"Мягкая сила" как фактор китайской политики в отношении России
|
Введение 3
Г лава 1. «Мягкая сила» Китая 7
1.1 Историческая концепция 7
1.2 «Мягкая сила» в работах китайских современных исследователей 13
1.3 Основные инструменты и механизмы реализации «мягкой силы» Китая 25
1.4. Проблемы и результаты реализации «мягкой силы» Китая в отношении России 35
Глава 2. «Мягкая сила» России: особенности и направления 42
2.1. Общая характеристика «мягкой силы» России 42
2.2. Фактор «мягкой силы» в российско-китайских отношениях 51
2.3. Проблемы реализации «мягкой силы» в отношении Китая 53
2.4. Результаты реализации «мягкой силы» в отношении Китая 55
2.5. Перспективы развития «мягкой силы» 61
Заключение 69
Список источников и использованной литературы 74
Г лава 1. «Мягкая сила» Китая 7
1.1 Историческая концепция 7
1.2 «Мягкая сила» в работах китайских современных исследователей 13
1.3 Основные инструменты и механизмы реализации «мягкой силы» Китая 25
1.4. Проблемы и результаты реализации «мягкой силы» Китая в отношении России 35
Глава 2. «Мягкая сила» России: особенности и направления 42
2.1. Общая характеристика «мягкой силы» России 42
2.2. Фактор «мягкой силы» в российско-китайских отношениях 51
2.3. Проблемы реализации «мягкой силы» в отношении Китая 53
2.4. Результаты реализации «мягкой силы» в отношении Китая 55
2.5. Перспективы развития «мягкой силы» 61
Заключение 69
Список источников и использованной литературы 74
В последние годы в научном и политическом дискурсе все чаще используется понятие «мягкая сила» (soft power), введенное в оборот Джозефом Наем-младшим. Под «мягкой силой» он понимает умение добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения. Политика «мягкой силы» стала важным внешнеполитическим ресурсом и специфическим инструментом управления международными процессами для ряда ведущих держав. Опыт современных международных отношений показывает, что государству, осуществляющему экспансию, сложнее добиться своих целей, опираясь лишь на военную и экономическую мощь. В большинстве случаев достичь их удается при помощи элементов политики «мягкой силы»: определенным образом выстроенного внешнеполитического курса, привлекательной политической идеологии, экономического альтруизма, использования узнаваемых символов духовной и материальной культуры. Современный Китай, претендующий на увеличение своей роли в мировой политике, стремится заявить о себе как о новом центре «мягкой силы», создание которой является частью долгосрочной целенаправленной национальной политики. Руководство страны прикладывает усилия для повышения международного влияния китайской культуры и расширения присутствия культурной продукции Поднебесной на мировом рынке. Наращивание «мягкой силы» в контексте развития национальной культуры можно считать одной из главных задач политики китайской коммунистической партии.
Китайские теоретики, взяв идею Дж. Ная за основу, в настоящее время разрабатывают собственную теорию «мягкой силы». Так, в работе Пан Чжунъина, директора Института глобальных проблем Нанькайского университета, подробно анализируется специфика китайского понимания «мягкой силы».
Этот концепт еще разрабатывается, и выделяет несколько аспектов данной политики, которые Китай планирует активно развивать:
- наука и образование (импорт и экспорт образования);
- производственные системы (экономическая индустрия и создание «нематериальных» товаров);
- культура в качестве бренда (распространение уникальной китайской культуры при помощи художественной культуры и языка и использование с «ознакомительными» целями метакультуры).
В современном Китае концепция «мягкой силы» нашла свое отражение в стратегии китайского руководства, выдвинутой на XVII съезде партии в 2007г., когда в докладе председателя КНР Ху Цзиньтао прозвучал призыв о повышении культурной «мягкой» мощи государства и «мягкой силы» во внешней политике. «Мягкая сила» Китая была выражена в идее социальной гармонии, создание которой является в Китае одной из основных государственных задач.
Идея Ху Цзиньтао достаточно успешна для выстраивания дружественных отношений с Российской Федерацией. У Китая есть свой стиль в осуществлении процесса построения дружественных отношений - всесторонняя дружеская «атака», стремление сотрудничать по всем направлениям, делая акцент на важности государственного суверенитета и невмешательств во внутренние дела с целью обеспечения стабильного и устойчивого доступа к ресурсам страны и возможности открытия новых экспортных рынков для поддержания своей экономики. Различия в геополитических реалиях, однако, требуют от Пекина специально спланированной «мягкой» стратегии для каждого из основных регионов в отдельности.
