Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАГМАТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ-АППРОКСИМАТОРЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ: КОРРЕЛЯЦИИ С ПСИХОТИПОМ ГОВОРЯЩЕГО

Работа №128732

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы20
Год сдачи2021
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ ПРАГМАТИЧЕСКИХ
МАРКЕРОВ-АППРОКСИМАТОРОВ С ПСИХОТИПОМ ГОВОРЯЩЕГО
В РУССКОЙ УСТНОЙ СПОНТАННОЙ РЕЧИ 7
Прагматические маркеры как класс функциональных речевых единиц 7
Прагматические маркеры-аппроксиматоры как предмет исследования 9
Методы и материал исследования 11
Прагматические маркеры-аппроксиматоры и их корреляция с психотипом говорящего 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ПРИНЯТЫХ В РАБОТЕ СОКРАЩЕНИЙ 17
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ ПО ТЕМЕ ВКР 18

Исследования в области устной речи - одно из наиболее перспективных направлений в современной лингвистике. Интерес к этой области все возрастает, что объясняется, в первую очередь, динамической природой устной формы языка, ее изменчивостью. Исследования последних лет показывают, что в речевой коммуникации, по сравнению с письменной речью, наблюдается значительное перераспределение функциональной активности языковых единиц и проявляется значительная зависимость их использования от конкретной коммуникативной ситуации и психологического типа и состояния говорящего в этой ситуации. Темперамент влияет на динамические свойства речи, а психотип во многом определяет ее содержательную часть. Однако в нашей речи функционируют очень многочисленные, разнообразные и плохо поддающиеся однозначному определению и классификации единицы и конструкции, фактически не обладающие лексическим значением. Такие единицы и конструкции, взамен утраченного лексического (и отчасти грамматического), приобретают прагматическое значение, благодаря которому становятся средством связности в устном тексте. Так они приобретают свойства прагматического маркера (ПМ).
В связи с этим актуальность настоящего исследования заключается в поиске корреляций между одним типом прагматических единиц устной спонтанной речи - маркерами-аппроксиматорами - и психологическим типом говорящего. Материал настоящего исследования имеет корпусный характер, что позволяет исследовать устную речь разных жанров и форм и делать обобщения о функционировании маркеров в спонтанной речи и их соотнесенности с психологическим типом человека в целом.
Объектом настоящего исследования является русская устная спонтанная речь, организованная в корпус. Предметом исследования стали прагматические маркеры-аппроксиматоры (А) - маркеры нечеткой, или приблизительной, номинации, которые употребляются говорящим, когда 3
прямое называние предмета, явления или положения дел является излишним, неуместным или невозможным.
Цель настоящей работы - поиск и описание корреляций прагматических маркеров-аппроксиматоров с психологическим типом говорящего (интроверт/экстраверт) в устной спонтанной речи.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) обзор литературы по ключевым темам (понятие прагматического маркера-аппроксиматора, понятие о психотипе, классификации маркеров и т. д.);
2) создание пользовательского подкорпуса материала устной спонтанной речи;
3) анализ маркеров-аппроксиматоров в психолингвистическом аспекте: особенности функционирования, корреляции частоты употребления с психотипом говорящего.
Источником материала для исследования послужили корпус русской устной речи «Один речевой день» (ОРД), фиксирующий повседневные диалоги, записанные в течение «речевого дня» говорящего, на данный момент включающий более 1 млн. токенов в расшифровках (транскриптах) (более 1250 часов записи речи, речь 128 информантов), а также два психологических теста (EPI/FPI), которые информанты ОРД заполняли во время записи.
Отбор контекстов для исследования осуществлялся при помощи специально созданного программного инструментария; при анализе маркеров-аппроксиматоров использовались описательный и сопоставительный методы, а также метод простых количественных подсчетов.
Научная новизна работы заключается в разработке механизма анализа отдельных функциональных единиц звучащей спонтанной речи (прагматем/прагматических маркеров), полученной в естественных условиях, для поиска корреляций употребления этих единиц с психологическим типом говорящего. Все наблюдения о функционировании таких маркеров делаются на основе анализа материала живой речи, само исследование которой стало новым шагом в развитии лингвистики.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе функций отдельных единиц звучащей речи (прагматических маркеров-аппроксиматоров) как показателей психологического типа говорящего.
