Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования капитализации
телесности 7
1.1 Социология тела как новое направление исследований 7
1.2 Телесность в контексте цифрового общества 9
1.3 Формы телесного капитала 13
Глава 2. Капитализация телесности в фитнес-блогах сети Instagram 19
2.1 Программа исследования капитализации телесности в фитнес-блогах
сети Instagram 19
2.2 Социальная сеть Instagram: история создания и коммуникативные
особенности сети 23
2.3 Особенности капитализации телесности в фитнес-блогах сети
Instagram 25
Заключение 45
Литература 47
Приложения 51
Приложение 1. Контент-анализ фото- и видеоматериалов в фитнес-блогах
сети Instagram 51
Приложение 2. Гайд интервью 52
Приложение 3. Выборка блогеров сети Instagram 53
Приложение 4. Транскрипт интервью Б14 53
На протяжении многих столетий тело человека являлось показателем социального статуса и классовой принадлежности. Подтверждения можно найти даже в шумерских тестах 3500 гг. до н.э., указывающих на то, что выходцы из верхнего социального слоя имеют более высокий рост и отличаются лучшими показателями здоровья . В настоящее время тело, очевидно, продолжает транслировать нам определенные сигналы и знаки, например, род деятельности человека. Так, с точки зрения П. Бурдье, тело человека отражает его классовую принадлежность.
Тело в совокупности с другими визуальными социальными характеристиками дает много информации и возможностей узнать человека. Однако времена меняются: появляются новые стратегии модификации тела и внешности, создаются специальные индустрии моды, пластической хирургии, косметологии и т.д. Не остаются в стороне и способы презентации человека, его лица, тела, образа жизни, рода деятельности. Всем изменениям способствует активное развитие цифровых технологий, дающих возможности для новых форм взаимодействия. Так, в эпоху главенствующей роли визуализации, эпоху фото- и видеоконтента, роль фотографии как «средство сохранение памяти» теряет свою актуальность, а лидирует функция коммуникации и формирования идентичности . И действительно, посредством фотографии можно создавать, модифицировать, редактировать желаемые образы. Например, тело может выглядеть совершенно иначе, если человек займет «выгодную» позу и скроет свои недостатки, подчеркнет достоинства. Вероятно, в этом и заключается преимущество сетевого общения и взаимодействия, состоящее в том, что у участников всегда есть время на обдумывание своего ответа, на редактирование фото/видео/текста, всегда есть возможность выглядеть в более выгодном свете для всех остальных пользователей. Особый интерес в этом плане вызывают личности, чья деятельность профессиональная или деятельность в рамках хобби заключается в усовершенствовании телесных характеристик.
В социальной сети Instagram взаимодействия пользователей осуществляется в основном с привлечением визуального контента. Фитнес-блогеры в особенности вынуждены визуализировать свою телесность для стимулирования и мотивации других пользователей к занятиям спортом, если их целью является преобразовательная, просветительская или коммерческая деятельность. Телесность может позиционироваться с акцентом на различные виды телесного капитала (то есть тот актив накопленных характеристик, присущих телу). В литературе выделяются четыре основных вида телесного капитала: физический, гендерный, эстетический и эротический. Разработкой этих видов телесного капитала занимались такие ученые как П. Бурдье, Д. Хатсон, Л. Вакан, Е. Иллуз и многие другие. В работе детальному анализу подлежат физическая, эротическая и эстетическая капитализация телесности фитнес-блогеров.
Капитал обычно понимается как накапливаемый ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм . Капитал может накапливаться (аккумуляция) и трансформироваться в другой вид капитала (конвертация) . Телесный капитал или «физический капитал» понимается как «телесная схема» , которая выражается во внешности, осанке, походке, манере держаться на людях, говорить, двигаться и т.д.