Россия и Китай построили к настоящему времени всеобъемлющие многоуровневые взаимоотношения в сфере культурного, военно-технического, экономического, политического сотрудничества. Взгляд Китая на отношения международные заключается в том, что развитие великой мировой державы Китая одновременно возможно на основе развития других стран - больших и малых, которые находятся как в отдалении, так в непосредственной близости. К последним безусловно относится и Россия. Специфическим видом сотрудничества России и Китая на уровне регион.
Китай многообразен и многолик, в этом государстве процессы модернизации и инновации происходят с одновременным сохранением традиционных ценностей и норм. Многовековые культурные традиции, язык, национальная культура, уникальность этносов, которые проживают на территории страны, являются основой для формирования привлекательного образа государства. Китай тратит большие средства на продвижение своей культуры и языка за рубежом. Действия КНР во многих направлениях международной политики показали умение обдуманно и осторожно продвигаться к намеченной цели.
В Пекине отчетливо понимают, что положительный образ страны влечет за собой формирование выгодного общественного мнения, которое может обеспечить и достижение политических целей. Китай уже вышел на новый этап взаимодействия с внешним миром: помимо успехов в экономике, он делает ставку и на достижения в культуре, спорте, науке, образовании, внешней политике, считая их значимыми факторами создания положительного имиджа государства, продвижения в Российской Федерации и иных государствах китайской культуры. В настоящий момент «мягкая сила» представляет собой один из наиболее важных инструментов китайского влияния в России. В этом плане изучение факторов «мягкой силы» Китая дает возможность лучше проанализировать российско-китайские отношения и сделать прогноз дальнейшему развитию.
Объект исследования - политика стран Китая и России.
Предметом исследования являются российско-китайские отношения в сфере международной политики.
Целью настоящего исследования является мягкая сила как фактор китайской политики в отношении России, а также мягкая сила России в отношении Китая.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы формирования китайской политики в
отношении России.
2. Проанализировать российско-китайские отношения.
3. Определить факторы влияния на российско-китайские отношения.
4. Разработать рекомендации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили современные экономические теории и фундаментальные работы, посвященные теоретическим и практическим аспектам международных отношений; исследования ученых Борох О., Ломанов А., Ван Цюн, Вань Чэньцай, Pang Zhongying и др., посвященные формированию мягкой силы как фактора китайской политики в отношении России.
Методологическая основа исследования. В исследования в рамках диалектического и системного подходов использовались такие методы, как структурный, функциональный, сравнительный.
Научная новизна исследования заключается в разработке практических рекомендаций направленных на совершенствование китайской политики в отношении России.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные научно-методические результаты доведены до уровня конкретных разработок и рекомендаций по формированию эффективной китайской политики в отношении России.
Хронологические рамки исследования 2018-2020 гг.
Китайские теоретики, взяв идею Дж. Ная за основу, в настоящее время разрабатывают собственную теорию «мягкой силы». Так, в работе Пан Чжунъина, директора Института глобальных проблем Нанькайского университета, подробно анализируется специфика китайского понимания «мягкой силы».
Этот концепт еще разрабатывается, и выделяет несколько аспектов данной политики, которые Китай планирует активно развивать:
- наука и образование (импорт и экспорт образования);
- производственные системы (экономическая индустрия и создание «нематериальных» товаров);
- культура в качестве бренда (распространение уникальной китайской культуры при помощи художественной культуры и языка и использование с «ознакомительными» целями метакультуры).
В современном Китае концепция «мягкой силы» нашла свое отражение в стратегии китайского руководства, выдвинутой на XVII съезде партии в 2007г., когда в докладе председателя КНР Ху Цзиньтао прозвучал призыв о повышении культурной «мягкой» мощи государства и «мягкой силы» во внешней политике. «Мягкая сила» Китая была выражена в идее социальной гармонии, создание которой является в Китае одной из основных государственных задач.
