Введение 3
Глава 1. Методы и технологии коммуникационной деятельности террористических организаций: теоретико-методологические подходы 11
1.1 Мобилизация в террористических организациях: вербовка, мотивация и
обучение 11
1.2. Социально-демографические базы целевых аудиторий террористических
организаций 28
1.3 Приемы и методы вербовки людей, используемые террористическими организациями 39
Глава 2. Современные методы рекрутинга в террористическе организации... .50
2.1 Медиаплатформа ИГИЛ как основа создания пропагандистского контента
для рекрутинга 50
2.2 Механизмы рекрутирования с помощью СМК 56
2.3. Опыт борьбы с деятельностью ИГИЛ 69
2.4. Комплексный анализ эффективных механизмов противодействия
технологиям рекрутирования 77
Заключение 92
Список литературы и источников 95
Приложения 109
На сегодняшний день стал реальностью тот факт, что терроризм угрожает безопасности практически каждого государства вне зависимости от его положения на международной арене и его финансового и социального развития. С каждым годом заметна все большая активность террористических объединений. Несмотря на активную борьбу с террористическими организациями государственных органов различных стран, формы и методы террористической деятельности становятся все более изощренными и тотальными. Одной из главных проблем, связанных с экстремизмом, стало стремительно увеличивающееся число, как деятельных сторонников, так и сочувствующих террористам. Вербовщики террористических объединений все чаще применяют новые методы и техники рекрутинга, используя психологические ловушки, манипуляционные технологии влияния. Истории вербовки Варвары Карауловой, Питулай Абдулаевой и Мариам Исмаиловой являются ярким примером того, насколько данная проблема актуальна в настоящее время. К тому же, как отмечает политолог К.Кларк, что в связи с большими потерями над подконтрольными территориями «Исламского государства», будет применен новый пропагандитский инструмент, призванный поднять боевой дух и побудить сторонников продолжать закладывать основы для нового возрождения. Таким образом, вновь поднимается вопрос о новой волне рекрутинговых кампаний ДАИШ.
Объектом исследования являются методы и технологии вербовки террористических организаций.
Цель данной работы заключается в выявлении эффективных механизмов противодействия рекрутнигу ДАИШ.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить коммуникационные методы и технологии вербовки террористических организаций .
2. Исследовать социально-демографические базы целевых аудиторий террористических организаций .
3. Проанализировать медиаплатформу ДАИШ как основу создания пропагандистского контента для рекрутинга.
4. Выявить коммуникации, характерные для лиц, ведущих пропагандистскую работу.
5. Обозначить наиболее эффективные механизмы противодействия технологиям рекрутирования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Террористический рекрутинг представляет собой комплексный набор инструментов для вербовки и радикилизации целевых аудиторий.
2. Механизм рекрутирования в террористических организациях развивается с течением времен. Главной мотивационной составляющей является способность террористических групп удовлетворить пять основных потребностей человека, предоставив денежные вознаграждения и предоставив возможность для действий и самоактуализации.
3. Информационно-пропагандистское воздействие ДАИШ с использованием религиозно-политических и мотивационных установок ведется с учетом использования всех основных СМК.
Рекрутеры ДАИШ широко используют возможности сети Интернет (блоги, личные сайты, мессенджеры, новостные порталы, социальные сети). Таким образом «Исламское государство» пытается привлечь в свои ряды как можно большее количество людей.
4. Создание сильной медиа-империи, может способствовать усилению пропаганды и рекрутинговой кампании. К тому же, использование всех инструментов социальных медиа может стать мощной платформой для рекрутинга в ряды террористических организаций, в частности ДАИШ.
5. Эффективными методами противодействия рекрутированию ДАИШ являются:
• использование геолокации для отслеживания членов ДАИШ;
• создание специальных курсов в учебных заведениях, которые будут читать компетентные люди в данном вопросе;
• проведение социальных акций (видеоролики, мероприятия);
• создание информационных буклетов;
• использование хэштегов ДАИШ в целях контрпропаганды.
Новизна диссертационного исследования состоит в выявлении эффективных коммуникационных методов противодействия рекрутированию ДАИШ и разработке автором собственного коммуникационного продукта (буклета).
