Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовой статус органов исполнительной власти

Работа №12871

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы82стр.
Год сдачи2005
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1479
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Органы исполнительной власти……………………………….
&1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти……..………………………………………………………………..
&2. Система, виды, принципы построения органов исполнительной власти…………………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. Правительство Российской Федерации…………………………..
&1. Порядок формирования Правительства Российской Федерации………
&2. Территориальные ораны федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
&3. Место Федеральной службы безопасности Российской Федерации в системе органов исполнительной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность исследования. Успешная деятельность государства тесно связана с эффективной работой всех звеньев государственного аппарата как совокупности органов, осуществляющих различные функции государства. Впервые на конституционном уровне в России был закреплен принцип разделения властей, который означает не только выделение различных групп государственных органов, но и наделение их различными функциями. Статья 10 Конституции РФ гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную". Таким образом, в нашей стране исполнительная власть впервые была законодательно закреплена наряду с двумя другими ветвями власти.
Принцип разделения властей на протяжении столетий имеет руководящее значение для организации государственного механизма. Вместе с тем, как ни удивительно, за три сотни лет не создано признанного понятия ветви государственной власти. Однако вместе с тем данный принцип выдержал испытание временем и занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур. Он является необходимой предпосылкой формирования правового государства. Обращает на себя внимание организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и создание и развитие системы государственных учреждений, относящихся к различным ветвям власти и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти.
В современных условиях в России особое значение приобретает эффективное функционирование исполнительной власти, создание оптимальной системы органов, осуществляющих повседневное государственное управление. Исполнительная власть является объективной необходимостью, она все чаще выступает как организующая деятельность государства. Именно эта ветвь власти обладает разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих как в центре, так и на местах. Реальные характеристики этой ветви власти демонстрируют ее значимость для оценки состояния деятельности государственных механизмов. Особую актуальность приобретают проблемы, касающиеся исполнительной власти, в условиях проведения административной реформы, которая имеет многоаспектный характер и направлена на должную организацию государственных дел. Конечно, административная реформа касается в первую очередь системы исполнительной власти и ее роли в обеспечении государственного управления делами общества и государства. Однако она затрагивает и другие ветви власти в отдельности и их взаимосвязи. Разделение властей не отменяет взаимодействия ветвей власти, единства государственной политики по принципиальным вопросам, а, наоборот, направлено на сплочение единства действий всех ветвей в русле основных целей и задач государства. Две основные модели организации государственной власти - разделение властей и единство государственной власти - не имеют исключительного характера .
В современном правовом демократическом государстве исполнительная власть не подчинена другим властям, а является самостоятельной и обладает мощным потенциалом. Вместе с тем ее вправе контролировать другие ветви государственной власти. Если сравнить исполнительную власть с иными ветвями, то по силе и мощи она выйдет на первое место. Именно в ее руках сосредоточены финансы и материальные ресурсы страны, именно она представлена разветвленной системой органов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, именно от ее эффективной деятельности в большей степени зависит обеспечение безопасности граждан, общества и государства в целом. Этот потенциал исполнительной власти выявляет ее значимость в общественном и государственном механизме.
С учетом федеративного устройства нашей страны важное значение, как теоретическое, так и практическое, имеет проблема построения единой системы исполнительной власти, о которой говорится в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ. Следует особо подчеркнуть, что формирование целостной, эффективно работающей единой системы исполнительной власти в Российской Федерации невозможно без решения вопроса разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями власти. Это является одним из главных направлений при формировании государственной властной вертикали. Не менее важное значение имеет также проблема взаимодействия федеральной, региональной и муниципальной властей. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод, что формирование единой системы исполнительной власти в Российской Федерации предполагает построение слаженной системы разноуровневых и разнопрофильных исполнительных органов, обеспечение их внутрисистемной взаимосвязи, четкое распределение юридически-властных полномочий между ними, разумное сочетание необходимой централизации управленческих функций в общефедеральном масштабе с реальной децентрализацией в процессе их реализации на региональном и местном уровне . В связи с этим одной из составляющих административной реформы является построение такой системы отношений, когда на каждом уровне управления органы власти должны следовать законодательству, не вторгаясь в компетенцию друг друга. Решение этих проблем - дело сложное. К факторам, которые усложняют их решение, можно отнести недостаточную правовую урегулированность, столкновение интересов органов государственной власти центра и регионов, перегруженность федерального центра различными управленческими функциями, противоречивость административных механизмов и ряд других.
