Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Качества образцового гражданина в эллинистических надписях

Работа №128875

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Зарождение и развитие почётных декретов как жанра эпиграфики . . 17
Глава II. Почётные декреты в честь политической и экономической элиты: образ эвергета в надписях 35
Глава III. Качества образцового гражданина и идеология эллинистического полиса 64
Глава IV. Почётные декреты в честь интеллектуальной элиты - качества образцового медика в эллинистических надписях острова Кос 90
Заключение 102
Список использованной литературы 107
Список сокращений 111


Битва при Херонее в 338 г. до н.э. положила конец традиционному политическому укладу греческих полисов - вместе с поражением коалиции греческих государств пала и свобода Эллады, завершилась эпоха поздней классики, постепенно складывался новый мир, который Иоганном Дройзеном был назван эллинистическим. Новая эпоха принесла с собой новые порядки - на смену автаркии полисов пришло подчинение македонской монархии, в Афинах, бывших прежде оплотом демократии, была утверждена царями олигархия. Но это касается полисов Балканской Греции. Для эллинов в Малой Азии эти перемены, пришедшие вместе с войсками Александра Великого, наоборот, стали положительными - полисы Ионии и других регионов получили, по крайней мере формально, свободу, с которой македонские монархи в какой-то мере считались. Кроме того, власть царей-эллинов была по естественным причинам предпочтительнее для греков подчинению варварским царям. В любом случае, по обеим сторонам Эгеиды сложилась в целом похожая политическая обстановка - в тех полисах, которые не были захвачены тиранами, установились олигархические, или формально демократические (с преобладанием элиты в политической жизни) порядки. Во всяком случае, времена крайней демократии ушли безвозвратно - на смену активному участию народных масс в политической жизни пришёл порядок, в котором народное собрание играло роль статиста. Полисной жизнью стали заправлять наиболее богатые и знатные граждане, заседавшие в совете. Их значимость в эту эпоху засвидетельствована многочисленными почётными декретами, на которые обратил внимание ещё классик эллинистической историографии - У. Тарн . Как отмечает исследователь, такие благодетели предпочитали не платить полису (как обязательную литургию), а преподносить своё благодеяние как дар. Такое явление ещё называется в исторической литературе эвергетизмом, а благодетели - эвергетами. Эта терминология взята из почётных декретов, где благодетель именуется еберуетрд (OGIS 268, 6; МАМА VI 173, 4-5), а благодеяние - s'Depyeota (OGIS 215 II, 27; I. Priene 108, 101). Благие дела богатых и знатных граждан указывались в почётных декретах, которые принимались народными собраниями полисов в качестве благодарности за помощь гражданскому коллективу. Но одними эвергетами дело не ограничивалось - Уильям Тарн вместе с декретами в честь полисной элиты отмечает изобилие декретов в честь врачей2. Подробнее об этом будет рассказано в основной части работы. Здесь же следует отметить, что почётные декреты засвидетельствовали эту перемену - от классической демократии к эллинистической олигархии (или очень умеренной, консервативной демократии). И в этом кроется важная проблема - перемена государственного устройства, политической системы греческих полисов неизбежно должна была повлечь за собой и перемену в области идеологии и социальной психологии. От гражданина демократического полиса в V в. до н.э. требовалось проявлять совсем иные качества, нежели от эвергета в полисе с олигархическим устройством, да ещё и подчинённом монарху одной из македонских династий. Однако этот вопрос остался малоизученным в историографии. Изучение политической и общественной мысли эпохи эллинизма в основном сводилось к монархии, к образу царской власти. К теме же идеологии и социальной психологии подданных эллинистических царей до сих пор наблюдается слабый интерес. Из немногих работ на эту тему следует отметить «Идеологию и культуру сельского населения Малой Азии I-III вв.» Е.