Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Язык хештегов в русском интернет-дискурсе: функционально-семантический аспект

Работа №128822

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Основные проблемы изучения языка русского
интернет-дискурса 10
1.1. Значение термина «дискурс» 10
1.2 Основные особенности языка интернета (рунета) 13
1.2.1. Специфика интернет-коммуникации 13
1.2.2. Лингвистические основы языка Рунета 22
1.3. Хештеги и их типология 27
1.3.1. Определение термина «хештег» 27
1.3.2. Классификация хештегов в научной литературе 31
1.4. Языковые особенности хештегов 38
Выводы 44
Глава 2. Тематическая классификация исследуемых хештегов в
Русском интернет-дискурсе 48
2.1. Язык хештегов, тематической группы «описание
человека» 48
2.1.1. Тематическая группа «человек женского пола» 50
2.1.2. Тематическая группа «человек мужского пола» 57
2.2. Язык хештегов, тематической группы «Отношения» 62
2.2.1. Отношения между представителями разных полов 63
2.2.2. Дружеские отношения 67
2.2.3. Деловые отношения 72
2.3. Язык хештегов, тематической группы «Повседневная жизнь»...77
2.3.1. Описание ассоциативного эксперимента 77
2.3.2. Классификация хештегов тематической группы «Ежедневные
действия и ежедневные действия человека» 79
Выводы 84
Заключение 88
Список использованной литературы

Развитие возможностей сети интернет в XXI в. и появление новых форм и стандартов в сфере коммуникации привело к цифровизации общества. Исследователи характеризуют современное общество как информационное.
Многие лингвисты сегодня активно исследуют язык интернета (рунета), например, М.А. Кронгауз, А.С. Аладышкина, М.Б. Бергельсон, Е.Н. Галичкина, А.Е. Войскунский и другие.
По мнению В.Н. Баранова, «коммуникативные средства становятся все более и более разнообразными, и огромную роль играют различные социальные сети. Социальные сети сегодня - это средство эффективного управления своими знакомствами, для поддержания связей с людьми, с которыми при других обстоятельствах вы бы не смогли оставаться в контакте» (Баранов 2010: 232).
По мнению В.Н. Баранова, наиболее популярными сетями в мире являются Facebook, Instagram, Weibo, в России - «ВКонтакте». После регистрации пользователь получает отдельное личное пространство. Это пространство помимо персональной информации может наполнятся фото, аудио и видеофайлами. Кроме страниц пользователей в социальных сетях, в последнее время, стали появляться различные сервисы и приложения, которые предоставляются владельцами сетей и сторонними компаниями. У пользователей появилась возможность собираться в сообщества, объединяться в группы по интересам, вместе публично обсуждать вопросы и т. д. (Баранов 2010).
С.И. Агагюлова, Е.Н. Галичкина и Е.И. Горошко считают, что «цели собирания информации и выражения эмоций и мыслей служат в блогах хештеги (также хэштеги). Хештег (от англ. hashtag) - это ключевое слово или несколько слов сообщения, тег (пометка). Хештег используется в микроблогах и социальных сетях, облегчает поиск сообщений по теме или содержанию. Хештегу предшествует символ # (решетка), например: #искусство, #техника, #видео. Хештеги применяются в рекламной продукции, в политических акциях или арт-представлениях в качестве отсылки к появившемуся тренду в интернете или в попытке создать такой тренд» (Агагюлова, Галичкина, Горошко 2012: 323).
Таким образом, актуальность нашей работы заключается в том, что в интернете есть особая форма языка. Одной из ее особенностей является процесс хештегирования, происходящий на наших глазах и еще недостаточно полно исследованный в лингвистике. Поскольку интернет-коммуникация занимает все больше места в повседневном общении, изучающим русский язык как иностранный необходимо владеть также этой языковой формой.
В данной работе исследуется популярные хештеги трех лексико-тематических групп «Описание человека», «Отношения», «Повседневная жизнь», данные хештеги являются наиболее частотными и с большой степенью вероятности могут встретиться изучающими русский язык иностранцам.
Объект исследования: частотные хештеги в русскоязычном интернет-дискурсе.
Предмет исследования - семантика и функционирование лексических единиц (хештегов) в русскоязычных социальных сетях.
Целью данной работы является анализ лингвистических особенностей языка хештегов, функционирующих в русскоязычном интернет-дискурсе.