Теоретико -методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых, исследователей в области психологии, социологии, культурологии, политической и социальной психологии, которые затрагивают проблему рекрутинга террористических организаций и вопросы радикализации, а так же взаимодействия личности, государства и общества с точки зрения процесса обеспечения их безопасности. Среди используемых в диссертации методов следует назвать историко-политический, социологический, структурно-функциональный, формально-логический, сравнительно -политический, социально -психологический методы. А так же использовались такие методы, как анализ вторичных исследований, изучение научной литературы - монографических публикаций и научных статей, материалов новостных порталов.
Эмпирическую базу исследования представляют результаты социологического опроса, экспертного интервью, анализ СМИ, а также составленный SWOT анализ. В процессе образования модели террористической активности в социальных сетях были задействованы данные Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, ISPI, Региональный центр Юго- Восточной Азии по борьбе с терроризмом (SEARCCT) и др.
Корпус литературы, связанный с проблематикой распространения идеологии террористических организаций, а так же террористическим рекрутингом, весьма значителен, однако большая часть исследований проведена зарубежными авторами. Именно по этой причине, в данной работе использовалась в основном литература на английском языке.
Из исследований посвященных историческому анализу террористического рекрутинга и мотивации к вступлению в террористические ряды стоит отметить таких как: М. Абрамс «Почему терроризм не работает, международная безопасность», М. Креншо «Психология политического терроризма», Ф. Эссер «Спин-докторинг в британских и немецких избирательных кампаниях: как пресса сталкивается с новым качеством политического PR», Т. Хегхаммер «Террористический рекрутинг и радикализация в Саудовской Аравии. Ближневосточная политика», Г. ЛаФри и Г. Акерман «О террористах и терроризме», Дж. Пост и Е. Спринзак «Из уст террористов: интервью с 35 заключенными ближневосточных террористических организаций», М. Сейджман «Понимание террористических связей», Э.Х Шейн «Организационная культура и лидерство ». Из отечественных авторов стоит отметить: И. С Шегаев «Современный террористический рекрутинг: системы и принципы», В.А. Соснин «Психология современного терроризма», С. И. Семагин, С. И. Воденко, В. Н. «Религия и политика».
Главное место среди исследований, посвященных интернет- коммуникациям, которые связаны с деятельностью политических организаций, занимает работа Гилберта Рамсея « Культура джихада во всемирной паутине». Данная книга посвящена вопросам джихадизма в интернете и его отличию от
джихада в реальности. Кроме того, работа описывает всевозможные стратегические приемы, которые используют экстремисты.
Стоит отметить книгу Дж.М. Бергера и Джессики Стёрн « ИГИЛ: Государство террора». В ней даётся общее описание всей медиа-политики ДАИШ, что помогло составить полную картину медийной платформы ДАИШ.
Для написания работы представляет особый интерес работа «Террор в Твиттере: как ИГИЛ ведет войну в социальных сетях - и контрдействия социальных медиа», которая опубликована в журнале «Популярные науки», где представлен подробный анализ всей истории экстремистской пропаганды, рассмотрены технические возможности, которыми располагает ИГИЛ, и различные приёмы ведения информационной войны, применяемые Исламским государством.
Среди отечественных авторов, которые обращались к исследованию темы интернет-политики ИГИЛ, стоит отметить В. Н. Костина, И.Ю. Сундиева, А. А. Смирнова, и их работу «Новое качество террористической пропаганды: медиаимперия ИГИЛ». В отличие от работы Бергера и Моргана, работа указанных авторов посвящена обзору многообразных средств массовой коммуникации, которыми пользуется ИГИЛ, начиная с интернет-порталов и заканчивая самыми известными социальными сетями. В основу исследования легли материалы СМИ - статьи российских и зарубежных экспертов. Что касается значения социальных сетей, то большинство исследователей разделяют мнение, что вышеуказанный вид СМК способствовал пропаганде терроризма, укреплению популярности собственного образа ИГИЛ и рекрутированию единомышленников. Более детально технологии
рекрутирования излагаются в исследованиях Клары Пеллерин, которая также подробно описывает всю медийную структуру ИГИЛ2!.
К.В. Злоказова, А.Ю. Софронова в своих работах отмечают немаловажный психологический аспект, предопределяющий популярность ИГИЛ и способствующий расширению границ её влияния, который, в свою очередь, основывается на привлекательности трех следующих факторов. Это, во-первых, доступность информации, понимаемая как возможность сформулировать ключевую идею одной репликой (например, «дабы возвысилось знамя ислама и торжествовал шариат»); во-вторых, деструктивность, то есть готовность к проявлению насилия и разрушению, и, в - третьих, медийность ИГИЛ.