Процесс аккумуляции телесного капитала в Instagram предполагает создание интернет-фото-видеоальбома, т.е. места, где могут накапливаться снимки хорошей физической формы, запечатление знаменательных моментов жизни, путешествий и т.п. В случае конвертации телесного капитала происходит процесс извлечения пользы из содержания этого фото-видеоальбома. Хорошо сложенное спортивное тело может стимулировать других людей, готовых к изменениям, заняться спортом и привести себя в форму. Здесь и появляется выгода: эксперты-блогеры, обладающие достаточными знаниями и заработавшие авторитет у зрителя создают инфопродукты такие как чек-листы (список того, что нужно сделать, чтобы достичь цели), программы тренировок и программы питания, собственный «мерч» спортивного оборудования и одежды. Эта деятельность приносит выгоду в виде еще большего доверия, уважения и, конечно же, денежных ресурсов.
Отличие капитализации телесности в цифровой среде состоит в том, что между процессом реальной аккумуляции (работы над физическими и эстетическими кондициями) телесного капитала и его конвертации добавляется еще промежуточное звено в форме процесса демонстрации (визуализации, репрезентации) телесности. Без демонстрации невозможно осуществление аккумуляции и конвертации именно в рамках цифрового пространства. Аккумуляция телесного капитала в цифровом пространстве — это демонстрация тех телесных качеств, которые сумел приобрести и развить фитнес-блогер. Конвертация также невозможна без демонстрации, так как фитнес-блогер, который не визуализирует свою телесность в блоге не показывает пример своим подписчикам, соответственно, у них не будет причин верить в знания блогера, в его программы тренировок и питания и т.п. Таким образом, конвертация может не осуществляться из-за отсутствия доверия.
Объектом исследования являются (российские) фитнес-блоги социальной сети Instagram.
Предметом исследования являются формы телесного капитала и практики капитализации телесности в социальной сети Instagram.
Целью исследования выступает изучение особенностей физической, эротической и эстетической капитализации телесности фитнес-блогеров в сети Instagram.
Задачи исследования:
1. выявить особенность функционирования телесности в условиях цифрового общества;
2. проанализировать социологические теории, изучающие телесность как
разновидность капитала;
3. выявить особенности функционирования социальных сетей, в частности социальной сети Instagram;
4. определить маркеры физического, эротического и эстетического телесного капитала;
5. выявить тенденции в репрезентации телесности фитнес-блогеров сети;
6. выявить маркеры аккумуляции и конвертации телесности;
7. определить способы капитализации телесности фитнес-блогерами.
Эмпирической базой исследования служат материалы авторского исследования, осуществленного с помощью методов контент-анализа фото- и видеоматериалов и полуструктурированного интервью.
В ходе исследования была сделана попытка ответить на следующие исследовательские вопросы:
• Каковы особенности создания визуального контента страниц фитнес- блогеров?
• На какой тип телесного капитала делается больший акцент при ведении фитнес-блогов?
• Какие приемы используют фитнес-блогеры для капитализации телесности?
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Результаты исследования были апробированы в рамках II Международной научно-практической конференции «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ». Место проведения: г. Ростов-на-Дону. Дата проведения: 19-20 ноября 2020 г. Формат участия: дистанционный. Уровень: международная.
Таким образом, особенностью в создании визуальной составляющей страниц фитнес-блогеров является - демонстрация и капитализация телесности. При этом для публикации фотографии своего тела некоторые блогеры считают нужным создание кейса или предыстории, в рамках которых они посещают тренировку и потом спрашивают, хотели бы подписчики получить такое же тело, другие блогеры надеются на помощь фотографа, а третьи считают, что тело - это инструмент, который есть у всех и скрывать его не стоит. Акцент в визуализации также делается на разные аспекты: кто-то считает необходимым демонстрацию силы и выносливость в виде публикации видео с тренировками, а кто-то, что достаточно эстетических фотографий атлетичного тела. При выстраивании визуальной составляющей интернет-страницы блогеры делают акцент в репрезентации физического и эстетического капитала. При этом все блогеры, попавшие в выборку, стараются создавать уникальный и неповторимый продукт. Это же касается и манеры ведения блога.
