Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проект как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников (Тольяттинский государственный университет)

Работа №128685

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно – экспериментальная работа.
База исследования: Лицей №174 г. Зеленогорска.
Выборка: 52 ученика: 2 «Л» – 27 человек, 2 «И» – 25 человек.
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………. 4
Глава 1 Теоретические аспекты процесса развития самостоятельности обучающихся младшего школьного возраста…………………………..... 10
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития самостоятельности младших школьников……………… 10
1.2 Средства развития познавательной самостоятельности младших школьников……19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной самостоятельности младших школьников в ходе реализации проектов ……………………………………………32
2.1 Диагностика уровня развития познавательной самостоятельности младших школьников 32
2.2 Содержание работы по развитию познавательной самостоятельности младших школьников 39
2.3 Результаты исследования ………………………………...……. 49
Заключение…………………………….….……………………………….. 59
Список используемой литературы……………………………..….……... 61
Приложение А Диагностические методики для изучения познавательной самостоятельности младших школьников ……………………… 66
Приложение Б Протокол и результаты наблюдения за деятельностью учащихся в процессе реализации проектов…………..… 67
Приложение В Протокол и результаты наблюдения за деятельностью учащихся в процессе реализации проектов…………….. 71
Приложение Г Протоколы результатов исследования на контрольном этапе ……………73
Приложение Д Сводные таблицы результатов по диагностическим методикам ………77

Актуальность изучения проекта как средства развития познавательной самостоятельности младших школьников обусловлена потребностью современного общества в динамическом развитии образовательной системы. Именно в младшем школьном возрасте проявляется интерес к новым знаниям и умениям. Развитие познавательной самостоятельности является одной из важнейших проблем современной педагогики. И все дело в том, что в обществе появился спрос на самостоятельность, умение владеть информацией, обладать знаниями, способность принимать решения, отвечать за их реализацию.
В основных нормативных документах, регламентирующих содержание образования и воспитания Российской Федерации: ФГОС НОО, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», можно найти подтверждение важности развития самостоятельности учащихся.
В современных нормативных документах РФ декларируется социальный заказ государства системе образования: воспитание активного, инициативного человека, готового принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. ФГОС НОО указывает, что одним из основных принципов образования является поддержка инициативности и самостоятельности ребенка через различные виды деятельности [23].
В соответствии с требованиями ФГОС НОО система образования должна организовывать вовлечение учащихся в процесс самостоятельного обучения на основе перспектив и ценностей, мотивирующих поведение людей в современных условиях. Так, прописаны условия для развития самостоятельности младших школьников «обеспечивающие возможность организации проектно-исследовательской деятельности выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников» [22, с. 5].
Метапредметные результаты должны отражать овладение универсальными познавательными действиями:
– базовые логические действия: сравнивать объекты, классифицировать объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
– базовые исследовательские действия: формулировать цель, сравнивать несколько вариантов решения задачи, проводить опыт по плану; формулировать выводы;
– работа с информацией: выбирать источник получения информации; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [23, с. 11].
В Федеральном законе об образовании отмечено, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [21, с. 2].
Приказ об утверждении образовательного стандарта устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, в том числе:
– развитие их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
– самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
– владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности [16, с. 5].
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать владение навыками проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач [23, с. 7].
Рассмотрев вышеуказанные нормативные документы, можно сделать вывод, что в современной педагогике развитие познавательной самостоятельности младших школьников – очень важный этап. Познавательная самостоятельность должно быть развито в полной мере и способствовать дальнейшему обучению и становлению личности школьников.
Изучению самостоятельности младших школьников в истории педагогики уделяли внимание такие великие ученые и педагоги, как А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Н.Г. Алексеев, Н.К. Крупская, рассматривали теории, определяющие сущность познавательной деятельности и закономерности развития самостоятельности в процессе обучения.
Значимое место в педагогической деятельности заняли труды Б.Д. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Н.А. Половниковой.
Несмотря на актуальность рассматриваемой проблемы, понимания значимости развития познавательной самостоятельности, позволили выделить следующее противоречие в том, что существует необходимость в проектировании, в тоже время проектная деятельность не применяется в целом для развития познавательной самостоятельности. Как правило, проектная деятельность направлена на развитие лидерских качеств и других личностных качеств, а вот для развития познавательной самостоятельности представлена очень слабо, методы и приемы недостаточно исследованы, выделены в современной педагогике, разработаны поверхностно. Поэтому нужно решать эту проблему активного применения проекта в части развития познавательной самостоятельности младших школьников.
