Введение
1 Правовой анализ правонарушений несовершеннолетних
1.1 Понятие и особенности правонарушений, совершаемых несовершеннолетними
1.2 Законодательные основы административной ответственности несовершеннолетних
1.3 Правовое положение органов в сфере предупреждения и рассмотрения правонарушений несовершеннолетних
2 Причины и условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетних
2.1 Безнадзорность, беспризорность
2.2 Наркомания, алкоголь и девиантное поведение несовершеннолетних
2.3 Проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, снижение финансирования образовательных, культурно-просветительских учреждений, учреждений социальной защиты, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, особенно из нестабильных в экономическом и социальном отношении регионов страны, неблагоприятно отражаются на социальном благополучии детей и молодежи, приводят к негативным тенденциям в социальной ориентации молодых граждан, к росту агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и молодежной среде.
В Российской Федерации, по данным Госкомстата России, в настоящее время насчитывается около 36 млн. несовершеннолетних. Среди них беспризорных – 2-4 млн. (по данным исследований). То, что фактическое положение дел может быть значительно хуже, свидетельствует огромный разрыв между цифрами 2 и 4 млн. Но если взять за веру нижнюю планку (2 млн.), то она примерно равна уровню беспризорности в России времен начала первой мировой войны: в 1914 г., по некоторым данным, беспризорных детей насчитывалось 2,5 млн. Среди этой категории подростков в настоящее время распространены пьянство и наркомания./19/
Многие годы отечественные ученые уделяют большое внимание проблемам правонарушений несовершеннолетних. Значителен вклад в исследования данных вопросов Лончакова А.П., Новиковой Т.Ю., Антоняна Ю.М., Болдырева Е.В., Ветрова Н.И., Долговой А.И., Ермакова В.Д., Миньковского Г.М., Панкратова В.В., Ревина В.П., Сахарова А.Б., Фокина В.М., Хохрякова Г.Ф., Яковлевой Н.Г. и других.
С учетом этого нами не ставится задача найти в этой проблематике свою собственную, ранее никем не разрабатывавшуюся тему. Предпринята попытка на основе теоретического обобщения, творческого анализа, накопленного в разные периоды усилиями многих ученых, на различных направлениях и уровнях научного потенциала, используя результаты социально-правовых исследований и иную информацию, полученную в последние годы, рассмотреть данную проблему с позиций комплексного ее решения и деятельности специально уполномоченных на то органов исполнительной власти – органов внутренних дел и сформулировать и обосновать необходимость концептуального подхода к профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
В работе предпринята попытка: осмыслить и обосновать новые подходы к раскрытию содержания профилактики девиантного поведения; дать объективный анализ детерминант детских девиаций; выявить недостатки как функционирования Управления внутренних дел, так и правового регулирования социализации несовершеннолетних.
Особое место в работе уделено разработке предложений по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере профилактики несовершеннолетних, соответствующих требованиям современного развития общества.
Непосредственным предметом исследования является современное отечественное законодательство, в том числе отраслевое, регламентирующее вопросы правонарушений несовершеннолетних, а также направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и способы совершенствования данной деятельности.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. Основными источниками получения информации по избранной теме явились:
- научная литература, нормативные акты, регулирующие деятельность по профилактике социальных отклонений в поведении несовершеннолетних;
- социальная и правовая статистика;
- данные органов опеки и попечительства;
- информация, полученная от научных и практических работников различных ведомств, занятых профилактикой социальных отклонений в поведении несовершеннолетних, от учащихся общеобразовательных школ и специальных учебно-воспитательных учреждении.
Теоретической основой дипломного исследования являются труды по проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних, а также работы по социальному управлению, теории права и отдельных отраслей права, охватывающие вопросы предупреждения социальных отклонений в поведении несовершеннолетних или содержащие выводы, необходимые для исследования избранной темы.
Таким образом, цель данного исследования состоит в том, чтобы определить юридическую сущность правонарушений несовершеннолетних и их особенности.
Основной задачей настоящего дипломного исследования является уяснение следующих вопросов:
- особенностей положения несовершеннолетних правонарушителей в современной России;
- организационно-правовых основ деятельности органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- основных направлений совершенствования деятельности данных подразделений.
В соответствии с целями и задачами исследования определена структура настоящей дипломной работы.
Изучение нормативной базы административной ответственности несовершеннолетних позволило выделить следующие специфические особенности этого правового института: 1) суженная административная деликтоспособность, заключающаяся в ограниченном наборе применяемых к ним административных взысканий и, в связи с этим, невозможности претерпевания несовершеннолетним всех негативных последствий собственного противоправного поведения; 2) преимущество нравственно-воспитательной цели мер воздействия; 3) двойственная природа юридического факта совершения подростком административного деликта, которая состоит в том, что он одновременно является самостоятельным основанием для применения принудительных мер к ним самим и частью основания для привлечения к административной ответственности их родителей или иных законных представителей.
