Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Использование «мягких инструментов влияния» на зарубежную аудиторию: теоретические аспекты исследования 9
1.1. Инструменты влияния на зарубежную аудиторию 9
1.1.1. Мягкая сила 9
1.1.2. Публичная дипломатия 19
1.1.3. Цифровая дипломатия 27
1.2. Инструменты и каналы влияния США 32
1.2.1 Мягкая сила США 32
1.2.2. Публичная дипломатия США 35
1.2.3. Цифровая дипломатия США 39
1.3. Инструменты и каналы влияния России 42
1.3.1. Мягкая сила России 42
1.3.2. Публичная дипломатия России 51
1.3.3. Цифровая дипломатия России 56
Глава 2. Использование ценностей и коммуникативных стратегий в
СМИ публичной дипломатии США и России в Восточной Европе 64
2.1. Анализ СМИ публичной дипломатии США в Восточной Европе 66
2.1.1. Голос Америки Украина 66
2.1.2. Радио Свобода Украина 69
2.1.3. Радио Свобода Румыния-Молдова 74
2.2. Анализ СМИ публичной дипломатии России в Восточной
Европе 87
2.2.1. RT Украина 87
2.2.2. RT Румыния 92
2.2.3. Спутник Румыния 95
2.2.4. RT Молдова 98
2.2.5. Спутник Молдова 101
Глава 3. Использование ценностей и коммуникативных стратегий в цифровой дипломатии США и России в Восточной Европе 106
3.1. Анализ публикаций посольств США в Восточной Европе 107
3.1.1. Посольство США на Украине 107
3.1.2. Посольство США в Румынии 111
3.1.3. Посольство США в Республике Молдова 114
3.2. Анализ публикаций дипведомств России в Восточной Европе
118
3.2.1. Посольство России на Украине 118
3.2.2. Посольство России в Румынии 121
3.2.3. Посольство России в Республике Молдова 126
3.2.4. Российский центр науки и культуры на Украине 131
3.2.5. Российский центр науки и культуры в Румынии 133
3.2.6. Российский центр науки и культуры в Республике Молдова
135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
Список литературы 146
Приложение 1. Итоги анализа публикаций СМИ публичной дипломатии США и России
Приложение 2. Итоги анализа публикаций посольств США и России
Приложение 3. Итоги анализа публикаций РЦНК
В эпоху активного развития информационного общества одним из приоритетных направлений государственной коммуникативной политики является информационное влияние на гражданское общество других стран с целью решения политических задач. В данном контексте основной задачей является эффективное продвижение информации о государстве. Именно для реализации этой задачи специалисты по связям с общественностью подчеркивают важность применения новейших информационно-коммуникационных технологий. В частности, при формировании и обеспечении поддержки позитивного имиджа государства используют инструменты мягкой силы через публичную и цифровую дипломатию.
Актуальность темы определяется в первую очередь необходимостью проанализировать существующие трактовки понятий «мягкая сила», «публичная дипломатия», «цифровая дипломатия», исследовать историю становления мягкой силы и ее инструментов (публичная дипломатия, цифровая дипломатия) как информационно-коммуникативных технологий. Необходимость вызвана развитием технологий, позволяющих все эффективнее влиять через зарубежные аудитории на государственные структуры. Также, актуальность исследования обусловлена недостаточной освещенностью в научной литературе коммуникативных стратегий, использованных при передаче ценностей «мягкой силы» государства зарубежному гражданскому обществу.
Цель настоящей диссертации - это проведение сравнительного анализа коммуникативных стратегий США и России на восточноевропейском пространстве.
В связи с поставленной целью в своей магистерской диссертации, автор стремится решить следующие задачи:
• Проанализировать понятия «мягкая сила», «публичная дипломатия», «цифровая дипломатия».
• Изложить инструменты и каналы влияния США и России на зарубежную аудиторию.
• Выявить и сравнить ценности и коммуникативные стратегии,
используемые американскими и российскими СМИ в Восточной Европе.
• Выявить и сравнить ценности и коммуникативные стратегии,
используемые в цифровой дипломатии США и России в Восточной Европе.
Объектом магистерской диссертации является мягкая сила как инструмент влияния на зарубежную аудиторию.
Предметом исследования являются коммуникативные стратегии и ценности в дипломатическом дискурсе России и США в странах Восточной Европы.
