Язык хештегов в русском интернет-дискурсе: функционально-семантический аспект
|
Введение 4
Глава 1. Основные проблемы изучения языка русского
интернет-дискурса 10
1.1. Значение термина «дискурс» 10
1.2 Основные особенности языка интернета (рунета) 13
1.2.1. Специфика интернет-коммуникации 13
1.2.2. Лингвистические основы языка Рунета 22
1.3. Хештеги и их типология 27
1.3.1. Определение термина «хештег» 27
1.3.2. Классификация хештегов в научной литературе 31
1.4. Языковые особенности хештегов 38
Выводы 44
Глава 2. Тематическая классификация исследуемых хештегов в
Русском интернет-дискурсе 48
2.1. Язык хештегов, тематической группы «описание
человека» 48
2.1.1. Тематическая группа «человек женского пола» 50
2.1.2. Тематическая группа «человек мужского пола» 57
2.2. Язык хештегов, тематической группы «Отношения» 62
2.2.1. Отношения между представителями разных полов 63
2.2.2. Дружеские отношения 67
2.2.3. Деловые отношения 72
2.3. Язык хештегов, тематической группы «Повседневная жизнь»...77
2.3.1. Описание ассоциативного эксперимента 77
2.3.2. Классификация хештегов тематической группы «Ежедневные
действия и ежедневные действия человека» 79
Выводы 84
Заключение 88
Список использованной литературы
Глава 1. Основные проблемы изучения языка русского
интернет-дискурса 10
1.1. Значение термина «дискурс» 10
1.2 Основные особенности языка интернета (рунета) 13
1.2.1. Специфика интернет-коммуникации 13
1.2.2. Лингвистические основы языка Рунета 22
1.3. Хештеги и их типология 27
1.3.1. Определение термина «хештег» 27
1.3.2. Классификация хештегов в научной литературе 31
1.4. Языковые особенности хештегов 38
Выводы 44
Глава 2. Тематическая классификация исследуемых хештегов в
Русском интернет-дискурсе 48
2.1. Язык хештегов, тематической группы «описание
человека» 48
2.1.1. Тематическая группа «человек женского пола» 50
2.1.2. Тематическая группа «человек мужского пола» 57
2.2. Язык хештегов, тематической группы «Отношения» 62
2.2.1. Отношения между представителями разных полов 63
2.2.2. Дружеские отношения 67
2.2.3. Деловые отношения 72
2.3. Язык хештегов, тематической группы «Повседневная жизнь»...77
2.3.1. Описание ассоциативного эксперимента 77
2.3.2. Классификация хештегов тематической группы «Ежедневные
действия и ежедневные действия человека» 79
Выводы 84
Заключение 88
Список использованной литературы
Развитие возможностей сети интернет в XXI в. и появление новых форм и стандартов в сфере коммуникации привело к цифровизации общества. Исследователи характеризуют современное общество как информационное.
Многие лингвисты сегодня активно исследуют язык интернета (рунета), например, М.А. Кронгауз, А.С. Аладышкина, М.Б. Бергельсон, Е.Н. Галичкина, А.Е. Войскунский и другие.
По мнению В.Н. Баранова, «коммуникативные средства становятся все более и более разнообразными, и огромную роль играют различные социальные сети. Социальные сети сегодня - это средство эффективного управления своими знакомствами, для поддержания связей с людьми, с которыми при других обстоятельствах вы бы не смогли оставаться в контакте» (Баранов 2010: 232).
По мнению В.Н. Баранова, наиболее популярными сетями в мире являются Facebook, Instagram, Weibo, в России - «ВКонтакте». После регистрации пользователь получает отдельное личное пространство. Это пространство помимо персональной информации может наполнятся фото, аудио и видеофайлами. Кроме страниц пользователей в социальных сетях, в последнее время, стали появляться различные сервисы и приложения, которые предоставляются владельцами сетей и сторонними компаниями. У пользователей появилась возможность собираться в сообщества, объединяться в группы по интересам, вместе публично обсуждать вопросы и т. д. (Баранов 2010).