Поставленная цель формирует круг задач:
1. Определить теоретическую базу исследования;
2. Отобрать хештеги, функционирующие в социальных сетях “ВКонтакте” и “Twitter”;
3. Проанализировать языковые средства хештегов;
4. Классифицировать хештеги по функционально-семантическому принципу по тематическим группам;
5. Предложить модель анализа хештегов.
Методами исследования являются описательный метод, методы семантического анализа материала, метод компонентного анализа и контекстуального анализа, приемы направленной выборки материала и количественных подсчётов.
Материал исследования представляют тексты, содержащие хештеги, в социальных сетях “ВКонтакте” и “Twitter”, словари, “Национальный корпус русского языка”.
Гипотеза исследования состоит в том, что хештеги становятся неотъемлемой частью интернет-дискурса. Они обретают свою типологию в зависимости от коммуникативной ситуации. Хештеги со значениями «описание человека», «отношения», «повседневная жизнь» являются одними из самых популярных и частотно используемых. Данные хештеги включают как отдельные слова, не разделенные пробелами, так и целые словосочетания, реже - предложения. В состав хештегов могут входить жаргонизмы и неологизмы, которые имеют оценочно-экспрессивное значение.
Мы выносим на защиту следующие положения:
1. Частотные хештеги почти никогда не содержат сообщения о персональных данных и относительно редко дают информацию о конкретных событиях жизни и, в основном, они используются с нейтральной стилистической окраской.
2. Хештеги с гендерным значением не только обозначают пола человека и его гендерную роль, некоторые из них имеют значение шутливого одобрения (#красавец), некоторые несут очевидную эмоциональную окраску авторов постов, открыто выражают их отношение к какому-либо явлению.
3. Хештеги, описывающие деловые отношения, применяются с целью указания на детали профессиональной деятельности (#бизнес, #работа) и редко - для информации о событиях своей жизни, самопрезентации, фиксации психоэмоциональной реакции.
4. Хештеги, описывающие повседневную жизнь и ежедневные действия человека в большинстве своем представляют собой абстрактные существительные (#скука, #усталость, #уют).
Научная новизна состоит в исследовании хештегов. Отобранные хештеги анализируются с точки зрения их функционально-семантических особенностей, которые мало привлекали внимание ученых.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней выделяются характерные черты русской интернет-коммуникации, предлагается тематическая классификация хештегов с точки зрения их функционально-семантических особенностей и их анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в спецкурсах и на семинарах по лексикологии, по стилистике, по изучению языка интернета, языкового портрета виртуальной языковой личности, а также в практике изучения русского языка, используемого в современной интернет-индустрии.
Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы к ним, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выполненное дипломное исследование носит теоретический и практико-ориентированный характер.
В современном мире, особенно в интернете, использование русского языка стало более разнообразным, широким и свободным. Расширяются значения лексем, семантические значения становятся богаче и сложнее. Интернет-коммуникация становится частью нашей повседневной жизни, ее законы следует изучать, поэтому исследование, проведенное в данной работе может быть актуальным для современной иностранной аудитории РКИ своим эмпирическим характером.
Мы исследовали проблемы интернет-коммуникации в функционально-семантическом аспекте в русском языке, а также осветили проблему женской и мужской речи на материале хештегов, выделив некоторые особенности последних.
Принцип системности лексики дал нам возможность классифицировать обширный материал - более 130 хештегов, после чего мы определили их семантические и стилистические характеристики.
Исследование хештегов, выражающих гендерную принадлежность и отношения между людьми, а также восприятие повседневности (#девушка, #женщина и #мужчина, #отношения и #жизнь), выявило общие структурные особенности формирования хештегов и параллельно их стилистические различия.
Данная работа, посвященная исследованию языка интернета на материале хештегов, показывает что, настоящая актуальная проблема еще недостаточно изучена на сегодняшний день, и поэтому нуждается в дальнейших исследованиях.



1. Агагюлова С.И., Галичкина Е.Н., Горошко Е.И. Интернет-коммуникация как новая речевая формация - М.: Флинта: Наука, 2012. - 323 с.
2. Ализар А. Интернет в России. // Вебпланета. Ежедневный электронный журнал, 5 октября. - 10.03.2008.
3. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дисс. канд. филол. наук. - Челябинск, 2005.