Теоретические источники магистерской диссертации. Данная магистерская диссертация основывается на трудах Дж. Ная, С. Анхольта, Р. Захарна, И.А. Василенко, А.В. Долинского, Г.Ю. Филимонова, Н.А. Цветковой, В.Ю. Рудневой, Т.С. Колеватовой, Н.В. Новикова, Ю.Г. Жегловой, Г.О. Ярыгина и др.
Эмпирические источники магистерской диссертации
Эмпирическими источниками данной диссертации являются публикации и статьи, опубликованные на сайтах СМИ публичной дипломатии США и России (Голос Америки, Радио Свобода / ИА Спутник, RT) в период с февраля 2017 по февраль 2018, Интернет-ресурсы Российского Совета по Международным делам и Россотрудничества, тексты, опубликованные на официальных страницах посольств России, США и РЦНК в Фейсбуке в период с конца января 2018 до начала марта 2018. Проанализировано 7 сайтов СМИ и 12 аккаунтов в социальных сетях, всего 72 публикации. Исследуемые тексты представлены на русском языке, а также в переводе на русский язык с английского, украинского и румынского языков.
Методы теоретического и эмпирического исследования
Основными методами, используемыми для достижения цели и решения задач являются анализ научной литературы, а также научных статей и публикаций по теме мягкая сила, публичная дипломатия, цифровая дипломатия, обобщение, дедуктивно-индуктивный метод, синтез, сравнительный анализ, контекстуально-интерпретационный метод, метод контент-анализа (для выявления частоты появления в тексте определенных характеристик, выступающих в качестве индикаторов экстралингвистической реальности), метод интент-анализа (при выявлении коммуникативных интенций адресанта), дискурс-анализ.
Научная новизна исследования состоит в том, что в настоящей работе предпринимается попытка анализа медийного и дипломатического дискурса США и России на восточноевропейском пространстве. Главным фактором новизны данной работы является изучение неисследовавшегося ранее материала.
Положения, выносимые на защиту
1. Мягкая сила - это неотъемлемый инструмент внешней политики, с
помощью которого достигаются долгосрочные результаты. Она меняет поведение людей, заставляет их поддерживать решения другого государства на мировой арене, что может в итоге способствовать и влиянию на государственные структуры. Для достижения долгосрочных результатов внешней политики, государство должно формировать и передавать через каналы публичной и цифровой дипломатии ряд привлекательных ценностей, способных заставить зарубежное гражданское общество менять свое поведение и следовать им.
2. Россия признает значимость мягкой силы, однако ценности России пока представлены российскими СМИ и дипломатами фрагментарно. Россия ограничивается почти всегда лишь использованием определенной коммуникативной стратегии: стратегии искажения информации. Часто, ее признаки - это умалчивание и освещение событий под нужным углом, а также отсутствие источника.
3. В цифровой дипломатии России используется неформальный и агрессивный стиль общения для критики и высмеивания действий внешнеполитических оппонентов. Непопулярность таких социальных сетей как Twitter или Facebook существенно ограничивает целевую аудиторию России. Таким образом, цифровая дипломатия России через социальные сети как Вконтакте или Одноклассники может влиять только на аудиторию стран СНГ.
4. Американские дипломаты используют очень позитивную риторику в адрес целевого гражданского общества перед тем, как приступать к дискредитации внешнеполитического оппонента (России). Дискредитация осуществляется с пересечением двух коммуникативных стратегий: стратегии диффамации и стратегии сочувствия.
Структура магистерской диссертации
Данная магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе автор данной работы описывает и представляет основные теоретические аспекты работы. Во второй главе работы, автор выявляет ценности США и России и проводит сравнительный анализ коммуникативных стратегий, использованных в СМИ публичной дипломатии этих двух стран. В третьей главе диссертации проводится сравнительный анализ коммуникативных стратегий России и США в цифровой дипломатии.
В представленном исследовании была предпринята попытка сравнительного анализа коммуникативных стратегий в публичной и цифровой дипломатии России и США. Изучение коммуникативных стратегий, а также ценностей, использованных в дипломатическом и медийном дискурсе публичной дипломатии России и США, позволяют сделать следующие выводы.
Исследование показало, что сегодня мягкая сила - это действительно неотъемлемый инструмент внешней политики, с помощью которого достигаются именно долгосрочные результаты. Мягкая сила меняет поведение людей, заставляет их поддерживать решения другого государства на мировой арене, что может в итоге способствовать влиянию на государственные структуры. Но для достижения долгосрочных результатов внешней политики государство должно формировать определенные ценности, которые способны заставлять гражданское общество менять свое поведение и следовать им.