Практическая значимость работы усматривается в том, что выявление корреляций между определенным типом прагматических маркеров позволит точнее делать выводы о принадлежности говорящего к тому или иному психологическому типу. Это может быть полезно в области найма на работу, обучения русскому языку как иностранному, при разработке алгоритмов синтеза и распознавания русской речи.
В работе сформулированы основные положения, выносимые на защиту:
1) явное различие между психологическими типами можно выявить по количеству ПМ в их речи;
2) прагматические маркеры-аппроксиматоры определенным образом коррелируют с психологическими характеристиками (психотипом) говорящего;
3) среди общего числа употреблений прагматических маркеров-аппроксиматоров можно выделить сложные пограничные и полифункциональные случаи, которые не позволяют однозначно указать на этот тип ПМ как определяющий для одного из психологических типов.
Работа прошла апробацию на нескольких крупных филологических конференциях: XIV Конгресс МАПРЯЛ «Русское слово в многоязычном мире» (Нур-Султан (Казахстан), апрель 2019 г.); XLVIII и XLIX Международные филологические конференции (Санкт-Петербург, март 2019 г. и ноябрь 2020 г.); Международный конгресс по когнитивной лингвистике (Нижний Новгород, май 2019 г.); CILC 2019 и CILC 2021: XI и XII International Conferences on Corpus Linguistics and Corpus Approaches to Discourse Analysis (Валенсия (Испания), май 2019 г.; Мурсия (Испания), апрель 2021 г.); The 25th Conference of Open Innovations Association FRUCT (Хельсинки (Финляндия), ноябрь 2019 г.) и некот. др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что экстраверсия как психологический тип личности говорящего коррелирует с употреблением маркеров-аппроксиматоров в устной речи. Это дает дополнительные доказательства того, что экстраверты склонны говорить более абстрактно, меняя степень определенности своих высказываний при помощи маркеров-аппроксиматоров. Интроверты, в свою очередь, используют такие маркеры как основу для развернутых описательных конструкций. С точки зрения психологии это вполне объяснимо, поскольку интроверты обычно высказывают свое мнение осторожно, используя маркеры нечеткой номинации, однако стремятся передать мысль наиболее точно. Экстраверты в речи самоуверенны, однако выражают свои мысли более спонтанно, часто переходя от одной степени определенности к другой.
В перспективе исследования - расширение датасета и выявление более специфических лингвистических признаков для статистического прогнозирования (определения объективной вероятности) психологического типа на основании употребления маркеров-аппроксиматоров. Датасет и результаты текущего исследования могут быть использованы при создании алгоритмов обработки естественного языка (Natural Language Processing), а также систем автоматического синтеза и распознавания речи.



1) Spontaneous Oral Speech From the Psycholinguistic Side: Pragmatemes in the Speech of Informants with a Different Psychotype // Коммуникативные исследования. - № 4 (14), 2017. - С. 73-82.
2) Что такого в этом самом? Специфика употребления одной единицы в разговорной речи // Язык. Культура. Образование: Материалы III Межвузовской научно-практической конференции (30 марта 2017 г.) В 2 ч. Часть 1 / Под общ. ред. Л. В. Захаровой, Е. В. Черемисиной.- СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2017. - С. 64-70.
3) Скажите мне что-нибудь, и я пойму, кто вы: к вопросу о психологической балансировке корпусного материала устной речи // XX Открытая конференция студентов-филологов СПбГУ, Санкт-Петербург, 17-21 апреля 2017 г.: Тезисы докладов - СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2017. - C. 68-69.
4) ВОТ: одна из прагматем в речи информантов с различным психотипом // Шестая конференция-школа «Проблемы языка: взгляд молодых ученых», Институт языкознания РАН, Москва, 12-14 марта 2018 г.: Тезисы докладов - М.: Институт языкознания РАН, 2018. - C. 9-10.
5) ВОТ: одна из прагматем в речи информантов с различным психотипом // Проблемы языка: Сб. научных статей по материалам Шестой конференции-школы «Проблемы языка: взгляд молодых ученых».- М.: Институт языкознания РАН, Канцлер, 2018. - С. 56-68.
