Введение 3
Глава 1. Коммуникации ресурсодобывающих предприятий с локальными группами общественности: теоретико-методологические подходы 9
1.1. Ресурсодобывающие предприятия: характеристика отрасли, особенности
российского рынка, основные игроки 9
1.2. Локальные группы общественности: виды, характеристики, модели
поведения 27
1.3. Ресурсодобывающие предприятия и локальные группы общественности:
современные PR-технологии и модели взаимодействия 44
Глава 2. Коммуникации ресурсодобывающих предприятий с локальными группами общественности на примере ПАО «Газпром нефть» 62
2.1. ПАО «Газпром нефть» как объект и субъект продвижения 58
2.2. Аудит PR-коммуникаций ПАО "Газпром нефть" с локальными группами
общественности 79
2.3. Разработка рекомендаций и направлений совершенствования 96
Заключение 102
Список литературы и источников 100
Приложения
Природные ресурсы присутствуют во всех аспектах человеческой жизни. Электростанции превращают уголь, ветер и воду в электричество, а нефтеперерабатывающие заводы превращают нефть и природный газ в бензин и пропан. Человечество использует некоторые из этих ресурсов в своем естественном состоянии для продуктов питания, жилья и одежды, другие становятся продуктами, повышающими уровень жизни.
Природные ресурсы исторически были важным условием успешного развития стран. Фактически, экономическое и технологическое развитие стран и разница в их развитии были обусловлены наличием природных ресурсов, которые стимулировали развитие технологий и, следовательно, экономический прогресс этих стран. Тем не менее, потребление природных ресурсов стало нормой, которая ведет к разрушительному влиянию окружающей среды. Добыча и переработка нерегенерирующего сырья часто являются энергоемкими мероприятиями, связанными с крупномасштабными вмешательствами в экосистемы, водным балансом, а также с загрязнением воздуха, почвы и воды.
Ресурсодобывающие предприятия чаще всего осуществляют деятельность в различных регионах. Воздействия добывающей промышленности могут быть положительными, такими как: возможности трудоустройства и бизнеса, доступ к жилью, здравоохранение, вода, топливо, электричество, очистка сточных вод и отходов, а также мультипликативные эффекты для местной экономики. В ключевых регионах присутствия компании вносят значительный вклад в экономическое развитие, активно участвуют в социальном развитии и способствуют повышению качества жизни регионов. Осуществляя свою деятельность, организации поддерживают постоянное взаимодействие с локальной общественностью, выделяя ее в качестве важнейшего стейкхолдера.
Однако в ресурсодобывающей отрасли существует проблема доверия. Бесчисленные опросы показывают, что ресурсодобывающие предприятия относятся к числу тех, кому доверяют менее всего. Согласно опросу Edelman Trust , в ходе которого было опрошено 33 000 человек в 28 странах, доверие к ресурсодобывающей отрасли значительно отстает от других отраслей. Ю. М. Кузьмина подчеркивает для того чтобы расположить к себе локальную общественность добывающим предприятиям необходимы прозрачность деятельности, активная социальная политика и экологически безопасное производство . Поэтому, в первую очередь, именно на работу с недоверием общественности должна быть направлена коммуникационная политика ресурсодобывающих предприятий для своего успешного развития.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена:
• необходимостью исследования коммуникативных технологий
ресурсодобывающих предприятий, направленных на формирование лояльности локальной общественности;
• важностью постоянного взаимодействия с локальной
общественностью для успешного функционирования ресурсодобывающего предприятия;
• задачей практического овладения PR-технологиями и методами формирования и поддержания лояльности локальной общественности ресурсодобывающего предприятия на примере ПАО «Газпром Нефть».
Объект исследования - коммуникации предприятий ресурсодобывающей отрасли с локальной общественностью.
Предмет исследования - деятельность PR-службы ПАО «Газпром нефть» по формированию коммуникации с локальной общественностью.
Цель исследования - выявление особенностей технологического процесса, по формированию коммуникации с локальной общественностью предприятием ресурсодобывающей отрасли.
