Канада в Арктике: внутри- и внешнеполитическое измерение
|
Введение 3
Глава 1. Эволюция внутренней политики Канады в контексте развития этнокультурного аспекта в освоении северных территорий 12
1.1 Становление этнокультурного вопроса в северных стратегиях Канады 13
1.2 Этнокультурный аспект в современной северной стратегии и общей федеральной повестке Канады 20
1.3. Основные проблемы реализации государственной политики по защите коренных
народов севера 26
1.4 Альтернативные пути решения проблем политики защиты коренных народов
севера Канады 37
Глава 2. Развитие внешней политики Канады в рамках двусторонних отношений и деятельности международных региональных институтов в Арктике 42
2.1. Нормативно-правовая база внешнеполитического присутствия Канады в
Арктике 43
2.2. Сотрудничество Канады с приарктическими государствами на примере России и
США 47
2.3. Основные организации международного сотрудничества коренных народов севера Канады и тенденции их развития 56
2.4 Соотношение роли коренных народов в международном приарктическом диалоге
с уровнем государственной поддержки 63
Заключение 67
Источники 69
Литература 78
Глава 1. Эволюция внутренней политики Канады в контексте развития этнокультурного аспекта в освоении северных территорий 12
1.1 Становление этнокультурного вопроса в северных стратегиях Канады 13
1.2 Этнокультурный аспект в современной северной стратегии и общей федеральной повестке Канады 20
1.3. Основные проблемы реализации государственной политики по защите коренных
народов севера 26
1.4 Альтернативные пути решения проблем политики защиты коренных народов
севера Канады 37
Глава 2. Развитие внешней политики Канады в рамках двусторонних отношений и деятельности международных региональных институтов в Арктике 42
2.1. Нормативно-правовая база внешнеполитического присутствия Канады в
Арктике 43
2.2. Сотрудничество Канады с приарктическими государствами на примере России и
США 47
2.3. Основные организации международного сотрудничества коренных народов севера Канады и тенденции их развития 56
2.4 Соотношение роли коренных народов в международном приарктическом диалоге
с уровнем государственной поддержки 63
Заключение 67
Источники 69
Литература 78
Увеличение значимости арктического региона в конце XX - начале XXI века, обусловленное как природно-климатическими изменениями, вызванными глобальным потеплением, так и поздним освоением северных регионов приарктическими государствами, открыло новые перспективы в вопросе становления Арктики в качестве нового центра политического противостояния. Повсеместное углубление процесса глобализации, связанное в том числе со стремлением государств, не имеющих выхода к Северному Ледовитому океану, увеличить число участников, контролирующих арктическую зону, вполне естественным образом приводит к усилению присутствия в данном регионе арктических держав, в том числе Канады. Обозначенное присутствие достигается не только за счет значительной внешнеполитической составляющей, выраженной в усовершенствованном оборонном комплексе, научно-исследовательской деятельности, сотрудничестве и разрешении противоречий с приарктическими государствами, но и в рамках развития внутриполитического потенциала коренных народов севера.
Актуальность темы исследования. Значимость развития внешнеполитического потенциала Канады в Арктике становится особенно высокой ввиду неоднозначности трактовки нормативно-правового статуса арктической зоны на сегодняшний момент, что предопределяет расширение круга государств, стремящихся легитимизировать свои права на влияние в арктическом регионе. Такое положение вещей не может не вносить дополнительные коррективы во внешнюю политику Канады на севере. Наличие противоречий, касающихся вопросов территориального урегулирования границ приарктических государств, также создает предпосылки для наращивания вовлеченности канадского правительства в вопросы стратегической безопасности в данном регионе.
Помимо этого, близость географического положения приарктических государств и относительная схожесть климатических условий создает предпосылки для проведения скоординированных научно-исследовательских работ по освоению и изучению труднодоступных районов Арктики, использования полностью или частично освободившихся от ледового покрова вод Северного Ледовитого океана для транспортировки экспедиционных групп и материалов в рамках общего спектра исследовательских задач по арктическому вопросу. Уровень участия канадского правительства в обозначенных программах арктического сотрудничества предопределяет положение государства в группе северных держав.
Внутриполитическое измерение канадской северной политики приобретает особую роль в рамках многолетнего кризиса во взаимоотношениях правительства Канады с представителями северных коренных народов, связанного как с трудностями правового представительства, так и отсутствием достаточной экономической помощи с учетом особенностей проживания. В связи с этим значительный потенциал данного региона остается скрытым, а государственная политика приобретает новые направления.
