринько Р.Н. Что такое социальная ответственность бизнеса? // Журнал «Sustainable Business», 2014
9. Макарова С.В., Степанова Н.Р. Социальная ответственность - важнейший фактор устойчивости развития организации и общества в целом // Фундаментальные исследования, 2014 - С. 1075-1079
10. Скутнева С.В. Гендерное измерение жизненного самоопределения молодежи, Москва. 2009. - С. 98
11. Чамкаева Е. П. Анализ деятельности молодежных организаций в контексте молодежной политики Федеративной Республики Германия // Проблемы и перспективы развития образования, Пермь, январь 2013 г. — С. 32-36
1. Strauss, William and Neil Howe, Generations: The History of America’s Future (Book Review). Perspectives on Political Science, 23 January 2012.
Электронные источники:
1. Андроник О.В. Статья «Подростковая наркомания и причины
наркозависимости» от 26.08.2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.semyadeti.ru/podrostkovaya-narkomaniya.html
2. Безработица среди молодежи в Европе // Handelsblatt, 04.03.2013:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.inosmi.ru/world/20130304/206583041.html
3. Борьба с безработицей на примере ФРГ // MoreFinance: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.morefinance.ru/mofics-334-1.html
4. В ФРГ наркоманы будут получать героин по рецепту // Deutsche Welle: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.m.dw.com/ru/(дата обращения 30.03.2017)
5. Грицюк М. На открытие своего дела безработным будут давать по несколько сотен тысяч рублей // Российская газета от 22.12.2009
6. Евдокимова О.К. Социальная ответственность по-немецки // Deutsche Welle: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.m.dw.com/ru
7. Европейская молодежь не желает работать: состояние рынка труда ЕС на март 2013 года // Regnum, 31.05.2013: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.regnum.ru/news/polit/1665599.html(дата обращения 28.03.2017)
8. Исследование «Занятость и безработица в Российской Федерации» от
01.02.2015 // Федеральная служба государственной статистики:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.gs.ru/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/unemployment (дата обращения 28.01.2017)
9. Кузьмина О.Н. Обзор «О национальных молодежных политиках зарубежных
стран» от 23.12.2012: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
vmo.rgub.ru/o_naz_politikah_zarubej om.pdf
10. Опыт Германии в борьбе с наркоманией. Справка // РИА Новости:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.ria.ru/beznarko help/20111010/454733235.html(дата обращения 30.03.2017)
11. Отчёт о «Реализации проектов, направленных на профессиональное
образование молодежи» от 30.03.2015 // Федеральное агентство по делам молодежи: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://fadm.gov.ru/document(дата обращения 13.03.2017)
12. Отчёт о финансировании профессионального образования от
24.06.2015 // Федеральная служба государственной статистики:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.gs.ru/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/education
13. Официальное заявление директора ФСКН от 13.01.2016 // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fskn.gov.ru/news(дата обращения 25.12.2016)
14. Официальное заявление Deutscher Bundesjugendring от 2014 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dbjr.de/
15. Официальный отчёт «Уровень наркомании в Российской Федерации» от 01.06.2015 // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fskn. gov.ru/otchet
16. Поколение X, Y, Z: как в них разобраться? // Zillion, 23.09.2013:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.zillion.net/ru/blog/316/pokolieniia-x-y-z-kak-v-nikh-razobrat-sia
17. Проблемы молодежи Германии и России можно решать сообща, уверены немецкие эксперты: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.newslab.ru/news/270336
18. Сравнительное социологическое исследование «Ценностные
ориентиры молодежи» от 10.01.2014 // Институт социально-политических исследований Российской Академии Наук: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.isprras.ru(дата обращения 28.01.2017)
19. Ценности, приходящие и уходящие с возрастом. База данных ФОМ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bd.fom.ru/pdf/d24cpiusv11.pdf
20. Чальцева И.С. Научная статья «Молодежная политика за рубежом:
попытка анализа»: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.cyberleninka.ru/article/n/molodezhnayz-politika-za-rubezhom-popytka- analiza
Электронные ресурсы:
1. База данных Организации Объединенных Наций: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org/ru/databases/index.html(в свободном доступе)
2. В ФРГ наркоманы будут получать героин по рецепту // Deutsche Welle: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.m.dw.com/ru/
3. Государственный проект «Всероссийский конкурс лучших практик» // Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/проекты/практика (в свободном доступе)
4. Государственный проект «Поддержка талантливой молодежи» //
Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/проекты/поддержка (в свободном доступе)
5. Государственный проект «Российские студенческие отряды» // Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/проекты/ (дата обращения 13.03.2017)
6. Государственный проект «WorldSkillsRussia» // Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/world_skills_russia (дата обращения 13.03.2017)
7. Заключительный акт конференции ООН для принятия протокола о психотропных веществах, 1971 г.