Идея Ху Цзиньтао достаточно успешна для выстраивания дружественных отношений с Российской Федерацией. У Китая есть свой стиль в осуществлении процесса построения дружественных отношений - всесторонняя дружеская «атака», стремление сотрудничать по всем направлениям, делая акцент на важности государственного суверенитета и невмешательств во внутренние дела с целью обеспечения стабильного и устойчивого доступа к ресурсам страны и возможности открытия новых экспортных рынков для поддержания своей экономики. Различия в геополитических реалиях, однако, требуют от Пекина специально спланированной «мягкой» стратегии для каждого из основных регионов в отдельности.
Россия и Китай построили к настоящему времени всеобъемлющие многоуровневые взаимоотношения в сфере культурного, военно-технического, экономического, политического сотрудничества. Взгляд Китая на отношения международные заключается в том, что развитие великой мировой державы Китая одновременно возможно на основе развития других стран - больших и малых, которые находятся как в отдалении, так в непосредственной близости. К последним безусловно относится и Россия. Специфическим видом сотрудничества России и Китая на уровне регион.
Китай многообразен и многолик, в этом государстве процессы модернизации и инновации происходят с одновременным сохранением традиционных ценностей и норм. Многовековые культурные традиции, язык, национальная культура, уникальность этносов, которые проживают на территории страны, являются основой для формирования привлекательного образа государства. Китай тратит большие средства на продвижение своей культуры и языка за рубежом. Действия КНР во многих направлениях международной политики показали умение обдуманно и осторожно продвигаться к намеченной цели.
В Пекине отчетливо понимают, что положительный образ страны влечет за собой формирование выгодного общественного мнения, которое может обеспечить и достижение политических целей. Китай уже вышел на новый этап взаимодействия с внешним миром: помимо успехов в экономике, он делает ставку и на достижения в культуре, спорте, науке, образовании, внешней политике, считая их значимыми факторами создания положительного имиджа государства, продвижения в Российской Федерации и иных государствах китайской культуры. В настоящий момент «мягкая сила» представляет собой один из наиболее важных инструментов китайского влияния в России. В этом плане изучение факторов «мягкой силы» Китая дает возможность лучше проанализировать российско-китайские отношения и сделать прогноз дальнейшему развитию.
Объект исследования - политика стран Китая и России.
Предметом исследования являются российско-китайские отношения в сфере международной политики.
Целью настоящего исследования является мягкая сила как фактор китайской политики в отношении России, а также мягкая сила России в отношении Китая.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы формирования китайской политики в
отношении России.
2. Проанализировать российско-китайские отношения.
3. Определить факторы влияния на российско-китайские отношения.
4. Разработать рекомендации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили современные экономические теории и фундаментальные работы, посвященные теоретическим и практическим аспектам международных отношений; исследования ученых Борох О., Ломанов А., Ван Цюн, Вань Чэньцай, Pang Zhongying и др., посвященные формированию мягкой силы как фактора китайской политики в отношении России.
Методологическая основа исследования. В исследования в рамках диалектического и системного подходов использовались такие методы, как структурный, функциональный, сравнительный.
Научная новизна исследования заключается в разработке практических рекомендаций направленных на совершенствование китайской политики в отношении России.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные научно-методические результаты доведены до уровня конкретных разработок и рекомендаций по формированию эффективной китайской политики в отношении России.
Хронологические рамки исследования 2018-2020 гг.
Сегодня глобальное мироустройство претерпевает постоянные фундаментальные превращения, появляются глобальные новые вызовы, требующие от политических лидеров, народов, стран соответствующего ответа. Новая глобальная архитектура и иерархия, быстро изменяющаяся геополитическая обстановка и глобальные вызовы обуславливают необходимость использования во внешней политике новых подходов, достижение требуемых целей и проецированию власти.
Указанные новые направления меняют привычные правила в общемировой политике, приводят к необходимости перестройки методов достижения желаемых результатов и внешней политической стратегии для многих мировых держав. Происходит стремительное снижение эффективности традиционных приемов дипломатии и силовых жестких методов и инструментов в политике, востребованными оказываются новейшие подходы к тактике и стратегии во внешней политике.
