Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические и правовые основы института исполнительной власти……………………………………………………………………………….9
1.1 Становление системы исполнительной власти в России……………………9
1.2 Нормативно-правовая основа исполнительной власти в Российской федерации…………………………………………………………………………19
1.3 Система органов исполнительной власти…………………………………..26
2. Конституционный механизм реализации исполнительной власти……………………………………………………………………………...38
2.1 Взаимоотношения исполнительной с другими ветвями государственной власти……………………………………………………………………………...38
2.2 Проблемы исполнительной власти в Российской Федерации………….….55
2.3 Пограничные органы Федеральной службы безопасности РФ в системе исполнительной власти…………………………………………………………..73
Заключение………………………………………………………………………..81
Библиография……………………………………………………………………..83
Актуальность исследования. Успешная деятельность государства тесно связана с эффективной работой всех звеньев государственного аппарата как совокупности органов, осуществляющих различные функции государства. Впервые на конституционном уровне в России был закреплен принцип разделения властей, который означает не только выделение различных групп государственных органов, но и наделение их различными функциями. Статья 10 Конституции РФ гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную". Таким образом, в нашей стране исполнительная власть впервые была законодательно закреплена наряду с двумя другими ветвями власти.
Принцип разделения властей на протяжении столетий имеет руководящее значение для организации государственного механизма. Вместе с тем, как ни удивительно, за три сотни лет не создано признанного понятия ветви государственной власти. Однако вместе с тем данный принцип выдержал испытание временем и занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур. Он является необходимой предпосылкой формирования правового государства. Обращает на себя внимание организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и создание и развитие системы государственных учреждений, относящихся к различным ветвям власти и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти.
В современных условиях в России особое значение приобретает эффективное функционирование исполнительной власти, создание оптимальной системы органов, осуществляющих повседневное государственное управление. Исполнительная власть является объективной необходимостью, она все чаще выступает как организующая деятельность государства. Именно эта ветвь власти обладает разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих как в центре, так и на местах. Реальные характеристики этой ветви власти демонстрируют ее значимость для оценки состояния деятельности государственных механизмов. Особую актуальность приобретают проблемы, касающиеся исполнительной власти, в условиях проведения административной реформы, которая имеет многоаспектный характер и направлена на должную организацию государственных дел. Конечно, административная реформа касается в первую очередь системы исполнительной власти и ее роли в обеспечении государственного управления делами общества и государства. Однако она затрагивает и другие ветви власти в отдельности и их взаимосвязи. Разделение властей не отменяет взаимодействия ветвей власти, единства государственной политики по принципиальным вопросам, а, наоборот, направлено на сплочение единства действий всех ветвей в русле основных целей и задач государства. Две основные модели организации государственной власти - разделение властей и единство государственной власти - не имеют исключительного характера .
В современном правовом демократическом государстве исполнительная власть не подчинена другим властям, а является самостоятельной и обладает мощным потенциалом. Вместе с тем ее вправе контролировать другие ветви государственной власти. Если сравнить исполнительную власть с иными ветвями, то по силе и мощи она выйдет на первое место. Именно в ее руках сосредоточены финансы и материальные ресурсы страны, именно она представлена разветвленной системой органов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, именно от ее эффективной деятельности в большей степени зависит обеспечение безопасности граждан, общества и государства в целом. Этот потенциал исполнительной власти выявляет ее значимость в общественном и государственном механизме.
С учетом федеративного устройства нашей страны важное значение, как теоретическое, так и практическое, имеет проблема построения единой системы исполнительной власти, о которой говорится в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ. Следует особо подчеркнуть, что формирование целостной, эффективно работающей единой системы исполнительной власти в Российской Федерации невозможно без решения вопроса разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями власти. Это является одним из главных направлений при формировании государственной властной вертикали. Не менее важное значение имеет также проблема взаимодействия федеральной, региональной и муниципальной властей. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод, что формирование единой системы исполнительной власти в Российской Федерации предполагает построение слаженной системы разноуровневых и разнопрофильных исполнительных органов, обеспечение их внутрисистемной взаимосвязи, четкое распределение юридически-властных полномочий между ними, разумное сочетание необходимой централизации управленческих функций в общефедеральном масштабе с реальной децентрализацией в процессе их реализации на региональном и местном уровне . В связи с этим одной из составляющих административной реформы является построение такой системы отношений, когда на каждом уровне управления органы власти должны следовать законодательству, не вторгаясь в компетенцию друг друга. Решение этих проблем - дело сложное. К факторам, которые усложняют их решение, можно отнести недостаточную правовую урегулированность, столкновение интересов органов государственной власти центра и регионов, перегруженность федерального центра различными управленческими функциями, противоречивость административных механизмов и ряд других.
