Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Морфонологические особенности именных заимствований в сфере существительных

Работа №128748

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы110
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. История жанра литературного кабаре в европейской и польской
культурах 8
§ 1. Эволюция жанра литературного кабаре 8
1.1. История появления французского кабаре 8
1.2. История появления немецкого кабаре 9
1.3. История появления русского кабаре 10
1.4. История польского кабаре 11
§2. История изучения польского литературного кабаре 19
§3. Об определении термина «кабаре» 21
§4. Жанровые особенности польского кабаре 22
§5. Проблема категории «текст» в польском кабаре 26
§6. Виды и способы классификации кабаре 27
§7. Виды номеров польского кабаре и их жанровая структура 31
7.1. Шопка 31
7.2. Фрашка 34
7.3. Баллада 36
7.3.1 Стихи, положенные на музыку (poezja spiewana) 39
7.4. Странническая песнь (дзядовская песня) 40
7.5. Курдеш и традиция застольной песни 44
7.6. Шмонцес или еврейский юмор 48
7.7. Кабаре-номера и театральная традиция: скетч, one-man shaw, стендап и
пародия 52
Выводы по главе 1 58
Глава II. Основные направления в развитии польского литературного кабаре 59
§1. Кабаре - песни 59
1.1. Переводные, адаптированные (подражательные) кабаре-
песни 61
1.2. Городские циклы - городской фольклор 65
1.3. Песни о любви 70
1.4. Кабаре-песни на военную тематику 76
1.5. Общественно-политические темы в текстах польских кабаре-песен... 78
1.6. Философская лирика 81
§2. Поэтика абсурдизма в текстах польских кабаре 83
2.1. Виды абсурдизма и влияние К. И. Галчиньского на польское
литературное кабаре 83
2.1.1. Черный юмор в польском кабаре: мрачные кабаре-песни 89
Выводы по главе II 93
Заключение 94
Список использованной литературы 97
Приложение 106

Польское литературное кабаре - особое явление в польской популярной культуре, объединившее под собой различные традиции и вобравшее в себя черты различных видов искусства. История польского литературного кабаре начинается в первой половине XX века.
Феномен кабаре как нового художественного направления или «одиннадцатой музы» был по достоинству оценен представителями искусства своей эпохи с самого начала его существования и продолжает интересовать исследователей и по сей день. Данная тема рассматривается исследователями в контексте истории развития театра, как литературное явление, а со временем оказывается прочно вписанной в историю польской массовой и бытовой культуры, поэтому явление кабаре подробно описывалось на протяжении всей истории своего существования. С течением времени явление кабаре стало предметом научных исследований в области культурологии, политологии, социологии и филологии. Крупные исследования истории польского кабаре и различных его направлений продолжаются и сегодня [Kiec 2004; Fox 2007].
Несмотря на неугасающий научный интерес к теме польского литературного кабаре многие вопросы остаются предметом дискуссий, а сам корпус текстов нуждается в систематизации. Кроме того, русскоязычные исследования на эту тему отсутствуют.
Настоящая работа посвящена изучению истории польского литературного кабаре, а также кабаре-текстов и их авторов. Под кабаре- текстом понимается литературный текст, написанный для песенного или сценического воплощения, с целью установления контакта с публикой.
Актуальность данного исследования заключается в рассмотрении кабаре как текста особого жанра, отражающего специфику национальной культуры и характера польского народа, находящегося в тесной связи с польской литературой традицией. В то время как наследие польского литературного кабаре продолжает служить объектом исследования различных учёных, изучение данного явления в отечественной филологии и лингвистике не находит широкого освещения.
Цель работы состоит в изучении художественной традиции текстов польского литературного кабаре и создании русскоязычной истории польского литературного кабаре
Для реализации, поставленной в работе цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1) описать историю польского литературного кабаре;
2) изучить и описать художественные традиции польского литературного кабаре;
3) проанализировать влияние культур других стран, оказанное на развитие традиций польского литературного кабаре;
4) изучить и определить понятия «литературное кабаре», «кабаре текст»;
5) определить связь кабаре-текстов с польской литературой и проанализировать, какое отражение находит литературная традиция в польском кабаре-тексте;
6) ознакомиться с кабаре-текстами, подготовить их перевод на русский язык, представить их структурированное описание.
