Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Место национальной безопасности в системе конституционного строя России

Работа №12866

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы96 стр.
Год сдачи2005
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации
1.1. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России
1.2. Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации
Глава 2. Особенности обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Дальневосточного федерального округа
2.1. Оценка угроз национальной безопасности в Дальневосточном федеральном округе
2.2. Некоторые вопросы пограничной безопасности в аспекте развития регионального сотрудничества с Китаем
2.3. Влияние российско-корейских отношений на состояние пограничной безопасности в Дальневосточном федеральном округе
Заключение
Список использованных источников


Актуальность исследования. В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) Россия является правовым государством. Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права, что означает, в первую очередь, верховенство закона. Другими словами, суть правового государства состоит в том, что власть государственных органов ограничивается законом . Сказанное имеет самое непосредственное отношение и к формированию правовых основ обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации, в том числе и на территории Дальневосточного федерального округа.
Территория Дальнего Востока составляет более 5 тыс. кв. км. На ней расположены 13 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Камчатский край, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Численность постоянного населения на 1 января 2005 г. составляла более 6 млн. человек. Плотность населения колеблется от 0,1 до 12,4 человека на 1 кв. км, в среднем по регионам Дальнего Востока и составляет 1,3 жителя на 1 кв. км .
Например, Хабаровский край и Еврейская автономная область Российской Федерации имеют государственную границу с Китаем по рекам Уссури и Амур на протяжении около 820 км. В зоне прохождения государственной границы с КНР находится 4 района Хабаровского края (Бикинский, Вяземский, Хабаровский, район им. Лазо) и все административные районы ЕАО. Пассажиропоток через них достигает нескольких десятков тысяч человек в год в обоих направлениях. В течение прошлого года на территорию Российской Федерации через пункты таможенного пропуска Хабаровского края и Еврейской автономной области въехало 33,5 тыс. граждан Китая.
Таким образом, непосредственная близость границ с Китаем создает реальную угрозу обеспечения национальной безопасности на Дальнем Востоке.
Новые внешнеполитические и международно-правовые реалии, принимаемые в соответствии с ними меры по совершенствованию обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации на дальнем Востоке значительно усложнили и сделали крайне динамичными процессы в пограничной сфере.
Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере предусматривает в качестве одной из основных задач разработку и своевременное приведение нормативной правовой базы в сфере пограничной деятельности в соответствие с реальной обстановкой в мире и стране, а также потребностями защиты экономической безопасности России и развития ее международных связей. С этой непростой задачей может справиться только тщательно подготовленная, логически взаимоувязанная, отражающая все важнейшие аспекты и учитывающая все особенности объекта правового регулирования система нормативных правовых актов.
Следует отметить, что за последние годы законодательство в сфере обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве существенно обновилось. Приняты и вступили в силу многие федеральные законы, направленные на регулирование правоотношений по обеспечению национальной безопасности в пограничной сфере. Активная законодательная деятельность позволила существенно расширить регулирование общественных отношений в данной области, отразить в законах новые направления развития страны, ликвидировать пробелы в действовавшем ранее законодательстве, расчистить его от устаревших норм и предписаний.
Переход от биполярного мира, болезненный процесс становления российской государственности находят свое отражение не только в обострении проблем пограничного разграничения, но и в возможной территориальной экспансии на Дальнем Востоке по отношению к Российской Федерации, в стремлении Китая, Японии воспользоваться временными трудностями государства для реализации своих интересов.
Незавершенность международно-правового оформления и демаркации государственной границы Российской Федерации с Китаем, активизация деятельности трансграничной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, контрабанды товаров, химических и психотропных веществ через границу; расхищение национальных богатств Российской Федерации, ее сырьевых и материальных ресурсов, усиление незаконной миграции через Государственную границу Российской Федерации - таков далеко не полный перечень внешних и внутренних угроз на Дальнем Востоке, которые требуют от Российской Федерации принятия адекватных, упреждающих мер по их нейтрализации. Запаздывание или задержка с решением этих проблем могли бы негативно сказаться на безопасности Российской Федерации.
Таким образом, актуальность исследуемой темы обусловлена объективной необходимостью анализа нормативной правовой базы и деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности в пограничном пространстве Дальнего Востока.
Целью исследования является комплексное изучение вопросов, связанных с теорией и практикой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве Дальнего Востока и выработка рекомендаций по внесению изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство, регламентирующее данную деятельность.
Для достижения вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретико-правовые основы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации;
- определить понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России;
- осуществить анализ правового обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации
- рассмотреть особенности обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Дальневосточного федерального округа;
- дать оценку угроз национальной безопасности в Дальневосточном федеральном округе;
- конкретизировать некоторые вопросы пограничной безопасности в аспекте развития регионального сотрудничества с Китаем и влияния российско-корейских отношений на состояние пограничной безопасности в Дальневосточном федеральном округе.
Комплексного исследования проблем правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве Дальнего Востока до настоящего времени не проводилось. Некоторые аспекты деятельности федеральных органов власти затрагивались в юридической науке, преимущественно со смешанной тематикой (Д.Н. Бахрах, А. В. Высоцкий, И.М. Гуткин, В.И. Захаренко, Б.М, Клименко, А.А. Першин, А.А. Порк, Э.А. Пушмин, В.Б. Рушайло, А.Д. Шерстнев и другие).
С учетом специфики рассматриваемой темы отдельные вопросы в данной области рассматривали В.А. Балашов, С.Н. Булашов, В.В. Ласточкин, П.Н. Саклаков, В.Е. Чеканов и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве Дальнего Востока.
Предмет исследования - совокупность правовых норм, составляющих правовую базу обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве Дальнего Востока
Эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, материалы периодической печати.
Методологическую основу исследования составляют: исторический, системный, социологический, логический и сравнительно-правовой методы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список использованных источников и литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итог дипломной работе, сделаем следующие выводы.
Современные проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно-правовом и административно-правовом аспектах обеспечения национальной безопасности нашего государства.
Административное законодательство, принятое по вопросам обеспечения национальной безопасности, берет истоки в нормах Конституции РФ, Закона РФ от 6 марта 1992 г. "О безопасности" и Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает обеспечение безопасности граждан и обеспечение безопасности государства в качестве критериев для ограничения в ряде случаев основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, относит безопасность к предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Закон РФ "О безопасности" вводит такую категорию, как "жизненно важные интересы личности, общества и государства"; определяет безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"; признает основными объектами безопасности "личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность"; закрепляет понятие системы безопасности Российской Федерации и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации вводит такие социально-правовые категории, как "национальная безопасность Российской Федерации" и "национальные интересы".
Концепции национальной безопасности отводится основополагающая роль. Для укрепления научных основ национальной безопасности предлагается законодательно закрепить и конкретизировать "пакетом нормативно-правовых актов" все положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Пакет весьма весомый. Только по вопросам оборонно-промышленного комплекса и обороны Правовое управление Аппарата Совета Федерации предлагает принять 58 новых отраслевых законов. Должно быть приведено в соответствие с Концепцией национальной безопасности все действующее законодательство в сфере национальной безопасности.
Следует все остальное законодательство в области национальной безопасности не только подстроить под Концепцию, но и дополнить наименования соответствующих законов прилагательным "национальный".
Говорить о национальной безопасности государства допустимо, разумеется, когда речь идет о национальной доктрине, то есть о наиболее общих представлениях о месте и роли государства в системе международных отношений, об его исторических судьбах, стратегических целях и интересах нации, понимаемой как государство-нация. Анализ Концепции национальной безопасности показывает, однако, что в ней отсутствует понимаемая таким образом национальная доктрина. Недостаточно проработана геополитическая модель (место и роль России в мире), основные составляющие национальной безопасности - народ России, экономика, уклад общественной жизни, духовный потенциал. Эти геополитические понятия подменены абстрактными интересами личности, общества и государства. Не раскрыто определение национальной безопасности Российской Федерации как безопасности ее многонационального народа - носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации, данное в самой же Концепции национальной безопасности 2000 г.
Отсутствие национальной доктрины не позволяет сформулировать стратегические общенациональные интересы России и, как следствие, магистральные целевые установки, что проявляется прежде всего в аморфности официальных взглядов на федеративное устройство Российской Федерации, ее экономику и социальную сферу, оборону и внешнюю политику. В результате законодательная база в области национальной безопасности Российской Федерации носит фрагментарный характер, порождая локальные и разрозненные массивы правовых норм, что говорит об отсутствии целостного представления о том, что же представляет понятие "национальная безопасность". Результатом такого состояния нормативной базы в области национальной безопасности России стала аморфность самой Концепции национальной безопасности.