Мы выявили, что США используют в странах Восточной Европы такие ценности как свобода, демократия, верховенство права, процветание. Россия признает значимость мягкой силы, однако ценности пока представлены фрагментарно. В основном, мы выявили, что в странах Восточной Европы Россия использует такие ценности как государственность (независимость, целостность), безопасность, стабильность. РЦНК продвигает только культурные ценности России, такие как русская литература, русская кухня, русский театр. В дипломатическом дискурсе российских дипломатов Россия представлена как гарант мировой безопасности и региональной стабильности, как страна, которая активно борется с угрозой международного терроризма.
Для определения коммуникативных стратегий была использована классификация Н.В. Новикова. Мы выявили, что и США, и Россия больше всего используют стратегию позитивной репрезентации и стратегию диффамации. Мы отметили, что стратегия диффамации используется США для дискредитации России, а Россией для дискредитации США и их союзников. Однако, вместе с стратегией диффамации США используют часто и стратегию сочувствия, что может делать подачу информации более эффективной. Россия не использовала стратегию сочувствия ни одного раза.
В СМИ, Россия часто прибегает к использованию коммуникативной стратегии искажения информации. Речь в основном идет об умалчивании некоторых фактов российскими СМИ и освещении событий под нужным углом. Американские СМИ не используют в статьях коммуникативную стратегию искажения информации, всегда указывается источник. В цифровой дипломатии коммуникативная стратегия искажения информации используется Россией и США одинаково часто.
Мы также отметили, что Россия больше использует коммуникативную стратегию эмпирической аргументации, пытаясь подкрепить свои выводы официальными данными. Использование такой стратегии может пользоваться эффективностью у целевой аудитории, поскольку люди воспримут сообщение как более достоверную информацию.
Однако, довольно часто мы были вынуждены отметить, что часть публикаций российских СМИ и дипломатов не содержат никакой коммуникативной стратегии. Особенно это касается публикаций Российских Центров Науки и Культуры. Американские СМИ и дипломаты гораздо реже оставляют публикации без коммуникативной стратегии.
Также было отмечено, что российские дипломаты используют в социальных сетях агрессивный и неформальный стиль общения для высмеивания действий внешнеполитических оппонентов. Американские дипломаты, наоборот, используют очень позитивную риторику в адрес целевого гражданского общества перед тем, как приступать к дискредитации России.
Для повышения эффективности влияния России в странах Восточной Европы, автором настоящей диссертации будут даны следующие рекомендации:
— Российские СМИ и дипломаты должны отказаться от агрессивной риторики, поскольку она вызывает у индивидуума негативные эмоции. Следовательно, агрессивная риторика, использованная для дискредитации внешнеполитического оппонента, может раздражать целевую аудиторию. Автор считает, что необходимо использовать позитивно заряженные смыслы для воздействия на эмоциональную сферу адресата. При этом целесообразно попытаться использовать стратегию сочувствия совместно со стратегией диффамации. Еще раз необходимо отметить, что наше исследование показало полное отсутствие использования стратегии сочувствия российскими дипломатами и СМИ. Совершенно не следует дискредитировать политический класс зарубежного гражданского общества или часть целевой аудитории. Дискредитироваться должны только действия внешнеполитического оппонента в определенной стране, а адресант должен сочувствовать адресату, пострадавшему от политики оппонента.
— Автор считает, что российские СМИ должны с осторожностью использовать коммуникативную стратегию искажения информации. В Европе российские СМИ часто ассоциируются с государственной пропагандой. Освещение событий под нужным углом и умалчивание некоторых фактов могут только подтверждать эти обвинения. Использование коммуникативной стратегии искажения информации может снизить уровень достоверности источника. Использование такой стратегии может иметь обратный эффект, поэтому, вместо стратегии искажения информации будет целесообразнее использовать эмпирическую аргументацию, то есть подкрепление утверждений данными для большей достоверности. Также, всегда должны присутствовать ссылки на исходный источник.
— Необходимо больше заняться популяризацией русского языка посредством сети Интернет. На сайтах СМИ публичной дипломатии США, а также Великобритании, Германии и Франции есть раздел онлайн-курсов для изучения языков этих государств. На сайтах российских СМИ нет специальных курсов для изучения русского языка. Необходимо разработать аналогичную программу для изучения русского языка.