Объектом исследования является польское литературное кабаре как знаковое явление польской популярной культуры XX - начала XXI в.
Предмет исследования составляют жанровые особенности польского литературного кабаре, а также тенденции в развитии польского литературного кабаре и разработка отдельных тем.
В работе были использованы следующие методы анализа: описательный метод, метод стилистического анализа, метод мотивного анализа.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в отечественной полонистике была предпринята попытка представить и описать явление польского литературного кабаре, а также классифицировать виды кабаре и основные жанры. Автор вводит в научный оборот собственную терминологию, связанную с проблематикой польского кабаре.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования позволяют показать литературное значение явления польского литературного кабаре.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее основных результатов для разработки материалов лекций и семинаров по 1) лингвокультурологии, 2) курсу польской литературы и истории польской литературы, 3) курсу польского языка и стилистики польского языка, 4) в спецкурсах по истории польской культуры, 5) в рамках курса по переводоведению, в качестве материалов для перевода.
Теоретической базой настоящего диссертационного исследования послужили работы историков польского кабаре [Gronski 1971, 1973, 1978; Stepien T., 1989; Appignanesi 1990; Kiec 2004; Fox 2007], а также немецкого кабаре [Budzinski 1985, 1996], изучения политических кабаре и сатиры
отдельных периодов [В1дб 2013; Dmitruczuk 2007], а также средств и приемов, используемых в польском литературном кабаре [Fleischer 1989, 1996, 2002].
Материалом исследования послужили тексты польских литературных кабаре, созданные в период с 1908 по настоящее время.
Результаты исследования были апробированы автором на «XX Открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ» в 2020 г.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографии и приложения.
Первая глава посвящена изучению и описанию истории польского литературного кабаре в контексте европейского кабаре, а также раскрытию специфики смежных понятий («кабаре-песня», «кабаре-скетч»), вводятся понятия «кабаре», «кабаре-текст» и др. Отдельное внимание уделено исследованию связей кабаре с литературой и театром, предпринята попытка описания жанровой структуры кабаре-номеров.
Во второй главе изучаются польские кабаре-тексты на примере текстов песенного кабаре, описываются основные тенденции в развитии и становлении польской традиции литературного кабаре, а также рассматриваются основные темы и направления значимые в истории ее развития, отражающие национальную специфику польского литературного кабаре как значимого явления польской массовой культуры.
Библиография насчитывает более 60 позиций (68), из них на польском языке - 56, на немецком - 3, на французском - 3, на английском - 3, на русском - 2 (без словарей и Интернета). Литература посвящена истории кабаре-культуры в разных странах, истории и специфике различных жанров, используемых в кабаре.
В Приложение вошли оригинальные названия польских кабаре - коллективов, место и годы существования каждого из упомянутых в работе кабаре.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая работа посвящена изучению истории польского литературного кабаре, а также кабаре-текстов и их авторов. Под кабаре- текстом понимается литературный текст, написанный для песенного или сценического воплощения, с целью установления контакта с публикой.
Актуальность данного исследования заключается в рассмотрении кабаре как текста особого жанра, отражающего специфику национальной культуры и характера польского народа, по нашему мнению, находящегося в тесной связи с польской литературой традицией. В то время как наследие польского литературного кабаре продолжает служить объектом исследования различных учёных, изучение данного явления в отечественной филологии и лингвистике не находит широкого освещения.
Цель работы состоит в изучении художественной традиции текстов польского литературного кабаре и создании русскоязычной истории польского литературного кабаре.
Для реализации, поставленной в работе цели перед нами были поставлены следующие исследовательские задачи:
1) описать историю польского литературного кабаре;
2) изучить и описать художественные традиции польского литературного кабаре;
3) проанализировать влияние культур других стран, оказанное на развитие традиций польского литературного кабаре;
4) изучить и определить понятия «литературное кабаре», «кабаре текст»;
5) определить связь кабаре-текстов с польской литературой и проанализировать, какое отражение находит литературная традиция в польском кабаре-тексте;
6) ознакомиться с кабаре-текстами, подготовить их перевод на русский язык, представить их структурированное описание.