4. Атягига А.П. Твиттер как новая дискурсивная практика: автореф. дис. канд. филол. наук. - Омск, 2014 - 22 с.
5. Афанасьева Н.А. Хештег как посредник в образовании новых
слов // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. Материалы VI Международной научно-методической конференции. 2017. - СПб.: Санкт-Петербургский горный
университет, 2017. С. 40-42.
6. Баранов В.Н. Социальные сети // Транспортное дело России - М.: ООО Ред. газеты «Морские вести России», 2010. - С. 232-235.
7. Баркович А.А. Интернет-дискурс: компьютерно-опосредованная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2015. - 288 с.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-424 с.
9. Богуславская В.В., Богуславский И.В. Медиатекст и хештеги: цифровая трансформация СМИ. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2017 - С. 51-58.
10. Брезгина О.В. Рунет как фактор воздействия на межэтническое поведение молодежи // Дискуссия - Екатеринбург, 2015. - С. 66-71.
11. Горбунова М.В. К истории возникновения термина «Дискурс» в лингвистической науке // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2012. - Вып. 27. - С. 244-247.
12. Демьянков В.З. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста - М.: Всесоюзны й центр переводов ГКНТ и АН СССР Москва, 1982.-288 с.
13. Ерофеева Д.И. Особенности интернет-дискурса // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. Материалы VI Международной научно-методической конференции. 2017. - СПб.: Санкт-Петербургский горный университет, 2017. - С. 95.
14. Зиновьева Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. - 88 с.
15. Какорина Е.В. Язык интернет-коммуникация // Современный русский язык: система - норма - узус. - М.: Языки славянских культур, 2010. - С. 273-340.
16. Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 1997. - 703 с.
17. Кондрашов П.Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект. Дисс. канд. филол. наук. - Краснодар, 2004. - 145 с.
18. Кронгауз М. Самоучитель Олбанского. -М.: АСТ: CORPUS, 2013. -416 c.
19. Лысенко С.А. Взаимодействие устной и письменной формы существования языка в интернет-коммуникации - Воронеж.: Воронежский гос. ун-т, 2010. - 184 с.
20. Меньшенина С.В. Классификация речей, жанры эпидейктической речи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2005. — Вып. 4. — С. 181—185.
21. Мечковская Н.Б. Естественный язык и метаязыковая рефлексия в век интернета // Русский язык в научном освещении - М., 2006. - №2 (12)-С. 165-185.
22. Мечковская Н.Б. Лингвистический киберпанк в русском интернете: функции и виды языковой игры с английскими заимствованиями // Slavisticna геууаю. - Letnik, 2007 - С.47-64.
23. Нам Хе Хён. Узус, норма и система в контексте современного русского языка: на материале интернет-коммуникации // Мир русского слова - № 3. - 2013. - С. 33-43.
24. Патрушева Л.С. Хештегирование как новый коммуникативный процесс // Вестник Удмуртского университета, Серия «История и филология» - Ижевск, 2018. - С. 471-475.
25. Смирнов Ф.Е. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках. Дисс. канд. филол. наук. -Ярославль, 2004. - 214 с.
26. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века. - М.: РГГУ, 1995. - С. 35-73.
27. Трач А.С. Особенности использования письменной в речи в сети интернет // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 10 - С. 34-39.
28. Тюленева В.Н., Шушарина В.Н. Язык интернета: характеристика, особенности и влияние на речь // Вестник курганского государственного университета. - Курган.: Курганский гос. ун-т, 2017.-С. 21-25.
Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость,
интертекстуальность, интердискурсивность. Учеб. пособие. - М.: Либроком, 2009. - 284.
29. Чижик А.В. Циркулярные реакции внутри социальных медиа: влияние сетевых коммуникаций на формирование гендерных стереотипов // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. - СПб., 2018-С. 10-17.
30. Иванов Л.Ю. Воздействие новых информационных технологи й на русский язык: системно-языковая и культурно-речевая проб лематика // Словарь и культура русской речи: К 100-летию со д ня рождения С.И. Ожегова. М., 2001. с.131-148
31. Церюльник А.Ю. Использование хэштега в инстаграм-блогах // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатерин бург, 2018. - № 6(72). Часть 2 (Июнь). - С. 110-115 [Эл. ресурс: https://research-journal.org/languages/ispolzovanie-xeshtega-v-instagram-blogax/].