Для концепции развития системы исполнительной власти важным является вопрос, касающийся понимания самой системы данной ветви власти и условий, влияющих на ее нормальное функционирование. С 1994 по 2001 г. система федеральных органов исполнительной власти реформировалась семь раз. В ряде случаев изменения отдельных структурных подразделений этой системы были неоправданными и не вызвались объективной необходимостью. При этом отсутствовало организационно-правовое обоснование образования, слияния, разделения органов исполнительной власти. Кроме того, происходило игнорирование интересов и задач государственной политики в той или иной сфере управления как системообразующего фактора, определяющего функциональное назначение того или иного органа управления. Часто преобладал субъективный фактор в решении вопроса о структурных звеньях системы исполнительной власти, что приводило к ее нестабильности. Следует особо подчеркнуть отсутствие системного подхода к определению функций и полномочий органов исполнительной власти при их образовании. Функциональная неопределенность рассматривается как одна из причин нестабильности и неупорядоченности структуры федеральных органов исполнительной власти.
Одним из путей устранения перечисленных негативных факторов явилось бы создание специальных федеральных законов, конкретизирующих системный подход к определению видов федеральных органов исполнительной власти, их назначения и функций. В настоящее время данная проблема решена на уровне Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Установление организационно-правовых форм органов исполнительной власти должно сочетаться с определением правового статуса каждого конкретного органа исполнительной власти путем закрепления его в отдельном нормативном правовом акте. Это необходимо сделать и в целях обеспечения стабильности механизма государственного управления для укрепления российской государственности.
Эффективность административной реформы в России зависит от множества различных факторов. Важное значение в этом плане отводится организации системы исполнительной власти и ее функционирования как единого механизма со всей полнотой реализации функций на различных уровнях.
Настоящее исследование посвящено анализу правовых проблем формирования и деятельности одной из ветвей государственной власти - исполнительной, определению ее места в системе разделения властей, взаимоотношению с государственными органами, не относящимися ни к одной из ветвей власти, с органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами.
В представленной работе предпринята попытка проанализировать важнейшие проблемы организации и деятельности исполнительной ветви власти на современном этапе развития России.
В рассматриваемой сфере исследования, вопросам организации деятельности исполнительной власти, а также различным аспектам их правового регулирования посвящены работы таких ученых как С.С. Алексеев, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, А.М. Витченко, Л.Д. Воеводин, В.М. Горшенев, В.Е. С.А. Комаров, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Н.С. Малеин, Н.И. Матузов, А.С. Мордовец, В.П. Сальников.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного, административного законодательства об организации и деятельности исполнительной власти.
Предметом исследования выступают: учебная и монографическая литература по вопросам организации и деятельности исполнительной власти, конституционное и административное законодательство, практика Конституционного суда РФ.
Цель исследования определена как исследование вопроса о сущности исполнительной власти, а также конституционных основ организации и деятельности данного вида власти.
Основными задачами настоящего исследования являются:
- уяснение теоретических и правовых основ института исполнительной власти в России;
- определение конституционного механизма реализации исполнительной власти.
Структура работы определена в соответствии с целями и задачами исследования.
Защита Государственной границы Российской Федерации предполагает широкое участие в этой важной для обеспечения национальной безопасности страны сфере деятельности большого числа органов государственной власти, войск и воинских формирований различных министерств и ведомств. Все они вносят свой вклад в общегосударственное дело за¬щиты государственной границы в рамках полномочий, представляемых им федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными законодательными актами.
Принятые в последние годы федеральные законы расширили полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере охраны государственной границы. Однако они пока лишь создают "нулевой" цикл строительства фундаментальной правовой базы пограничной политики, предусматривающей установление единого и комплексного поля решения всех вопросов защиты национальных интересов России и обеспечения её безопасности в пограничных пространствах.
Отсутствие федеральных законов, определяющих полномочия субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления в области законотворчества, привело к тому, что последние принимают свои конституции, уставы, постановления, положения и другие нормативные документы, которые входят в противоречие с законодательными актами федеральной власти, в том числе в сфере обеспечения защиты государственной границы. В этой связи нередко возникают конфликты с местными органами власти, создается благоприятная почва как для злоупотреблений со стороны юридических и физических лиц, так и оспаривания в судах действий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по обеспечению безопасности России в пограничных пространствах в соответствии с федеральными законами.
Дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти России требует подготовки всеобъемлющего пакета законодательных актов, гарантирующих юридическое закрепление механизма реализации их полномочий по защите государственной границы, соответствующих характеру решаемых задач и нормам международного права и предусматривающих повышения ответственности юридических и физических лиц при осуществлении деятельности, затрагивающей интересы безопасности в пограничных пространствах. Решение данной задачи является безотлагательным и обусловлено необходимостью обеспечить благоприятные условия федеральным органам исполнительной власти по выполнению возлагаемых на них функций по защите и охране государственной границы России, а также максимально затруднить юридическим и физическим лицам осуществление противоправной деятельности в пограничных пространствах.
Вместе с тем, одними только законами, какие бы они хорошие ни были, полномочия по обеспечению надежной защиты государственной границы министерствам и ведомствам выполнить нельзя. Без соответствующего финансирования данной сферы деятельности все благие пожелания и потуги министерств и ведомств в деле охраны границы останутся на бумаге. Одним из главных условий реализации полномочий всех органов исполнительной власти, участвующих в защите и охране государственной границы является гарантированное, достаточное и своевременное финансирование их деятельности с учетом необходимых затрат на обеспечение безопасности на государственной границе и в пограничных пространствах Российской Федерации.
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, "Сашко", 2000.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: 2000. – 504 с.
3. Безуглов А.И., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. – М.: 2002. – 507 с.
4. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. - М.: 1998. – 400 с.
5. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. - М.: 2001. – 405 с.
6. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: справ. - учеб. пособие - "Волтерс Клувер", 2005.
7. Зражевская Т.Д. Процессуальные гарантии конституционализма // Российский конституционализм: проблемы и решения. - М.: 1999. - с.160-168.
8. Кокотов А.Н., Саликов М.С. Конституционное судебное процессуальное право // Конституционный судебный процесс / Отв. ред. М.С. Саликов. - М.: 2003. – 567 с.
9. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: В 2 т. М.: 2000. Т.2: Защита прав и свобод граждан. – 503 с.
10. Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1999 / Отв. ред. Т.Г. Морщакова. - М.: 2000. – 800 с.
11. Конституционный Суд Российской Федерации: постановления и определения. 1999 / Сост.и отв. ред. Т. Г. Морщакова.- М.: Юристъ, 2000. – 713 с.
12. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: 2004. – 674 с.
13. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации: сравнительное исследование законодательства и судебной практики. Нормативные акты / Отв. ред. М. А. Митюков. - М.: Зерцало, 1999. – 328 с.
14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ: Учеб. – М.: Юристъ, 1995. – 480 с.
15. Коваленко А.И Конституционное право России. Учебник. - М.: 2002 г. - 480 с.
16. Кудрявцев Ю.В. Комментарий к Конституции РФ. - М.: БЕК, 1996.- 664 с.
17. Кравец И.А. Конституционная жалоба в механизме гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Проблемы развития и совершенствования российского законодательства: Сб. статей / Под ред. В.Ф. Воловича. Ч.1. – Томск.: 1999. - с.101-105.
18. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. - М.: 1998. – 306 с.
19. Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. - М.: 1998. – 234 с.
20. Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия.- Томск.: 1999. - 386с.
21. Митюков М. А. О проекте закона Российской Федерации «Об обеспечении исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации» - М.: 2004. – 203 с.Новикова И.В. Судебная защита прав местного самоуправления // Конституционные чтения. - Вып.1. - Воронеж: ВГУ, 2002. -с.76.
22. Никитин С.В. Проблемы прямого (абстрактного) контроля за нормативными актами в гражданском процессе // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития: Межвузовский сборник научных трудов. – Екатеринбург.: 2000. - с. 425-426;
23. Рыжаков А.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. -М.: Юрайт, 2003. – 674 с.
24. Саликов М.С. Парламентское процессуальное право - подотрасль конституционного процессуального права // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт .- М.: 2003. – 289 с.
25. Саликов М.С. Конституционное судебное процессуальное право - подотрасль конституционного процессуального права // Конституционная юстиция в Российской Федерации. - Екатеринбург, 2003. – 108 с.
26. Сборник Конституционного законодательства. – М.: Юрайт, 2004. – 789 с.
27. Сморчкова Л.Н. Проблемы финансового и материально-технического обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности // Российский военно-правовой сборник. – 2004. - № 1.
28. Черников В.В. Прокурорский надзор. – М.: НОРМА-М, 2004. – 567с.
29. Чудаков М.Ф. Роль парламентов в конституционном процессе // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. - М.: 2003.
30. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. - М.: 1998. – 106 с.