Для этого были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретико-методологические подходы к коммуникациям
ресурсодобывающих предприятий с локальной общественностью;
• проанализировать ресурсодобывающую отрасль России, выявить ключевых игроков и особенности функционирования;
• выявить и дать характеристику основным группам локальной общественности ресурсодобывающего предприятия;
• проанализировать опыт PR-службы ПАО «Газпром нефть» по формированию коммуникации с локальной общественностью;
• сформировать рекомендации по формированию коммуникативной активности ПАО «Газпром нефть» с различными группами локальной общественности.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2013 по 2017 годы. За это время возникали ситуации общественного недовольства, которые выражались в публикациях в СМИ, а также в социальных сетях, обусловленных в первую очередь деятельностью Московского нефтеперерабатывающего завода - дочернего общества ПАО «Газпром нефть». Также, стоит отметить, что именно в 2013 году советом директоров была принята стратегия развития компании, которая определяет направления деятельности организации, в том числе и аспекты взаимодействия с локальной общественностью.
Теоретико-методологическая основа исследования. Автором были привлечены отечественные и западные научные труды и разработки из различных областей социально-гуманитарного знания. Для изучения теоретико-методологических подходов к коммуникации крупных ресурсодобывающих предприятий с локальной общественностью, автор ознакомился с трудами А. Б. Василенко, А. Н. Чумикова, А. Д. Кривоносова, О. Г. Филатовой. Важными для исследования стали научные работы, посвященные коммуникативной деятельности предприятий ресурсодобывающей отрасли в России, например, работы Л. В. Пелленена, М. В. Шумилина, А. Ю. Игнатова, П. Р. Роуз, И. А. Аренкова, В. Н. Домина, О. А. Погребовой. Необходимо отметить труды Е. А. Шарковой, М. А. Шишкиной, связанные с изучением понятия локальной общественности, которые оказались необходимыми для данного исследования. Также значимыми для исследования стали научные работы зарубежных авторов, исследующих коммуникации ресурсодобывающих предприятий, среди них можно выделить следующих авторов: П. Московиц, Дж. Сорнес, К. Стефенс, П. Малоне.
Эмпирическую базу исследования составили:
• документальные источники (Федеральные законы, распоряжения Правительства Российской Федерации, а также официальные и неофициальные (внутренние) документы и статистические данные ПАО «Газпром нефть»);
• PR-источники - продукты деятельности PR-службы ПАО
«Газпром нефть» (блок корпоративной коммуникации ПАО «Газпром нефть»);
• медиа-источники (сообщения федеральных, региональных и специализированных СМИ о ПАО «Газпром нефть»);
• материалы мониторинга медийного поля ПАО «Газпром нефть»;
• материалы качественных исследований, проведенных автором работы.
Методы исследования, использованные в ходе написания практической части:
• качественный неформализованный анализ документов;
• включенное наблюдение;
• экспертные интервью;
• анализ тематических сайтов и официальных представительств в социальных сетях;
• SWOT-анализ базисного субъекта;
• анализ медийного поля посредством системы Integrum Профи.
Научная новизна исследования определяется как постановкой проблемы, так и полученными результатами. Элементы новизны могут быть определены исходя из следующих положений:
• поднимается проблема комплексного изучения коммуникативной активности предприятий ресурсодобывающей отрасли с локальной общественностью;
• предпринята попытка систематизировать PR-технологии, применяемые ресурсодобывающими предприятиями в работе с группами локальной общественностью;
• сформулированы рекомендации по взаимодействию ПАО
«Газпром нефть» с различными группами локальной общественности.
Основные положения, выносимые на защиту:
• локальная общественность является важнейшей целевой группой ресурсодобывающего предприятия, которая сочетает в себе различные группы общественности: сотрудники субъекта,
местные СМИ, местные жители, местные органы власти, местные общественные организации;
• ресурсодобывающим предприятиям присущи проблемы, связанные с недоверием и недостаточной лояльностью локальной общественности, которые возможно решить при помощи определённых PR-технологий: специальных мероприятий, SMM, КСО, встреч, конференций, общественных слушаний и др.
• одно из ключевых направлений работы ПАО «Газпром нефть» - выстраивание коммуникации (с учетом мировых коммуникативных трендов) и формирование лояльности локальной общественности в регионах присутствия компании.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
Изучение теоретической базы помогло выявить необходимость взаимодействия ресурсодобывающих предприятий с локальной общественностью, которая для данной отрасли является важнейшим стейкхолдером. Цель, поставленная в начале исследовательской работы, была достигнута, а именно были выявлены особенности технологического процесса по формированию коммуникации с локальной общественностью предприятием ресурсодобывающей отрасли.