В настоящий момент, несмотря на многочисленные исследование, посвященные различным аспектам развития самостоятельности школьников, недостаточно разработаны практические аспекты и методология развития познавательной самостоятельности младших школьников при работе с проектами. Проблему развития познавательной самостоятельности младших школьников в проектной деятельности можно решать с помощью методических приемов.
Проблема исследования: каковы возможности проекта для развития познавательной самостоятельности младших школьников?
Цель исследования: разработать методические приемв, используемых при реализации проектов, способствующих развитию познавательной самостоятельности младших школьников, и выявить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс развития познавательной самостоятельности младших школьников.
Предмет исследования: развитие познавательной самостоятельности младших школьников в ходе реализации проектов.
Гипотеза: познавательная самостоятельность младших школьников будет более эффективной, если:
– организовывать с младшими школьниками работу по индивидуальным проектам;
– в процессе реализации проектов применять методические приемы, способствующие развитию познавательной самостоятельности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Определить критерии, позволяющие выявить уровень развития познавательной самостоятельности младших школьников, подобрать диагностические методики и провести констатирующий этап исследования.
3. Разработать и реализовать в образовательном процессе методические приемы (организовывать ситуации успеха; демонстрировать достижения в самостоятельной познавательной деятельности; стимулировать готовность младшего школьника к познавательной самостоятельности; дать возможность адекватно оценивать результат своего труда; не подсказывать готового решения, показать возможные пути разрешения ситуации) направленные на развитие познавательной самостоятельности младших школьников.
4. Провести контрольный этап исследования, проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать выводы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Зеленогорск «Лицей № 174». В данном исследовании принимали участие классы 2 «Л» класса в количестве 27 учащихся и 2 «И» класса в количестве 25 учащихся.
Методологическую основу исследования составили:
– труды М.Д. Зимина, Н.А. Половникова, М.Н. Скаткин, Г.А. Цукерман и других ученых, освещающие проблему формирования познавательной самостоятельности младших школьников;
– работы Н.Ф. Яковлева, Е.С. Полат, посвященные использованию проектов в учебной деятельности.
Новизна исследования: разработаны и реализованы методические приемы развития познавательной самостоятельности младших школьников с применением педагогических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы приемы развития познавательной самостоятельности младших школьников с применением проектной деятельности как средства развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и реализованные методические приемы по развитию познавательной самостоятельности младших школьников с применением педагогических рекомендаций может быть использовано в работе педагогов школьных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 12 таблицами, 8 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования являлась разработка и применение методических приемов во время сопровождения проектной деятельности младших школьников, направленных на развитие познавательной самостоятельности младших школьников и выявление их эффективности в процессе опытно – экспериментальной работы в процессе реализации проектной деятельности младшими школьниками – участниками эксперимента.
В первой главе бакалаврской работы осуществлен анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования. В теоретической части рассмотрены взгляды разных ученых на изучение познавательной самостоятельности младших школьников.
Были изучены критерии развития познавательной самостоятельности, особенности проектной деятельности как средства развития познавательной самостоятельности младших школьников.
На констатирующем этапе был использован соответствующий инструментарий диагностики развития познавательной самостоятельности, подобран комплекс диагностических методик, проведена первичная диагностика и изучены полученные результаты. Было начато наблюдение за поведением и деятельностью младших школьников во время реализации проектов.
На формирующем этапе были разработаны и использованы в ходе реализации проектов младшими школьниками методические приемы, применение которых способствует развитию познавательной самостоятельности младших школьников. Все методические приемы, представленные на формирующем этапе, имеют практико-ориентированную направленность. Было продолжено наблюдение за поведением и деятельностью младших школьников во время реализации проектов.
И на контрольном этапе проводилась повторная диагностика уровня развития познавательной самостоятельности младших школьников и изучение полученных результатов. Были подведены итоги наблюдения за поведением и деятельностью младших школьников во время реализации проектов.
Сопоставив результаты первичной и повторной диагностики по всем методикам, было обнаружено, что уровни познавательной самостоятельности повысились у 33% учащихся, полученные результаты подтверждают положительное влияние проектной деятельности на развитие познавательной самостоятельности младших школьников, применение методических приемов в ходе реализации проектов оправдано и имеет практическое приложение.
В итоге, гипотеза нашего исследования, предполагающая, что познавательная самостоятельность младших школьников будет более эффективной, если организовывать с младшими школьниками работу по индивидуальным проектам, применяя методические приемы в процессе реализации проектов. подтверждена, цель работы достигнута.