32. Галямина Ю.Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера // Современный русский язык в интернете. - М.: Языки славянско й культуры, 2014. - С. 13-22.
33. Правкина С.Н Григоренко И.Н. Гипертекст как проявление текста в интернете // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - Майкоп., 2009 - С.4
34. Наволока Ю.С. Хэштег как средство самопрезентации публичной
персоны в социальной сети "Instagram"// Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону.: Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», 2017 - С.133-135
35. Заборовская С.В. INSTAGRAM КАК НОВАЯ ФОРМА ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ // материалы VIII Международной научной конференции. - Челябинск.: Энциклопедия, 2016 - С.236-238
36. Daer A.R., Hoffman F.R., Goodman S. Rhetorical Functions of Hashtag Forms Across Social Media Applications // Communication Design Quarterly - 3.1 November 2014.
37. Harris Z. Discourse analysis // Language. - 1952. - V. 28. - № 1. - P 1-30.
38. Wikstrom P #srynotfunny. Communicative functions if hashtags on Twitter // SKY Journal of Linguistics. - 27. 2014- P 127-152.
Словари:
39. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов - М.: Советская энциклопедия, 1996. -571 с.
40. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
41. Ожегов С.И. Толковый словарь Русского языка. - М.: Российская академия наук, 2013 - 736 с.
42. Словарь Русского языка (Малый академический словарь). - М.: Институт русского языка Академии наук СССР.: 1985 - 702 с.
43. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Славянский дом книги, 2014. - 960 с.
44. Мокиенко В. М. Никитина Т Г. Толкковый словарь языка совдепии. - СПб.: СПбГУ: 1998. - 701 с.
45. Кронгауз М. А Словарь языка интернета.ги - М.: Издательство «Словапи XXI века», 2018. - 288 с.
Электронные ресурсы:
46. Иванов Л. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста [электронный ресурс].
URL: http: //www. honestnet.ru/chistyy-yazyk/yazyk-interneta-zametki-lin gvista.html
47. Жиза: 10 слов, ккоторые помогут лучше понимать подростков //
[электронный ресурс]URL:
https://ural.aif.ru/society/zhiza_10_slov_kotorye_pomogut_luchshe_poni mat_podrostkov#:~:text=%D0%92%D1%81%D1%91%2C%20%D0%B E%20%D 1 %87%D0%B5%D0%BC%20%D0%BC%D 1 %8B%20%D0% BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D 1 %81 %D0%B0%D0%BB%D0%B 8,%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0 %BD%D 1 %83%D 1 %8E%20%D 1 %88%D 1 %83%D 1 %82%D0%BA%D 1 %83%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%B8%D 1 %81 %D 1 %8 2%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D 1 %8E.
48. Гуленко В.В. Деловые отношения - интерактивные отношения в Гуманитарной соционике. [электронный ресурс]. URL: https: //socioniks. net/article/?id=94# :~:text=5-,%D0%94%D0%B 5 %D0%BB%D0%BE%D0%B2%D 1 %8B%D0%B5%20%D0%BE%D 1 %
82%D0%BD%D0%BE%D 1 %88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F %20%2D%20%D0%B8%D0%BD%D 1 %82%D0%B5%D 1 %80%D 1 %8 2%D0%B8%D0%BF%D0%BD%D 1 %8B%D0%B5%20%D0%BE%D 1 %82%D0%BD%D0%BE%D 1 %88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 % 8F%20%D0%B2%20%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD %D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D 1 %80%D0%BD%D0%BE%D0%B9% 20%D 1 %81 %D0%BE%D 1 %86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8 %D0%BA%D0%B5,%D0%B4%D 1 %80%D 1 %83%D0%B3%20%D0% B4%D 1 %80%D 1 %83%D0%B3%D 1 %83%20%D0%B2%D 1 %81 %D0% B5%2C%20%D 1 %87%D 1 %82%D0%BE%20%D 1 %83%D0%B3%D0% BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE.
49. Кан Е. В. Хештеги как новое лингвистическое явление
(Электронный ресурс). 2017
URL:https://scipress.ru/philology/articles/kheshtegi-kak-novoe-lingvistic heskoe-yavlenie.html
50. Национальный корпус русского языка // http://www.ruscorpora.ru/
51. Фуко М. Археология знания [электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6850/6852(дата обращения - 15.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