Более того, степень вовлеченности правительства Канады в социально - экономическую, культурную и политическую жизнь коренного населения севера в настоящее время является определяющим фактором успешной реализации арктического направления внутренней политики, так как создание условий для эффективного контроля за регионом не может быть основано исключительно на военном потенциале государства и требует всеобъемлющих экономических вложений для достижения подлинного лидерства среди приарктических государств.
Наконец, тема внутри- и внешнеполитического присутствия Канады в Арктике приобретает особую актуальность в связи с тем, что обозначенные измерения неравномерным образом обеспечены поддержкой федерального правительства Канады, что приводит к возникновению специфических проблем в области арктического развития. Невозможность реализации определенных внешнеполитических инициатив из -за недостатка социально-экономического потенциала коренных народов, а также затруднительная межгосударственная коммуникация между населением приарктических государств ввиду сложностей внешнеполитического характера определяют облик современной Канады в Арктике, основанный на поиске баланса.
Объектом исследования настоящей работы следует считать региональную политику Канады в Арктике. Предметом исследования являются инициативы правительства Канады в контексте развития арктического региона во внутри - и внешнеполитическом измерении.
Целью данной работы является установление степени влияния арктического фактора на канадскую внутреннюю и внешнюю политику.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Исследовать нормативно-правовой аспект этнокультурной политики Канады в рамках развития северных территорий в историческом и современном контексте.
2. Определить основные направления государственной политики по вопросам этнокультуры коренных народов севера.
3. Выявить проблемные вопросы в отдельных направлениях политики и предпосылки для их решения в современности и в будущем в контексте их целесообразности и удовлетворенности участниками.
4. Исследовать основные правительственные приоритеты внешнеполитического характера на севере Канады на нормативном уровне.
5. Проанализировать ключевые аспекты сотрудничества и противоречий в рамках отношений Канады с приарктическими государствами.
6. Комплексно рассмотреть важнейшие внешнеполитические организации коренных народов Канады и неизбежные препятствия на пути их развития.
7. Определить уровень соотношения внешнеполитической вовлеченности коренных народов со степенью государственной поддержки населения внутриполитического характера.
Арктическая действительность Канады, представляющая собой безусловный факт политической реальности государства, предопределяет дальнейшую трансформацию его интересов в соответствии с потребностями развития севера как во внешней, так и во внутренней политике.
Увеличение актуальности арктического вопроса и, как следствие, усиление позиций арктических держав вывело на передний план особенности развития северных территорий Канады, без учета которых правительству представляется затруднительным дальнейшее эффективное наращивание государственного потенциала в Арктике.
Факты, составляющие современное положение дел в северной Канаде, определяются её географическим положением, социально -экономическими, политическими и этнокультурными особенностями. Термином «северная Канада» обозначается совокупность трех канадских территорий - Юкона, Северо-Западных территорий и Нунавута, в общей сложности занимающих почти 40% суши страны. В состав канадской Арктики входят части обозначенных территорий за полярным кругом, а также прилегающие воды Северного Ледовитого океана, принадлежность которых до сих пор остается объектом дискуссии среди арктических держав и государств, выступающих за нейтральный правовой режим Арктики. Северность региона обуславливает малочисленность его населения, составившего на 2020 год порядка 114 тыс. человек. Экономический базис территорий сконцентрирован на добывающей промышленности, основанной, в частности, на разработке алмазных рудников, месторождений газа и нефти, включая таковые на территории арктических вод, а также на развивающейся туристической индустрии и рыболовной промышленности. Этнический состав региона характеризуется преобладанием в нем аборигенного населения (86% населения Нунавута, 51% в Северо - Западных территориях, 23% в Юконе), являющихся носителями старейших языков, представляющих традиции и историю отдельных этнокультурных общностей.
Приведенные выше особенности развития канадского севера являются неотъемлемой частью общеканадской политики. Характерная специфика Канады как арктического государства не может не найти свое отражение в действиях правительства Канады с ходом истории. Именно поэтому вопрос о том, насколько арктический фактор влияет на канадскую внутреннюю и внешнюю политику, является центральным в исследовании.
Методологическую основу исследования составляет совокупность научных методов, соответствующих содержанию исследуемой проблемы.