Для этого автор выполнил следующие задачи: изучил основные теоретико-методологические подходы к коммуникациям с локальной общественностью ресурсодобывающих предприятий; проанализировал ресурсодобывающую отрасль России и выявил ключевых игроков и особенности функционирования; дал характеристику основным группам локальной общественности ресурсодобывающего предприятия.
На примере ПАО «Газпром нефть» автор проанализировал опыт PR- службы компании по формированию коммуникации с локальной общественностью, а также дал рекомендации по формированию коммуникативной активности ПАО «Газпром нефть» с различными группами локальной общественности.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• ресурсодобывающая отрасль оказывает огромное влияние на экономику России. Именно она формирует большую часть бюджета, а предприятия, задействованные в данной области, являются градообразующими и предоставляют рабочие места значительному количеству населения в регионах присутствия;
• стереотипное мышление общественности оказывает влияние на имидж организации;
• для установления и поддержания коммуникации с различными группами локальной общественности необходимо использовать весь спектр доступных каналов коммуникации: СМИ, интернет, мероприятия, прямые диалоги, встречи, конференции, отчетность и др.;
• основными PR-технологиями при взаимодействии с локальной общественностью ПАО «Газпром нефть» являются программы корпоративной социальной ответственности, специальные мероприятия, корпоративные издания, SMM, медиарелейшнз, корпоративный PR;
• именно digital-коммуникации являются одними из самых эффективных технологий, поэтому для охвата всех групп локальной общественности, рекомендуется не дублировать одинаковые публикации во всех социальных сетях, а вести каждую группу исходя из аудитории и ее запросов;
• в ходе работы сотрудники PR-департамента должны быть готовы учитывать и по возможности разрешать проблемы ресурсодобывающей отрасли в целом, так как они даже если и не относятся юридически к ПАО «Газпром нефть», то все равно оставляют негативный след на имидже компании;
• исторически сложившиеся события и инновации в некоторых случаях не могут сосуществовать в сознании локальных групп общественности. В первую очередь это касается Московского нефтеперерабатывающего завода. Для того чтобы устранить стереотипы населения о вредном производстве, необходимо, при информационном освещении проводимых событий, делать больший акцент на экологически безопасных технологиях, а также как справку прикреплять упоминание о модернизации производства;
• успешно развитая система КСО позволяет компании не только внести вклад в благополучие локальной общественности, но и располагает к себе группы этого стейкхолдера;
• работа ПАО «Газпром нефть» со школьниками крайне важна, так
как формирование положительного отношения к ресурсодобывающей отрасли должны закладываться с детства;
• привлечение студентов к стажировкам, принятие на работу молодых специалистов может позволить сглаживать стереотип о невозможности устройства на работу без связей;
• трансляция экологической безопасности деятельности группы компаний ПАО «Газпром нефть» среди локальной общественности должна стать стратегической задачей для поддержания имиджа безопасного предприятия;
• чрезвычайно важно поддерживать коммуникацию с локальной общественностью напрямую - организация экскурсий, ответы на все вопросы пользователей в социальных сетях.
Подводя итог, можно сказать, что коммуникации занимают важное место в ресурсодобывающей отрасли, они не только повышают осведомленность о бренде, но и помогают формировать и поддерживать положительный имидж компании у локальной общественности на территории присутствия. Для того чтобы установить «добрососедские» отношения между ресурсодобывающей компанией и локальной общественностью необходим эффективный механизм рассмотрения жалоб, открытое и постоянное взаимодействие со всеми группами локальной общественности, раскрытие информации на языке, понятном каждому. Для этого добывающей компании целесообразно:
• учитывать взгляды локальной общественности на деятельность компании;
• раскрывать и обмениваться информацией, позволяющей населению того или иного региона принимать собственные решения относительно нового проекта предприятия;
• создавать реалистичные ожидания у локальной общественности;
• быть этичной и последовательной;
• разрабатывать механизмы справедливого разрешения конфликтов.
Для выстраивания эффективной коммуникации с целевой аудиторией необходимо ориентироваться на комплексное продвижение с учетом характеристик каждой группы локальной общественности: территориальных и демографических признаков, статуса, стиля поведения. Конструктивный диалог при помощи широкого круга PR-инструментов чрезвычайно важен для преодоления стереотипов о ресурсодобывающей деятельности и поддержания положительного имиджа компании.
1. Авдеева, Т. Т. Экономическое развитие местного сообщества: методология и технология / Т. Т. Авдеева. Краснодар: Экоинвест, 2001. - 278 с.
