Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАДОУ № 49 «Ласточка» г. Южно-Сахалинска.
Выборка: 27 детей (возраст 5-7 лет).
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты изучения феномена памяти старших дошкольников9
1.1. Проблема исследования памяти и мнемических процессов в психолого-педагогической науке…………………………………………9
1.2. Психологическая характеристика видов памяти и мнемических приемов…..18
1.3. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста…28
1.4. Возможности дидактической игры в развитии памяти старших дошкольников…30
1.5. Краткие выводы по главе I………36
Глава II. Экспериментальное исследование влияния дидактических игр на развитие памяти старших дошкольников…………………………….39
2.1. Описание констатирующего этапа исследования…………………39
2.2. Содержание формирующего этапа исследования, раскрывающего особенности влияния дидактических игр на развитие памяти старших дошкольников…43
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования…………….44
Заключение…………………………………………………………………….54
Список использованной литературы…58
Приложение……………………………………………………………………62
Актуальность исследования. Известно, что в дошкольный период происходит развитие всех психологических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребёнок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает поведение и начинает управлять собой. Именно этот период является критическим для развития произвольной регуляции деятельности [2., с. 83]. Функции произвольной регуляции деятельности играют исключительно важную роль в успешной адаптации ребенка к условиям, которые предъявляются ему при переходе на новую ступень образования. Многие исследователи обнаруживают связь этих функций с успешностью обучения в младшем школьном возрасте [29, с. 49]. Всё это предполагает работу памяти. Без неё невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребёнка с окружающим, не возможна его деятельность.
Память - это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [29, с. 48].
Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина, А.А. Люблинская, О.А. Шаграева, А.Р. Лурия, Т.Д. Марцинковская и многие другие [50 с. 262].
Поскольку в дошкольном возрасте интенсивно формируются образные формы познания, то центральное место в обеспечении взаимосвязи познавательных процессов, видов деятельности ребенка принадлежит памяти. Изучение литературы показало, что в дошкольном возрасте совершенствование памяти может идти сразу по нескольким направлениям. Первое направление характеризуется приданием процессам запоминания произвольного характера. Проявлением второго направления является превращение памяти ребёнка из непосредственной в опосредованную. Третье направление предполагает развитие средств и приемов, как запоминания, так и припоминания. От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. К концу дошкольного возраста память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать. С помощью постановки перед детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти. Специалисты отмечают, что чем больше таких задач ставится перед ребенком в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. При этом мнемические действия становятся самостоятельной группой действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности.
Одним из средств развития памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом. Игра в определенный момент истории приобрела для подрастающего поколения значение образовательного поля, выполняющего важную воспитательную и развивающую функцию. Игра является для ребенка деятельностью, в которой он может реализовывать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, свойственные в меру взрослых. Именно этим обусловлено особое эмоциональное состояние, на фоне и при участии которого она протекает. Это состояние представляет собой получение ребенком удовлетворения от той активности, которую он проявляет в игровых действиях. Данная особенность игры, отличающая ее от других видов деятельности, позволяет считать ее приоритетным методом, обеспечивающим положительное отношение дошкольников к учебному материалу. Обладая сочетанием познавательного и занимательного начал, игры предоставляют детям возможность оперировать заключенными в них знаниями, способствуя, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее представлений об окружающем мире, и расширению кругозора. Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.
Несмотря на достижения отечественных и зарубежных психологов, изучающих закономерности психического развития на разных возрастных этапах (А.В. Запорожца, Б.Е. Ломова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, А.Г. Маклакова, У. Джемса, П.Я. Гальперина, Г.Л. Венгера и др.), вопрос о влиянии дидактических игр на память у детей старшего дошкольного возраста не имеет полной картины и остаётся открытым.
Таким образом, исследование памяти дошкольников одна из важных психолого-педагогических проблем. В этом заключается актуальность данного исследования.
Объект исследования: познавательные психические процессы старшего дошкольника.
Предмет исследования: зрительная и слухоречевая память детей старшего дошкольного возраста.