Метод построения сценариев получил широкое применение в рамках изучения альтернативных путей решения проблем реализации правительством Канады этнокультурной политики народов севера. Подробное исследование действий правительства позволило определить круг ключевых проблем и предлагаемых решений, а также собрать информацию о других путях развития, предлагаемых неправительственными партиями Канады. В контексте данного метода были подробно описаны преимущества и недостатки основных альтернативных сценариев этнокультурной политики на севере страны.
Значимым стал также метод сравнительного анализа, применяемый для выявления сходств и различий между северными стратегиями Канады с 1958 года, выступающими в роли объектов анализа. Сравнение объектов было произведено по следующим критериям:
1. Место этнокультурного вопроса в рамках ключевых приоритетных направлений стратегии.
2. Позиция федерального правительства по вопросу расширения внешнеполитического присутствия Канады на севере в рамках основ стратегической безопасности.
3. Участие представителей коренных народов севера в определении первостепенных задач внутриполитического характера.
Применение метода сравнительного анализа позволило определить общие и специфические черты версий обозначенного документа для выдвижения гипот ез по вопросам преемственности внешнеполитических установок и новизны отдельных внутриполитических инициатив.
Источниковую базу исследования составляет значительное количество документов и материалов разного вида. Первой группой источников, послуживших основой для теоретического обоснования и анализа аспектов исторической действительности Канады, стали нормативно-правовые документы в виде соглашений, стратегий и государственных актов, а также информация, предоставленная на сайте внутриполитических ведомств по делам коренного населения Канады и на предвыборных платформах политических партий.
Второй группой источников стали новостные печатные и цифровые издания не только таких известных иностранных СМИ, освещающих наиболее значимые события жизни стран, как The Guardian, Financial Post, Globe & Mail, Global News, но и канадские источники, включая внутреннюю региональную прессу, в виде агентств CBC News, Maclean’s, Canada’s National Observer, National Post, Nunatsiaq News, открывающих широкие возможности для более детального взгляда на исследуемые события. Отечественные источники в виде информационных агентств ТАСС, Коммерсантъ, Интерфакс, Российская Газета послужили в качестве дополнительного преимущества для оценки определенных событий внешним миром.
Степень научной разработанности темы. В российской научной литературе вопрос эффективности проведения государственной политики Канады в Арктике вызывает значительный интерес. Так, беспрецедентную роль в исследовании северного фактора в канадской политике носят работы таких отечественных канадоведов, как Д. Д. Максимовой, Е. В. Исраелян, А. С. Алешкиной, Г. Ю. Френк предоставляющих возможность для оценки исследуемых вопросов в рамках общей внутриполитической повестки Канады. В них анализируются особенности трансформации правительственного подхода по вовлечению коренных народов канадского севера в орбиту арктической повестки, определяется степень качественных социальных, экономических и этнокультурных преобразований, способствующих достижению полноценной реализации ключевых интересов аборигенного населения.
Исследования известного российского канадоведа В. И. Соколова посвящены влиянию коренных народов севера Канады на дальнейший курс развития арктической политики. В частности, ученый делает акцент на изменении характера отношений представителей аборигенных народов с государством в сторону взаимного сотрудничества, пришедшего на смену несправедливой политике эксплуатации ресурсов.
Внешнеполитическое измерение севера Канады, основанное как на односторонних отношениях с приарктическими государствами, так и на многосторонних коммуникациях в рамках региональных организаций широко описано в работах Д. А. Володина. Д. А. Володин, будучи авторитетным исследователем внешней политики Канады, также обращает внимание на основные проблемы суверенитета в Арктике. По утверждению автора, вопросы внешнеполитического влияния Канады на севере прямым образом зависит от степени подкрепления государственных притязаний на арктические территории экономическими, правовыми и социальными институтами в рамках сотрудничества с приарктическими государствами.
Компонент комплексности исследования темы заключается в пересечении внутри- и внешнеполитических действий правительства Канады в рамках научного интереса обозначенных ученых. Так, Д. Д. Максимова, помимо изучения этнокультурного аспекта трансформации Арктики, представляет работы по вопросу российско-канадского взаимодействия на севере. Такой подход позволяет провести более глубокий сравнительный анализ в рамках различных сфер возможного взаимодействия двух приарктических государств.
Отдельные аспекты российско-канадского сотрудничества в Арктике, затронутые в работах исследователей, не освобождены от критики ими: работы Д. Д. Максимовой, посвященные изучению межрегионального партнерства в Арктике, отмечены описанием ряда проблем для поддержания активного сотрудничества двух стран; Е.В Исраелян, исследуя, влияние санкций на российско-канадские отношения ссылается на неоднозначную позицию исследователей по определению их роли в изменении эффективности сотрудничества. Целесообразно говорить о том, что при всем разнообразии научного материала по вопросу, он до сих пор вызывает споры.