Это обусловило популярность идеи «мягкой силы» в настоящий период времени. «Мягкая сила» является альтернативной формой власти, которую можно применять при достижении намеченных целей во внешнеполитической деятельности. По этой причине многими государствами политика «мягкой силы» рассматривается в качестве важной составляющей внешнеполитической государственной стратегии. В реалиях многополюсного полицентричного мира роль "мягкой силы" будет все более важной.
Феномен «мягкой силы» - это универсальный метод для любого государства задействовать свое убеждение и привлекательность для того, чтобы достичь своих внешних политических целей с низким риском и издержками, в отличие от политики «жесткой силы».
В современном многополярном полицентричном мире с огромным числом участников, национальными взаимно-противоречивыми целями и интересами внешней политики, которые борются за глобальное влияние, стремительно меняются алгоритм действий, тактика и стратегия. На сегодняшний день не размеры государства определяют уровень его успешной деятельности на международной арене, а качество и число ресурсов «мягкой силы», а также эффективность их применения.
В глобальном современном мире в качестве важнейшего инструмента внешней политики выступает «мягкая сила», которая транслируется по изменчивым, взаимозависимым, многоуровневым и сложным сетям инструментами и методами альтернативной (культурной, гражданской, публичной и др.) дипломатии.
«Мягкая сила» приводит к расширению своего влияния, обеспечивает влияние и репутацию государства в мире глобальном и со временем превращается не только в инструмент под достижению целей внешнеполитических, но также в способ разрешения многих общемировых вызовов и ряда глобальных современных проблем современности.
Долгое время под силой подразумевалась только ее военная составляющая. Сила рассматривалась как главный инструмент влияния на мировой арене - чем сильнее развито государство в военном плане, тем оно влиятельнее. Любой спор решался военным путем. Однако в последние десятилетия «жесткая» сила постепенно отходит на второстепенный уровень, уступая положение «мягкой» силе.
Появление термина «мягкая» сила». Термин «мягкая» в научных кругах впервые употребил американский ученый Дж. Най в работе «Обреченные быть лидером: изменяющийся характер американской власти».
Согласно Дж. Наю, «мягкая» сила является способностью государств добиваться целей путем убеждения и привлечения. Эта способность во многом зависит от наличия у правительств ресурсов осуществления власти и умения эффективно их использовать.
В настоящее время Китай стремится получить экономические выгоды, что преимущественно проявляется в стремительном освоении новых рынков. Зарубежные инвестиции являются одним из основных инструментов Пекина в распространении своего влияния. Экономические реформы, начавшиеся в 1978 г. под руководством Дэн Сяопина, превратили Китай в одну из крупнейших экономических держав.
За последние 30 лет номинальный ВВП Китая вырос в 48 раз со средним темпом роста в 9,4% в год. КНР является лидирующей страной в мире по объемам экспорта, а также по накопленным валютным резервам. Еще одной немаловажной особенностью являются масштабы привлекаемых в страну инвестиций - в 2018 г. этот показатель составил 139 млрд долл. США (лидирующее место в мире). Положительный баланс во внешней торговле, приток иностранных инвестиций, а также накопленные валютные резервы способствовали наращиванию прямых зарубежных инвестиций.
«Мягкая» сила является неотъемлемым инструментом внешней политики государств в современном мире. При этом многие страны уже выработали свои подходы к реализации мягкого влияния. Для Китая основным инструментом реализации «мягкой» силы являются инвестиции, которые способствуют экономическому развитию не только самого Китая, но также и стран-реципиентов.
Характеризуя политику наращивания «мягкой силы» КНР в Республике Беларусь, следует отметить, что она в значительной степени предполагает использование также инструментов, связанных с демонстрацией заботы о населении страны-реципиента. К примеру, в общей сложности при финансовой поддержки Китая в Белоруссии построено 38 жилых домов в шести областях и столице республики.
«Мягкая сила» является альтернативной формой власти, которую можно применять при достижении намеченных целей во внешнеполитической деятельности. По этой причине многими государствами политика «мягкой силы» рассматривается в качестве важной составляющей внешнеполитической государственной стратегии. В реалиях многополюсного полицентричного мира роль "мякой силы" будет все более важной.
Феномен «мягкой силы» - это универсальный метод для любого государства задействовать свое убеждение и привлекательность для того, чтобы достичь своих внешних политических целей с низким риском и издержками, в отличие от политики «жесткой силы».