Для концепции развития системы исполнительной власти важным является вопрос, касающийся понимания самой системы данной ветви власти и условий, влияющих на ее нормальное функционирование. С 1994 по 2001 г. система федеральных органов исполнительной власти реформировалась семь раз. В ряде случаев изменения отдельных структурных подразделений этой системы были неоправданными и не вызвались объективной необходимостью. При этом отсутствовало организационно-правовое обоснование образования, слияния, разделения органов исполнительной власти. Кроме того, происходило игнорирование интересов и задач государственной политики в той или иной сфере управления как системообразующего фактора, определяющего функциональное назначение того или иного органа управления. Часто преобладал субъективный фактор в решении вопроса о структурных звеньях системы исполнительной власти, что приводило к ее нестабильности. Следует особо подчеркнуть отсутствие системного подхода к определению функций и полномочий органов исполнительной власти при их образовании. Функциональная неопределенность рассматривается как одна из причин нестабильности и неупорядоченности структуры федеральных органов исполнительной власти.
Одним из путей устранения перечисленных негативных факторов явилось бы создание специальных федеральных законов, конкретизирующих системный подход к определению видов федеральных органов исполнительной власти, их назначения и функций. В настоящее время данная проблема решена на уровне Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Установление организационно-правовых форм органов исполнительной власти должно сочетаться с определением правового статуса каждого конкретного органа исполнительной власти путем закрепления его в отдельном нормативном правовом акте. Это необходимо сделать и в целях обеспечения стабильности механизма государственного управления для укрепления российской государственности.
Эффективность административной реформы в России зависит от множества различных факторов. Важное значение в этом плане отводится организации системы исполнительной власти и ее функционирования как единого механизма со всей полнотой реализации функций на различных уровнях.
Настоящее исследование посвящено анализу правовых проблем формирования и деятельности одной из ветвей государственной власти - исполнительной, определению ее места в системе разделения властей, взаимоотношению с государственными органами, не относящимися ни к одной из ветвей власти, с органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами.
В представленной работе предпринята попытка проанализировать важнейшие проблемы организации и деятельности органов исполнительной власти, как федеральных, так и субъектов Российской Федерации, на современном этапе развития России.
В рассматриваемой сфере исследования, вопросам организации деятельности органов исполнительной власти, а также различным аспектам их правового регулирования посвящены работы таких ученых как С.С. Алексеев, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, А.М. Витченко, Л.Д. Воеводин, В.М. Горшенев, В.Е. С.А. Комаров, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Н.С. Малеин, Н.И. Матузов, А.С. Мордовец, В.П. Сальников.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного, административного законодательства об организации и деятельности органов исполнительной власти.
Предметом исследования выступают правовые нормы, учебная и монографическая литература по вопросам организации и деятельности органов исполнительной власти, практика Конституционного суда РФ.
Цель исследования определена как исследование вопроса о правовом статусе органов исполнительной власти.
Основными задачами настоящего исследования являются:
- уяснение системы, видов, принципов построения органов исполнительной власти;
- анализ порядка формирования Правительства Российской Федерации;
- характеристика территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- определение места Федеральной службы безопасности Российской Федерации в системе органов исполнительной власти.
Структура работы определена в соответствии с целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пожалуй, ныне в российской юридической науке наиболее распространено мнение, согласно которому в развитых в экономическом отношении, демократических странах законодательная, исполнительная и судебная власти равнозначны и равноправны, что позволяет им с достаточной степенью эффективности взаимно сдерживать, уравновешивать и контролировать друг друга. По мнению Г.Н Манова, в пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону". Р.В. Енгибарян также полагает, что в правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом если и наблюдаются отдельные отклонения с точки зрения равенства властей, то они рассматриваются скорее как исключения из правила, досадные и по сути своей случайные огрехи, подлежащие скорейшему устранению.
А.А. Мишин называет правительство самым могущественным органом государственной власти. Развивая свою мысль, он далее пишет: "В системе высших органов власти зарубежного государства правительство является наиболее активным и динамичным элементом, в наименьшей степени подверженным правовой регламентации. Оно стоит над всеми другими высшими органами государства. Не будучи подвержено контролю со стороны, правительство имеет возможность само определять объем своих полномочий". К.С. Бельский подчеркивает: "И последовательный сторонник прусской монархии философ Гегель, и либеральный французский государствовед Эсмен, и умеренно-консервативный государствовед Н.М. Коркунов одинаково подчеркивали, что исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства...". Эти и аналогичные им суждения справедливы. Доказательств (или проявлений) могущества, доминирования исполнительной власти над другими ветвями власти множество.
Доминирующее положение исполнительной власти и ее органов среди других властей в современных демократических странах, в том числе и в России, конечно же, не есть результат материализации чьей-то субъективной воли, воплощения злого умысла или реализации корыстных интересов. Оно, безусловно, не может рассматриваться и как итог случайного стечения обстоятельств, стихийно сложившегося соотношения политических сил. Напротив, подобное положение исполнительной власти и ее органов видится нам как исторически предопределенное, объективно обусловленное всем ходом развития человеческой цивилизации.
Таким образом, подводя итог рассмотренной проблематике, следует сказать, что с одной стороны, органы исполнительной власти – это разновидность органов государственной власти, с другой, - субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления.
Основы современного правового статуса органов исполнительной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций. Исходным является тот факт, что, представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они пользуются относительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей.