Степень изученности темы иностранными исследователями также значительна. Говоря о защите прав и становлении правосубьектности коренных народов севера, нельзя не упомянуть Адрит Уолкем, являющуюся признанным экспертом университета Британской Колумбии по вопросам правового обеспечения аборигенного населения Канады. Этнокультурный аспект жизни коренных народов в северных стратегии Канады широко освещен в работах Ф. Айзарда, Л. Хейнинена и Н. Хизер.
В рамках политического аспекта следования государствами принципам международного права нельзя не упомянуть о работах М. Байерса, являющегося международным экспертом по этой теме в рамках арктического региона.
Работы зарубежных и отечественных авторов на смежные темы, в частности, В. Павловского, В. Ирхина, Т. Захаровой, К. Коатеса, Дж. Фрэнка, Э. Драммонда, являются незаменимыми с точки зрения получения более глубокого представления о культурных, экономических и правовых тонкостях взаимоотношений правительства Канады с народами севера. С точки зрения соответствия нормативно-правовым основам государственной политики Канады, В. Павловский, В. Ирхин и Т. Захарова отмечают высокую роль правительства Трюдо в вопросе восстановления правовой справедливости, всеобъемлющих прав человека для аборигенного населения после многолетнего кризиса. К. Коатес, более детально исследовав историю включения коренных народов Канады и её севера в единое правовое поле, отмечает, в целом, низкий уровень жизни и защиты их прав, что в полной мере соответствует выводам в работе Дж. Фрэнка и Э. Драммонда о недостаточности реализации экономического потенциала арктической Канады ввиду наличия очевидных социально-экономических проблем.
Работы авторов отличаются плюрализмом мнений и применением различных подходов. Так, например, В. И. Ирхин не согласен с К. Коатесом по вопросу степени эффективности Индейского акта в рамках политики реализации всеобъемлющего представительства аборигенного населения в канадском обществе.
Таким образом количество научных трудов, посвященных исследованию трансформации внутри- и внешнеполитического измерения Канады в Арктике достаточно велико, однако нельзя сделать вывод о том, что такие работы объединены цельностью анализа данной проблематики. Проведенный анализ научной литературы показывает, что исследования обозначенной темы, в своем большинстве, не несут комплексного характера.
В целом, в работе используются источники и литература на трех языках - русском, английском и французском.
Актуальность темы исследования. Значимость развития внешнеполитического потенциала Канады в Арктике становится особенно высокой ввиду неоднозначности трактовки нормативно-правового статуса арктической зоны на сегодняшний момент, что предопределяет расширение круга государств, стремящихся легитимизировать свои права на влияние в арктическом регионе. Такое положение вещей не может не вносить дополнительные коррективы во внешнюю политику Канады на севере. Наличие противоречий, касающихся вопросов территориального урегулирования границ приарктических государств, также создает предпосылки для наращивания вовлеченности канадского правительства в вопросы стратегической безопасности в данном регионе.
Помимо этого, близость географического положения приарктических государств и относительная схожесть климатических условий создает предпосылки для проведения скоординированных научно-исследовательских работ по освоению и изучению труднодоступных районов Арктики, использования полностью или частично освободившихся от ледового покрова вод Северного Ледовитого океана для транспортировки экспедиционных групп и материалов в рамках общего спектра исследовательских задач по арктическому вопросу. Уровень участия канадского правительства в обозначенных программах арктического сотрудничества предопределяет положение государства в группе северных держав.
Внутриполитическое измерение канадской северной политики приобретает особую роль в рамках многолетнего кризиса во взаимоотношениях правительства Канады с представителями северных коренных народов, связанного как с трудностями правового представительства, так и отсутствием достаточной экономической помощи с учетом особенностей проживания. В связи с этим значительный потенциал данного региона остается скрытым, а государственная политика приобретает новые направления.
Более того, степень вовлеченности правительства Канады в социально - экономическую, культурную и политическую жизнь коренного населения севера в настоящее время является определяющим фактором успешной реализации арктического направления внутренней политики, так как создание условий для эффективного контроля за регионом не может быть основано исключительно на военном потенциале государства и требует всеобъемлющих экономических вложений для достижения подлинного лидерства среди приарктических государств.
