Введение....................................................................................... 3
Глава 1. Концепция «мягкой силы»....................................................... 6
1.1 Определение понятия «мягкая сила»................................................. 6
1.2 Образование как инструмент «мягкой силы»...................................... 14
1.3 Язык как инструмент «мягкой силы» во внешней политике государства... 19
1.4 Прагматическая лингвистика.......................................................... 23
Выводы по главе 1............................................................................28
Глава 2. «Мягкая сила» Великобритании............................................... 30
2.1 Приоритетные направления реализации Британской политики «мягкой
силы»............................................................................................30
2.1.1 Английский язык как инструмент мягкосилового влияния Великобритании: практические аспекты................................................................ 30
2.1.2 Образование как инструмент мягкосилового влияния Великобритании:
практические аспекты....................................................................... 38
2.2 Образовательные технологии как инструмент «мягкой силы» Великобритании.............................................................................................. 44
2.2.1 Курсы академического английского для обучения в университетах Великобритании.......................................................................................44
2.2.2 Курсы английского языка для бизнеса............................................ 48
2.2.3 Массовые открытые онлайн-курсы (MOOК)....................................54
Выводы по главе 2........................................................................... 62
Заключение.................................................................................... 64
Список используемой литературы.........................................................65
Одной из главных внешнеполитических задач всех государств является повышение своего статуса на мировой арене и создание внешних условий, благоприятных для долгосрочного социально-экономического развития страны. Кроме того, в разное время существенно менялись политические инструменты решения этой проблемы. Так, например, в ХХ в. в условиях международной напряженности основной тенденцией было наращивание государствами в первую очередь «жесткой силы» день ситуация значительно изменилась. Глобализация и новая система международных отношений выдвинули инструменты «мягкой силы» в качестве главных источников влияния государств на мировую политику на первый план. Теперь задача многих государств заключается не в укреплении своей экономической и военной мощи, а в продвижении своей культуры, искусства, технологий, национального языка, образования и науки.
Образование является одной из главных ценностей современного общества, поэтому является актуальным вопросом для каждого государства. Именно поэтому передовые страны мира уделяют особое внимание развитию образования и науки. В связи с этим образование стало одним из наиболее часто используемых инструментов реализации государственной политики «мягкой силы». Как инструмент «мягкой силы» он сейчас активно используется во внешней политике стран, пытающихся создать для себя благоприятный имидж на международной арене.
Мировые державы создают специальные институты по продвижению культуры и национального языка за пределы своих стран. В нашей работе нами было решено рассмотреть продвижение национального языка на примере одной страны, а именно: Великобритании. Данный выбор обусловлен тем, что на сегодняшний день английский язык стал международным и самым распространенным языком в мире. Знание английского дает возможность получить хорошее образование и построить успешную карьеру. Это язык мировых СМИ, кино, телевидения, популярной музыки и информационных технологий, поэтому все больше людей изучают английский язык.
Актуальность выбранной темы исследования обоснована протекающ,ими событиями в современном общ,естве. Благодаря Интернету и технологиям изучение иностранных языков перешло на новый уровень. А пандемия, случившаяся в 2020 году, лишь подтвердила важность наличия организаций в продвижении национального языка через Интернет.
Объектом исследования является образование как фактор «мягкой силы» страны.
Предметом исследования являются онлайн-курсы по изучению английского языка от Британских образовательных организаций как фактор наращ,ива- ния «мягкой силы».
Цель данной работы состоит в оценке значимости онлайн-курсов для продвижения национального языка как фактора «мягкой силы».
В соответствии с поставленной целью при проведении данного исследования необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть историю формирования концепции «мягкой силы»;
2. Изучить инструменты реализации «мягкой силы»;
3. Рассмотреть понятия «образование» и «национальный язык» в качестве фактора «мягкой силы» страны;
4. Рассмотреть приоритетные направления реализации Британской политики «мягкой силы»;
5. Проанализировать выбранные онлайн-курсы, представленные британскими образовательными организациями.
Проблематика концепта «мягкой силы», реализуемого через языковые программы британских организаций, является малоразработанной, в чём и состоит новизна нашего исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в пополнении теоретической и исследовательской базы относительно осущ,ествления концепта «мягкой силы» государства через образование и национальный язык.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения знаний о концепции «мягкой силы» в образовании для выработки практических рекомендаций по созданию привлекательного имиджа страны на международной арене, а также для использования культурной и образовательной политики государства с целью повышения его внешнеполитического престижа.
В ходе исследования применялись следующ,ие методы: описательный (наблюдение, интерпретация, обобщение), контекстуальный, метод сплошной выборки.
Материалом для анализа послужили труды Джозефа Ная, автора концепции «мягкой политики», исследования Джонатана МакКлори и работы основных зарубежных и российских исследователей, изучавших концепцию «мягкой силы». Также материалом для анализа стали онлайн-курсы академического английского для обучения в университетах Великобритании, которые входят в рейтинг «Пп1уег811у ксадис ТаЫез 2021»; онлайн-курсы английского языка для бизнеса, представленные такими образовательными организациями как Кеагп- Епдйзй, ТИе Еопбоп 8сйоо1 ок Епдйзй, Вг1118Й 81ибу СеШгез (ВВС), ВВС Ееагпхпд Епд118Й, Е112аЬе1Ь 1оИп8оп 0гдап12а11оп и МС Лсабешу; онлайн-курсы английского языка на платформе Ри1игеЕеат.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, выводами по первой и по второй главам, заключением и списком использованной литературы.