С.И. Агагюлова, Е.Н. Галичкина и Е.И. Горошко считают, что «цели собирания информации и выражения эмоций и мыслей служат в блогах хештеги (также хэштеги). Хештег (от англ. hashtag) - это ключевое слово или несколько слов сообщения, тег (пометка). Хештег используется в микроблогах и социальных сетях, облегчает поиск сообщений по теме или содержанию. Хештегу предшествует символ # (решетка), например: #искусство, #техника, #видео. Хештеги применяются в рекламной продукции, в политических акциях или арт-представлениях в качестве отсылки к появившемуся тренду в интернете или в попытке создать такой тренд» (Агагюлова, Галичкина, Горошко 2012: 323).
Таким образом, актуальность нашей работы заключается в том, что в интернете есть особая форма языка. Одной из ее особенностей является процесс хештегирования, происходящий на наших глазах и еще недостаточно полно исследованный в лингвистике. Поскольку интернет-коммуникация занимает все больше места в повседневном общении, изучающим русский язык как иностранный необходимо владеть также этой языковой формой.
В данной работе исследуется популярные хештеги трех лексико-тематических групп «Описание человека», «Отношения», «Повседневная жизнь», данные хештеги являются наиболее частотными и с большой степенью вероятности могут встретиться изучающими русский язык иностранцам.
Объект исследования: частотные хештеги в русскоязычном интернет-дискурсе.
Предмет исследования - семантика и функционирование лексических единиц (хештегов) в русскоязычных социальных сетях.
Целью данной работы является анализ лингвистических особенностей языка хештегов, функционирующих в русскоязычном интернет-дискурсе.
Поставленная цель формирует круг задач:
1. Определить теоретическую базу исследования;
2. Отобрать хештеги, функционирующие в социальных сетях “ВКонтакте” и “Twitter”;
3. Проанализировать языковые средства хештегов;
4. Классифицировать хештеги по функционально-семантическому принципу по тематическим группам;
5. Предложить модель анализа хештегов.
Методами исследования являются описательный метод, методы семантического анализа материала, метод компонентного анализа и контекстуального анализа, приемы направленной выборки материала и количественных подсчётов.
Материал исследования представляют тексты, содержащие хештеги, в социальных сетях “ВКонтакте” и “Twitter”, словари, “Национальный корпус русского языка”.
Гипотеза исследования состоит в том, что хештеги становятся неотъемлемой частью интернет-дискурса. Они обретают свою типологию в зависимости от коммуникативной ситуации. Хештеги со значениями «описание человека», «отношения», «повседневная жизнь» являются одними из самых популярных и частотно используемых. Данные хештеги включают как отдельные слова, не разделенные пробелами, так и целые словосочетания, реже - предложения. В состав хештегов могут входить жаргонизмы и неологизмы, которые имеют оценочно-экспрессивное значение.
Мы выносим на защиту следующие положения:
1. Частотные хештеги почти никогда не содержат сообщения о персональных данных и относительно редко дают информацию о конкретных событиях жизни и, в основном, они используются с нейтральной стилистической окраской.
2. Хештеги с гендерным значением не только обозначают пола человека и его гендерную роль, некоторые из них имеют значение шутливого одобрения (#красавец), некоторые несут очевидную эмоциональную окраску авторов постов, открыто выражают их отношение к какому-либо явлению.
3. Хештеги, описывающие деловые отношения, применяются с целью указания на детали профессиональной деятельности (#бизнес, #работа) и редко - для информации о событиях своей жизни, самопрезентации, фиксации психоэмоциональной реакции.
4. Хештеги, описывающие повседневную жизнь и ежедневные действия человека в большинстве своем представляют собой абстрактные существительные (#скука, #усталость, #уют).
Научная новизна состоит в исследовании хештегов. Отобранные хештеги анализируются с точки зрения их функционально-семантических особенностей, которые мало привлекали внимание ученых.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней выделяются характерные черты русской интернет-коммуникации, предлагается тематическая классификация хештегов с точки зрения их функционально-семантических особенностей и их анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в спецкурсах и на семинарах по лексикологии, по стилистике, по изучению языка интернета, языкового портрета виртуальной языковой личности, а также в практике изучения русского языка, используемого в современной интернет-индустрии.
Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы к ним, заключение и список использованной литературы.
Многие лингвисты сегодня активно исследуют язык интернета (рунета), например, М.А. Кронгауз, А.С. Аладышкина, М.Б. Бергельсон, Е.Н. Галичкина, А.Е. Войскунский и другие.
По мнению В.Н. Баранова, «коммуникативные средства становятся все более и более разнообразными, и огромную роль играют различные социальные сети. Социальные сети сегодня - это средство эффективного управления своими знакомствами, для поддержания связей с людьми, с которыми при других обстоятельствах вы бы не смогли оставаться в контакте» (Баранов 2010: 232).
По мнению В.Н. Баранова, наиболее популярными сетями в мире являются Facebook, Instagram, Weibo, в России - «ВКонтакте». После регистрации пользователь получает отдельное личное пространство. Это пространство помимо персональной информации может наполнятся фото, аудио и видеофайлами. Кроме страниц пользователей в социальных сетях, в последнее время, стали появляться различные сервисы и приложения, которые предоставляются владельцами сетей и сторонними компаниями. У пользователей появилась возможность собираться в сообщества, объединяться в группы по интересам, вместе публично обсуждать вопросы и т. д. (Баранов 2010).
С.И. Агагюлова, Е.Н. Галичкина и Е.И. Горошко считают, что «цели собирания информации и выражения эмоций и мыслей служат в блогах хештеги (также хэштеги). Хештег (от англ. hashtag) - это ключевое слово или несколько слов сообщения, тег (пометка). Хештег используется в микроблогах и социальных сетях, облегчает поиск сообщений по теме или содержанию. Хештегу предшествует символ # (решетка), например: #искусство, #техника, #видео. Хештеги применяются в рекламной продукции, в политических акциях или арт-представлениях в качестве отсылки к появившемуся тренду в интернете или в попытке создать такой тренд» (Агагюлова, Галичкина, Горошко 2012: 323).
Таким образом, актуальность нашей работы заключается в том, что в интернете есть особая форма языка. Одной из ее особенностей является процесс хештегирования, происходящий на наших глазах и еще недостаточно полно исследованный в лингвистике. Поскольку интернет-коммуникация занимает все больше места в повседневном общении, изучающим русский язык как иностранный необходимо владеть также этой языковой формой.
В данной работе исследуется популярные хештеги трех лексико-тематических групп «Описание человека», «Отношения», «Повседневная жизнь», данные хештеги являются наиболее частотными и с большой степенью вероятности могут встретиться изучающими русский язык иностранцам.
Объект исследования: частотные хештеги в русскоязычном интернет-дискурсе.
Предмет исследования - семантика и функционирование лексических единиц (хештегов) в русскоязычных социальных сетях.
Целью данной работы является анализ лингвистических особенностей языка хештегов, функционирующих в русскоязычном интернет-дискурсе.
Поставленная цель формирует круг задач:
1. Определить теоретическую базу исследования;
2. Отобрать хештеги, функционирующие в социальных сетях “ВКонтакте” и “Twitter”;
3. Проанализировать языковые средства хештегов;
4. Классифицировать хештеги по функционально-семантическому принципу по тематическим группам;
5. Предложить модель анализа хештегов.
Методами исследования являются описательный метод, методы семантического анализа материала, метод компонентного анализа и контекстуального анализа, приемы направленной выборки материала и количественных подсчётов.
Материал исследования представляют тексты, содержащие хештеги, в социальных сетях “ВКонтакте” и “Twitter”, словари, “Национальный корпус русского языка”.
Гипотеза исследования состоит в том, что хештеги становятся неотъемлемой частью интернет-дискурса. Они обретают свою типологию в зависимости от коммуникативной ситуации. Хештеги со значениями «описание человека», «отношения», «повседневная жизнь» являются одними из самых популярных и частотно используемых. Данные хештеги включают как отдельные слова, не разделенные пробелами, так и целые словосочетания, реже - предложения. В состав хештегов могут входить жаргонизмы и неологизмы, которые имеют оценочно-экспрессивное значение.