31. Эбзеев Б.С. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства // Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. В 2 т. - М.: 2000. Т.2. – 675 с.
32. Абросимова Е. Проблемы свободного доступа к правосудию в Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2001. - № 3. - с.174.
33. Административно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти: некоторые методологические вопросы / С.Д. Хазанов, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003.
34. Андриченко Л.В., Домрин А.Н., Сивицкий В.А., Чертков А.Н. Законодательное регулирование временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня: основания и пределы // Журнал российского права. 2005. - № 3.
35. Анишина В. Обращение суда в КС РФ // эж-ЮРИСТ. – 2003. -№ 49.
36. Взаимодействие общественных объединений с органами исполнительной власти в Российской Федерации / Д.В. Шутько, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003.
37. Гончар Н.В., Осадчая Н.В. Правовая природа терминов "государственное управление" и "исполнительная власть" и их судьба в российском законодательстве // Законодательство и экономика. – 2004. - № 5.
38. Дайджест оперативной информации «Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации». - 2000. № 1-12; 2003. № 1-2.
39. Деятельность Конституционного Суда РФ в цифрах (ноябрь 1991 г. - июль 2001 г.) // Российская юстиция. - 2001. - № 10. - с.43.
40. Жуйков В. Конституционный Суд и суды общей юрисдикции: проблемы разграничения компетенции // Советская юстиция. - 1993. - № 19. - с. 4- 10
41. Зимненко Б. Международное право в судебной практике России: конституционное правосудие // Российская юстиция. – 2003. - № 9.
42. Зиновьев А. В. Концепция первоочередных поправок в Конституцию России // Правоведение. - 2000. - № 4 (231). - с.57.
43. Интервью с М.В. Баглаем, председателем Конституционного Суда РФ// Законодательство. – 2003. - № 3.
44. Исполнительный орган государственной власти (понятие, правовой статус) / Д.Н. Бахрах, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003.
45. К вопросу о функциях исполнительной власти / Л.А. Калинина, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003.
46. Конюхова И. Роль судов в конституционном развитии России// эж-ЮРИСТ. – 2003. - № 49.
47. Лазарев Л.В. Гражданин и Конституционный Суд // Российская Федерация. - 1995. - № 18. - с.55-57.
48. Лазарев Л. Проблемы судебного нормоконтроля в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Российская юстиция. - 2001. - № 2. - с. 11.
49. Лазарев Л. Исполнение решений Конституционного Суда РФ / Российская юстиция. – 2002. - № 9.
50. Марку Ж. Распределение властных полномочий в Российской Федерации в свете существующей практики федеративных государств - членов Совета Европы, // Журнал российского права. – 2002. - № 9, 10.
51. Министерская система управления в истории и современной России / А.Ф. Ноздрачев, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003.
52. Митюков М.А. Как исполняются решения Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации // Журнал российского права. – 2001. - №7.
53. Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: российский вариант // Законодательство и экономика. – 2005. – № 8.
54. Сивицкий В.А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации о праве граждан на судебную защиту от нарушающих их права нормативных актов// Вестник Новосибирского государственного университета. – 2003. - №12. – с. 34-37
55. Осипян С. Система защиты конституционной законности в сфере федеративных отношений: предпосылки и реальность // Право и жизнь. М.: 2000. - № 30. - с.57.
56. Овсепян Ж.И. Конституционное судебно-процессуальное право (конституционная юстиция): у истоков отрасли права, науки и учебной дисциплины // Северо-Кавказский юридический вестник. - 1998. - № 2.- с.35.
57. Овсепян Ж.И. Субъекты права на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации // Российская юстиция. - 1996. № 1. - с.10-12.
58. Саликов М.С. Конституционно-процессуальное право как наука, отрасль и учебная дисциплина // Право и политика. - 2000. - № 4.
59. Тиунов О.И. О решениях Конституционного Суда Российской Федерации в связи с жалобами граждан на нарушение их конституционных прав и свобод // Российский юридический журнал. - 1996. - № 2. - с.48-62.
60. Тихомиров Ю.А. Проведение диагностики деятельности органов исполнительной власти // Законодательство и экономика. – 2004. - № 12.
61. Топорнин Б.Н. Российский конституционализм на современном этапе // Российский конституционализм: проблемы и решения. - М.: 1999. - с.3-23;
62. Уткина И. Новые подходы к определению понятия вновь открывшихся обстоятельств // Право и жизнь. - М.: 1999.- № 22. - с.27.
63. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного Суда РФ // Государство и право. - 1996. - № 10.
64. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития - Новая Правовая культура, 2004 г.