Одновременно с этим, по результатам контент-анализа, следует отметить, что при репрезентации физического капитала блогеры демонстрируют: рельефное тело, мышечную массу, хорошую осанку, тонус кожи, гармоничность пропорций и выносливость. При визуализации эротического капитала блогеры используют: специфичную одежду (нижнее белье, купальник, открытая одежда), выражение томного взгляда, вызывающую позу, эротический антураж в целом и совместные тематические фотосъемки с противоположным полом. Эстетический капитал блогеры стремятся показать за счет: приятной и ухоженной внешности, опрятной и красивой одежды, профессионально выставленной композиции снимка, демонстрации красивого атлетичного тела и общей эстетики образа (мимики, жестики, пластики, походки). Однако для всех блогеров, принявших участие в интервью, визуализация тела в блоге носит мотивационный характер для других пользователей заняться спортом и привести тело в хорошую спортивную форму.
Капитализация телесности в фитнес-блогах осуществляется с помощью двух приемов: аккумуляции и конвертации. Аккумуляция осуществляется в основном посредством демонстрации красивого атлетичного тела в спортивном зале, а также с помощью публикаций разноплановых фотографий, которые содержат разные сюжеты, такие как хобби, путешествия, пейзажи т.д. Конвертация телесности происходит в три различных вида капитала. Конвертация телесности в символический капитал осуществляется блогерами за счет того, что они делятся эксклюзивной/правдивой/редкой информацией, тем самым создавая образ эксперта и авторитета в фитнес-сфере. После этого происходит конвертация в социальный капитал за счет создания репутации себя как эксперта, заслуживающего доверия, что в свою очередь увеличивает число «охватов» аудитории, количество подписчиков, комментариев и т.п. Затем происходит конвертация в экономический капитал, которая осуществляется за счет извлечения пользы или прибыли. Так, например, блогеры создают собственные инфопродукты и мерч для продажи своим подписчикам. Также многие блогеры участвуют в рекламных интеграциях или в прямой рекламе продукции, которая хорошо оплачивается ее производителем.
1. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
2. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения / пер. с фр. О. И. Кирчик // Экон. социология. 2005. Т. 6, № 3. С. 25-48.
3. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. №5. С. 61 - 74.
4. Вакан Л. Бойцы за работой: телесный капитал и телесный труд профессиональных боксеров // Философско-литературный журнал «Логос». №5. 2013. С. 61-96. (95).
5. Година Е. З., Задорожная Л. В. Размеры тела человека и социальный статус // Социология. 2010. №2.
6. Гредновская Е. В. Проблема телесной свободы и дерминированности в концепции габитуса П. Бурдье // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально¬гуманитарные науки. 2009. №9 (142).
7. Демидова М. В. «Символический капитал» П. Бурдье и «Капитал» К. Маркса // Вестник ВятГУ. 2014. №11.
8. Дроздова А. В., Власова Е. В Конструирование телесности в современной медиакультуре // Гуманитарный университет. 2019. С. 207-210.
9. Дубин Б. Идеальное тело и современное общество // Цикла открытых лекций Фестиваля «Без Границ: тело, общество, культура». 2014.
10. Емельянова О. Г. и др. Фотография как объект социологического исследования //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №. 10-2. С. 62-66.
11. Зорина Л. В. Человеческая телесность: исторический контекст и Актуальные проблемы современности // Дискуссия. 2012. №1.
12. Исаева И. Е. Визуальная социология как область научного знания: анализ теоретических основ в трудах западных социологов // Гуманитарий Юга России. 2019. №6.
13. Круткин В. Л. Фотография в социологическом исследовании: деревенская свадьба на форуме в Интернете // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2010. №2.
14. Лукьянова Н.А., Шавлохова А.А. Цифровое тело как образ будущего: анализ визуальных процессов конструирования // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 6.
15. Нишуков В., Горюнов М. Тело качка // Философско-литературный журнал «Логос». 2013. №5 (95).