2. Аренков И. А., В. Н. Домин, О. А. Погребова Маркетинг и брендинг в нефтегазовой промышленности. СПб.: Изд-во СПБГЭУ, 2015. - 198с.
3. Астахов А. С., Краснянский Г. Л., Малышев Ю. Н. Экономика горного предприятия.- Академия горных наук, 1997. - 279с.
4. Василенко А. Б. Пиар крупных российский корпораций. М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 304с.
5. Волков О. И. Экономика предприятия (фирмы). М.: ИНФРА-М, 2007. — 601с.
6. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. - М.: Форум / Инфра-М, 2007. - 256с.
7. Ефремова Т. Современный толковый словарь. АСТ, 2005. - 1168с.
8. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. СПб.: Питер, 2010. - 384 с
9. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. СПб Питер, 2006 - 816с.
10. Кантор Е. Л. Экономика добывающих предприятий и отраслей: Монография. М: Инфра-М., 2014. - 218с.
11. Лашкова Е. Г., Куценко А. И. Организация и проведение коммуникационных кампаний: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Г. Лашкова, А.И.Куценко. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272с.
12. Новичков, А. В. Социальная ответственность бизнеса в системе рыночных отношений: Монография / А. В. Новичков, А. А. Сарафанников. - М.: Дашков и К, 2012. -311с.
13. Пелленен Л. В. PR В сфере промышленности. Челябинск: Цицеро, 2012. - 248с.
14. Поздняков В. Я, Казаков С. В. Экономика отрасли. М.: ИНФРА-М, 2010. -
309с.
15. Роуз П.Р. Анализ рисков и управление нефтегазопоисковыми проектами. М.- Ижевск: НИЦ «РХД», Ижевский институт компьютерных исследований, 2011. - 304 с.
16. Рязанцев В. Д. Большая политехническая энциклопедия. Мир и Образование, 2011
17. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Эксмо. - М, 2007. - 960с
18. Соболева И. П. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Экономист, 2003. - №3. - С.65-73.
19. Транин А. А. Территории природного природопользования коренных малочисленных народов российского Крайнего Севера (проблемы и перспективы). - М., ИГП РАН, 2010. - 509с.
20. Трофимук А. А. 60 лет развития геологии нефти и газа в СССР, 1982
21. Филатова О. Г. Технологии и методы PR-продвижения информационных ресурсов. Вводный курс: Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 73 с.
22. Худоренко Е. А. PR технологии российских корпораций ТЭК: монография. - Издательство «МГИМО-Университет», 2005.
23.Чернова О. С. Основы геологии нефти и газ: учебное пособие / О.С. Чернова. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 372с.
24.Чумиков А.Н. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: учеб. - практ. пособие / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. - Москва: Юрайт, 2009
25. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М. А. Шишкина - СЗРЦ "Русич", Паллада-медиа, 2002. - 448 с.
26. Шумилин М. В. Бизнес в ресурсодобывающих отраслях. М.: Недра. 2001. -
268с.
27. Burton St. John , Yvette E. Pearson Crisis Communication and Crisis Management: An Ethical Approach. - SAGE Publications, 2016. - 224p.
28. Cheney G. Organizational communication in an age of globalization. - Waveland Press, 2011. - 515p.
29. Keyton. J. Communication and organizational culture: A key to understanding work experience. CA: Sage, 2011. - 232p.
30. Littlejohn S.W., Foss K.A. Theories of Human Communication. Belmont, CA, 2004. - 287p.
31. Moore T. Powerful PR strategies for success. - Person Education, Inc, 2012. - 828 p.
32.Sornes J, L. Browning Culture, Development and Petroleum: An Ethnography of the High North (Routledge Studies in Environmental Communication and Media). - Routledge, 2014. - 262p.