В настоящее время «мягкая сила» является важнейшим инструментом не только для решения внешнеполитических проблем, но и для укрепления благоприятного имиджа государства. Все больше исследователей приходят к выводу, что концепция «мягкой силы», предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, может быть намного эффективнее, чем наращивание «жесткой силы», связанной с принудительными действиями или угрозами. Именно то государство, которое может предложить лучшие перспективы своим союзникам и разработать привлекательную модель развития, будет наиболее успешным в современном мире. Неспособность применения «мягкой силы» для того, чтобы привлечь другие страны в свою сферу влияния - проигрышный путь, который ведет к снижению роли государства в международных делах.
Связь между разными инструментами «мягкой силы», как правило, достаточно велика. Так, например, национальный язык и образование взаимосвязаны. Рост популярности национального языка означает, что многим людям необходимы хотя бы минимальные знания языка. За счет этого увеличивается количество товаров и услуг, связанных с изучением английского, таких как языковые курсы, школы, пособия, словари и так далее. Это позволяет еще больше увеличить популярность национального языка и создать условия для увеличения влияния «мягкой силы» государства.
Возрастающая ценность времени и прогресс технических возможностей делают онлайн-образование все более популярным и востребованным с каждым годом. Именно поэтому развитие онлайн-обучения является еще одним стратегически ключевым направлением политики «мягкой силы». Таким образом, государства, которые быстро адаптируются к технологическому прогрессу и предлагают новейшие образовательные технологии, способны создать привлекательный имидж страны и стать успешными на международной арене.
1. Бархударов Л. С. Язык и перевод (Вопросы общ^ей и частной теории перевода) / Л. С. Бархударов. - Москва: Междунар. отношения, 1975. - 240 с.
2. В мире работает 550 институтов Конфуция. // РИА Новости, 2019. ПКИ: ййр8://г1а.ш/20191210/1562217842.й1т1 (дата обращения: 25.11.2020).
3. Ворочков А.П. «Мягкая сила» современной России: институциональный аспект // Теории и проблемы политических исследований. 2016. Том 5. № 5 А.
4. Вухт Ф. ван, Вестерха йден Д.Ф. Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образования // Вестник международных организаций. 2012. No 1 (36). URL: http://ecsocman.hse.ru/data/ 2012/03/26/1269124950/2.pdf (дата обращения: 27.11.2020).
5. Ефанова Е.В. Инструменты «мягкой силы» во внешней политике государства // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2018. №3. ПКЕ: Ьйрз:// суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/1П51гитеп1у-туадкоу-511у-уо-упе5Ьпеу-ро1111ке- до5ибаг51уа (дата обращения: 24.11.2020).
6. Жерновая О. Р, Смирнова О. А. Язык как инструмент «мягкой силы» государства (на примере США) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2018. №4 (229). ПКЕ: кИрз:// суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/уа2ук-как-1п81гитеп1-туадкоу-811у-до8ибаг81уа-па- рг1теге-88Ьа (дата обращения: 08.02.2021).
7. Звегинцев В.А. Теоретико-лингвистические предпосылки гипотезы Сепира- Уорфа. // Новое в лингвистике. - Вып. 1. - М., 1960. - С. 111-134.
8. Климентьева В.В., Климентьев Д.Д. Массовые открытые онлайн-курсы для студентов, школьников и преподавателей // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №1 (41). ПКЕ: Ь11р8://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/та88оууе-о1кгу1уе-оп1ауп-киг8у-б1уа- 81ибеп1оу-8Ько1п1коу-1-ргеробауа1е1еу (дата обращения: 10.03.2021).
9. Леонова О.Г. «Мягкая сила» – ресурс внешней политики государства. // Обозреватель, Москва, 2013, No4.
10. Ломовцева Н.В. Современные цифровые образовательные технологии: основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) // ФГА-ОУ ВО «Росси йский государственный профессионально — педагогический университет», Екатеринбург. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/ 123456789/28427/1/978-5-8295-0624-7_2019_067.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
11. Малеев А.А. — Национальный язык как инструмент мягкой силы России // Политика и Общество. – 2017. – No 3. – С. 143 - 148. DOI: 10. 7 2 5 6 / 2 4 5 4 - 0 6 8 4 . 2 0 1 7 . 3 . 2 2 0 7 9 U R L : h t t p s : / / n b p u b l i s h . c o m / library_read_article.php?id=22079 (дата обращения: 20.02.2021).
12. Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. Сборник переводов. Под ред. Ю. С. Степанова. - Москва: Радуга, 1983. - С. 37-38.
13. Норман, Б. Ю. Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков): курс лекций / Б. Ю. Норман. - Минск, 2009.
14. Официальный сайт Траста Сесила Родса. ПКЕ: йПр:// ^^м^.гйобе8Йои8е.ох.ас.ик (дата обращения: 22.01.2021).
15. Официальный сайт стипендиальной программы Чивнинг. ПКЕ: Н11р8:// мми'.сИеуеп1пц.огц (дата обращения: 22.01.2021).
...