1. Конституция РФ. М., 1993.
2. Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 5. Ст. 769.
3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2003. № 27. Ст. 2697.
4. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
5. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269; 2000. № 1. Ст. 9; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 156; 2004. № 35. Ст. 3607.
6. Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143; 2004. № 35. Ст. 3607.
7. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. «О государственной охране» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
8. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2004. № 27. Ст. 2711, № 35. Ст. 3607.
9. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Россий-ской Федерации» с изм. и доп. // ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861; 1996. № 50. Ст. 5610; 1997. № 29. Ст. 3507; 1998. № 31. Ст. 3805; Ст. 3831; 1999. № 23. Ст. 2808; 2000. № 32. Ст. 3341; № 46. Ст. 4537; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607.
10. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориаль-ном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833; 2004. № 35. Ст. 3607.
11. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991 г. // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. №16. Ст.503; 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964; № 48. Ст. 5456; 1999. № 14. Ст. 1666; № 49. Ст. 5905; 2000. № 31. Ст. 3204; № 46. Ст. 4537; 2001. № 1. Ст. 15; № 31. Ст. 3316; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 19. Ст. 1752.
12. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997. № 6. Ст. 711; 2004. № 35. Ст. 3607.
13. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; 1998. № 46. Ст. 5651; 2004. № 8. Ст. 600, № 17. Ст. 1587, № 18. Ст. 1687, № 25. Ст. 2484, № 27. Ст. 2711, № 35. Ст. 3607, № 49. Ст. 4848; 2006. № 1. Ст. 10, 22.
14. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331; 2004. № 18. Ст. 1687, № 30. Ст. 3089, № 35. Ст. 3607, № 46. Ст. 4491; 2006. № 1. Ст. 2.
15. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030; 2004. № 35. Ст. 3607.
16. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
17. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности и структуре органов федеральной службы безопасности» // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.
18. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 865 "Об утверждении Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2880.
19. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Об утверждении Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.
20. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 870 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2883.
21. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3234.
21. Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Совете Безопасности РФ» и «Об утверждении Положения об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.
22. Указ Президента РФ от 13 августа 2004г. «Об утверждении Положения о Государственной фельдъегерской службе РФ» // СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3437.
23. Указ Президента РФ от 16 августа 2004г. «Об утверждении Положения о Министерстве обороны РФ» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3538.
24. Указ Президента РФ от 16 августа 2004г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3539.
25. Указ Президента РФ от 16 августа 2004г. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве специального строительства» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3540.
26. Указ Президента РФ от 16 августа 2004г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3541.
27. Указ Президента РФ от 21 января 2005 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по оборонному заказу» // СЗ РФ. 2005. № 5. Ст. 358.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