Источники и документы:
33. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N
51-ФЗ [электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/55a35 d47bb8d27420b8797763c673447e56c05ab/(Дата обращения 15.02.2018)
34. Годовой отчет ПАО «Газпром нефть», 2016 - С. 11[интернет-ресурс] URL: https://ar2016.gazprom-neft.ru/download/ar/ru/pdf/ru annual report pages.pdf(Дата обращения: 08.03.2018)
35.Закон РФ О недрах N 2395-1 от 21.02.1992 // СПС Консультант Плюс [электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/(Дата обращения 15.02.2018)
36. Обзор особенностей благотворительной деятельности компаний нефтегазовой отрасли CAF (Charities Aid Foundation). М, 2010
37.Отчет Группы «ЛУКОЙЛ» о деятельности в области устойчивого развития на территории РФ в 2013-2014 годах. - 2015
38. Отчет об устойчивом развитии компании «Роснефть» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosneft.ru/Development/reports(Дата обращения: 03.02. 2018)
39.Отчет об устойчивом развитии за 2016 год ООО «Полиметал» [электронный ресурс] URL:
https://www.polymetalinternational.com/upload/iblock/211/2016 Sustainability report ru%20(1 ).pdf(Дата обращения: 02.03.2018)
40. Положение правительства Российской Федерации о министерстве природных ресурсов № 1219 от 11.11.2015
41. Региональная политика и развитие местных сообществ ПАО «Газпром нефть»
42. Российская Федерация. Конституция. // Российская Федерация. Конституция (1993). — М. : АСТ : Астрель, 2014. — 63 с.
43. Социальный отчет ПАО «Газпром нефть» за 2016 г. [Электронный ресурс] URL:https://ar2016.gazprom-neft.ru/(Дата обращения: 03.02. 2018)
44. Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2017) [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22576/(Дата обращения 15.02.2018)
45. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от
26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 18.07.2017) [электронный ресурс] URL: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 18254/ (Дата обращения
15.02.2018)
46. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от
30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8560/ (Дата обращения
15.02.2018)
47. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8816/ (Дата обращения
15.02.2018)
48. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 29.07.2017) [электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34823/ (Дата обращения
15.02.2018)
49. Федеральный закон о рекламе № 38 от 13.03. 2006
Статьи:
50. Болдырев Е.С., Буренина И.В., Захарова И.М. Учет рисков при оценке инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли // Науковедение, 2016. - №1. - 1-11с.
51. Ванеев О. Н. К проблеме взаимодействия органов местного (городского) самоуправления и бизнеса. - портал юриспруденция [электронный ресурс] URL:http://justicemaker.ru/view-article.php?id= 13&art=5195(Дата обращения: 02.03.2018)
52. Гавра Д.П. Категория имиджа в современной коммуникативистике // Журнал социологии и социальной антропологии, 2013. - Т. XVI. №4(69). - С.29-43.
53. Гатинский Ю. Г., Вишневский Н. А. Горнодобывающая отрасль России от
первых рудознатцев до современной индустрии (к 300-летию горно-геологической службы) [электронный ресурс] URL: http://www.pro-
speleo.ru/load/10-1-0-13/(Дата обращения: 03.02. 2018)
54. Горяченко Е.Е. Территориальная общность в изменяющихся условиях//
Социологические аспекты перехода к рыночной экономике. - Ч.1.
Новосибирск, 1994. - С.421-231
55. Громов А. И. Перспективы развития российской нефтяной отрасли в условиях турбулентности на мировом рынке // Бурение & нефть, 2016. - №2 [электронный ресурс] URL:http://burneft.ru/archive/issues/2016-02/6(Дата обращения: 03.02. 2018)
56. Горный М. Местные сообщества и местное самоуправление // Пчела., 2003. - №4(41)
57. Горячев А. Промышленный маркетинг: особенности и акценты [электронный
ресурс] URL: https: //www. e-xecutive. ru/management/marketing/1469739-
promyshlennyi-marketing-osobennosti-i-aktsenty(Дата обращения: 02.03.2018)
58. Дулаев М. Х. Экспорт газа и нефти Российской Федерации условиях санкций // Молодой ученый, 2015. — №24. — С. 428-430
59.Зорина С. Прямой контакт // Сибирская нефть, 2013. - № 102
60. Козловский Е. А. Минерально-сырьевые ресурсы в великой войне // Маркшейдерия и недропользование, 2010. - №1. [электронный ресурс] URL: http://www.asgeos.ru/article/384.html(Дата обращения 15.02.2018)
61. Кузьмина Ю.М. Социальная ответственность предприятий нефтегазовой отрасли // Вестник Казанского технологического университета, 2014. - 408-414с.
62. Иванов Г. В Государственное регулирование экономического развития
Арктики в условиях действия антироссийских санкций. - 414-418 с.