Наконец, тема внутри- и внешнеполитического присутствия Канады в Арктике приобретает особую актуальность в связи с тем, что обозначенные измерения неравномерным образом обеспечены поддержкой федерального правительства Канады, что приводит к возникновению специфических проблем в области арктического развития. Невозможность реализации определенных внешнеполитических инициатив из -за недостатка социально-экономического потенциала коренных народов, а также затруднительная межгосударственная коммуникация между населением приарктических государств ввиду сложностей внешнеполитического характера определяют облик современной Канады в Арктике, основанный на поиске баланса.
Объектом исследования настоящей работы следует считать региональную политику Канады в Арктике. Предметом исследования являются инициативы правительства Канады в контексте развития арктического региона во внутри - и внешнеполитическом измерении.
Целью данной работы является установление степени влияния арктического фактора на канадскую внутреннюю и внешнюю политику.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Исследовать нормативно-правовой аспект этнокультурной политики Канады в рамках развития северных территорий в историческом и современном контексте.
2. Определить основные направления государственной политики по вопросам этнокультуры коренных народов севера.
3. Выявить проблемные вопросы в отдельных направлениях политики и предпосылки для их решения в современности и в будущем в контексте их целесообразности и удовлетворенности участниками.
4. Исследовать основные правительственные приоритеты внешнеполитического характера на севере Канады на нормативном уровне.
5. Проанализировать ключевые аспекты сотрудничества и противоречий в рамках отношений Канады с приарктическими государствами.
6. Комплексно рассмотреть важнейшие внешнеполитические организации коренных народов Канады и неизбежные препятствия на пути их развития.
7. Определить уровень соотношения внешнеполитической вовлеченности коренных народов со степенью государственной поддержки населения внутриполитического характера.
Арктическая действительность Канады, представляющая собой безусловный факт политической реальности государства, предопределяет дальнейшую трансформацию его интересов в соответствии с потребностями развития севера как во внешней, так и во внутренней политике.
Увеличение актуальности арктического вопроса и, как следствие, усиление позиций арктических держав вывело на передний план особенности развития северных территорий Канады, без учета которых правительству представляется затруднительным дальнейшее эффективное наращивание государственного потенциала в Арктике.
Факты, составляющие современное положение дел в северной Канаде, определяются её географическим положением, социально -экономическими, политическими и этнокультурными особенностями. Термином «северная Канада» обозначается совокупность трех канадских территорий - Юкона, Северо-Западных территорий и Нунавута, в общей сложности занимающих почти 40% суши страны. В состав канадской Арктики входят части обозначенных территорий за полярным кругом, а также прилегающие воды Северного Ледовитого океана, принадлежность которых до сих пор остается объектом дискуссии среди арктических держав и государств, выступающих за нейтральный правовой режим Арктики. Северность региона обуславливает малочисленность его населения, составившего на 2020 год порядка 114 тыс. человек. Экономический базис территорий сконцентрирован на добывающей промышленности, основанной, в частности, на разработке алмазных рудников, месторождений газа и нефти, включая таковые на территории арктических вод, а также на развивающейся туристической индустрии и рыболовной промышленности. Этнический состав региона характеризуется преобладанием в нем аборигенного населения (86% населения Нунавута, 51% в Северо - Западных территориях, 23% в Юконе), являющихся носителями старейших языков, представляющих традиции и историю отдельных этнокультурных общностей.
Приведенные выше особенности развития канадского севера являются неотъемлемой частью общеканадской политики. Характерная специфика Канады как арктического государства не может не найти свое отражение в действиях правительства Канады с ходом истории. Именно поэтому вопрос о том, насколько арктический фактор влияет на канадскую внутреннюю и внешнюю политику, является центральным в исследовании.
Методологическую основу исследования составляет совокупность научных методов, соответствующих содержанию исследуемой проблемы.
Метод построения сценариев получил широкое применение в рамках изучения альтернативных путей решения проблем реализации правительством Канады этнокультурной политики народов севера. Подробное исследование действий правительства позволило определить круг ключевых проблем и предлагаемых решений, а также собрать информацию о других путях развития, предлагаемых неправительственными партиями Канады. В контексте данного метода были подробно описаны преимущества и недостатки основных альтернативных сценариев этнокультурной политики на севере страны.
Значимым стал также метод сравнительного анализа, применяемый для выявления сходств и различий между северными стратегиями Канады с 1958 года, выступающими в роли объектов анализа. Сравнение объектов было произведено по следующим критериям:
1. Место этнокультурного вопроса в рамках ключевых приоритетных направлений стратегии.