Важным исследованием является статья М. Стышинского «Джихадистская пропаганда в интернете и социальных медиа». Автор уделяет внимание истории развития пропаганды «Аль-Каиды» и «Исламского государства». Необходимо отметить публикацию И. А. Мухаметзарипова « Зарубежный опыт противодействия пропаганде ИГИЛ в среде «европейских» мусульман» . В статье раскрываются виды пропаганды ИГИЛ, рассчитанной на мусульман, проживающих в немусульманском окружении; анализируются механизмы воздействия террористического контента на потребителей, а именно на молодых мусульман мужского и женского пола. Приводится обзор зарубежного опыта противодействия указанной пропаганде: раскрываются перспективные направления деятельности.
Вопросами противодействия пропаганде Аль -Каиды и Исламского государства занимаются такие центры, как: Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, ISPI, антитеррористический центр государств -участников Содружества Независимых Государств, Региональный центр Юго -Восточной Азии по борьбе с терроризмом (SEARCCT) и другие.
Следует отметить работу М.С. Григорьева «Противодействие террористической пропаганде»: данное пособие, которое подготовлено Фондом исследования проблем демократии и Институтом изучения и противодействия пропаганде терроризма, как отмечает автор, позволяет обезопасить отдельного человека и общество в целом от тщательно и мастерски выстроенных ловушек, которые расставлены приверженцами террористической идеологии. Данный фонд открыт к сотрудничеству и готов принять коррективы и дополнения в свое пособие.
Структура диссертации определена логикой исследования и состоит из: введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ДАИШ является ярким примером террористической организации, которая обладает развитой и разветвленной медийной инфраструктурой и демонстрирует высокую активность в социальных сетях. Именно это позволяет вести активную вербовку и пропаганду религиозного радикализма.
По итогам проделанной работы можно сделать несколько выводов в соответствии с поставленными задачами:
1. Механизм рекрутирования в террористических организациях развивается с течением времени: мы можем видеть процесс становления и трансформации рекрутинга, опираясь на теорию и практику науки. Подготовка террористических групп не только увеличила знания и навыки, но и способствовала идеализации их политической или религиозной идеологии и вероучений.
2. Существует несколько делений целевых групп: по возрасту, образованию, гендерному признаку. Однако многие исследователи убеждены, что главной причиной вступления в ряды террористов является отсутствие политических свобод и психологические факторы. Следовательно люди, которые имеют какие-либо психологические проблемы могут быть под прицелом рекрутеров террористических организаций.
3. ДАИШ создало медиаструктуру, в которой «Аль-Фуркан» выступает главным актором по производству широкого спектра медиапродукции: брошюр, информационных материалов, а также аудио - и видеоматериалов для распространения в сети.
4. Технологии рекрутирования, которые использует ДАИШ, достаточно эффективны. Стоит выделить следующие:
• применение положительных образов, для привлечения новой аудитории и создания нового образа ДАИШ;
• использование исламской терминологии;
• технологии «Twitter Storms»;
• использование рейтинга @ActiveHashtags;
• применение активных хэштэгов;
• ориентация на западного потребителя;
• создание Интернет-магазина специализированной продукции с символикой ДАИШ;
• использование мессенджеров.
5. При общении с молодежью вербовщики выстраивают собственный образ в качестве «старшего товарища» либо «ровесника», представляя себя в качестве «мусульманина», выставляя представителей других религий как «неверных». Стиль коммуникации — манипуляция, которая реализуется путем инициативы и доминирования в общении .
6. Из наиболее эффективных механизмов противодействия технологиям рекрутирования можно выделить:
• использование хэштэгов ДАИШ в целях контрпропаганды;
• использование геолокации для отслеживания членов ДАИШ;
• создание специальных курсов в учебных заведениях, которые будут читать компетентные люди в данном вопросе;
• проведение социальных акций (видеоролики, мероприятия);
• создание информационных буклетов.
В сложившихся условиях эффективная борьба с террористической и экстремистской деятельностью невозможна без создания государственной системы информационного противодействия, которая включает теоретически обоснованную концепцию и практически проверенную методологию, адаптированную к региональным особенностям.