К сильным сторонам «мягкой силы» России Portland Communication относит успешное проведение чемпионата мира по футболу, достижения балета Большого театра, достижения киноиндустрии, театра, российской моды, посредством которых она может знакомить со своими традиционными ценностями мировую аудиторию.
Большое значение имеют усилия, прилагаемые Российской Федерацией по преодолению негативных стереотипов, которые сложились о ней.
Можно проследить очевидную негативную тенденцию в динамике изменения рейтинга Российской Федерации в тридцатке по "мягкой силе".
Россия в 2018 году по улучшила собственный рейтинг по большей части показателей: пяти из восьми (Polling Government, Culture, Education, Digital) по сравнению с предшествующим годом. Например, на одну позицию удалось повысить место по показателю Polling, Government, Digital, на две позиции по Culture, и на пять позиций по Education.
Большую роль по мнению Пекина и Москвы играет двухстороннее образование. При помощи "мягкой силы" можно нарастить обмен между государствами знаниями, а реализация взаимных интересов приводит к поднятию отношений на более высокую ступень. Посредством данного направления в реализации "мягкой силы", государства могут, объединившись, оказывать на другие страны значительное "мягкое" влияние.
Именно образование в теперешнем мире обладает рычагами и силами, которыми оно воздействует на общественность, являясь важнейшим направлением приложения "мягкой силы". Понимая ключевую роль образования, Россией и Китаем реализуется данная политика по привлечению иностранных студентов для возможности, в конце концов, оказывать влияние на тенденции и направления мирового развития.
Отмечая позитивную динамику осуществления стратегии мягкой силы и признавая существование определенных недостатков по этому направлению, отечественными специалистами предлагаются конкретные шаги по развитию и укреплению "мягкой силы". После обретения российской стратегией идейного содержания - определенного послания миру, транслирующегося через образование, науку, культуру, использование Российской Федерацией в своей внешней политике мягкой силы и ее инструментов приобретет по- настоящему эффективность. По словам А. Цыганкова, в существующих условиях усиления идейного противоборства и конкуренции Москва должна выйти с концепцией сформированных российских ценностей, служащей в качестве основания для применения во внешней политике «мягкой силы», он должна показать миру мировоззрение, способное составить конкуренцию западным существующим моделями. Цыганков отмечает, что в отсутствии осознанных усилий в данном направлении, отечественная внешняя политика обречена будет следовать за другими государствами, которые руководствуются собственными ценностями и интересами.
Консервативный сдвиг России наиболее ярко проявился во внешнеполитических приоритетах, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Можно сказать, что консерватизм В.В. Путина в развитии национальных традиций соответствует надеждам и намерениям, которые были достигнуты в ходемодернизации Азии (например, Япония, Южная Корея, Сингапур). Данная формула прекрасно отражает опыт Китайской Народной Республики. Действительно, Коммунистическая партия Китая строит социализм с китайской спецификой, но именно этот уникальный стиль может быть модернизирован эволюцией, а не революцией.
Несомненно, основные ценности общества являются ключевым ресурсом «мягкой силы» и внешнеполитическим нарративом государства. Так или иначе, для того чтобы повысить культурную «мягкую силу», нужно продолжать популяризировать и пропагандировать традиции, культуру, достижения в различных сферах жизни общества Китая и России. Это хорошо известный путь снижения сферы действия «жёсткой силы».
Концепция «мягкой силы» выстраивалась в период «активной глобализации», массированного продвижения либеральных ценностей. Но сегодня в тренде новое понятие - деглобализация, и для многих оно ассоциируется с кризисом либеральных ценностей, значительным подъёмом националистических идеологий и движений.
Указанные новые направления меняют привычные правила в общемировой политике, приводят к необходимости перестройки методов достижения желаемых результатов и внешней политической стратегии для многих мировых держав. Происходит стремительное снижение эффективности традиционных приемов дипломатии и силовых жестких методов и инструментов в политике, востребованными оказываются новейшие подходы к тактике и стратегии во внешней политике.
Это обусловило популярность идеи «мягкой силы» в настоящий период времени. «Мягкая сила» является альтернативной формой власти, которую можно применять при достижении намеченных целей во внешнеполитической деятельности. По этой причине многими государствами политика «мягкой силы» рассматривается в качестве важной составляющей внешнеполитической государственной стратегии. В реалиях многополюсного полицентричного мира роль "мягкой силы" будет все более важной.