В ходе исследования было установлено, что на протяжении ста лет своего существования польское литературное кабаре обогащалось засчет различных влияний: французской chanson, особенно в музыкальном плане, которая позволила создать мелодию, задать настроение, а также повлиять на развитие отдельных тем (городской фольклор, песни на любовную тематику). Немецкое кабаре дало возможность для развития сатиры, а также жанра «мрачного кабаре». Русское кабаре открыло дорогу в кабаре литературным клубам, представителям литературных течений.
На развитие сценических направлений последних лет влияние оказала прежде всего англо-саксонская культура. Однако, формы сценических выступлений, появившиеся в последние годы, прежде всего, one man shaw, стендап, скетч, трудно назвать оригинальными. На наш взгляд, виды этих выступлений имеют прототипы в культуре театра малых форм, таких как, моноспектакль, эстрадный монолог, одноактная комическая пьеса. Во многом, речь идет о заимствовании слов, а не явлений. Тем не менее, нельзя отрицать, что кабаре-программы последних лет изменились под воздействием американского и британского телевидения.
Национальную специфику польское кабаре обрело благодаря расширению тем и проблем, затрагиваемых в произведениях кабаретистов, а также использованию жанров, характерных для польской художественной литературы (баллада, курдеш, шопка, фрашка) и народной культуры (дзядовская песня). Обращение к песенным и театральным формам характерно для жанра шмонцес. Шмонцес - жанр кабаре, определяемый не по форме произведения, а по его теме. Шмонцесом называются все виды шуток с использованием стереотипов еврейской традиционной культуры
В истории песенной кабаре-культуры, можно отследить движение от переводных (подражательных) песен до развития и разработки собственного репертуара, с композициями, отразившими важнейшие события истории, политики, обращенными к общечеловеческим проблемам.
Отдельным явлением, составляющим специфику польской национальной кабаре-культуры, можно считать направление абсурдизма. Традиция абсурдизма в польском кабаре имеет долгую историю и отличается многообразием форм, композиций и тональности (сюрреалистический, лирический, сатирический абсурдизм). Многие авторы и композиторы, использующие приемы абсурда в своем творчестве, вдохновлялись творчеством К. И. Галчиньского. Отдельным направлением в истории польской культуры кабаре является «мрачный кабаре», продолживший традиции Ф. Ведекинда. Главным представителем этого направления был польский исполнитель М. Зембаты.
Таким образом, в долгой истории, полной различных событий, постоянном взаимодействии с культурами различных стран, глубоких литературных корнях, и, как следствие, невероятном многообразии форм отразилась специфика польского литературного кабаре, позволившая ему стать уникальным явлением польской массовой культуры.



1. Кабаретные пьесы Серебряного века/ под ред. Букс Н. Драматургия кабаре и театров миниатюр Серебряного века. Введение в историю кабаретной литературы. М.: ОГИ, 2018.
2. Русская развлекательная культура Серебряного века 1908-1918/ сост. Букс Н.Я., Пенская Е.Н; отв.ред. Е.Я. Курганов. М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2018.
3. Adamczyk M. Jczykowy obraz historii Polski w skeczach wspolczesnych kabaretow // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica 46, 2012. S. 7-27.
4. Afanasjew J. Kazdy ma inny swit: wspomnienia, notatki, recenzje, wywiady, refleksje 1932-1982. W., 1986.
5. Appignanesi L. Kabaret. W., 1990.
6. Avenel H. Chansons et chansonniers. Paris: C. Marpon et E. Flammarion, 1890.
7. Bind E. Satyra polityczna w festiwalowych telewizyjnych programach grup kabaretowych w latach 1989-2007. W.: Uniwersytet Warszawski. Wydzial Dziennikarstwa i Nauk Politycznych, 2013.