С. Голубцовой . Несмотря на то, что работа посвящена сельской общине, её тема близка к теме идеологии и социальной психологии городских общин. Полисы же оказались в центре внимания другой советской исследовательницы - И.С. Свенцицкой, которая в ряде статей обращалась к теме социальной жизни в эллинистических полисах . Вопросы социальных отношений и психологии, идеологии граждан полисов и сельских жителей были не случайно затронуты советской историографией, которая традиционно уделяла большое внимание социальной истории античного мира.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Политические, социальные и экономические перемены всегда отражаются на господствующих в обществе идеях, представлениях. Это коснулось и качеств образцового гражданина, которые в совокупности составляли целостный образ - на закате классической эпохи афинские граждане почитались за добродетельное и справедливое (и вдобавок к этому - бескорыстное) исполнение магистратур. За щедрость в декретах почитались дружественные цари. В обществе были утверждены эгалитарные, коллективистские порядки - чрезмерно выраженное честолюбие считалось нежелательным для гражданина качеством. По крайней мере, это касается классических Афин - как обстояло дело в Малой Азии, сказать сложнее. В эпоху классики власть над городами Малой Азии сменялась неоднократно - афиняне, спартанцы, персидские цари. Определённо, в периоды афинского господства порядки в полисах Малой Азии были более демократическими, и в общественной жизни этих городов могли господствовать те же представления, что и в Аттике. Победа Филиппа при Херонее, завоевания Александра Македонского и последовавший за ними процесс образования новых царств полностью переменили политический и социальный (а также и экономический) уклад греческого мира. На смену господству народа пришло господство немногих - олигархии (хотя официально в полисах могла быть провозглашена демократия, в отличие от олигархий периода персидского владычества). Вместе с этими переменами эволюционировал и образ идеального гражданина - вместо честного и справедливого магистрата образцовым гражданином становится богатый эвергет, дарующий полисной общине финансовые и иные благодеяния, как в своё время их даровали афинянами боспорские цари. Причём, как отмечает У. Тарн, богатые граждане не желали платить (государству подати), они желали дарить . А это уже позиция превосходства элиты.
Родилась новая аристократия (или же возродилась старая), которой требовалось выразить свои идеалы и представления. В результате элитарные идеи нашли своё выражение в почётных декретах, которые играли ту же роль, что и архаическая поэзия, воспевавшая идеалы аристократии. В надписях, выставлявшихся на публичное обозрение, были изложены образцовые качества, которые ценились в эллинистическом обществе.
Качества образцового гражданина эллинистической эпохи, таким образом, являются важной темой в истории идей античного мира. Но при этом данная тема является практически не изученной. Для её раскрытия требуется изучение большого массива эпиграфики, в первую очередь почётных декретов. Первым, кто занялся этой темой напрямую, является П. Шольц. В значительной степени тему затронул С. Ламберт, хотя его работа была посвящена предэллинистическому периоду. Однако комплексного исследования всего канона положительных качеств с привлечением большого массива эпиграфики в историографии произведено не было. Целью настоящей работы было восполнение этого пробела, и вот какие выводы были сделаны мною в ходе исследовательской работы.