Феномен «мягкой силы» - это универсальный метод для любого государства задействовать свое убеждение и привлекательность для того, чтобы достичь своих внешних политических целей с низким риском и издержками, в отличие от политики «жесткой силы».
В современном многополярном полицентричном мире с огромным числом участников, национальными взаимно-противоречивыми целями и интересами внешней политики, которые борются за глобальное влияние, стремительно меняются алгоритм действий, тактика и стратегия. На сегодняшний день не размеры государства определяют уровень его успешной деятельности на международной арене, а качество и число ресурсов «мягкой силы», а также эффективность их применения.
В глобальном современном мире в качестве важнейшего инструмента внешней политики выступает «мягкая сила», которая транслируется по изменчивым, взаимозависимым, многоуровневым и сложным сетям инструментами и методами альтернативной (культурной, гражданской, публичной и др.) дипломатии.
«Мягкая сила» приводит к расширению своего влияния, обеспечивает влияние и репутацию государства в мире глобальном и со временем превращается не только в инструмент под достижению целей внешнеполитических, но также в способ разрешения многих общемировых вызовов и ряда глобальных современных проблем современности.
Долгое время под силой подразумевалась только ее военная составляющая. Сила рассматривалась как главный инструмент влияния на мировой арене - чем сильнее развито государство в военном плане, тем оно влиятельнее. Любой спор решался военным путем. Однако в последние десятилетия «жесткая» сила постепенно отходит на второстепенный уровень, уступая положение «мягкой» силе.
Появление термина «мягкая» сила». Термин «мягкая» в научных кругах впервые употребил американский ученый Дж. Най в работе «Обреченные быть лидером: изменяющийся характер американской власти».
Согласно Дж. Наю, «мягкая» сила является способностью государств добиваться целей путем убеждения и привлечения. Эта способность во многом зависит от наличия у правительств ресурсов осуществления власти и умения эффективно их использовать.
В настоящее время Китай стремится получить экономические выгоды, что преимущественно проявляется в стремительном освоении новых рынков. Зарубежные инвестиции являются одним из основных инструментов Пекина в распространении своего влияния. Экономические реформы, начавшиеся в 1978 г. под руководством Дэн Сяопина, превратили Китай в одну из крупнейших экономических держав.
За последние 30 лет номинальный ВВП Китая вырос в 48 раз со средним темпом роста в 9,4% в год. КНР является лидирующей страной в мире по объемам экспорта, а также по накопленным валютным резервам. Еще одной немаловажной особенностью являются масштабы привлекаемых в страну инвестиций - в 2018 г. этот показатель составил 139 млрд долл. США (лидирующее место в мире). Положительный баланс во внешней торговле, приток иностранных инвестиций, а также накопленные валютные резервы способствовали наращиванию прямых зарубежных инвестиций.
«Мягкая» сила является неотъемлемым инструментом внешней политики государств в современном мире. При этом многие страны уже выработали свои подходы к реализации мягкого влияния. Для Китая основным инструментом реализации «мягкой» силы являются инвестиции, которые способствуют экономическому развитию не только самого Китая, но также и стран-реципиентов.
Характеризуя политику наращивания «мягкой силы» КНР в Республике Беларусь, следует отметить, что она в значительной степени предполагает использование также инструментов, связанных с демонстрацией заботы о населении страны-реципиента. К примеру, в общей сложности при финансовой поддержки Китая в Белоруссии построено 38 жилых домов в шести областях и столице республики.
«Мягкая сила» является альтернативной формой власти, которую можно применять при достижении намеченных целей во внешнеполитической деятельности. По этой причине многими государствами политика «мягкой силы» рассматривается в качестве важной составляющей внешнеполитической государственной стратегии. В реалиях многополюсного полицентричного мира роль "мякой силы" будет все более важной.
Феномен «мягкой силы» - это универсальный метод для любого государства задействовать свое убеждение и привлекательность для того, чтобы достичь своих внешних политических целей с низким риском и издержками, в отличие от политики «жесткой силы».
К сильным сторонам «мягкой силы» России Portland Communication относит успешное проведение чемпионата мира по футболу, достижения балета Большого театра, достижения киноиндустрии, театра, российской моды, посредством которых она может знакомить со своими традиционными ценностями мировую аудиторию.