Мы выносим на защиту следующие положения:
1. Частотные хештеги почти никогда не содержат сообщения о персональных данных и относительно редко дают информацию о конкретных событиях жизни и, в основном, они используются с нейтральной стилистической окраской.
2. Хештеги с гендерным значением не только обозначают пола человека и его гендерную роль, некоторые из них имеют значение шутливого одобрения (#красавец), некоторые несут очевидную эмоциональную окраску авторов постов, открыто выражают их отношение к какому-либо явлению.
3. Хештеги, описывающие деловые отношения, применяются с целью указания на детали профессиональной деятельности (#бизнес, #работа) и редко - для информации о событиях своей жизни, самопрезентации, фиксации психоэмоциональной реакции.
4. Хештеги, описывающие повседневную жизнь и ежедневные действия человека в большинстве своем представляют собой абстрактные существительные (#скука, #усталость, #уют).
Научная новизна состоит в исследовании хештегов. Отобранные хештеги анализируются с точки зрения их функционально-семантических особенностей, которые мало привлекали внимание ученых.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней выделяются характерные черты русской интернет-коммуникации, предлагается тематическая классификация хештегов с точки зрения их функционально-семантических особенностей и их анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в спецкурсах и на семинарах по лексикологии, по стилистике, по изучению языка интернета, языкового портрета виртуальной языковой личности, а также в практике изучения русского языка, используемого в современной интернет-индустрии.
Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы к ним, заключение и список использованной литературы.
Выполненное дипломное исследование носит теоретический и практико-ориентированный характер.
В современном мире, особенно в интернете, использование русского языка стало более разнообразным, широким и свободным. Расширяются значения лексем, семантические значения становятся богаче и сложнее. Интернет-коммуникация становится частью нашей повседневной жизни, ее законы следует изучать, поэтому исследование, проведенное в данной работе может быть актуальным для современной иностранной аудитории РКИ своим эмпирическим характером.
Мы исследовали проблемы интернет-коммуникации в функционально-семантическом аспекте в русском языке, а также осветили проблему женской и мужской речи на материале хештегов, выделив некоторые особенности последних.
Принцип системности лексики дал нам возможность классифицировать обширный материал - более 130 хештегов, после чего мы определили их семантические и стилистические характеристики.
Исследование хештегов, выражающих гендерную принадлежность и отношения между людьми, а также восприятие повседневности (#девушка, #женщина и #мужчина, #отношения и #жизнь), выявило общие структурные особенности формирования хештегов и параллельно их стилистические различия.
Данная работа, посвященная исследованию языка интернета на материале хештегов, показывает что, настоящая актуальная проблема еще недостаточно изучена на сегодняшний день, и поэтому нуждается в дальнейших исследованиях.
В современном мире, особенно в интернете, использование русского языка стало более разнообразным, широким и свободным. Расширяются значения лексем, семантические значения становятся богаче и сложнее. Интернет-коммуникация становится частью нашей повседневной жизни, ее законы следует изучать, поэтому исследование, проведенное в данной работе может быть актуальным для современной иностранной аудитории РКИ своим эмпирическим характером.
Мы исследовали проблемы интернет-коммуникации в функционально-семантическом аспекте в русском языке, а также осветили проблему женской и мужской речи на материале хештегов, выделив некоторые особенности последних.
Принцип системности лексики дал нам возможность классифицировать обширный материал - более 130 хештегов, после чего мы определили их семантические и стилистические характеристики.
Исследование хештегов, выражающих гендерную принадлежность и отношения между людьми, а также восприятие повседневности (#девушка, #женщина и #мужчина, #отношения и #жизнь), выявило общие структурные особенности формирования хештегов и параллельно их стилистические различия.
Данная работа, посвященная исследованию языка интернета на материале хештегов, показывает что, настоящая актуальная проблема еще недостаточно изучена на сегодняшний день, и поэтому нуждается в дальнейших исследованиях.
Подобные работы
- РЕЧЕВОЙ ЖАНР АВТОБИОГРАФИИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПОСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ВИРТУАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЖАСТИНА ТИМБЕРЛЕЙКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЕГО ТВИТТЕРА)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АББРЕВИАТУРА И СОКРАЩЕНИЯ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019