2. Позиция федерального правительства по вопросу расширения внешнеполитического присутствия Канады на севере в рамках основ стратегической безопасности.
3. Участие представителей коренных народов севера в определении первостепенных задач внутриполитического характера.
Применение метода сравнительного анализа позволило определить общие и специфические черты версий обозначенного документа для выдвижения гипот ез по вопросам преемственности внешнеполитических установок и новизны отдельных внутриполитических инициатив.
Источниковую базу исследования составляет значительное количество документов и материалов разного вида. Первой группой источников, послуживших основой для теоретического обоснования и анализа аспектов исторической действительности Канады, стали нормативно-правовые документы в виде соглашений, стратегий и государственных актов, а также информация, предоставленная на сайте внутриполитических ведомств по делам коренного населения Канады и на предвыборных платформах политических партий.
Второй группой источников стали новостные печатные и цифровые издания не только таких известных иностранных СМИ, освещающих наиболее значимые события жизни стран, как The Guardian, Financial Post, Globe & Mail, Global News, но и канадские источники, включая внутреннюю региональную прессу, в виде агентств CBC News, Maclean’s, Canada’s National Observer, National Post, Nunatsiaq News, открывающих широкие возможности для более детального взгляда на исследуемые события. Отечественные источники в виде информационных агентств ТАСС, Коммерсантъ, Интерфакс, Российская Газета послужили в качестве дополнительного преимущества для оценки определенных событий внешним миром.
Степень научной разработанности темы. В российской научной литературе вопрос эффективности проведения государственной политики Канады в Арктике вызывает значительный интерес. Так, беспрецедентную роль в исследовании северного фактора в канадской политике носят работы таких отечественных канадоведов, как Д. Д. Максимовой, Е. В. Исраелян, А. С. Алешкиной, Г. Ю. Френк предоставляющих возможность для оценки исследуемых вопросов в рамках общей внутриполитической повестки Канады. В них анализируются особенности трансформации правительственного подхода по вовлечению коренных народов канадского севера в орбиту арктической повестки, определяется степень качественных социальных, экономических и этнокультурных преобразований, способствующих достижению полноценной реализации ключевых интересов аборигенного населения.
Исследования известного российского канадоведа В. И. Соколова посвящены влиянию коренных народов севера Канады на дальнейший курс развития арктической политики. В частности, ученый делает акцент на изменении характера отношений представителей аборигенных народов с государством в сторону взаимного сотрудничества, пришедшего на смену несправедливой политике эксплуатации ресурсов.
Внешнеполитическое измерение севера Канады, основанное как на односторонних отношениях с приарктическими государствами, так и на многосторонних коммуникациях в рамках региональных организаций широко описано в работах Д. А. Володина. Д. А. Володин, будучи авторитетным исследователем внешней политики Канады, также обращает внимание на основные проблемы суверенитета в Арктике. По утверждению автора, вопросы внешнеполитического влияния Канады на севере прямым образом зависит от степени подкрепления государственных притязаний на арктические территории экономическими, правовыми и социальными институтами в рамках сотрудничества с приарктическими государствами.
Компонент комплексности исследования темы заключается в пересечении внутри- и внешнеполитических действий правительства Канады в рамках научного интереса обозначенных ученых. Так, Д. Д. Максимова, помимо изучения этнокультурного аспекта трансформации Арктики, представляет работы по вопросу российско-канадского взаимодействия на севере. Такой подход позволяет провести более глубокий сравнительный анализ в рамках различных сфер возможного взаимодействия двух приарктических государств.
Отдельные аспекты российско-канадского сотрудничества в Арктике, затронутые в работах исследователей, не освобождены от критики ими: работы Д. Д. Максимовой, посвященные изучению межрегионального партнерства в Арктике, отмечены описанием ряда проблем для поддержания активного сотрудничества двух стран; Е.В Исраелян, исследуя, влияние санкций на российско-канадские отношения ссылается на неоднозначную позицию исследователей по определению их роли в изменении эффективности сотрудничества. Целесообразно говорить о том, что при всем разнообразии научного материала по вопросу, он до сих пор вызывает споры.
Степень изученности темы иностранными исследователями также значительна. Говоря о защите прав и становлении правосубьектности коренных народов севера, нельзя не упомянуть Адрит Уолкем, являющуюся признанным экспертом университета Британской Колумбии по вопросам правового обеспечения аборигенного населения Канады. Этнокультурный аспект жизни коренных народов в северных стратегии Канады широко освещен в работах Ф. Айзарда, Л. Хейнинена и Н. Хизер.