[электронный ресурс] URL:
http://vestnik.mstu.edu.ru/v 19 2 n66/09 Ivanov 414 418.pdf(Дата обращения: 03.02. 2018)
63. Кириян Н. В., Лялин В. Е. Особенности инвестиционных рисков в
нефтедобывающей отрасли - [электронный ресурс] URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=20769653(Дата обращения: 25.02.2018)
64. Коломейцева А. Влияние санкций на российскую энергетику // Молодой
ученый, 2015. - №3(36). [электронный ресурс] URL:
http://pravo.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/31 .pdf(Дата обращения: 11.01.2018)
65. Колпаков. А. Нефтяной полярный горизонт// Эксперт Онлайн, 2016
[электронный ресурс] URL: http: //expert.ru/northwest/2016/40/neftyanoj -
polyarnyij-gorizont/(Дата обращения 15.02.2018)
66. Лазарева Н. В. Проблемы и перспективы развития нефтяной
промышленности России // KANT, 2014. - №1 (10). - 45-47с.
67. Нехода Е. В. Развитие социально-трудовых отношений в современных условиях // Вестн. Том. гос. ун-та . 2004. - т№283. - 152 С.
68. Пыхтеев Ю.Н., Воронина А.С. Проблема деиндустриализации в экспортно-сырьевой экономике // Фундаментальные исследования, 2014. - № 9-10. - С. 2288-2292.
69. Смирнова О. В. Совершенствование внешних коммуникаций промышленного предприятия в условиях информатизации экономики [электронный ресурс] URL: http://ens.mil.ru/science/publications/more.htm?id=10675336@cmsArticle(Дата обращения: 12.03.2018)
70. Сечин И. «Роснефть-2022»: стратегия будущего//Известия [интернет-ресурс] URL:https://iz.ru/611245/igor-sechin/rosneft-2022-strategiia-budushchego(Дата обращения: 03.02. 2018)
71. Ткаченко М. А., Попкова Е. Г. Маркетинговые коммуникации на рынке нефтехимии // Экономические исследования и разработки [электронный ресурс] URL:http://edrj.ru/article/16-06-17(Дата обращения: 02.03.2018)
72. Федотова Г. А. Формирование корпоративных ценностей организации [электронный ресурс] URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=24876282(Дата обращения: 02.03.2018)
73. Шабуров А. К. Корпоративное управление с учетом интересов стейкхолдеров // Евразийский Научный Журнал, 2017. - №4
74. Шаркова Е.А. Коммуникация с пострадавшими и вовлеченными группами общественности в условиях экологического кризиса // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике №2 (2). Санкт- Петербург, 2016. - С. 208-220
75. Шаркова Е.А. Коммуникация в условиях экологического риска //
Стратегическое коммуникации в бизнесе и политике: материалы межд. науч. конф. (23 апреля 2014). СПбГУ. СПб, 2014. - С. 60-64.
76. Шаркова Е.А. Экологическая коммуникация как информационно¬
коммуникативная составляющая экополитического процесса // Власть. № 7.
М., 2014. С. 43-48. [Электронный ресурс] URL:
http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2014/.. .07/Sharkova. pdf(Дата обращения: 03.02. 2018)
77. Шаркова Е.А. Экологический PR в бизнесе: работа с внешними
стейкхолдерами // Стратегические коммуникации в бизнесе и 91 политике. Матер. межд. науч.-практ. конф. (25-26 нояб. 2015). СПб, СПбГУ, 2015. - С. 70-74.
78. Щерба В. А. Освоение минеральных ресурсов России: проблемы комплексного использования и охраны окружающей среды // Социально-экологические технологии, 2012. - № 2. - C. 3
79. Шпигунова Ю.М. Местные сообщества и становление местного
самоуправления в России [электронный ресурс] URL:
http://www.cprsob.ru/load/15-1-0-45(Дата обращения: 03.02. 2018)
80. Bewley L., Vault S. Stakehplder Theory: From Chester Barnard abd Beyond/Susan Key, //Annual Meeting, Knoxville, 2004
81. Freeman E. The Stakeholder Approach Revisited. Vol. 5, 2003 - №3. - P. 220¬221
82. Helman F. The World’s 25 biggest oil companies // Forbes, 2012 [электронный
ресурс] URL: http://www.forbes.com/sites/christopherhelman/2012/07/16/the-
worlds-25-biggest-oil-companies/#3852ea459d3a(Дата обращения: 13.02. 2018)
83. Lindholt L., Glomsrod S. The role of the Arctic in future global petroleum supply. - Discussion Papers.-№ 645, 2011.- 35p.