— Необходимо разработать и продвигать российские товары массового потребления. Очень большой популярностью пользуется американский фаст-фуд, такой же большой популярностью пользуется японская и китайская кухни, однако о русской кухни мало кому известно. Примечательно, что Российские Центры Науки и Культуры начали уже активно заниматься продвижением русской кухни, однако это недостаточно. Необходимо также продвигать такие товары массового потребления как современная российская музыка, российское кино и т.д. Но первым делом следует определить какие товары массового потребления Россия может создать и продвигать.
— Российские СМИ и дипломаты должны использовать в своем дискурсе больше ценностей. Пока ценности России представлены фрагментарно и нечетко определены. Российские ценности следует вырабатывать и с учетом изучения общественного мнения зарубежной целевой аудитории. Использование таких ценностей как безопасность и стабильность (региональная) не будут позитивно влиять, например, на жителей стран ЕС, поскольку в Евросоюзе считают присоединением Крыма - «аннексией», а вооруженный конфликт на Юго-Востоке Украины - «российской агрессией». В таком случае, Россия не может выступать как гарант региональной стабильности, поскольку целевая аудитория будет это воспринимать как ложь. Поэтому, автор считает, что в странах Восточной Европы можно акцентировать роль России в борьбе с терроризмом, но не использовать при этом в дискурсе таких ценностей как мир или безопасность.
— Дипломатам не следует оставлять публикации без коммуникативной стратегии. Здесь еще раз подчеркиваем важность апелляции к позитивно заряженным смыслам, поскольку стратегию позитивной репрезентации очень легко применить. Например, публикацию РЦНК «28 февраля 2018 в РЦНК состоится показ фильма «Большой» Валерия Тодоровского» можно превратить в «28 февраля 2018 в РЦНК состоится показ захватывающего фильма «Большой» талантливого режиссера Валерия Тодоровского. Мы будем рады вас видеть».
— Продвижением культурных ценностей не должен заниматься только РЦНК, но и российские СМИ. На данный момент, единственное СМИ, которое занимается продвижением культурных ценностей России - это бывший проект Российской Газеты Russia Beyond.
На сайте МИД России существует раздел, в котором публикуются примеры публикаций, тиражирующих недостоверную информацию о России. Опровержением фейковых новостей о России должен заниматься не только МИД, но и сами дипломатические ведомства России за рубежом. При обнаружении фейковых новостей, дипломатическим ведомствам следует выпустить официальный пресс-релиз, написанный профессионально, в котором приводятся доказательства того, что новость, порочащая репутацию России, является сфабрикованной. При этом, дипломатическое ведомство обязано просить издание дать публичное опровержение. Во многих европейских странах издания обязаны давать публичное опровержение, поскольку использование любых неверных сведений, порочащих репутацию, карается законом. Автор данной работы отмечает бездействие российских дипломатов в странах Восточной Европы перед фейковыми новостями о России, которых с каждым днем становятся все больше.
Итак, подводя итоги наших рекомендаций можно сказать, что они направлены в первую очередь на популяризацию российских культурных ценностей и русского языка через все возможные каналы, а также на работу с иностранными СМИ для опровержения фейковых новостей о России. Стоит отметить, что дипломаты должны очень часто использовать в своем дискурсе позитивно заряженные смыслы для воздействия на эмоциональную сферу адресата (коммуникативная стратегия позитивной репрезентации). Мы считаем, что улучшение имиджа России в странах Восточной Европы является приоритетным.
1. Андросова Д.Н. «Мягкая сила» России на пространстве СНГ. Высшее образование // Актуальные проблемы Европы. 2011. (2). C. 203-218.
2. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов / С. Анхольт, Д. Хильдрет, М.: ООО «Издательство» «Добрая книга», 2010. 232 c.
3. Армия и ОПК // Сайт ТАСС [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/armiya-i-opk.
4. Бережная М.И., Щегорцов В.А. Публичная дипломатия как тренд мирового глобального развития // Экономика и политика. 2014. № 1 (2). C. 22-30.
5. Бобыло А.М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. (14). C. 129-135.
6. Борисова И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа. Жанры речи / И.Н. Борисова, Саратов: Колледж, 1999. 623 c.
7. Братерский М.В., Скриба А.С. Концепция «Мягкой силы» во внешнеполитической стратегии США // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. № 2. С. 130-145.