Кроме того, помимо государственных мер, организация научно - практических конференций, встреч молодежи с ветеранами военных конфликтов поможет обезопасить от психологического воздействия рекрутера.
Следует активно противостоять искажающему эффекту «медиа-ореола», созданному Исламским государством, и не забывать при этом и об оперативных возможностях предоставления информации в этой сфере.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015
г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»
http ://government. ru/med ia/files/8qq.pdf
2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
3. Official web-site of Cornell University Law School. 8 U.S. Code § 1189 -
Designation of foreign terrorist organizations. URL:
https://www.law.cornell.edu/uscode/text/8Z1189(дата обращения 16.12.2017)
Литература и источники:
4. Авдеев Ю.И. Терроризм как социально -политическое явление ZZ Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000. С. 240.
5. Антитеррористический центр государств -участников
Содружества Независимых Государств ZZ URL:http ://www. cisatc.o rg/312(Дата обращения: 12.05.2017)
6. Антон Чаблин. Кавказу аукаются Сирия и Донбасс ZZ Свободная пресса - Юг. 2015. 23 ноября. URL: http:// yug.svpressa.ru/society/article/128681/
7. Аракелян Г. Война в Сирии (истоки, предыстория и действительность), Спб., 2017. С 720.
8. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология: социологические законы, поведение человека в социуме. Четвертое издание ZZ Глава 7. Установки и смена установок: влияние на мысли и чувства - СПб.: Прайм-Еврознак. С. 224.
9. Атаев. А. В. Об информационных аспектах борьбы с пропагандой терроризма в социальных сетях // Проблемы национальной стратегии.
2016. № 4 (37). С. 177.
10. Библейская энциклопедия. 3-е изд. М.: Локид-Пресс, 2005. С 768.
11. Бойцы ИГИЛ с головами уток на страницах социальных сетей // URL: http://goo.gl/pPqDG4(Дата обращения: 07.05.2017).
12. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-4 изд. - М. : Сов. энцикл., 1969 - 1978.
13. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М.:Гэотар медицина. 1999. С. 376.
14. Вайс М., Хасан Х. Исламское государство: Армия террора - М.: Альпина нон-фикшн, 2016.С. 346.
15. Взлом французского телеканала TV5 Monde - дело рук последователей
ИГИЛ 9.04.2015 // Аlhayat.com. URL: http ://goo. gl/lBo41h (дата
обращения: 24.05.2017).
16. Взломать Twitter-аккаунты всех граждан Саудовской Аравии, критикующих ИГИЛ 11.02.2015 // Аlarabiya.net. URL: http ://goo. gl/Xa5h7e(Дата обращения: 08.05.2017).
17. Видео ИГИЛ с казнью 21 христианина разжигает гнев в социальных сетях 13.02.2015 // Аitmag.ahram. URL: http://aitmag.ahram.org.eg/News/5508.aspx(Дата обращения 09.05.2017).
18. Григорьев М. С. Противодействие террористической пропаганде. М.,
2017. С 235.
19. Гром Н.В. Салчинкина А.Р. ИГИЛ (ДАИШ). Целевая аудитория и зоны вербовки // Современная наука: проблемы и пути их решения. Т. 2. Краснодар. 2016. С. 223.
20. Гурр Р. Почему люди бунтуют // Р. Гурр. СПб. : Питер, 2005. С. 461.
21. Действуйте решительно, Ваше Превосходительство, господин министр //URL:http://goo.gl/oCp5Mm(дата обращения: 20.05.2017).
22. Джихад аль-никах. Жены секс-милосердия // Информационно¬
аналитический портал «Караван». URL: http://gazeta.caravan.kz/articles/ dzhikhad-alnikakh-zheny-seksmiloserdiya-articleID115725.html (дата
обращения: 24.11.2017).
23. Джихад в Twitter: Как террористы осваивают приёмы социального
маркетинга. URL: http://apparat.cc/network/isis-social-war/ (дата
обращения: 03.05.2017).
24. Жаворонкова Т. В. Использование сети Интернет террористическими и экстремистскими организациями // Вестник ОГУ. 2015. №3 (178)
25. ИГИЛ и сайты «общественной смекалки». URL:
http://aitmag.ahram.org.eg/News/753.aspx(дата обращения: 20.05.2017).