Центральным понятием была аретр, «доблесть», всегда остававшаяся константой греческой общественной морали - это качество выражало деятельное участие гражданина в общественной жизни, совершение им деяний на благо полиса, совершённых в соревновании с другими гражданами. В лексике почётных декретов аретр приобрела значение совокупности деяний (эвергетических, дипломатических, военных) на благо полисной общины и других, специфических добродетелей (благочестие, справедливость, мужество и т.д.). Стоит отметить наличие ещё двух констант эллинистической общественной морали - SiKaioouvp, справедливость, которая имела важное значение ещё с архаических времён, и euvoia, расположение (лояльность), которая приобрела значение уже в эллинистическую эпоху. В эту совокупность понятий, составлявших аретр гражданина, входили также благочестие, рвение и усердие, честолюбие, филантропия и др. Многие понятия взаимосвязаны друг с другом, но одно понятие не поглощает другого - каждое понятие имеет конкретное значение, может составлять парную формулу с другим. И все понятия соединяются в идеал аретр. Благочестие (ruocfkia) и справедливость (SiKaioouvp) образуют двуединый канон, выражающий соблюдение человеком социальных норм, порядочность, законность. С этим каноном в IV в. до н.э. было связано понятие фйаубршлга, человеколюбие - оно изначально означало проявление доброты к ближнему, но в эллинистическую эпоху это понятие стало означать проявление доброты вышестоящего по отношению к нижестоящим. Другая связка понятий - рвение (лро0иц!а) и лояльность (euvoia). Лояльность полисной общине проявлялась гражданином в рвении совершать благие дела для общего блага. Вместе с тем лрo0uц^a входит в ряд понятий, выражающих идею рвения и старания - onouSp (старание), BKisveia (рвение), фшнина и piloSo^ia (честолюбивое рвение, любовь к славе и почестям). Оба понятия, лрсЛища и euvoia, не ограничиваются почётными декретами, их употребление широко - эти качества свойственны и царям в их отношениях с полисами.
Вместе с тем в аретр помимо понятий входили и деяния, которые по отдельности не имели устоявшихся терминов, но в общем назывались еиеруеогаг, благодеяния. Они выражались в декретах чтобы проиллюстрировать, за какие заслуги гражданин был почтён. Наиболее частые и характерные - это щедрость, дипломатические успехи, военная доблесть. Деяния, как правило, подкреплялись наречием каХшд (прекрасно), что усиливало их значимость.
Рядом с (рхетр в системе положительных качеств находится идеал каХокауабга, близкий, но не тождественный. Он выражал элитарный образ жизни, в который входили благие деяния - еберуео(а1, а также аретр и лшбега. Уже упомянутое понятие фйаубршлга, пришедшее из лексикона царских документов, подчёркивает превосходство полисной знати перед народом. Этот элитарный идеал, выраженный в почётных декретах, является частью политической мысли эллинистической эпохи - если монархическая идея выражалась в произведениях ораторов и философов, то полисная политическая мысль выразилась в эпиграфических документах, уйдя из области литературы.
Другая важная часть гражданского коллектива - интеллектуальная элита, наиболее видной частью которой являлись врачи, в текстах почётных декретов является носительницей похожих качеств. Идеалы аретр и каХокауабга отступают на второй план перед профессиональным мастерством врача, но лояльность полисному коллективу и рвение в совершении благих дел фигурируют в декретах в честь врачей так же как и в декретах в честь эвергетов. Кроме того врач должен был быть «аурр каХбд ка1 ауабод» - это качество хотя и не встречается часто в декретах, тем не менее оно предписывалось врачу самим Гиппократом. Тем самым медик обладает качеством, присущем образцовому гражданину, а в эллинистическую эпоху это качество приобретает и элитарный оттенок. В целом положительные качества врачей совпадают с каноном добродетелей обычного гражданина.
Основываясь на изучении материала, возьму на себя смелость предположить, что «мир идей почётных декретов» жил своей, особой жизнью, не завися от мира философских идей. Общественная мораль, связанная с повседневной жизнью и её нуждами, породила свою философию. Хотя не стоит исключать того что «мир идей почётных декретов» и мир философской мысли могли пересекаться. Можно говорить о влиянии аттического оратора Ликурга на идеи некоторых эллинистических декретов, в декрете в честь Аполлония, сына Аттала, встречаются намёки на влияние философии. Влияние философии и литературы на идеи и лексику почётных декретов - это тема, которую ещё предстоит исследовать.