16. Онипко А.А. Использование фотографий в социологическом исследовании: возможности и ограничения // Дискуссия. 2015. №6.
17. Орех Е. А., Сергеева О. В. Цифровое лицо и цифровое тело: новые явления в визуальном контенте социальных сетей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2015. №2.
18. Орлова И. Б. Взаимопересечения социологии знания, социобиологии и социологии тела // Власть. 2014. №9.
19. Очеретяный К.А. Судьба телесности в цифровую эпоху // STUDIA CULTURAE. 2018. №37. С. 59-66.
20. Пашинян И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. №3.
21. Пивоваров А. М. Социология тела в поисках своей идентичности: анализ исследовательских программ // Социологический журнал. 2019. №4.
22. Пивоваров А. М., Ткачук Д. В. Капитализация телесности в современном музыкальном клипе // Дискурс. 2019. №2. С. 78-89.
23. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. №4. С. 20-32.
24. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Социология тела и социальной политики // ЖССА. 2004. №2.
25. Романова А. И., Финкельштейн И. Е. Опыт использования контент-анализа фотографий для изучения самопрезентации пользователей социальной сети «вконтакте» // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. 2014. № 2.
26. Романовский Н. В. Тело человека-новые горизонты социального познания? //Социологические исследования. 2006. №. 4. С. 16-25.
27. Самойлова Е. О., Шаев Ю. М. Тело и телесность в контексте визуальных практик постинформационного общества // Общество: философия, история, культура. 2019. №1.
28. Семёнова А. В., Корсунская М. В., Мансуров В. А. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. 2010.
29. Соболева К. В. О методах анализа визуальных данных //Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №. 33.
30. Тернер Б. Современные направления развития теории тела //М.: Thesis. 1994. №. 6. С. 137-167.
31. Тихонова К. В. Телесная анонимность в цифровом обществе //Цифровое общество-новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития. 2020. С. 376-377.
32. Трушина Т. Л. Презентация тела в современной моде: от гламура к гендерной флюидности // Вестник ЧелГУ. 2018. №2.
33. Халий И. А. Нетрадиционные методы качественных исследований // Россия реформирующаяся. 2018. №16.
34. Чукуров А. Ю. Дигитальная телесность в контексте популярной культуры // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2020. №39.
35. Шмелева Н. В., Бабаева А. В. Деонтологические аспекты восприятия лиц с ограниченными возможностями в контексте современной культуры // Психол. наука и образование. 2017. Т. 9, № 1. C. 125-134.
36. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. 2007.
37. Ядов В. А. Стратегии и методы качественного анализа данных //Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология: 4М). 1991. №. 1. С. 14-31.
38. Anderson T. L., Grunert C., Katz A., Lovascio S. Aesthetic Capital: A Research Review on Beauty Perks and Penalties // Sociology Compass Volume 4, Issue 8. P. 564-575.
39. Belting H. Image, Medium, Body: A New Approach to Iconology. Critical Inquiry, 2005. 302 с.
40. Bourdieu P. Sport and social class // Social Science Information. 1978. No 17. P. 819-840.
41. Bridges T. S. Gender Capital and Male Bodybuilders // Body & Society Volume 15, Issue 1. 2009. P. 84-107.
42. Coffey J. Current context of the aesthetic body: health and gender //Routledge Handbook of Physical Cultural Studies. 2017.
43. Durkheim E., Mauss M. Primitive Classification. London: Routledge & Kegan Paul, 1963.
44. Green A. I. The Social Organization of Desire: The Sexual Fields Approach // Sociological Theory. 2008. Vol. 26, iss. 1. P. 25-50.
45. Holla S., Kuipers G. Aesthetic capital // Routledge International Handbook of the Sociology of Art and Culture. 2016. P. 290-305.
46. Illouz E. Why Love Hurts: A Sociological Explanation. Cambridge: Polity Press, 2012.
47. Neuendorf K. A., Kumar A. Content analysis //The international encyclopedia of political communication. 2015.
48. URL:https://blog.hootsuite.com/instagram-statistics/