26. ИГИЛ пользуется социальными сетями для распространения своей пропаганды. URL:http://www.alhaya.ps/arch page.php?nid=243269(дата обращения: 11.05.2017).
27. Исследователи оценили ежемесячный доход «Исламского государства» в $80 млн. // Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2871805 (дата обращения: 10.12.2017 г.)
28. Итальянский институт международных политических исследований ISPI
// URL:http ://www. ispionline. it/it/articoli/articolo/jihadist-hotbeds-
understanding-radicalization-processes-rapporto-ispi-15456(дата обращения: 14.03.2017)
29. Казанцев А.А. Проблема вербовки и возврата боевиков - террористов: опыт Европы и перспективы России. № 27 // А. А. Казанцев. - М. : Спец - книга, 2016. С. 40.
30. Как радикальные исламисты вербуют московских студентов. // Радио "Комсомольская правда". Эфир от 2.06.2015.
31. Квасов О.Н. Приемы и методы вербовки людей в террористических организациях. // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно - практической конференции. Уфа. 2017. С. 305.
32. Кемаль А. ИГИЛ. Зловещая тень Халифата. Москва. 2015
33. Крупнов А. Аналитический доклад «Исламское государство».
Пропаганда группировки и механизмы ее распространения. Центр изучения новых коммуникаций. М. 2017 // URL:
http://zn.center/upload/img/1500988405.pdf(дата обращения 13.03.2018)
34. Манойло А., Агуреев С., Карбасова О. Ливийская кульминация арабских революций: коммуникационный аспект // Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. С. 114.
35. Маслоу А.Мотивация и личность.Перевод А.М.Татлыбаевой. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Терминологическая правка В. Данченко К.: PSYLIB, 2004. С. 458.
36. Министерство внутренних дел Саудовской Аравии: аль -Кахтани - брат
Сестры Джалибиб. URL: http ://go o.gl/cC gsNL (Дата обращения:
12.05.2017).
37. Мухаметзарипов И.А. Зарубежный опыт противодействия пропаганде ИГИЛ в среде «европейских» мусульман // Казанский педагогический журнал, 2016, №3. С 185-191.
38. Национальный центр информационного противодействия терроризму и
экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. URL:http://xn--h1ajgms.xn--p 1 ai/materialy-ntspti/?ELEMENT ID=705 . (дата обращения:
10.05.2017)
39. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002. С. 228
40. Официальный сайт Statista.com. URL:
https://www. statista.com/topic s/3412/islamic -state-isis/(дата обращения: 23.03.2018)
41. Платов В. Информационные ресурсы ИГИЛ // Новое Восточное
Обозрение. URL: http ://ru.journal-neo. org/2015/06/08/informatsionny-e-
resursy-igil/
42. Программы Европы по борьбе с ИГИЛ в социальных сетях // URL: http://goo. gl/bfu2hX(Дата обращения: 24.12.2015).
43. Пруссаков В. Америка не будет знать покоя! От религиозного фанатизма до современного терроризма // Завтра. 2004. 22 сентября.
44. Саудиды против Twitter-вражды и 200 сообщений-подстрекательств в адрес Саудовской Аравии . URL:http://goo. gl/3UUIyC(дата обращения: 17.05.2017).
45. Соснин В.А. Психология современного терроризма. М., Форум. 2012. С.
78.
46. Сто несовершеннолетних француженок присоединились к ИГИЛ . Новостной портал «Lifenews». URL: http://lifenews.ru/ news/143910 (дата обращения: 10.12.2017 г.)
47. Стышинский М. Джихадистская пропаганда в интернете и социальных медиа // Политическая лингвистика, 2016., № 5(59). С. 158-164
48. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. Медиаресурсы в экстремистской и террористической деятельности: функциональный анализ//Свободная Мысль. 2014. № 4 2014. С. 55-72.
49. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А., Костин В.Н. Новое качество
террористической пропаганды: медиаимперия ИГИЛ // URL:
http://goo. gl/D0Xh3p(дата обращения: 08.12.2017).
50. Терроризм в социальных сетях. URL:
http ://www. assakina.com/news/news 1/65950. html (дата обращения:
15.05.2017).
51. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н. УшаковаТ. 3. М., 1939. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000. С 1245.
52. Федоров Ю. Глобальная паутина террора // Международная жизнь. 2003. № 3. С. 56.