Следует заметить, что это исследование не следует считать исчерпывающим и выводы сделанные здесь не являются окончательными. Выборка почётных декретов не является полной - в стороне осталось ещё достаточное число почётных декретов, способных добавить новые сведения к уже имеющимся. Также большую перспективу представляют собой материалы регионов Селевкидского царства (Сирия, Месопотамия, Иран), Птолемеевского Египта (где ценные сведения могут преподнести папирологические материалы), полисов Балканской Греции. Также перспективно изучение декретов в честь эвергетов, происходящих из полисов Северного Причерноморья, наиболее известным из которых является декрет в честь Протогена из Ольвии (IPE I2, 32).



1. Гиппократ. Избранные книги / пер. проф. В.И. Руднева. М, 1936.
2. Исократ Речи. Письма; Малые аттические ораторы. Речи / Изд. подготовил Э.Д. Фролов. М, 2013.
3. Aeschylus / Vol. 1. Seven Against Thebes. Ed. H.W. Smyth. London, 1926.
4. Aristotle / ed. W.D. Ross. Oxford, 1957.
5. Demosthenes / ed. S. H. Butcher. Oxford, 1903.
6. Hippocratis Indices librorum, Iusiurandum, Lex, De arte, De medico, De decente habitu, Praeceptiones, De prisca medicina, De aere locis aquis, De alimento, De liquidorum usu, De flatibus/ CMG I 1. Ed. J.L. Heiberg. Leipzig, Berlin, 1927.
7. Homer. Homeri Opera in five volumes/ Oxford, 1920.
8. Isocrates / ed. G. Norlin. London, William 1980.
9. Menander, the principal fragments/ London, 1921.
10. Plato / ed. John Burnet. Oxford,1903.
11. Plutarch / London, 1914.
12. Polybius. Historiae / hrsg. Th. Buttner-Wobst, L. Dindorf. Leipzig, 1893¬
13. Thucydides / Oxford, 1942.
14. Xenophon / Vol. 1. Oxford, 1900 (repr. 1968).
15. Xenophon / Vol. 2. Oxford, 1921 (repr. 1971).
16. Xenophon / Vol. 5. Oxford, 1920 (repr. 1969).
Издания надписей:
17. The Athenian Agora. V. 15, Inscriptions: The Athenian Councillors. Princeton, 1974.
18. Inscriptions Graecae. Vol. I-... Berolini, 1873-...
19. Dittenberger W. Orientis Graeci Inscriptiones Selectae. Vol. 1-2. Leipzig, 1903-1905.
20. Dittenberger W. Sylloge Inscriptionum Graecarum. Vol. 1-4. Leipzig, 1915-1924.
21. Hiller von Gaertringen F. Die Inschriften von Priene. Berlin, 1906.
22. Die Inschriften von Sestos und der thrakischen Chersones / Inschriften griechischer Stadte aus Kleinasien. Bd. 19. Hrsg. J. Krauss. Bonn, 1980.
23. Die Inschriften von Metropolis. T. 1. Die Dekrete fur Apollonios: Stadtische Politik unter den Attaliden und im Konflikt zwischen Aristonikos und Rom / hrsg. B. Dreyer; H. Engelmann. Munchen, 2003.
24. Kolophon Inscriptions. Texts and List / The Princeton Project on the Inscriptions of Anatolia. Ed. D.F. McCabe. Princeton, 1985.
25. Monumenta Asiae Minoris Antiqua. Manchester, 1933-1962.
26. Supplementum Epigraphicum Graecum. Leiden.
27. Tod M.N. A Selection of Greek Historical Inscriptions. 2-nd ed. Vol. II. Oxford, 1948.
28. Welles Ch.B. Royal Correspondence in the Hellenistic Period. New Haven, 1934.
Словари и справочные издания:
29. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь / Репринт издания 1899. М, 1991.
30. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь / под ред. проф. С.И.Соболевского. Т. 2. М, 1958.
31. Liddell H.G., Scott R. A Greek-English Lexicon / Oxford, 1996.
Научная литература:
32. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб, 1998.
33. Блаватская Т.В. Из истории интеллигенции эллинистического времени / М, 1983.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