Целью данной работы является выявление влияния дидактических игр на развитие памяти у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной психолого-педагогической литературы раскрыть содержание базовых понятий для данного исследования: «память», «дидактическая игра», «старший дошкольный возраст» и изучить основные теоретические и практические подходы к исследованию данной проблематики.
2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования кратковременной и долговременной зрительной и слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста.
3. Эмпирическим путем установить влияние дидактических игр на развитие памяти у старших дошкольников. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие зрительной и слухоречевой памяти старших дошкольников посредством дидактических игр будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
- учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей старших дошкольников;
- систематическое проведение дидактических игр, направленных на развитие звуковой и слухоречевой памяти старших дошкольников;
- постепенное усложнение дидактических игр для развития памяти старших дошкольников.
Исследование проходило в три этапа. Первый этап (констатирующий) проходил с 25 февраля по 24 марта 2020 года. В этот период осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы, определялась база и психодиагностические процедуры для проведения исследовательской работы. Второй – с 15 октября по 27 ноября 2020 года. На данном этапе проводился подбор и реализация комплекса дидактических игр для проведения формирующего этапа эксперимента, направленного на изучение влияния дидактических игр на развитие памяти старших дошкольников. Третий этап (итоговый) – с 1 декабря 2020 года по 28 января 2021 года – была проведена повторная диагностика звуковой и слухоречевой памяти старших дошкольников для установления эффективности комплекса проведенных дидактических игр. На данном этапе исследования нами был проведен анализ и интерпретация результатов исследования.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы.
2) Эмпирические: а) Методика «Память на образы» (И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова) [28 с. 28]; б) Методика «10 слов» (А.Р. Лурия) [28 с. 27]; в) Т-критерий Вилкоксона.
Новизна исследования заключается в исследовании влияния дидактических игр на развитие памяти старших дошкольников, осуществлённого на конкретной выборке детей.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа может представлять интерес для педагогов-психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также студентов педагогических вузов.
База исследования: МАДОУ № 49 «Ласточка» г. Южно-Сахалинска.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, краткие выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, сформулированы объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследовательской работы, представлена практическая значимость исследования и описаны этапы работы.
В главе I «Психолого-педагогические аспекты изучения феномена памяти старших дошкольников» рассмотрены понятие, его процессы и характеристики, изучены особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты понятие, содержание и виды дидактической игры, ее влияние на развитие памяти старших дошкольников.
В главе II «Экспериментальное исследование влияния дидактических игр на развитие памяти старших дошкольников» дана характеристика группы испытуемых, представлены результаты психодиагностического исследования, дано описание формирующего этапа исследования, определена степень подтверждения гипотезы.
В заключении сделаны основные выводы по итогам проведенного исследования.
Список использованной литературы содержит 55 источников.
Выпускная квалификационная работа расположена на 61 странице печатного текста.
В приложении представлены диаграммы диагностических исследований долговременной и кратковременной зрительной и слухоречевой памяти, а также психокоррекционная развивающая программа «Развиваемся играя», которую мы использовали на формирующем этапе нашего эксперимента.
1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка. Мир психологии, 1999. №4. 95 с.
2. Акатова Н.С. Взаимосвязь познавательного развития и новообразований личности детей старшего дошкольного возраста в разных условиях обучения и воспитания: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2010. 221 с.
3. Артемова, Л.B. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.: Педагогика, 2012. - 212 с.
4. Афонькина, Ю.Н. Игра как средство развития произвольной образной
памяти у старших дошкольников. М.: Просвещение, 2012. 214 с.
5. Барлетт Ф. Человек запоминает. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. М.: Просвещение, 2009. 546 с.
6. Бергсон А. Две памяти. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Феникс, 2017. 356 с.
7. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2016. -288 с.
8. Богомаз С.Л., Скрипачева Е.И. Содержательные и структурно-динамические конструкты произвольной памяти у старших дошкольников. Право. Экономика. Психология. №2 (5), 2016. С. 68-72
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2015. 613 с.
10. Богословский В.В., Степанов А.А.. Общая психология. М.: Просвещение, 2011. 382 с.
11. Вейн А.М. Память человека. М.: Просвещение, 2018. 324 с.
12. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика - Синтез, 2014. 842 с.
13. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2018. 64 с.
14. Вундт В. Основы физиологической психологии. М., 2015. 328 с.
15. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 2016. 359 с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008. 671 с.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т. 5. М.: Педагогика, 2012. 368 с.
18. Гиппенрейтер, Ю.Б. Основы психологии. М.: Просвещение, 2014. 156 с.
19. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти. М., 2018. 656 с.
20. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. СПб. 2013. 72 с.
21. Ермакова О.Е., Фролушкина О.А. Развитие памяти дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Психология и педагогика: актуальные проблемы и тендеции развития. Материалы 2 международной научно-практической конференции, Борисоглебск, 2016 г. с. 242-245.
22. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 2014. 189 с.
23. Жировина, Л.Ф. Развиваем память детей. Ребенок в детском саду. М., 2012. 178 с.
24. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. М.: Просвещение, 2009. 288 с.
25. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Просвет,2015. 328 с.
26. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. М.: Просвет, 2015. 612 с.
27. Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников. – Мозырь, 2014. 128 с.
28. Куражева Н.Ю. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 6-7 лет. М., 2018. 32 с.
29. Кучина В.Н. Память дошкольников: классификация видов, их значение и характеристики//В мире научных открытий. Материалы 17 Международной научно-практической конференции. Таганрог, 28 сентября 2015 г. С. 48-51, с. 49; 24, с. 122
30. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. М., 1998. 478 с.
31. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М.: Республика, 2007. 278 с.
32. Логинова В.И., Саморукова П.Г., Лейкина Б.С. и др. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. М., 1988. 287 с.
33. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб,2019. 583 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2015. -656 с.
35. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. М., 2016. -631 с.
36. Нуркова В.В. Общая психология. Память. В 7 т. М.: ИЦ Академия, 2016. 320 с.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2017. 460 с.
38. Огородникова Л.А. Подходы к исследованию памяти и мнемических способностей в отечественной и зарубежной психологии. Ярославский педагогический вестник. № 2, 2012. С. 308-312.
39. Панова Е.Н. Игры и занятия в детском саду, Воронеж, 2014 г. 78 с.
40. Павленко, Э.В. Готовимся к школе. Игры и упражнения для развития памяти, логики и внимания; Стрекоза - М., 2016. 454 с.
41. Полонская Н.Н. Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения. А.Р. Лурия и психология XXI века (доклады Второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия) / Москва, 2014 с.
42. Рибо Т.А. Психология внимания. М., 2016. 96 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2019.713 с.
44. Семенова О.А., Ахутина Т.В., Крупская Е.В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7-8 лет. Физиология человека. № 4, 2015. С. 27.
45. Семенова О.А., Кошельков Д.А., Мачинская Р.И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Культурно-историческая психология. № 4, 2017. С. 39-49.
46. Сеченов И.М. Физиология. Избранные произведения. В 4-х частях. Часть 3. М.: Юрайт, 2020. 338 с.
47. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Феникс, 2004. 244 с.
48. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2019. 348 с.
49. Стародубцева, И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания,
мышления у дошкольников». М.: АРКТИ, 2018. 412 с.
50. Федяинова А.О., Степанова Н.А. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников//Международный студенческий научный вестник. № 5-2, 2015. С.262-263
51. Шадриков В.Д. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты. М., 2019. 533 с.
52. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М., 2013. 464 с.
53. Эббингауз Г. Смена душевных образований. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Феникс, 2008. 546 с.
54. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет. М.: Просвещение, 2013. 328 с.
55. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Книга по требованию, 2012. 28 с.
1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка. Мир психологии, 1999. №4. 95 с.
2. Акатова Н.С. Взаимосвязь познавательного развития и новообразований личности детей старшего дошкольного возраста в разных условиях обучения и воспитания: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2010. 221 с.
3. Артемова, Л.B. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.: Педагогика, 2012. - 212 с.
4. Афонькина, Ю.Н. Игра как средство развития произвольной образной
памяти у старших дошкольников. М.: Просвещение, 2012. 214 с.
5. Барлетт Ф. Человек запоминает. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. М.: Просвещение, 2009. 546 с.