8. Василенко И.А. Значение публичной дипломатии в имиджевой политике России // Власть. 2015. (2). С. 48-53.
9. Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2012. (4 (24)). C. 66-78.
10. Василенко И.А. Стратегия формирования современного имиджа России. 2013.
11. Веретельникова В.А. СМИ как элемент политических коммуникаций (на примере высказываний официальных лиц России и западных стран относительно событий на Украине) [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary 25362681 94252450.pdf.
12. Вилков А.А. «Мягкая сила» как элемент имиджевых технологий во внутренней и внешней политике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2014. (2). C. 66-74.
13. Владимирова А.В., Королев В.А., Трунина А.А. Страновой брендинг и его отражение в глобальных рейтингах «Мягкой силы» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. (2). C. 209-228.
14. Долинский А.В. Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна
России? [Электронный ресурс]. URL:
http://russiancouncil.ru/innerUid 4=791#top-content.
15. Долинский А.В. Эволюция теоретических оснований публичной дипломатии // Вестник МГИМО Университета. 2011. (2). C. 275-280.
16. Друцэ А.Ю. Цифровая дипломатия как сфера реализации
дипломатической деятельности в XXI веке // Язык для специальных целей: система, функции, среда. 2016. C. 108-113.
17. Жеглова Ю.Г. Внешнеполитический имидж российской Федерации: проблема целеполагания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. (2 (713)). C. 43-55.
18.Законы привлекательности // Коммерсант [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/669766.
19.Захарова О.Ю. Эволюция российской публичной дипломатии в отнош.с европейскими государствами // Труд и социальные отношения. 2015. № 5. C.136-152.
20.Зевелёв И.А., Троицкий М.А. Сила и влияние в американо-российских отношениях: семиотический анализ. Очерки текущей политики // Научно-образовательный форум по международным отношениям. 2006. № 2. C. 72.
21. Иванченко В.С. Мягкая сила России: Что мы делаем не так? URL: http://internationalstudies.ru/stati/rossiya/item/144-myagkaya-sila-rossii-chto- my-delaem-ne-tak.html
22. Колеватова Т.С. Современные средства информации в публичной дипломатии России // Власть. 2016. (1). C. 51-56.
23. Концепция внешней политики РФ 2008г. Официальный сайт Президента
России [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204108.shtm.
24. Конюхевич Ю. «Мягкая сила» во внешней политике Соединенных Штатов Америки (в годы президентства Дж. Буша младшего) [Электронный ресурс]. URL:https://mgimo.ru/upload/docs 3/konuhevich USA-Bush.pdf
25. Костарева Е.А. СМИ как фактор «мягкой силы» США // Перспективы науки. 2011. № 2 (17). C. 57-60.
26. Кубышкин А.И., Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США / А.И. Кубышкин, Н.А. Цветкова, М.: Аспект Пресс, 2013. 271 с.
27. Леонова О.Г. «Мягкая сила»: инструменты и коэффициенты влияния // Обозреватель-Observer. 2014. № 3. C. 18-28.
28. Матвеенко Ю.И., Галаева М.Г. «Мягкая сила» как фактор современной геополитики // PolitBook. 2015. (1). C. 165-179.
29. Минтусов И.Е. Имидж России: быть или не быть? // Дипломат. 2006. № 6.
30. Народная дипломатия: эпоха инструментария «мягкой силы» //
Официальный сайт Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству [Электронный ресурс]. URL:http://rs.gov.ru/node/33009.
31. Наумов А.О. «Мягкая сила» и внешнеполитический имидж Российской
Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.perspektivy.info/print.php?ID=336091.
32. Никитина Ю.А. Российский подход к продвижению «Мягкой силы» в сфере внешней политики // Вестник МГИМО Университета. 2014. (2 (35)). C. 30-35.
33. Николаенко К.В. Анализ способов реализации и эффективности использования «мягкой силы» Российской Федерации на современном этапе // Азимут Научных исследований: экономика и управление. 2016. № 2 (15) (5). C. 287-290.
34. Новиков Н.В. Коммуникативные особенности цифровой дипломатии в
медийном пространстве // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка.
Языковое образование. 2016. № 2 (22). C. 120-124.
35. Новиков Н.В. Цифровая дипломатия - новое коммуникативное простран-ство в диалоге культур 2016. С. 409-413
36. Панова Е.П. Сила привлекательности: использование «мягкой власти» в мировой политике // Вестник МГИМО. (4). C. 91-97.
37. Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2013. № 3. C. 13-17.
38. Радиков И.Я., Лексютина Я.В. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы // Мировая экономика и международные отношения.
2012. № 2. C. 19-26.
39. Руднева В.Ю. Публичная дипломатия как механизм формирования государственной имиджевой стратегии // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. (4). C. 163-170.
40. С историками не консультируются // Огонек. № 6. C. 22.
41. Селиков Н.А. Публичная дипломатия России на современном этапе // Молодёжь третьего тысячелетия. Сборник научных статей. 2016. C. 859-861.
42. Семедов С.А. Роль «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии России // Актуальные вопросы иновационной экономики. 2016. № 14. C. 36-48.
43. Совещание послов и постоянных представителей России // Президент
России: Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru/news/15902.
44. Соколов А.К. Публичная дипломатия России на современном этапе 2016. 101-123 с.
45. Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды [Электронный
ресурс]. URL: http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-
tsifry-i-trendy/.
46. Специальный проект Русское Оружие [Электронный ресурс]. URL: https://sila.rg.ru/.
47. Торреальба А.А. Твитпломатия: влияние социальной сети Твиттер на дипломатию // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 3 (15). C. 152-166.
48. Трескова П.П. Дискурс-анализ в современных исследованиях: проблемы отображения результатов библиографическими методами // Дискурс-Пи.
2013. № 1-2. C. 301-303.
49. Ушакова Т.Н., Цепцов В.А., Алексеев К.И. Интент-анализ политических текстов // Психологический журнал. 1998. № 4. C. 98-109.
50. Филимонов Г.Ю. Актуальные вопросы формирования российского потенциала «Мягкой силы» // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2012. № 1. C. 67-82.
51. Филимонов Г.Ю. Внешняя политика США: технологии формирования «параллельной реальности» // Геополитический журнал. 2014. (7). C. 2-10.
52. Филимонов Г.Ю. Стратегия национальной культурной безопасности и «Мягкая сила» современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2010. (3). C. 61-72.
53. Цветкова Н.А. «Русский Мир» в публичной дипломатии США: направления на 2015-2018 гг. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2016. № 8. C. 59-72.
54. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде» // Международные процессы. 2015. № 3 (13). C. 121-133.
55. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США: Теории и концепции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4 (1). C. 186-189.
56. Цветкова Н.А. Социальные сети в публичной дипломатии США // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2011. (2). C. 84-89.
57. Цветкова Н.А., Ярыгин Г.О. Публичная дипломатия ведущих государств: традиционные и цифровые методы. Монография / Н.А. Цветкова, Г.О. Ярыгин, Спб.: Северная Нива, 2014. 234 с.
58. Шамигуя И.Ш. Публичная дипломатия России: становление и развитие // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2016. № 7. C. 115-122.
59. Шариков О. Российская цифровая дипломатия в 2016 году [Электронный ресурс]. URL:http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/rossiyskaya-tsifrovaya-diplomatiya-v-2016-godu/.
60. Шведова Д.И. Влияние социальных сетей на формирование общественного мнения // Молодежный научно-технический вестник. 2015. (11).
На английском языке
61. Avgerinos K.P. Russia’s Public Diplomacy Effort: What the Kremlin is Doing and Why it’s Not Working // Journal of Public and International Affairs. 2009. № 20. C. 115-132.
62. Geisel H.W. Inspection of U.S. International Broadcasting to Russia // Office of Inspector General: United States Department of State and the Broadcasting Board of Governors. 2013.
63. Kiseleva Y. Russia’s Soft Power Discourse: Identity, Status and the Attraction of Power // Politics. 2015. № 3-4 (35). C. 316-329.
64. Mattern J.B. Why 'Soft Power’ Isn’t So Soft: Representational Force and the Sociolinguistic Construction of Attraction in World Politics // Millennium: Journal of International Studies. 2005. № 3 (33). C. 583-612.
65. Movements.org[Электронный ресурс]. URL:http://www.movements.org.
66. National Security Strategy of the United States of America [Электронный ресурс]. URL:https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf.
67. Nye J. Soft power and European-American affairs // Hard Power, Soft Power and the Future of Transatlantic Relations. 2006. C. 25-35.