8. Budzinski. K. Metzler Kabarett Lexikon: In Verbindung mit dem Deutschen Kabarettarchiv, 1996
9. Brodzka A., Zaworska H., Zolkiewski S. Literatura polska, 1918-1975. Wiedza Powszechna, 1991.
10. Cioffi. K. Alternative Theatre in Poland. Routledge, 2013.
11. Godzic W. Telewizja jako kultura. Krakow, 2002.
12. Grimstad A.K. Polsko-zydowskie gry kabaretowe, czyli Juliana Tuwima proba akulturacji // Teksty Drugie. W.: IBL., 2009. n.3. S. 47-62.
13. Gronski R. Jak w przedwojennym kabarecie. Kabaret warszawski 1918-1939. W., 1987.
14. Gronski R. Taki byl kabaret. W., 1994.
15. Grochowski. P. Jarmark tradycji. Studia i szkice folklorystyczne. Torun, 2016.
16. Dmitruczuk A. Kabaret z politycznym niepokojem// „Gazeta Wyborcza”. nr 116, 2007.
17. Dymny W. „Piwnica” krakowska i inni. W., 1968.
18.Ignaczak L. Od les goguettes do kabaretow, czyli o zaleznosciach micdzy francusk^ i polsk^ piosenk^ kabaretow^ w latach 1881-1911// Prace Polonistyczne, seria LXXII, 2017. S.163-181.
19.Ignaczak L. T^sknota za Chat Noir i Mirliton. Wokol legendy paryskich kabaretow.„Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Polonica” 3 (33). 2016. S. 279-308.
20.Imbert E. La Goguette et les goguettiers. Paris: L. Bryois, 1873.
21. Jastrz^bski Z. Poetyka humoru lat okupacji 1939-1944. W., 1986.
22. Karwacka H. Warszawski kabaret artystyczno-literacki Momus. W., 1982.
23. Kiec I. Wyprzedaz teatru w r?ce blazna i arlekina... czyli o kabarecie. Poznan, 2001.
24. Kiec I. W kabarecie. W., 2004.
25. Kiec I. Historia polskiego kabaretu. Poznan, 2014.
26. Krasowska A. Fleksyjne wykladniki stylizacji na polszczyznc zydow w przedwojennym szmoncesie kabaretowym// Socjolingwistyka. Instytut Jczyka Polskiego Polskiej Akademii Nauk, 2002.
27. Krukowski K. Mala antologia kabaretu. W., 1957.
28. Kowalczyk J. R. Wracaj^c do moich Baranow. W., 2012.
29. Lent J. Comic Art of Europe Through 2000: An International Bibliography, ABC-CLIO, 2003.
30. Madurowicz M. Zmyslowo-obyczajowa urbanistyka u powojennych poetow piosenki (Jeremi Przybora, Agnieszka Osiecka, Wojciech Mlynarski)// Bialostockie Studia Literaturoznawcze, 2013. n 4, S. 63-82.
31. Michalski D. Powrocmy jak za dawnych lat... Historia polskiej muzyki rozrywkowej. W., 2007.
32. Mikulski T. "Kurdesz nad kurdeszami" : zagadnienie tekstu i autorstwa // Ikimictnik Literacki : czasopismo kwartalne poswi^cone historii i krytyce literatury polskiej 50/1, 1959. S. 1-49.
33. Moscicki T. Kochana stara buda. Teatr Qui Pro Quo. Lomianki: LTW, 2008.
34. Nowaczynski A.. Mysl teatralna Mlodej Polski // Literackie teatrzyki rozmaitosci. W., 1966. S. 103-109.
35. Nowaczynski A. Rozmirazowanie //„Teatr”. W., 1918. nr 2. S. 30-31
36. Niewiara A. Piosenka - gatunek ewuluujacy? // "Gatunki mowy i ich ewolucja. T. 2, Tekst a gatunek". Katowice: Wydawnictwo Uniwersytetu Sl^skiego, 2004. S. 198-207.
37.Olczak-Ronikier J. Piwnica pod Baranami: czyli koncert ambitnych samoukow.Wydawn. Tenten, 1994.
38.Osip K. „Z czego sie smiejecie?”, czyli sztuka kabaretowa w perspektywie edukacyjnej// Kultura - Spoleczenstwo - Edukacja. nr 1. Poznan: Adam Mickiewicz University Press., 2012. S. 205-223.