1. Веденькина М. В. Современный подход к сущности понятия «познавательная самостоятельность младших школьников» в педагогической науке и практике // Современная наука в теории и практике: Монография / Научный редактор С. П. Акутина. Том Часть V. Москва: Издательство «Перо», 2018. С. 84-102.
2. Гурина И.А. Исторический опыт развития познавательной самостоятельности в советской дидактике в 20 – 30-е годы XX века // 2007. №5. С.145-148 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-razvitiya-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-v-sovetskoy-didaktike-v-20-30-e-gody-hh-veka (дата обращения: 15.06.2023).
3. Евпятьева Т. В. Учебная самостоятельность как цель и средство управления качеством школьного образования // Сборник трудов IX Конгресса молодых ученых, Санкт-Петербург, 15-18 апреля 2020 года. Том 2. Санкт-Петербург, Университет ИТМО: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО», 2021. С. 133-134.
4. Зубрилкина Е. С. Психолого-педагогические основы формирования и развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников // Образовательные инновации: опыт и перспективы : Сборник материалов межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции, Саратов, 26 февраля 2018 года / Под редакцией Е. А. Рязанцевой, Л. Ю. Петровой, Н. В. Стребковой. Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 2018. С. 29-35.
5. Иванова А. В. Познавательная самостоятельность как психолого-педагогическая проблема в современном образовании // Под редакцией А. В. Иванова, А. Г. Скрябина, Л. А. Дарбасова / Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 139-142.
6. Камалеева А. Р. Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников //А. Р. Камалеева, Н. В. Шигапова / Путь науки. 2014. № 5(78). С. 73-83.
7. Келина Д. Л. Особенности развития познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики // Д. Л. Келина //Научный Лидер. 2023. № 53(98). С. 91-94.
8. Костылева Е. А. Организация проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования / Е. А. Костылева, Ж. В. Смирнова, Л. И. Кутепова // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-4. С. 195-198.
9. Курпатова М. А. Подготовка будущих педагогов к проектной деятельности / М. А. Курпатова, Н. А. Шмырева // Евразийское образовательное пространство: актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: сборник статей IV Всероссийской научной конференции с международным участием, Кемерово, 21 мая 2021 года. / Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 24-28.
10. Лысогорова Л. В., Салдаева Е. Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-doshkolnikami-napravlennaya-na-formirovanie-initsiativnosti-i (дата обращения: 15.06.2023).
11. Маммадова Л. А. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. 2020. №48(338). С. 429-433. URL: https://moluch.ru/archive/338/75591 (дата обращения: 15.06.2023).
12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. М.: Мир и образование. 2015. 1375с.
13. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - М. : Юрайт, 2011. - С. 502.
14. Поздеева С. И. Учебная самостоятельность школьника: разное качество и способы формирования// Современный учитель - взгляд в будущее: сборник научных статей, Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 года. Том Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. С.213-215.
15. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – 3-е изд., стер.. – Москва: Академия, 2010. 224с.
16. Психологический словарь / под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс. 2003. 640 с.
17. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).
18. Романова Т. Н. Развитие детской самостоятельности и инициативы / Т. Н. Романова, Е. Н. Григоренко // Интерактивная наука. 2023. С. 36-37.
19. Стамкулова Ш. А. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в педагогических реалиях современного образования / Ш. А. Стамкулова, Н. А. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2(214). С. 53-57.
20. Троицкая И. Ю. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте / И. Ю. Троицкая, М. Д. Зимина // Молодой ученый. 2016. № 4(108). С. 712-715.
21. Ушакова Е. Л. Способы развития самостоятельности младшего школьника в психолого-педагогической литературе / Е. Л. Ушакова, Д. Ю. Лунева, Е. А. Еремина // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 6. С. 14-17.
22. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021г. №286 (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 18.06. 2022).
24. Хрусталева Р. Ю. Формирование у учащихся готовности и желания выражать свои знания внешне / Р. Ю. Хрусталева // Воспитание и социализация молодежи: потенциал историко-педагогического познания в контексте вызовов современности : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXХII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, Нижний Новгород, 25–26 сентября 2018 года / Под редакцией М. В. Богуславского, С. В. Куликовой, К. Ю. Милованова. Нижний Новгород: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования», 2018. С. 262-266.
25. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М-Р.: Педагогический центр «Эксперимент». 2000. 224 с.
26. Шинина Т. В., Морозова И. Г., Нгуен Т. Л. Становление самостоятельности ребенка раннего возраста: кросс-культурные аспекты // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 3. С. 50–64.
27. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б Эльконин. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 2019. С. 239-284
28. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие / Н. Ф. Яковлева. 2-е издание, стереотипное. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "ФЛИНТА", 2014. 144с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