8. Международная летняя научная школа “Agro Tech-2015” // Sustainable
Business, 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.csrj ournal. com/12329-mezhdunarodnaya-letnyay a-nauchnaya-shkola- agrotech-2015.html(в свободном доступе)
9. Независимый опрос «Наиболее важные проблемы, с которыми сталкивается молодежь» // CESSI, Институт сравнительных исследований, Москва, 2010 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cessi.ru/index.php?id=6(в свободном доступе)
10. Официальный сайт Ассоциации менеджеров: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.amr.ru(в свободном доступе)
11. Официальный сайт компании «СУАЛ-холдинг» : [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rusal.ru(в свободном доступе)
12. Официальный сайт компании Pepsi Co: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pepsico.ru(в свободном доступе)
13. Официальный сайт компании Volkswagen: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.volkswagen.de/(в свободном доступе)
14. Официальный сайт НКО «Матери против наркотиков» : [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.azaria.rusorg.ru(в свободном доступе)
15. Официальный сайт Федерального правительства ФРГ // Die
Bundesregierung: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.bundesregierung.de(в свободном доступе)
16. Официальный сайт Федерального правительства ФРГ // Die
Bundesregierung: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.bundesregierung.de(в свободном доступе)
17. Официальный сайт Bundeskriminalamt: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bka.de(в свободном доступе)
18. Официальный сайт European Social Survey: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.europeansocialsurvey.org(в свободном доступе)
19. Портал правовой статистики // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.crimestat.ru(дата обращения 17.01.2017)
20. Проблемы молодежи Германии и России можно решать сообща, уверены немецкие эксперты: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.newslab.ru/news/270336(в свободном доступе)
21. Социальный отчет компании Boehringer Ingelheim: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.csrreport.us.boehringer-ingelheim.com(в свободном доступе)
Электронные ресурсы на иностранных языках:
1. CSR Made in Germany // Federal Ministry of Labour and Social Affairs, 2012:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.download.diplo.de/New Delhi/csr-made-in-germany.pdf
2. Официальный сайт Министра Герда Мюллера: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gerd-mueller.de
3. Официальный сайт Федерального правительства ФРГ // Die Bundesregierung: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bundesregierung.de
4. Официальный сайт Федерального правительства ФРГ // Die Bundesregierung: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bundesregierung.de
5. Официальный сайт Федерального правительства ФРГ // Die Bundesregierung: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bundesregierung.de
6. Официальный сайт Bundesministerium des Inner: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bmi.bund.de
7. Официальный сайт Bundesministerium des Inner: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bmi.bund.de/DE/Themen/Gesellschaft-Verfassung
8. Официальный сайт Bundesministerium fur Gesundheit: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bmg.bund.de
9. Официальный сайт International Labour Organization: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/lang--en/index.htm
10. Bundesministerium fur Familie, Senioren, Frauen und Jugend: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bmfsfj.de/bmfsfj
11. Jugendarbeitslosigkeit in Europa // Handelsblatt, 04.03.2013:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.inosmi.ru/world/20130304/206583041.html
12. Jugendarbeitslosigkeit in Europa // Handelsblatt, 04.03.2013:
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.inosmi.ru/world/20130304/206583041.html