Установление минимального возраста административной ответственности с 16 лет является наиболее обоснованным, поскольку соответствует уровню психофизического и социального развития личности, а также межотраслевым категориям, характеризующим правовое положение несовершеннолетних, и в силу этого позволяет сформировать особую подотрасль делинквентного права для данной категории правонарушителей, которая могла бы стать юридической основой ювенальной юстиции в России.
Анализируя нормативную основу административной ответственности несовершеннолетних с учетом того, что административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению России и ее субъектов, автор обращает внимание на недопустимость ситуации, при которой правовое положение несовершеннолетних обусловливается юридической грамотностью регионального законодателя, а его содержание сможет трансформироваться в зависимости от места проживания.
Представляется, что к ведению Российской Федерации должны быть полностью отнесены вопросы, касающиеся общих оснований привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, видов юрисдикционных органов, правомочных рассматривать дела о совершенных ими административных правонарушениях, перечень мер воздействия, применяемых к подросткам, и процессуальные гарантии реализации их особого правового статуса. В ведении субъектов Российской Федерации целесообразно оставить возможность установления административной ответственности граждан, в том числе и несовершеннолетних, за отдельные виды деликтов, потребность введения которых определяется географическим положением, национальным менталитетом, традициями и обычаями региона, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.
Другим аспектом правовой регламентации административной ответственности несовершеннолетних является необходимость ее комплексного рассмотрения с учетом ответственности родителей, поскольку при совершении подростком административного проступка требуется установление рамок ответственности каждого из субъектов. Несостоятелен подход, допускающий “трансмиссию” административной ответственности несовершеннолетних на их родителей или иных законных представителей.
Наиболее верной представляется позиция, согласно которой административная ответственность родителей должна наступать не за конкретное правонарушение несовершеннолетнего, а за виновное невыполнение ими обязанностей по воспитанию детей и контролю за их поведением. При этом в материалах дела об административном проступке несовершеннолетнего, наряду с доказательствами, подтверждающими факт совершения им правонарушения и его вину в содеянном, должны быть представлены данные, которые свидетельствуют о виновном поведении родителей, создающем благоприятные условия для противоправных деяний подростков. В этой связи представляется необоснованным предложение ряда исследователей о целесообразности распространения практики взыскания штрафа с родителей на все виды совершаемых подростками правонарушений в тех случаях, когда несовершеннолетние не имеют самостоятельного заработка.
Если суждение о “переложении” административной ответственности ошибочно, так как фактически имеет место необоснованное применение мер административного взыскания к лицу, не совершавшему проступка, то формулировка нормы об отсрочке исполнения штрафа, наложенного на подростка, до его совершеннолетия, по мнению автора, позволила бы урегулировать данный казус. Такая норма должна быть внесена в форме поправок в КоАП РФ
Общий успех предупреждения в существенной степени зависит от состояния специально-криминологического предупреждения.
Изучение показало, что милиция нуждается сегодня в современных средствах связи и передвижения, криминалистической и оперативной технике, в профессиональных кадрах. В то же время финансовые части краевых программ предупреждения правонарушений несовершеннолетних практически не выполняются.
Ощущается разобщенность деятельности отделений по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, участковых уполномоченных милиции, аппаратов уголовного розыска, следствия. Зоны обслуживания сотрудников этих служб, как показало изучение, часто не совпадают.
Слабо участвуют в предупреждении преступлений несовершеннолетних и молодежи патрульно-постовые службы, ГИБДД. Требуется принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в этой области, по подготовке для них квалифицированных кадров, их переподготовке. Необходимо внести коррективы в соответствующие нормативные документы, регламентирующие работу различных служб органов внутренних дел по предупреждению преступности молодежи, с тем, чтобы повысить ее эффективность.
Органам внутренних дел в новых условиях необходимо совершенствовать и более целенаправленно осуществлять работу по выявлению неблагополучных семей, диагностике семейного неблагополучия, применению профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию криминогенных факторов в семье.
Сотрудникам органов внутренних дел необходимо постоянно изучать процессы, происходящие в молодежной среде в школах и трудовых коллективах, находящихся в зоне обслуживания, наладить соответствующий учет коллективов, в которых складывается неблагоприятная обстановка, применять профилактические меры (как общего, так и индивидуального характера) для ее нормализации.
Это предоставит возможность оградить несовершеннолетних от влияния взрослых преступников, в полном объеме изучить их личность в течение длительного промежутка времени, обеспечить более тесное взаимодействие между центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей и специальными учебно-воспитательными учреждениями закрытого типа при проведении профилактической работы.
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г. «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде)»// Сборник международных правовых актов. – М.: 2002. – 765 с.