84. Lindholt L., Glomsrod S. The role of the Arctic in future global petroleum supply,
Discussion Papers.-№ 645, 2011.- C. 7. [электронный ресурс] URL:
http://www. ssb.no/a/publikasj oner/pdf/DP/dp645.pdf(Дата обращения: 13.02.
2018)
85. Loretta R. The Technology Revolution in Oil and Gas // Global Financial
Advisory Service, 2014 [Электронный ресурс] URL:
http://www.srr.com/article/trends-and-challenges-oil-and-gas-industry (Дата
обращения: 13.02. 2018)
86. Luneanburg F. C. Communication: The Process, Barriers, And Improving
Effectiveness // Schooling. - Sam Houston State University. - Volume 1, 2010. - 11p. [электронный ресурс] URL:
http://www.nationalforum.com/Electronic%20Journal%20Volumes/Lunenburg,%20Fred%20C,%20Communication%20Schooling%20V 1 %20N 1 %202010.pdf(Дата обращения: 13.02. 2018)
87. Michael B. Sauter, Charles B. Stockdale, Paul Ausick The World’s Most Resource-Rich Countries // 24/7 Wall Street, 2012. [электронный ресурс] URL: http://247wallst.com/special-report/2012/04/18/the-worlds-most-resource-rich-countries/(Дата обращения: 13.02. 2018)
88. Moskowitz P. Deepwater oil spill: BP steps up PR effort to insist all is well in the Gulf // The guardian, №3.- 2015
89.Stephens K., Malone P. Communication with stakeholders during a crisis // Journal of Business Communication, 2005. - № 4.- 390-420p.
90.Smith G. An Introduction to Corporate Social Responsibility in the Extractive Industries // Yale Human Rights and Development Journal. - Volume 11. - 2014. - 7p. [электронный ресурс] URL: http://digitalcommons.law.yale.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1065&context=yhrdlj(Дата обращения: 13.02. 2018)
91. Tomas O., Hult M. Stakeholder marketing: a definition and conceptual framework
//The Eli Broad College of Business, 2011. - 44-65p. [электронный ресурс]
URL: http://e-businessethics.com/wp-content/uploads/Stakeholder-marketing-a-
definition.pdf(Дата обращения: 13.02. 2018)
92. Rawlins B. Prioritizing Stakeholders for Public Relations. - Institute for Public Relations, 2006. - 15p.
93. Weijermars R., Jong V. Closing communication gaps can improve the success of oil & gas ventures //Oil and Gas Business, 2008. - 24p. [электронный ресурс] URL: (Дата обращения: 23.02. 2018)
94. Zarsky Lyuba Sustaining Development: Extractive Industries and Local Communities // World politics review, 2013. [электронный ресурс] URL: http://www.worldpoliticsreview.com/articles/13145/sustaining-development-extractive-industries-and-local-communities(Дата обращения: 03.02. 2018)
Интернет-источники:
95. Большая энциклопедия нефти и газа. [электронный ресурс] URL:
http://www.ngpedia.ru/pg5370422Z4q1s6c0011446130(Дата обращения: 03.02. 2018)
96. «Газпром» начал добывать нефть в Арктике // [электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2013/12/20/gazprom-pristupil-k-dobyche-nefti-na-prirazlomnom(Дата обращения: 21.02. 2018)
97. Добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность // инвестиционный портал регионов России [электронный ресурс] URL: https://www.investinregions.ru/investor/industry/mineralsindustry/history/(Дата обращения: 03.02. 2018)
98. Интервью с Ю.М. Малышевым Развитие горнодобывающей индустрии —
залог успешной экономики России // Горная промышленность, 2007. - №1 [электронный ресурс] URL: http: //mining-media.ru/ru/article/intervyu/1028-
razvitie-gornodobyvayushchej-industrii-zalog-uspeshnoj-ekonomiki-rossii(Дата обращения: 03.02. 2018)
99. Информационный портал The Arctic [электронный ресурс] URL:
http://ru.arctic.ru/resources/(Дата обращения: 03.02. 2018)
100. Краткая история приватизации «нефтянки» [электронный ресурс] // www.nazenergy.ru- URL:http://nazenergy.ru/?page id=186(Дата обращения 15.02.2018)
101. Лукойл - Наша страна-наша ответственность! [электронный ресурс]
URL: https: //www.youtube.com/watch?v=A90EZBSiRj c(Дата обращения:
13.02. 2018)
102. Наша история // [интернет-ресурс] URL:http://www.xn--82--dddqrin6bt3c.xn--p1ai/index.php/nasha-istoriya(Дата обращения: 12.03. 2018)
103. Независимое аналитическое агентство «Росинформуголь»
[электронный ресурс] URL:http://www.rosugol.ru/museum/(Дата обращения 15.02.2018)
104. Новое время [интернет-ресурс] URL: http://www.gazprom-neft.ru/press-
center/sibneft-onlme/archive/2015march/1106701/ (Дата обращения: 12.03.