В рамках политического аспекта следования государствами принципам международного права нельзя не упомянуть о работах М. Байерса, являющегося международным экспертом по этой теме в рамках арктического региона.
Работы зарубежных и отечественных авторов на смежные темы, в частности, В. Павловского, В. Ирхина, Т. Захаровой, К. Коатеса, Дж. Фрэнка, Э. Драммонда, являются незаменимыми с точки зрения получения более глубокого представления о культурных, экономических и правовых тонкостях взаимоотношений правительства Канады с народами севера. С точки зрения соответствия нормативно-правовым основам государственной политики Канады, В. Павловский, В. Ирхин и Т. Захарова отмечают высокую роль правительства Трюдо в вопросе восстановления правовой справедливости, всеобъемлющих прав человека для аборигенного населения после многолетнего кризиса. К. Коатес, более детально исследовав историю включения коренных народов Канады и её севера в единое правовое поле, отмечает, в целом, низкий уровень жизни и защиты их прав, что в полной мере соответствует выводам в работе Дж. Фрэнка и Э. Драммонда о недостаточности реализации экономического потенциала арктической Канады ввиду наличия очевидных социально-экономических проблем.
Работы авторов отличаются плюрализмом мнений и применением различных подходов. Так, например, В. И. Ирхин не согласен с К. Коатесом по вопросу степени эффективности Индейского акта в рамках политики реализации всеобъемлющего представительства аборигенного населения в канадском обществе.
Таким образом количество научных трудов, посвященных исследованию трансформации внутри- и внешнеполитического измерения Канады в Арктике достаточно велико, однако нельзя сделать вывод о том, что такие работы объединены цельностью анализа данной проблематики. Проведенный анализ научной литературы показывает, что исследования обозначенной темы, в своем большинстве, не несут комплексного характера.
В целом, в работе используются источники и литература на трех языках - русском, английском и французском.
Подводя итог исследованию внутри- и внешнеполитического измерения Канады в Арктике, следует отметить, что влияние арктического фактора на канадскую политику проявляется:
Во-первых, в трансформации нормативно-правовой составляющей линии правительства в этнокультурной сфере, выражающейся в планомерном расширении регулятивного базиса в северной стратегии и увеличения числа актов, направленных на взаимодействие с коренными народами севера, с точки зрения проведения целесообразной политики по содействию интеграции представителей севера в общее правовое поле Канады.
Во-вторых, в определении основных направлений развития внутриполитической составляющей по стратегическим аспектам социально-экономического, культурного и политического представительства коренных народов в Канаде, способствующих не только включению северных территорий в вектор общеканадского развития, но и констатирующих усиление роли Канады на севере.
В-третьих, в реализации заявленных приоритетных направлений с точки зрения достижения удовлетворительного положения и уровня жизни арктических коренных народов с учетом комплекса проблем, возникающих в рамках исполнения правительственных инициатив, которые очевидным образом способствуют дальнейшему вовлечению федерального правительства в дела северных территорий на более глубоком уровне, основанном на преодолении существующих трудностей на принципах открытости к альтернативам, компромиссном характере взаимодействия с аборигенными представителями.
В-четвертых, в установлении внешнеполитических приоритетов Канады на севере посредством выработки законодательной основы для усиления государственного присутствия в Арктике и арктических водах, основанных на своевременных и целесообразных изменениях международной политической реальности и усилении позиций арктического региона в мире.
В-пятых, в расширении двусторонних контактов с ключевыми арктическими державами на основе последовательных и долговременных политических соглашений, представляющих основание для практического взаимодействия в сферах, определяемых канадским правительством в качестве важнейших с точки зрения увеличения собственного внешнеполитического престижа в Арктике, заключающихся в интенсивном экологическом, научно-техническом, экономическом и военном сотрудничестве. Совместные действия Канады с арктическими акторами приобретают исключительную важность также с точки зрения препятствия эскалации конфликтов, основанных на территориальных претензиях и усиления военного присутствия.
В-шестых, в содействии канадским правительством созданию и развитию организаций коренных народов севера, выполняющих функции интеграции северного общества, основанной на освещении и разрешении ключевых внутриполитических проблем и устранении недостатка внешнеполитического представительства.