Принятые в последние годы федеральные законы расширили полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государствен¬ной власти субъектов Российской Федерации.




1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, "Сашко", 2000.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: 2000. – 504 с.
3. Безуглов А.И., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. – М.: 2002. – 507 с.
4. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. - М.: 1998. – 400 с.
5. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. - М.: 2001. – 405 с.
6. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: справ. - учеб. пособие - "Волтерс Клувер", 2005.
7. Зражевская Т.Д. Процессуальные гарантии конституционализма // Российский конституционализм: проблемы и решения. - М.: 1999. - с.160-168.
8. Кокотов А.Н., Саликов М.С. Конституционное судебное процессуальное право // Конституционный судебный процесс / Отв. ред. М.С. Саликов. - М.: 2003. – 567 с.
9. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: В 2 т. М.: 2000. Т.2: Защита прав и свобод граждан. – 503 с.
10. Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1999 / Отв. ред. Т.Г. Морщакова. - М.: 2000. – 800 с.
11. Конституционный Суд Российской Федерации: постановления и определения. 1999 / Сост.и отв. ред. Т. Г. Морщакова.- М.: Юристъ, 2000. – 713 с.
12. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: 2004. – 674 с.
13. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации: сравнительное исследование законодательства и судебной практики. Нормативные акты / Отв. ред. М. А. Митюков. - М.: Зерцало, 1999. – 328 с.
14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ: Учеб. – М.: Юристъ, 1995. – 480 с.
15. Коваленко А.И Конституционное право России. Учебник. - М.: 2002 г. - 480 с.
16. Кудрявцев Ю.В. Комментарий к Конституции РФ. - М.: БЕК, 1996.- 664 с.
17. Кравец И.А. Конституционная жалоба в механизме гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Проблемы развития и совершенствования российского законодательства: Сб. статей / Под ред. В.Ф. Воловича. Ч.1. – Томск.: 1999. - с.101-105.
18. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. - М.: 1998. – 306 с.
19. Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. - М.: 1998. – 234 с.
20. Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия.- Томск.: 1999. - 386с.
21. Митюков М. А. О проекте закона Российской Федерации «Об обеспечении исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации» - М.: 2004. – 203 с.Новикова И.В. Судебная защита прав местного самоуправления // Конституционные чтения. - Вып.1. - Воронеж: ВГУ, 2002. -с.76.
22. Никитин С.В. Проблемы прямого (абстрактного) контроля за нормативными актами в гражданском процессе // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития: Межвузовский сборник научных трудов. – Екатеринбург.: 2000. - с. 425-426;
23. Рыжаков А.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. -М.: Юрайт, 2003. – 674 с.
24. Саликов М.С. Парламентское процессуальное право - подотрасль конституционного процессуального права // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт .- М.: 2003. – 289 с.
25. Саликов М.С. Конституционное судебное процессуальное право - подотрасль конституционного процессуального права // Конституционная юстиция в Российской Федерации. - Екатеринбург, 2003. – 108 с.
26. Сборник Конституционного законодательства. – М.: Юрайт, 2004. – 789 с.
27. Сморчкова Л.Н. Проблемы финансового и материально-технического обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности // Российский военно-правовой сборник. – 2004. - № 1.
28. Черников В.В. Прокурорский надзор. – М.: НОРМА-М, 2004. – 567с.
29. Чудаков М.Ф. Роль парламентов в конституционном процессе // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. - М.: 2003.
30. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. - М.: 1998. – 106 с.
31. Эбзеев Б.С. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства // Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. В 2 т. - М.: 2000. Т.2. – 675 с.
32. Абросимова Е. Проблемы свободного доступа к правосудию в Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2001. - № 3. - с.174.
33. Административно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти: некоторые методологические вопросы / С.Д. Хазанов, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003.
34. Андриченко Л.В., Домрин А.Н., Сивицкий В.А., Чертков А.Н. Законодательное регулирование временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня: основания и пределы // Журнал российского права. 2005. - № 3.
35. Анишина В. Обращение суда в КС РФ // эж-ЮРИСТ. – 2003. -№ 49.
36. Взаимодействие общественных объединений с органами исполнительной власти в Российской Федерации / Д.В. Шутько, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003.
37. Гончар Н.В., Осадчая Н.В. Правовая природа терминов "государственное управление" и "исполнительная власть" и их судьба в российском законодательстве // Законодательство и экономика. – 2004. - № 5.
38. Дайджест оперативной информации «Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации». - 2000. № 1-12; 2003. № 1-2.
39. Деятельность Конституционного Суда РФ в цифрах (ноябрь 1991 г. - июль 2001 г.) // Российская юстиция. - 2001. - № 10. - с.43.
40. Жуйков В. Конституционный Суд и суды общей юрисдикции: проблемы разграничения компетенции // Советская юстиция. - 1993. - № 19. - с. 4- 10
41. Зимненко Б. Международное право в судебной практике России: конституционное правосудие // Российская юстиция. – 2003. - № 9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