53. Фото... секретный мир джихадистских невест ИГИЛ. URL: http://goo.gl/WG6rrX(дата обращения: 12.05.2017)
54. Хоффер Э. Истинноверующий: Мысли о природе массовых движений // Э. Хоффер. - Мн. ЕГУ, 2001. С. 200.
55.Чугунов А.В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий: Автореф.дис. на соиск. уч. степ. канд. полит. наук СПб. : Санкт- Петербургский государственный университет, 2000. С. 245.
56. Шегаев И.С. Современный террористический рекрутинг: системы и
принципы.// Вестник Московского государственного областного
университета (электронный журнал). URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_26007903_55807168.pdf (дата
обращения: 30.04.17).
57. Шегаев И.С., Полозов А.Г. Новейший политологический глоссарий: основные категории, понятия, термины. М.: Перо, 2015. С 180.
58. Шейн. Э.Х. Организационная культура и лидерство. СПб .2002. С 130.
59. Эксперт: Люди, вербуемые в ИГИЛ, делятся на четыре группы.
Федеральное агентство новостей. URL:https://riafan.ru/435977-ekspert-lyudi-verbuemyie-v-igil-delyatsya-na-chetyire-gruppyi (дата обращения:
8.09.17)
60. Энциклопедический словарь: в 46 т. / Под ред. К. К. Арсеньева. Т. 3. М., Эксмо, 2007.
61. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного. М.: Директ- Медиа, 2007. С.43.
62. Abadie А. Poverty, Political Freedom, and the Roots of Terrorism. NBER
Working Paper No 4. URL:http://www.nber.org/papers/w10859.pdf( датаобращения:13.02.18)
63. Abrahms M.,Why Terrorism Does Not Work, International Security, Vol. 31,. No. 2 (Fall 2006), Р. 42-78.
64. Alzona R. Israeli Embassy says understanding social media can prevent terrorism. Philippine Business Daily Mirror. 21 February 2016. Р. 65.
65. Bakker E. Jihadi terrorists in Europe: Their characteristics and the circumstances in which they joined the jihad // Netherlands Institute of International Relations Cingandael. 2006.
66. Beckford J. A., Daniele Joly D., Khosrokhavar F. Muslims in Prison: Challenges and Change in Britain and France. Basingstoke: Palgrave, 2005. Р. 76.
67. Berger J.M., Morgan J., The ISIS Twitter Census: Defining and describing the population of ISIS supporters on Twitter - Washington, DC. : The Brookings Insitution, 2015. Р. 54.
68. Beyond Sectarianism: The New Middle East Cold War / Brookings Doha Center Analysis Paper. Doha. 2014. Р. 29.
69. Borum, R., & Gelles, M. Al-Qaeda's operational evolution: behavioral and organizational perspectives. Behavioral Sciences & the Law, 23(4), 2005.Р. 467-483
70. Caliphatebook: ISIS social network ‘created, brought down’ in one day //URL:
https://www.rt.com/news/239141-isis-facebook-network-clone/ (Дата
обращения: 21.05.2017)
71. Conway М. Determining the Role of the Internet in Violent Extremism and Terrorism: Six Suggestions for Progressing Research. Studies in Conflict & Terrorism. 2016. Р. 85.
72. Council of Europe Convention on the Prevention of Terrorism. Council of Europe Treaty Series. No. 196. Warsaw, 16.V.2005. URL: https://rm.coe.int/168008371c(дата обращения: 28.04.17).
73. Credible Messengers Are Legitimising The ISIS Narrative // URL:
http://goo.gl/p8Ujs4(дата обращения 22.05.2017).
74. Crenshaw M. (1987). Theories of terrorism: Instrumental and organizational approaches. Journal of Strategic Studies, 10(4), 13. Р.34.
75. Crenshaw M. The psychology of political terrorism. In Political psychology, edited by M. G. Hermann,379-413. San Francisco: Jossey-Bass. 1986.
76. Dabiq: The Strategic Messaging of the Islamic State. Institute for the Study of
War. 15 August 2014.
https://www.understandingwar.org/sites/default/files/Dabiq%20Backgrounder_ Harleen%20Final.pdf (дата обращения: 12.10.2017).
77. Depraved' or 'hilarious'? SNL viewers divided over shocking Dakota Johnson ISIS skit that parodies US Army commercial and sees her join the terror group yelling 'Death to America'. URL:http://goo.gl/WCjmdJ(дата обращения: 23.05.2017).