39. Faron. B. Jama Michalika. Przewodnik literacki. Krakow, 1995.
40. Fleisher M. Konstrukcja rzeczywistosci. Wroclaw, 2002.
41. Fox D., Kabarety i rewie mi^dzywojennej Warszawy. Z prasowego archiwum Dwudziestolecia. Katowice., 2007.
42. Fox. D. Polski kabaret - tradycja i wspolczesnosc// Postscriptum polonistyczne. Uniwersytet Sl^ski Katowice, 2011.
43. Fox D. Kabarety i rewie mi^dzywojennej Warszawy. Katowice:
Wydawnictwo Uniwersytetu Slaskiego, 2007.
44. Habela J. Kurzowa Z. Lwowskie piosenki uliczne, kabaretowe i okolicznosciowe do 1939 roku. Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1989.
45. Harold B. Segal, Turn-of-the-Century Cabaret: Paris, Barcelona, Berlin, Munich, Vienna, Cracow, St. Petersburg, Zurich. New York, 1987.
46. Hampl L. Komwencja i kreatywnosc w tlumaczeniach na jczyk polski czeskich utworow kabaretowych (na przykladzie programu Na stojaka)// Konwencja i kreacja w jczyku i w literaturze czeskiej. Poznan, 2020.
47. Henningsen. J. Theorie des Kabaretts. Rattingen, 1967.
48. Wierzbowski R. O szopce. Studia i szkice. M. Waszkiel (oprac.). Lodz, 1990.
49. Wilczek W. Wykladniki wartosciowania Sl^ska i Sl^zakow w skeczach Kabaretu Rak// Slowo - wartosc - jakosc w jczyku i w tekscie. Katowice : Wydawnictwo Uniwersytetu Sl^skiego, 2016. S. 117-130.
50. Weiss T. Legenda i prawda Zielonego Balonika. Krakow, 1987.
51. Stepien T. Zabawa i polityka w dwudziestoleciu micclzywojennym (rekonesans) // Studia skamandryckie i inne. Katowice, 1985.
52. Stepien T., Kabaret Juliana Tuwima. Katowice, 1989.
53. Stepien T., O satyrze. Katowice, 1996.
54. Szczerbowski T., O grach j^zykowych polskiego i rosyjskiego kabaretu lat osiemdziesi^tych, PAN - IJP, Krakow, 1994.
55. Szydlowski R. Grodzicki A. Teatr w Polsce wspolczesnej. W., 1963.
56. Skrzydlo L. „Pstr^g” i „Cytryna”: Teatry studenckie w Polsce. W., 1968.
57.Smyczek K. Elegia starozakonna - o szmoncesie w PRL-u// Bialostockie studia literaturoznawcze. Bialystock, 2014. N. 14. S. 129-142.
58. Trojanowska T. Nizynska J. Czaplinski. P. Being Poland: A New History of Polish Literature and Culture since 1918. Toronto, 2018.
59. Panek W. Piosenka polska. Krajowa Agencja Wydawnicza, 1979.
60. Pawlak E. Zycie literackie Poznania w latach 1917-1939. Poznan, 1971.
61. Piatkowski K. Kurdesz nie tylko o decorum kultury sarmackiej // Smak biesiady. Antropologiczne szkice o kulturze szlacheckiej i wspolczesnej. red.DJaroslawa Eichstaedta.Ozarow, 2000. S. 16-27.
62. Pachala A. Muzyka stroni od podzialow.//Piosenka rocznik kulturalny. N. 2. 2014. S.99-123.
63. Pi?tkowa R., Pi^tka M. Elitarny egalitaryzm Kabaretu Starszych Panow// "J^zyk Artystyczny" T. 15. 2014. S. 89-109.
64. Przesmycki Z. Nadsceny. W.: Wydawnictwo Artystyczne i Filmowe, 1966.
65. Przybora J. Dziela (niemal) wszystkie. T. I, 2015.
66. Zawada A. Dwudziestolecie literackie. Wydawnictwo Dolnosl^skie, 1995.
67. Zelenski-Boy T. Szopka krakowska Zielonego Balonika na rok 1912. Krakow, 1912.
68. Zelenski-Boy. T. Flirt z Melpomen^. Instytut Wydawniczy „Biblioteka Polska“, 1920.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