68. Nye J. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone / J. Nye, Oxford University Press, 2003. 240 c.
69. Nye J. The Powers to Lead / J. Nye, Oxford University Press, 2008. 240 c.
70. Nye J. What Russia and China Don’t Get About Soft Power // Foreign Policy
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.foreignpolicy.com/articles/2013/04/29/what china and russia don
_t_get_about_soft_ power.
71. Nye J. Bound to lead: the changing nature of American power / J. Nye, New York : Basic Books, 1990.
72. Nye J. Soft power : the means to success in world politics / J. Nye, First edition. New York : Public Affairs, 2004.
73. Public Diplomacy: Strengthening U. S. Engagement with the World. A Strategic Approach for the 21st Century [Электронный ресурс]. URL: https://uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/files/legacy/pdfs/P D_US_World_Engagement.pdf.
74. Resist. About Mission [Электронный ресур URL:
http://resist.org/about/mission.
75. Russia Beyond. Science&Tech [Электронный ресурс]. URL:
https://www.rbth.com/science-and-tech.
76. Simmons G. Perception of Russia’s soft power and influence in the Baltic States // Public Relations Review. 2015. № 41. C. 1-13.
77.Simmons G. Russian public diplomacy in the 21st century: Structure, means and message // Public Relations Review. 2014. № 40. C. 440-449.
78. Under Secretary for Public Diplomacy and Public Affairs [Электронный ресурс]. URL:https://www.state.gov/r/.
79. Zaharna R.S. Mapping out a spectrum of public diplomacy initiatives: Information and relational communication frameworks // Routledge Handbook of Public Diplomacy. 2009. C. 86-100.
Список проанализированных источников
На русском языке
80. Алексеева Н. По ту сторону евроинтеграции: товарооборот между Россией и Украиной вырос на 140% за год [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ussr/article/484436-rossiya-glavniy-torgoviy-partner-ukraina.
81. Братья-писатели [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/CentrulrusdestiintasiculturaBucuresti/posts/783127111879543.
82. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой
[Электронны ресурс]. URL:
https://twitter.com/RusembUkraine/status/964225984395382786.
83. В битве за оправдание российских спортсменов одержана важнейшая
победа [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/permalink.php?story fbid=1680217558703213&id=790547397670238.
84. В Молдавии проходит сбор подписей против объединения с Румынией
[Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ussr/news/478020-
moldaviya-obedinenie-podpisi.
85. В центре Кишинева с размахом отпраздновали Масленицу [Электронный
ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/MoldovaRCNK/posts/1865976356780803.
86. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на
конференции, посвященной памяти Чрезвычайного и Полномочного Посла В.И.Чуркина [Электронный ресурс]. URL:
https://twitter.com/RusembUkraine/status/965944168949473280.
87. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на
церемонии возложения цветов к мемориальным доскам [Электронный ресурс]. URL:
https://twitter.com/RusembUkraine/status/962008574497992704.
88. Делегация из Молдовы приняла участие в праздновании Дня снятия
блокады Ленинграда [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/permalink.php?story fbid=1682952675096368&id=790547397670238.
89. Для чего в Молдове введен запрет на информацию из России
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1660056967385939&id=790547397670238.
90. Додон пообещал не допустить дестабилизации ситуации в Молдавии [Электронный ресурс]. URL:https://russian.rt.com/ussr/news/476417-dodon-destabilizaciya-moldaviya.
91. Додон созывает Совет безопасности Молдавии после поддержки рядом сёл идеи объединения с Румынией [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ussr/news/475797-dodon-moldavia-otdelenie-syol.
92. Иванова А., Чурсина М. «Нарисуют любую цифру»: почему Порошенко
пообещал провести референдумы о вступлении Украины в ЕС и НАТО [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ussr/article/455154-
poroshenko-referendumy-nato-es.
93. Игорь Додон поздравил посла России с Днем Рождения [Электронный
ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/permalink.php?story fbid=1679175398807429&id=790547397670238.
94. К 145-летию Ф. Шаляпина: кинолекторий «Священное дело жизни»
[Электронный ресурс] URL:
https://www.facebook.com/ukrrsgov/posts/1587528864647743.
95. Константин Станиславский. «Театр его жизни» [Электронный ресурс]. URL:https://www.facebook.com/ukrrsgov/posts/1593664430700853.
96. Культурный гид по Дербенту [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/CentrulrusdestiintasiculturaBucuresti/posts/782770468581874.
97. Литвинова М. Слово и евро: ЕС обучит украинских чиновников
https://russian.rt.com/ussr/article/459199-ukraina-chinovniki-inostrannye-yazyki.