Большое значение имеют усилия, прилагаемые Российской Федерацией по преодолению негативных стереотипов, которые сложились о ней.
Можно проследить очевидную негативную тенденцию в динамике изменения рейтинга Российской Федерации в тридцатке по "мягкой силе".
Россия в 2018 году по улучшила собственный рейтинг по большей части показателей: пяти из восьми (Polling Government, Culture, Education, Digital) по сравнению с предшествующим годом. Например, на одну позицию удалось повысить место по показателю Polling, Government, Digital, на две позиции по Culture, и на пять позиций по Education.
Большую роль по мнению Пекина и Москвы играет двухстороннее образование. При помощи "мягкой силы" можно нарастить обмен между государствами знаниями, а реализация взаимных интересов приводит к поднятию отношений на более высокую ступень. Посредством данного направления в реализации "мягкой силы", государства могут, объединившись, оказывать на другие страны значительное "мягкое" влияние.
Именно образование в теперешнем мире обладает рычагами и силами, которыми оно воздействует на общественность, являясь важнейшим направлением приложения "мягкой силы". Понимая ключевую роль образования, Россией и Китаем реализуется данная политика по привлечению иностранных студентов для возможности, в конце концов, оказывать влияние на тенденции и направления мирового развития.
Отмечая позитивную динамику осуществления стратегии мягкой силы и признавая существование определенных недостатков по этому направлению, отечественными специалистами предлагаются конкретные шаги по развитию и укреплению "мягкой силы". После обретения российской стратегией идейного содержания - определенного послания миру, транслирующегося через образование, науку, культуру, использование Российской Федерацией в своей внешней политике мягкой силы и ее инструментов приобретет по- настоящему эффективность. По словам А. Цыганкова, в существующих условиях усиления идейного противоборства и конкуренции Москва должна выйти с концепцией сформированных российских ценностей, служащей в качестве основания для применения во внешней политике «мягкой силы», он должна показать миру мировоззрение, способное составить конкуренцию западным существующим моделями. Цыганков отмечает, что в отсутствии осознанных усилий в данном направлении, отечественная внешняя политика обречена будет следовать за другими государствами, которые руководствуются собственными ценностями и интересами.
Консервативный сдвиг России наиболее ярко проявился во внешнеполитических приоритетах, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Можно сказать, что консерватизм В.В. Путина в развитии национальных традиций соответствует надеждам и намерениям, которые были достигнуты в ходемодернизации Азии (например, Япония, Южная Корея, Сингапур). Данная формула прекрасно отражает опыт Китайской Народной Республики. Действительно, Коммунистическая партия Китая строит социализм с китайской спецификой, но именно этот уникальный стиль может быть модернизирован эволюцией, а не революцией.
Несомненно, основные ценности общества являются ключевым ресурсом «мягкой силы» и внешнеполитическим нарративом государства. Так или иначе, для того чтобы повысить культурную «мягкую силу», нужно продолжать популяризировать и пропагандировать традиции, культуру, достижения в различных сферах жизни общества Китая и России. Это хорошо известный путь снижения сферы действия «жёсткой силы».
Концепция «мягкой силы» выстраивалась в период «активной глобализации», массированного продвижения либеральных ценностей. Но сегодня в тренде новое понятие - деглобализация, и для многих оно ассоциируется с кризисом либеральных ценностей, значительным подъёмом националистических идеологий и движений.
Подобные работы
- Мягкая сила в теории и на практике
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - «Мягкая сила» как инструмент внешнеполитической деятельности Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - «Мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЯГКОЙ СИЛЫ ВО
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
CHARACTERISTICS OF SOFT POWER IMPLEMENTATION IN THE PRC’S FOREIGN
POLICY
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - Концепция «мягкой силы» во внешней политике в Великобритании в
конце XX - начале XXI вв.
Главы к дипломным работам, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Противодействие COVID-19 как элемент «мягкой силы» во внешней политике Китая
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЯГКОЙ СИЛЫ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - «Мягкая сила» во внешней политике Китая в Юго-Восточной Азии и Африке на современном этапе (2000-2020 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» НА СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ
Бакалаврская работа, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