2018)
105. Отдельные показатели деятельности предприятий и организаций
промышленности по субъектам и федеральным округам Российской
федерации 2016 // Федеральная служба государственной статистики
[электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b 16 48/Main.htm(Дата обращения: 12.02. 2018)
106. Опрос руководителей горнодобывающих предприятий компанией Ventyx [электронный ресурс] URL: http://www.rudmet.ru/media/docs/Ventyx 2011 Russian survey.pdf(Дата обращения: 04.03. 2018)
107. Universum опубликовал рейтинг самых привлекательных работодателей России 2016 по мнению студентов [интернет-ресурс] URL: http://www.universumtop 100.ru/students-ranking-2016(Дата обращения: 04.03. 2018)
108. Официальная группа ПАО «Газпром нефть» в Вконтакте [электронный ресурс] URL:https://vk.com/gazprom neft(Дата обращения: 04.04. 2018)
109. Официальная группа ПАО «Газпром нефть» в Facebook [электронный ресурс] URL:https://www.facebook.com/gazprom.neft(Дата обращения: 04.04. 2018)
110. Официальный сайт ПАО «Газпром нефть» [электронный ресурс] URL: http://www.gazprom-neft.ru/(Дата обращения: 04.04. 2018)
111. Официальная страница ПАО «Газпром нефть» в Instagram [электронный ресурс] URL:https://www.mstagram.com/gazprom neft.ru/(Дата обращения: 04.04. 2018)
112. Официальная страница ПАО «Газпром нефть» на Youtube [электронный ресурс] URL:https://www.youtube.com/user/GAZPROMNEFT(Дата обращения: 04.04. 2018)
113. Официальный сайт ПАО «Лукойл» [электронный ресурс] URL:
http://www.lukoil.ru/api/presscenter/exportpressrelease?id=755655 (Дата
обращения: 04.04. 2018)
114. Официальный сайт программы «Родные города» [электронный ресурс] URL:http://rodnyegoroda.ru/(Дата обращения: 04.04. 2018)
115. Официальный сайт «Сахалин Энерджи инвестмент компани ЛТД» [электронный ресурс] URL:http://www.sakhalinenergy.ru(Дата обращения: 04.04. 2018)
116. Официальный сайт Polemetal international PLC [электронный ресурс] URL: http: //www.polymetal .ru/sustainable-development/employees/progress.aspx?sc lang=ru-RU(Дата обращения: 04.04. 2018)
117. Официальный сайт Shell [электронный ресурс] URL: http: //www. shell. com. ru(Дата обращения: 04.04. 2018)
118. Перспективы развития экономики [электронный ресурс] URL: http: //russinfo. net/pro gnoz-na- god/ekonomicheskij -pro gnoz/perspektivy-razvitiya-ekonomiki-v-2016-godu.html(Дата обращения 18.02.2018)
119. Принято в переработку [электронный ресурс] URL:
https://www.kommersant.ru/projects/onpz(Дата обращения: 11.03. 2018)
120. Промышленное производство в России // Федеральная служба государственной статистики. под. ред. Кевеш А. Л. Москва, 2016. - С. 66. [электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/free doc/doc 2016/prom16.pdf(Дата обращения 18.02.2018)
121. Рейтинг работодателей 2015 [электронный ресурс] URL:
http://rating.hh.ru/rating2015/(Дата обращения: 11.03. 2018)
122. РФ подписала ряд соглашений с Венесуэлой в сфере энергетики [интернет-ресурс] URL:
https://www.rbc.ru/economics/26/09/2008/5703cf319a79473dc814939c(Дата обращения: 10.03.2018)
123. Стратегия развития до 2025 [электронный ресурс] URL:
http://ir.gazprom-neft.ru/gazprom-neft-vkratce/strategija-2025/(Дата обращения: 11.03. 2018)
124. Футболисты «Зенита» стали сотрудниками заправки [интернет-ресурс]
URL: https://www.youtube.com/watch?v=v8Yvjr4TAZs(Дата обращения:
11.03. 2018)