98. Литературные посиделки в РЦНК в Киеве [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/ukrrsgov/posts/1582973625103267.
99. Масленица в Центре [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/CentrulrusdestiintasiculturaBucuresti/posts/781259792066275.
100. Медведева назвала два мировых рекорда за 10 минут историческим моментом [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/sport/4976732
101. Международная олимпиада для абитуриентов магистратуры Open
Doors [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/ukrrsgov/posts/1584646311602665.
102. Международная олимпиада для студентов Open Doors [Электронный
ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/MoldovaRCNK/posts/1864808796897559.
103. На портале «Культура.РФ» можно посмотреть более 300
художественных фильмов! [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/MoldovaRCNK/posts/1863503503694755.
104. Неизвестный Шаляпин [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/ukrrsgov/videos/1586317804768849/.
105. Об очередной провокационной акции в отношении Российского центра науки и культуры в Киеве [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/RusembUkraine/status/965277765074345990.
106. Поздравление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по случаю Дня дипломатического работника [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/permalink.php?story fbid=1688783967846572&id=790547397670238.
107. Посол РФ в Молдавии: люди против запрета новостей [Электронный
https://www.facebook.com/permalink.php7story fbid=1687985231259779&id=790547397670238.
108. Посол США Джеймс Д. Петтит в интервью «КП» [Электронный
ресурс]. URL:
https://www.facebook.eom/U.S .EmbassyMoldova/posts/10155641494924081.
109. Просмотр художественного фильма «Большой» [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/events/2072746026303686/permalink/2072746036303685/.
110. Раздача бесплатных блинов от Российского центра [Электронный
ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/MoldovaRCNK/posts/1862484943796611.
111. РЦНК объявляет о начале отборочной кампании 2018 года
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/MoldovaRCNK/posts/1863930163652089.
112. Театр до эпохи Станиславского [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/ukrrsgov/posts/1594855870581709.
113. Услуги Российского Центра Науки и Культуры [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/pg/CentrulrusdestiintasiculturaBucuresti/services/7ref=page internal.
На украинском языке
114. Брексит може стати моделлю для Украши [Электронный ресурс]. URL: https://ukrainian.voanews.com/a/mozhe-staty-modellu-dla-krainy/4179361.html.
115. Гранти для випускниюв програм обмшхв 2018 [Электронный ресурс]. URL:https://www.facebook.com/usdos.ukraine/posts/10155574348291936.
116. Сремща В. Вшна, корупщя та ол1гархи: що прогнозують Укра!ш
европейськ! експерти? [Электронный ресурс]. URL:
https://www.radiosvoboda.Org/a/ukraine-eu/28950887.html.
117. Костюк Б. Головування Волгари в СвросоюзЁ погляд з Украши [Электронный ресурс]. URL:https://www.radiosvoboda.org/a/28967262.html.
118. Савицький Ю. Чи може криза польсько-украшських стосункзв стати на
перешкод1 евроштеграци Украши? [Электронный ресурс]. URL:
https://www.radiosvoboda.org/a/28889046.html.
119. Цюпин Б. Необх1дш для нацюнально! безпеки реформи в Укра!ш гальмуються - британськ фах1вц1 [Электронный ресурс]. URL: https://ukrainian.voanews.Com/a/ukrana-reformy-bezpeka/4096690.html.
120. Чому Укра!ш варто стати балканською крашою [Электронный ресурс].
URL: https://ukrainian.voanews.com/a/chomu-ukraini-varto-
staty/4234749.html.
На румынском языке
121. 1918-2018: o istorie necunoscuta a CENTENARULUI [Электронный ресурс]. URL: https://www.europalibera.org/z/20989.
122. Anticoruptie [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/bucharest.usembassy/videos/10159861478590454/.
123. Ceremonia de depunere a coroanelor de flori dedicata Zilei Aparatorului
Patriei [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/AmbasadaRusa/posts/1148967108539659.
124. Despre blogul centenarului 1918 - 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.europalibera.org/z/20989.
125. Despre istoria «extinderii NATO la rasarit» [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/AmbasadaRusa/posts/1143451619091208.
126. Despre participarea Ministrului-consilier al Ambasadei Rusiei in Romania, Igor Iniushkin la evenimentele din municipiul Tulcea, dedicate «Zilei Comunitatii rusilor-lipoveni din Romania» [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/AmbasadaRusa/posts/1143184615784575.