78. Don’t Shoot The ISIS Messenger. URL: http ://tec hcabal.co m/2016/01/15/dont-shoot-the-isis-messenger/(дата обращения: 17.05.2017).
79. Esser F., Reinemann C., Fan D. Spin Doctoring in British and German Election Campaigns: How the Press is Being Confronted with a New Quality of Political PR //European Journal of Communication. Jun. 2000. Vol. 15. Issue 2. Р. 84.
80. Gambetta D. Hertog S. Engineers of Jihad. The Curious Connection between Violent Extremism and Education. Princeton University Press, 2016. Р.208.
81. Ghosh P., Warfa, N., McGilloway, A., Ali, I., Jones, E., Bhui, K. Violent radicalization and recruitment to terrorism: Perspectives of wellbeing and social cohesion of citizens of Muslim heritage. Sociology Mind, 3(4). 2013. Р. 290-297.
82. Globally, People Point to ISIS and Climate Change as Leading Security
Threats 1.08.18 // Pew Research Center. URL:
http://www.pewglobal.org/2017/08/01/globally-people-point-to-isis-and-climate-change-as-leading-security-threats/(дата обращения: 26.01.2018)
83. Guantanamo Bay poet Abdul Rahim Muslim Dost is new Isis chief // The
times. URL:http s ://www. thetimes .co. uk/artic le/guantanamo -bay-p o et-ab dul-
rahim-muslim-dost-is-new-isis-chief-vvghsc72nc3 (дата обращения:
24.03.2018)
84. Gunaratna R. Countering Extremism: Building Social Resilience through Community Engagement. URL:http://www.nber.org/papers/w10859.pdf(датаобращения:19.02.18)
85. Hashtag Terror: How ISIS Manipulates Social Media // URL:
http://goo.gl/JRAJkq(дата обращения: 07.05.2017).
86. Hegghammer, T. Terrorist Recruitment and Radicalization in Saudi Arabia. Middle East Policy, 13(4), 2006. Р. 39-60.
87. Horgan John G. The Psychology of Terrorism (Political Violence). 2nd Edition. New York: Routledge. 2014. Р.133.
88. Horgan, John, "Leaving Terrorism Behind" (Routledge, 2008).
89. How ISIS conquered social media // URL:http://goo.gl/QgY8hy(дата обращения 12.05.2017).
90. How ISIS Games Twitter . URL:http://goo.gl/fQfRnO (дата обращения:
23.05.2017).
91. How ISIS Succeeds on Social Media Where #StopKony Fails. URL: http://goo. gl/uHmKqk(дата обращения: 05.05.2017).
92. I Can Haz Islamic State Plz': Isis propaganda on Twitter turns to kittens and lolspeak. URL:http://goo. gl/Ai26lY(Дата обращения: 07.05.2017).
93.Inside Mosul: What's life like under Islamic State? 9.07.2015 // BBC News. URL: http ://www. bbc .com/news/world-middle-east-32831854 (дата
обращения: 18.03.2018)
94. Iraq crisis exclusive: Isis jihadists using World Cup and Premier League hashtags to promote extremist propaganda on Twitter // URL: http://goo.gl/PQMSJC(дата обращения: 23.05.2017).
95.1515 comes to Libya. Cruickshank Р., Robertson N., Lister Т., Jomana Karadsheh J. // CNN. URL: https://edition.cnn.com/2014/11/18/world/isis-libya/index.html(дата обращения: 16.02.2018)
96.1515 Declares War on Twitter and Facebook's Jack Dorsey and Mark Zuckerberg. URL:https://goo.gl/q XiPSP(дата обращения: 16.05.2017).
97. Isis in duel with Twitter and YouTube to spread extremist propaganda. URL: http://goo.gl/iF33gy(дата обращения: 19.05.2017).
98.Isis morale falls as momentum slows and casualties mount.SolomonE. 19.12.2014 // Financial Times. URL:https://www.ft.com/content/f1705f00-85e6-11e4-a105-00144feabdc0(дата обращения: 24.02.2018)
99.1515 Propaganda Campaign Threatens U.S. URL:http://goo.gl/CfWHRz(дата обращения: 03.05.2017).
100. ISIS recruits fighters through powerful online campaign. URL: http ://www. cbsnews. com/news/is is-uses-soc ial-media-to -recruit-western-allies/(дата обращения: 06.05.2017).