В-седьмых, в закреплении за канадским правительством ведущей роли в рамках взаимодействия с аборигенными организациями с точки зрения представительства в мире, основанной на высоком уровне зависимости направлений развития организаций от государственных приоритетов.
Таким образом, нельзя не отметить, что арктическая действительность Канады оказывает всестороннее воздействие на её внутреннюю и внешнюю политику, способствуя не только значительным переменам в жизни канадского общества, но и направляя его в сторону двустороннего и многостороннего внешнеполитического сотрудничества, не совсем коррелирующего с привычными тенденциями в реализации канадской политики.
Более того, в рамках исследования становится очевидным доминирование Канады во внешнеполитическом измерении в Арктике, сопряженном, в отличие от особенностей внутренней политики, с меньшим количеством неуспешных и неэффективных правительственных инициатив. Тем не менее, с ростом приоритета мультикультурного общества, политики толерантного и справедливого отношения ко всем членам канадского общества, внутриполитический аспект канадской Арктики приобретает колоссальное значение, имеющее тенденцию расти и в будущем.
Во-первых, в трансформации нормативно-правовой составляющей линии правительства в этнокультурной сфере, выражающейся в планомерном расширении регулятивного базиса в северной стратегии и увеличения числа актов, направленных на взаимодействие с коренными народами севера, с точки зрения проведения целесообразной политики по содействию интеграции представителей севера в общее правовое поле Канады.
Во-вторых, в определении основных направлений развития внутриполитической составляющей по стратегическим аспектам социально-экономического, культурного и политического представительства коренных народов в Канаде, способствующих не только включению северных территорий в вектор общеканадского развития, но и констатирующих усиление роли Канады на севере.
В-третьих, в реализации заявленных приоритетных направлений с точки зрения достижения удовлетворительного положения и уровня жизни арктических коренных народов с учетом комплекса проблем, возникающих в рамках исполнения правительственных инициатив, которые очевидным образом способствуют дальнейшему вовлечению федерального правительства в дела северных территорий на более глубоком уровне, основанном на преодолении существующих трудностей на принципах открытости к альтернативам, компромиссном характере взаимодействия с аборигенными представителями.
В-четвертых, в установлении внешнеполитических приоритетов Канады на севере посредством выработки законодательной основы для усиления государственного присутствия в Арктике и арктических водах, основанных на своевременных и целесообразных изменениях международной политической реальности и усилении позиций арктического региона в мире.
В-пятых, в расширении двусторонних контактов с ключевыми арктическими державами на основе последовательных и долговременных политических соглашений, представляющих основание для практического взаимодействия в сферах, определяемых канадским правительством в качестве важнейших с точки зрения увеличения собственного внешнеполитического престижа в Арктике, заключающихся в интенсивном экологическом, научно-техническом, экономическом и военном сотрудничестве. Совместные действия Канады с арктическими акторами приобретают исключительную важность также с точки зрения препятствия эскалации конфликтов, основанных на территориальных претензиях и усиления военного присутствия.
В-шестых, в содействии канадским правительством созданию и развитию организаций коренных народов севера, выполняющих функции интеграции северного общества, основанной на освещении и разрешении ключевых внутриполитических проблем и устранении недостатка внешнеполитического представительства.
В-седьмых, в закреплении за канадским правительством ведущей роли в рамках взаимодействия с аборигенными организациями с точки зрения представительства в мире, основанной на высоком уровне зависимости направлений развития организаций от государственных приоритетов.
Таким образом, нельзя не отметить, что арктическая действительность Канады оказывает всестороннее воздействие на её внутреннюю и внешнюю политику, способствуя не только значительным переменам в жизни канадского общества, но и направляя его в сторону двустороннего и многостороннего внешнеполитического сотрудничества, не совсем коррелирующего с привычными тенденциями в реализации канадской политики.
Более того, в рамках исследования становится очевидным доминирование Канады во внешнеполитическом измерении в Арктике, сопряженном, в отличие от особенностей внутренней политики, с меньшим количеством неуспешных и неэффективных правительственных инициатив. Тем не менее, с ростом приоритета мультикультурного общества, политики толерантного и справедливого отношения ко всем членам канадского общества, внутриполитический аспект канадской Арктики приобретает колоссальное значение, имеющее тенденцию расти и в будущем.
Подобные работы
- Международная деятельность коренных народов севера Канады
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И США В ПЕРИОД
ПРАВЛЕНИЯ БАРАКА ОБАМЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - «МЯГКАЯ СИЛА» ФИНЛЯНДИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2023