6. Бергсон А. Две памяти. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Феникс, 2017. 356 с.
7. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2016. -288 с.
8. Богомаз С.Л., Скрипачева Е.И. Содержательные и структурно-динамические конструкты произвольной памяти у старших дошкольников. Право. Экономика. Психология. №2 (5), 2016. С. 68-72
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2015. 613 с.
10. Богословский В.В., Степанов А.А.. Общая психология. М.: Просвещение, 2011. 382 с.
11. Вейн А.М. Память человека. М.: Просвещение, 2018. 324 с.
12. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика - Синтез, 2014. 842 с.
13. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2018. 64 с.
14. Вундт В. Основы физиологической психологии. М., 2015. 328 с.
15. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 2016. 359 с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008. 671 с.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т. 5. М.: Педагогика, 2012. 368 с.
18. Гиппенрейтер, Ю.Б. Основы психологии. М.: Просвещение, 2014. 156 с.
19. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти. М., 2018. 656 с.
20. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. СПб. 2013. 72 с.
21. Ермакова О.Е., Фролушкина О.А. Развитие памяти дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Психология и педагогика: актуальные проблемы и тендеции развития. Материалы 2 международной научно-практической конференции, Борисоглебск, 2016 г. с. 242-245.
22. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 2014. 189 с.
23. Жировина, Л.Ф. Развиваем память детей. Ребенок в детском саду. М., 2012. 178 с.
24. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. М.: Просвещение, 2009. 288 с.
25. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Просвет,2015. 328 с.
26. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. М.: Просвет, 2015. 612 с.
27. Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников. – Мозырь, 2014. 128 с.
28. Куражева Н.Ю. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 6-7 лет. М., 2018. 32 с.
29. Кучина В.Н. Память дошкольников: классификация видов, их значение и характеристики//В мире научных открытий. Материалы 17 Международной научно-практической конференции. Таганрог, 28 сентября 2015 г. С. 48-51, с. 49; 24, с. 122
30. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. М., 1998. 478 с.
31. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М.: Республика, 2007. 278 с.
32. Логинова В.И., Саморукова П.Г., Лейкина Б.С. и др. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. М., 1988. 287 с.
33. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб,2019. 583 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2015. -656 с.
35. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. М., 2016. -631 с.
36. Нуркова В.В. Общая психология. Память. В 7 т. М.: ИЦ Академия, 2016. 320 с.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2017. 460 с.
38. Огородникова Л.А. Подходы к исследованию памяти и мнемических способностей в отечественной и зарубежной психологии. Ярославский педагогический вестник. № 2, 2012. С. 308-312.
39. Панова Е.Н. Игры и занятия в детском саду, Воронеж, 2014 г. 78 с.
40. Павленко, Э.В. Готовимся к школе. Игры и упражнения для развития памяти, логики и внимания; Стрекоза - М., 2016. 454 с.
41. Полонская Н.Н. Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения. А.Р. Лурия и психология XXI века (доклады Второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия) / Москва, 2014 с.
42. Рибо Т.А. Психология внимания. М., 2016. 96 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2019.713 с.
44. Семенова О.А., Ахутина Т.В., Крупская Е.В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7-8 лет. Физиология человека. № 4, 2015. С. 27.
45. Семенова О.А., Кошельков Д.А., Мачинская Р.И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Культурно-историческая психология. № 4, 2017. С. 39-49.
46. Сеченов И.М. Физиология. Избранные произведения. В 4-х частях. Часть 3. М.: Юрайт, 2020. 338 с.
47. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Феникс, 2004. 244 с.
48. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2019. 348 с.
49. Стародубцева, И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания,
мышления у дошкольников». М.: АРКТИ, 2018. 412 с.
50. Федяинова А.О., Степанова Н.А. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников//Международный студенческий научный вестник. № 5-2, 2015. С.262-263
51. Шадриков В.Д. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты. М., 2019. 533 с.
52. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М., 2013. 464 с.
53. Эббингауз Г. Смена душевных образований. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Феникс, 2008. 546 с.
54. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет. М.: Просвещение, 2013. 328 с.
55. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Книга по требованию, 2012. 28 с.