101. ISIS releases app for children to 'learn Arabic alphabet' using jihadist songs and cartoons of weapons . URL:http://goo. gl/6vbnZx(Дата обращения 13.05.2017).
102. ISIS swiping hashtags as part of propaganda efforts // URL: http://goo.gl/6OZkYO(дата обращения: 03.05.2017).
103. ISIS Targets Blackberry Channels. URL:https://goo.gl/SB2rSN(дата обращения: 25.04.2017).
104. ISIS Targets Blackberry Channels //URL:https://goo.gl/SB2rSN(дата обращения: 25.04.2017).
ISIS threatens social media moguls, Zuckerberg and Dorsey in
recent video. URL:https://goo.gl/wQTiQe(Дата обращения: 16.05.2017).
106. ISIS using encrypted apps for communications; former intel officials blame Snowden . URL:http://goo.gl/pSBkXq(дата обращения: 03.05.2017).
107. Islamic State moves in on al-Qaeda turf // BBC Monitoring. URL: http://www.bbc.com/news/world-31064300(дата обращения: 23.03.2018)
108. Jackson B., Baker J., Chalk P., Cragin K., Parachini J., Trujillo H. Organizational learning in terrorist groups and its implications for combating terrorism. RAND corporation. 2005. Р. 137.
109. Jackson, B., Baker, J., Chalk, P., Cragin, K., Parachini, J., & Trujillo, H. Case studies of organizational learning in five terrorist groups. RAND corporation. 2005. 1-214.
110. Katz R. From Teenage Colorado Girls to Islamic State Recruits: A Case
Study in Radicalization via Social Media // Insite Blog on Terrorism and Extremism, Nov. 11, 2014. URL:
http ://news. siteintelgroup .com/blo g/index. php/entry/309-from-teenage-colorado-girls-to-islamic-state-recruits-a-case-study-in-radicalization-via-social-media(дата обращения:14.09.17)
111. Kilcullen D. J., «Subversion and Countersubversion in the Campaign against Terrorism in Europe’, Studies in Conflict and Terrorism, 30(8).2007.
112. Konrad K. On terrorists and terrorism. Santa Monica, California : The Rand Corporation, 1982. Р.54.
113. Krueger A. What makes a terrorist: Economics and the roots of terrorism. Princeton, NJ: Princeton University Press.2007. Р. 78.
114. Krueger, A., Maleckova, J. Education, poverty and terrorism: Is there a causal connection? // Journal of Economic Perspectives 17(4), 2003. 119-144.
115. Kruglanski А. Kruglanski discusses Psychology Behind Terrorist
Recruitment. URL :http ://www. start. umd. edu/news/dr-arie-kruglanski-
discusses-psychology-behind-terrorist-recruitment (дата обращения
13.05.2017)
116. LaFree G.Ackerman G. The Empirical Study of Terrorism: Social and
Legal Research.
URL:https://www.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev.lawsocsci.0930 08.131517 (дата обращения: 15.02.2017)
117. Mastors E., Deffenbaugh, A. The lesser jihad: Recruits and the al Qaida network // Rowman & Littlefield Publishers Inc. 2007.
118. Mayntz, R. Organizational Forms of Terrorism : Hierarchy, Network, or a Type sui generis? // MPIfG Discussion Paper. 2004.
119. National Security Archive Electronic Briefing Book No. 268, U.S.
Embassy Tehran cable 5389 to Department of State, “Iran’s Intentions in Nuclear Matters, 1 July 1974, Confidential.
URL :http ://ns archive. gwu. edu/nukevault/ebb268/doc 01d.pdf>(датаобращения: 23.01.18)
120. New Al Qaeda Group Produces Recruitment Material for Americans, Westerners // URL:http://goo.gl/ZzEVcW(дата обращения 07.05.2017).
121. North A. How Media Coverage Influences Terrorism // BuzzFeed. April
19, 2013. URL:http://www.buzzfeed.com/annanorth/how-media-coverage-
influences-terrorism (дата обращения: 14.10.2017).
122. OpenYourEyes // YouTube Channel. URL:
https://www.youtube.com/channel/UCgehS3Xu4jfYpJDizLJ i5g (дата
обращения 24.02.2018)