6) Python from the Tree of Knowledge: How to Study a Speech Corpus Effectively // CILC 2019: XI International Conference on Corpus Linguistics and Corpus Approaches to Discourse Analysis, Valencia, Spain. May 15-17, 2019. - Pp. 125-126.
7) СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА: к вопросу об автоматической обработке материала речевого корпуса // Русское слово в многоязычном мире. Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ (г. Нур-Султан, Казахстан, 29 апреля - 3 мая 2019 года). [Электронный ресурс] // Ред. колл. Н. А. Боженкова, С. В. Вяткина, Н. И. Клушина и др. - СПб.: МАПРЯЛ, 2019. - С. 977-981.
8) Экстраверт интроверту рознь: к вопросу о частоте употребления прагматических маркеров в речи разных говорящих // Когнитивные исследования языка. Вып. XXXVII. Интегративные процессы в когнитивной лингвистике: материалы Международного конгресса по когнитивной лингвистике / Отв. ред. вып. Т. В. Романова. 16-18 мая 2019 года. М. - Тамбов - Нижний Новгород: Изд-во ДЕКОМ, 2019. - С. 1040-1044.
9) Pragmatic Markers of Russian Everyday Speech: the Revised Typology
and Corpus-Based Study // Proceedings of the 25th Conference of Open Innovations Association FRUCT / S. Balandin, V. Niemi, T. Tuytina (eds.). - Helsinki, Finland, 2019. - Pp. 57-63 (в соавторстве с:
N. V. Bogdanova-Beglarian, O. V. Blinova, T. Yu. Sherstinova,
E. V. Troshchenkova, K. D. Zaides).
10) Если бы да “КАК БЫ": опыт лексикографического описания // Русская речь. - № 6, 2020. - С. 17-27.
11) “КАК БЫ он экстраверт что ли?”: к вопросу о корреляции прагматических маркеров-аппроксиматоров с психотипом человека // Социо- и психолингвистические исследования. - № 8, 2020. - С. 56-60.
12) Pragmatic Markers in Dialogue and Monologue: Identification Difficulties and Typical Formation Models // SPECOM 2020. Lecture Notes in Artificial Intelligence, LNAI, vol. 12335. - Springer, Switzerland, 2020. - Pp. 1-11 (в соавторстве с: N. V. Bogdanova-Beglarian, O. V. Blinova, T. Yu. Sherstinova, K. D. Zaides, T. I. Popova).
13) О чем говорит психотип: функциональное распределение прагматических маркеров в речи интровертов и экстравертов // Коммуникативные исследования. - № 1, 2021. - С. 55-70.
14) Sociolinguistic Variability of Russian Everyday Speech: A Corpus-Based Study // Proceedings of the 27th IEEE Conference of the Open Innovations Association FRUCT. FRUCT’27. The University of Trento (Italy), 7-9 September 2020. Trento, Italy, FRUCT Oy, Finland, Vol. 2 (ACM volume) / S. Balandin, L. Turchet, T. Tyutina. (eds.). - Pp. 288-293 (в соавторстве с:
N. V. Bogdanova-Beglarian, E. M. Baeva, O. V. Blinova, T. Yu. Sherstinova, T. I. Popova).
15) Прагматические маркеры русской повседневной речи: количественные данные // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. По материалам ежегодной международной конференции «Диалог» (2021) / Гл. ред. В. П. Селегей. - М.: РГГУ, 2021. - В печати (в соавторстве с: Н. В. Богданова-Бегларян, О. В. Блинова, Т. Ю. Шерстинова, Е. В. Трощенкова, К. Д. Зайдес, Т. И. Попова, Т. С. Сулимова).
16) Pragmatic Markers from the Psycholinguistic Side: Statistics and Personality Diagnostic Opportunities // CILC 2021: XII International Conference on Corpus Linguistics and Corpus Approaches to Discourse Analysis, Murcia, Spain. April 28-30, 2021. - In Print (в соавторстве с: N. V. Bogdanova-Beglarian,
O. V. Blinova).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