2. Конституция РФ. – М.: НОРМА-М, 2003. – 132 с.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 2, 21, 22 июля 2005 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - N 1. - ст. 1; N 18. - ст. 1721. - N 30. - ст. 3029; N 44. - ст. 4295, 4298; 2003. - N 27. - ст. 2700, 2708, 2717; Парламентская газета. – 2003. - 15 ноября
4. О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ // "Российская газета". – 31 декабря 2001., СЗ РФ.- 2002 г. - N 1 (Часть I) . -ст. 2
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации .- 2001. - N 52. - ст. 4921; 2002. - N 22. - ст. 2027; N 30. - ст. 3015, 3020, 3029; N 44. - ст. 4298; 2003. - N 27. - ст. 2700, 2706; N 28. - ст. 2880
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации .- 1997. - N 2. - ст. 198; 1998. - N 30. - ст. 3613; 1999 - N 12. - ст. 1406; 2001. - N 11. - ст. 1002; N 13. - ст. 1140; N 26. - ст. 2589; 2003. - N 24. - ст. 2250
7. Уголовный кодекс РФ //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - N 25. - ст. 2955; 1997. - N 1. - ст. 2; 2002. - N 2. - ст. 130
8. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 // Российская газета.-2002, №125
9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ.-1999.- №2.- Ст. 3177
10. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)// СЗ РФ.- 2003г.- №2. – ст. 2341
11. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - N 29. - ст. 2759; 1998. - N 30. - ст. 3613; 2001. - N 11. - ст. 1002; 2003. - N 1. - ст. 2; N 27. - ст. 2700
12. О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. - N 16. - ст.503; Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - N 14. - ст. 1666; 2001. - N 1. - ст. 15; 2002. - N 27. - ст. 2620
13. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - N 8. - ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - N 47. - ст. 4472; 1999. - N 7. - ст. 878; 2000, - N 2. - ст. 140; 2001. - N 53. - ст. 5018; 2002. - N 26. - ст. 2523; N 40. - ст. 3825
14. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 (с изменениями от 22 апреля, 30 июня 2002 г., 21 мая 2003 г.)// СЗ РФ.- 1996.- №30. Ст.3605; 1997. №36. Ст.4133; 1998, №17.- Ст.1915; №22.- Ст.2413;1999, №50.- Ст.6197;2001,№3.-Ст.220
15. О частичном признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. № 1338 О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав: Указ Президента РФ от 14 января 2000 г. № 35 // Российская газета. – 2000. – 15 января
16. О президентской программе «Дети России» на 1998 - 2000 годы: Указ Президента РФ от 15 января 1998 г. № 29 // Российская газета. – 1998. – 16 января
17. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ № 314 от 9.03.2004 г. // Известия. Приложение «Закон». 2003.- №3.- с. 1-3
18. О подпрограмме Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних федеральной целевой программы Дети России» на 2003 - 2006 гг.: Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732) // Детская безнадзорность и проблемы правового регулирования. – М.: Мысль, 2003. – 345 с.
19. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Приказ МВД РФ от 12 января 2002 г. № 23 // Правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности: Сборник законодательства. – М.: Щит, 2003. – 456 с.
20. Об утверждении Концепции развития Службы общественной безопасности МВД России: Приказ МВД РФ от 15 марта 2002 г. № 240 // Правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности: Сборник законодательства. – М.: Щит, 2003. – 456 с.
21. Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 // Правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности: Сборник законодательства. – М.: Щит, 2003. – 456 с.
22. О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними: Приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. № 147/481 // Правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности: Сборник законодательства. – М.: Щит, 2003. – 456 с.
23. О плане краевых первоочередных мероприятий по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2003 год: Постановление Губернатора Хабаровского края от 3 марта 2003 г. № 66 // Тихоокеанская Звезда. - 2003.- №48. – с.3
24. Об утверждении Положения об основах организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Хабаровского края: Постановление Губернатора Хабаровского края от 22 июля 2002 г. № 346 // Тихоокеанская Звезда. – 2002. - №157. – с.3
25. Об исполнении законодательства о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних: Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 2003 г. № 21-17-02 // Вестник Генеральной прокуратуры РФ. - 2003. - №12. – с. 16-17
26. Доклад Заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника Чекалина А.А. на расширенном заседании коллегии МВД России по итогам работы за 2003 г. – Протокол № 1/01 заседания коллегии.
27. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: Учебник.- М.: Зерцало,2000.- 702 с.
28. Административное право: Учебник/ Под ред. Л.Л. Попова.- М.: Юристъ,2000. – 603 с.
29. Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: Юристъ, 2002. – 604 с.
30. Боер В.М., Григонис Э.П., Янгол Н.Г. Правовое государство: проблемы организации и функционирования государственного механизма Российской Федерации. –СПб.: СПбГААП., 1997.- 456 с.
31. Деришев Ю.В. Органы внутренних дел в России: прошлое, настоящее, будущее: Учебное пособие. – Омск, 2001. – 198 с.
32. Долгова А.И. Общие проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. – М.: Юнити, 2002. – 109 с.
33. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. – М.: НОРМА-М, 2002. – 308 с.
34. Заец А.П. Система советского законодательства (проблема согласованности). – Киев.: 1987. – 678 с.
35. Малько А.В. Конституционное право РФ: Учебник.- М.: НОРМА-М,2002. – 407 с.
36. Иванов С.А. Взаимодействие нормативных правовых актов МВД России с иными актами. // Актуальные проблемы организации и деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст.2-е изд. / Под ред. В.Н. Казакова, К.Е. Сигалова, И.И. Лизиковой. М.: Фонд поддержки правоохранительных органов, 2003. – 201 с.